Икона максима исповедника, его творения и житие

Тверская епархия

ПодробностиКатегория: Вопросы к православнымСоздано 17 Май 2018

О мирской жизни Максима мы знаем немногое. Происходил он из старинного и знатного рода и был, кажется, в родстве с имп. Ираклием. Родился в Константинополе около 580-го года.

Получил хорошее образование и с особой любовью изучал философию. Позже в спорах с монофелитами сказалось большое диалектическое дарование преподобного и его формально-логическая культура. Но кроме того и большая начитанность, и не только в церковной, но и в светской литературе.

От юности Максим отличался не только любомудрием, но еще и смиренномудрием.

В молодые годы он служил при дворе, в царской канцелярии. Вряд ли могла удовлетворить врожденного созерцателя шумная и мутная жизнь двора, в особенности среди начинавшихся тогда монофелитских интриг. И очень скоро он оставляет мир, уходит в уединенную Хризопольскую обитель, вблизи Халкидона, “где процветало тогда любомудрие.

” Его смиренный подвит стяжал ему уважение братии и против воли он был избран игуменом. По смирению он не принял священного сана и оставался только монахом. Хронология этих уединенных лет его жизни остается неясной. Во всяком случае, в 30-х годах VІІ-го века он уже не в своем монастыре.

Обратите внимание

И с этих пор его жизнь неразрывно связана с историей догматической борьбы против монофелитов.

Из Константинополя, охваченного ересью, Максим направляется на Запад. Но путь его был долог и труден. Одно время он был на Крите, где спорил с севирианами. В конце 30-х годов он жил в Александрии или, во всяком случае, где-то в Египте. Только в начале 40-х годов он уже в латинской Африке, куда в это время перекидывается монофелитская смута.

Здесь Максим организует православное противодействие. По свидетельству жития, “все жители не только Африки, но и близь лежащих островов, почитали Максима, как своего наставника и вождя.” По-видимому, преподобный много путешествовал по стране, вступал в сношения с епископами, вел обширную переписку.

Главным событием этого африканского периода жизни преподобного Максима был его диспут с низложенным монофелитским Константинопольским патриархом Пирром, в июне 645-го года. Сохранилась подробная запись этого спора, сделанная, вероятно, присутствовавшие нотариями. Под натиском Максима Пирр сдался.

Отправился вместе с Максимом в Рим и здесь публично отрекся от ереси, после чего был признан в сане и принят в общение. Однако, не надолго. На соборе 648-го года в Риме он снова был отлучен, как вновь отпавший в ересь. В Риме Максим пользовался большим влиянием и авторитетом. Еще в 646-м году под его влиянием монофелитство было осуждено на поместном соборе в Африке.

В 649-м году, снова по совету преподобного, вновь избранный папа Мартин созвал большой собор в Риме (известен под именем Латеранского). Кроме 150 западных епископов на нем присутствовало 37 греческих авв, пребывавших тогда в Риме. Собор вынес четкое и решительное догматическое постановление о неслитном двойстве естественных волений и действий во Христе.

Это был резкий ответ на требование подписать присланный из Константинополя “Типос веры.” “Типос” был на соборе отвергнут (как и прежний Екфезис Ираклия), монофелитские патриархи Кир, Сергий, Пирр и Павел отлучены и преданы анафеме. Акты собора вместе с сопроводительным папским посланием были разосланы всюду, “ко всем верным.

” Защитников православия, как ослушников царской воли, вскоре постигла суровая кара. В 653-м году военной силой был схвачен папа Мартин, отвезен в Константинополь, и после торопливого суда сослан. Одновременно был взят и Максим. В Константинополе его судили, как государственного преступника, как возмутителя мира церковного и гражданского. Суд был убийственным и неистовым.

В житии сохранился о нем подробный и яркий рассказ, со слов одного из учеников преподобного (Анастасия), взятых вместе с ним. Политические обвинения не были только предлогом. В преподобном Максиме светских защитников ереси всего больше раздражала его духовная независимость и твердое отрицание прав царя в вопросах веры, отрицание церковного авторитета царской власти.

Важно

Раздражало и то, что в спокойном сознании своей правоты он противоборствовал целому сонму соглашателей иерархического сана. Это казалось самомнением, точно волю свою он ставил выше всего. Ибо говорил: “я думаю не об единении или разделении римлян и греков, но о том, чтобы мне не отступить от правой веры”…

“Не дело царей, но дело священников исследовать и определять спасительные догматы кафолической церкви”… Царь христиан не священник, не предстоит алтарю, не совершает таинств, не носит знаков священства… С преподобным долго и настойчиво спорили; и, когда он все-таки оказался непреклонным, был вынесен приговор о ссылке, — в крепость Бизию (кажется, во Фракии).

В заточении его продолжали убеждать и переводили из одного места заключения в другое. В 662-м году преподобного снова привезли в Константинополь. Здесь он подвергся кровавым истязаниям, вместе с своими учениками. Затем исповедников отправили в дальнюю ссылку, в землю Лазов. Преподобный Максим был заключен в крепости Схимарис и здесь вскоре скончался, 13 августа 662 (или 663) года.

О жизни преподобного Максима сохранилось много сказаний. Очень скоро после его смерти было составлено его житие или похвальное слово. Затем “Памятная Запись” Феодосия Гангрского, священноинока из Иерусалима (м. б., он был и составителем жития).

Кроме того сохранились записи ученика Максимова, Анастасия апокрисиария, и его письмо к Феодосию — о суде и последних годах жизни преподобного. Много говорит о Максиме и Феофан в своей “Хронографии” (близко к житию). Видно, что страдания и подвиг непреклонного защитника веры произвели сильное впечатление на современников.

На месте кончины преподобного, на Кавказе, о нем сохранилась живая и благоговейная память. С победою над монофелитством и с торжеством православия на VІ-м Вселенском соборе был оценен великий и мученический подвиг Максима, и его высоко чтили в Византии, как великого учителя и проповедника о Христе, сожигавшего своим огненосным словом наглоязычие еретиков.

Его чтили и как писателя, особенно как мистика и аскета. Его книги были любимым чтением и мирян, и монахов (срв. любопытный рассказ Анны Комниной: “я помню, как моя мать, когда подавали обед, часто приносила в руках книгу и толковала догматические места святых отцов, в особенности философа и мученика Максима”…).

Сочинения Максима сохранились во многочисленных списках (издано не все). Его влияние чувствуется во всех областях позднейшей византийской письменности. Он был типическим выразителем преданий и стремлений византийской старины.

Бурная и страдальческая жизнь не помешала преподобному Максиму много писать. “Даже и на малое время не переставал он составлять сочинения,” говорит о нем житие. С догматической твердостью он соединял умозрительное вдохновение. Он был не только богословом, но и мистиком, учителем созерцательного подвига и любви.

И его богословие питается прежде всего из глубин духовного опыта. Он не строил богословской системы. Всего больше любил он “писать главы в виде наставлений.” Большинство его творений именно богословские отрывки, “главы,” заметки. Он любит писать отрывочно. Только по нужде и в спорах он рассуждает. Чаще всего он объясняет.

Совет

Предпочитает уходить вглубь, обнажать глубины каждой темы, — а не вширь, чтобы развернуть диалектические ткани умозаключений. Умозрения у него больше, чем умозаключений… Максим был большим эрудитом. Но не был только хранителем отеческих преданий. Он жил в них и они творчески оживали в его претворяющем синтезе.

Всего сильнее чувствуется у него влияние Каппадокийцев, особенно Григория Богослова. В аскетике и мистике он исходит из Евагрия и примыкает к Ареопагитикам. Он продолжает идти по пути древних Александрийцев… Для Максима характерно, что строит он не столько систему догматики, сколько систему аскетики.

Ритм духовной жизни, а не логическая связь идей, определяет архитектонику его мировоззрения. И можно сказать, его система имеет скорее музыкальный, чем архитектурный строй. Это скорее симфония, чем система, — симфония духовного опыта… Читать Максима нелегко.

На бессвязность изложения и трудность языка очень жаловался еще Фотий, который прибавлял, однако, — “повсюду светится его благочестие и чистая, искренняя любовь ко Христу.” Действительно, язык Максима грузен и вязок, обременен иносказанием, запутан риторическими фигурами.

А вместе с тем все время чувствуется напряженность и сгущенность мысли: “говорят, что отрешенность мысли и глубина этого мужа доводят читателя до исступления,” замечает Анна Комнина… Читатель должен разгадать систему Максима в его эскизах. И тогда открывается внутренний доступ в целостный мир его вдохновенного опыта.

В ряду творений преподобного Максима прежде всего нужно назвать его экзегетические очерки. Это именно очерки и заметки, не связный комментарий. И даже не толкование, скорее размышления по поводу отдельных “трудных мест” (или “апорий”).

