Кириллово-белозерский монастырь: история, иконы, фото, где находится

Кириллово-белозерский монастырь: история, иконы, фото, где находится

В Московском Кремле проходит экспозиция иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 58 икон из 4 музеев – Третьяковки, Русского музея, музея Андрея Рублёва и музея Кирилло-Белозерского монастыря собраны в иконостас и выставлены в Кремле.

«Русская иконопись XIV-XV веков есть достигнутое совершенство изобразительности, равного которому или даже подобного не знает история всемирного искусства», – писал отец Павел Флоренский в своей книге «Иконостас».

Найти подтверждение словам русского мыслителя сможет каждый, посетив Выставочный зал Успенской звонницы Московского Кремля, где до 26 августа будет находиться шедевр древнерусского искусства – иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Почему экспозиции одного-единственного произведения придаётся такое большое значение? В чём уникальность иконостаса? Почему на протяжении десятков и даже сотен лет широкая публика не могла лицезреть шедевр во всём его величии? На пресс-конференции, посвящённой открытию выставки, прозвучали ответы на эти, а также на многие другие вопросы.

В атмосфере духовной свободы

Кирилло-Белозерская обитель, основанная в конце XIV столетия Преподобным Кириллом, учеником Сергия Радонежского, была настоящим духовным центром древнерусской культуры. Сюда стекались лучшие умы своего времени – книжники, богословы, люди искусства.

Здесь, вдали от больших городов, на лоне задумчивой северной природы, первые наши интеллигенты ощущали атмосферу удивительной творческой и духовной свободы. Иконостас, украсивший 1497 году Успенский собор монастыря, в полной мере отражает эту атмосферу, а главное – передаёт её сегодняшнему зрителю.

Елена Анатольевна Моршакова, заведующая отделом Оружейной палаты Московского Кремля, считает большим достоинством экспозиции то, что она посвящена одному шедевру и не вмещает в себя других произведений.

– Мы имеем уникальную возможность увидеть иконостас так, как его видели наши предки с XV по XVII век, ведь настенная роспись в Успенском соборе появилась только в XVII веке; то есть этот иконостас был некогда единственным элементом храмового убранства.

В XVIII веке иконостас был разобран и заменён витиеватой конструкцией, выполненной согласно художественным веяниям того времени. О бесценных сокровищах надолго забыли.

От зрителя требуется работа

Сегодняшний главный хранитель большинства икон, составлявших великий иконостас, – Михаил Николаевич Шаромазов, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Он рассказал, что в настолько полном виде (из почти 60 икон мы недосчитываемся только двух) иконостас, иконы которого «рассеяны» по нескольким музеям страны, ещё не представал перед зрителем ни разу.

– В опубликованных в советское время изданиях по истории русского искусства о нём практически не пишут. В то время он ещё не был отреставрирован, не был собран, поэтому студенты моего поколения об этом уникальном комплексе ничего не знали. И сейчас важно вернуть его нашей культуре.

Попытка собрать иконостас была предпринята во время Олимпиаы 1980, однако тогда выставка прошла незамеченной. Это вторая выставка, и теперь иконы можно увидеть отреставрированными

Шаромазов поясняет:

Обратите внимание

– Реставраторам удалось сохранить лазурит, который под слоем олифы и пыли утратил звучание и стал блекло-зелёным. И вот представьте себе, этот невероятный цвет когда-то встречал каждого входящего в храм!

Директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника признаёт, что экспозиция древней церковной живописи требует большой «отдачи» от зрителя. – В последнее время зритель привык, чтобы за него «жевали», «клали в рот» и даже «проглатывали». Если ты не хочешь работать над собой, внутренне расти, выставка ничего не даст.

Темперамент в темпере

Имена многих наших великих иконописцев, как сказал Михаил Николаевич, «Один Господь знает». Причина тут ясна, и в ней кроется ещё одна уникальная черта древнерусской живописи. Художник не заботился о славе и даже избегал её. «Не от меня, а от Бога», – так мыслили наши иконописцы и никогда не подписывали своих произведений.

Авторы Кирилло-Белозерского шедевра не стали исключением, и поэтому одно время специалисты считали, что иконы написаны прп. Андреем Рублевым. Иконописцев было трое, и писали они по строгим канонам своего искусства. Однако в представленных иконах явно различим почерк каждого из них.

Куратор выставки, кандидат искусствоведения Татьяна Евгеньевна Самойлова отзывается о мастерах с нежной улыбкой, почти как о людях, лично ей знакомых.

– Вот икона «Явление ангела женам-мироносицам».

А вот, смотрите, «математик». Академичен, по-византийски строг.

Философия иконостаса

Татьяна Самойлова рассказала о роли иконостаса в православном храме. Почти в любой энциклопедии мы в первую очередь прочтём, что функция иконостаса – РАЗДЕЛЯТЬ молящихся (мир видимый) и алтарную часть (мир невидимый, горний). Но если бы этим его значение исчерпывалось, эту «стену» можно было бы построить из досок и кирпичей.

– В восточном христианстве, – говорит куратор выставки, – иконостас понимается гораздо глубже. Это прозрачное окно, открывающее верующим доступ к тайнам алтаря.

«Если бы все молящиеся в храме были достаточно одухотворены, если бы зрение всех молящихся всегда было видящим, то никакого другого иконостаса, кроме предстоящих Самому Богу свидетелей Его, своими ликами и своими словами возвещающих Его страшное и славное присутствие, в храме и не было бы». (Священник Павел Флоренский)

Христос перед Пилатом. Икона из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Вознесение Господне

Воскресение Христово

Деисусный чин иконостаса

Св. пророк Иоанн Предтеча. Деисусный чин иконостаса

Митрополит Петр. Деисусный чин иконостаса

Воскрешение Лазаря Четверодневного

Преображение Господне

Рождество Христово

Сретение Господне

Архангел Михаил

Пресвятая Богородица

Святитель Петр, митрополит Московский

Вознесение Господне

Пятидесятница

Вход Господень в Иерусалим

Пятидесятница. Фрагмент

Успение Богородицы

Успение Богородицы

Воскрешение праведного Лазаря. Фрагмент

Святитель Григорий Богослов

Благовещение

Введение во храм

Крещение Господне

Источник:

Кирилло-Белозерский монастырь

Адрес: Россия, Вологодская область, город Кириллов
Дата основания: 1397 год
Основные достопримечательности: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Евфимия Великого, церковь Иоанна Лествичника, церковь Иоанна Предтечи, церковь Кирилла Белозерского, церковь Спаса Преображения
Координаты: 59°51'26.8″N 38°22'02.9″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Как видно из названия, основателем данного архитектурного сокровища является старец Кирилл. На тот момент мужчине было уже около 60 лет. Достаточно почтенный возраст, особенно для Руси XIV века. Ферапонт, преподобный из Симонова монастыря, из того самого, откуда пришел и сам Кирилл, был опорой и поддержкой для старца во всех его раздумьях, мыслях и начинаниях.

