Можно ли посещать мечеть православным, мнение священнослужителей

Можно ли посещать мечеть православным, мнение священнослужителей

Даже если христианин хочет приобщиться к исламским традициям и культуре из самых чистых побуждений, не всегда следует это делать, а иногда — и категорически нельзя, считают сами мусульмане.

Завершились широкие празднования, посвященные священному для мусульман Курбан-байраму. Так, в Московском международном доме музыки устроили грандиозный концерт, послушать который пришли многие члены правительства, Совета Федерации, депутаты Госдумы, зарубежные послы.

И далеко не все из них мусульмане — как заметила корреспондент «Собеседника», собрались и множество христиан. Также некоторые христиане в последнее время выбирают в качестве туристического маршрута поездку к святым для мусульман, а не православным и католикам местам.

Обратите внимание

Но стоит ли это делать? Эту щекотливую и по-восточному тонкую тему мы обсудили с генеральным директором казанского Центра мусульманского туризма и отдыха «Рахат-тур» Рушаном Мустафином:

— Самое важное путешествие — это хадж [паломничество, связанное с посещением Мекки и ее окрестностей, горы Арафат, долины Муздалифа и Мина в определенное время].

Его могут совершать исключительно мусульмане и никто больше — даже в «чисто туристических» или «чисто образовательных» целях для христиан это паломничество недопустимо, — объясняет Рушан Мустафин. — В Мекку и Медину вход для христиан закрыт.

Туда даже и не всякий мусульманин попасть может — для этого нужно получить специальную визу и разрешение от действующего короля.

— Если христианин раздумывает, не принять ли ему ислам, то с целью развеять сомнения можно совершить хадж?

— Нет, даже в таком случае это недопустимо. Помочь определиться, принимать ислам или нет, могут беседы с духовенством, чтение книг, но хадж нельзя использовать как одно из средств. В Мекке и Медине есть и не связанные с исламом места — обычные улицы, кафе, магазины, но вход в эти два города для христиан все равно закрыт.

— Ясно. А просто посещать мечети во время туристических поездок в другие города христианам можно или от этого тоже лучше воздержаться?

— Культовые учреждения христианам посещать дозволяется, но при соблюдении определенных правил. Главное — быть грамотно одетым и вести себя подобающим образом.

— Куда бы вы посоветовали в первую очередь поехать тем христианам, которые по каким-то причинам хотят приобщиться к исламу?

— Прежде всего стоит обратить внимание на библейские места, которые одинаково святы и для христиан, и для мусульман. Это Иерусалим и Святая Земля.

Кстати, сами мусульмане нередко не знают всех основ своей религии и допускают ужасные ошибки — например, во время паломничества начинают поклоняться могилам предков или известных пророков, просить у них помощи и защиты. Это делать категорически запрещается.

— А поближе Иерусалима? В России что-то советуете посетить?

— В России никогда не рождалось мусульманских пророков, поэтому тут каких-то священных для ислама мест быть не может. Есть только места, исторически связанные с исламом — например, в Казани это места принятия булгарами ислама. Но святости эти места не несут.

Очень большое и греховное заблуждение — призывать совершать подобие хаджа в казанские мечети. Люди, которые к этому призывают (а таких, к сожалению, много), попадут в ад.

Да и посещение мечети христианами не принесет им ничего хорошего для спасения души, не нужно к этому стремится.

— Почему же все больше христиан сегодня не прочь зайти в мечеть в каких-то своих туристических целях?

— Сбывается пророчество: в Коране записано, что вы увидите — люди толпами будут принимать ислам. Еще я часто замечаю, что многие христиане, к сожалению, не знают всех основ своей религии. И когда им нужно найти ответ на свой житейский вопрос, они нередко обращаются за помощью к исламу.

Источник:

Мечеть рядом с храмом, — мнения священнослужителей

В центре Ульяновска, рядом с действующим Всехвсятским храмом и строящимся православным собором, решено построить соборную мечеть. Настоятель Всехсвятского храма в Ульяновске протоиерей Алексий Скала обратился с открытым письмом к губернатору Сергею Морозову, где резко выступил против планов строительства мечети.

Он отмечает, что мечеть разрушит культурный облик и без того перегруженного городского центра, и что для ее строительства в этом месте нет никаких разумных причин, а есть лишь желание руководства области показать свою лояльность национальным меньшинствам.

Священник также отметил, что на его протесты он получил ответ: «Хорошо, что не Вы, батюшка, решаете эти вопросы».

«Я не русский шовинист, — пишет священник. — Я рад, горд и счастлив, что в нашем многонациональном городе никогда не было резких проявлений вражды между населяющими его народами. Но православие и ислам — две совершенно разные религии.

Их нельзя искусственно соединять, даже на одном участке земли.

«У нас не было никогда межрелигиозных конфликтов, и за это нужно благодарить Бога. И их никогда не будет до тех пор, пока кто-либо искусственно не будет создавать для них почву. Пожара не бывает там, где соблюдают правила пожарной безопасности, а не бегают с горящим факелом, не зная, куда его пристроить», — говорится в письме.

«Я надеюсь, что мы будем спокойно молиться в своих храмах, а мусульмане в своей новой мечети, для которой будет найдено достойное место в нашем областном центре.

И при встрече с руководителями мусульманских общин я смогу, как и прежде, с улыбкой здороваться с ними и искренно говорить о том, что мы делаем одно дело — молимся о мире в наших домах, в нашем граде, и в нашем Отечестве.

Молимся в своих храмах, по своим традициям и в разных местах, не мешая друг другу и не создавая неудобств», — заключил он.

«Не создает ли подчас подчеркнутая демонстрация равенства религий ту самую напряженность, которую стремится устранить? Как добиться, чтобы права национальных и культурных меньшинств не разрушали традиционный облик и уклад городов и регионов? Не следует ли в таких случаях внимательнее прислушиваться к мнению коренного (в данном случае православного) населения?» – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям и экспертам.

Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов считает, что этот вопрос религиозные деятели должны были решить между собой.

«Конечно, нашим братьям мусульманам нужны мечети. Ничего плохого в этом нет, и городские власти должны идти навстречу пожеланиям верующих.