Таковы “Вопросоответы” к Фалассию, еще особые Вопросоответы, послание к Феопемпту схоластику, объяснение 59-го псалма, краткое изложение Молитвы Господней и др. (срв. фрагменты в катенах). Преподобный Максим в объяснении текстов всегда пользуется иносказанием и “возвышением” (“анагогический” метод), что так раздражало патр.

Фотия: “решения вопросов он придумывает далекие от прямого смысла и известной истории, и даже от самих вопросов.” Это сказано слишком резко. Но к Писанию, действительно, Максим подходит, как истый александриец, и часто заставляет вспоминать об Оригене.

Обратите внимание

Такой же характер имеют схолии Максима к Ареопагитикам (как уже было сказано, их нелегко выделить из позднейших сводов) и особый трактат о трудных местах у Ареопагита и у Григория Богослова.

Много писал Максим по вопросам духовной жизни, — “Слово подвижническое” прежде всего и затем ряд сборников афоризмов или “глав” разного содержания: “четыре сотницы глав о любви,” 243 “иных главы,” двести “глав богословских и домостроительных” и др. Эти сборники до сих пор еще не вполне изучены. Сюда же примыкает обширный сборник “Общих мест,” — выборки из Писания, из отцов, из внешних, — вероятно, известен нам он в позднейшей обработке.

Особо нужно назвать “Тайноводство” (“Мистагогия”), мистико-аллегорическое объяснение таинственного смысла священнодействий, — в духе Ареопагитик. Эта книга имела исключительное влияние в позднейшей литургической письменности в Византии. Здесь тот же метод символического тайнозрения, что и в толковании Писания.

Строго говоря, все эти творения Максима суть своего рода “схолии,” заметки и рассуждения “по поводу.”

Особый характер имеют догматико-полемическия сочинения преподобного Максима.

В одних он спорит с монофизитами вообще и раскрывает учение о двух природах (преимущественно письма или “послания,” — к некоему “знаменитому” Петру, к александрийскому диакону Косьме, одно из писем к Иоанну Кубикуларию, письма к Юлиану, схоластику александрийскому, и к отшельницам, отпавшим от веры). В других он развивает учение о двух волях и действиях.

Это, прежде всего, знаменитый “Диспут с Пирром” (современная запись); и затем — ряд догматических посланий: “О двух волях Христа, Бога нашего” (м. б., к Стефану, впосл. епископу Дарскому), другое послание к Стефану, ряд писем к кипрскому пресвитеру Марину и к другим лицам.

В этих письмах Максим начинает с анализа монофелитских определений и доводов и в противовес раскрывает систему правых христологических понятий, в их соотношениях и связи. Здесь он больше всего “схоластик.” При этом он подробно останавливается на объяснении трудных и спорных текстов Писания и отеческих свидетельств.

Отеческий материал собран и объяснен с большой полнотою… Систематического изложения христологии Максим не дает. Он высказывался в письмах и в устных спорах, всегда по поводу. И всегда стремился только раскрыть и утвердить предание веры. Всего чаще он говорит о Воплощении. Но не только по обстоятельствам времени. В его внутреннем опыте этот догмат был основным..

. Других догматических тем он касается бегло. О Троическом догмате говорит в объяснениях к Григорию Богослову, в диалогах “о Святой Троице,” в одном из писем к Марину (об Исхождении Святого Духа). Нужно отметить еще письма к архиеп. Иосифу о бестелесности души и к пресвитеру Иоанну о загробной жизни.

Антропологические вопросы естественно подымались в то время, — и в связи христологических споров, и в связи с затухавшим, но еще не изжитым до конца, оригенизмом, и в связи с обоснованием мистического аскетизма… Неверно думать, что у преподобного Максима не было богословской системы. В его набросках чувствуется большая цельность. Говорит он всегда по частным случаям. Но слова его всего менее случайны. Они выкованы в долгом и молчаливом раздумье, в мистическом молчании вдохновенного опыта…

_______________________________

Важно

Протоиерей Георгий Флоровский. Византийские Отцы V—VIII вв.: Из чтений в Православном богословском институте в Париже. — Париж, 1933; 2-е издание (репринт) — Париж: YMCA-Press, 1990; 3-е издание (репринт) — М.: Паломник, 1992.

Источник: https://tvereparhia.ru/publikaczii/voprosy-k-pravoslavnym/2989-protoierej-georgij-florovskij-prepodobnyj-maksim-ispovednik-zhitie-i-tvoreniya

Преподобный максим исповедник

“Ничто в обожении не есть произведение природы, – писал преподобный Максим в письме к своему другу Фалассию, – ибо природа не может понять Бога.

Единственно лишь милость Божья обладает способностью давать обожение существам…

Человек (образ Божий) в обожении уподобляется Богу, он радуется изобилию всего, что принадлежит ему по природе, потому что благодать Духа торжествует в нем и потому что Бог действует в нем…”

Дни памяти:  Январь 21,  Август 13

Житие преподобного отца нашего Максима Исповедника

Преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года и вырос в благочестивой христианской семье. В юности он получил разностороннее образование: изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в древних авторах и в совершенстве владел Богословской диалектикой.

Когда преподобный Максим поступил на государственную службу, знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия (611 – 641). Но придворная жизнь тяготила его и он удалился в Хрисопольскую обитель (на противоположном берегу Босфора – ныне Скутари), где принял иноческий постриг.

Своим смиренномудрием он вскоре приобрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом сане, по своей необыкновенной скромности, он, по собственным его словам, “оставался простым монахом”.

В 633 году по просьбе одного богослова, будущего святителя Иерусалимского Патриарха Софрония (память 11 марта), преподобный Максим оставил обитель и уехал в Александрию.

Святой Софроний стал известен к тому времени как непримиримый противник монофелитской ереси. После того, как IV Вселенский Собор (451 г.

) осудил монофизитов, исповедовавших одну (Божественную) природу в Господе Иисусе Христе, еретиками-монофелитами было введено понятие единой Божественной воли и единого (Божественного) действования, что приводило к признанию отвергнутого монофизитского лжеучения.

Читайте также:  Преподобный севастиан карагандинский

Монофелитство нашло многочисленных сторонников в Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиливаемая национальной враждой, стала серьезной угрозой церковному единству Востока.

Борьба Православия с ересями особенно осложнилась тем, что к 630 году три патриарших престола на Православном Востоке оказались занятыми монофизитами: Константинопольский – Сергием. Антиохийский – Афанасием, Александрийский – Киром.

Путь преподобного Максима из Константинополя в Александрию лежал через Крит, где и началась его проповедническая деятельность. Там он столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретических взглядов Севера и Нестория.

В Александрии и ее окрестностях преподобный провел около 6 лет.

В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый “Экфесис” – “Изложение веры”, который окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле при двух природах Спасителя.

Защищая Православие, преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех. “Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему”, – свидетельствует его житие.

Совет

В конце 638 года умер патриарх Сергий, а в 641 году – император Ираклий. Императорский престол занял жестокий и грубый Констанс II (642 – 668), откровенный сторонник монофелитов. Усилились нападки еретиков на Православие. Преподобный Максим ушел в Карфаген и проповедовал в нем и окрестностях еще 5 лет.

Обратите внимание

Когда туда прибыл преемник патриарха Сергия патриарх Пирр, покинувший Константинополь из-за придворных интриг, по убеждениям монофелит, между ним и преподобным Максимом в июне 645 года произошел открытый диспут, на котором Пирр всенародно признал свои заблуждения и пожелал даже вручить папе Феодору письменное отречение от них.

Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в Рим, где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане.

В 647 году преподобный Максим вернулся в Африку. Там на соборах епископов монофелитство осуждалось как ересь. В 648 г.

вместо “Экфесиса” вышел новый указ, составленный, по поручению Константина, константинопольским патриархом Павлом – “Типос” – “Образец веры”, который запрещал всякие рассуждения равно как об одной воле, так и о двух волях при признании двух природ Господа Иисуса Христа.

Тогда преподобный Максим обратился к сменившему папу Феодора Римскому папе Мартину I (649 – 654) с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на соборное обсуждение всей Церкви.

В октябре 649 года был собран Латеранский Собор, на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей Православного Востока, среди которых находился и преподобный Максим Исповедник. Собор осудил монофелитство, а его защитники. Константинопольские патриархи Сергий, Павел и Пирр, были преданы анафеме.

Когда Констанс II получил определение Собора, он приказал схватить и папу Мартина, и преподобного Максима. Этот приказ был выполнен через пять лет, в 654 году. Преподобного Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. В 656 году он был сослан во Фракию, а затем снова привезен в Константинопольскую тюрьму.

Обратите внимание

Преподобного вместе с двумя его учениками подвергли жесточайшим пыткам: каждому отрезали язык и усекли правую руку. Затем их сослали в Колхиду. Но тут Господь явил неизреченное чудо: все они обрели способность говорить и писать. Преподобный Максим предсказал свою кончину (+ 13 августа 662 года).

