Иконописец архимандрит зинон (теодор)

Архимандрит Зинон (Теодор) посетил Храм свт. Николая в Котельниках и выставку «Современные иконописцы России» | Представительство Православной Церкви Чешских Земель и Словакии

Один из самых известных иконописцев России посетил наш Храм 20 декабря.

В Воскресенье, 20 декабря, день памяти святителя Амвросия, епископа Медиоланского, Божественную Литургию в нашем Храме возглавил настоятель, Представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский). Настоятелю сослужили протоиерей Владимир Вишневский, иерей Евгений Зацепин и иеродиакон Александр (Галушка).

20 декабря в Храме святителя Николая в Котельниках за Божественной Литургией молился архимандрит Зинон (Теодор)

В этот день в нашем Храме за Богослужением молился архимандрит Зинон (Теодор).

Обратите внимание

Его называют самым известным и знаковым современным иконописцем России.   В Италии его именуют русским Рафаэлем. Но этих эпитетов все равно мало, чтобы выразить весь талант и вклад архимандрита Зинона в развитие современной иконописи. Свою жизнь он без остатка посвятил исканию и борьбе за идеалы иконописных образов, как отражения Горнего мира. 

Фрагмент иконы «Преподобный Исаак Сирин», автор — архимандрит Зинон (Теодор)

Во многом, благодаря творчеству архимандрита Зинона, в России возрождается интерес к достойным иконописным идеалам и образцам. По его работам учатся тысячи иконописцев. Лики его икон смотрят на нас, будто из глубины веков. Они, едва созданные, уже становятся бесценным образцом для изучения и подражания.

Все это – результаты десятилетий титанического труда и изучения древних источников. В иконах и фресках отца Зинона воплощается богатое наследие иконописцев Византии и раннехристианского мира.

 Архимандрит Зинон, первым из церковных деятелей, был удостоен Государственной премии России  за вклад в развитие церковного искусства.

        В последние годы знаменитый иконописец живет в монашеском уединении, за несколько сотен километров от Москвы. Его приезд в столицу – чрезвычайно редкое событие.

И тем более почетно, что 20 декабря, в Воскресенье,   архимандрит Зинон молился за Божественной Литургией в Храме святителя Николая в Котельниках.

 Батюшка приехал в гости к своему ученику – настоятелю нашего Храма архимандриту Серафиму (Шемятовскому).

По окончании Богослужения архимандрит Зинон и архимандрит Серафим посетили выставку «Современные иконописцы России»

После Богослужения   архимандрит Зинон и архимандрит Серафим посетили выставку «Современные иконописцы России», в которой впервые за долгие годы участвуют работы обоих иконописцев.  

Важно

Икона «Спаситель», автор — архимандрит Зинон (Теодор)Икона «Преподобный Исаак Сирин», автор — архимандрит Зинон (Теодор)

      Выставка   проходит в галерее  «Царская башня»  Казанского вокзала.

 В экспозиции участвуют  более 50 иконописцев из Москвы, Санкт-Петербурга, других  регионов России и  ближнего зарубежья.

Самая масштабная  за последние годы  выставка современных иконописцев   продлится до 19 января 2016 года.  

Фрагмент иконы «Спаситель», автор — архимандрит Серафим (Шемятовский)Икона «Богоматерь», автор — архимандрит Серафим (Шемятовский)Икона «Святая мученица Дарья», автор — архимандрит Серафим (Шемятовский)

Иконы  работы архимандрита Серафима (Шемятовского) были написаны в 2005 году для  Ново-Иерусалимского монастыря. Они хранятся в иконостасе Успенского придела Воскресенского  Собора и были специально привезены из монастыря для участия в выставке. 

Фоторепортаж Сергея Челенкова:

 Фоторепортаж с Божественной Литургии 20 декабря 2016 г:

Источник: http://pccs.ru/novosti/arhimandrit-zinon-teodor-posetil-hram-svt-nikolaya-v-kotelnikah-i-vystavku-sovremennye-ikonopistsy-rossii/

Уникальный материал. Уникальный иконописец

Конечно, говоря об иконе XXI века и о становлении современной иконописной традиции, мы никак не можем обойти имя архимандрита Зинона (Теодора).

Мы о нем вспоминали и в беседе об иконе в советское время, потому он одним из первых начал работать, еще в начале 1970-х годов.

Многие современные мастера у него учились или работали вместе с ним, например, в Даниловом монастыре, или приезжали к нему на консультацию, когда он жил в Печерах. Этот мастер работает активно и сегодня. Дай Бог ему здоровья, чтобы он  работал и впредь.

Если мы говорим о традиции рубежа веков, мне хотелось бы выявить в его творчестве несколько тенденций, проявившихся именно в это время.

Отец Зинон был одним из первых, кто вывел русскую икону на международный уровень. Его уже в начале 90-х стали приглашать в разные страны.

Вслед за ним и другие стали ездить и преподавать иконопись в разных странах. Сегодня уже по всему миру устраиваются иконописные курсы.

Икона – емкое искусство, через нее легко рассказать о православии. Простого человека, может быть, не так интересуют тонкости догматики или сложности богословия, но красота, которая явлена в иконе, мало кого оставляет равнодушным.

В самом начале 1990-х годов отца Зинона пригласили расписывать Валаамский монастырь в Финляндии, затем он работал во Францию, Италии, Бельгии.

В конце концов, было решено, что, раз существует большой интерес к иконе, нужно организовать под руководством архимандрита Зинона международную школу, такой международный иконописный центр, и для этого ему был отдан Мирожский монастырь в Пскове.

Древний Мирожский монастырь с его прекрасным храмом XII века с фресками греческих мастеров. Храм этот принадлежит музею, и он неприкосновенный. Конечно, никто из современных иконописцев и не посягает на него. А вот надвратная церковь св.

Совет

Стефана Первомученика была отдана как раз иконописцам, должен был строиться новый корпус с современным оборудованием, под него уже были найдены международные средства. Но судьба этой школы была печальна. В 1994-м, если не ошибаюсь, этот монастырь был отдан Церкви, а в 1997 году архимандрит Зинон был оттуда изгнан правящим архиереем Евсевием за то, что дал возможность служить католикам, которые приезжали туда учиться, на праздник Успения в неосвященном храме.

Мы не готовы, видимо, к тому, чтобы устанавливать такие серьезные связи с нашими братьями на Западе. Тем не менее, в монастыре остался замечательный иконостас, который создан архимандритом Зиноном.

Это каменный иконостас в Стефановском храме построен по типу византийских каменных тут темплонов, отец Зинон написал здесь замечательные иконы в ранневизантийском стиле. В тот период он очень ориентировался на раннюю Византию, на традиции первого тысячелетия.

Это традиция, которая близка и западным нашим братьям, и для Руси была основой.

