Чем отличаются староверы от православных христиан

Староверы – кто это? Их главные отличия от православных

Главная страница » Староверы — кто это? Их главные отличия от православных

Староверы — кто это? Их главные отличия от православных5 (100%) 1 vote

В последние годы все большее количество наших сограждан интересуются вопросами здорового образа жизни, экологически чистых способов хозяйствования, выживания в экстремальных условиях, умения жить в гармонии с природой, духовного совершенствования. В этой связи многие обращаются к тысячелетнему опыту наших предков, сумевших освоить огромные территории нынешней России и создавших сельскохозяйственные, торговые и военные форпосты во всех отдаленных уголках нашей Родины.

Не в последнюю очередь в этом случае речь идет о староверах — людях, заселивших в свое время не только территории Российской империи, но и принесших русских язык, русскую культуру и русскую веру на берега Нила, в джунгли Боливии, пустоши Австралии и на заснеженные сопки Аляски.

Опыт староверов поистине уникален: они смогли в самых сложных природных и политических условиях сохранить свою религиозную и культурную идентичность, не растерять язык и обычаи.

Не случайно поэтому во всем мире так хорошо известна знаменитая отшельница Агафья Лыкова из семьи староверов Лыковых.

Обратите внимание

Однако о самих староверах известно не так много. Кто-то считает, что староверы — это люди с примитивным образованием, придерживающиеся устаревших способов хозяйства.

Другие думают, что староверы — это люди, исповедующие язычество и поклоняющиеся древнерусским богам — Перуну, Велесу, Даждьбогу и другим.

Третьи задаются вопросом: если есть староверы, то должна быть и какая-то старая вера? Ответ на эти и другие вопросы, касающиеся староверов, читайте в нашей статье.

Содержание

  • Старая и новая вера
  • Староверы или старообрядцы?
  • Во что верят староверы?
  • Староверы-поповцы
  • Староверы-безпоповцы
  • Староверы и язычники

Старая и новая вера

Одним из самых трагических событий в истории России XVII века стал раскол Русской Церкви. Царь Алексей Михайлович Романов и его ближайший духовный сподвижник патриарх Никон (Минин) решили провести глобальную церковную реформу.

Начавшись с незначительных, на первый взгляд, изменений — перемены в сложении перстов при крестном знамении с двуперстия на трехперстие и отмены земных поклонов, реформа в скором времени затронула все стороны Богослужения и Устава.

Продолжаясь и развиваясь в той или иной мере вплоть до царствования императора Петра I, эта реформа изменила многие канонические правила, духовные установления, обычаи церковного управления, писаные и неписаные традиции. Изменениям подверглись практически все стороны религиозной, а затем и культурно-бытовой жизни русского народа.

Картина В. Г. Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»Однако с началом реформ выяснилось, что значительное число русских христиан увидело в них попытку измены самого вероучения, разрушения религиозного и культурного уклада, который веками складывался на Руси после её Крещения. Против замыслов царя и патриарха выступило множество священников, иноков и мирян.

Они писали челобитные, письма и воззвания, обличая нововведения и защищая веру, хранимую сотни лет.

В своих сочинениях апологеты указывали, что реформы не просто насильно, под страхом казней и гонений, перекраивают традиции и предания, но и затрагивают самое главное — разрушают и меняют саму христианскую веру.

О том, что реформа Никона является отступнической и изменяет саму веру, писали практически все защитники древлецерковного предания. Так, священномученик протопоп Аввакум указывал:

Заб­лудили и отступили от истинныя веры с Никоном отступником злокозненным пагубником еретиком. Огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить!

Важно

Он также призывал не бояться мучителей и пострадать за «старую христианскую Веру». В том же духе выражался известный писатель того времени, защитник Православия Спиридон Потёмкин:

Тщаться веру истинную повредит прилогами (прибавлениями) еретическими, чтобы не поняли верные христиане, но да прельстились на обман.

Потемкин осуждал Богослужение и обряды, совершаемые по новым книгам и новым чинам, которые называл «злой верой»:

Еретицы суть крещающии во злую свою веру, крестят хуляще Бога во Святой Троицы единаго.

О необходимости защиты отеческого предания и старой русской веры писал исповедник и священномученик диакон Феодор, приводя многочисленные примеры из истории Церкви:

Еретик, благочестивых людей, страждущих от него за старую веру, в ссылках морил гладом…И аще старую веру оправит Бог единым попом пред всем царством, всем властями срам бу­дет и поношение от всего мира.

Иноки-исповедники Соловецкого монастыря, отказавшиеся принять реформу патриарха Никона, писали царю Алексею Михайловичу в своей четвертой челобитной:

Повели, государь, нам быти в той же нашей Старой Вере, в которой отец твой государев и все благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Саватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу.

Так постепенно и стало говориться, что до реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, до церковного раскола была одна вера, а после раскола — уже другая вера. Дораскольное исповедание стали называть старой верой, а послераскольное реформированное исповедание — новой верой.

Такое мнение не отрицали и сами сторонники реформ патриарха Никона. Так, патриарх Иоаким на известном диспуте в Грановитой палате говорил:

Прежде мене заведена новая вера; по совету и благословению святейших вселенских патриархов.

Еще будучи архимандритом он утверждал:

Не знаю я ни старой веры, ни новой веры, но что начальники велят то и творю.

Так постепенно и появилось понятие «старая вера», а людей, исповедующих её, стали называть «староверы», «староверцы».

Совет

Таким образом, староверами стали называть людей, отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона и придерживающихся церковных установлений древней Руси, то есть старой веры.

Принявших же реформу стали называть «нововеры» или «новолюбцы». Впрочем, термин «нововеры» надолго не прижился, а термин «староверы» существует и поныне.

Староверы или старообрядцы?

