В чём помогает святой исаакий далматский

Преподобный Исаа́кий Далматский, игумен

Пре­по­доб­ный Иса­а­кий про­ис­хо­дил «с во­сто­ка», по всей ве­ро­ят­но­сти из Си­рии. Он под­ви­зал­ся в пу­стыне, по­ка не услы­шал го­лос с небес, по­велев­ший ему от­пра­вить­ся в Кон­стан­ти­но­поль. При­быв ту­да, свя­той за­стал сто­ли­цу охва­чен­ной ере­сью ари­ан­ства, при­вер­жен­цем ко­то­рой был им­пе­ра­тор Ва­лент (364–378).

Ко­гда им­пе­ра­тор со­би­рал­ся на вой­ну с вар­ва­ра­ми[1], прп. Иса­а­кий несколь­ко раз под­хо­дил к нему с уве­ще­ва­ни­я­ми, про­ся от­крыть церк­ви и пре­кра­тить го­не­ния на пра­во­слав­ных. За это при­бли­жен­ные им­пе­ра­то­ра из­би­ли свя­то­го, а Ва­лент при­ка­зал бро­сить его в зло­вон­ное бо­ло­то, из ко­то­ро­го жи­вым не вы­би­ра­лось ни од­но су­ще­ство.

Но 2 ан­ге­ла чу­дес­ным об­ра­зом из­ба­ви­ли прп. Иса­а­кия от ги­бе­ли. При­дя к им­пе­ра­то­ру в по­след­ний раз, он пред­ска­зал ему по­ра­же­ние в войне и ги­бель в огне. Раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор по­ве­лел бро­сить по­движ­ни­ка в тем­ни­цу до сво­е­го воз­вра­ще­ния.

Обратите внимание
Обратите внимание

По про­ро­че­ству свя­то­го ар­мия Ва­лен­та бы­ла раз­би­та вар­ва­ра­ми, а им­пе­ра­тор, спа­са­ясь бег­ством, сго­рел в де­ре­вян­ном ам­ба­ре, по­до­жжен­ном пре­сле­до­ва­те­ля­ми.

[/su_box]

О встре­че прп. Иса­а­кия с Ва­лен­том и пред­ска­за­нии по­ра­же­ния и ги­бе­ли им­пе­ра­то­ра со­об­ща­ют так­же цер­ков­ные ис­то­ри­ки блж. Фе­о­до­рит Кир­ский[2], Со­зо­мен[3] и неко­то­рые дру­гие. В си­нак­сар­ном Жи­тии прп.

Исаакия[4] в свя­зи с эти­ми со­бы­ти­я­ми при­ве­де­на ис­то­рия, не встре­ча­ю­ща­я­ся в дру­гих ре­дак­ци­ях: святой узнал о ги­бе­ли им­пе­ра­то­ра еще до то­го, как ве­сти до­шли до Кон­стан­ти­но­по­ля, ибо он чу­дес­ным об­ра­зом чув­ство­вал за­пах со­жжен­но­го те­ла, до­но­сив­ший­ся с ме­ста сра­же­ния[5].

Эта ис­то­рия бы­ла впо­след­ствии пе­ре­ска­за­на ис­то­ри­ком Иоан­ном Зо­на­рой[6].

По­сле смер­ти им­пе­ра­то­ра Ва­лен­та на пре­стол взо­шел им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий I Ве­ли­кий (379–395). Услы­шав о про­ро­че­стве свя­то­го, им­пе­ра­тор при­ка­зал от­пу­стить его из тем­ни­цы и с по­че­стя­ми при­нял во двор­це. По­сле это­го прп.

Иса­а­кий, со­глас­но Жи­тию, участ­во­вал во II Все­лен­ском Со­бо­ре (381) (од­на­ко в спис­ках участ­ни­ков Со­бо­ра он не от­ме­чен). За­тем свя­той хо­тел вер­нуть­ся в пу­сты­ню, но бла­го­че­сти­вые вель­мо­жи Са­тур­нин и Вик­тор про­си­ли его не по­ки­дать Кон­стан­ти­но­поль и не остав­лять сво­их ду­хов­ных чад.