Важно

Но прежде, чем строить соборную мечеть в самом центре города, надо было все-таки посоветоваться и с владыкой Проклом, и с общественностью, и представителями других конфессий. Ведь все проблемы можно решить путем договоренностей.

А так, действительно возникает какая-то никому не нужная напряженность», — сказал он.

«Я считаю, что подобные вопросы не должен решать только губернатор. Сначала, конечно, должны были договориться представители конфессий. Вообще, я считаю, что неплохо было бы и в регионах создать межрелигиозные советы по образцу центрального», — добавил отец Димитрий.

«Безусловно, по законодательству РФ все религии равны. Но в нашей истории и культуре они участвуют в разной мере», — отметил он.

«Строительство мечети около церкви, на мой взгляд, — очень тонкий вопрос. Такие решения должны согласовываться вместе с религиозными и культурными организациями, а не только в правительстве. Отец Алексий прав, что настаивает, чтобы мнение православных в таких вопросах учитывалось», — сказал священник.

«Видимо, проблема именно в том, что руководители Ульяновска демонстративно приняли такое решение, не узнав мнения настоятелей близлежащей церкви. Должно всегда предварительно производиться обсуждение такой важной темы. Мы живем в гражданском обществе, где должны учитываться интересы большинства, в частности православного народа», — подчеркнул отец Артемий.

«Это все очень серьезные вопросы. Мы знаем, что в Швейцарии, например, они обсуждаются очень открыто. И это правильно, нам нужно брать с них пример», — подытожил он.

Иерей Александр Добродеев, зав. сектором по взаимодействию с правоохранительными учреждениями Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, подчеркнул, что у каждого гражданина должна быть уверенность, что властям важно его мнение.

«На мой взгляд, мнения чиновников порой совсем не отвечают мнениям народа и общества. Они часто хотят показать свою лояльность к другим религиям такими демонстративными способами.

Если за такое строительство выступают и мусульманские, и православные верующие, тогда можно обдумать этот вопрос.

Но если это решение предприняли только власти, то тут открытое письмо — вполне адекватная мера протеста», — сказал он.

«Мы были недавно в Великобритании, там посетили лондонскую тюрьму, и оказалось, что там даже камеры разделяют по религиозному признаку. На мой взгляд, это идеальный пример лояльности к другим религиям. У нас же ничего подобного не спрашивают, а надо бы», — пояснил священник.

«Хотя мы и являемся демократическим государством, но никто никогда не знает, кто принимает подобные решения. Нужно выставить этих людей всем напоказ, тогда нарушать права будет неповадно. Конечно, должно учитываться мнение большинства, мнение того населения, которое преобладает в том или ином регионе или городе», — подытожил отец Александр.

«И ответственность за возникшую напряженность ложится, конечно, на госчиновников.

Теперь в самом центре Симбирска, под стенами церквей будут закалывать барашков, — напомню, совсем недавно совершение этого ритуала в Москве и в Питере шокировало даже абсолютно политкорректных граждан.

Понятно, что такова культурная традиция, но почему городские власти в таком случае выказывают полное неуважение к культурной традиции большинства?» – сказал он.

«И в данном случае чиновники, видимо, хотели «как лучше», а получилось «как всегда» — выражение лояльности обернется напряжением в обществе и, в конечном итоге, — неприятностями для самих чиновников, не удосужившихся разобраться в таком тонком вопросе», — заключил священник.

Председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев считает, что зачастую для чиновников вера — это всего лишь музей.

«Я поддерживаю мнение батюшки, который обратился с открытым письмом властям. Это неразумие наших чиновников в религиозных делах создает «на пустом месте» напряженность и тем самым подталкивает к той самой национальной розни. В данной ситуации возникает смешение и путаница», — сказал он.

«В данном случае действительно власть неразумна. Строить мечеть рядом с православным храмом совершенно не нужно, нужно четко прислушиваться к национальным и религиозным интересам. Нужно искать решения в нашей истории», — подчеркнул Валентин Владимирович.

«Я думаю, что и самой мусульманской общине Ульяновска такое соседство не нужно, а для администрации это по большей части создание некого «заповедника», так как для них вера сейчас часто бывает каким-то музеем», — заметил он.

«У нас большинство руководителей не учитывают никаких национально-религиозных интересов. Чтобы не возникало таких проблем, нужно учитывать интересы всех: и общества, и религиозных и культурных деятелей, и только потом делать выводы», — подытожил он.

«Деликатной» считает сложившуюся в Ульяновске ситуацию член Общественной палаты РФ, президент Российской академии бизнеса и предпринимательства Ирина Горбулина.

«Соседство двух различных религиозных сооружений не вызывает у меня негативных эмоций, хотя, безусловно, подобного рода ситуация по своей сути является деликатной.

Совет

Ведь, скорее всего, этот участок рядом со строящимся собором является не последним в Ульяновске», — заявила она.

«Конфликт всегда можно развить даже на пустом месте, причем, пока мы не замечаем посеянные «зерна конфликта», он может «вырасти» и привести к очень серьезным проблемам — а возможно, и к реальным волнениям, что нам не раз демонстрировала история. Всегда есть возможность прийти к диалогу», — отметила Ирина Вячеславовна.

«Любая нация защищает свои интересы. И это, безусловно, правильно. Поэтому наряду с правами национальных и культурных меньшинств должно учитываться мнение и коренного населения этого города или региона, поскольку нежелательно все же разрушать традиционный облик населенных пунктов», — заключила Ирина Горбулина.

Бессмысленным считает строительство по соседству различных по своей сути религиозных сооружений директор Правозащитного центра ВРНС Роман Силантьев.

Читайте также:  Молитва "неупиваемая чаша" от пьянства мужа, сына, чтобы бросили пить - православные иконы и молитвы

«К сожалению, это не первый случай в Ульяновске, когда рядом с церковью строят мечеть.

В связи с чем сразу же возникает вопрос: неужели в городе с миллионным населением нет другого места для строительства мечети, кроме как рядом с храмом? Зачем это делать? Чтобы люди чувствовали себя совершенно неуютно, приходя в храм или мечеть соответственно? Поэтому считаю, что лучше все же поискать другое место для строительства соборной мечети», — заявил он.