Долгое время в правительственных и церковных документах православных христиан, сохраняющих древние Богослужебные чины, старопечатные книги и обычаи, называли «раскольниками». В вину им ставилась верность церковному преданию, которая якобы повлекла церковный раскол. Долгие годы раскольников подвергали репрессиям, гонениям, ущемлению в гражданских правах.

Однако во времена правления Екатерины Великой отношение к староверам стало меняться. Императрица посчитала, что староверы могут быть весьма полезны для заселения необжитых районов расширяющейся Российской Империи.

По предложению князя Потемкина Екатерина подписала ряд документов, предоставляющих им права и льготы на проживание в особых районах страны.

В этих документах староверы были поименованы не как «раскольники», а как «старообрядцы», что если и не было знаком благорасположения, то, несомненно, указывало на ослабление отрицательного отношения государства к староверам.

Древлеправославные христиане, староверы, однако, не вдруг согласились на употребление этого названия. В апологетической литературе, постановлениях некоторых Соборов указывалось, что термин «старообрядцы» не вполне приемлем.

Писалось, что наименование «старообрядцы» подразумевает, что причины церковного разделения XVII века заключаются в одних церковных обрядах, а сама вера осталась совершенно неповрежденной.

Так Иргизский староверческий собор 1805 года назвал «старообрядцами» единоверцев, т. е. христиан, употребляющих старые обряды и старопечатные книги, но подчиняющихся Синодальной Церкви.

Постановление Иргизского собора гласило:

Иные отступили от нас к отщепенцам, называемым старообрядцами, которые, якоже и мы содержат старопечатныя книги, и по них службу отправляют, но со всеми сообщение во всем имеют незазорно, как в молитве, так и в ястии и питии.

Обратите внимание

В исторических же и апологетических сочинениях древлеправославных христиан XVIII — первой половины XIX века продолжали использоваться термины «староверы» и «староверцы».

Они используются, например, в «Истории Выговской пустыни» Ивана Филиппова, апологетическом сочинении «Диаконовы ответы» и других. Этот термин употреблялся и многочисленными новообрядческими авторами, такими как Н. И. Костомаров, С. Князьков. П.

Знаменский, например, в «Руководстве к русской истории» издания 1870 года говорит:

Пётр сделался гораздо строже к староверцам.

Вместе с тем с годами часть староверов все же стали употреблять термин «старообрядцы». Причем, как указывает известный староверческий писатель Павел Любопытный (1772–1848) в своем историческом словаре, наименование староверцы более присуще безпоповским согласиям, а «старообрядцы» — лицам, принадлежащим к согласиям, приемлющим бегствующее священство.

И действительно, согласия, приемлющие священство (белокриницкое и беглопоповское), к началу XX века вместо термина «староверы, «староверцы» всё чаще стали употреблять «старообрядцы». Вскоре наименование старообрядцы было закреплено на законодательном уровне известным указом императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Седьмой пункт этого документа гласит:

Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

Однако и после этого многие старообрядцы продолжали называться староверами. Особенно тщательно сохраняли это название безпоповские согласия. Д. Михайлов, автор журнала «Родная старина», издаваемого староверческим кружком ревнителей русской старины в Риге (1927 г.), писал:

О «старой христианской вере» говорит протопоп Аввакум, а не об «обрядах». Вот почему нигде во всех исторических постановлениях и посланиях первых ревнителей древлего православия — нигде не встречается наименования «старообрядец.

Во что верят староверы?

Староверы, как наследники дораскольной, дореформенной Руси, стараются сохранять все догматы, канонические положения, чины и последования древнерусской Церкви.

В первую очередь, конечно, это касается главных церковных догматов: исповедания св. Троицы, воплощения Бога Слова, двух ипостасей Исуса Христа, искупительной его Крестной Жертвы и Воскресения. Главным же отличием исповедания староверов от других христианских исповеданий является употребление форм богопочитания и церковного благочестия, характерных для древней Церкви.

Среди них — двуперстное крестное знамение, погружательное крещение, унисонное пение, каноническая иконопись, специальная молитвенная одежда.

Важно

Для Богослужения староверы используют старопечатные богослужебные книги, изданные до 1652 года (главным образом изданные при последнем благочестивом патриархе Иосифе.

Староверы, однако, не представляют собой единого сообщества или церкви — в течение сотен лет они разделились на два основных направления: поповцы и безпоповцы.

Староверы-поповцы

Староверы-поповцы, помимо прочих церковных установлений, признают трехчинную старообрядческую иерархию (священство) и все церковные таинства древней Церкви, среди которых наиболее известны: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство, Брак, Исповедь (Покаяние), Елеосвящение. Помимо этих семи таинств в староверии есть и другие, несколько менее известные таинства и священнодействия, а именно: пострижение в иноки (равночестное таинству Брака), большое и малое Освящение воды, освящение масла на Полиелеосе, священническое благословение.

Староверы-безпоповцы

Староверы-безпоповцы считают, что после церковного раскола, учиненного царем Алексеем Михайловичем, благочестивая церковная иерархия (епископы, священники, диаконы) исчезла. А потому часть церковных таинств в той форме, в которой они существовали до раскола Церкви, упразднилась. Сегодня все староверы-безпоповцы определенно признают только два таинства: Крещение и Исповедь (покаяние).

Некоторые безпоповцы (Древлеправославная Поморская Церковь) признают еще и таинство Брака. Староверы часовенного согласия также допускают Евхаристию (Причащение) с помощью св.

даров, освященных в старину и сохранившихся до наших дней.

Также часовенные признают Большое освящение воды, которую в день Богоявления получают путем вливания в новую воду воды, освященной в старину, когда, по их мнению, еще оставались благочестивые священники.

Староверы или старообрядцы?

Периодически среди староверов всех согласий возникает дискуссия: «А можно ли им именоваться староверами?» Некоторые доказывают, что необходимо наименоваться исключительно христианами потому, что никакой старой веры и старых обрядов не существует, равно как и новой веры и новых обрядов. По мнению таковых, есть только одна истинная, одна правая вера и одни истинные православные обряды, а все остальное — это еретическое, неправославное, кривославное исповедание и мудрование.