Например, образ Христа Ника — необычный, пришедший к нам из VI века. И рядом прекрасная и нежная Богородица. И вторым рядом — круглые медальоны с образами святых. Святой Стефан, святой Исаак Сирин и еще ряд святых.

Такой скромный, аскетичный, настойщий монашеский иконостас. Братия этого монастыря составляла человек пять-шесть, но все они были либо иконописцами, либо теми, кто делает доски, в общем связаны были с иконописным искусством.

Предполагалось, что этот монастырь будет служить развитию иконописной традиции. Увы, не получилось.

А вот еще один интересный пример творчества о. Зинона: «Беседа Пушкина и митрополита Филарета». Это не икона, а миниатюра. Не знаю, можно ли создать такую икону? Отец Зинон создал ряд миниатюр для жития митрополита Филарета (Дроздова).

Все помнят известную поэтическую переписку митрополита Филарета и Пушкина, когда он ответил на знаменитое стихотворение «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана…». И мы видим тут интересное решение этого эпизода.

Обратите внимание

Как вообще рождаются современные иконографии? Они не рождаются «от ветра головы своея», когда этим занимается человек, овладевший иконописным языком и свободно говорящий на нем.

А иконописный язык – это сложнейший язык! Для иконописца просто перерисовать древнюю икону – это все равно, что переписать текст с другого языка, если вы копируете текст, но не понимаете его содержания, он не будет вашим высказыванием, и ошибки тут неизбежны. А в этой миниатюре хорошо видно, что, мастерски владея иконописным языком, архимандрит Зинон выстраивает новую иконографию совершенно в традиции византийской миниатюры.

Если вы посмотрите на миниатюры Минология императора Василия Второго (а он ориентировался именно на этот памятник), то увидите там подобные миниатюры, например беседа Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского, они также сидят и беседуют между собой. У каждого из них какие-то атрибуты их творчества, они ведь гимнографы.

Вот и на миниатюре отца Зинона мы тоже видим святителя Церкви, прославленного в лике святых, поэтому у него нимб, а Пушкин — признанный поэт, у него золотой лавровый венец, он увенчан земной славой. И здесь иконописец ничем не прегрешает против канонов. В руках у Филарета книга, он учитель Церкви, он переводил Новый Завет.

В руках у Пушкина лира, «Я лиру посвятил народу своему…».

И тут иконописец не прегрешает против иконописной традиции. У Филарета учительский жест, он учит, собственно говоря, свою проповедь, свое учительство он и зашифровал в своем стихотворном ответе поэту. У Пушкина же слушающий жест, он внимает митрополиту.

В одном из вариантов его стихотворения были такие строки: «И внемлет лире Филарета в священном трепете поэт…». Потом он эту ассоциацию убрал, оставив: «И внемлет лире серафима в священном трепете поэт». Мне кажется, это очень интересно.

В какой-то мере мы с вами тут прослеживаем кухню современного иконописца и вдумчивого богослова, каким является архимандрит Зинон. Кстати, именно в это время рождаются его «Беседы иконописца», небольшая книжечка, выдерживавшая несколько изданий. Из «Бесед» отца Зинона хорошо видно, что он и богослов, и философ.

Очень интересный, во многом спорный, конечно, с ним можно не соглашаться, но он и не утверждает, что он истина в последней инстанции, он размышляет.

Вот еще одна его икона, написанная приблизительно в это же время для православного монастыря в Бюсси, во Франции.

А эта икона святого Максимилиана Кольбе, католического польского святого ХХ века. Отец Зинон пишет образы и православные, и не православные,  в этом его свобода. Никто ему не может запретить писать иконы, даже правящий архиерей, который отправил его в запрет.

Пять лет отец Зинон был в запрете, но, слава Богу, в 2002 году Святейший патриарх Алексий Второй снял с него все прещения. Я считаю, что свобода иконописца – это необходимое условие для творчества.

Важно

Многие из иконописцев, о которых я сейчас говорила, писали для западных православных и не православных храмов. Это нормально.

В Бельгии есть Крестовоздвиженский монастырь в местечке Шевтонь, сюда архимандрит Зинон был приглашен работать в середине 90-х. Это интересный монастырь, там два храма – в одном служат латинскую литургию, в другом — византийскую. Византийский храм был расписан еще русскими эмигрантами в 60-х гг., а латинский храм так и стоял нерасписанным. И отец Зинон написал здесь романскую фреску.

Его идея (и она правильная), что возрождение западной иконографии должно идти не через русскую и греческую традиции, а через возрождение собственных традиций, которые были на Западе в средние века. Иконописный канон в первом тысячелетии был общим, при всей разности стилей, это был общий язык неразделенной Церкви. Он был понятен всем от Испании до Грузии.

Это был общий язык, понятный всей христианской ойкумене. Стиль мог был разным – утонченным в Константинополе, более гротескным в Испании, с романским вкраплением в Италии и Германии и так далее.

И вот отец Зинон создал великолепную фреску в алтаре латинского храма, где Спас Вседержитель в окружении традиционных символов евангелистов, с раннехристианскими символами в орнаменте.

Как эффектно смотрится в перспективе лаконичного храма фреска, написанная русским иконописцем.

Второй раз отец Зинон был приглашен в Шевтонь уже в год двухтысячелетнего юбилея христианства, и в нартексе этого же храма он написал образ Небесного Иерусалима, по стилистике уже более близкую к Византии.

Это не алтарная часть, и потому здесь он счел возможным написать такой образ. Его свобода владения разными стилями – тоже один из признаков современной традиции.

Совет

В конце 1980 – начале 1990-х годов была установка на более тесную связь к определенному стилю, но сегодня все меньше говорят о стилистической однородности иконописи, потому что сама традиция – и православного, и вообще христианского искусства – стилистически не однородна. И, конечно, в разных храмах могут быть использованы различные традиции.

Очень показательный пример —  храм, который построен отцом Зиноном, вернее по его проекту, в ските, куда он удалился после изгнания из Мирожского монастыря. Это скит в деревне Гверстонь в Псковской области, почти у самой эстонской границы. Что такое скит? Это место уединения и молитвы.

Отец Зинон купил (или ему отдали) полуразваленный деревенский дом, который он привел в порядок. На небольшом участке он построил крошечный храм. Мозаику сделал над входом. А внутри храма все очень строго, просто и очень эстетично.

Читайте также:  Отпевание усопших в церкви, суть, заочное отпевание

Этот храм я считаю выражением одной из современных тенденций, за которой будущее.

Сегодня есть тенденция к декоративизму, мы ее видели у Лавданского, мастерская «Киноварь» делает очень декоративные вещи, красивые, но не везде уместные. А есть поиски выразительности в минимализме.

Вот так выглядит идеальный монашеский храм, где все минимально, всего две энкаустические иконы – Богородицы и Спасителя, низкие, аскетичные Царские врата. Это все особенно оживало во время богослужения.