«Конечно, по закону разрешается строить где угодно храмы, соборы, мечети и другие религиозные сооружения. Однако в данной ситуации я поддерживаю точку зрения патриарха Кирилла, который во время своего визита в Архангельске дал четкий ответ относительно вопроса строительства нехристианских храмов в городах.

В частности, он отметил, что прежде чем начать строительство, стоит учитывать мнение большинства людей, чтобы не разрушить традиционный облик и уклад городов.

Источник:

Этикет поведения в православном или католическом храме, синагоге.

Источник: http://pravoslaviee.ru/molebny/mozhno-li-poseshhat-mechet-pravoslavnym-mnenie-svyashhennosluzhitelej.html

Можно ли православным ходить в церкви других религий — 1 Православный.ру

  • Можно ли православным посещать католические храмы
  • Можно ли православным посещать мечеть
  • Правила посещения католического храма
  • Правила посещения мечети

Многие православные верующие задаются вопросом, можно ли посещать церкви, принадлежащие иным религиям. С данной ситуацией можно столкнуться на экскурсионных программах других стран, может вынудить какая-то другая нужда на посещение Божиих домов других конфессий.

Можно ли православным посещать католические храмы

Большинство православных священнослужителей высказывают положительное мнение по поводу нахождения православных верующих в католическом храме.

В экскурсионных целях православным допускается посещать католические храмы

Ничего плохого нет в том, чтобы войти в христианский дом католической конфессии, если визит совершен не с целью молитвы и исповедания, а вызван интересом. К тому же, многие католические церкви хранят среди своих стен общехристианские святыни, которым можно поклоняться и обращаться к ним за помощью, независимо от того, где они находятся.

Для сведения! Католическая вера признает причастие и апостольскую преемственность за православной церковью.

Для расширения своего кругозора, в экскурсионных целях можно посещать церкви других верований, особенно если они принадлежат христианским конфессиям.

Что касается отношений Православных церквей к молитве католиков в своих церквях, то тут позиция сложнее. РПЦ МП католику в совершении таинства причастия, скорее всего, откажет из-за того, что причащение означает полное согласие с церковью во всем, а у ортодоксов с католиками раскол до сих пор.

А вот в КПЦ (Константинопольский патриархат) это вполне возможно в крайних случаях. Несмотря на то, что Православные церкви признают за католиками их преемство апостольское и Таинства (правда, в случае принятие католиком православия), не существует четкой позиции по вопросу молитв и участия православного человека в католических таинствах.

В большинстве случаев это запрещено, но в виде исключения все возможно.

Можно ли православным посещать мечеть

Что касается посещения мечети, тут все немного сложнее с точки зрения мусульманской религии:

  • заходить в мечеть иноверцу можно только на определенных условиях;
  • важно соблюдать принятые обычаи внутри мечети;
  • во время совершения молитвы нельзя посещать мечеть;
  • нельзя посещать Запретную мечеть в Мекке.В мусульманском храме важно соблюдать строгие правила посещения

Важно! Никто не может запретить входить человеку в дом Божий, к какой бы религии он ни принадлежал. Важно соблюдать законы, принятые в этой вере. Бывать в храмах других конфессий желательно устоявшемуся в своей вере человеку, который не будет сравнивать обычая своей церкви с другими.

Правила посещения католического храма

Пребывание в католическом храме требует соблюдения принятых там традиций и правил поведения.

Важно знать обычаи католиков:

  • правила внешнего вида у женщин, которые находятся в здании церкви не такие строгие, как в православной вере. Им официально разрешается пребывать на богослужении с непокрытой головой и в брюках. Зная это, не стоит приходить в слишком открытой одежде на католическое богослужение;
  • для мужчин есть строгое правило о снятии головного убора в церкви;
  • креститься в католическом храме можно по православному обычаю;
  • возле входа у дверей находятся сосуды со святой водой, когда католики входят в здание они опускают в святую воду пальцы, делать это православному человеку не обязательно, просто не стоит задерживаться в дверях;
  • перед совершением таинства причастия католики жмут друг другу руки, проговаривая: «Мир тебе», не стоит игнорировать данное правило, дабы не задеть чувств верующих.

Внимание! Вместо церковного алтаря у католиков есть пресвитерий. Он отделен от большого зала перегородкой, и туда нельзя заходить простым верующим.

У католиков разрешается сидеть во время всего богослужения, поэтому там много лавок.

Исповедальня в католической церкви

Во время богослужения нужно сохранять тишину, несмотря на цель визита нельзя пользоваться видеокамерой и фотоаппаратом. После службы можно будет пообщаться со священником, если такое желание. Некрасиво стоять близко к кабинкам, где католики исповедуются.

Правила посещения мечети

Мусульманство очень многим отличается от Христианства, но вход туда людям с иной верой не воспрещен. Важно соблюдать строгие правила посещения мусульманского храма:

  • воспрещено посещать намаз, лучше выбрать время захода в мечеть между молитвой;
  • плечи, колени обязательно должны быть закрыты, женщинам необходимо покрыть голову;
  • ходят в мечети босиком, перед входом нужно снять обувь;
  • запрещено пить и вкушать пищу внутри здания;
  • необходимо выключить звук у телефонов;
  • фотографировать можно вне времени молитвы;
  • пожертвования также не возбраняются.

Женщинам запрещено посещать мечеть во время менструации и молитвы.

Важно! Многие мечети имеют два входа: для женщин и для мужчин. Чаще всего для молитвы женщинам выделяется отдельное место на балконе.Видео о том, можно ли православным заходить в католические храмы, мечети

Источник: https://1pravoslavnyi.ru/mozhno-li-pravoslavnym-hodit-v-cerkvi-drugih-religiy/?v=f9308c5d0596

Великий православный раскол: можно ли ездить в Грецию и где запрещено молиться

Священный синод Русской православной церкви (РПЦ) прекратил общение с Константинопольской православной церковью (КПЦ). Это известие осталось бы в рамках взаимоотношений иерархов и священников, но, как выяснилось, раскол затронул несколько миллионов человек, которые относят себя к РПЦ.

Что значит разрыв общения между церквями?

Прерывание евхаристического общения означает, что духовенство РПЦ и миряне не имеют права участвовать в совместных богослужениях с представителями КПЦ. За нарушение этих условий руководство Русской православной церкви пригрозило наказывать священников. Мирянам отступление от правил вменяется в грех.

