Житие преподобной Марии Радонежской
В четырех верстах от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии. Кирилл состоял на службе у Ростовских князей.
Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия.
Рассказывая о родителях его, Епифаний Премудрый пишет: «Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправедных родителей …» Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Божием.
Однажды, когда его мать, беременная им, была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве: в начале чтения Евангелия, перед пением Херувимской и в момент, когда священник возгласил: «Вонмем, Святая святым!»
После этого мать стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. «Мать же его, — пишет автор жития, — с того дня, когда было это знамение … носила младенца в утробе как некое бесценное сокровище … и как сосуд избранный.
И когда в себе ребенка носила и была им беременна, тогда она себя блюла от всякой скверны и от всякой нечистоты, постом ограждала себя, и всякой скоромной пищи избегала, и мяса, и молока, и рыбы не ела, лишь хлебом и овощами, и водой питалась.
От вина совершенно воздерживалась, а вместо различных напитков только одну воду, и ту понемногу пила.
Часто же втайне наедине воздыхая со слезами молилась Богу, так говоря: «Господи! Спаси меня, соблюди меня, убогую рабу Твою, и младенца этого, которого ношу я во утробе моей спаси и сохрани! Ты, Господи, охраняющий младенца, да будет воля Твоя, Господи! И да будет Имя Твое благословенно во веки веков. Аминь!»
Праведная Мария вместе с мужем дают обет: если родится у них мальчик, принести его в церковь и отдать Богу.
3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В сороковой день по рождении Младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним таинство крещения.
Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем, ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Это имя по своему значению — «Сын радости (утешения)» было особенно утешительно для родителей.
Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек: «радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».
Родители стали замечать особенное в поведении младенца: если мать вкушала мясную пищу, младенец не пил материнского молока. По средам и пятницам он вовсе оставался без пищи.
Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста.
И она стала строже соблюдать пост: совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком.
Когда Мария попыталась отдать младенца кормилице, он не захотел взять сосцов.
Подрастая, Варфоломей, как и в первые дни своей жизни, по средам и пятница не вкушал никакой пищи, а в остальные хранил воздержание.
Мать опасалась, что суровый образ жизни может повредить его здоровью и убеждала сына уменьшить строгость поста. Однако сын просил не отклонять его от воздержания, и мать более не препятствовала.
Когда Варфоломею исполнилось 15 лет, Ростовское княжество попало под власть Московского великого князя Ивана Калиты. В Ростов был назначен наместником один из московских бояр, который притеснял и грабил жителей.
Многие из ростовцев стали покидать город. В числе их был и боярин Кирилл. Кроме притеснений московских воевод, он еще и разорился, и не желал оставаться там, где некогда жил в богатстве и почете.
Для жительства он выбрал маленький городок Радонеж в Московских землях.
По обычаю того времени Кирилл должен был получить поместье, но по старости уже не мог служить Московскому князю, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, к тому времени уже женатый.
Младший из сыновей Кирилла и Марии — Петр, также женился, но Варфоломей и в Радонеже продолжал свои подвиги. Когда ему было около двадцати лет, он попросил у родителей благословения на монашество.
Родители не возражали, но просили подождать только до их смерти: с уходом они потеряли бы последнюю поддержку, так как два старших брата были уже женаты и жили отдельно.
Благодатный сын повиновался и делал все, чтобы успокоить старость своих родителей, которые не принуждали его вступить в брак.
Дух иночества передался от сына к родителям, и конец своей жизни они приняли постриг в Хотьковском монастыре близ Радонежа. Почти в то же время произошла печальная перемена и в жизни их старшего сына Стефана: жена его умерла, оставив двух сыновей.
Похоронив супругу в Хотьковском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив своих детей младшему брату Петру, он здесь же в Хотькове принял монашество. В 1337 году схимонах Кирилл и схимонахиня Мария отошли ко Господу.
Дети погребли их под сенью Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.
Летопись Хотьковского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов.
Особенно проявилось их заступничество во время народных бедствий — страшной моровой язвы 1770-1771 годов, эпидемий холеры в 1848 году и 1871 году. Тысячи людей стекались в Хотьково.
У гробницы родителей преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. В то же время они ужо местно почитались в монастыре. И всякий раз множество людей сохранялись от губительных болезней.
Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек. Над гробницей святых находилась старинная икона, воплотившая идею Небесного Покрова над обителью.
На этой иконе изображена Божия Матерь в рост, с воздетыми молитвенно руками; под ее стопами — гробница Кирилла и Марии; по одну сторону от нее — их дети: преподобный Сергий, Петр и Стефан, а по другую — супруга Стефана Анна и супруга Петра Екатерина.
Ужо в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. Существует предание, по которому преподобный Сергий завещал — «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом».
Так и повелось — паломники, едущие на богомолье в Троицкую Лавру, посещали сначала Хотьковскую обитель, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей».
По преданию, преподобный Сергий нередко ходил на могилу родителей из своей Лавры.
В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени.
После 1917 года Хотьковский монастырь был ликвидирован, однако до закрытия последнего храма некоторые сестры жили на территории монастыря, составляя рукодельную артель. В 30-е годы храмы сделали мастерскими и складами.
Рабочие, которые занимались перестройкой монастырских зданий, сами предложили верующим взять из храма останки преподобных Кирилла и Марии, т.к. им грозило осквернение или уничтожение.
Они помогли вскрыть полы храма и вынести останки преподобных, которые были положены в склепе неподалеку от Покровского храма, на территории монастыря.
Никаких внешних знаков над склепом не было поставлено, но те, кто участвовал в этом событии, запомнили место погребения.
В июле 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Схимонахи Кирилл и Мария были прославлены в соборе Радонежских святых.