В греческих прологах 13 августа указывается перенесение его мощей в Константинополь; оно могло быть приурочено к кончине преподобного. Возможно, что установление памяти на 21 января связано с тем, что 13 августа празднуется отдание праздника Преображения Господня.

Над могилой преподобного Максима ночами возжигались три чудесно явленных светильника и совершалось множество исцелений. Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое Богословское наследие.

Его экзегетические труды содержат объяснения трудных мест из Священного Писания, толкования молитвы Господней и 59-го псалма, схолии к сочинениям священномученика Дионисия Ареопагита (+ 96; память 3 октября) и святителя Григория Богослова (+ 389, память 25 января). К экзегетике относится также объяснение Богослужения, озаглавленное “Мистагогия” (“Введение о таинстве”).

К догматическим трудам преподобного относятся: изложение его диспута с Пирром, несколько трактатов и письма к разным лицам. В них содержится изложение Православного учения о Божественной сущности и ипостаси, о Боговоплощении и об обожении человеческой природы.

“Ничто в обожении не есть произведение природы, – писал преподобный Максим в письме к своему другу Фалассию, – ибо природа не может понять Бога. Единственно лишь милость Божья обладает способностью давать обожение существам…

Человек (образ Божий) в обожении уподобляется Богу, он радуется изобилию всего, что принадлежит ему по природе, потому что благодать Духа торжествует в нем и потому что Бог действует в нем” (письмо 22). Преподобному Максиму принадлежат и антропологические труды. Он рассматривает природу души и ее сознательно-личное существование после смерти человека.

Среди нравственных сочинений особенно важны “Главы о любви”. Преподобный Максим написал также три гимна в лучших традициях церковной гимнографии, ведущих начало от святителя Григория Богослова.

Источник: http://AzbukaSpaseniya.ru/biblioteka/maksim-ispovednik-zhitie.html

Жития преподобных Максима Исповедника и Максима Грека, или В чем состоит величайшая вселенская гармония?

3 февраля Православная Церковь празднует день памяти двух святых Максимов – двух людей, живших с разницей почти в тысячу лет, но объединенных одним именем и в чем-то схожими жизнями, которые они посвятили всецело Господу нашему Иисусу Христу. Это преподобный Максим Исповедник, живший в VII веке, и преподобный греко-русский святой Максим Грек, живший в XVI веке.

Прп. максим Исповедник. Византийская фреска. XIII век

Имя Максим переводится с латыни как «величайший», и сегодня эти угодники Божии представляются величайшими твердынями исповеднического подвига за Христа. Несмотря на почти тысячелетнюю разницу в возрасте, их судьбы удивительно похожи.

Оба из знатных греческих семей, оба получили блестящее глубокое и разностороннее образование, оба избрали не мирскую карьеру, где и перед тем и другим открывались блестящие перспективы, но узкий и тернистый путь иночества, оба пострадали за Христа, претерпев тяжкие мучения.

Но не только внешние факторы сближают их жизнь. Что-то внутреннее, корневое, глубинное делает их почти что духовными «близнецами». Паче всего на свете они возлюбили истину и служили ей и видели только в этой Божественной истине жизнь. Воистину Премудрость из них сотворила Себе дом и обитала в них.

Важно

И когда стал со всей остротой выбор, когда над ними довлели сильные мира сего, включая императоров, царей, патриархов, митрополитов, бояр, предлагавшим по разным историческим причинам отречься от истины, они предпочли вместо этого пожертвовать ради нее жизнью. Потому что жизнь без Бога все равно бессмысленна и обречена на распад, на умирание.

Ведь только Господь и есть истинная жизнь.

Вспомним знаменитое выражение преподобного Максима Исповедника:  «Если вся вселенная начнёт причащаться с Патриархом (на то время на константинопольский патриарший престол был возведен по воле императора еретик-монофелит. – Прим. авт.), я не причащусь с ним. Дух Святой анафематствовал чрез апостола даже ангелов, вводящих что-либо новое и чуждое проповеди (евангельской и апостольской)».

Мне кажется, что у этих святых был уникальный талант чувствовать и разуметь пронзительную чистоту православных догматов, чистоту канонов.

Подобно гениальному музыканту, своим острым духовным слухом они улавливали малейшую фальшь, малейшее отклонение общества от чистоты православной веры и били тревогу.

Их души были своеобразными датчиками, которые с Божьей помощью не давали сбиться Церковному кораблю с верного курса.

За то, подобно и ветхозаветным пророкам и мученикам римских времен, они получали свои терновые венцы. Они закалялись в горниле страданий, превращаясь в твердое золото, достойное Царствия Небесного.

Отрубленная правая рука и вырванный язык у преподобного Максима Исповедника, иные жесточайшие мучения и смерть в ссылке.

Почти двадцать пять лет заключения под стражей у преподобного Максима Грека, который, будучи иноземцем, стал голосом совести русского народа. 

Прп. Максим Грек. Современная икона

Совет

Житие преподобного Максима Исповедника гласит, что Бог сотворил чудо: несмотря на тяжкие увечья, он снова обрел возможность говорить и писать. В том есть глубокий символизм: голос Бога – голос истины нельзя заглушить. Он будет звучать вечно…

Но вопрос для современного общества, в том числе и украинского, мне кажется, состоит в другом.

Захотим ли мы услышать этот голос? Возжелаем ли мы прикоснуться к этой прозрачности, к этой небесности и совершенно надмирной чистоте православных догматов и канонов? Захотим ли мы смиренно войти под своды неба на земле – Православной Церкви в Ее каноническом незыблемом строе, войти, чтобы очиститься в бане пакибытия, чтобы спастись в единении со Спасителем-Христом, Исцеляющим нас.

Или мы возжаждем в угоду сиюминутным политическим амбициям и идеологическим влюбленностям-миражам переделать Церковь на свой земной человеческий лад? Но останется ли в таком случае в Ней Жизнь? Будет ли Она столпом и утверждением Истины? Не правды и справедливости земной, но небесной Божественной Истины?

Крушить и разрушать легче всего. Образовываться, очищать в себе то, что каждого из нас делает человеком – образ и подобие Божие, труднее всего. Труднее, но спасительней. Будем ли мы развивать в себе духовный взор и духовный слух, чтобы постичь эту величайшую вселенскую гармонию, которой есть православные догматы и каноны, на чем и зиждится Церковь.

Это и есть та красота, о которой писал  Достоевский. Она, и только она спасет мир!

Преподобные Максиме Исповедниче и Максиме Греке, молите Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

Источник: https://pravlife.org/ru/content/zhitiya-prepodobnyh-maksima-ispovednika-i-maksima-greka-ili-v-chem-sostoit-velichayshaya

Икона Максима Исповедника

3 февраля-день иконы Максима Исповедника. Прочтите особую молитву в этот день!

Максим Исповедник — очень известная личность в мире православия и христианства в целом. Очень сложно переоценить вклад этого святого, память о котором была увековечена в иконах.

Задача любой иконы — помощь в сближении с Богом. Не стоит использовать иконы только как способ защиты от негатива или от проблем извне. Иконы нужны для молитв, для ведения диалога.

Именно поэтому те, кто любит молиться и понимает, насколько это важно, имеют много икон дома. Это очевидно, ведь нет смысла читать, например, «Отче наш» перед иконой Максиму Исповеднику, о котором пойдет речь далее.

Для этого нужна икона с изображением Иисуса Христа и Богородицы.

История и описание иконы

Максим Исповедник жил в 5 и 6 веках. Прожил он, по оценкам историков, примерно 80 лет. Святой посвятил всю свою жизнь просвещению и защите христианского учения, неустанно учился и повышал свои знания.

Был философом, писателем, монахом. Из-за разногласий с императором Византийской империи был изгнан и разлучен со всеми своими учениками.

Его отправили в Грузию, где он доживал остатки своей жизни и умер своей смертью в уединении.

Несмотря на то, что многие направления христианства до сих пор признают Максима Исповедника еретиком, он остается весьма уважаемой фигурой в католицизме и православии. Его причислили к лику святых, признали великим учителем и просветителем раннего христианства.

Почитают Святого Максима до сих пор, вспоминая о нем на богослужениях 13 августа и 21 января каждый год. Через некоторое время после смерти святого Максима Исповедника в его честь начали писать иконы.

Изображается святой на иконах по пояс, держащим в руках святые письмена, что указывает на род его деятельности при жизни.

Где находится икона

Многие храмы в России содержат изображение святого. Например, есть икона в полный рост на фасаде церкви Николая Чудотворца в Москве, есть образ в Козельске, в Оптиной пустыни. Также образ Максима Исповедника украшает храм Иоанна Предтечи в Москве.

В чем помогает икона Максима Исповедника

При жизни преподобный Максим учил людей верить своему сердцу и идти к Богу при помощи получения новых знаний о жизни Иисуса Христа. Он всегда мечтал познать тайный смысл библейских событий и извлечь максимум пользы для себя и своих учеников из учения Христа.