«В практическом плане это решение означает, что мы не сможем совершать совместные богослужения с Константинопольским патриархатом, наши архиереи и священники не смогут участвовать в совершении литургии совместно с иерархами и священниками Константинопольского патриархата, а миряне не смогут причащаться в храмах Константинопольского патриархата. Об этом также сказано в заявлении», — пояснил председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).

Следует отметить, что под юрисдикцией Московского патриархата формально находятся все, кто принял крещение в приходах РПЦ. В связи с этим заявлением уже появились различные толкования, что означает прерывание евхаристического общения.

Обратите внимание

В ч частности, некоторые священнослужители истолковали это как прямой запрет на посещение и молитву в храмах, находящихся под юрисдикцией КПЦ.

Вместе с тем Константинопольский патриархат никаких запретов на посещение храмов представителями РПЦ не издавал.

В каких храмах нельзя молиться?

Приходы Константинопольской православной церкви разбросаны практически по всем континентам, но для клириков и мирян из России интерес представляют в первую очередь приходы и монастыри, расположенные в Греции, на Кипре и на Крите.

Особняком стоит греческая гора Афон — крупнейшее в православном мире сосредоточение монастырей. 

На Афоне находятся многие святыни, которые нередко привозят в Россию и на Урал. Одна из значимых реликвий — пояс Богородицы — в 2011 году вызвала ажиотаж по всей стране.

В Екатеринбурге с 24 по 27 октября стояли огромные очереди для поклонения святыне.

Мощи святого Спиридона Тримифунтского, которые пребывали в уральской столице в конце августа, были привезены с острова Корфу, который также находится под юрисдикцией КПЦ.

Вдобавок к этому представители афонских монастырей — достаточно частые гости Екатеринбургской митрополии, а сборники с высказываниями греческих монахов широко представлены в церковных лавках городских приходов.

В этой связи Греция, а в особенности Афон являются одним из самых популярных направлений для российских паломников (после Иерусалима).

Важно

Греческий остров регулярно притягивает российских випов, которые причисляют себя к православным.

Так, за день до раскола на Афон отправились секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак и его заместитель, депутат госдумы Евгений Ревенко. 15 октября в Instagram появился совместный снимок Турчака и иеромонаха одного из монастырей. Через несколько часов Священный синод РПЦ объявил о разрыве общения с КПЦ. Примечательно, что Турчак планировал провести на Афоне не менее недели.

Поездки в Грецию под запретом?

Решение высших иерархов РПЦ, как можно судить по отзывам священнослужителей, взволновало верующих во многих приходах. О реакции людей ЕАН рассказал настоятель прихода в честь святой Параскевы в Нижнетагильской епархии, иерей Виталий Ярмулик (мнение священнослужителя не является официальной позицией РПЦ МП — прим. ЕАН).

— Отец Виталий, как прихожане отреагировали на известие о разрыве общения с КПЦ?

— На следующий день после объявления Священного синода ко мне подошли прихожане с вопросом, как быть с паломничеством в Грецию. С одной стороны, человек, как член поместной церкви, должен прислушиваться к ее голосу.

Но, на мой взгляд, запрета на посещение храмов КПЦ не подразумевается. Христианам разрешается посещать для осмотра религиозные здания. Например, бывший храм святой Софии в Стамбуле преобразован в мечеть и музей.

И христиане могут спокойно его посещать как туристы.

— Но паломничество нечто большее, чем туризм. Это ведь религиозный акт

— Паломничество — это не только участие в богослужении, это поклонение святыням. Их благодать не зависит от того, кто ими владеет, какая церковь. Поэтому съездить для поклонения святыням верующим не возбраняется.

— Но для верующих поклонение сопровождается молитвой. Решение синода вообще запрещает молитву в храмах КПЦ?

— Индивидуально молиться в храмах Константинопольского патриархата не запрещается. В документе акцент сделан именно на участии в таинствах, поскольку они объединяют церкви. А прерывание евхаристического общения — это нечто большее, чем разрыв дипломатических отношений. Это значит, что теперь мы не признаем их как одну из 15 поместных церквей.

— То есть на поездку в греческие храмы и монастыри вы бы прихожан благословили?

— Да, если речь идет о поклонении святыням.

— А что делать людям, у которых возникнет потребность в религиозных обрядах, а никаких приходов РПЦ рядом не будет? Ведь человек может оказаться в критической ситуации

— Лучше будет перед поездкой проконсультироваться с правящим архиереем или приходским священником. За многовековую историю церкви подобное разделение происходит не в первый раз, и уже накоплен опыт, как выходить из сложных ситуаций, которые возникают у клириков и мирян.

Я думаю, что сейчас однозначные выводы делать преждевременно. Рано или поздно могут быть определены рекомендации.

Источник: https://eanews.ru/news/society/Velikiy_pravoslavnyy_raskol__mozhno_li_ezdit_v_Greciyu_i_gde_zaprescheno_molitsya_17_10_2018

Обязательно ли верующему регулярно посещать церковь, мечеть?

1

Ответ

Каждый христиан обязан посещать религиозные встречи

Так как христиане первого века посещали регулярно собрание и храм. Даже апостол Павел писал, что не будем оставлять собрание, как есть у многих привычка. Сам Иисус регулярно посещал храм, даже когда ему было 12 лет и нужно преодолеть много километров.

В древности Бог повелевал собирать мужчин женщин и детей. Главная цель это учиться у Бога. Посещая встречи человек получает ободрение, стимул к жизни.Без посещение религиозных встреч верующий не может полноценно питаться духовно.

А Иисус духовную пищу сравнивал с физической, как без неё не может так и без духовной пищи.

Каждому верующему человеку необходимо посещать…

2

Православные верующие, которые видят в своих городах или во время путешествий в другие страны большое количество мусульманских храмов, задаются вопросом — можно ли православному входить в мечеть? На это есть целый свод правил, которые относятся ко всем верующим, а также и православным, которые хотят посетить мечеть. Чтобы ответить на вопрос, можно ли православному в мечеть и узнать правила, необходимо обратиться к мусульманским источникам, где подробно рассказывается о правилах поведения в мечети. На все вопросы ответил Мунир – хазрат Беюсов, который является имамом Ленинградской области.