Кирилло-Белозерский монастырь с высоты птичьего полёта

Место, где сейчас располагается монастырь, в годы основания было совершенно не обустроенным и пустым, да и вообще леса, густые и не проходимые, окружали Вологду на много километров.

Постепенно это превратилось в почитаемое и любимое место для монахов, которые пытались найти уединение в пустынном месте, ведь это исторически сложившаяся традиция.

Вид на Кирилло-Белозерский монастырь

Происходило это все в тот момент, когда монашество только начало зарождаться. Но местность была привораживающей и ослепляющей своей красотой: берег Сиверского озера, тишина и спокойствие. Из многих источников стало известно, что именно это место видел старец с горы в своем видении, где к нему якобы пришла Богородица.

Жизнь духовного центра Северной части Руси была очень насыщенной на события. Но ничего не смогло сломить мощи и силы прекрасного сооружения. Да, были и нашествия, и попытки захвата врагами – поляками и литовцами, но это не помешало просуществовать величественному святому объекту целых 700 лет!

Вид на монастырь с противоположного берега Сиверского озера

Многие цари, князья, различные правители лично посещали Кирилло- Белозерский монастырь с разнообразными побуждениями: раскаяние, просьба о появлении здоровых наследников, победа в войне и так далее.

Здесь побывали Петр I, Александр I, Иоанн Васильевич Грозный. Безусловно, все это оставило отпечаток на развитии святыни. Денежные средства на ее становление выделялись в немалом объеме, благодаря чему появлялись новые соборы.

Многие церкви сохранились и до нашего времени.

Достопримечательности Кирилло-Белозерского монастыря

Кирилло- Белозерский монастырь – это настоящее сокровище России. Он является самым большим по площади не только в нашей стране, но и по всей Европе. Практически все постройки святыни по отдельности являются памятниками архитектуры и художественного дела, даже стены, которые окружают этот мужской монастырь.

Вид на Кузнечную башню

Фундаментальным основанием подворья является Успенский собор – самая первая постройка, которая была возведена из дерева еще при жизни старца Кирилла. Но, к великому сожалению, церковь исчезла в результате пожара 1497 года. Здесь же был воздвигнут собор в честь Успения Пресвятой Богородицы из камня.

Прохор Ростовский – важное лицо в истории возведения построек монастыря. Именно ему во многом принадлежит заслуга возведения прекрасного Успенского собора. Под его началом трудились 20 человек, не жалея сил и времени.

Успенский Собор открыл череду каменных построек, он был в этом плане одним из первых в северной части Руси. За основное направление возведения церкви архитекторами были взяты московские традиции знаменитых по всей стране памятников и зданий.

Монастырские стены, Глухая (Котельная) башня, Свиточная башня

Важно

В XVII в. на монастырском подворье появилась деревянная церковь, чествующая Казанскую икону Божией Матери. Новенькая деревянная постройка предназначалась только для сбора пожертвований от всех желающих. Первые отклики о данном сооружении специалисты обнаружили в документах 1668 года как о составляющей части монастыря.

Альтернативой старого деревянного здания стала каменная церковь, воздвигнутая в 1700 году. Историки считают, что с этого момента данный храм вошел в общину монахов в качестве первого приходского собора. Однако в 1776 году церковь перешла в собственность недавно появившегося города Кириллов.

Ферапонтовская (Московская) башня

В середине XIX века данное здание было преобразовано и расширено, ведь оно играло чрезвычайно значимую роль в жизни населения: тут проводились различные обряды, недоступные для выполнения в условиях храма. Кроме того, здесь же находилась и главная площадь города, на которой устраивались ярмарки. Даже в XX веке, после разрушения части церкви, тут все так же шумели базары, оживленно проходила торговля.

Трапезная палата монастыря была сооружена в 1519 году. Это огромное помещение квадратной формы с большим общим столом. Здесь же обосновалась церковь в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы. Позднее обеим постройкам пришлось пережить многочисленные преобразования и реконструкции.

Казанская башня со Святыми воротами

Церковь святого равноапостольного князя Владимира также была построена в середине XVI столетия. Расположилась она к северу от Успенского собора.

Многие обращали внимание, что церковь князя Владимира внешне очень походит на соседний упомянутый собор, но намного меньше размером.

Церковь была обустроена в качестве придела над могилой Владимира Ивановича Воротынского. С годами она превратилась в усыпальницу всех поколений князя.

Внутренний двор монастыря

Стены и башни – защитники монастырского подворья

Общая длина всех стен, которые окружают мужской монастырь, составляет 2 километра. Стены монастыря долгое время не поддавался атакам, которых, кстати говоря, за все время существования святыни было совсем не мало. Крепость духовного комплекса была одной из самых мощных не только на севере, но и по всей стране.

Источник: http://pravoslaviee.ru/molitvy/kirillovo-belozerskij-monastyr-istoriya-ikony-foto-gde-nahoditsya.html

Достопримечательности и святыни Кирилло-белозерского монастыря

Кирилло-Белозерский монастырь славится не только благодаря своим святыням и духовному подвижничеству, но и обладает огромной культурной и исторической ценностью.

Даже не знаю, что завораживает тут в первую очередь – особая атмосфера или же красота и великолепие старинных средневековых построек, превосходно сохранившиеся архитектурные ансамбли храмов и крепостей.

Побывать здесь действительно стоит, и, дабы рассеять ваши сомнения на этот счет, хочу рассказать подробнее о достопримечательностях и святынях Кирилло-Белозерского монастыря – одного из самых крупных и старинных монастырей России.

Где находится Кирилло-Белозерский монастырь?

Кирилло-Белозерский монастырь раскинулся в г. Кириллове Вологодской области на ошеломляющей площади 12 га!
Контактные телефоны: +7(81757)31637, 31735.

Важно! Заказать экскурсию можно по тел.: +7(81757)31479, +7(921)7227584.

Как можно доехать в Кирилло-Белозерский монастырь

Самолетом. Вы можете долететь до Вологды, отсюда – с помощью другого транспорта добраться до Кирилло-Белозерского монастыря.
Автомобилем

  • От Вологды по трассе Вологда-Медвежьегорск проехать 130 км до Кириллова.
  • От Череповца через Волго-Балт 120 км по новому мосту у д. Иванов Бор.
  • От Белозерска по понтонной переправе у д. Вогнема.