К сожалению, архимандрит Зинон в Гверстони уже не живет, поэтому я говорю в прошлом времени, но там остались два его монаха. Пели здесь всегда знаменным греческим распевом. Интерьер очень соответствует строгой монашеской литургии. Мы в нашей современной церковной жизни больше привыкли к эклектике.

Это своего рода церковный постмодерн, когда всё друг на друга наслаивается: в барочном храме ставят иконы, написанные под Рублева, хор поет синодальный партес, священники служат в современной интерпретации. Это наслоение неорганично, но именно это отражает дух нашего времени. Не случайно Бродский говорил, что эстетика – мать этики. От того, как мы понимаем красоту, многое зависит.

Здесь же красота продиктована аскетичностью и молитвенностью жизни самого отца Зинона и его монахов.

Обратите внимание

Руководствуясь желанием идти вглубь церковной традиции, отец Зинон первым начал экспериментировать с древними техниками, стремился писать, как писали ранние христиане. Когда он был запрещен в священстве, он ходил в простой холщевой рубахе, как крестьяне ходили. Ему нельзя было служить, но к нему приезжали служить другие священники. Потому что христианину без литургии жить нельзя.

Естественно, его братия не оставляла, но сам он не мог служить пять лет. И все это время он посвятил иконописи. За этот период он сделал так много, сколько он не мог сделать, когда занимался организацией иконописной школы, когда преподавал, учил других. Он невероятно много написал за эти пять лет своего вынужденного затвора.

Это человек, который, действительно, видит свое служение в иконописи.

Достаточно взглянуть на один из его рисунков, чтобы понять, какого уровня он мастер. Когда-то давно, отец Зинон сказал такую фразу (это есть в его «Беседах»), что в иконописце художник должен умереть.

Это он сказал в самом начале 1990-х годов, когда многие иконописцы только начинали, иные уходили в плакатность, в стилизацию, другие писали вычурно, словом, самовыражались через икону, как могли, пытаясь показать, что они великие мастера.

Это было характерно для многих, и тогда он  произнес эту фразу, потом ее все цитировали.

Я как-то спросила его: «Отец Зинон, что же вы такое сказали, что теперь все на вас ссылаются, не желая учиться по-настоящему художественному ремеслу? Почему же художник в иконописце должен умереть?». Он посмотрел внимательно и говорит: «Но ведь художником-то надо быть, чтобы он в тебе умер!» Вот это честность и бескомпромиссность мастера.

Отец Зинон вообще считает, что раньше пятнадцати лет учебы и постоянной работы человек не может браться за самостоятельную икону. Представляете, какая высокая планка?! По его рисункам видно, что он сам — настоящий художник, потрясающий рисовальщик. И, конечно, он не просто иконописец, а богослов, его «Беседы иконописца» ничуть не устарели.

Еще одна из значительных его работ: иконостас храма преподобного Сергия Радонежского в мемориальном комплексе на месте убийства отца Александра Меня в Семхозе. Это пригород Сергиева Посада.

Здесь проходит тропа, которая всегда в народе называлась сергиевской, по ней ходил преподобный Сергий, и сегодня можно пройти из Хотьково в Лавру. Именно на этой тропе был убит 9 сентября 1990 года отец Александр Мень.

Важно

Сначала здесь поставили небольшую часовню, потом ее сделали храмом, около нее стоит крест, где было совершенно это страшное нападение на батюшку. А потом поставлен и Сергиевский храм, который в 2004 году украсил отец Зинон.

Он создал здесь каменный иконостас с фресковыми иконами. Он специально для этого привез псковский камень. Написал образы Христа и Богородицы, святых в византийском стиле.

Но говоря «византийский стиль», мы не имеем в виду, что есть прямой аналог этих образов, хотя часто иконописцы просто берут и копируют византийские образцы. У отца Зинона этого нет, он даже если и смотрит на какой-то образец, то все равно передает его в авторской интерпретации.

Просто перекопировать для него не задача. В свое время, в середине 1990-х годов, он сделал прекрасную копию иконы Владимирской Божьей Матери, она была подарена патриарху Алексею Второму. Несколько дней отец Зинон провел в Третьяковской галерее, копируя древний образ.

Но все же икона не есть копия, икона есть молитва. И в храме в Семхозе это ярко выражено. Особенно мне нравятся два образа преподобных: Ефрем Сирин и Иоанн Дамаскин, они написаны так, будто мастер знал их лично. Не просто увидел их где-то на иконе, а знал в жизни.

Абсолютно живые образы.

В 2006-2008 году под руководством отца Зинона были выполнены росписи Никольского собора в Вене. Тогда венским архиепископом был митрополит Иларион, а они хорошо знакомы, с тех пор как владыка еще юношей приезжал в Печерский монастырь.

Он пригласил отца Зинона расписать огромный храм, построенный в конце XIX века, освященный в 1901-м году. Но он не был расписан, был поставлен только васнецовский иконостас.

Когда разразилась Первая мировая война,  было уже не до росписи, и вот в начале нового века отец Зинон храм этот расписал.

Совет

Никольский собор странный: снаружи — русский, а внутри — византийский. Вот так эклектично строили в начале XX века. И византийский стиль с его монументальным размахом очень хорошо лег на стены храма.

Но я хотела бы обратить внимание и на нижний храм, где по проекту отца Зинона был создан мраморный иконостас. Здесь замечательный праздничный ряд, который сделан по синайскому образцу на одной доске.

С одной стороны, хорошо угадываются образцы, с другой, они переработаны творчески и написаны в абсолютно авторской манере.

В 2008 году архимандрита Зинона пригласили работать на Афон. Греки нашли его в Вене и буквально уговорили приехать к ним и расписать храм в монастыре Симона Петра. Вообще это дорогого стоит.

Мы знаем немало случаев, когда киприоты приглашают русских мастеров к себе расписывать храм, но на Кипре (он как мост между Грецией и Европой) всегда работало много иностранных мастеров, в частности, итальянцев, но когда на Афон приглашают русского мастера, то это высшее признание. Отец Зинон расписал небольшой храм в монастыре Симона Петра в характерном для него стиле, тут греки ничего не навязывали. Я считаю, что это великолепная роспись. Здесь как раз видно, что мастер владеет абсолютно свободно этим языком. Тут ни о какой копийности речи не может идти, это абсолютная музыка, свободное творчество внутри византийской традиции.

http://www.pravmir.ru/ikona-rubezha-tyisyacheletiy-lektsiya-irinyi-yazyikovoy-video/

Источник: https://nandzed.livejournal.com/6588408.html

Беседы иконописца. Архимандрит Зинон (Теодор): купить на Псалом.ру

        Архимандрит Зинон (в миру Владимир Михайлович Теодор; род. 1953 г.

) – архимандрит Русской православной церкви, современный иконописец, один из самых авторитетных мастеров современной русской иконописи, придерживающийся древних византийских традиций живописи.