Многие хотят посетить мечеть

По словам имама Мунира, каждый верующий или неверующий может захотеть посетить мечеть, а по мусульманской вере это одно из лучших мест для молитв. Каждый мусульманин, совершая молитву, может придти в мечеть, а пятница считается священным днем для каждого верующего мусульманина, он совершает джума – намаз каждую неделю. В каждой мечети есть свои имамы,…

3

Наш мир многогранен. В душе каждого человека скрывается настоящий космос в миниатюре, что находит отражение в большом количестве религиозных верований, которые существуют на планете. Самыми распространенными религиями являются следующие:

христианство;буддизм;ислам.

Они являются основными и уже давно называются мировыми. Причем буддизм относится к самым древним, а ислам — к самым молодым. Жители одной страны далеко не всегда придерживаются единой веры, поэтому в одном городе могут жить представители различных конфессий и строиться религиозные сооружения, относящиеся к разным культам.

Читайте также:  Молитва николаю чудотворцу на удачу в торговле, бизнесе, помощи в делах - православные иконы и молитвы

В связи с этим все чаще возникает вопрос о том, допустимо ли людям заходить в храмы иноверцев. На эту тему ведутся нескончаемые споры. Сегодня мы избрали темой нашего разговора ислам и решили поискать ответ на несколько вопросов, волнующих христиан и мусульман.

Можно ли мусульманам в церковь заходить? Является ли это грехом?

Ислам и христианство: точка зрения богословов

К…

4Ислам отвергает христианские иконы, считая их идолами и по сути мусульмане являются иконоборцами. Однако история Православной Церкви хранит не мало чудесных и страшных историй, о том, как эта их брань была посрамлена Богом.

К примеру, 2 таких дивных случая.

Случай первый из жития св. Георгия Победоносца

В сирийском городе Рамеле, уже завоеванном сарацинами*, в церковь св. Георгия во время службы зашло несколько сарацин, и один из них, взяв лук, пустил стрелу в икону великомученика. Но стрела полетела вверх и, падая оттуда, вонзилась самому стрелку в руку.

Рука раздулась, очень болела, и сарацин, мучаясь от страшных страданий, признался во всем своим служанкам, среди которых было несколько христианок. Они посоветовали хозяину позвать священника, и тот объяснил варвару, кто был св. Георгий и почему он получил от Бога благодать творить чудеса.

По совету священника сарацин приказал принести к себе в дом икону великомученика Георгия, поставил над своей постелью, молился…

5

Совет

Я даже не успела войти в храм, как чувство дискомфорта и неловкости посетило меня. Все дело в том, что я совершенно не знала что и как нужно делать, находясь в церкви.

Добрые бабушки, конечно, помогли мне, они объяснили, куда идти и где за что ставить свечу, спасибо им.

Но после этого случая я поняла, что верующему человеку не знать, как правильно вести себя в церкви и что там делать, очень стыдно.

Итак, начнем с начала…
В каком виде следует ходить в церковь?

Посещать церковь женщинам в брюках не рекомендуется, хотя и не запрещается. Непочтительно по отношению к верующим будет прийти в церковь в короткой юбке, длина должна быть как минимум ниже колена. Глубоких вырезов на одежде не должно быть, то же самое можно сказать и о прозрачных тканях в одежде.

Предпочтительнее всего темные тона в одежде. От ярких и кричащих цветов, собираясь в церковь, следует отказаться. Никаких признаков неопрятности или грязи на одежде не должно быть.

Приходить в…

6

Церковь — это особое, святое место. Обычаи поведения в храмах, исповедывающих любые религии, проходили долгий путь образования.

Каждое религиозное направление имеет свои каноны, которые следует соблюдать, находясь в обители Бога.

Конечно, существуют и общие нормы поведения в любых храмах: не распивать спиртного, не курить, не шуметь и вести себя уважительно в святом месте. Остальные же обычаи очень различаются.

Люди глубоко верующие, точно знают как надо вести себя, находясь в храме.

Но ведь двери церкви открыты для всех желающих — и для туристов, и для обычных людей, которые испытали потребность души или простое любопытство прийти в храм.

Для того чтобы не попасть в неловкую ситуацию, не оскорбить чувств верующих прихожан и не потревожить покой в храме, ознакомьтесь с основными правилами его посещения.

Обычно, в православном храме главный вход располагается с западной стороны. По бокам, еще два входа — северный и южный. В библии сказано, что рай был на востоке, в…

7Республика провела расследование, посетив три церкви в центре Симферополя. В одном храме журналисты сказали, что хотят обвенчаться, в другом – окрестить ребенка.

Обратите внимание

Выяснилось, что батюшки деньги в руки не берут. Материальные вопросы решаются у входа в церковь – там, рядом с церковными лавками, находятся небольшие «кассы».
Регистратор сообщил, что венчание стоит 310 гривен (в соседнем храме 250 гривен). Оплата происходит на месте, сразу выписывается талон, который потом надо показать священнику. Однако кроме этого, нужно купить иконы и рушники.

Иконы стоят от 25 гривен до 2,5 тысяч. Рушники – от 40 до 120 гривен. Свечи — от 1 до 13 гривен, пакетик ладана – 200 гривен. Есть даже «православная» косметика, мази, бальзамы и настойки лечебных трав.

В следующем храме речь шла о крестинах. Крестят каждый день: нндивидуально – 200 гривен, коллективно по воскресениям – 100. При этом можно воспользоваться и другими услугами церкви.

Освятить квартиру или машину стоит 120…

8

Мечеть Мескита, Кордова, Испания. Изображение из «Фотобанк Лори»

Вгороде Кордова, столице провинции Андалусия в Испании, есть место, которое соединяет в себе, казалось бы, несовместимое: две противоборствующие веры — мусульманскую и христианскую. Это мечеть-собор, известный под арабским названием Мескита. Сооружать его арабы начали в VIII веке после завоевания Кордовы на месте христианского храма.