Автобусом. Из Вологды либо Череповца (подробную информацию о расписании автобусов можно узнать по телефону автовокзала).
Ж/д транспортом

  • Из Москвы от Ярославского вокзала ходят поезда на Вологду (в пути – около 8 часов).
  • Из Санкт-Петербурга путешествие поездом займет около 12 часов.
Читайте также:  Икона “трилетствующая” в чём помогает

Важно! В Вологде нужно будет пересесть на автобус и доехать до Кириллова.

Водным транспортом. Летом из Москвы и Санкт-Петербурга регулярно отправляется теплоход до с. Горицы. Отсюда – автобусом.

Особенности посещения монастыря

Двери монастыря открыты для паломников и туристов ежедневно. Вы можете приехать для осмотра достопримечательностей, молитв либо заказать познавательную экскурсию по территории монастыря.

Знаете ли вы? Кирилло-Белозерский музей-заповедник, в состав которого входит монастырь, также открыт каждый день с 9:00 до 18:00, билеты на посещение его объектов можно приобрести в кассах до 17:00.

Важно! Во время посещения Кирилло-Белозерского комплекса обязательно помните, что вы находитесь на святых местах, сохраняйте уважение к их чистоте и традициям.

Расписание богослужений в монастыре

Богослужения происходят в храмах монастыря ежедневно, первые молитвы читаются с 7:00 в будние дни и с 8:00 в выходные. Последние – в 17:00.

Знаете ли вы? Все богослужения происходят на церковнославянском языке.

Расписание богослужений меняется в зависимости от церковного календаря. Актуальное расписание на каждую новую неделю можно посмотреть на сайте монастыря либо узнать по указанным выше контактным телефонам.

Где можно остановиться рядом с монастырем?

  • Возможно размещение паломников в Странноприимном доме монастыря (для групп до 6 человек).
  • Также действует много частных гостиниц и коттеджей в Кириллове и его окрестностях, рассчитанных на разный уровень комфорта и материальных возможностей.

История создания Кирилло-Белозерского монастыря

  • История монастыря началась в далеком 1397 году со строительства Успенского монастыря. Основали его монахи Ферапонт и Кирилл Белозерские.
  • Долгое время монастырь расстраивался, процветал и в XV веке стал крупнейшим хранилищем рукописей на территории России. Продолжая расширяться, к XVI веку монастырь достиг внушительных размеров и среди каменных строений уступал только Троице-Сергиевому монастырю.
  • В XVII веке монастырю удалось выстоять множество набегов. Успешно отбив все нападения, монастырь приобрел также статус важного фортификационного сооружения, здесь начали достраиваться крепостные стены и башни.
  • Как и многие другие церковные строения, монастырь пострадал после прихода советской власти, в 1918 г. большевики расстреляли наставника монастыря епископа Кирилловского Варсонофия.
  • В Советские времена монастырь сохранял свою ценность только как культурный и исторический объект, здесь начали развивать активную музейную деятельность. С 1997 года весь монастырский комплекс включен в Кирилло-Белозерский музей-заповедник.
  • В 1998 году здесь снова расцвела монашеская жизнь.

Архитектурные и культурные достопримечательности монастыря

Кирилло-Белозерский монастырь во многом привлекает туристов именно большим количеством архитектурных достопримечательностей.
Очутившись здесь, кажется, что попал в маленький, но очень величественный и красивый средневековый город. На его территории вы увидите:

  • Успенский собор – одну из главных достопримечательностей Кирилло-Белозерского монастыря, которая является настоящим комплексом памятников культуры Древней Руси, построенных в течении многих веков;
  • Храм преп. Кирилла Белозерского – красивый кирпичный храм, который был построен над гробницей основателя Кирилла, предположительно в 1585-87 гг.;
  • Часовню с крестом преп. Кирилла, которая является памятником тому месту, откуда монастырь начал свою жизнь;
  • Церковь преп. Сергия Радонежского, находящуюся на территории Горнего монастыря, который тогда входил в Кирилло-Белозерский комплекс. Считается, она была построена в 1560 году на вклады Ивана Грозного и его сыновей;
  • Церковь Ризоположения – памятник деревянного зодчества России, который является самым старым из точно датированных. В 1957 году она была перевезена сюда из с. Бородава, а построена была в 1485 году;
  • Церковь Преображения Господня, знаменитую благодаря своим водяным вратам;
  • Церковь Усекновения Иоанна Предтечи, построенную в 1531-34 гг. при помощи вклада кн. Василия ІІІ;
  • Церковь преп. Иоанна Лествичника, сооруженную в 1569-72 гг. при помощи вклада сыновей Ивана Грозного;
  • Церковь преп. Евфимия Великого, построенную в 1653 году, которая является одной из первых больничных церквей на территории монастыря;
  • Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, возведенную в 1519 году на месте бывшей деревянной трапезной;
  • Церковь Арх. Гавриила, построенную в 1531-34 гг. при помощи кн. Василия ІІІ ростовскими мастерами;
  • Хлебную башню, входящую в состав Старого города, которая была построена в XVII веке;
  • Стены Успенского монастыря, которыми был укреплен монастырь в конце XVI-XVII вв.;
  • Крепость Нового города, окружающую монастырь с 3 сторон, которая была построена на вклад царя Романова в конце XVII века;
  • Стены Ивановского монастыря, датируемые XVI-XVII вв.;
  • Свиточную башню, которая является самой высокой в Кирилло-Белозерском монастыре;
  • Поваренную башню, которая являлась частью стен Старого города;
  • Московскую башню – красивую, 16-гранную башню, самую высокую из башен Нового города;
  • Малую Мереженную башню, которая сохранилась только частично;
  • Кузнечную башню – многогранную, многоэтажную башню на берегу Сиверского озера;
  • Косую башню, которая являлась караульной;
  • Казанскую башню – необычную квадратную башню высотой 17 м;
  • Глухую башню, в которой некогда изготовляли свечи и котлы;
  • Вологодскую башню, которая была построена самая первая в Новом городе;
  • Большую Мереженную башню, строительство которой началось в 1667 году;
  • Архимандричьи кельи, построенные в 1647-48 гг.;
  • Трапезную палату, которая имела огромный общий зал;
  • Священнические кельи – одни из самых простых строений на территории монастыря;
  • Поварню – одно из самых значительных хозяйственных помещений;
  • Поваренные кельи, от которых в наше время осталась лишь одна палата;
  • Монашеские кельи, имеющие необычную и сложную планировку;
  • Здание монастырского архива, внутренняя планировка которого была немного изменена;
  • Малую больничную палату, построенную в 1730-е годы с помощью императрицы Анны;
  • Колокольню – одно из самых монументальных сооружений монастыря;
  • Казенную палату – одно из самых необычных зданий, которое постепенно достраивалось и увеличивалось соразмерно с ростом богатств монастыря;
  • Здание духовного училища, расположенное между крепостными стенами и церковью Евфимия;
  • Домик келаря – небольшой уцелевший 2-этажный домик, который является примером монастырских келий давних времен;
  • Большие больничные палаты, появившиеся здесь в 1643-44 гг.