В 1987 году, во время подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси, склеп с мощами преподобных был раскрыт. Все ожидали начала богослужений в Покровском храме, чтобы перенести в него вновь обретенные мощи.
В 1989 году в Покровском храме бывшего Хотьковского монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь возгорелась свеча церковной молитвы преподобному Сергию и его родителям.
В том же году, в день празднования преподобного Сергия, мощи его праведных родителей перенесли в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Возобновилось празднование памяти преподобных Кирилла и Марии 28 сентября (11 октября) и 18 (31) января.
Вера в заступничество святых укрепилась после многочисленных исцелений, совершенных у гробницы.
В 1992 году открылся Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
В том же году, когда праздновалось 600-летие со дня кончины преподобного Сергия, совершилось общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии, увенчавшее шестивековое почитание родителей великого светильника Русской земли, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.
Сегодня во всех храмах России поминают родителей преподобного Сергия — преподобных Кирилла и Марию, и родителей преподобного Серафима — Исидора и Агафию — воспитателей юности преподобных.
В ближайшее время в Покровском храме Хотьковского монастыря должно совершиться освящение придела в честь преподобных Кирилла и Марии — первого, посвященного им храма на Русской земле.
МОЛИТВЫ
Тропарь преподобным Кириллу и Марии
глас 3
Блаженств Христовых причастницы,/ честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе,/ праведнии Кирилле и Марие,/ плод благочестия, Сергия преподобнаго, нам явившии,/ с нимже усердно молите Господа/ низпослати нам дух любве и смиренномудрия,/ да в мире и единомыслии// прославим Троицу Единосущную.
Тропарь преподобным Кириллу и Марии
глас 3
Блаженств Христовых причастницы,/ честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе,/ праведнии Кирилле и Марие,/ плод благочестия, Сергия преподобнаго, нам явившии,/ с нимже усердно молите Господа/ низпослати нам дух любве и смиренномудрия,/ да в мире и единомыслии// прославим Троицу Единосущную.
Источник: http://azbyka.ru/days/sv-marija-radonezhskaja
Источник: http://xn—-7sbbj3bk0auv.xn--p1ai/chtenie-dlya-dushi/zhitie-prepodobnoj-marii-radonezhskoj/
Преподобные Кирилл и Мария, Радонежские чудотворцы
Избраннии чудотворцы и предивнии угодницы Господни, Сергия великого Церкви Российстей даровавшии, преподобнии Кирилле и Марие, обители Хотьковския заступницы! Пение похвальное вам приносяще, молим вы усердно: яко имущии дерзновение ко Господу, предстательством вашим от всяких бед нас свободите и наследники Царствия Небеснаго нас соделайте, да зовем вам радостно: Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом молитвенницы. (Кондак 1 Акафиста преподобным Кириллу и Марии)
Житие преподобных Кирилла и Марии, Радонежских чудотворцев
В трех километрах от Ростова Великого, на левом берегу реки Ишни, расположилась древняя обитель во имя Святой Живоначальной Троицы — Варницкий монастырь.
Благочестивые наши предки построили его, желая увековечить в памяти грядущих поколений место, где родился великий подвижник земли Русской — преподобный Сергий Радонежский.
В начале XIV века здесь было имение его родителей — благородных и знатных бояр Кирилла и Марии.
Боярин Кирилл состоял на службе у ростовских удельных князей и не раз, как доверенный и близкий человек, сопровождал их в опасных путешествиях в Орду. Суете городской жизни и княжеского двора супруги предпочитали тихое сельское уединение в своем поместье.
Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными крестьянскими трудами.
Преподобный Епифаний Премудрый, составитель первого Жития святого Сергия Радонежского, говорит, что Кирилл и Мария были люди благородные и благоверные, «Божии угодники, праведные пред Богом и людьми и всякими добродетелями полны и украшены». Строгие блюстители всех церковных уставов, они любили храм Божий, молитву и особенно заботились о делах милосердия: помогали бедным, принимали странников, творили милостыню. Этому учили они и детей своих.
Подробных сведений о жизни этой блаженной четы до нас не дошло, но мы можем вслед за митрополитом Платоном (Левшиным) сказать, что «самый происшедший от них плод показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа.
Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!»
Супруги имели уже сына Стефана, когда Господь даровал им другого сына — Варфоломея, будущего основателя Троицкой Лавры, красу Православной Церкви и несокрушимую опору родной земли. Задолго до его рождения дивный промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Господнем и святой отрасли благословенного корня.
Миниатюра Лицевого жития прп Сергия
В один из воскресных дней, когда Мария молилась в храме на Божественной литургии, младенец трижды громко прокричал у нее во чреве. Все изумлялись такому чуду, а святая мать с тех пор стала особенно внимательна к своему духовному состоянию.
Часто удаляясь от людских взоров, она со слезами горячо молилась о будущей судьбе своего ребенка. До его рождения Мария пребывала в строгом посте и сердечной молитве, и так дитя как бы предочищалось и освящалось еще до появления на свет.
Праведные супруги, видя на себе великую милость Божию и желая быть достойными ее, дали обещание: если родится мальчик, посвятить его на служение Господу.
3 мая 1314 года в доме боярина Кирилла была великая радость: Бог даровал Марии сына. В сороковой день по рождении родители принесли младенца в церковь для крещения.
Благоговейный иерей Михаил нарек ему имя Варфоломей, что значит «сын радости», в честь святого апостола Варфоломея.
Священник, осененный Божественным Духом, произнес знаменательные слова о том, что ребенок будет «сосудом избранным Бога, обителью и слугой Святой Троицы».
Родители стали замечать в новорожденном нечто необыкновенное: когда матери случалось насыщаться мясной пищей, младенец не брал сосцов ее. То же повторялось по средам и пятницам.