После освобождения Испании от арабского владычества (Реконкисты) в XIII веке началось повсеместное разрушение ненавистных мусульманских храмов. Такая же участь постигла бы и Мескиту, если бы не Карл V, который поразился размерам и красоте мечети и приказал остановить ее разрушение, а христианский храм построить на уже освободившемся пространстве прямо внутри нее.

Вторжение в Испанию в 711 году

В 711 году арабы, или мавры, из Северной Африки вторглись на территорию современной Испании. Иберийский полуостров, как он тогда назывался, вошел в состав…

9

Вопрос: Я не раз слышала от моих родителей и многих других верующих, которые ходят в церковь, что церковь необходима для того, чтобы получить спасение.

Но в Библии я читаю так: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Согласно словам Иисуса, человек приходит к Отцу через Христа.

Почему же мне тогда говорят, что без поместной церкви нет спасения, если путь к Отцу лежит через Иисуса, а не церковь? Ведь Иисус уже живет в моем сердце.

Ответ: Сегодня многие люди считают себя верующими, но не желают посещать богослужения в Церквах, становиться членами Церкви, а если и посещают Церковь, то, к примеру, один раз в год, на какой-нибудь праздник.

Но невозможно быть истинным христианином и не следовать учению Иисуса Христа, Который и основал Церковь. О Церкви очень много сказано в Библии.

Церковь — это собрание людей, искупленных Кровью Христа, ради которых Он, оставив славу Небес, пришел на землю и принял мученическую смерть. Это…

10Сатана, Дьявол, он-же Люцифер.
Как много грехов приписывают ему, но возникает вопрос — на сколько эти обвинения справедливы?

Важно

Люцифер — в переводе с латыни светоносный, несущий свет. Короче Ангел Света. Да, так оно и было, пока он не поссорился с Богом. Но вот в чем был конфликт? Судя по всему конфликт произошел из-за разногласий по вопросу предназначения людей. И вот тут происходит самое интересное.

Ангел несущий свет, и слово просвещение одного корня. Видимо Люцифер и был Ангелом-наставником, но не стал учить людей тому, что предписывалось Богом. Ангел захотел, чтобы люди знали истину, чтобы когда-то стали равны Богу. Но Бог запретил вкушать от Древа Познания, т.е.

Бог не желал, чтобы люди были грамотные, а действительно, зачем? Ведь тупым стадом баранов легче управлять.
Но Ева была умной женщиной и захотела выучить законы «Вкусить от древа познания добра и зла».

Нет, она не шла против Бога, просто хотела выучить законы, чтобы по незнанию не нарушать их. Но за…

Источник: https://e-batyushka.ru/obyazatelno-li-veruyushchemu-regulyarno-poseshchat-tserkov-mechet

Диакон Георгий Максимов. Строительство мечети и Промысл Божий о мусульманах / Православие.Ru

Дискуссия по поводу строительства новой мечети в московском районе Текстильщики не прекращается. Одним из аргументов «за» выдвигается тезис о росте количества мусульман в Москве. Основной аргумент против – мнение жителей Текстильщиков.

Если оно будет проигнорировано, естественно предположить, что на этом изменение культурного и архитектурного облика столицы без согласия москвичей не остановится.

И тогда велик риск, что через несколько лет Москва будет украшена не маковками церквей, а башенками минаретов.

На наши вопросы о строительстве новой мечети, об идущей исламизации Москвы, о миссионерской деятельности среди мусульман отвечает диакон Георгий Максимов – преподаватель Московской Духовной академии, религиовед, член синодальной рабочей группы по составлению концепции межрелигиозных отношений Русской Православной Церкви, специалист по исламу.

– Можно обратить внимание на то, что становится все больше приезжих мусульман. В таком случае, насколько вообще актуальна проблема строительства мечетей? Ведь мусульмане, приезжающие сюда работать, собираются вернуться домой? или они уже не просто трудовые мигранты?

– По моему мнению уже имеющихся в Москве мечетей вполне достаточно для того, чтобы удовлетворить религиозные нужды проживающих здесь мусульман. Совсем недавно было начато на Проспекте Мира строительство огромной мечети, под видом реконструкции Соборной мечети – в результате этих работ вместимость её возрастёт в двенадцать раз, с 500 до 6000 человек.

Понимаете, это только когда оперируют числом зданий, может показаться, что у мусульман их катастрофически не хватает – мол, что такое пять мечетей на огромную Москву? Но давайте просто посчитаем.

Возьмём одну мечеть – Соборную, которая после перестройки будет вмещать до 6000 человек за раз. У мусульман пять молитв в день. Те, которые не успевают или не вмещаются при первой молитве, могут приходить на второую и так далее. И у нас в храмах служат поэтому по две а то и три литургии, чтобы могли вместиться люди, которые равномерно распределяются по разным службам.

Итак, пять молитв. Отложим ночную, останется четыре. Следовательно, за сутки Соборная мечеть сможет обеспечить 24 000 молитвенных мест.

Конечно, в исламе особенно почитается пятничный день, но ничто не мешает тем, кто не смог в этот день придти в мечеть, придти в любой другой, тем более, что совершаемый ритуал – в целом тот же самый.

А значит, в неделю это 168 000 молитвенных мест, или 672 000 в месяц, или ВОСЕМЬ МИЛЛИОНОВ ШЕСТЬДЕСЯТЬ ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ молитвенных мест в год.

Это та цифра, которую сможет обеспечить всего одна из Московских мечетей, мы не брали в расчёт остальные четыре. Они, конечно, не столь огромные, но и не такие уж маленькие. В сумме они дадут ещё свыше двух миллионов молитвенных мест в год. Итак, десять с лишним миллионов. У нас нет столько мусульман в Москве.

Совет

Понятно, что некоторые мусульмане хотят ходить в мечеть чаще раза в год, но их число уровновешивается числом тех «этнических мусульман», которые даже один раз не ходят. Надо смотреть на вещи реально.

Вот откроется это огромное здание на Проспекте Мира – и не будет там по шесть тысяч человек каждый день на каждой молитве. И даже в пятницу не будет столько на каждой молитве. На праздники – да, на первой пятничной – возможно, а на всех остальных молитвах это будет полупустое или почти пустое здание.

Не потому, что мечеть не может вместить всех желающих помолиться, а потому что желающих гораздо меньше, чем она может вместить.