Святыни монастыря

  • Одной из главных монастырских святынь являются мощи преп. Кирилла, которые находятся в Храме, посвященном основателю Обители под спудом.
  • Также на территории монастыря находится часовня и крест, поставленные лично основателем, а в 6 км от монастырского комплекса, на горе Мауре, расположен поклонный крест.Знаете ли вы? Он стоит на том месте, где преп. Кирилл увидел Богородицу, которая подсказала ему место для строения монастыря.
  • В Успенском соборе возле алтаря находятся мощи преп. Иакова Кирилловского с мраморным памятником.
  • Недалеко от монастыря по ул. Строителей, 56, расположена часовня Новомучеников Кирилловских, построенная на месте их расстрела.
  • Большую культурную и церковную ценность представляют также выдающиеся иконы Кирилло-Белозерского монастыря, которые ныне собраны в Музее икон, находящемся при монастыре.
  • Также вы имеете возможность увидеть весь иконостас Кирилло-Белозерского монастыря, который расположился в Успенском соборе.

Фото и видео Кирилло-Белозерского монастыря

Удобная схема монастырских владений.
Одна из башен и прекрасно сохранившееся крепостные стены монастыря.

Настоящий средневековый город, сохранившийся в центре России.
Знаменитый иконостас в Успенском соборе монастыря.Красотой архитектуры Кирилло-Белозерского монастыря хочется любоваться вновь и вновь. Тот, кто однажды побывал здесь и ощутил непередаваемую атмосферу святых мест, гармонично и величественно раскинувшихся на фоне красивейшей природы, никогда не забудет этого ощущения.

А посчастливилось ли вам побывать в Кирилло-Белозерском монастыре, и какие у вас остались впечатления?

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/monastir/kirillo-belozerskij.html

История Кирилло-Белозерского монастыря

Кирилло-Белозерский монастырь – это действующий православный мужской монастырь, расположенный на берегу Сиверского озера в Вологодской области.

Вся история Кирилло-Белозерского монастыря неразрывно связана с важными событиями в Русском государстве.

Он был крупнейшим религиозным и культурно-экономическим центром Русского севера, местом политической ссылки и центром паломничества, а до XVII века имел важное стратегическое значение.

При Кирилле Белозерском монастырь называли Домом Пресвятой Богородицы, а после его смерти – Домом Пресвятой Богородицы и чудотворца Кирилла.

Обитель никогда и никем не была осквернена: ни татарами, ни литовцами, ни поляками, ни немцами.

Во время польско-литовского нашествия на нее трижды нападали, осаждали и пытались взять приступом, но проникнуть за крепостные стены захватчикам не удалось.

Совет

Все храмы и сооружения пережили и трудное советское время, когда шла борьба с религией. Большинство икон также дошло до наших дней.

Белозерская обитель – это город с мощнейшими крепостными стенами и башнями, с огромной территорией, площадь которой – самая большая в Европе. Чтобы обойти ее во время крестного хода, у монахов уходит полтора часа.

Из истории

Кирилл Белозерский (в миру имел имя Козьма) принадлежал к знатному московскому боярскому роду Вельяминовых. Когда ему было 30 лет, он пришел в московский Симонов монастырь, основателем которого был ученик и племянник Сергия Радонежского – архимандрит Феодор.

Козьма был пострижен в монашество с именем Кирилл.

В обители он работал у раскаленной печи на монастырской кухне, затем ему поручили переписывать книги, а когда архимандрит Феодор получил ростовскую кафедру епископа, преподобному Кириллу был доверен этот важный пост. Однако, из-за недоброжелательства некоторых иноков Кирилл уже через год отказался от власти. Всего он пробыл в обители Симона около 30 лет.

Основание Кирилло-Белозерского монастыря

В это время в Симонов монастырь из северного Белозерского края прибыл постриженик этой же обители старец Ферапонт. Впечатлённый его рассказами преподобный Кирилл решил покинуть обитель и отправился жить в далекий северный край.

Так, в возрасте 60 лет он пришел в Белозерье и поселился в том месте, где речка Свияга впадает в Сиверское озеро. Здесь, на склоне крутого холма, он устроил себе хижину, построил часовню и в одиночестве стал жить в лесной глуши.

Весть о его подвижнической жизни стала известна не только в окрестных поселениях, но и в Москве. Вскоре иноки из других обителей, а также миряне, искавшие пути спасения, стали приходить в Белозерский край.

В новой обители были установлены очень строгие аскетические порядки: у иноков не было ничего личного, все было общее, в кельях были только рукомойник и книги. Послушники общались между собой только на темы Священного Писания, вино в обители не держалось, а уличенные в питии вина безжалостно изгонялись.

Не смотря на строгий устав и необходимость постоянно преодолевать трудности, число иноков в обители постоянно увеличивалось.

Про старца Кирилла складывали легенды:

  • По одной из них однажды своей пламенной молитвой он остановил на озере бурю и, тем самым, спас от гибели монахов-рыболовов
  • В неурожайные года хлеб в монашеских амбарах чудесным образом не уменьшался и монахи делились им с голодающими крестьянами.

Первый храм здесь был поставлен в 1397 году, это была деревянная церковь Успения.

Преподобный Кирилл Белозерский управлял обителью в течение 30 лет и, не смотря на суровые условия жизни, умер в 1427 году в возрасте 90 лет, а через 21 год после смерти он был причислен к лику святых.

Развитие и процветание обители после смерти Кирилла

Преподобный Кирилл наладил монастырскую жизнь так, что и после его смерти обитель продолжала расти и увеличивать свое влияние в государственном масштабе. Особый авторитет и уважение она приобрела после событий 1446 года:

В первой половине XV века в Москве шла упорная борьба за власть. В 1445 году, когда на престоле находился Василий II, князь Дмитрий Шемяка, совершил государственный переворот и заставил экс-князя целовать крест и дать клятву перед крестом, что он не будет больше претендовать на престол. Кроме того, он ослепил Василия II и сослал его в Вологду.