В 1995 году за вклад в церковное искусство первым из церковных деятелей получил Государственную премию России. По мнению специалистов, продолжение традиции православной иконописи в России сегодня непременно связывают с именем Зинона.

        Икона рождается из живого опыта Неба, из Литургии, поэтому иконописание всегда рассматривалось как церковное служение, как Литургия.

К иконописцам предъявлялись очень высокие нравственные требования.

Икона есть свидетельство Церкви о Боговоплощении, о том, что Бог вошел в мир, воплотился, соединился с человеком настолько, что каждый может вырасти в меру Бога и обращаться к Нему как к Отцу.

Обратите внимание

        Иконописец, следовательно — свидетель. И его иконы будут убедительны для тех, кто им предстоит, в той мере, в какой сам он приобщался к миру, о котором должен поведать.

Так человек, который к Церкви не принадлежит, может ли свидетельствовать о Боге? Чтобы свидетельствовать Евангельскую Истину, нужно самому быть к ней приобщенным, нужно жить только ею, тогда эта проповедь посредством образа и цвета — святые отцы ставили икону наравне с проповедью — будет приносить плоды в других сердцах.

        Не мы смотрим на икону — икона смотрит на нас.

        Архимандрит Зинон.

Содержание книги: Беседы иконописца. Архимандрит Зинон (Теодор)

РЕВНИТЕЛЬ ДОСТОИНСТВА ИКОНЫ

О СМЫСЛЕ ИКОНЫ

ОБ ИКОНОПИСАНИИ

КАК СТАТЬ ИКОНОПИСЦЕМ

О ТЕХНИКЕ ИКОНОПИСАНИЯ

О КРАСОТЕ

О ХРИСТЕ

О МИЛОСЕРДИИ И ПРОЩЕНИИ

О ВОСКРЕСЕНИИ

О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

О ЦЕРКВИ И ТАИНСТВАХ

О ЕВХАРИСТИИ

О БОГОСЛУЖЕБНОМ ЯЗЫКЕ

О ПОСЛУШАНИИ

ОБ ОБРАЗОВАНИИ

О ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ

О ЕДИНЕНИИ

ОБ ЭСХАТОЛОГИИ И СПАСЕНИИ

ОТЕЦ ЗИНОН: НЕМНОГО О СЕБЕ

СВЕТ И ТЕНИ ЦЕРКОВНОЙ ЭСТЕТИКИ

ТЫ МОНАХ: ЖИВИ ОДИН

Параметры книги: Беседы иконописца. Архимандрит Зинон (Теодор)

Размер книги: 19,5 см x 16 см x 1,4 см

Количество страниц: 152

Переплет: мягкий

Бумага: офсетная

Шрифт: русский

Вес книги: 300 гр.

Год издания: 2017 год

Тираж: 1000

Издательство: Библиополис

ISBN: 978-5-7435-0324-7

Предлагаем купить книгу “Беседы иконописца. Архимандрит Зинон (Теодор)” в православном интернет-магазине Псалом.ру

Источник: http://www.psalom.ru/beseda-zinona.html

архимандрит Зинон

(1953) (в миру Владимир Михайлович Теодор) – модернист, экуменист, представитель модернистского «богословия иконы«.

Иконописец. Учась на втором курсе Одесского художественного училища, стал копировать иконы.

Возглавлял иконописные работы в Свято-Даниловом монастыре во время подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси.

Работал в Пскове, в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии, в Шеветоньском монастыре в Бельгии. В середине 90-х гг. возглавил иконописную мастерскую в Спасо-Мирожском монастыре в Псковской епархии.

Сторонник обновленческих изменений Православного Богослужения, замены церковнославянского языка в Богослужении. Подписал Обращение от 10 апреля 1994 г. с призывом к дискуссии по вопросу богослужебного уклада.

Член попечительского совета СФИ (секта о. Г. Кочеткова).

15 августа 1996 г. в день католического Успения Божией Матери по благословению о.З. в Спасо-Мирожском монастыре была отслужена месса католическим священником Романо Скальфи, за которой причастился о.З.

и некоторые братия монастыря. Свидетелями совершения католической литургии в православном монастыре стали прихожане Русской Зарубежной Церкви из Аргентины — Беликовы Владимир Георгиевич и Светлана Ивановна.

После разразившегося скандала на о.З. и братию были наложены дисциплинарные прещения (Указ архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия о запрещении в священнослужении о.З. от 28 ноября 1996 г.). Тем же указом запрещенному архимандриту сообщается, что клириком Псковской епархии он больше не является.

Важно

О. З. покинул монастырь и проживал со своими единомышленниками в деревне Гверстонь на границе с Эстонией.

В феврале 2002 г. с о.З. сняты все дисциплинарные прещения (запрет на священническое служение).

Летом 2005 г. о.З. выехал в Австрию. В 2006-2008 гг. под его руководством выполнены росписи Николаевского собора в Вене. В 2008 г. о.З. работал в греческом монастыре Симонопетра на Афоне, где расписывал храм.

Лауреат Государственной премии 1995 г.

Цитаты:

Ив Аман — наверно, вы его знаете, он близок с отцом Александром (Менем), и в своей книге ещё в самом начале 90-х годов он отца Александра называет пророком, апостолом и мучеником, и это очень верное определение и характеристика его миссии в этом мире.

Мне кажется, что христианство современным людям надо проповедовать именно так, таким языком. Потом, отец Александр — это явление совершенно уникальное и выдающееся. Это был титан. Я его очень почитаю и надеюсь, что придёт время, когда он будет причислен к лику святых.

Вот для меня две таких фигуры — это Мать Мария Скобцова и отец Александр Мень.

Источники:

Карелина А. Возвращение печорского затворника: Снят запрет на служение известного монаха-иконописца // НГ Религии. Москва. 2002 . № 1 (96)

Википедия

Храм на месте гибели протоиерея Александра Меня / alexandrmen.ru

Источник: https://antimodern.wordpress.com/2009/05/28/zinon/

Архимандрит Зинон

Иконы издавна почитаются в православии и особенно высоко чтятся в России и других странах мира, где присутствует Русская православная церковь.

В результате гонений, последовавших на церковь в XX веке со стороны советской власти, многие иконописные традиции были утеряны. В наше время возрождают их такие иконописцы, как архимандрит Зинон, который написал в византийской традиции множество современных икон.

Кроме того, благодаря его трудам были расписаны многие храмы и монастыри в России, во Франции и Бельгии, на Афоне.<\p>

Иконописец, теоретик, церковного искусства, педагог

Отец Зинон известен как один из выдающихся современных иконописцев. Его заслуга состоит в том, что он начал одним из первых возрождать иконописные традиции русского православия.

Читайте также:  Преподобный иоанн кущник

Они были утеряны во времена гонений на церковь. До нашего времени не сохранились практически никакие учебники или же какие-либо материалы, посвящённые византийской иконописной традиции.

Именно она является в Русской православной церкви каноничной.