Учитывая всё это, не совсем понятно, к чему ещё одна мечеть в Текстильщиках…» и далее по тексту. Не совсем понятно, к чему ещё одна мечеть в Текстильщиках, тем более, что подавляющее большинство населения выступает против её строительства?

Что же касается вопроса об актуальности или неактуальности новых мечетей, то при его разрешении стоит помнить, что положение мечети в исламе совсем не равно положению храма в Православии.

Например, христианин должен участвовать в таинстве Евхаристии, которое совершается только в храме священником, мусульманин же в мечети совершает тот же самый ритуал намаза, какой делает и у себя дома (если делает). Имам при этом просто стоит впереди всех, он не совершает какого-либо таинства или чего-то уникального.

Читайте также:  Икона «спас в силах», значение

У христиан и венчание, и отпевание немыслимы вне храма, у мусульман же, напротив, и бракосочетание, и погребальный обряд традиционно совершается не в мечети.

По шариату мусульмане могут молиться почти в любом помещении, в том числе и коллективной молитвой, выбирая из числа собравшихся имама.

Обратите внимание

Учитывая всё это, становится понятным, что появление новых мечети – это не вопрос «жизни и смерти» для мусульман в их религиозной жизни.

– Если Вы как-то контактировали с приезжими мусульманами – как Вы полагаете, их вера достаточно глубокая, или тут стоит говорить скорее о культурной идентичности, чем о религиозной общности?

– Насколько у меня сложилось впечателние, среди этнических мусульман мало атеистов, но мало и тех, кто испытывает интерес к глубокому изучению ислама. Они верят в единого Бога, чтут Мухаммеда, знают некоторые молитвы и обряды, сами соблюдают из этого весьма немного – вот, пожалуй, и всё.

Мне доводилось довольно близко и по-дружески общаться с узбеками, туркменами, азербайджанцами. После живого общения многие стереотипы о гастарбайтерах у меня отпали. Я увидел, что среди них много добродушных, простых людей.

Иногда мы говорили об их проблемах, но никогда никто из моих собеседников не называл в их числе нехватку мечетей в Москве. Эти люди не избалованы добрым, или хотя бы просто человечным отношением с нашей стороны.

Я убеждён, что для них гораздо важнее будет решение этой проблемы, чем строительство новых мечетей, в которые они всё равно не ходят.

Вот недавно показывали, что пятьдесят тысяч мусульман пришли на праздник к Соборной мечети. Сама по себе цифра внушительная, но это лишь 3% от общего числа мусульман, проживающих у нас. И, конечно же, даже эти пятьдесят тысяч не ходят в мечеть каждую пятницу, а в большинстве своём приходят лишь по главным праздникам, которых у мусульман всего два в году – Ураза-Байрам и Курбан-Байрам.

– Насколько велик отток «этнических православных» в ислам?

– На этот вопрос невозможно дать точный ответ, поскольку каких-либо серьёзных исследований его не предпринималось, а вокруг него есть много спекуляций. Но проблема есть.

Как правило, большинство обратившихся – это славянские женщины, вышедшие или хотящие выйти замуж за мусульманина. Однако бывают и такие, кто обращается по идейным соображениям.

Ислам – прозелитически активная религия, и она предпринимает усилия к тому, чтобы обращать православных.

На мусульманских сайтах рекламируют тех русских, кто принял ислам, несколько лет назад мусульмане с особенной силой рекламировали сразу троих бывших священников, которых им удалось к себе завлечь (один из которых позднее покаялся и вернулся в христианство), издаётся литература прозелитической направленности, полемические противохристианские материалы. Известно, что в московских мечетях проходят публичные церемонии принятия ислама русскими людьми, в том числе и один из бывших священников специально приехал из провинции в Москву для такой церемонии.

В данном контексте, конечно же, открытие новой мечети станет появлением ещё одного центра мусульманского прозелитизма в Москве.

– Возможна ли миссионерская работа с мусульманами? Покойный отец Даниил Сысоев проповедовал на большом исламском празднике – и успешно, несколько человек крестились тогда же.

Миссия среди мусульман может иметь только такие радикальные формы? Т.е.

фактически любой миссионер среди мусульман должен понимать, что самый вероятный для него путь – это путь отца Даниила? Или есть возможность проповедовать иначе?

– О способах миссии отца Даниила Сысоева православным известно, к сожалению, довольно мало, а то, что известно, как правило, искажено. Это видно даже в данном вопросе.

Важно

Отец Даниил никогда не проповедовал на исламских праздниках. Он проповедовал на Сабантуе – а это татарский национальный, а не религиозный праздник. Собственно, поэтому на него и приходят только татары – будь он исламским, на него бы приходили и его бы отмечали мусульмане всех национальностей.

Отец Даниил сознательно сделал такой выбор и говорил, что на собственно исламские праздники он с миссионерами не пойдёт, так как это было бы бестактно и бесплодно.

Но если речь идёт о татарском национальном празднике, то почему в нём не могут участвовать представители татарской православной общины? Татары-мусульмане могут приходить, татары-атеисты могут, а православные татары не могут? И они пришли, насколько я знаю, заранее договорившись с устроителями праздника, и отец Даниил служил там на татарском языке, раздавали литературу, беседовали – и это было весьма плодотворно и встретило большой интерес со стороны посетителей праздника.

Как мне потом рассказывал отец Даниил, ему никогда в жизни не доводилось общаться со столь большим количеством людей, как в тот день, на Сабантуе.

Другой ложный стереотип – что будто бы отец Даниил намеренно оскорблясвоих мусульманских собеседников.

Вот, например, отец Андрей Кураев после смерти батюшки, как-то сказал, что, мол, у отца Даниила была любимая поговорка «Бог не выдаст – ислам не съест», и что якобы к этому и сводился весь миссионерский подход отца Даниила.

Не знаю, кто ввёл в заблуждение дорогого отца Андрея, но не было у отца Даниила это высказывание «любимой поговоркой».

А если бы его миссионерский метод свободился бы к оскорблению собеседников, то неужели бы он смог крестить более восьмидесяти мусульман? Это что, восемьдесят мазохистов были? А ведь среди них были люди, проходившие подготовку в лагерях боевиков, и они могли бы постоять за себя, если бы их действительно оскорбляли.