Вняв их уго­во­рам, прп. Иса­а­кий по­про­сил по­стро­ить ему ке­лью. Каж­дый из вель­мож воз­вел в сво­ем име­нии жи­ли­ще для него, и свя­той вы­брал скром­ную ке­лью, со­ору­жен­ную Са­тур­ни­ном. Она на­хо­ди­лась в при­го­ро­де Кон­стан­ти­но­по­ля, за го­род­ски­ми сте­на­ми.

К свя­то­му при­хо­ди­ло мно­го лю­дей из го­ро­да, он по­се­щал жи­те­лей по их прось­бам, чтобы по­мо­лить­ся с ни­ми и бла­го­сло­вить их до­ма. Им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий так­же неод­но­крат­но при­гла­шал его во дво­рец. Прп.

Важно
Важно

Иса­а­кий все­гда стре­мил­ся по­мо­гать бед­ным, и ес­ли кто-то, встре­тив его на до­ро­ге, про­сил ми­ло­сты­ни, то он сни­мал с се­бя плащ и от­да­вал ни­ще­му.

[/su_box]

Ес­ли он воз­вра­щал­ся из го­ро­да и во­ро­та уже бы­ли за­кры­ты, то по­сле мо­лит­вы и крест­но­го зна­ме­ния свя­то­го они все­гда чу­дес­ным об­ра­зом от­кры­ва­лись. Через неко­то­рое вре­мя во­круг ке­льи Иса­а­кия был ос­но­ван мо­на­стырь, впо­след­ствии на­зван­ный Дал­ма­та мо­на­стырь, ко­то­рый счи­тал­ся древ­ней­шим в Кон­стан­ти­но­по­ле[7]; там свя­той про­жил до кон­ца сво­их дней.

По­чув­ство­вав при­бли­же­ние смер­ти, прп. Иса­а­кий со­звал уче­ни­ков, на­став­лял их в пра­вой ве­ре и вы­брал сре­ди них од­но­го, по име­ни Дал­мат, ко­то­ро­го на­зна­чил сво­им пре­ем­ни­ком.

По­сле кон­чи­ны свя­то­го им­пе­ра­тор при­ка­зал со­вер­шить тор­же­ствен­ное по­гре­бе­ние с про­цес­си­ей к церк­ви св. Ири­ны (ко­то­рая то­гда бы­ла ка­фед­раль­ным со­бо­ром Кон­стан­ти­но­по­ля).

Бра­тия мо­на­сты­ря и уче­ни­ки свя­то­го ис­про­си­ли раз­ре­ше­ние по­ло­жить остан­ки Иса­а­кия в церк­ви св. Сте­фа­на, по­стро­ен­ной непо­да­ле­ку от Дал­мат­ско­го мо­на­сты­ря. Св.

[/su_quote]

Иса­а­кий был по­гре­бен в ал­та­ре это­го хра­ма, спра­ва от свя­то­го пре­сто­ла.

Ис­хо­дя из тек­ста Жи­тия Иса­а­кия, го­дом его смер­ти сле­ду­ет счи­тать 383-й[8]. Од­на­ко дру­гие ис­точ­ни­ки та­кую да­ту не под­твер­жда­ют. Со­глас­но Жи­тию Дал­ма­та, Иса­а­кий жил еще при ар­хи­епи­ско­пе Ат­ти­ке (406–425). Кал­ли­ник, ав­тор Жи­тия прп. Ипа­тия Ру­фи­ни­ан­ско­го, так­же со­об­ща­ет, что св.

Иса­а­кий был жив еще в 406 г., ко­гда по­се­щал прп. Ипа­тия в его мо­на­сты­ре. При этом дру­гая вер­сия Жи­тия Дал­ма­та, из­дан­ная М. Ге­део­ном, под­твер­жда­ет 383 г.