Вскоре Василий Темный (так его стали называть за слепоту) отправился в Кириллов монастырь, настоятель которого освободил его от “крестного целования” и благословил к возвращению на княжение.

Обратите внимание

В феврале 1446 года Василию II удалось возвратиться в Москву и занять престол, в связи с чем он проникся любовью и уважением к обители и щедро отблагодарил ее.

Дмитрий Шемяка бежал в Великий Новгород, где через несколько лет, в 1453 году был отравлен и погиб.

Со временем иноки обители стали отходить от заветов ее основателя относительно строгой, подвижнической жизни. Часто, вступая в братию, богатые миряне делали большие вклады, на которые настоятели покупали большие земельные участки.

Часть монахов выступала против такой предприимчивости и в знак протеста покидала обитель. Более того, в конце XV века возникло движение заволжских старцев-нестяжателей, идеи которых поддерживал и Нил Сорский. Однако, в результате, восторжествовало направление, выступившее за сильную и богатую церковь.

Московские правители уделяли монастырю большое внимание. Так, в 1528 году князь Василий III с княгиней Еленой Глинской молились здесь о даровании им наследника, а их родившийся сын, ставший царем Иваном Грозным, считал себя обязанным монастырю своим рождением. Как и его отец, он делал большие вклады на развитие обители.

Читайте также:  День ангела екатерины по церковному календарю - именины

Надо отметить, что перед смертью и Василий III, и Иван Грозный были пострижениками обители.

На средства Василия III и его сыновей Ивана и Федора в монастыре было построено несколько храмов.

Со второй половины XVI века обитель владела огромными земельными угодьями, соляными и рыбными промыслами, также имела собственный речной флот и торговые дворы в Москве, Твери, и Вологде, Ярославле и других городах. Монастырь бурно застраивается, скоро превращается в городок и по числу храмов превосходит даже Троице-Сергиеву обитель.

Важно

Структурно он включает в себя Большой Успенский и Малый Ивановский монастыри, а также Новый город.

В Большом Успенском монастыре расположены основные монастырские строения. Это Успенский собор, построенный в 1497 году, и церковь преподобного Кирилла Белозерского, церкви преподобного князя Владимира и святого Епифания Кипрского, Трапезная палата и Колокольня, церковь Архангела Гавриила и другие храмы.

Среди построек Малого Ивановского монастыря можно выделить церкви Гавриила и Иоанна Предтечи, надвратные церкви Преображения и Ивана Лествичника.

К началу XVII века обители принадлежало 11 сел и 5 селец, 607 деревень и 320 пустошей.

Кирилло-Белозерский монастырь как место заточения

Как и многие другие северные монастыри, обитель использовалась как место ссылки неугодных представителей знати. Особенно много высокопоставленных людей сюда было сослано в период царствования Ивана Грозного.

Некоторые из них сами укрывались здесь по своей воле. В этот период особенно заметен отход от прежней строгой монашеской жизни.

Часто находившиеся в заточении аристократы не утруждали себя чтением молитв, не держали пост, а в кельях устраивали целые пиры.

Среди сосланных в обитель был приближенный Ивана III боярин Василий Косой-Патрикеев, московский митрополит Иоасаф Скопицин и священник московского Благовещенского собора Сильвестр.

В 1534 году здесь был заточен полководец Иван Воротынский, а также его сыновья военноначальники Владимир и Михаил Воротынские, которые погибли в стенах обители. Сюда был сослан князь Иван Петрович Шуйский, умерший насильственной смертью, а в XVII веке здесь был заточен патриарх Никон.

Центр культурной жизни

На первых этапах своего существования Кирилло-Белозерский монастырь имел важное значение для развития необжитых районов Русского севера и для просвещении этого края.

В обители собирались и переписывались книги, работала книгописная мастерская, оставившая богатое наследство – это летописные своды и послания, полемические произведения и другие памятники древнерусской литературы.

Здесь создавались церковные песнопения, иконы и предметы церковного убранства, обитель была центром культурной жизни в самом широком его понимании.

Обитель в период польско-литовской оккупации

К 1601 году оба монастыря были обнесены каменными стенами с восемью башнями, причем стены Успенского монастыря имели два яруса бойниц, а Ивановского – один. Внутри стен находились девять каменных церквей, колокольня и различные хозяйственные постройки.

Кроме того, в 1610 году было завершено строительство дополнительной каменной стены – Острога, которая защитила наиболее уязвимый участок обители на стыке стен двух монастырей.

Построенная крепость в 1612-1617 годах благополучно выдержала несколько наступлений польско-литовских интервентов.

Совет

Первый раз польско-литовские отряды напали на обитель в августе 1612 года, затем предпринимались попытки захватить крепость в декабре того же года. В последующем они несколько раз подходили к стенам крепости, но увидев ее готовность к обороне, не решались предпринять штурм.

Почти шесть лет крепость находилась в осаде и все это время польско-литовские интервенты грабили и сжигали монастырские деревни, расположенные вокруг, убивали крестьян. Обитель терпела большие убытки, не хватало денег и продовольствия, а население монастырских сел к 1617 году сократилось на 90%.

Осада крепости прекратилась только в 1618 году.

Строительство новых укреплений

В 30-х годах XVII века стены крепости, пострадавшие во время боев, вновь укрепляются, а в 1653 году по указу и на средства царя Алексея Михайловича начинается строительство грандиозной стены.

Царь хотел создать в северных краях сильную крепость, в которой можно было бы укрыться от врагов во время войн и в период внутренних волнений.

С весны 1653 года начались строительные работы, продолжавшиеся около тридцати лет. Возведенные укрепления, ставшие вторым кольцом оборонительных сооружений, по своей величине не имеют равных в России. Высота башен составляет более 50 метров, длина стен – два километра триста метров, по их галереям можно свободно проехать на четверке лошадей.

Вместе с тем, построенные укрепления не использовались для защиты обители.

Упадок монастыря

Закат монастыря начался при Петре Первом, когда в России появились северные порты и торговля через Архангельск значительно сократилась. Кроме того, крепость утратила свое фортификационное значение.

При Петре Первом деньги на монастырские постройки не выделялись, а рабочие руки больше были нужны на строительстве Санкт-Петербурга.

В 1864 году Екатерина II отобрала у обители крестьян и угодья, а вскоре, по ее указу, монастырская слобода была преобразована в город Кириллов.

С приходом Советской власти в 1918 году был расстрелян настоятель монастыря, епископ Кирилловский Варсонофий.