Были среди них и те, кто приходил специально чтобы обратить отца Даниила в ислам.

Совет

Да, отец Даниил высказывался резко об исламе, но, как правило, когда говорил, обращаясь к православным, или неверующим. Относительно же миссионерской беседы с мусульманами он сам наставлял, что нужно не ругать их веру, а просто рассказать им о Христе Спасителе, объяснить на понятном языке символ веры, и в большинстве случаев этого будет достаточно, если в человеке есть любовь к истине.

Я однажды невольно сам оказался свидетелем его разговора с одним дагестанцем, в конце которого мусульманин задал всего один вопрос: «мне горько и обидно, я не понимаю, почему никто из православных не приехал в Дагестан и не рассказал всё это нашим предкам?»

Отец Даниил любил Христа, и пламя этой любви зажигал в душах других людей. Но для того, чтобы так проповедовать, нужно так любить Христа, как любил отец Даниил.

Да, в своих публичных выступлениях он позволял себе об исламе выражаться слишком прямо и резко. Так, как выражались святые отцы, но как не принято выражаться сейчас.

Наверное, можно миссионерствовать, и не выражаясь так в публичных выступлениях – и, повторюсь, это собственно не было его миссионерским методом.

Отец Даниил не проповедовал в мечетях, но я слышал, что некоторые миссионеры-миряне ходят в мечети, проповедуют. Конечно, можно миссионерствовать и не ходя в мечети, если мы встречаемся с мусульманами в других местах.

Но как ни миссионерствуй, а если от твоей проповеди есть богатый плод и множество обращённых, то не может быть, чтобы диавол не пытался отомстить тебе за это.

Преподобный Исаак Сирин говорит: «когда совершаешь какое доброе дело, приготовься к искушению».

Обратите внимание

Для миссии среди мусульман нужны переводы православных текстов на ихязыки, без этого не обойтись, и отец Даниил начал работу в этом направлении, издал молитвословы на татарском и киргизском языках. Нужны службы на языках этих народов, нужно создание общин из уже обратившихся – отец Даниил и здесь положил начало, окормляя татарскую православную общину, и проводя молебны на татарском языке.

Если мы верим в Промысл Божий, то должны видеть его и в том, что к нам в Москву приехало так много выходцев из мусульманских стран и регионов. Это не может быть случайностью. Господь привёл этих людей к нам с какой-то целью.

Может быть, для того, чтобы они смогли узнать Православие, чего они не могут сделать у себя на родине. Может быть, для того, чтобы подвигнуть нас к гостеприимству и христианскому милосердию – чего нам, москвичам, действительно не хватает. Может быть, с ещё какой-то целью.

Но я, как христианин, не верю, что Он привёл этих людей в Москву для того, чтобы они здесь ходили в мечеть – это они могли делать и у себя на родине.

Подготовила Мария Сеньчукова

Источник: https://pravoslavie.ru/39186.html

Можно ли немусульманам заходить в мечеть?

Необходимо заметить, что ислам поощряет толерантность и мирное сосуществование между мусульманами и немусульманами. Если немусульмане заходят в мечеть для диалога, который приведет к лучшему взаимопониманию, то это приветствуется и поощряется. Ислам – это религия конструктивного диалога, и история мусульман – наилучший этому пример.

Шейх Аттия Сакр отвечает на поставленный вопрос так:

Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Ведь многобожники [пребывают] в скверне. И пусть они начиная с этого года не входят в Запретную мечеть. Если же вы боитесь бедности , то Аллах обеспечит вас богатством по щедрости Своей, если пожелает. Воистину, Аллах — знающий, мудрый» (Коран, 9:28).

И далее: «О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, [ и ждите], пока не станете понимать то, что говорите. [ Не творите молитвы] в состоянии осквернения, пока не совершите [предписанного] омовения, если только вы не находитесь в пути» (Коран, 4:43).

На основании этих аятов большинство мусульманских ученых пришли к выводу, что многобожникам не разрешено входить в Священную мечеть в Мекке. Но при этом они замечают, что христиане и иудеи также могут входить в нее.

Они считают, что это правило применимо как к самой Священной мечети, так и к прилегающей к ней территории. Однако Абу Ханифа считает, что даже многобожник может войти в Священную мечеть в Мекке, если он не останется и не поселится в ней.

Он толкует нечистоплотность как нечистоплотность нравственную (ширк).

Что касается других мечетей, то ученые запрещают немусульманам входить в них, поскольку согласно Корану немусульмане считаются нечистыми.

Имам Ахмад заявил, что они могут входить в мечеть только с позволения мусульман. Его мнение согласуется с сообщением о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешал людям Ат-Таифа пребывать в мечети до того, как они приняли ислам. Он также принимал христиан из Наджрана в своей мечети в Медине.

Важно

Когда подошло время их молитвы, они начали молиться в мечети, встав лицом к востоку. И тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал (своим сподвижникам): «Оставьте их (чтобы они совершили молитву)».

В разделе «Вход мусульман в мечеть» книги хадисов «Сахил» имама Аль-Бухари упомянуто, что Самама ибн Асаль был привязан в мечети (хотя он и был многобожником).

В книге «Фас-аль-бари» Ибн Хаджар упомянул о разногласиях по этому вопросу.

Ученые-ханафиты выступали за безоговорочное разрешение на (вход немусульман в мечеть), а маликиты и Аль-Мазни полностью это запрещали. Ученые-шафииты различали между Священной мечетью и другими мечетями.

Существует мнение, что это разрешение относится только к людям Писания, но оно опровергается упомянутым выше случаем с Самамой.

На основании этой фатвы можно сделать вывод, что всем немусульманам, включая христиан и иудеев, разрешено заходить в мечеть, но на следующих условиях:

1. Немусульманам разрешено входить во все мечети, кроме Запретной Мечети в Мекке, но с позволения мусульман.

2. У них должна быть весомая причина для входа в мечеть.

3. Они должны соблюдать приличие в мечети и помнить, что это священное место поклонения.

4. И мужчинам, и женщинам не разрешено открывать свой аурат (части тела, которые нельзя показывать другим) при входе в мечеть.

Источник: http://OneIslam.ru/?p=4665

Ссылка на основную публикацию