Другие, как уже говорилось выше, считают непременно обязательным именоваться староверами, исповедующими старую веру, поскольку считают, что разница между древлеправославными христианами и последователями патриарха Никона не только в обрядах, но и в самой вере.

Третьи считают, что слово староверы нужно заменить на термин «старообрядцы». По их мнению, никакой разницы в вере между староверами и последователями патриарха Никона (никонианами) нет. Разница лишь есть в обрядах, которые у старообрядцев правильные, а у никониан — поврежденные или вовсе неправильные.

Есть и четвертое мнение относительно понятия староверов и старой веры. Его разделяют главным образом чада синодальной церкви. По их мнению, между староверами (старообрядцами) и нововерами (новообрядцами) нет не только разницы в вере, но и в обрядах.

И старые, и новые обряды они называют одинаково равночестными и равноспасительными. Употребление тех или иных является лишь делом вкуса и историко-культурной традиции. Об этом гласит постановление Поместного собора Московской Патриархии от 1971 года.

Староверы и язычники

В конце XX века в России стали появляться религиозные и квазирелигиозные культурные объединения, исповедующие религиозные воззрения, не имеющие отношения к христианству и вообще к авраамическим, библейским религиям.

Сторонники некоторых подобных объединений и сект провозглашают возрождение религиозных традиций дохристианской, языческой Руси.

Чтобы выделиться, отделить свои воззрения от христианства, полученного на Руси во времена князя Владимира, некоторые неоязычники начали называть себя «староверами».

Совет

Христиане и язычникиИ хотя употребление этого термина в данном контексте неправильно и ошибочно, в обществе стали распространяться воззрения, что староверы — это действительно язычники, которые возрождают старую веру в древних славянских богов — Перуна, Сварога, Дажьбога, Велеса и прочих. Не случайно поэтому, например, появилось религиозное объединение «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов». Ее глава, Патер Дий (А. Ю. Хиневич), именовавшийся «патриархом Древнерусской Православной церкви староверов», даже заявлял:

Читайте также:  О чем молятся преподобному евфимию великому

Старообрядцы — это сторонники старого христианского обряда, а староверы — это старая дохристианская вера.

Существуют и другие неоязыческие общины и родноверческие культы, которые могут ошибочно восприниматься обществом как староверческие и православные.

Среди них «Велесов круг», «Союз славянских общин славянской родной веры», «Русский Православный Круг» и другие. Большинство этих объединений возникли на почве псевдоисторической реконструкции и фальсификации исторических источников.

На самом деле, кроме фольклорных народных поверий, никаких достоверных сведений о язычниках дохристианской Руси не сохранилось.

В какой-то момент, в начале 2000-х годов, термин «староверы» стал весьма широко восприниматься как синоним язычников.

Однако благодаря широкой разъяснительной работе, а также ряду серьезных судебных процессов против «староверов-инглингов» и других экстремистских неоязыческих группировок, популярность этого лингвистического феномена сегодня пошла на спад. В последние годы подавляющее большинство неоязчников предпочитают все же называться «родноверами».

Г. С. Чистяков

Источник

Источник: https://infovzor.ru/starovery-kto-e-to-ih-glavny-e-otlichiya-ot-pravoslavny-h/

Чем старообрядчество отличается от православия

После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан. Не надо так.

Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

В старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами…Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь».

Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века.

Обратите внимание

При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

Перста

Хорошо известно, что во время hаскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста — символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста — символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения.

Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Согласия и толки

Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Исус

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу солнцу

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь.

Важно

Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами.

В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Галстуки и рукава

В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках.

Народная молва ассоциирует закатанные рукава с палачами, а галстуки с виселицами. Хотя, это только одно из объяснений.

Вообще, у старообрядцев принято носить на службы специальную молельную одежду (с длинным рукавом), а галстук никак не повяжешь на косоворотку.

Вопрос креста

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая Алилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Поклоны на службе

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» — поклон до персей или до пупа; «средний» — в пояс; малый земной поклон — «метание» (не от глагола «метать», а от греч.

«метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).Метания были запрещены Никоном в 1653 году. Он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».

Руки крестом

Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди.

Четки

Православные и старообрядческие четки отличаются. В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются чётки с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо количеством, кратным 10 или 12.В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка — чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса.

Крещение полным погружением

Совет

Старообрядцы приемлют крещение только полным троекратным погружением, тогда как в православных церквях допускается крещение обливанием и частичным погружением.

Монодическое пение

После раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками».

Интересная статья? поделись с друзьями!

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого мы запустили на сайте удобную клавишу для исправления ляпов. Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее исправим.

http://russian7.ru/2015/09/chem-staroobryadchestvo-otlichaetsya-ot-p/

православие, старообрядчество

Пока что комментариев к данной новости нет, но Вы можете быть первым.

Источник: https://news.boyarka.name/interesnoe/14077-chem-staroobryadchestvo-otlichaetsya-ot-pravoslaviya.html

Ответы@Mail.Ru: Чем староверы отличаются от православных?

Сейчас процесс такой идет-люди сами себя называют православными, а имеют ввиду, что они язычники и отрицают христианство. Есть такие православные, которые отрицают и христианство и язычество. Если вы имели ввиду христиан, то правильно у старообрядцев, они же староверы.

Никоновские правщики жутко испортили богослужебные тексты и церковные обряды, потому что правили тексты и обряды латиняне-иезуиты. Никон обряды новые взял у греков, а греки уже были испорчены латинами. Это от того, что греки не хотели идти под турок и надеялись на Рим, обратились за помощью к латинам, а в результате все-равно попали под турецкое иго.

Это у них была уния с католиками в 1439 году. Вот простой пример. Старый текст молитвы: “…молимся Тебе, Господи, ниже да снидет с крещающимся дух лукавый” Новый текст :”…ниже да снидет с крещающимся, молимся тебе, дух лукавый”. Ошибку (одну из множества) исправили только в 1915 году, а 250 лет молились дьяволу.