Эта икона сама по себе является неким символом того, что человек должен рано или поздно сам прийти к пониманию сути христианской веры.

Она придает человеку мудрости и делает его более ответственным к своей жизни и к жизни окружающих его людей: детей, родителей, братьев и сестер, второй половинки.

Молитвы перед иконой святого Максима

Продолжение на следующей странице:

Читай продолжение на следующей странице

Источник: http://zhitlegko.org/archives/11071

Память страдальческого подвига преподобного отца нашего Максима Исповедника и Философа

Следует подчеркнуть что в Церковном календаре имеются две даты памяти преп. Максима Исповедника: 1) память 21 января (3 февраля на н. ст.) установлена в связи с датой исповеднического страдальческого подвига преп. Максима (отсечением языка и десницы), и 2) память 13 августа (26 августа на н. ст.

) связана с датой его кончины. Преп. Максим также именуется Философом, не из-за своей «разумности» в веке сем прелюбодейном и грешном, а за то что возлюбил Христа – Истинную Ипостасную Премудрость. Церковь почитает тоже двух учеников преп. Максима Исповедника: Анастасия Монаха и другого Анастасия Апокрисиария.

– Ред.

На Константинопольцевъ за святаго отца нашего Максима поношеніе,
сочиненное однимъ монахомъ отъ огорченія сердечнаго.

Не разумѣющіе истину, какъ должно, вмѣсто нея конечно отдаются лжи, ибо, когда душа бываетъ, по причинѣ своего нерадѣнія, недостойна божественнаго освѣщенія, она наполняется невѣдѣніемъ и тьмою и видитъ свѣтъ тьмою и тьму свѣтомъ.

И какъ безразсудный стрѣлокъ, хотя и натягиваетъ послушную тетиву, но безцѣльно и напрасно пускаетъ стрѣлу, такъ и она (душа), выставляя слова и дѣла, предъявляетъ ихъ криво, искаженно и нестройно, и особенно предъ тѣми, кои удостоились воспринять небесную каплю (небесное призваніе).

Обратите внимание

Это и случилось съ неразумнѣйшимъ и глупѣйшимъ царемъ, а также съ Епифаніемъ, вѣрнѣе же — Апофаніемъ, — огнесожженнымъ, а не патриціемъ, — и Ѳеодосіемъ — ипоскопомъ (подзирателемъ), а не епископомъ (надзирателемъ), кои святаго Максима и третьяго богослова подвергли отсѣченію языка и десницы и то же самое наказаніе присудили двумъ Анастасіямъ, изначальнымъ его ученикамъ.

Что же, — хочу немного поговорить съ вами отъ превеликаго огорченія и волненія, — что нашли вы нечестиваго въ превосходныхъ богословскихъ и душеполезныхъ его догматахъ и въ мысляхъ о нравственности, познаніи и боговѣдѣніи, какъ неумѣстное для писанія, чтобы этого праведника какъ нехристя подвергать такому безчеловѣчному наказанію чрезъ отсѣченіе рукъ и языка? — Сѣмя лукавое, выкидыши недоношенные, птицы ночныя, черви дождевые, утробы праздныя, застольные великаны, женскіе ястреба (развратители)! Вотъ подъ руками книга его недоумѣній, коей удивлялись всякаго рода люди, и удивляются и еще будутъ удивляться! Вотъ двѣ и четыре сотницы, кои высоко цѣнились, не говорю о васъ недостойныхъ, но и весьма превосходными людьми. А собраніе рѣшеній да почтится молчаніемъ, такъ какъ предметы, превышающіе естественныя силы природы, подвергаются умаленію и отъ похвалъ. Ваша десница должна бы быть отсѣчена, какъ бѣшенствующая осязаніемъ, какъ всякою мерзостью, чтобы не сказать непристойнаго слова, оскверненная, какъ вмѣстилище втораго идолослуженія! Надлежало вырвать ваши глаза, какъ сподручнѣйшее орудіе діавола, какъ предтечу разврата, какъ предуказателей бѣшеной похоти! Языкъ вашъ подобало вырѣзать съ корнемъ, какъ вознесшійся до неба и оттуда сброшенный, какъ питающій изнуреніе и трудъ и простирающій похоть до гортани, зачинающій богохуленіе и порождающій праздное и нищеубійственное! Спину вашу слѣдовало истерзать и полную ярости грудь, какъ сѣдалище демоновъ, какъ мѣсто пресмыканія змѣя, какъ игралище демоновъ, какъ хранилище (архивъ) нечестія!

Читайте также:  Именины в январе по церковному календарю, список женских и мужских имен

Таковы похвалы твои, седмихолмый Вавилонъ! Такое безбожное и міропожирательное потомство питаешь ты! Кровью святыхъ украшаешься! Убійствомъ преподобныхъ играешь! Всякую кровь праведную не праведно истощилъ ты и не страшишься! Ни одинъ праведникъ не избѣжалъ гоненія отъ тебя, и ты не краснѣешь! Надмеваешься и не сознаешь! Хромаешь и не трепещешь! Коварствуешь и риторствуешь! Закалаешь и философствуешь! Рѣжешь языки и причащаешься! Отсѣкаешь десницу, разумѣю Божью истину, и безчувственно возглашаешь: «Святая Святымъ!» Но неизбѣжный судъ Божій научаетъ (научитъ) тебя и твоихъ! А исповѣдниковъ и мучениковъ пріиметъ вѣчное царство Христово, коего и мы, хотя и дерзновенно сказать это, да достигнемъ чрезъ ихъ Богу пріятныя ходатайства. Аминь.

«Богословскiй Вѣстникъ», 1914. Томъ I. Апрѣль. С. 231-233.

***

Письмо, иже во святых, аввы Максима к монаху Анастасию, его ученику

Вчера, в восемнадцатый день месяца, который был Преполовением Святой Пятидесятницы, патриарх (Петр Константинопольский) объявил мне, говоря: «Какой Церкви ты? Византийской, Римской, Антиохийской, Александрийской, Иерусалимской? Вот, все они с подвластными им епархиями объединились между собой. Итак, если ты, как говоришь, принадлежишь к Кафолической Церкви, то соединись, чтобы, вводя в жизнь новый и странный путь, не подвергся тому, чего не ожидаешь».

Я сказал им: «Бог всяческих объявил Кафолической Церковью правое и спасительное исповедание веры в Него, назвав блаженным Петра за то, что он исповедал Его (Мф. 16:18). Впрочем, я хочу узнать условие, на котором состоялось единение всех Церквей, и если это сделано хорошо, я нее стану отчуждаться».

Они же сказали: «Хотя мы и не имеем приказания относительно этого, однако же скажем, чтобы у тебя не осталось совершенно никакого оправдания. Два действия, говорим, по причине различия и одно по причине единения».

Я спросил: «Два, говорите, по причине единения стали единым, или кроме них – другим?».

«Нет, – говорят, – но два – одним, по причине единения».

«Мы потеряли предмет, – я сказал, – придумав себе веру безосновательную и Бога несуществующего.

Ведь если в одно сольем два действия по причине единения, и опять на два разделим по причине различия, то ни единства не будет уже, ни двойства действий, так как они всегда будут уничтожаться друг другом и делать бездейственным Того, Кому присущи природно, и совсем несуществующим, ибо что не имеет от природы неотъемлемого и никакому образу изменения не подлежащего движения, то, по учению отцов, лишено всякой сущности как не имеющее существенно характеризующего его действия. Поэтому я не могу говорить, и не научен от святых отцов исповедовать это. И что угодно вам, обладающим властью, делайте».

«Но выслушай, – сказали они, – угодно владыке царю и патриарху по приказанию папы Римского предать тебя анафеме за непослушание и подвергнуть определенной ими смерти».

Важно

«Пусть исполнится то, что прежде всякого века определено обо мне Богом и принесет Ему славу, определенную прежде всякого века», – им, услышав это, ответил я.

И чтобы известить тебя и побудить к усиленным молитвам и прошениям к Богу, я сделал известным тебе то, что было тогда мне объявлено, причем прошу тебя, ради той же причины цели, поставить это в известность господину и тамошним с ним находящимся нашим святым отцам.

Это Анастасий повелел мне переписать и сделать известным вам, чтобы узнав отсюда об этом прении, вы все принесли Господу общую молитву за общую Матерь нашу, то есть Кафолическую Церковь, и за нас недостойных слуг ваших, для укрепления всех и также нас, вместе с нами пребывая в ней, согласно православной вере, благочестно в ней проповеданной святыми отцами. Поистине велик был бы ужас во всем мире, когда одна Церковь решительно от всех терпит гонение, если бы Своей благодатью обычно не предоставлял помощи Тот, Кто всегда помогает, оставляя семя благочестия, по крайней мере, старейшему Риму, подтверждая тем свое неложное, к князю апостолов обетование (Мф. 16:8; Лк. 22:32).

Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом, СПб., 2007. С. 199-201.

***

Тропaрь преп. Максиму Исповeднику, глaс 8 (пер. из греческой Минеи):

Православие уяснил еси верно, / от языка же и от руки текущею ти кровию мученически назнaменал еси, / руку твою, отсечену к Вышнeму воздежи, / урезанный же твой язык богословный на мольбу воздвигни Максиме ныне, // и Бога милостива нам сотвори, еже спастися душам нашим.

Кондак преп. Максиму Исповeднику, глас 8. Подобен: Взбранной:

Троицы рачителя и великаго Максима,/ научающа ясно вере Божественней,/ еже славити Христа, во дву естествах, волях же и действах суща,/ в песнех достойных, вернии, почтим, взывающе:/ радуйся, проповедниче веры.

Источник: http://afanasiy.net/pamiat-stradalcheskogo-podvyga-prepodobnogo-otca-nashego-maksyma-yspovednyka-y-fylosofa

Преподобный Максим Исповедник, его жизнь и творения: в 2-х томах Епифанович Сергей Львович 978-5-990089-64-8

Епифанович Сергей Львович, профессор Киевской духовной академии, выдающийся богослов-патролог.

 Родился в 1886 году.

 Был одним из первых отечественных исследователей наследия прп. Максима Исповедника. Защитил трёхтомную магистерскую диссертацию о преподобном.

 Является автором полного курса лекций по доникейской патрологии.

 Скончался 28 сентября 1918 года.

 Профессор А.И. Сидоров так отзывался о С. Л. Епифановиче: «Особо следует сказать о С.Л. Епифановиче — ученом, не дожившем и до 32 лет. После его смерти все близкие ему люди сходились в мнении, что «это был подвижник и науки, и веры. О нем говорили, как о Григории Богослове с Василием Великим в их бытность для образования в Афинах, что он знал две дороги: в Академию и храм».

Перед своей кончиной этот «светский схимник», по выражению одного из друзей, смиренно оценивал свои научные работы так: «Много было толков, но как мало сделано. Есть кое-что из написанного, но все это не окончено, а потому и значения никакого не имеет», — «Там доучусь!» — произнес как-то больной окидывая прощальным скорбным взором свои обремененные книгами полки».

Совет

Действительно, в чисто «количественном» отношении Сергей Леонтьевич успел сделать немного: его магистерская диссертация о прп. Максиме Исповеднике, почти уже готовая, так и не увидела свет, а переводы творений прп. Максима прервались, едва начавшись. Однако и две выдержки из диссертации С.Л.

Епифановича, вышедшие отдельными выпусками, — «Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие» и «Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника» — составляют целую эпоху в истории русской патрологической науки. Недаром в рецензии на первую книгу А. Прахов говорит, что она, по своему глубинному проникновению в суть богословия прп.

Максима, обнаруживает, «за исключением трудов знаменитого Болотова, беспримерную в русском богословии самостоятельность работы».

  Подобное сравнение с В.В. Болотовым С.Л. Епифанович, несомненно, заслужил. Его рукописный курс патрологии подтверждает необычный Божий дар у почившего в Бозе молодого профессора, с рвением первохристианских «дидаскалов» исполнившего свое церковное служение на земле

 Труды:

Полный конспект диссертации.    Преп. Максим Исповедник и византийское богословие

Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника

Лекции по патрологии.   

По поводу книги М. Ф. Оксиюка: Эсхатология св. Григория Нисского.

Источник: https://zyorna.ru/catalog/item/prepodobnyj-maksim-ispovednik-ego-zhizn-i-tvoreniya-v-2-h-tomah-86603

3 февраля – память преподобного Максима Исповедника. Житие. Статьи о преподобном. Труды святого. Видео » Севастопольское Благочиние

03.02.17

452 просмотров

Преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года и вырос в благочестивой христианской семье. В юности он получил разностороннее образование: изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в древних авторах и в совершенстве владел Богословской диалектикой.

Когда преподобный Максим поступил на государственную службу, знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия (611 – 641). Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольскую обитель (на противоположном берегу Босфора – ныне Скутари), где принял иноческий постриг.

Своим смиренномудрием он вскоре приобрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом сане, по своей необыкновенной скромности, он, по собственным его словам, “оставался простым монахом”. В 633 году по просьбе одного богослова, будущего святителя Иерусалимского Патриарха Софрония (память 11 марта), преподобный Максим оставил обитель и уехал в Александрию.

Святой Софроний стал известен к тому времени как непримиримый противник монофелитской ереси. После того, как IV Вселенский Собор (451 г.

) осудил монофизитов, исповедовавших одну (Божественную) природу в Господе Иисусе Христе, еретиками-монофелитами было введено понятие единой Божественной воли и единого (Божественного) действования, что приводило к признанию отвергнутого монофизитского лжеучения. Монофелитство нашло многочисленных сторонников в Армении, Сирии, Египте.

Ересь, усиливаемая национальной враждой, стала серьезной угрозой церковному единству Востока. Борьба Православия с ересями особенно осложнилась тем, что к 630 году три патриарших престола на Православном Востоке оказались занятыми монофизитами: Константинопольский – Сергием. Антиохийский – Афанасием, Александрийский – Киром.

Путь преподобного Максима из Константинополя в Александрию лежал через Крит, где и началась его проповедническая деятельность. Там он столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретических взглядов Севера и Нестория. В Александрии и ее окрестностях преподобный провел около 6 лет.

В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый “Экфесис” – “Изложение веры”, который окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле при двух природах Спасителя. Защищая Православие, преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех.

“Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему”, – свидетельствует его житие. В конце 638 года умер патриарх Сергий, а в 641 году – император Ираклий. Императорский престол занял жестокий и грубый Констанс II (642 – 668), откровенный сторонник монофелитов. Усилились нападки еретиков на Православие.

Преподобный Максим ушел в Карфаген и проповедовал в нем и окрестностях еще 5 лет.

Обратите внимание

Когда туда прибыл преемник патриарха Сергия патриарх Пирр, покинувший Константинополь из-за придворных интриг, по убеждениям монофелит, между ним и преподобным Максимом в июне 645 года произошел открытый диспут, на котором Пирр всенародно признал свои заблуждения и пожелал даже вручить папе Феодору письменное отречение от них.

Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в Рим, где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане. В 647 году преподобный Максим вернулся в Африку. Там на соборах епископов монофелитство осуждалось как ересь. В 648 г.

вместо “Экфесиса” вышел новый указ, составленный, по поручению Константина, константинопольским патриархом Павлом – “Типос” – “Образец веры”, который запрещал всякие рассуждения равно как об одной воле, так и о двух волях при признании двух природ Господа Иисуса Христа.

Тогда преподобный Максим обратился к сменившему папу Феодора Римскому папе Мартину I (649 – 654) с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на соборное обсуждение всей Церкви. В октябре 649 года был собран Латеранский Собор, на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей Православного Востока, среди которых находился и преподобный Максим Исповедник.

Собор осудил монофелитство, а его защитники. Константинопольские патриархи Сергий, Павел и Пирр, были преданы анафеме. Когда Констанс II получил определение Собора, он приказал схватить и папу Мартина, и преподобного Максима. Этот приказ был выполнен через пять лет, в 654 году. Преподобного Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму.

В 656 году он был сослан во Фракию, а затем снова привезен в Константинопольскую тюрьму. Преподобного вместе с двумя его учениками подвергли жесточайшим пыткам: каждому отрезали язык и усекли правую руку. Затем их сослали в Колхиду. Но тут Господь явил неизреченное чудо: все они обрели способность говорить и писать. Преподобный Максим предсказал свою кончину (+ 13 августа 662 года).

В греческих прологах 13 августа указывается перенесение его мощей в Константинополь; оно могло быть приурочено к кончине преподобного. Возможно, что установление памяти на 21 января связано с тем, что 13 августа празднуется отдание праздника Преображения Господня. Над могилой преподобного Максима ночами возжигались три чудесно явленных светильника и совершалось множество исцелений.

Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое Богословское наследие. Его экзегетические труды содержат объяснения трудных мест из Священного Писания, толкования молитвы Господней и 59-го псалма, схолии к сочинениям священномученика Дионисия Ареопагита (+ 96; память 3 октября) и святителя Григория Богослова (+ 389, память 25 января).