Мастер-класс одного из ведущих иконописцев современности архимандрита Зинона (Теодора). 19 сентября 2013 года. Иконописное отделение СПбДА.

Архимандриту пришлось по крупицам восстанавливать это знание, копируя древние иконы и занимаясь их реставрацией.

Совет

Благодаря такой кропотливой работе ему удалось возродить древнюю иконописную школу русских иконописцев XV – XVI веков. Свои знания иконописец передаёт другим, при этом утверждает, что учеников не имеет.

В пользу данного аргумента он приводит довод о том, что для учения необходимо передача традиции, а он лишь учит технике писания.

Отец Зинон автор нескольких книг. Они посвящены современной иконописи. Кроме того, у него также имеются и сочинения на религиозные темы.

Несмотря на монашество, он достаточно активно взаимодействует со средствами массовой информации, излагая в них довольно радикальные суждения на тему обновленчества.

За свои независимые взгляды ему пришлось пострадать, так на него были возложены прощения из-за того, что он участвовал в католической мессе и причастился вместе с католиками.

Выдающийся современный иконописец был с детства приобщён к церкви

Архимандрит Теодор Зинон (в миру Владимир Михайлович Теодор), родился в семье Михаила Николаевича Зинона 12 октября 1953 года. Место рождения – город первомайское Николаевской области Украины.

Михаил Николаевич Теодор, его отец, был известным чабаном и был награждён званием Героя Социалистического Труда. Несмотря на данное обстоятельство, отец Зинон был ещё с детства приобщён к церковной жизни.

Это заслуга его бабушки, которая с раннего детства начала водить его в храм.

Архимандрит Зинон (Теодор) во время посещения выставки «Современные иконописцы России». С детства он был приобщён бабушкой к церковной жизни и поэтому стал иконописцем.

Окончил восемь классов Первомайской средней школы № 4.

К моменту окончания учебного заведения окончательно сформировалось его желание стать художником. В результате в пятнадцатилетнем возрасте в 1969 году он поступает на отделение живописи Одесского художественного училища. Здесь же он впервые знакомится с текстом Евангелия.

Произошло это на втором курсе обучения, и именно тогда будущий знаменитый иконописец понял, что светским художником он не будет.

Так как в советские времена литература по технике иконописи в свободном доступе отсутствовала, а учителя иконописного дела были репрессированы и, в большинстве своём, погибли, все секреты иконописного мастерства отец Зинон постигал самостоятельно.

Для этого он начал копировать те иконы, которые были ему доступны. В результате он сам освоил каноны иконописи, технику и художественные приёмы письма. Вполне естественно, что деятельность молодого иконописца не нравилась властям.

Обратите внимание

Избранная им тема дипломной работы триптих «Андрей Рублёв», не понравилась его руководителю, который потребовал её сменить.

Видеоролик: «Лекция по иконописи»: видео рубрики «Наша жизнь». Лекцию ведет искусствовед Ирина Языкова 8 июня.2017 года.

По окончании Одесского художественного училища Владимира призвали в армию. Здесь он проходил службу в качестве художника. Несмотря на то, что во время службы будущий иконописец рисовал портреты военачальников и боевую технику, он всё же находил время писать иконы.

Иконописец Зинон много лет провёл в монастырях, украшая их

В 1975 году отец Зинон демобилизовался из армии и отправился работать в качестве художника в Успенский кафедральный собор Одессы. Ещё в армии у него возникло желание удалиться от мирской жизни.

5 сентября 1976 года он стал послушником Псково-Печерского монастыря. Уже 30 сентября наместник обители Гавриил (Стеблюченко) постриг его в монахи под именем Зинон.

Через три дня иконописца рукоположили в сан иеродиакона, а в ноябре он стал иеромонахом.

Псковско-Печерский монастырь в наше время с высоты птичьего полета. Пребывание здесь оказало огромное влияние на дальнейшую судьбу архимандрита Зинона.

С Псково-Печерским монастырём связано знакомство тем человеком, который оказал больше влияние на судьбу отца Зинона.

Дело в том, что ещё перед призывом в армию он приезжал сюда в 1973 году. Здесь он повстречался с отцом Алипием (Вороновым), который считался в то время известным ревнителем древнерусской иконописи. Отец Алипий многому научил Зинона.

К сожалению, поработать с ним ему не удалось, так как когда иконописец служил в армии, отец Алипий скончался.

После двух лет пребывания в Псково-Печерском монастыре отец Зинон приобрёл своими трудами такую известность, что Патриарх Пимен забрал его Троице-Сергиевскую лавру.

Важно

Здесь иконописец написал иконостасы пределов в крипте Успенского собора. Также он создал большое количество отдельных икон. Эти иконы были помещены как в храмах местной епархии, так и в домах прихожан.

Кроме того, их активно приобретали коллекционеры.

В лавре Владимир пробыл семь лет, но его смущала мирская суета за стенами обители. Чтобы меньше сталкиваться с мирскими соблазнами, он попросил в Псков, где было тише. В 1983 году архимандрита Зинона патриарх направил в Даниловский монастырь. Здесь в течение года мастер занимался восстановлением и украшением монастыря. По истечении этого времени он был отпущен в Печерский монастырь.

Фотография Данилова монастыря в наше время. Здесь иконописец Зинон стал известен.

Во время работы в Даниловом монастыре иконописец Зинон стал известен как ведущий иконописец России.

В этом качестве его стали приглашать за рубеж.

Так он был преподавателем в иконописной школе в Сериате, Италия, работал во Франции и Бельгии, занимаясь украшением и реставрацией местных православных монастырей.

На архимандрита Зенона были наложены прещения

Зинон не ограничивается только лишь иконописью. Он активно участвует в церковных дискуссиях и является сторонником обновленческих изменений Православного Богослужения. Так, например, он выступает за замену церковного языка в Богослужении на русский. Иконописец подписал Обращение от 10 апреля 1994 года, в котором содержится призыв к дискуссии относительно вопросов богослужебного уклада.

Эти неординарные взгляды привели к одному инциденту, который негативно повлиял на жизнь Зинона. Дело в том, что он был назначен руководителем иконописной школы Мирожского монастыря.

Назначение его состоялось в 1994 году, а в 1996 году была восстановлена надвратная церковь во имя святого Стефана Первомученника. Для неё отцом Зиноном был создан уникальный каменный иконостас.

Кроме того, он написал для него образы Спасителя, Богородицы и святых, которые были помещены в медальонах.

Архимандрит Зинон с братией Мирожского монастыря и учениками из Италии. Фото предоставлено Т. Дубровиной-Лединой. Участие в католической мессе стало причиной наложения прещений на архимандрита Зинона.

Разразился громкий скандал в связи с тем, что как глава школы отце Зинон дал согласие Романо Скальфи, занимавшему должность директора Центра «Христианская Россия» работающему в Италии, отслужить мессу.