каково? Вот что про это говорил протопоп Аввакум, ЦИТАТА :”Удумали со дьяволом книги перепечатать… явно в крещении духу лукавому молитца велят” (Б. Кутузов “Церковная реформа” с.

242 всего там приведено 62 примера искажений богослужебных текстов ) У староверов прежнее-дониконовское-правильное, у новообрядцев-подпорченное, даже каноническое полное троекратное погружение при крещении заменено обливанием (“латинским мытьем”) Поэтому новобрядцы почти неспособны противостоять начертанию зверя-вера не та уже.

У православных дороже и красивее.

посмотрите видеолекции Волхва Велеслава их много где в инете скачать и посмотреть можно там он очень хорошо про это рассказывает p.s. Если вы не перепутали староверов со старообрядцами конечно тк староверы- это язычество что до крещения Руси было а старообрядцы- старая форма православия http://www.sunhome.ru/religion/16223

Староверы тоже православные. Если коротко, то Патриарх Никон провёл ревизию русского православия – пересмотрел сложившиеся каноны в частности, ввел троеперстие . Тех кто не принял эти реформы и стали называть староверами. Почитай Мельникова-Печерского “В лесах ” , “На горах”.

Обратите внимание

Староверы православные изначально. РПЦ – от греков переползшая к нам разновидность иудаизма приписала это слово к своему названию.

Тем, что проиграли в борьбе за власть…

Старообрядцы не приняли церковную реформу, проведённую патриархом Никоном. До этой реформы церковные книги переисывались с ошибками. Некоторые не риняли исправлений в церковных книгах. Так же есть ряд разногласий по ведению службы. Таким образом и произошёл раскол.

У моей снохи бабушка старовер. Она даже на порог своего дома не пустит никогда. Однажды она вынесла мне за калитку попить воды, а потом, при мне выбросила эту кружку. Она только внучку (мою сноху) в дом запускает, да и то без ночёвки. Хотя и иконы и кресты у неё есть.

Краткая история старообрядческой Церкви: http://rpsc.ru/index.php?id=61 [ссылка заблокирована по решению администрации проекта] – древлеправославный форум, на котором Вы можете задать вопросы, на которые не нашли ответа. [ссылка заблокирована по решению администрации проекта] – Все старообрядческие храмы России (пополняю потихоньку) .

[ссылка заблокирована по решению администрации проекта] – Новости старообрядчества всех согласий. Кстати ссылочка на “Падение Третьего Рима” Смирнова: http://verardc.ru/pdf/thethirdromesfall8.pdf Но для начала советую почитать историю Церкви, потому как эта книга довольна сложная. P.S. Староверы, старообрядцы, древлеправославные – Православные Християне.

Староверами себя еще называют неоязычники, но они самозванцы.

Православие – это и есть старая вера, т. е. староверы – суть православные (одно и тоже: староверы, православные, православные староверы). Греко-Кафолическая ортодоксальная (правоВерная) церковь (ныне РПЦ) стала официально называться православной на территории Руси только с 8 сентября 1943 года (утверждено указом Сталина в 1945 году).

На западе она до сих пор называется Русская Ортодоксальная (правоверная) Церковь. Кстати Ислам (тоже правоверный) предан анафеме и отлучен от Греко-Кафолическая ортодоксальная (правоВерной) церкви в 1180 году, а до этого был ветвью христианства.

Прочитав Коран и ветхий завет библии, а так же ТОРУ иудеев, будет понятно, что это одно и тоже, немного подкорректированное под особенности определенного народа. Первая попытка сделать Христианство на Руси православным была предпринята Никоном, что вызвало раскол именно в христианстве.

Так появились Старообрядцы (именуемые раскольниками до 1905 года) и Поповцы (никониане, новообрядцы, “православные”- не прижилось). Старообрядцы (христиане до реформы Никона) и староверы (православные, не христиане) – это разные понятия. В Хрониках о славянах и их обряде посещения бани Византийского монаха Велизария 532 год н. э.

, задолго до крещения Руси, написано: « Православные словены и русины – дикие люди, и житие их дикое и безбожное, мужи и девки вместе запиращися в жаркой истопленной избе и истяжаша телеса своя….» Позже понятие “староверы” заменили на “язычники”. Т.

Важно

е Староверы – это православные верующие (вера – знание о свете, знание о мироздании; православная вера – знание о православном мироздании – знание о мирах прави, нави и яви, правь – мир богов славянских, славили этот мир, правь славили). Христиане – понятие тоже новое и введено было специально созвучно понятию крестьяне, для удобства подмены понятий.

Славяне – славящие мужское и женское начало как единое целое “янь” и “инь” – славянин. Крестьянин – возжигающий в себе огонь, соединяя “янь” и “инь”. Крес – старославянское слово, означающее огонь. Православные староверы были огнепоклонниками. Славянские боги Коляда, Лада Богородица – основные боги славян предкрещенской эпохи.

Читайте также:  День ангела екатерины по церковному календарю - именины

Храмы бога Коляды с золотыми куполами захватчики христиане переименовали в храмы Христа. Храмы Лады Богородици с куполами голубого цвета со свездами переименовали в храмы Богородицы. Только в храмах Руси в настоящее время много икон, в католичестве такого нет, хотя это одна церкрвь – христианская. Это объясняется тем, что храмы не христианские, а православные. Иконы, если убрать с них христианские надписи, которых нет на старинных иконах, есть образы древних славянских богов (“языческих богов” – Перуна, Стрибога, Лады, Весты, Макоши, Тарха (Даждьбога) и т. д.).

Обратите внимание

Староверы православные изначально. РПЦ – от греков переползшая к нам разновидность иудаизма приписала это слово к своему названию.