Совет

как да­ту кон­чи­ны свя­то­го, од­на­ко сам из­да­тель кри­ти­че­ски от­но­сит­ся к да­ти­ров­кам это­го со­чи­не­ния, ука­зы­вая на раз­но­об­раз­ные несо­от­вет­ствия, встре­ча­ю­щи­е­ся в тек­сте[9].

Ис­сле­до­ва­те­ли неод­но­крат­но за­тра­ги­ва­ли этот во­прос, и, по об­ще­му мне­нию, 383 г. нель­зя счи­тать го­дом смер­ти пре­по­доб­но­го. В на­сто­я­щее вре­мя об­ще­при­знан­ной яв­ля­ет­ся да­ти­ров­ка его кон­чи­ны пе­ри­о­дом по­сле 406 г.

[10] Неко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли бо­лее кон­крет­но опре­де­ля­ют год смер­ти св. Иса­а­кия. Так, А. Ка­ме­рон от­но­сит его кон­чи­ну к 416 г. на ос­но­ва­нии дан­ных о церк­ви пер­во­мч. Сте­фа­на, в ко­то­рой бы­ли по­ло­же­ны мо­щи Иса­а­кия[11].

Су­ще­ству­ет мне­ние, что свя­той скон­чал­ся в 424 или 425 г.[12]

Со­глас­но О. Мей­нар­ду­су, ча­сти­цы мо­щей прпп. Иса­а­кия и Дал­ма­та хра­нят­ся в ски­ту Но­вая Фива­и­да на Афоне[13].

По­чи­та­ние прп. Иса­а­кия в Рос­сии свя­за­но с лич­но­стью им­пе­ра­то­ра Пет­ра I, день рож­де­ния ко­то­ро­го (30 мая) сов­пал с днем па­мя­ти свя­то­го. Им­пе­ра­тор счи­тал его сво­им небес­ным по­кро­ви­те­лем, и в честь свя­то­го был воз­двиг­нут Иса­а­ки­ев­ский со­бор в С.-Пе­тер­бур­ге.

См. так­же: “Жи­тие пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Иса­а­кия Ис­по­вед­ни­ка” в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

См. так­же: “Пре­по­доб­ные от­цы на­ши Иса­а­кий, Дал­мат и Фавст” в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

При­ме­ча­ния

[1] Речь идет о по­хо­де про­тив ве­ст­го­тов 378 г.

[2] Theodoret. Hist. eccl. IV 34

[3] Sozom. Hist. eccl. V 40

[4] Су­ще­ству­ет две вер­сии Жи­тия прп. Иса­а­кия. Бо­лее пол­ная (BHG, N 956) со­хра­ни­лась в ру­ко­пи­си Vat. gr. 1671 (X в.) и из­да­на бол­лан­ди­ста­ми (ActaSS. Mai. T. 7. P. 247–258). Ее пе­ре­вод на сла­вян­ский язык со­дер­жит­ся в Су­п­расль­ском сбор­ни­ке (XI в.), а так­же вклю­чен под 21 мар­та в ВМЧ митр.

Ма­ка­рия (Иосиф, ар­хим. Оглав­ле­ние ВМЧ. С. 37; Ива­но­ва К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. Со­фия, 2008. С. 493). Ав­тор, по всей ве­ро­ят­но­сти, был ино­ком Дал­ма­та мо­на­сты­ря. Ис­сле­до­ва­те­ли обыч­но да­ти­ру­ют это Жи­тие VI–VIII вв. (Dagron. 1970. P. 231; Lenski. 2004. P. 108).

Крат­кая вер­сия (BHG, N 955) оста­ет­ся неиз­дан­ной, лат. пе­ре­вод был осу­ществ­лен А. Лип­по­ма­ном и из­дан вме­сте с пол­ной вер­си­ей Жи­тия (ActaSS. Mai. T. 7. P. 258-260). Крат­кое си­нак­сар­ное Жи­тие прп. Исаакия (BHG, N 956b), со­дер­жа­щее неко­то­рые све­де­ния, не встре­ча­ю­щи­е­ся в др. вер­си­ях, бы­ло из­да­но Ф.