Кроме того, он сам принял участие в этой католической мессе, которая прошла неосвящённой часовне Спасо-Преображенского Мирожского монастыря. Более того, в конце литургии он причастился вместе с католиками, что категорически запрещено всеми канонами православной церкви.

Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий наложил прещения не только на иконописца, но и на монахов Иоанна и Павла. Кроме того, он исключил Зинона из состава клириков Псковской епархии.

Отец Зинон неоднократно заявлял, что данное решение является лицемерным, так как многие епископы и клирики поступают также как он.

Совет

При этом иконописец всегда говорил о том, что он будет терпеливо ждать снятия прещений.

Владыка Евсевий, Архиепископ Псковский и Великолукский. Им были наложены прещения на архимандрита Зинона.

Это произошло в 2002 году. Решение принял сам патриарх Алексий II в обход ахиепископа Евсевия. Перед этим в прессе вышло ряд публикаций оправдывающих Зинона и обвиняющих в доносительстве тех участников мессы, которые обратились с жалобой на его действия во время католической мессы.

Прещения с Зинона сняли, но работать ему не дали

После того, как на отца Зинона были наложены прещения, он поселился в деревне Гверстонь, которая находится на границы Псковской области и Эстонии. Вокруг него сложилась маленькая община, которая в течение пяти лет построила храм в романском стиле. Также были построены и оборудованы мастерские и хозяйственно-бытовые постройки.

Таким образом вернуться в Псково-Печерский монастырь ему не удалось, даже после снятия с него по указу патриарха Алексия II прещений.

Его ученики и другие художники, жившие при нём, также не смогли продолжить работу над иконами. Росписи Зинона были изуверским образом записаны, несмотря на то, что они были признаны памятниками культуры.

Кроме того, в иконописную школу при монастыре перестали принимать мирян.

Спас Неруковтворный, о.Зинон, храм Преображения Господня в д. Гверстонь. Эта мозаика была создана отцом Зиноном в построенным им храме в деревне Гверстон.

Во время своей жизни в селе Гверстонь архимандриту Зинону было фактически запрещено выезжать из построенного им храма с иконописными мастерскими. Священники, поддерживающие его, например, Владимир Арсеньев, преследовались.

Чтобы иметь возможность работать, иконописец в 2005 году уехал в Австрию. Здесь он руководил росписью Никольского собора в вене.

Многие верующие, знакомые с творчеством архимандрита спрашивают: где сейчас находится отец Зинон? Из сообщений средств массовой информации известно, что начиная с 2008 года, он пребывает на Афоне. Там он расписывал храм в греческом монастыре Симонопера. Периодически он приезжает в Россию, посещая храмы и монастыри в качестве реставратора и иконописца.

Икона — это безгласая проповедь, говорит отец Зинон

Иконописец Зинон известен во всём православном мире. Его деятельность направлена на возрождение традиций византийской иконописи. Кроме того, он ведёт работу по восстановлению художественного наследия Русской православной церкви, утраченного после 1917 года. Благодаря ему формируются каноны современного иконописания.

Наибольшее число своих работ иконописец выполнен в ранние годы, за период с 1970 по 1980 годы. Стиль всех иконописей — древнерусский, XV — начала XVI веков. Первые работы испытывают значительное влияние иконописицы Иулиании (Соколовой).

Позже архимандрит начал изучать более сложную псковскую иконопись, в результате чего в его работах появились домонгольские и византийские мотивы.

Обратите внимание

В 1990-е годы он познакомился с творчеством раннехристианских иконописцев Синая, Рима, Равенны, что тоже нашло отражение в его работах.

Прп. Серафим Саровский. Архимандрит Зинон (Теодор), иконостас Серафимовского придела Троицкого кафедрального собора, Псков, 1988 г.

Наиболее известные иконы, принадлежащие перу архимандрита Зинона, находятся в тех храмах, которые он реставрировал. Среди них можно назвать:

  • «Предтеча»;
  • «Апостолы Петр и Павел»;
  • «Александр Невский»;
  • «Мария Магдалина»:
  • «преп. Серафим Саровский».

Последние работы Зинона Иконописца выполнены с использованием различных техник. Они ориентированы на более древние эпохи, например, эпоху Юстиниана. Многие работы художника являются редкими и поэтому представляют большую ценность для коллекционеров.

Архимандрит Зинон по поводу своего творчества говорит, что научиться церковному искусству быстро нельзя, для этого необходимо не менее 15 лет. Кроме того, иконописец должен быть воцекровлённым, молитвенником, монахом, только тогда он сможет передать то что, должно быть изображено на иконе. Художник, который на первое место в своей работе ставит деньги, уже художником не является.

Кроме профессионального написания икон, отец Зинон занимается созданием энкаустики и узоров из мозаики. Кроме того, он увлекается проектированием храмов, входов, арок, церковных ворот и художественным оформлением книг.

Обложка книги «Беседы иконописца», написанной о. Зиноном и изданной в 2015 году.

Пишет он и свои книги, в которых рассказывает о современной иконописи.

Кроме того, он достаточно часто общается с представителями прессы, мирянами, мирскими художниками.

Его деятельность высоко оценена государством, так он является лауреатом Государственной премии в области искусства, которую ему присудили в 1995 году.

Источник: https://pravoslavno.club/266-arhimandrit-zinon

СПРАВКА: Иконописец архимандрит Зинон (род. в 1953 году)

В миру Теодор Владимир Михайлович, архимандрит, иконописец.

Родился в Ольвиополе под Николаевом (на юге Украины, недалеко от Одессы). С детства был приобщен к Церкви, вместе с бабушкой посещал храм.

С 1969 года учился в Одесском художественном училище, на отделении живописи.

Здесь произошло его первое знакомство с иконой, и был первый опыт росписи храма, правда, мастера, под началом которых художник работал, не владели иконописной техникой, используя повсеместно распространенный тогда живописный стиль.

Но будущего иконописца привлекала каноническая икона, и он решил, во что бы то ни стало, освоить ее. Начинал с копий старых икон: когда по подлиннику, а больше – по репродукциям.

Важно

В Одессе, как и в целом на юге, старые иконы – редкость, в церквах их практически нет, а провинциальные музеи весьма бедны и однообразны. Учителей иконописи в те времена не было, и потому технику иконы, каноны, художественные приемы и другие секреты иконописного ремесла приходилось осваивать самостоятельно. Довольно рано пришло понимание того, что заниматься иконописью всерьез можно, только посвятив этому всю жизнь.

Читайте также:  Акафист иисусу сладчайшему, читать акафист иисусу

В 1976 г. он становится монахом в Псково-Печерском Успенском монастыре. С этого времени иконопись становится не только его творчеством, но и его служением.

В Псково-Печерском монастыре были свои иконописные традиции. Прежний настоятель обители, архимандрит Алипий (ум. 1975 г.), был большим знатоком и любителем искусства, он собрал великолепную коллекцию живописи и икон. К тому же и сам он был незаурядным иконописцем, его иконы и стенные росписи до сих пор украшают монастырь.