Важно

К экзегетике относится также объяснение Богослужения, озаглавленное “Мистагогия” (“Введение о таинстве”). К догматическим трудам преподобного относятся: изложение его диспута с Пирром, несколько трактатов и письма к разным лицам. В них содержится изложение Православного учения о Божественной сущности и ипостаси, о Боговоплощении и об обожении человеческой природы. “Ничто в обожении не есть произведение природы, – писал преподобный Максим в письме к своему другу Фалассию, – ибо природа не может понять Бога. Единственно лишь милость Божья обладает способностью давать обожение существам… Человек (образ Божий) в обожении уподобляется Богу, он радуется изобилию всего, что принадлежит ему по природе, потому что благодать Духа торжествует в нем и потому что Бог действует в нем” (письмо 22). Преподобному Максиму принадлежат и антропологические труды. Он рассматривает природу души и ее сознательно-личное существование после смерти человека. Среди нравственных сочинений особенно важны “Главы о любви”. Преподобный Максим написал также три гимна в лучших традициях церковной гимнографии, ведущих начало от святителя Григория Богослова. Богословие преподобного Максима Исповедника, основанное на духовном опытном знании великих отцов-пустынников, использующее искусство диалектики, выработанное дохристианской философией, было продолжено и развито в трудах преподобного Симеона Нового Богослова (+ 1021; память 12 марта) и святителя Григория Паламы (+ ок. 1360; память 14 ноября).

Читайте также:  Домашний иконостас: как расположить иконы, как сделать своими руками
Преподобный Максим Исповедник

Житие

Преподобный Максим Исповедник

Богословие

Панайотис Христу. Преподобный Максим Исповедник о бесконечности человека Алексей Сидоров. Преподобный Максим Исповедник в дискуссиях Востока и Запада

Обретение мощей

Архиепископ Стефан: Исследования показали – в Грузии действительно находятся мощи прп. Максима Исповедника Архиепископ Цагерский и Лентехский Стефан (Калаиджишвили). История обретения мощей преподобного Максима Исповедника «Грузия всегда хранила память о преподобном Максиме Исповеднике». Беседа с архиепископом Цагерским и Лентехским Стефаном (Калаиджишвили)

Книги

Жан-Клод Ларше. Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом Максим Исповедник и христологические споры VII столетия Д.А.Поспелов Вселенская Литургия. Прп. Максим Исповедник Бальтазар Ганс Урс фон (3 446 чтений) Герменевтические предпосылки в труде “Ответы Фаласию” св. Максима Исповедника.

Вклад в православную библейскую герменевтику свящ. Константин Коман (Бухарест)(2 543 чтения) Житие преподобного отца нашего Максима Исповедника святитель Димитрий Ростовский К истолкованию Quaestiones et dubia, 13 преподобного Максима Исповедника А. Г.

Дунаев(281 чтение) Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом Жан-Клод Ларше(1 532 чтения) Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII века В.В.Петров(7 756 чтений) Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника Епифанович С. Л.

От христологии к образу Христа: преподобный Максим Исповедник о Преображении Господнем Э. Лаут (1 221 чтение) Преподобный Максим Исповедник в дискуссиях Востока и Запада проф. А. И. Сидоров(1 178 чтений) Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие Епифанович С. Л.

(19 586 чтений) Преподобный Максим Исповедник и его эпоха в изображении Х. Урса фон Бальтазара проф. А. И. Сидоров (968 чтений) Преподобный Максим Исповедник о бесконечности человека Панайотис К. Христу(3 552 чтения) Прп. Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом Г.И.Беневич, Д.С.Бирюков, А.М.

Совет

Шуфрин (4 871 чтение) Святой Дионисий Ареопагит и святой Максим Исповедник проф. В. Н. Лосский(1 614 чтений) Труды Св. Максима Исповедника Орлов И.А. (2 011 чтений) Человек в философско-богословской системе Максима Исповедника Мичурина Ю.Ф.(4 638 чтений)

Амбигвы

Амбигвы к Иоанну (о трудностях) 1-30 (5 493 просмотра) О различных трудных местах (апориях) (916 просмотров) О различных трудных местах (апориях), 23, 44, 45, 46, 47, 81, 154 апории О различных трудных местах (апориях), 103-я апория (201 просмотр) Амбигва 37. Письмо шестое (643 просмотра) Амбигвы к Фоме (о различных недоумениях у святых Дионисия и Григория) (3 106 просмотров) Беседа о покаянии (3 397 чтений) Вопросоответы к Фалассию (16 621 чтение) Вопросы и недоумения (2 620 чтений) Гимны (1 866 чтений) Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия(3 824 чтения) Десять глав о добродетели и пороке (1 860 чтений) Диспут в Визии (372 чтения) Диспут с Пирром (3 289 чтений) К Феопемпту схоластику (1 103 чтения) Мистагогия (6 333 чтения) Пасхалистический трактат Письма (23 105 чтений) Письмо к монаху Анастасию, его ученику (310 чтений) Послание к Иоанну Кубикуларию о любви (1 503 чтения) Послание к Фоме (1 228 чтений) Послание о существе и ипостаси (2 366 чтений) Различные богословские и домостроительные главы (1 837 чтений) Слово о душе (3 241 чтение) Слово о подвижнической жизни (1 980 чтений) Схолии к труду Дионисия Ареопагита (3 458 чтений) Толкование на 59 псалом (2 197 чтений) Толкование на молитву Господню (4 762 чтения) Три вида справедливости, или справедливость и суд (3 044 чтения) Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия Четыре сотни глав о любви

Источник: https://hersones.org/novosti/5640-3-fevralya-pamyat-prepodobnogo-maksima-ispovednika-zhitie-stati-o-prepodobnom-trudy-svyatogo-video.html

Преподобный Максим Исповедник, его жизнь и творения. В 2-х томах (Епифанович С.Л.)

• Москва    • бесплатный самовывоз (м. Китай-город)    • более 40 пунктов самовывоза в черте Москвы – от 150 руб.    • курьер внутри МКАД – 290 руб.

• Москва за МКАД и Подмосковье

   • 45 пунктов самовывоза за МКАД – от 160 руб.       • курьер до 10 км от МКАД – 490 руб.    • курьер до второго бетонного кольца – от 500 руб.

• Санкт-Петербург и Ленинградская область

   • 25 пунктов самовывоза в черте Санкт-Петербурга – от 150 руб.    • курьер внутри КАД – 400 руб.    • курьер за пределами КАД – от 500 руб.

• Доставка по России

   • более 4000 пунктов самовывоза по России – от 160 руб.    • курьер во всех крупных городах – от 450 руб.    • Почта России