Аль­ке­ном в 1948 г. Н. Лен­ски вы­ска­зал пред­по­ло­же­ние, что обе ре­дак­ции Жи­тия, а так­же крат­кое си­нак­сар­ное Жи­тие вос­хо­дят к од­но­му ар­хе­ти­пу (Lenski. 2004. P. 108). Ис­сле­до­ва­тель Ф. Но упо­ми­на­ет о су­ще­ство­ва­нии еще од­ной вер­сии Жи­тия Иса­а­кия – в ру­ко­пи­си Paris. gr. 1453 (XII в.). Fol.

Обратите внимание

225v – 226 и при­во­дит из нее неболь­шой от­ры­вок, од­на­ко пол­ный текст до сих пор оста­ет­ся неиз­дан­ным (Nau F. Sur les mots ΠΟΛΙΤΙΚΟΣ et ΠΟΛΙΤΕΥΟΜΕΝΟΣ et sur plusieurs texts grecs relatifs à Saint Étienne // ROC. 1906. Vol. 11. P. 198-216).
До­пол­ни­тель­ные све­де­ния об Иса­а­кии и о Дал­ма­те мож­но по­черп­нуть из Жи­тия прп.

Ипа­тия Ру­фи­ни­ан­ско­го (Callinicos. Vie d'Hypatios / Introd., texte crit., trad. et not. G. J. M. Bartelink. P., 1971. (SC; 177)), ко­то­рое, по мне­нию ис­сле­до­ва­те­лей, яв­ля­ет­ся бо­лее до­сто­вер­ным с ис­то­ри­че­ской точ­ки зре­ния со­чи­не­ни­ем, т. к.

оно бы­ло со­зда­но вско­ре по­сле опи­сы­ва­е­мых со­бы­тий; имен­но к это­му Жи­тию сле­ду­ет об­ра­щать­ся в слу­чае со­мни­тель­ных да­ти­ро­вок.

[5] Halkin F. Le synaxaire grec de Christ Church, à Oxford // AnBoll. 1948. Vol. 66. P. 77

[6] Zonara. Epit. hist. XIII 16

[7] Theoph. Chron. P. 443

[8] Это слу­чи­лось при им­пе­ра­то­ре Фе­о­до­сии I (379–395), по­сле объ­яв­ле­ния со­пра­ви­те­лем его сы­на Ар­ка­дия (383), при ар­хи­еп. Нек­та­рии (381–397), в год кон­суль­ства Ме­робав­да и Са­тур­ни­на (383).

[9] Γεδεών. 1899. Σ. 144–145

[10] См.: Pargoire. Les débuts. 1899. P. 124; Idem. Date de la mort. 1899. P. 145; Dagron. 1970. P. 233; Lenski. 2004. P. 109.

[11] Cameron A., Long J. Barbarians and Politics at the Court of Arcadius. Berkeley, 1993. P. 73–75). Су­ще­ству­ет мне­ние, что И. скон­чал­ся в 424 или 425 г. (Παπαδόπουλος Σ. Γ. ᾿Ισαάκιος // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1007).

[12] Παπαδόπουλος Σ. Γ. ᾿Ισαάκιος // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1007

[13] Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 166, 194

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-isaakij-dalmatskij

Молитва и далматскому

  • Сохранили
    • Добавить в цитатник
    • Сохранить в ссылки

    А я никак не могу протиснуться в свой днев! Все время пишут – Сервер не найден. Никаких нервов не хватает! Может поэтому и в плеере не звучала музыка.

    Надо подождать немного – в этой записи – молчаливая Пауза затянувшаяся вначале – мб поэтому!

    Видите, как одинаково мы поняли, что видео надо вставить)))!