Сначала думали, что ребенок нездоров, но не нашли в нем никаких признаков болезни — напротив, он был всегда весел и радостен. Мария вскоре поняла, что дитя, наученное воздержанию еще во чреве, и по рождении как будто требует от матери поста.
Тогда она стала еще строже поститься и совсем оставила мясную пищу.
Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали сына учиться грамоте. Вместе с ним обучались и два его брата: старший — Стефан и младший — Петр. Братья учились успешно, а Варфоломей далеко отставал от них.
Учитель наказывал его, родители увещевали, сам он много молился со слезами, испрашивая у Господа вразумления, но грамота никак не давалась мальчику.
«Было же это, — замечает блаженный Епифаний, — по промыслу Божию, чтобы он научился книгам от Бога, а не от людей».
Однажды отец послал Варфоломея искать пропавших жеребят. В поле, под сенью высокого дуба, увидел он ангелоподобного старца-черноризца, саном пресвитера, и поведал ему свое сердечное горе.
Старец сотворил прилежную молитву, а затем дал отроку часть святой просфоры «в знамение благодати Божией и разумения Святого Писания». Зная, с какой радостью и любовью принимают родители странников, мальчик упросил таинственного инока посетить их дом.
С честью встретили гостя праведные Кирилл и Мария и предложили ему радушное угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел Варфоломею прочесть псалмы. Тот стал отказываться, зная свое неумение, но инок дал ему в руки книгу и наказал читать слово Божие без сомнения.
И случилось удивительное: отрок, получив благословение, начал стройно и внятно стихословить Псалтирь!..
После этого святой гость вкусил предложенной ему трапезы, благословил гостеприимных хозяев и пророчески возвестил, что сын их «будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к уразумению Божественных заповедей». Благочестивые супруги проводили старца до ворот, но вдруг он стал невидим. Кирилл и Мария, недоумевая, решили, что посетил их Ангел Божий… Глубоко хранили они в благоговейных сердцах слова небесного посланника.
А отрок между тем, возрастая летами, возрастал и в благочестии. Постепенно росло в нем желание иноческого подвига. Но не в Ростовской земле суждено было воссиять этому дивному светильнику. По промыслу Божию боярин Кирилл со всем своим семейством переселился в пределы Московского княжества, в село Радонеж, получив здесь поместье.
Но сам он, по старости, уже не мог служить, и потому обязанность эту принял на себя его старший сын Стефан, который еще в Ростове женился. Младший сын Петр также избрал для себя супружескую жизнь.
Варфоломей же всей душой стремился к жизни подвижнической. Помышляя о суете всего земного, он стал просить у отца и матери благословения на иноческий путь.
«Помедли, чадо, — отвечали ему родители, — ведь мы стары и немощны, и позаботиться о нас некому. Хорошо, что ты печешься, как угодить Богу: это намерение благое. Только послужи нам немного, проводи нас в могилу, тогда и свое желание исполнишь». И благодатный сын повиновался.
Он прилагал все свое старание, чтобы упокоить святых родителей в старости и заслужить их благословение и молитвы.
Какой поучительный пример и родительского благоразумия, и сыновнего послушания! Кирилл и Мария не старались угасить в сыне его божественное желание, но только указывали ему на свои нужды, а втайне, вероятно, хотели дать ему время испытать себя и утвердиться в святом намерении.
А благоразумный юноша, зная высоту и достоинство монашеского призвания, с кротостью взирал на заповедь Божию: «Чти отца и матерь» (Мф. 15, 4) и соглашался ждать, до времени смирив свое сердечное стремление, чтобы сохранить повиновение родителям и наследовать их благословение.
С течением времени дух иночества сообщился от сына родителям: под конец своей многоскорбной жизни Кирилл и Мария пожелали и сами, по благочестивому обычаю древности, воспринять на себя ангельский образ.
В трех верстах от Радонежа находился Покровский Хотьков монастырь, который в то время состоял из двух отделений — для старцев и стариц. В эту обитель и направили свои стопы праведные Кирилл и Мария, чтобы здесь провести остаток дней своих в подвиге покаяния и приготовлении к вечной жизни.
Почти в то же время скончалась супруга их старшего сына Стефана — Анна, оставив двух малолетних сыновей — Климента и Иоанна, который впоследствии стал Феодором, святителем Ростовским. Похоронив жену в Покровском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир.
Поручив детей своих брату Петру, он остался в Хотькове, чтобы принять монашество и послужить своим немощным родителям.
Будучи в преклонных летах, схимники-бояре недолго потрудились в своем новом звании: в 1337 году они мирно отошли ко Господу.
Перед своей кончиной святые родители благословили Варфоломея на иноческий подвиг иконами Божией Матери «Одигитрия» и святителя Николая Чудотворца.
Дети почтили их слезами сыновней любви и погребли под сенью той же Хотьковской обители, которая с этого времени сделалась усыпальницей Сергиева рода. Здесь же со временем был похоронен и младший сын преподобных Кирилла и Марии — Петр, с супругой Екатериной.
Отдавая последний долг сыновней любви, Варфоломей неотлучно провел в Покровском монастыре сорок дней, пока совершалось установленное Церковью поминовение новопреставленных.
Свою молитву он соединял с делами милосердия: каждый день кормил странников и раздавал милостыню нищим.
Передав оставшееся после родителей наследство младшему брату Петру, преподобный юноша устремился к духовным подвигам.
Оставаться в Хотькове у него не было намерения — его душа жаждала безмолвия пустыни.
Вместе со старшим братом Стефаном они покидают гостеприимную обитель Хотьковскую и в десяти верстах от нее, в густом первобытном лесу, на возвышенности Маковец, ставят себе убогую келию, а рядом с ней малую церковь во имя Живоначальной Троицы.