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/34603746

Староверы и старообрядцы – в чем разница

Различия в вере Старообрядцев и Староверов

Очень часто старообрядцев путают со староверами, пририсывая им одинаковое мировозрение. Однако существуют большое количество отличий старообрядцев от староверов. Путаницу в в этих понятиях создают средства массовой информации, которые не зная русской терминологии трактают определения неверными понятиями.

Староверы являются хранителями старой веры предков – дохристианской веры, веры в Православные Веды. Старообрядцы же являются представителями старого христианского обряда и отказываются принимать нововведения Христианской церкви.

Также существует и вторая причина, по которой сейчас происходит путаница в понятии староверов и старообрядцев. В 1653 под руководстком царя Алексея Романова были начаты церковные реформы, которые встретили сильное сопротивление сторонников старых обрядов. Все старообрядцы были объявлены вероотступниками и отлучены от церкви.

Под страхом физической расправы (в это время происходило массовое уничтожение старообрядцев), старообрядцам пришлось покинуть государство.Также Алексем Романовым был принят указ, согласно которому те семьи, которые дадут прияют старообрядцам – будут немедленно казнены. Старообрядцы бежали за пределы государства, в земли где жили Староверы.

Староверы приняли старообрядцев к себе и дали им приют, воспринимая приезд к ним Старообрядцев как волю Бога.

Старообрядцы ( их ещё называют раскольниками) образовались во время церковных реформа патриарха Никона. Отличия староверов от сегодняшних  православных христиан состоит в ряде моментов служения и в написании некторых частей Библии.

Староверы считают, что нововведения православной церкви глубоко затрагивают внутреннюю духовную основу Христианства. Широко распространено старообрядчество в Сибири.

Совет

Ярким примером стааобрядцев является семья Лыковых, которая в Советское время бежала в леса Сибири от преследований Советской власти.

Вера староверов разительно отличается от веры Старообрядцев. Староверы свято верят в Славянские Веды, в древнюю славянскую веру .

По летоисчеслению староверов сейчас идет Ночь Сварого – тяжелейшее время согласно ведическому знанию, так называемая Кали Юга согласно индийским Ведам.

Староверы, в отличие от Старообрядцев, имели более масшабное системное мировозрение, охватывающее различные сферы жизни человека, ведь Веды – это не религия, а самое мудрое древнее знание обо всех сферах человеческой жизни.

Согласно этой статье: “Староверы и Старообрядцы – в чем разница”, существует большое количество отличий в вере Старообрядцев и Староверов. Но главное, что объединяет Староверов и Старообрядцев – общие национальные корни и вера в высокие идеалы человеческой жизни.

Источник: http://ezoterika1.ru/content/starovery-i-staroobryadcy-v-chem-raznica

Староверы и старообрядцы: кто это и в чем разница

Старообрядцы и староверы — как часто эти понятия путают. Их путали раньше во время бесед, путают и сегодня, даже в средствах массовой информации. Каждый образованный, и уважающий культуру своего народа человек просто обязан понимать, в чем отличие двух эти разных категорий людей.

Старообрядцы

К старообрядцам относятся люди, придерживающиеся старых христианских обрядов. Во времена правления А.М. Романова под руководством патриарха Никона была проведена религиозная реформа.

Те кто отказался подчиняться новым правилам объединялись и их сразу же стали называть раскольниками, так как они как бы раскололи христианскую веру на старую и новую.  В 1905 году их стали называть старообрядцами.

Широкое распространение старообрядчество получило в Сибири.

К основным отличиям новых и старых обрядов относятся:

  • Имя Иисуса старообрядцы пишут, как и прежде с маленькой буквой и одной «и» (исус).
  • Введенное Никоном троеперстное знамение не признается ими и потому они по-прежнему крестятся двуперстно.
  • Крещение происходит по традиции старой Церкви – погружательно, ведь именно так и крестили на Руси.
  • Во время прочтения молитвы по старым обрядам используется специально предназначенная для этого одежда.

Староверы

Староверы люди не христианской веры, они те, кто придерживаются той, что была на Руси до нее. Они являются настоящими хранителями веры предков.

Их мировоззрение это Родноверие.

Славянская  Родная Вера существует с тех самых пор, когда начали появляться первые племена славян. Именно ее и хранят старообрядцы. Староверы считают, что никто не обладает монополией на истину, а именно на нее претендуют все религии.

У каждого народа своя вера и каждый волен общаться с богом, так как считает нужным и на том языке, который посчитает правильным.

Обратите внимание

По Родной Вере человек через свое мироощущение сам создает свое собственное понимание мира. Человек не обязан принимать как веру чье-то представление о мире. К примеру, скажи кто: все мы грешны, имя бога именно такое и обращаться к нему нужно вот так вот.

Староверам и старообрядцам действительно часто пытаются приписать одно мировоззрение, при том, что между ними есть огромные отличия. Путаницы эти создают люди, не владеющие русской терминологией и трактующие определения на свой лад.

Староверы исконно верят в свой собственный Род, и при этом не относятся ни к какой религии. Старообрядцы же придерживаются христианской религии, но той что была до реформы. С какой-то стороны их даже можно назвать разновидностью христиан.