• География доставки по России (список не полный): Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Волгоград, Краснодар, Саратов, Тюмень, Тольятти, Ижевск, Барнаул, Иркутск, Ульяновск, Хабаровск, Владивосток, Ярославль, Махачкала, Томск, Оренбург, Кемерово, Новокузнецк, Рязань, Астрахань, Набережные Челны, Пенза, Липецк, Киров, Тула, Чебоксары, Калининград, Курск, Улан-Удэ, Ставрополь, Севастополь, Магнитогорск, Тверь, Иваново, Брянск, Сочи, Белгород, Нижний Тагил, Владимир, Архангельск, Сургут, Калуга, Чита, Симферополь, Смоленск, Волжский, Курган, Орёл, Череповец, Вологда, Владикавказ, Саранск, Мурманск, Якутск, Подольск, Тамбов, Грозный, Стерлитамак, Кострома, Петрозаводск, Нижневартовск, Йошкар-Ола, Новороссийск, Балашиха, Таганрог, Комсомольск-на-Амуре, Сыктывкар, Химки, Нальчик, Шахты, Братск, Нижнекамск, Дзержинск, Орск, Ангарск, Благовещенск, Великий Новгород, Энгельс, Старый Оскол, Королёв, Псков, Бийск, Мытищи, Прокопьевск, Балаково, Рыбинск, Южно-Сахалинск, Армавир, Люберцы, Северодвинск, Петропавловск-Камчатский, Норильск, Абакан, Сызрань, Новочеркасск, Каменск-Уральский, Волгодонск, Златоуст, Уссурийск, Электросталь, Находка, Салават, Миасс, Альметьевск, Березники, Керчь, Рубцовск, Пятигорск, Копейск, Красногорск, Майкоп, Коломна, Одинцово, Ковров, Нефтекамск, Хасавюрт, Кисловодск, Новомосковск, Серпухов, Новочебоксарск, Нефтеюганск, Первоуральск, Щёлково, Черкесск, Дербент, Орехово-Зуево, Батайск, Невинномысск, Димитровград, Новый Уренгой, Кызыл, Камышин, Октябрьский, Домодедово, Муром, Обнинск, Назрань, Каспийск, Раменское, Новошахтинск, Жуковский, Северск, Пушкино, Ноябрьск, Евпатория, Ачинск, Ессентуки, Елец, Артём, Сергиев Посад, Арзамас, Элиста, Новокуйбышевск, Бердск, Ногинск, Долгопрудный, Железногорск, Сарапул, Ухта, Междуреченск, Ленинск-Кузнецкий, Зеленодольск, Воткинск, Тобольск, Серов, Гатчина, Мичуринск, Великие Луки, Соликамск, Ханты-Мансийск, Глазов, Саров, Реутов, Воскресенск, Киселёвск, Магадан, Канск, Новотроицк, Каменск-Шахтинский, Губкин, Бугульма, Ейск, Кинешма, Кузнецк, Бузулук, Железногорск, Лобня, Чайковский, Усть-Илимск, Михайловск, Новоуральск, Азов, Юрга, Озёрск, Выборг, Кропоткин, Усолье-Сибирское, Клин, Балашов, Бор, Шадринск, Ялта, Троицк, Минеральные Воды, Дубна, Кирово-Чепецк, Биробиджан, Белово, Черногорск, Анжеро-Судженск, Елабуга, Чапаевск, Новоалтайск, Егорьевск, Георгиевск, Анапа, Геленджик, Ивантеевка, Феодосия, Чехов, Минусинск, Туймазы, Сосновый Бор, Кстово, Белогорск, Кунгур, Белорецк, Ступино, Всеволожск, Ишимбай, Асбест, Павловский Посад, Верхняя Пышма, Дмитров, Славянск-на-Кубани, Гуково, Ишим, Заречный, Донской, Вольск, Борисоглебск, Лениногорск, Лысьва, Туапсе, Зеленогорск, Будённовск, Буйнакск, Полевской, Россошь, Сибай, Горно-Алтайск, Наро-Фоминск, Ревда, Когалым, Кумертау, Клинцы, Чистополь, Котлас, Лабинск, Воркута, Ржев, Александров, Лесосибирск, Тихорецк, Мелеуз, Белебей, Видное, Сальск, Фрязино, Шуя, Алексин, Павлово, Краснотурьинск, Михайловка, Щёкино, Тихвин, Прохладный, Нерюнгри, Искитим, Апатиты, Крымск, Избербаш, Гусь-Хрустальный, Нягань, Лыткарино, Берёзовский, Урус-Мартан, Жигулёвск, Свободный, Лиски, Волжск, Вязьма, Краснокамск, Краснокаменск, Выкса, Арсеньев, Узловая, Тимашёвск, Солнечногорск, Кириши, Белореченск, Боровичи, Рославль, Черемхово, Дзержинский, Шали, Гудермес, Назарово, Сертолово, Яблоновский, Энем, Гиагинская, Адыгейск, Ханская, Тульский, Майма, Бирск, Учалы, Благовещенск, Дюртюли, Янаул, Давлеканово, Чишмы, Приютово, Раевский, Баймак, Иглино, Межгорье, Агидель, Красноусольский, Чекмагуш, Кандры, Месягутово, Буздяк, Толбазы, Северобайкальск, Гусиноозёрск, Кяхта, Селенгинск, Закаменск, Онохой, Кизляр, Кизилюрт, Дагестанские Огни, Карабудахкент, Ленинкент, Бабаюрт, Тарки, Семендер, Нижнее Казанище, Ахты, Касумкент, Альбурикент, Ботлих, Шамхал, Белиджи, Новый Хушет, Каякент, Мамедкала, Леваши, Шамхал-Термен, Южно-Сухокумск, Новый Кяхулай, Карабулак, Малгобек, Нестеровская, Троицкая, Экажево, Кантышево, Плиево, Сурхахи, Барсуки, Сагопши, Баксан, Нарткала, Майский, Тырныауз, Дыгулыбгей, Терек, Чегем, Нартан, Исламей, Заюково, Чегем Второй, Шалушка, Хасанья, Лагань, Троицкое, Усть-Джегута, Карачаевск, Зеленчукская, Учкекен, Сторожевая, Кондопога, Костомукша, Сегежа, Сортавала, Медвежьегорск, Кемь, Питкяранта, Беломорск, Печора, Усинск, Инта, Сосногорск, Емва, Выльгорт, Вуктыл, Воргашор, Джанкой, Алушта, Бахчисарай, Красноперекопск, Саки, Армянск, Судак, Белогорск, Гвардейское, Приморский, Черноморское, Красногвардейское, Щёлкино, Советский, Гаспра, Октябрьское, Козьмодемьянск, Медведево, Звенигово, Советский, Рузаевка, Ковылкино, Комсомольский, Зубова Поляна, Мирный, Ленск, Алдан, Айхал, Удачный, Вилюйск, Моздок, Беслан, Алагир, Ардон, Заводской, Эльхотово, Сунжа, Ногир, Кизляр, Дигора, Октябрьское, Заинск, Азнакаево, Нурлат, Менделеевск, Бавлы, Буинск, Агрыз, Арск, Кукмор, Васильево, Мензелинск, Камские Поляны, Мамадыш, Джалиль, Алексеевское, Тетюши, Уруссу, Нижняя Мактама, Каа-Хем, Ак-Довурак, Шагонар, Можга, Игра, Ува, Балезино, Кез, Камбарка, Кизнер, Завьялово, Саяногорск, Абаза, Усть-Абакан, Сорск, Белый Яр, Шира, Аргун, Курчалой, Ачхой-Мартан, Цоци-Юрт, Бачи-Юрт, Гойты, Автуры, Катыр-Юрт, Гелдагана, Гехи, Майртуп, Самашки, Шелковская, Аллерой, Алхан-Кала, Серноводская, Старые Атаги, Герменчук, Мескер-Юрт, Знаменское, Ассиновская, Ойсхара, Червлённая, Канаш, Алатырь, Шумерля, Цивильск, Кугеси, Вурнары, Заринск, Камень-на-Оби, Славгород, Алейск, Южный, Тальменка, Яровое, Белокуриха, Павловск, Кулунда, Алтайское, Горняк, Шипуново, Поспелиха, Благовещенка, Сибирский, Михайловское, Змеиногорск, Волчиха, Борзя, Агинское, Петровск-Забайкальский, Нерчинск, Могоча, Шилка, Чернышевск, Забайкальск, Карымское, Шерловая Гора, Балей, Горный, Первомайский, Хилок, Могойтуй, Атамановка, Новокручининский, Елизово, Вилючинск, Курганинск, Каневская, Усть-Лабинск, Кореновск, Апшеронск, Темрюк, Ленинградская, Абинск, Новокубанск, Динская, Гулькевичи, Горячий Ключ, Приморско-Ахтарск, Павловская, Староминская, Кущёвская, Полтавская, Тбилисская, Мостовской, Северская, Елизаветинская, Новотитаровская, Ильский, Отрадная, Хадыженск, Брюховецкая, Ахтырский, Холмская, Анапская, Гостагаевская, Витязево, Белая Глина, Выселки, Старомышастовская, Нововеличковская, Пластуновская, Васюринская, Кавказская, Казанская, Калининская, Старовеличковская, Стародеревянковская, Новоминская, Платнировская, Трудобеликовский, Марьянская, Новомышастовская, Ивановская, Старонижестеблиевская, Крыловская, Октябрьская, Варениковская, Киевское, Михайловская, Псебай, Новопокровская, Афипский, Петровская, Анастасиевская, Старотитаровская, Тамань, Медведовская, Новомихайловский, Успенское, Ладожская, Старощербиновская, Шарыпово, Сосновоборск, Дивногорск, Дудинка, Боготол, Берёзовка, Енисейск, Шушенское, Бородино, Кодинск, Иланский, Ужур, Богучаны, Емельяново, Курагино, Заозерный, Уяр, Чусовой, Добрянка, Чернушка, Кудымкар, Верещагино, Оса, Губаха, Нытва, Кизел, Красновишерск, Очёр, Александровск, Полазна, Горнозаводск, Яйва, Кондратово, Спасск-Дальний, Большой