Здесь Варфоломей был пострижен в монашество с именем Сергий, а на месте скромной пустыньки впоследствии суждено было Богом процвести великой и славной Лавре.
Свято-Троицкая Лавра во все времена являлась излюбленным местом паломничества многочисленных богомольцев, которые прибегали к молитвенному предстательству великого Заступника Русской земли — авве Сергию. Существует предание, что преподобный Сергий заповедал, прежде чем идти к нему в Троицкую обитель, зайти в Покровский монастырь и помолиться о упокоении его родителей.
В «Троицких листках» XIX века так описывается этот трогательный старинный обычай: «Чтобы угодник Божий услышал молитву, чтобы милостиво принял пришельца под своим благодатным покровом, сей пришелец сначала идет поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться к благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей».
Почитание схимонаха Кирилла и схимонахини Марии
Почитание схимонаха Кирилла и схимонахини Марии началось сразу после преставления их великого сына. «Свидетельства церковного предания об их святости многочисленны, они восходят еще к XVI веку. Уже в Лицевом житии святого Сергия родители его изображены с нимбами».
У мощей их, неизменно покоящихся в Покровском соборе Хотькова монастыря, непрестанно читали Псалтирь и служили панихиды. Летопись Покровской обители приводит множество свидетельств исцелений от тяжких недугов по заступничеству родителей преподобного Сергия.
Трижды их святыми молитвами Хотьков монастырь был избавлен от моровой язвы и холеры во время эпидемий 1771, 1848 и 1871 годов.
В 1771 году, во время смертоносной язвы, была составлена молитва схимонаху Кириллу и схимонахине Марии для чтения на «Славах» неусыпаемой Псалтири у их гробницы; ее читали несколько месяцев, и обитель не пострадала.
В XIX столетии почитание праведных Кирилла и Марии распространилось по всей России. Их имена были занесены в списки местночтимых святых подвижников благочестия Северо-Восточной Руси, на что указывают месяцесловы того времени.
О почитании преподобных свидетельствует и повествование из летописи Серафимо-Дивеевского монастыря (глава XII), где говорится, что среди икон, которые преподобный Серафим Саровский в разное время прислал в благословение основанной им Дивеевской обители, был средней величины образ Радонежского чудотворца Сергия и образ его блаженных родителей — преподобных Кирилла и Марии.
Собор Родонежских святых.
Для верующих людей всегда было ощутимым духовное общение преподобного Сергия с его святыми родителями — смиренными схимниками, которых он похоронил в Хотьковской обители; по народному преданию, к месту их упокоения он нередко хаживал при жизни из своей лесной пустыни. И в Лавре, и в Хотькове богомольцы покупали образки, на которых святой Сергий изображен молящимся у гроба своих родителей с кадилом в руке. Это память о его сыновней любви к отцу и матери, которым он смиренно и преданно послужил до их блаженной кончины.
В 1922 году Хотьков монастырь был закрыт, и много лет в нем царило запустение. Но и в разоренную обитель люди Божий приходили просить помощи и заступления у преподобных. Почитание праведных Кирилла и Марии, вера в святость и силу их молитв были глубоко засвидетельствованы в сознании нашего народа. В сердцах верующих людей никогда не угасала надежда на возрождение святыни.
В 1981 году было установлено празднование Собора Радонежских святых, в сонме которых прославлены схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, и молитва им помещена в июльской Минее.
1992 год стал знаменательным для Покровского Хотькова монастыря.
3 апреля 1992 года, в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, совершилось общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии.
Канонизация достойно увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.
Сень над мощами прп Кирилла и Марии. Покровский Хотьков монастырь.
В том же 1992 году было принято решение Священного Синода о восстановлении монашеской жизни в Покровской обители.
В соборе Покрова Пресвятой Богородицы покоится главная святыня монастыря — мощи преподобных Кирилла и Марии, родителей великого Сергия.
В наше время сила заступничества святых родителей преподобного Сергия вновь стала явной во многих чудотворениях, происходящих по молитве к ним, а также от их мощей. По словам профессора Московской Духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля),
«на гробнице преподобных Кирилла и Марии, находящейся в Покровском монастыре, засвидетельствованы многочисленные исцеления младенцев, родители которых обращались к святым с молитвой».
Высок подвиг преподобных Кирилла и Марии. Эта святая чета явилась благочестивым корнем, давшим Русской земле и всему миру многие прекрасные и угодные Богу плоды, но особенно дивный — Сергия великого, печальника и молитвенника о душах наших.
Прославленные Церковью за свою богоугодную жизнь и за подвиг доброго честного супружества, они по своем успении встали на небесное служение — быть покровителями семейной жизни, научая нас христианскому устроению жизненного пути.
Множество боголюбивых паломников идет в Хотьков монастырь к раке с чудотворными мощами достохвальной четы за родительским благословением, изливая перед преподобными свои скорби и радости, испрашивая помощи, утешения, исцеления. Восстановление благочестивой семьи, освященной, проникнутой духовными традициями — путь к возрождению нашего Отечества.
Почтим благодарной памятью праведных родителей Игумена земли Русской, прибегая к их предстательству с горячей верой, надеждой и теплым прошением: «Усердно молите Господа низпослати нам дух любве и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную».
Память преподобных Кирилла и Марии совершается 18 января, 28 сентября, и 6 июля (в составе Собора Радонежских святых) по старому стилю, а также в четверток седмицы мытаря и фарисея.
По изданию: «Акафист преподобным Кириллу и Марии, Радонежским чудотворцам, с житием. – Покровский Хотьков монастырь, 2014.- 56с.»