Отличить их друг от друга просто:

  1. У староверов нет молитв. Они считают что молитва унижает и того к кому она обращена и того кто ее совершает. Существуют свои собственные обряды среди рода, но они известно только конкретному роду. Старообрядцы молятся, молитвы их похожи на те, что можно услышать в православных церквях, но совершаются они в специальном одеянии и завершаются тем, что они крестятся по старым обрядам двумя пальцами.
  2. Обряды староверов и их представления о добре, зле, укладе жизни нигде не писаны. Они передаются по наследству из уст в уста. Могут быть записаны, но записи эти каждый род держит в тайне. Старообрядческие религиозные писания составляют первые христианские книги. 10 заповедей, библия, старый завет. Они находятся в общем доступе и знания передаются свободно, не основываясь на родовых связях.
  3. У староверов нет икон. Вместо них дом их полон фотографий предков, писем их, наград. Они почитают свой род, помнят его и гордятся им. У старообрядцев тоже нет икон. Хотя они придерживаются христианской веры, церкви их не заполнены внушительными иконостасами, икон нет даже в традиционном «красном углу». Вместо этого в церквях они делают отверстия в виде дырок, так как считают что бог не в иконах, а на небе.
  4. У староверов нет идолопоклонничества. Традиционно в религии есть главный живой элемент, которому покланяются и которого называют Богом, сыном его или пророком. К примеру, Иисус Христос, пророк Мухаммед. Родноверие восхваляет только окружающую природу, но не считая ее божеством, а считая себя ее частью. Старообрядцы возносят исуса, библейского героя.
  5. В Родной Вере староверов нет определенных правил, которым нужно придерживаться. Каждый человек волен сам жить в ладу со своей совестью. Не обязательно участвовать в каких-то обрядах, носить одеяния и следовать одному единому мнению. Иначе дела обстоят у старообрядцев, ведь у них есть четко определенная иерархия, свод правил и одежда.

А есть ли общее?

Старообрядцы и староверы, несмотря на различную Веру свою имеют и кое-что общее. Во-первых, их соединила сама история.

Когда на старообрядцев, или как тогда говорили раскольников русской православной церкви, начались гонения, а было это как раз во времена Никона, те направились на Сибирское Беловодье и Поморье. Там жили староверы, давшие им приют.

Безусловно, вер у них была разная, но тем не менее, по крови все они были русичи и старались не дать отнять у них это.

Во-вторых, объединяет их общая народность, национальные корни. Вмести, они верят в высокие идеалы жизни человеческой.

Они не боялись гнева государственных деятелей, духовных лидеров и просто мнения толпы, они хранили то во что верили, не отрекаясь от этого даже под страхом смерти.

Некогда принявшие разные веры они, тем не менее, сумели сохранить них, и потому им есть за что друг друга уважать.

Источник: https://vchemraznica.ru/starovery-i-staroobryadcy-kto-eto-i-v-chem-raznica/

Чем отличаются староверы от православных христиан

В ХVII веке Патриарх Никон провел реформы, которые были вызваны необходимостью привести богослужебную практику Русской Церкви к единому образцу. Часть духовенства вместе с мирянами отвергли эти изменения, заявив, что не отступят от старых обрядов.

Они назвали Никоновскую реформу «порчей веры» и заявили, что сохранят в богослужении прежние уставы и традиции. Человеку непосвященному трудно отличить православного от старовера, поскольку не так велика разница между представителями «старой» и «новой» веры.

Кто такие староверы и православные христиане

Староверы – христиане,отошедшие от православной церкви вследствие своего несогласия с реформами, проводимыми Патриархом Никоном.
Православные христиане – верующие люди,признающие догматы Православной Церкви.

Сравнение староверов и православных христиан

В чем же разница между староверами и православными христианами? Староверы более отрешены от мира, нежели православные христиане. В быту у них сохранились древние традиции, которые, по сути своей, стали определенным ритуалом. Быт православных христиан лишен многих утяжелющих его религиозных обрядов.

Главное, о чем никогда не следует забывать, – это молитва перед каждым делом, а также соблюдение Заповедей. В православной церкви принято троеперстное крестное знамение. Оно означает единство Пресвятой Троицы. При этом мизинец и безымянный палец прижимаются вместе к ладони и символизируют веру в богочеловеческую природу Христа.

Старообрядцы средний и указательный палец складывают вместе, исповедуя двойственную природу Спасителя. Большой, безымянный палец и мизинец прижимают к ладони, как символ Пресвятой Троицы. У старообрядцев принято двукратно возглашать «Аллилуия» и добавлять «Слава Тебе, Боже». Так, утверждают они, возглашала древняя церковь. Православные «Аллилуия» возглашают трижды.

Важно

Само это слово в переводе означает «хвалите Бога». Троекратное произношение, с точки зрения православных, прославляет Пресвятую Троицу. Во многих староверских течениях принято для участия в богослужении надевать одежду в древнерусском стиле. Это рубаха или косоворотка для мужчин, сарафан и большой платок для женщин. Мужчины, как правило, отращивают бороду.

У православных христиан особый стиль одежды полагается только священству. Миряне приходят в храм в скромной, не вызывающей, но обычной светской одежде, женщины – с покрытой головой. К слову сказать, в современных староверских приходах нет строгих требований к одежде молящихся. Во время богослужения староверы держат руки не по швам, как православные, а скрещенными на груди.

И для одних, и для других это – знак особого смирения перед Богом. Все действия во время службы верующие старообрядцы совершают синхронно. Если нужно кланяться, то это одновременно делают все присутствующие в храме. Староверы признают только восьмиконечный крест. Именно такую его форму они считают совершенной. Православные, кроме этого, еще и четырехконечный, и шестиконечный.

При богослужении старообрядцы совершают земные поклоны. У православных во время службы приняты поясные. Земные же совершаются только в особых случаях. Причем, в воскресенье и праздники, а также а святую Пятидесятницу, земные поклоны строго запрещены.

Старообрядцы имя Христа пишут как Исус, а православные – Иисус. Также отличаются самые верхние начертания на кресте. У староверов это ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы) и IС ХС (Исус Христос). На православном восьмиконечном кресте написано ИНЦИ (Иисус Назорей Царь Иудейский) и IИС ХС (Иисус Христос). На нательном восьмиконечном кресте староверов нет изображения распятия.

Как правило, на могилах староверов ставятся восьмиконечные кресты с двухскатной крышей, так называемые голубцы, – символ русской старины. У православных не приняты кресты, накрытые сверху крышей.

TheDifference.ru определил, что отличие староверов от православных христиан заключается в следующем:

Приверженцы старой веры в быту более отрешены от мира, нежели православные христиане. Староверы совершают двоеперстное крестное знамение, православные – троеперстное. Во время молитвы у староверов принято двукратное возглашение «Аллилуйя», у православных – трехкратное.