В 1924 году обитель была закрыта, а на ее территории был создан краеведческий музей, преобразованный в 1968 году в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Возрождение

В 1997 году, в год 600-летия основания монастыря был подписан договор между музеем и Вологодским епархиальным управлением, в соответствии с которым на территории Малого Иоанновского монастыря возобновлялась монашеская жизнь. Более чем через 70-лет в храме над гробом преподобного Кирилла Белозерского совершилась Божественная литургия, а 29 декабря 1998 года Малый Иоанновский монастырь был передан Церкви.

С 1998 года Кирилло-Белозерский монастырь признан особо ценным объектом культурного наследия народов России.

Источник: https://TripGuide.ru/page_331.htm

Кирилло-Белозерский монастырь

Сурово всматриваются в утренний туман узкими щелками бойниц огромные башни — Белозерская, Кузнечная, Поваренная, Свиточная, Косая. Они словно прикрывают своими каменными телами стоящий позади них Успенский собор. Впечатления верные. Кирилло-Белозерский монастырь был одной из самых больших и могучих крепостей России. Свою неприступность ему приходилось доказывать на деле.

Этот монастырь Вологодской области воспринимается обыкновенно как «старший брат» Ферапонтова монастыря. Действительно — он и основан годом раньше, и выглядит внушительнее. Да и по численности насельников он всегда превосходил скромную обитель прп. Ферапонта. О значении его говорит хотя бы тот факт, что в 1764 году его «назначили» первоклассным монастырем.

Основание Кирилло-Белозерского монастыря

Основание Кирилло-Белозерского монастыря стало возможным благодаря подвижнической жизни преподобного Кирилла Белозерского. В миру, до принятия монашеского пострига, его звали Козьмой.

В тридцать лет он отказался от достаточно обеспеченной жизни в боярском доме, раздал все свое имущество бедным и отправился в Симонов монастырь.

Там он и стал монахом Кириллом, прожив в Симонове монастыре около тридцати лет.

В возрасте шестидесяти лет он стал настоятелем монастыря. Однако Кирилл недолго выполнял эту обязанность. Власть в любом виде тяготила его, он ушел на север в поисках нового места для уединения.

Легенда рассказывает, что в Белозерье, на берега Сеярского озера, у впадения в него речки Свияги Кирилла привела сама Богородица. Здесь, на склоне крутого холма Кирилл выкопал себе келью.

Келья Кирилла оказалась в стратегически важной точке пересечения важных водных артерий, которые в его время были главными дорогами на Руси, к Кириллу тянулись люди, желавшие стать учениками преподобного. Возникла небольшая монашеская община.

Словно по указанию свыше в 1397 году к ней пришли плотники и во славу Божию срубили деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Потом на ее месте будет построен каменный Успенский собор. Своей общиной на Белозерье Кирилл управлял до самой смерти.

Обратите внимание

Из уст в уста передавали рассказы о творимых им чудесах — как остановил молитвой разгулявшуюся на озере бурю, как дивным образом не оскудевали монастырские запасы в голодные годы, когда братия помогала зерном голодающим крестьянам.

Откуда брались припасы? Кирилло-Белозерский монастырь славился своим нестяжательством — его основатель запрещал монахам принимать дары не только от бояр и князей, но и от любых мирян. Монастырь жил своими праведными трудами.

История строительства Кирилло-Белозерского монастыря

Существенную архитектурную особенность обители составляет ее мощная ограда с крепостными башнями. Монастырские стены строились в два этапа. Первый, начавшись в 1523 году, завершился к концу XVI века, и именно этим стенам пришлось выдержать атаки польско-литовских интервентов (три в 1612-м и одну в 1613 году).

Во времена Смуты, в декабре 1612 года стены монастыря яростно атаковали поляки. Для защиты твердыни тогда взять в руки оружие пришлось не только стрельцам, но и монахам. Их в ту пору было около двухсот. Монастырь выстоял. На истоптанном снегу вокруг его стен темными пятнами остались лежать трупы поляков.

Их предводитель пан Криштоп Песоцкий был убит метким выстрелом из мортиры. Монастырь так и не был захвачен, но его защитники понесли тяжелые потери: погибло 260 человек, не считая монастырских крестьян с женами и детьми (потери среди окрестного мирного населения считаются до 800 человек).

К тому времени Кирилло-Белозерский монастырь существовал уже более двухсот лет.

Второй этап постройки крепостных стен, окруживших теперь не только «храмовое ядро» монастыря, но и многочисленные службы, относится к эпохе царя Алексея Михайловича.

Строительство велось на казенный счет, по последнему слову фортификационной науки. Впрочем, испытать себя в бою новым укреплениям так и не пришлось.

На рубеже XVII—XVIII веков Кирилло-Белозерский монастырь утратил оборонительное значение.

Храмовый ансамбль, сосредоточенный внутри стен, также формировался постепенно. В 1497 году была выстроена соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Она дошла до наших дней, хотя и в перестроенном виде.

В конце XVI века ее «обняла» одноэтажная паперть, а в последующие столетия собор оброс придельными храмами (таковы — Владимирский, Епифаниевский и Кирилловский, в котором почивают мощи прп. Кирилла Белозерского).

В XVIII веке собор утратил кокошники и шлемовидный купол. Его увенчала четырехскатная кровля с барочной главой.

Важно

Двадцатью годами моложе Успенского собора церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной палатой. Она была возведена в 1519 году на месте деревянной братской трапезы. И церковь, и трапезная палата претерпели множество перестроек.

Самой масштабной стала переделка, осуществленная в первой половине XIX века, когда храм вместо яруса кокошников получил купольное завершение, а трапезная из сводчатой палаты была превращена в зал с колоннами в стиле ампир.

В 1865 году «трапезный зал» расписали в соответствии со вкусами того времени. Росписи эти сохранились.

Вблизи Успенского собора и Введенской церкви в 1531—1534 годах на вклад Василия III выстроили храм архангела Гавриила «под колоколы». Как следует из названия, в верхнем ярусе церкви размещалась звонница, но в 1638 году на ее месте устроили ризницу, «обузив» проемы звонов до размеров обычных окошек. В 1757—1761 годах к западной стене храма примкнула колокольня.

В 1572 году на пожертвования сыновей Ивана Грозного, царевичей Ивана и Федора, в монастыре выстроили надвратную церковь с двумя престолами, посвященными тезоименитым святым царевичей — Иоанну Лествичнику и Феодору Стратилату. Сейчас церковь выглядит несколько моложе своих лет — все из-за четырехскатной кровли (когда-то были кокошники) и барочной главки (когда-то было шлемовидное завершение).