Тропа́рь, глас 3-й:
Конда́к, глас 4-й
Молитва преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского
О раби́ Бо́жии, преподо́бнии Кири́лле и Мари́е! А́ще и сконча́ли есте́ вре́менную жизнь свою́ те́лом, но ду́хом не отступа́ете от нас, руково́дствуете же ны ко Христу́ Бо́гу, наставля́ете ше́ствовати по за́поведем Госпо́дним и носи́ти крест свой и после́довати Влады́це на́шему.
Вы, преподо́бнии, вку́пе с преподо́бным и богоно́сным отце́м на́шим Се́ргием, ва́шим возлю́бленным сы́ном, име́ете дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу на́шему и ко Святе́й Его́ Богома́тери.
Бу́дите моли́твенницы и хода́таи о нас, недосто́йных, жи́тельствующих во святе́й оби́тели ва́шей, ей же вы и нача́льницы.
Бу́дите помо́щницы и засту́пницы Бо́гом со́бранней дружи́не сей, да жи́тельствующии на ме́сте сем и приходя́щий с ве́рою, ва́шими моли́твами сохраня́еми, невреди́ми от бесо́в и от челове́к злых пребу́дем, сла́вяще Святу́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Житие преподобных Кирилла и Марии Покровский Хотьков монастырь
Преподобные Кирилл и Мария Радонежские на сайте Правмир.ru
Источник: https://hramsergiy74.ru/news/prepodobnyie-kirill-i-mariya-radonezhskie-chudotvortsyi.htm
Житие преподобных Кирилла и Марии
В 2017 году исполнилось 25 лет прославления и 680 лет преставления преподобных Кирилла и Марии
Икона преподобных Кирилла и Марии с житием
Преподобные Кирилл и Мария принадлежали к знатному боярскому роду. По древнему ростовскому преданию, боярин Кирилл происходил из старинного рода Симоновичей, родоначальником которого был один из потомков варяжского князя Африкана – Симон (Шимон). Потомки Симона переехали на северо-восток Руси в свите князя Юрия Владимировича Долгорукого.
В начале XIV века поместье преподобных Кирилла и Марии располагалось недалеко от Ростова Великого в селении Варницы. В 1427 году Ростовский архимандрит Ефрем основал здесь Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь. Так наши благочестивые предки увековечили в памяти грядущих поколений родину великого подвижника русской земли – преподобного Сергия Радонежского.
Троице-Сергиев Варницкий монастырь
Колодец преподобных Кирилла и Марии
в Троице-Сергиевом Варницком монастыре
Боярин Кирилл состоял на службе у Ростовских удельных князей, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Это были опасные путешествия, из которых многие князья и бояре не возвращались, погибая за отеческую веру. Преподобная Мария и дети каждый раз прощались с ним, как перед смертью.
“Святый Кирилл советник был еси князю”
Жили Кирилл и Мария просто, их домашний быт был близок к крестьянскому и в высшей степени благочестив. Добрые родители воспитывали детей в смирении, целомудрии и любви, понимая, что иначе нельзя стяжать Небесное Царство.
Житие Преподобных особенно украшено свидетельством об их милосердии и страннолюбии, которое было увенчано посещением их дома Ангелом. И дети были достойны своих родителей.
Семья преподобных Кирилла и Марии – особая в Русской Православной Церкви: пять ее членов Господь прославил в лике святых.
“Святые Кирилл и Мария скромно живяху” “Святые на всяк день усердно Бога моляху”
“Святые милостыне и страннолюбию прилежаху”
Варфоломей (будущий Великий Сергий) был вторым сыном Кирилла и Марии после Стефана. Перед его рождением (3/16 мая 1314 года) произошло чудо, указавшее, что он будет велик пред Богом и станет истинным служителем Живоначальной Троицы.
Когда мать его стояла в храме на Божественной Литургии, находившийся во чреве младенец трижды воскликнул громким голосом.
Первый раз пред чтением Евангелия, второй раз, когда начали петь Херувимскую песнь, и третий раз при возглашении священника: «Святая святым!» Преподобные Кирилл и Мария со смирением приняли это знамение Промысла Божия и с сердечной благодарностью дали обет посвятить Господу свое чадо.
И Господь принял его и взращивал как Свой священный сосуд. Уже с младенчества преподобный Сергий в среду и пятницу воздерживался от пищи и вовсе не прикасался к материнской груди, если мать вкушала мясо.
Поэтому и преподобная Мария совершенно отказалась от мясной пищи, поняв явленное ей Божественное промышление, и сообразно с этим повела дело воспитания своего дитя. Когда ребенок подрос, то в нем стали ещё более явно проявляться знаки богоизбранности: он любил молитву, духовные книги, труд, уклонялся от шалостей, чтил родителей и имел великое послушание и смирение, что есть корень всех добродетелей.
“Егда крестили отроча пророчество о нем услышали” “Святые родители о чаде святом радовахуся”
В преклонных годах боярину Кириллу пришлось покинуть ростовскую землю и переехать в Радонеж. Во всех путях своих Преподобные хранили душевный мир и упование на Бога. Их семейный очаг был подобен монастырской обители, где все служило к утверждению в благочестии.
По старости лет боярин Кирилл больше не мог нести службы, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, который к тому времени женился. Младший сын Петр также избрал супружескую жизнь, а Варфоломей желал принять иноческий постриг.
Праведные Кирилл и Мария были усердными почитателями монашества, но просили Варфоломея подождать с исполнением своего намерения и упокоить их старость. С великой любовью согласился он еще остаться с ними, до времени томить себя неисполненным желанием и сохранить повиновение родителям, а через это наследовать их благословение.
Так раскрывается Божественная премудрость: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» (Исход, 20, 12).