При богослужении староверы держат руки скрещенными на груди, православные – опущенными по швам. Все действия во время службы староверы совершают синхронно. Как правило, для участия в богослужении староверы надевают одежду в старорусском стиле. У православных только для священства существует особый тип одежды.

Совет

При богослужении староверы совершают земные поклоны, православные – поясные. Староверы признают только восьмиконечный крест, православные – восьми-, шести- и четырехконечный. Различно у православных и староверов написание имени Христа, а также начертание букв над восьмиконечным крестом.

Читайте также:  Феодосий кавказский: житие, чудеса, мощи, молитва и акафист

На нательных крестах староверов (восьмиконечные внутри четырехконечного) нет изображения распятия.

  • Миллионы долларов, евро, рублей, юаней. Миллионы просмотров, восхищенных возгласов и аплодисментов. Они были звездами в одной…
  • Дикторы – профессия, которая востребована в наше время. В услугах озвучивания нуждаются рекламные агентства, переводческие бюро,…
  • Япония полна множеством интересных праздников. Часто, они даже не выходя за пределы какой-то местности. Но есть…

Источник: http://altaiinter.org/chem-otlichayutsya-starovery-ot-pravoslavnyx-xristian.html

Староверы. Отличия «древлеправославной» службы от «общеправославной»

?Categories:► Неизвестный художник. «Спор о вере». XVIII в.Холст, масло. 68 х 83,2 см.

Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.

Терминология.Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют инославной – нововерцами или никонианами. Приверженцы старообрядчества, за исключением единоверцев, до 1905 года в Российской империи официально именовались «раскольниками» и преследовались церковными и светскими властями.В старообрядческой литературе XVII – первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался. Старообрядцы называли себя по-разному: староверами, древлеправославными христианами… Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие». В сочинениях старообрядческих начётчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишённые церковно-вероисповедного единства.

Крестное знамение.

Во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трёхперстное. Два перста – символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста – символ Святой Троицы.

Трёхперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трёхперстного крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Согласия и толки.

Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик, то толк, что ни баба, то согласие».

Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы. Крупнейшее старообрядческое объединение в современной России – Русская православная старообрядческая церковь – относится к поповцам.

Имя Иисуса Христа.

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Ісус» (под титлом «Ic»).

Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналога которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Іисус» (под титлом «Іис») более соответствует Вселенской практике звучания имени Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры.

В ходе «книжной справы» были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна». Из смыслового противопоставления свойств, таким образом, было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть. Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианами.

Обратите внимание

Например, о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святого исключено слово «Истиннаго».

Дореформенный текст «Новообрядческий» текст
Ісусъ, (Ісъ) Іисусъ, (Іисъ)
Рожденна, а не сотворенна Рожденна, не сотворенна
Его же царствію несть конца Его же царствию не будет конца
И воплотившегося от Духа Свята, и Марии девы вочеловечшася И воплотившегося от Духа Свята и Марии девы, ивочеловечшася
И воскресшаго в третий день по Писаниих. И воскресшаго в третий день по Писанием.
Господа истиннаго и животворящаго Господа животворящаго
Чаю воскресения мертвым Чаю воскресения мертвых

Тексты книг.В результате «книжной справы» патриарха Никона в в 1650-х – 1660-х годах в богослужебных и духовных книгах изменилось написание многих слов. Старое написание получило наименование старомосковского извода, а новое написание, соответственно, новомосковского (синодального) извода: диякон – диакон, священноинок – иеромонах, Иеросалим – Иерусалим, молитвен(н)ик – молитвослов, Октай – Октоих, па́вечерница – повечерие, полиелео́с – полиелей, Полуношница – Полунощница, Предотеча – Предтеча, протопоп – протоиерей, Псалтырь – Псалтирь, Пятьдесятница – Пятидесятница, стехера – стихира, Сопостат – Супостат, Потребник – Требник, Устав – Типикон, християне – христиане, Часовник – Часослов, чюдотворец – чудотворец.

Крестный ход.

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь («по солнцу», по часовой стрелке).

Важно

Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами.

В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Одежда.

В большинстве течений одобряется присутствие христиан в древнерусской молитвенной одежде: кафтанах, косоворотках, сарафанах и т. п.

Крест.

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четырёх- и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая аллилуия.

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение слова «аллилуия» во время пения в честь Святой Троицы было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе, Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Важно

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова «аллилуиа» («хвалите Бога»).

Поклоны на службе.

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: обычный – поклон до персей или до пупа; средний – в пояс; малый земной поклон – метание (от греч.

«метанойя» – покаяние); великий земной поклон (проскинеза). Метания были запрещены Никоном в 1653 году. Он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».

Богослужение.

У старообрядцев богослужение проходит по Иерусалимскому уставу в версии древнерусского типикона «Церковное око», нет характерных для новообрядчества сокращений и замен. Кафизмы, стихиры и песни канонов исполняются полностью.

Не используются акафисты (за исключением «Акафиста о Пресвятой Богородице») и другие позднейшие молитвенные сочинения, не служится великопостная служба Пассия, имеющая католическое происхождение.

Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди, поддерживается синхронность обрядовых действий (ритуал соборной молитвы): крестное знамение, поклоны и пр. совершаются молящимися в одно и то же время.

Чётки.

Православные и старообрядческие чётки отличаются. В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются 33 бусины, по числу земных лет жизни Христа, либо количество, кратное 10 или 12.

В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка – чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса.

Обряд Крещения.

Старообрядцы приемлют Крещение только троекратным полным погружением, тогда как в православных церквях допускается Крещение обливанием и частичным погружением.

Церковное пение.

Совет

После раскола старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками – «знаменами» или «крюками».