Второй надвратный храм, расположенный на противоположной стороне монастырской ограды, возвели в 1595 году и освятили в честь Преображения Господня. Ворота под ним именуются «Водяными», так как они выходят к Сиверскому озеру.

Читайте также:  Молитва на успешную торговлю серафиму саровскому и николаю чудотворцу - православные иконы и молитвы

Кирилло-Белозерский монастырь обрел свою единственную шатровую церковь — Евфимиевскую. Она примечательна тем, что в период ссылки Патриарха Никона служила ему домовым храмом.

В Кирилло-Белозерский монастырь Патриарха перевели из Ферапонтова в 1676 году и содержали здесь не в пример строже.

«Исходить» он мог только в церковь, но и там должен был «стоять с молчанием, чтобы мятежу церковного от него не было».

Кирилло-Белозерский монастырь – место ссылки и покаяния

За свою историю Кирилло-Белозерский монастырь был и местом ссылки опальных бояр, и местом покаяния.

Под конец жизни царь Иван Грозный прислал в Кирилло-Белозерский монастырь поминальный список «избиенных, истопленных и сожженных с женами, чадами и домочадцами, убитых ручным сечением, огненным стрелянием и пытками».

Говорят, что в этом страшном списке было перечислено более 3200 людей, в чьей смерти был повинен царь-кровопийца. Стремясь перед смертью замолить грехи, он прислал на помин их душ более десяти тысяч рублей — огромные деньги по тем временам.

Совет

Вокруг монастыря постепенно начинало разрастаться поселение. Позже возник город Кириллов. Он вырос как бы сам собой, естественным путем, без приказов начальства и указаний свыше. Монастырь был, да и остается по сей день его ядром.

На старинном гербе города было изображено укрепленное на треножнике клепало — кусок железа, в которое били монахи за неимением поначалу колоколов. В советские времена, в 1924 году монастырь закрыли. Однако клепало сохранилось даже на советском гербе Кириллова.

Оно как бы напоминало, что город и монастырь неразделимы. Память места оказалась прочной.

В конце XX века началось возрождение монастыря, основанного Кириллом Белозерским. Это удивительный и красивый православный храм Вологодщины.

Кирилло-Белозерский музей-заповедник

На протяжении нескольких веков Кирилло-Белозерский монастырь оставался важнейшим культурным центром Русского Севера. Долгое время он находился под покровительством правящих мужей, и, как следствие, — постоянно развивался: строительство архитектурного ансамбля продолжалось до 1680 года.

Несмотря на свою удаленность от Центральной России, Кирилло-Белозерский монастырь принимал участие в военных действиях, выдержав в XVII веке осаду и отбив нападение польских и литовских интервентов. С конца XVIII столетия он постепенно начал приходить в упадок и был закрыт вскоре после революции. В 1924 году в древних стенах был создан музей.

Кирилло-Белозерский музей-заповедник — «визитная карточка» Вологодской области. С 1997 года он включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Являясь одним из самых крупных российских музеев, он обладает прекрасными коллекциями древнерусской живописи, лицевого и орнаментального шитья, рукописных и старопечатных книг, археологии, декоративно-прикладного и народного искусства.

В селе Ферапонтове, что в 18 километрах от Кириллова, в стенах монастыря, основанного в 1398 году сподвижником Кирилла Белозерского монахом Ферапонтом, находится Музей фресок Дионисия. Здесь посетителя встречают удивительной красоты храмы, уникальные стенописи, живописные виды.

Будучи изначально мужским, монастырь был упразднен и в начале XX века возобновлен как женский. В 1924 году вновь закрылся.

С 1975 года началось формирование современного музея. Сегодня он широко известен не только своими экспозициями; это еще и крупный научно-исследовательский и просветительский центр. С 2000 года монастырь находится под охраной ЮНЕСКО.

Обратите внимание

Поводом для включения его в список объектов Всемирного наследия стали прекрасно сохранившиеся фрески московского живописца Дионисия, в начале XVI века расписавшего собор Рождества Богородицы. Площадь стенописи собора составляет 600 кв. м.

Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера.

О прошлом нынешнего районного центра посетителям рассказывает Музей истории города Кириллова и Кирилловского района. Он был открыт в 2010 году. Постоянная экспозиция представляет собой интерьер жилого дома конца XIX — начала XX века.

Залы имеют условные названия: гостиная, кабинет, спальня, кухня, комната для прислуги, столовая, кабинет врача. Здание, где разместилась экспозиция, — типичный жилой дом кирилловского горожанина конца XIX столетия.

По воспоминаниям старожилов, одно время в нем жил врач городской земской больницы Иоаким Нодельман, прослуживший в Кирилловском уездном земстве тридцать пять лет. Здесь можно заказать обзорные, тематические и театрализованные экскурсии.

Источник: http://posmotrim.by/article/kirillo-belozerskiy-monastyr.html

КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ – Древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Кирилло-Белозерский мужской монастырь

Кирилло-Белозерский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Кириллове Вологодской епархии

Монастырь стоит на высоко вздымающейся над рекой Шексной горе Мауре.

История

Становление монастыря как духовного центра

Основан в конце XIV века, когда преподобный Кирилл Белозерский, инок Московского Симонова монастыря и ученик преподобного Сергия Радонежского, вместе со своим сподвижником преподобным Ферапонтом Можайским, обосновались в этом месте.

Ранее Сама Пречистая Дева указала Кириллу уйти на Белоозеро. Вначале Кирилл и Ферапонт водрузили деревянный крест и выкопали келью-пещеру на небольшом пригорке в лесу, на берегу Сиверского озера.

В 1397 году был построен первый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, что обычно считается датой основания обители. Ферапонт вскоре покинул зарождающийся монастырь, но к Кириллу вскоре стали прибывать ученики и ко времени его кончины в 1427 году их уже было 53.

В первый же год по смерти преподобного из них скончались 30, а оставшимся преподобный часто являлся во сне с поддержкой и наставлением.

Уже при втором игумене Трифоне монастырь получил известность по всей Руси и продолжал быстро разростаться.

Здесь закладывается традиция иконописания, которую начал инок обители преподобный Дионисий Глушицкий, написавший в 1424 году прижизненный образ Кирилла Белозерского а также образ святого Димитрия Прилуцкого, хранившийся затем в Спасо-Прилуцком монастыре.

Монастырю была оказана всяческая поддержка со стороны Московских князей. На эти средства игумен Трифон возвел новую деревянную Успенскую церковь, украсив ее «иконами и другими красотами». В 1447 году в Кирилло-Белозерский монастырь приехал со своими противниками Василий Темный.