Приняв монашеский постриг, о. Зинон получил возможность работать для Церкви, и его искусство было вскоре замечено церковным священноначалием и востребовано. В 1979 г. Патриарх Пимен вызвал его в Троице-Сергиеву Лавру. Здесь о.

Зинон написал иконостасы приделов в крипте Успенского собора, создал множество отдельных икон. Патриарх Пимен был большим знатоком древней иконописи и высоко ценил творчество о. Зинона. В 1983 г. по благословению Патриарха о.

Зинону было поручено участвовать в восстановлении и благоукрашении Данилова монастыря в Москве. В 1985 г. он расписывал церковь св. Параскевы Пятницы во Владимирской области.

Продолжал иконописец трудиться и для Псково-Печерского монастыря, здесь им были созданы иконостасы храмов преподобномученика Корнилия (1985 г.), Покрова над Успенским собором (1990 г.) и Печерских святых на горке (1989-1991 гг.). В 1988 г. о. Зинон написал для древнего Троицкого собора г. Пскова иконостас нижнего храма, освященного во имя преп. Серафима Саровского.

В 1994 г. РПЦ МП был передан древний Спасо-Преображенский Мирожский монастырь в Пскове (за исключением собора XII в., который остался за Псковским художественным музеем) с единственным условием – в этом монастыре должна была располагаться иконописная школа. О.

Совет

Зинон возглавил эту школу, и она стала успешно развиваться, сюда приезжали на обучение иконописцы не только из России, но и со всего мира. Вместе с о. Зиноном здесь трудились несколько монахов и послушников, избравших иконописание своим служением, – одни писали иконы, другие делали доски и т.д.

Таким образом, насельники монастыря представляли собой не просто монашеское общежитие, а братство иконописцев, что само по себе было явлением для России уникальным. Постепенно силами братии монастырь, приведенный в советское время в состояние полной разрухи, стал возрождаться. В частности, была восстановлена надвратная церковь во имя св.

Стефана Первомученика (1996 г.), в ней совершались богослужения. О. Зинон создал здесь оригинальный каменный иконостас и написал для него образы Спасителя, Богородицы и святых в медальонах.

Еще работая в Даниловом монастыре, архимандрит Зинон приобрел известность как один из ведущих иконописцев России, и его стали активно приглашать в другие страны – он работал во Франции, в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии, в Крестовоздвиженском монастыре Шеветонь в Бельгии, преподавал в иконописной школе в Сериате, в Италии и т.д.

Архимандрит Зинон – один из самых авторитетных мастеров современной русской иконописи, строго придерживается древних византийских традиций. В 1995 г. за вклад в церковное искусство первым из церковных деятелей получил Государственную премию России.

В 1996 году архимандрит Зинон вместе с монахами Иоанном и Павлом за то, что они причастились св. Христовых Тайн за литургией, совершенной католическим священником Романе Скальфи, были запрещены в священнослужении, изгнаны из клира Псковской епархии и высланы из Мирожского монастыря. Все трое осуждены Указом № 880 от 28 ноября 1996 г.

архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия: “Настоящим Вы, по решению Епархиального Совета от 14 ноября 1996 г., запрещаетесь в священнослужении”. Указ не ограничил время запрещения определенным сроком. Осужденные запрещены и отлучены “до признания своей вины и раскаяния в ней”.

Длительное время жил в деревне Гверстонь Псковской области, лишенный богослужения и причащения св. Христовых Тайн.

Указом Патриарха Алексия II от 21 декабря 2001 г. прещения, наложенные архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием в 1996 г., были сняты. В настоящее время живет в Австрии.

Уже после снятия прещений архимандрит Зинон в 2005 году расписал храм во имя Сергия Радонежского на станции “Семхоз” Пушкинского района Московской области, воздвигнутого на месте гибели священника Александра Меня.

По книге Ирины Языковой “Се творю все новое. Икона в XX веке”

В сюжете:

Обратите внимание

24 сентября 2008, 13:05 МОНИТОРИНГ СМИ: Беседы без иконописца. Псковская епархия РПЦ МП хранит тайну: кто, где и как «реставрирует» иконостас работы архимандрита Зинона из Серафимовского придела Троицкого собора
23 сентября 2008, 13:15 МОНИТОРИНГ СМИ: Новая работа знаменитого иконописца.

Архимандрит Зинон, по приглашению епископа РПЦ МП Илариона (Алфеева), расписал Никольский собор в Вене
19 сентября 2008, 17:00 АРХИВ: “Я знаю, что Московский патриархат никогда никому ничего не прощает, но я умею ждать”.

Интервью с архимандритом Зиноном через три года после его запрещения в служении
19 сентября 2008, 14:00 МЫСЛИ: Михаил Ситников. “УБИТЬ ХУДОЖНИКА” – РАДИ ХРИСТА. Период епархиального правления митрополита Евсевия (Савина) во Пскове преподал страшный урок РПЦ МП.

Но будет ли он усвоен?
19 сентября 2008, 12:00 БИБЛИОТЕКА: Архимандрит Зинон. Беседы иконописца. Часть 1: О смысле иконы. Об иконописании. [церковное искусство]

Источник: https://credo.press/96476/

Зинон (теодор)

ЗИНОН (Теодор Владимир Михайлович)​ – архимандрит, иконописец, чье творчество во многом определяет пути развития современного церковного искусства.

С детства был приобщен к церкви. Решив стать художником, в 15 лет поступил в Одесское художественное училище (1969-1973 годы); на 2-м курсе начал копировать иконы.

Задуманный им дипломный проект (триптих «Андрей Рублёв») не нашел поддержки у руководителя, потребовавшего сменить тему.

После службы в армии (1973-1975 годы) выполнял художественные работы в Успенском соборе Одессы (кафедральный в 1936-2002 годы).

5 сентября 1976 года стал послушником в Псково-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре, где в том же году 30 сентября принял монашеский постриг, через 3 дня был рукоположен во диакона, 8 ноября – во иерея.

В 1978 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена, высоко ценившего Зинона как иконописца, был принят в братию ТСЛ, где создал иконостас крипты Успенского собора, расписал закомары, выполнил надвратный образ преподобных Сергия и Никона Радонежских, а также множество небольших икон. В этот период он познакомился с руководителем реставрационно-иконописной мастерской ТСЛ мон. Иулианией (Соколовой; 1981 год), которая с большим уважением отнеслась к творчеству молодого мастера.

Несмотря на прошение Зинон о возвращении его в братию Псково-Печерского монастыря, в 1983 году в силу востребованности иконописца в столице его перевели в переданный РПЦ Данилов монастырь.

Там он создал иконостасы нижних приделов церкви св. Отцов семи Вселенских Соборов (совместно со свящ.