В Старообрядческой церкви пению уделяется высокое воспитательное значение. Петь надо так, чтобы «звуки поражали слух, а заключающаяся в них истина проникала в сердце». Певческая практика не признаёт классическую постановку голоса, молящийся человек должен петь своим естественным голосом, в фольклорной манере.

В знаменном пении нет пауз, остановок, все песнопения исполняются непрерывно. Во время пения следует достигать однородности звучания, петь как бы в один голос.

Состав церковного хора был исключительно мужским, но из-за малочисленности певцов в настоящее время практически во всех старообрядческих моленных и церквах основу хоров составляют женщины.

► СУРИКОВ Василий Иванович (1848-1916) «Рука боярыни Морозовой». Этюд для картины «Боярыня Морозова».Холст, масло.

28 x 23 см.Государственная Третьяковская галерея, Москва.► БОТКИН Михаил Петрович (1839-1914) «Старовер». 1877 г.Дерево, масло. 32 x 24 см.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

► НЕЯСОВ Василий Андреевич (1926-1984) «Портрет старовера». 1964 г.Холст, масло. 80 х 65 см.► КУЛИКОВ Иван Семёнович (1875-1941) «Портрет старообрядца (Старик за чтением)». 1911 г.Холст, масло.

Муромский историко-художественный музей.

Иконопись

Ещё до церковного раскола в русской иконописи наметились изменения, вызванные влиянием западноевропейской живописи. Старообрядцы активно выступали против нововведений, отстаивая традицию русской и византийской иконы.

► «Иоанн Богослов в молчании». XVII в.Дерево, темпера. 31 х 26 см.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.

Фон иконы закрыт серебряной басмой с растительным орнаментом. Живопись под тонким слоем потемневшей олифы. Серебряная басма московской работы XVII века. Композиция известна только по русским памятникам конца XVI -XVII в.

Особенностью её является поднесение евангелистом к устам пальцев правой руки, сложенных в жесте именословного благословения. Приведённое название иконографии, возможно, принадлежит старообрядческой среде.

► «Никола Зарайский с житием». XVIII в. Дерево, темпера. 92,7 x 72,0 см.

Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь».

Обратите внимание

Клейма: 1. Рождество свт. Николы. 2. Поставление в епископы. 3. Избавление отрока Димитрия от потопления. 4. Погребение свт. Николы. Фигура святителя помещена в условно изображенный киот с городчатым килевидным завершением. Порядок расположения житийных клейм нарушен. Для клейм выбраны сюжеты, акцентирующие святительское служение свт. Николы и его чудесную помощь на водах.

Возможно, образ происходит из стоявшего близ Галичского или Чухломского озера Никольского храма или посвящённого святому придела. Двуперстное знамение правой руки святителя намеренно подчеркнуто, что указывает на связь образа со старообрядческой средой.

► «Спас Нерукотворный». XIV в.Дерево, темпера. 164 х 113 см.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.

Икона была раскрыта и заново прописана в старообрядческой мастерской.Стиль иконы, ориентированный на древние образцы, характерен для иконописания, связанного со старообрядческой средой.

► «Св. Алексий, св. Варлаам, св. Евдокия». Конец XIX в.56 х 43,5 см.

Частная коллекция.

К старообрядческой церкви принадлежали:РЯБУШИНСКИЕ – династия российских предпринимателей, в том числе РЯБУШИНСКИЙ Павел Павлович (1871-1924) – видный российский общественный и политический деятель, издатель.ТРЕТЬЯКОВЫ – купцы и предприниматели, в том числе ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович – меценат, основатель Третьяковской галереи.МОРОЗОВЫ – род купцов и промышленников XVIII–XX вв., в том числе МОРОЗОВ Савва Тимофеевич (1770-1862) – российский предприниматель и меценат, основатель династии Морозовых.МАЛЬЦЕВЫ – купеческая династия Поволожья, «хлебные короли».ПРОХОРОВЫ – династия промышленников, владельцы знаменитой Трехгорной мануфактуры.СОЛДАТЁНКОВ Козьма Терентьевич (1818-1901) – московский предприниматель, известный книгоиздатель, владелец художественной галереи.ЩУКИН Сергей Иванович (1854-1936) – московский купец и коллекционер искусства.ПЛАТОВ Матвей Иванович – войсковой атаман Донского казачьего войска, генерал от кавалерии.ГРОМОВ Василий Федулович (1798/1799-1869/1874) – купец 2-й гильдии, лесопромышленник XIX века, известный своей благотворительностью и вкладом в садоводство.ЗОТОВ Григорий Фёдотович (1775 – ?) – уральский мастеровой, заводской управляющий, организатор горного дела, основатель города Карабаш, основоположник каслинского художественного литья.ДЕВОРРА (в миру Евдокия Петровна Нарышкина, урождённая Гамильтон) – тётка царицы НАТАЛЬИ КИРИЛЛОВНЫ, жена думного дворянина Фёдора Полуэктовича НАРЫШКИНА.ЛЫКОВЫ – отшельники, ушедшие в Саянскую тайгу в 30-х годах от преследований и сталинских законов.

А так же, согласно Википедии:

КОРЖАКОВ Александр Васильевич (р. 1950) – глава службы безопасности президента Бориса Николаевича Ельцина.ЛИХАЧЁВ Дмитрий Сергеевич (1906-1999) – российский и советский учёный, филолог, искусствовед, общественный деятель.

► КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837-1887) «Портрет Павла Михайловича Третьякова». 1876 г.Холст, масло. 59 x 49 см.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.► ГОРАВСКИЙ Аполлинарий Гиляриевич (1833-1900) «Портрет Козьмы Терентьевича Солдатенкова». 1857 г.Холст, масло. 69 x 56 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва.► БИЧИ Генри Уильям (1753-1839) «Портрет донского атамана Матвея Платова». 1814 г.Холст, масло. 76,5 х 63,5 см.

Константиновский дворец, Стрельна.

Источник: https://the-morning-spb.livejournal.com/99020.html

Ссылка на основную публикацию