Камень, Партизанск, Лесозаводск, Дальнегорск, Дальнереченск, Фокино, Лучегорск, Трудовое, Кавалерово, Славянка, Черниговка, Чугуевка, Камень-Рыболов, Хороль, Покровка, Пограничный, Изобильный, Светлоград, Горячеводский, Зеленокумск, Благодарный, Иноземцево, Александровское, Новоалександровск, Новопавловск, Кочубеевское, Нефтекумск, Ипатово, Железноводск, Лермонтов, Ессентукская, Незлобная, Свободы, Краснокумское, Суворовская, Красногвардейское, Солнечнодольск, Зольская, Курская, Левокумское, Юца, Донское, Надежда, Курсавка, Дивное, Арзгир, Прасковея, Александрийская, Лысогорская, Амурск, Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, Бикин, Ванино, Вяземский, Солнечный, Чегдомын, Эльбан, Тында, Зея, Шимановск, Райчихинск, Завитинск, Прогресс, Магдагачи, Новодвинск, Коряжма, Мирный, Вельск, Няндома, Онега, Вычегодский, Коноша, Плесецк, Каргополь, Ахтубинск, Знаменск, Харабали, Камызяк, Красный Яр, Нариманов, Володарский, Икряное, Шебекино, Алексеевка, Валуйки, Строитель, Новый Оскол, Разумное, Чернянка, Борисовка, Волоконовка, Ровеньки, Ракитное, Северный, Новозыбков, Дятьково, Унеча, Стародуб, Карачев, Жуковка, Сельцо, Почеп, Навля, Трубчевск, Климово, Фокино, Клетня, Сураж, Кольчугино, Вязники, Киржач, Юрьев-Польский, Собинка, Радужный, Покров, Лакинск, Карабаново, Меленки, Петушки, Струнино, Гороховец, Камешково, Судогда, Урюпинск, Фролово, Калач-на-Дону, Котово, Городище, Котельниково, Суровикино, Новоаннинский, Жирновск, Краснослободск, Палласовка, Ленинск, Николаевск, Елань, Дубовка, Средняя Ахтуба, Петров Вал, Светлый Яр, Иловля, Сокол, Великий Устюг, Шексна, Грязовец, Бабаево, Кадуй, Вытегра, Острогожск, Нововоронеж, Новая Усмань, Семилуки, Бутурлиновка, Павловск, Бобров, Калач, Поворино, Анна, Грибановский, Таловая, Богучар, Кантемировка, Эртиль, Вичуга, Фурманов, Тейково, Кохма, Родники, Приволжск, Южа, Заволжск, Шелехов, Усть-Кут, Тулун, Саянск, Нижнеудинск, Тайшет, Зима, Железногорск-Илимский, Вихоревка, Слюдянка, Маркова, Чунский, Усть-Ордынский, Бодайбо, Свирск, Байкальск, Киренск, Советск, Черняховск, Балтийск, Гусев, Светлый, Гурьевск, Зеленоградск, Гвардейск, Светлогорск, Пионерский, Неман, Людиново, Киров, Малоярославец, Балабаново, Козельск, Кондрово, Сухиничи, Товарково, Жуков, Боровск, Сосенский, Кремёнки, Воротынск, Ермолино, Берёзовский, Осинники, Мыски, Мариинск, Топки, Полысаево, Тайга, Гурьевск, Таштагол, Калтан, Промышленная, Новый Городок, Яшкино, Бачатский, Грамотеино, Инской, Краснобродский, Яя, Тяжинский, Шерегеш, Слободской, Вятские Поляны, Котельнич, Омутнинск, Яранск, Советск, Сосновка, Зуевка, Белая Холуница, Луза, Буй, Шарья, Нерехта, Волгореченск, Галич, Мантурово, Ветлужский, Шумиха, Куртамыш, Далматово, Катайск, Петухово, Щучье, Курчатов, Льгов, Щигры, Рыльск, Обоянь, Кингисепп, Волхов, Тосно, Луга, Сланцы, Кировск, Отрадное, Пикалёво, Коммунар, Лодейное Поле, Никольское, Приозерск, Подпорожье, Бокситогорск, Светогорск, Шлиссельбург, Рощино, Сясьстрой, Сиверский, Вырица, Волосово, Ульяновка, Новое Девяткино, Посёлок имени Морозова, Мга, Ивангород, Грязи, Лебедянь, Данков, Усмань, Чаплыгин, Волоколамск, Белоозёрский, Яхрома, Некрасовский, Зарайск, Истра, Дедовск, Глебовский, Высоковск, Нахабино, Развилка, Луховицы, Томилино, Малаховка, Красково, Октябрьский, Можайск, Апрелевка, Калининец, Селятино, Старая Купавна, Электроугли, Обухово, Большие Вязёмы, Голицыно, Кубинка, Новый городок, Ликино-Дулёво, Куровское, Дрезна, Давыдово, Софрино, Правдинский, Быково, Ильинский, Удельная, Тучково, Руза, Хотьково, Пересвет, Краснозаводск, Андреевка, Михнево, Талдом, Запрудня, Шатура, Монино, Фряново, Бронницы, Звенигород, Кашира, Котельники, Красноармейск, Лосино-Петровский, Озёры, Протвино, Пущино, Рошаль, Черноголовка, Шаховская, Электрогорск, Краснознаменск, Власиха, Североморск, Мончегорск, Кандалакша, Кировск, Оленегорск, Ковдор, Полярный, Заполярный, Полярные Зори, Мурмаши, Снежногорск, Никель, Гаджиево, Балахна, Заволжье, Богородск, Кулебаки, Городец, Семёнов, Лысково, Сергач, Шахунья, Навашино, Лукоянов, Первомайск, Урень, Чкаловск, Ворсма, Володарск, Старая Русса, Пестово, Валдай, Чудово, Малая Вишера, Окуловка, Куйбышев, Барабинск, Обь, Карасук, Татарск, Краснообск, Тогучин, Черепаново, Линёво, Коченёво, Болотное, Сузун, Кольцово, Купино, Маслянино, Колывань, Чулым, Криводановка, Тара, Исилькуль, Калачинск, Таврическое, Называевск, Черлак, Тюкалинск, Муромцево, Большеречье, Любинский, Бугуруслан, Гай, Сорочинск, Соль-Илецк, Медногорск, Кувандык, Абдулино, Саракташ, Ясный, Акбулак, Тоцкое Второе, Новоорск, Илек, Новосергиевка, Ливны, Мценск, Знаменка, Болхов, Нарышкино, Каменка, Сердобск, Никольск, Нижний Ломов, Мокшан, Башмаково, Бессоновка, Остров, Невель, Опочка, Печоры, Донецк, Аксай, Белая Калитва, Красный Сулин, Миллерово, Морозовск, Зерноград, Семикаракорск, Зверево, Пролетарск, Орловский, Зимовники, Константиновск, Егорлыкская, Матвеев Курган, Багаевская, Чалтырь, Кулешовка, Самарское, Покровское, Обливская, Персиановский, Кривянская, Каменоломни, Песчанокопское, Гигант, Усть-Донецкий, Целина, Цимлянск, Чертково, Касимов, Скопин, Сасово, Ряжск, Рыбное, Новомичуринск, Шилово, Кораблино, Михайлов, Отрадный, Кинель, Похвистнево, Октябрьск, Безенчук, Нефтегорск, Кинель-Черкассы, Суходол, Рощинский, Усть-Кинельский, Алексеевка, Пугачёв, Ртищево, Приволжский, Маркс, Петровск, Аткарск, Красноармейск, Ершов, Новоузенск, Калининск, Красный Кут, Хвалынск, Степное, Светлый, Аркадак, Корсаков, Холмск, Оха, Поронайск, Долинск, Невельск, Лесной, Верхняя Салда, Качканар, Красноуфимск, Алапаевск, Реж, Ирбит, Сухой Лог, Тавда, Артёмовский, Богданович, Кушва, Заречный, Карпинск, Североуральск, Камышлов, Невьянск, Красноуральск, Среднеуральск, Сысерть, Нижняя Тура, Кировград, Нижняя Салда, Туринск, Ивдель, Рефтинский, Талица, Дегтярск, Буланаш, Троицкий, Белоярский, Арти, Верхняя Синячиха, Новая Ляля, Пышма, Арамиль, Верхний Тагил, Еланский, Ярцево, Сафоново, Гагарин, Десногорск, Верхнеднепровский, Дорогобуж, Рассказово, Моршанск, Котовск, Уварово, Строитель, Кирсанов, Жердевка, Первомайский, Вышний Волочёк, Торжок, Кимры, Конаково, Удомля, Бежецк, Бологое, Нелидово, Осташков, Кашин, Калязин, Торопец, Лихославль, Редкино, Озёрный, Стрежевой, Асино, Колпашево, Ефремов, Богородицк, Кимовск, Киреевск, Суворов, Ясногорск, Плавск, Венёв, Белёв, Заводоуковск, Ялуторовск, Голышманово, Боровский, Винзили, Богандинский, Новоульяновск, Барыш, Инза, Новоспасское, Ишеевка, Чердаклы, Снежинск, Сатка, Чебаркуль, Кыштым, Южноуральск, Коркино, Трёхгорный, Аша, Еманжелинск, Верхний Уфалей, Карталы, Усть-Катав, Бакал, Куса, Пласт, Катав-Ивановск, Касли, Сим, Роза, Красногорский, Юрюзань, Карабаш, Нязепетровск, Первомайский, Аргаяш, Переславль-Залесский, Тутаев, Углич, Ростов, Гаврилов-Ям, Данилов, Нарьян-Мар, Мегион, Радужный, Лангепас, Пыть-Ях, Урай, Лянтор, Югорск, Советский, Пойковский, Фёдоровский, Белоярский, Излучинск, Покачи, Белый Яр, Нижнесортымский, Междуреченский, Солнечный, Анадырь, Салехард, Надым, Муравленко, Лабытнанги, Губкинский, Тарко-Сале, Пангоды, Уренгой.

Источник: http://Blagochestie.ru/products/prepodobnyi-maksim-ispovednik-ego-zhizn-i-tvoreniya-v-2-kh-tomakh-epifanovich-s-l-1

Ссылка на основную публикацию