Важно

Вячеславом Савиных), подготовил проект росписи Троицкого собора, ориентированный на византийские образцы (не осуществлен).

В 1985 году Зинон расписывал церкви вмц. Параскевы в с. Пятница во Владимирской обл. В том же году вернулся в Псково-Печерский монастырь, где создал иконостасы храмов прмч. Корнилия Псково-Печерского (1985 год), Покрова Пресв. Богородицы над Успенским собором (1990 год) и Псково-Печерских святых на Горке (1989-1991 годы).

В 1987 году выполнил иконостас церкви прп. Евфросинии Полоцкой в г. Карсава (Латвия), а в 1988 году создал иконостас придела прп. Серафима Саровского в Троицком соборе Пскова (в связи с неблагоприятным температурно-влажностным режимом иконостас находился под угрозой разрушения; в результате реставрации облик икон искажен).

В 1989 году возведен в сан архимандрита.

Ко второй половине 80-х годов творчество Зинона приобрело международную известность.

В 1992 году он расписал братскую трапезную Нововалаамского мон-ря (Финляндия); в 1995 году по заказу Покровского монастыря в Бюси-ан-От (Франция) написал больших размеров икону «Ярославская Оранта»; выполнил фресковую роспись в храме Крестовоздвиженского монастыря (Шевтонь, Бельгия) (в алтарной апсиде «Христос во славе в окружении евангелистов» (1995 год), на восточной стене нартекса «Небесный Иерусалим» (2000 од)). Опыт мастера востребован в иконописных школах, куда его неоднократно приглашали для преподавания (школа прп. Иоанна Дамаскина в Сен-Жан-ан-Руайан (Франция); школы в Венеции и в Сериате, близ Бергамо (Италия), и др.). Воспринимая свою работу как правосл. миссию на Западе, Зинон выполнял заказы для верующих разных христианских конфессий, желающих молиться перед православными образами.

В 1994 году Зинон был переведен из Псково-Печерского в Спасо-Преображенский Мирожский монастырь в Пскове. В нем он организовал Международную иконописную школу, где проводил курсы для учеников из России, Франции, Италии и других стран.

В его настоятельство была восстановлена надвратная церковт первомч. Стефана, для которой Зинон создал каменный иконостас с фресковыми иконами (1996 год).

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к 600-летию Сретения в Москве (26 августа 1395 год) Владимирской иконы Божией Матери исполнил ее список (1995 год, ныне в Оптиной пуст.).

Совет

В 1995 году Зинон был удостоен Государственной премии РФ «За вклад в возрождение иконописной традиции в России» (денежная часть премии передана Высшей Свято-Филаретовской московской православно-христианской школе).

28 ноября 1996 года указом архиеп. Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) Зинон был запрещен в служении за причащение на католической мессе в неосвященном храме Мирожского монастыря. Указом от 21 декабря 2001 гогда Патриарха Алексия II запрещение было снято.

По запрещении в служении Зинона с монашеской общиной удалился в основанный им скит в дер. Гверстонь (Печорский р-н Псковской обл.).

В этот период по заказам духовенства и мирян им было написано множество икон, создано несколько иконостасов для храмов и монастырей.

В 2000-2002 годы по проекту Зинона в скиту был построен храм, для которого были выполнены энкаустические (в интерьере) и мозаичная (на фасаде) иконы, а также царские врата в технике золотой наводки по меди.

В 2004-2005 годы Зинон работал над сооружением и росписью фресковой алтарной преграды для церкви прп. Сергия Радонежского в пос. Семхоз (в черте г. Сергиев Посад), основанной на месте гибели прот. Александра Меня. С 2006 по 2008 годы по приглашению еп.

Венского и Австрийского Илариона (Алфеева) в Никольском соборе в Вене вместе с выпускниками факультета церковных художеств ПСТГУ, художниками иконописной школы церкви свт.

Николая Чудотворца в Клённиках (Москва) и иконописцами из Польши Зинон выполнил стенную роспись; им также были написаны иконы для иконостаса нижнего придела собора.

Обратите внимание

С 2008 году Зинон пребывает на Афоне, где расписывает храм в монастыре Симонопетра.

Творчество Зинона 70-х – начала 80-х годов было связано с освоением традиций древнерусской иконописи XV – начала XVI веков в значительной мере под влиянием мон. Иулиании (Соколовой).

С середины 80-х годов вслед за изучением псковской иконописи XIV-XV веков он обратился к домонгольской культуре Древней Руси и к византийской традиции, с середины 90-х годов – к раннехристианским памятникам Рима, Равенны, Синая.

Помимо работы в традиционной для иконы технике яичной темперы Зинон осваивает и другие техники: энкаустику, мозаику, золотую наводку по меди, различные виды золочения. В технологии иконописи он использует разные системы последовательности работы, напр.

возрождает бессанкирное письмо по среднему тону (мембране), под которым виден детально проработанный тональный рисунок по левкасу (гризайль). Зинон постоянно экспериментирует с защитными покрытиями иконы, изучая древние рецепты олифы, составы органических лаков, а также свойства совр. синтетических материалов.

В монументальных работах использует технику фрески (альфреско) и росписи на извести с присутствием органических связующих (секко), кроме традиционной технологий применяет силикатные составы.

Технологические изыскания Зинона базируются на изучении как структуры древних икон и росписей, так и теоретических трудов авторов разных эпох и культурных традиций (напр., «Трактата о живописи» Ченнино Ченнини (последняя четверть XIV века), Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (около 1730-1733 годов)).

Зинон занимается оформлением книг, проектированием храмов и иконостасов, созданием эскизов для церковной утвари и облачений, консультирует учеников по вопросам техники, технологии, смысла и содержания иконописного образа, его связи с церковной традицией.

Иллюстрации:

Важно

Спас Нерукотворный Икона. 1983 г. (ц. св. Отцов семи Вселенских Соборов Данилова мон-ря). Архив БРЭ.

Сочинения:

Икона в литургическом возрождении // Памятники Отечества. 1992. № 2/3(26/27): Быль монастырская. С. 57-63;

Об иконе // Рус. провинция. Новгород, 1993. № 1. С. 71-74;

Беседы иконописца / Предисл.: С. С. Аверинцев. Новгород, 1993. Рига, 1997. Псков, 2003;

À propos de l'Icône et de l'Église. La Prade, 1994;

Икона рождается из Литургии // Христианос. Рига, 1995. Вып. 5. С. 140-160

Литература

  • Языкова И. К. Богословие иконы. М., 1995
  • Иларион (Алфеев), еп. Таинство веры: Введ. в правосл. догматич. богословие. М.; Клин, 1996. СПб., 2006
  • Копировский А. М. Проблема возрождения традиций в совр. рус. иконописании // Проблемы совр. церк. живописи: Мат-лы конф., 6-8 июня 1996 г. М., 1997

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/zinon_tieodor_vladimir_mikhailovich

Ссылка на основную публикацию