Важно

Ослепленный своими врагами, сосланный в Вологду, он был вынужден дать Дмитрию Шемяке крестное целование в том, что не станет искать вновь Московского стола. Игумен Трифон то крестное целование с Василия Темного снял, и была восстановлена справедливость. В 1497 году соборная церковь сгорела и на ее месте был сооружен каменный собор.

Монастырь был одним из оплотов нестяжательства – духовно-нравственного течения, опасавшегося чрезмерного обогащения монастырей. В Кирилло-Белозерском монастыре жили духовные вожди нестяжателей – преподобный Нил Сорский, инок Вассиан (Патрикеев), летописец и книжник Гурий Тушин, отсюда духовная проповедь нестяжателей звучала по всей Руси.

Влияние нестяжателей обусловило то, что с 1482 по 1515 год монастырь не приобретал земельных владений. Здесь также создаётся богатейшая монастырская библиотека на Руси: в её основу легли 17 рукописных книг принадлежавших основателю монастыря, а главным составителем библиотеки стал старец Евфросин в XV веке.

В монастыре трудился и известный духовный писатель и агиограф Пахомий Серб.

Расцвет “Северной Лавры” в XVI-XVII веках

С первой половины XVI века в Кириллов монастырь стали регулярно ездить на богомолье Московские великие князья и цари. На их средства обитель начала быстро застраиваться каменными зданиями.

В 1528 году в Кирилло-Белозерский монастырь приезжал великий князь Василий III с молодой женой Еленой Глинской – вымаливать у Бога и святых угодников Белозерских наследника, которым стал будущий царь Иоанн Грозный. В память об этом в монастыре была построена церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, а впоследствии Иоанн Грозный пожертвовал обители огромную сумму в 28 тысяч рублей [1].

Трижды побывав в Кирилловом монастыре, Иван Васильевич высказал желание постричься в нем в монахи, и перед смертью принял постриг от монаха Кирилло-Белозерского монастыря на подворье в Москве.

В годы опричнины монастырь служил местом ссылки многих известных деятелей того времени, таких как воевода князь Воротынский – герой Казанского похода, митрополит Московский Иоасаф, касимовский царевич Симеон Бекбулатович, ученый монах Сильвестр, бояре Шереметьевы, князья Воротынские и представители многих других знатных боярских семей. Ссыльные бояре делали значительные вклады в монастырь, на эти средства была, в частности, возведена церковь во имя равноапостольного князя Владимира над могилой князя В. И. Воротынского.

В XVI века в монастыре было возведено много новых церквей и зданий, так что к концу века разросшийся монастырь разделили на две части – территория, вокруг той самой горки, где жил преподобный Кирилл, обстроенная храмами и службами и обнесенная оградой, стала называться Горним, или Малым Иоанновским монастырем.

В конце XVI века Кирилло-Белозерский монастырь был мощной по тем временам крепостью с каменной стеной протяженностью около километра, с восемью башнями и тремя подъездными воротами. В монастырской библиотеке к XVII веку уже насчитывалось 2092 рукописи, среди которых – древнейший список «Задонщины», летописные своды XV-XVI веков.

В монастыре складывались свои распевы духовных песнопений, работали талантливые иконописцы, резчики и другие мастера. Монастырь имел свое подворье в Московском кремле, а также в ряде других русских городов; к нему приписывались захиревшие окрестный обители, как Нило-Сорская.

Совет

В годы расцвета монастырь был богатым землевладельцем, имевшим также соляные и рыбные промыслы. Он не раз помогал государству денежными средствами и имуществом.

Несмотря на многие слабые места, крепость позволила монахам в 1612-1614 годах трижды отбить попытки интервентов во главе с паном Песоцким и «воровских людей» захватить монастырь. И, хотя обширное монастырское хозяйство было разорено дотла, сама обитель уцелела.

К 1630-годам монастырь восстановил разрушенное хозяйство, стали возводиться новые храмы. В 1640-е годы также были построены и каменные корпуса настоятельских и братских келий.

В июне 1648 года в стенах Кирилло-Белозерского монастыря укрывался от московского восстания боярин Борис Иванович Морозов – воспитатель и родственник царя Алексея Михайловича. Царь писал монахам: «Если убережете, я вас пожалую так, чего от зачала света такой милости не видели».

За спасение Морозова настоятели монастыря получили сан архимандрита, а обитель – средства на возведение новых крепостных стен: царь пожертвовал 45 000 рублей, а еще 5 000 дал боярин Морозов. Сооружение стен началось в 1654 году.

В 1676-1681 годах в монастыре жил под строгим надзором патриарх Никон.

К началу XVIII века Кирилло-Белозерский монастырь стал одним из богатейших монастырей на Руси. При нем образовалась даже целая слобода, из которой вырос впоследствии город Кириллов.

Синодальный период

По инициативе тогдашнего настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря архимандрита Иринарха в 1715 году царь Пётр издал указ о возобновлении Валаамского монастыря. С 1716 по 1720 [2] год Валаамская обитель была приписана к Кирилло-Белозерскому монастырю и возрождалась на его средства, трудами и заботами его братии.

Продолжается практика заточения в монастырь высоких особ – так, в 1730-1740 годах здесь пребывал лишенный сана оболганный архиепископ Варлаам (Вонатович), около 1735 года – Феофилакт (Лопатинский).

Закат “Северной Лавры” начался со второй половины XVIII века, после мероприятий правительства Екатерины II по секуляризации монастырских владений в 1764 году.

Обратите внимание

Монастырь в одночасье стал беден, и его многочисленные здания, для поддержания которых не хватало средств, начали приходить в упадок.

1350 наиболее ценных рукописей, хранившихся в библиотеке монастыря, в начале XX века были переданы в библиотеку Санкт-Петербургской духовной академии.

Закрытие в советское время

В апреле 1918 года в Кирилловском уезде началась национализация церковного имущества, и в первую очередь, земельных угодий храмов и монастырей. Попытка священноархимандрита епископа Варсонофия уберечь монастырь от разграбления и резкие высказывания по поводу декрета об отделении Церкви от государства привели к его мученической смерти в том же году.

После его расстрела монастырь продолжал жизнь еще пять лет, его немногочисленные насельники жили под страхом репрессий. Кирилло-Белозерский монастырь был закрыт в 1924 году, а его последний настоятель архимандрит Анастасий был также расстрелян коммунистами.

В советское время монастырь стал историко-архитектурным музеем-заповедником, благодаря чему сохранился архитектурный ансамбль и многие художественные ценности.

Возрождение монастыря

Источник: https://drevo-info.ru/articles/15776.html

Ссылка на основную публикацию