“Святый отрок испросише благословение родительское
на житие иноческое”
В конце жизни преподобные Кирилл и Мария пожелали принять монашество и, оставив всякое попечение земное, ушли на жительство в Хотьков монастырь, чтобы навсегда стать хранителями и покровителями этой земли. Здесь провели они последние дни своей жизни в непрестанной молитве и богомыслии, приняв схиму – великий ангельский образ.
“Святые Кирилл и Мария прияша пострижение” “Святые скончали дни свои в монастыре иже в Хотьково”
“Преставление святых Кирилла и Марии”
Немного ранее (около 1334 года) стал иноком овдовевший брат Варфоломея Стефан. Похоронив супругу в Покровском монастыре на Хотькове, он уже не пожелал возвратиться в мир и вместе с братом послужил схимникам-родителям до их блаженной кончины, последовавшей в 1337 году.
Перед смертью святые Кирилл и Мария благословили Варфоломея на иноческий подвиг иконами Божией Матери «Одигитрия» и святителя Николая Чудотворца. В течение сорока дней братья оставались в монастыре, молясь об упокоении своих родителей и совершая дела милосердия в их память.
Русский народ всегда с благодарностью чтил это святое семейство – молитвенников за наше Отечество. Великий Сергий сохранил и преумножил главное сокровище – бессмертное Православие – в то время, когда силы народа были на исходе, и спас народную душу от гибели.
Примирив русских князей, он способствовал их объединению под знаменем благоверного князя Димитрия Донского.
И Господь явил милость, даровав вымоленную преподобным Сергием победу русскому воинству, и освободил Русь от тяжкого бремени татарского ига, простив ей грех междоусобных кровопролитий.
Настало время возрождения России. С тех пор никогда не забывали благодарные потомки родителей Игумена Земли Русской. Память преподобных Кирилла и Марии совершалась в Троице-Сергиевой Лавре и в Хотьковском монастыре 28 сентября/11 октября и 18/31 января.
У мощей Преподобных в Покровском соборе читалась Неусыпаемая Псалтирь и служились панихиды.
Канонизация святых в 1992 году достойно увенчала шестивековое почитание святых родителей, давших миру образец святости, христианского устроения семьи и благочестивого монашества.
Икона рода Сергиева
(на ней изображен преподобный Сергий Радонежский и его сродники – преподобные Кирилл и Мария,
преподобный Стефан и Петр – сыновья их – с женами, святитель Феодор Ростовский – сын Стефана)
Преподобнии Кирилле и Марие и преподобне отче наш Сергие, молите Бога о нас
Молитва ко преподобным Кириллу и Марии
О раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие!Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедям Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь |
Тропарь, глас 3
Блаженств Христовых причастницы, честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе,
праведнии Кирилле и Марие, плод благочестия, Сергия преподобнаго нам явившии,
с ним же усердно молите Господа низпослати нам дух любве и смиренномудрия,
да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную
Кондак, глас 4
Днесь, вернии, сошедшеся, восхвалим двоицу блаженную благовернаго Кирилла и Марию добронравную,
тыя бо молятся вкупе с возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, ко Единому во Святей Троице Богу,
отечество наше в правоверии утвердити, домы миром оградити, юныя от напастей и соблазнов избавити,
старость укрепити и спасти души наша
Величание
Ублажаем, ублажаем вас, преподобнии Кирилле и Марие и преподобне отче наш Сергие,
и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы Ангелов
Источник: http://khotkovmonastery.ru/shrines/life-cyril-and-mary
Чудотворные мощи преп. Кирилла и Марии Радонежских и Хотьковских чудотворцев, родителей преподобного Сергия Радонежского
Днями почитания считаются 31 января и 11 октября.
Молитвы читаются о налаживании благочестия семьи, содействии в формировании нравственно-религиозного характера детей.
Преподобный Кирилл и Мария были выходцами из знатного боярского рода и проживали свою жизнь в старинном Ростовском княжестве. Благочестивое семейство уже имело одного сына по имени Стефан, как Господь подарил им ещё одного сына, которого пара именовала Варфоломеем.
Младшему сыну Варфоломею в будущем довелось стать преподобным Сергием Радонежским.
Праведность преподобного Кирилла и его супруги Марии славилась и была известна не только Господу.
Супруги всегда были строгими блюстителями всех божественных статутов, они помогали бедным, однако особо свято берегли заповедь священного апостола Павла: «Страннолюбия не оставляйте, тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы».
Всему этому они учили и детей своих, привязывая им идею не упускать случай пригласить к себе в обитель странствующего инока или другого утомленного паломника.
До нашего времени не убереглось более подробной информации о благочестивой жизни этой счастливой пары, однако мы можем совместно со святителем Платоном заявить, что сам порожденный ими плод показал лучше всякой сладкоречивой хвалы добросердечность благословенного рода. Блаженны родители, чьи имена вечно славятся в их потомстве и отпрысках! Блаженны и дети, кои не только не постыдили, но и усилили и возвеличили почет и благородство своих отцов и именитых предков, поскольку подлинное благородство заключается в добродетели!
В конце своего жизненного пути преподобные Кирилл и Мария решили по собственному желанию принять монашество. Они устремились в Покровский монастырь, который был расположен в 3-х верстах от Радонежа, и на тот период связывавший 2 обители: для старцев и для стариц.
В этом месте преподобный Кирилл и его супруга Мария провели свои последние дни, готовясь к вечной жизни. Сначала они приняли монашеский постриг, а позднее и схиму. Обремененные старостью и недугами, схимники в течение непродолжительного промежутка времени подвизались в новом звании. Примерно в 1337 г.
супружеская чета с миром отошла в царство Божие.
В 1992 году Архиерейским Храмом РПЦ было постановлено причесть преподобного Кирилла и супругу его Марию к лику святых.
Святителем Филаретом Московским были написаны строки, в которых он говорит, что бессмертные мощи святых благоденствуют славой их добродетелей так, что они, часто бывая преуменьшенными в смертной жизни, обретают величество по смерти.
И после кончины выказывают в себе духовную силу жизни, чудным образом источающуюся и на окружение. Иисус Христос предпочитает жить в избранниках своих даже физически, поскольку располагает их к внутреннему с Ним общению. Он поселяется в сердце и привносит в него новую жизнь.
И тело, беспрерывно очищаемое аскетизмом и подвигами, даже в бренной жизни становится богоносным и переполняется силой Господней для других… А поскольку сила Христова вечна, то самоочевидно, что она, поселяясь в существ человеческих, иже Христовы суть (Гал.
5, 24), и телесам их вещает бессмертие; поскольку силе Господа нету предела, то согласно и то, что она посредством них чудодействует, когда этого соблаговолит Господь… Данное бессмертие и исцеляющая сила, которая исходит из них, учит нас благочестию и подталкивает к подражанию их вере.
Сила заступничества Богоматери, преподобного Кирилла и жены его Марии, а также их сына Сергия проявляется в дивах, которые совершались в течение всей истории Хотькова монастыря. В тяжкий для русского человека и Святой Церкви период не раз выказывалось ходатайство перед Господом за своих земных братьев преподобных Кирилла и Марию, а также их сына Сергия.
Мощи Преподобных Кирилла и Марии Радонежских находятся в Покровском Хотьковском ставропигиальном женском монастыре, Московская обл., Сергиево-Посадский р-н.
МОЛИТВА ПРЕПОДОБНЫМ КИРИЛЛУ И МАРИИ РАДОНЕЖСКИМ, РОДИТЕЛЯМ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦАМ
Источник: https://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/chudotvornye-ikony/222-prepodobnye-kirill-i-mariya-radonezhskie-i-khotkovskie-chudotvortsy-roditelej-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo
Святые Кирилл и Мария Радонежские
Много святых явила нам земля русская. Но родители преподобного Сергия Радонежского, святые преподобные Кирилл и Мария Радонежские — это особые святые для каждой семьи.
Именно им мы молимся, чтобы воспитать своих детей в вере и благочестии.
Завтра 31 января православная церковь будет вспоминать их в своих молитвах.
Нам неизвестны сведения о их жизни до вступления в супружество. Известно лишь, что в начале XVI века они жили в своем поместье в селении Варницы, недалеко от Ростова Великого.
Преподобный Кирилл состоял на службе у ростовских князей. Это было время татаромонгольского ига. Князьям постоянно приходилось ездить на поклон в Орду, и боярин Кирилл не раз сопровождал своего князя в этих опасных поездках. Понятно, сколько скорбей приходилось переживать Марии, но ее молитвы хранили мужа.
Супруги вели благочестивый образ жизни и особенно много творили дел милосердия. Бедные странники всегда находили приют в их доме.
Несмотря на принадлежность к знатному боярскому роду, супруги вели очень простую уединенную жизнь, занимались сельским хозяйством.
Спустя много лет на том месте, где находился дом преподобных Кирилла и Марии, был основан монастырь с соборным храмом в честь Живоначальной Троицы.
У супругов было три сына, среди которых средний – молитвенник земли русской преподобный Сергий Радонежский. Необыкновенное событие предшествовало рождению этого ребенка, это было настоящее чудо Божие.
Однажды во время молитвы в храме, ребенок во чреве матери трижды громко воскликнул.
И своим внутренним чувством Мария поняла, что это было указание Божие, и ребенок, который должен вскоре родиться у нее не простой.
Понимая, что родители еще до рождения могут передать своим детям зачатки добра, она стала больше молиться, хранила себя от всякой скверны, избегала людских взоров, усердно соблюдала посты.
И вот 3 мая 1314 года Бог даровал благочестивым родителям сына. Мальчика назвали при крещении Варфоломеем.
Вскоре мать стала замечать в ребенке нечто необыкновенное: когда она вкушала мясо, ребенок отказывался от груди, то же было по средам и пятницам. Случалось, что малыш не ел по два дня.
Мария очень переживала, но сердцем поняла, что ребенок не хочет пить молоко, когда она питается мясом. Таким образом, Мария своим постом во время ношения во чреве и сыну передала любовь к воздержанию.
После Варфоломея у супругов родился третий сын Петруша. Дети в семье воспитывались в страхе Божием и целомудрии.
Когда дети подросли, боярин отдал их учиться. Под конец своей жизни боярин Кирилл стал терпеть немалую нужду. Ростовская земля была истощена частыми набегами татар, и многие жители стали переезжать в другие места. Вот и боярин Кирилл вместе со своим благочестивым семейством переселился из Ростова в Радонеж.
Старший сын Стефан, уже женившийся к тому времени, принял от отца его службу. Младший сын Петр тоже женился. Варфоломей же просил благословения своих родителей отпустить его в монастырь, на что престарелые родители просили его подождать немного и послужить им в их старости.
И сын повиновался. Со всей сыновней любовью старался он заслужить себе родительское благословение.
Желание сына пойти в монастырь передалось и его родителям. Недалеко от Радонежа стоял Покровский Хотьков монастырь. И Кирилл и Мария постриглись здесь в монахи, а затем приняли и великую схиму. Таким образом, свои последние дни преподобные Кирилл и Мария Радонежские провели в постоянной молитве и богомыслии.
В это же время их старший сын Стефан овдовел и решил больше не возвращаться в мир, а остаться в Хотькове, чтобы тоже послужить своим немощным родителям.
Недолго схимники-бояре подвизались в своем звании. Около 1337 года они почили. Дети похоронили их в этой же обители. Перед своей смертью они благословили Варфоломея иконой Божией Матери Одигитрия и святителя и чудотворца Николая.
Сорок дней провел будущий великий святой в Хотьковском монастыре, молясь за родителей. Оставшееся наследство оставил младшему брату Петру, а сам отправился искать уединения.
Святой Сергий оказался достойным сыном своих благочестивых родителей. Святые Кирилл и Мария Радонежские заложили в его душу любовь к Богу, к труду, милосердию и родной земле.
Все, кто обращается в своих молитвах к преподобному Сергию, верят, что и его родители стоят пред престолом Божиим. И поэтому перед тем, как побывать у преподобного Сергия в основанной им Троице-Сергиевой лавре, все паломники заезжают сначала на поклон к его благочестивым родителям в Хотьковский Покровский монастырь.
свт. Платон
Святые Кирилл и Мария, молите Бога о нас!
Молитва святым преподобным Кириллу и Марии Радонежским
Источник: http://myhouse777.ru/duhovnaya-aptechka/svyatyie-kirill-i-mariya-radonezhskie
Святые преподобные Кирилл и Мария Радонежские
Память преподобных Кирилла и Марии совершается в Русской Православной Церкви несколько раз в году: 31 января, 5 июня и 19 июля (в числе собора Ростовско-Ярославских и Радонежский святых) и 11 октября.
Жизнеописание преподобных Кирилла и Марии
Преподобные Кирилл и Мария были родителями великого русского святого Сергия Радонежского, который жил в конце XIII – начале XIV веков в Ростовском княжестве. Известно, что святой Кирилл принадлежал к боярскому роду и был близким родственником ростовских князей, потому семья была достаточно богатой.
Однако жизнь в городе, вблизи княжеского двора, не прельщала благочестивых супругов, и они предпочитали скромную сельскую жизнь, где могли вести строгий образ жизни, проводя много времени в молитве и помогая нуждающимся людям.
У святых Кирилла и Марии было трое сыновей: Стефан, Варфоломей, ставший впоследствии великим святым Сергием Радонежским, и Петр.
Предание говорит о том, что когда Мария ожидала рождения среднего сына Варфоломея, то уже во время беременности проявлялись чудесные знамения, указывающие на его великую подвижническую жизнь, которую он будет вести в будущем.
После же своего рождения, еще во младенческом возрасте, он проявлял себя как великий постник, отказываясь в среду и пятницу от материнского молока. Указание на особое избранничество Варфоломея проявилось в случае явления ему монаха, по молитвам которого неспособный до тех пор к наукам отрок получил чудесным образом умение читать.
Рождение великого святого именно в этой семье свидетельствует об особой духовности его родителей, которые своим личным примером благочестия сумели передать сыну глубокую веру и с первых дней его жизни создали условия для его духовного роста.
Родители понимали, что их сыну уготована великая жизнь, и потому не были удивлены, когда Варфоломей в отроческом возрасте попросил их благословения на иноческий подвиг. Святые Кирилл и Мария были рады выбранному их сыном пути, однако просили его не уходить в монастырь до тех пор, пока они не скончаются.
Около 1328 года семья переселилась из Ростовского в Московское княжество, в город Радонеж. Там они проживали неподалеку от Покровского Хотьковского монастыря. В то время некоторые обители являлись одновременно и мужскими, и женскими, и потому в конце жизни святые Кирилл и Мария пожелали вместе принять монашеский постриг и закончить свои дни в Радонежском монастыре. Там же ими была принята схима. Скончались преподобные Кирилл и Мария в 1337 году, перед смертью дав Варфоломею благословение на монашеский постриг. Они были погребены в Покровском соборе, где их мощи находятся и по сей день.
Почитание преподобных Кирилла и Марии Радонежских
Причисление преподобных Кирилла и Марии к лику святых совершилось лишь в 1992 году, однако народное почитание этих святых началось, по-видимому, вскоре после их смерти.
В конце XIV века появились иконы с изображением жития преподобного Сергия Радонежского, на которых его родители писались с нимбами, что говорит об их почитании среди верующих как святых угодников Божиих.
Издавна православные паломники, отправляясь на поклонение святому Сергию Радонежскому в основанную им Троице-Сергиеву лавру, заходили в расположенный неподалеку Покровский Хотьковский монастырь, чтобы помолиться также родителям святого.
На иконах Кирилла и Марию всегда изображают вместе, поскольку они прошли всю свою долгую жизнь вместе, давая пример истинно христианской семьи, малой Церкви, смыслом существования которой является служение Богу. Таким образом, святых супругов можно почитать как покровителей христианского брака и обращаться к ним за помощью в устроении семейной жизни.
Тропарь, глас 3:
Блаженств Христовых причастницы,/ честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе,/ праведнии Кирилле и Марие,/ плод благочестия, Сергия преподобнаго, нам явившии,/ с нимже усердно молите Господа/ низпослати нам дух любве и смиренномудрия,/ да в мире и единомыслии// прославим Троицу Единосущную.
Кондак, глас 4:
Днесь, вернии, сошедшеся,/ восхвалим двоицу блаженную, благовернаго Кирилла и Марию добронравную,/ тии бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием,/ ко Единому во Святей Троице Богу,/ Отечество наше в правоверии утвердити,/ домы миром оградити,/ юныя от напастей и соблазнов избавити,/ старость укрепити// и спасти души наша.
Величание:
Ублажаем вас, преподобнии Кирилле и Марие, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы Ангелов.
Молитва:
О раби Божии, схимонаше Кирилле, схимонахине Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедем Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему, вы, преподобнии, вкупе с преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующий на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/910-svyatye-prepodobnye-kirill-i-mariya-radonezhskie