    Исаакий исповедник

    Житие преподобного отца нашего Исаакия исповедника

    Вскоре же после обретения пречестного и животворящего креста Господа нашего Иисуса Христа в царствование великого Константина, многопестрый змий и многоглавый враг и ненавистник рода христианского и в особенности Самого Христа, Спасителя нашего, противник святой веры, по своему коварству внес смущение в Церковь Божию, а именно: он внушил злочестивому и беззаконному императору Валенту защищать ересь Ариеву и способствовать ее распространению. Сей нечестивый император поднял гонение на правоверных христиан; повелел запереть святые храмы, дабы в них не совершались обычные божественные жертвы, другие же обратил в хлевы для лошадей, иные разрушил до самого основания. Гонение это продолжалось долгое время. И был в это время великий плач и великая скорбь среди христиан, которые все дни и ночи молились ко Господу, прося Его умилосердиться над Своею Церковью святою и сотворить праведный суд и отмщение нечестивому царю. В то время было так, как во времена апостольские, когда царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви (Деян 12, 1).

    Спустя некоторое время на защиту Церкви Бог воздвиг раба Своего, монаха Исаакия, подобно тому как древле воздвиг пророка Даниила на защиту неповинной Сусанны (Дан 13). Сей блаженный Исаакий первоначально подвизался в восточной пустыне, подражая святому Илии пророку и проводя жизнь ангелоподобную.

    Узнав о гонении, поднятом арианами на Церковь Божию, узнав также и о том, что и царь споспешествовал распространению ереси, он весьма опечалился; оставив пустыню, он пришел в Константинополь для того, чтобы утверждать верующих во благочестии; слово его было подобно свече горящей; Дух Божий почивал на нем и благодать небесная осиявала его.

    Увидав своими очами великие беды, какие терпели верующие от зловерного царя и его единомышленников, он молил Бога, прося Его призреть с высоты престола Своего на гонимых неповинно и явить им милосердие Свое, гордость же гонителей смирить.

    Бог, услышавший некогда угодника Своего Моисея, молившегося о людях своих, находившихся в беде (Исх 14), услышал и раба Своего Исаакия, и воздвиг на нечестивого царя Валента варваров, именно: варвары, жившие в то время по реке Дунаю, собрав все полки свои, начали войну с греками; они уже захватили в свою власть Фракию и приближались к Константинополю. Необходимо было собрать воинов и царю Валенту, дабы выйти на брань с врагами; но здесь случилось с царем то самое, что случилось некогда с Саулом, царем израильским, врагом Давида; ибо Саул не возвратился с поля битвы, согласно пророчеству святого Самуила, так как прогневал Бога (1 Цар 28,17—22).

    В то время как Валент выходил из Константинополя с полками своими, блаженный Исаакий зашел вперед его и громогласно воскликнул:

    — Царь! Отопри храмы для правоверных, и тогда Господь благопоспешит пути твоему.

    Но царь не отвечал ему, презирая его, как простеца и безумца; не придав значения словам его, он продолжал путь свой.

    На другое утро блаженный старец, подойдя к царю, опять сказал:

    — Открой, царь, храмы для правоверных, и тогда война окончится для тебя благополучно: ты победишь врагов своих и возвратишься домой с миром в добром здравии.

    Важно

    Царь, внимая словам его «возвратишься домой с миром в добром здравии», хотел открыть двери церковные и отдать храмы правоверным и уже начал советоваться об этом с вельможами своими. Но один военачальник, придерживавшийся злочестия арианского, посоветовал царю не слушать монаха, но с бесчестием прогнать его от себя.

    Побранив старца, царь с бесчестием и побоями прогнал его от себя, и отправился в дальнейший путь.

    И на третий день блаженный старец снова подошел к царю; взяв за узду коня, на котором он сидел, Исаакий начал еще усерднее просить и увещевать царя открыть храмы; в противном случае грозил ему судом Божиим.

    Случилась на том месте глубокая пропасть, на дне которой росло терние и было болото; когда в это болото попадал какой-либо зверь, то он уже не мог выйти отсюда, но засасывался болотом и погибал. В это болото царь приказал бросить Исаакия, дабы он погиб здесь; потом отправился в дальнейший путь.

    Святой же Исаакий, будучи брошен в болото, был охраняем десницею Божией и не потерпел здесь никакого вреда; его не уязвило терние и не затянуло болото; он лежал среди терния как на мягкой постели среди цветов, хваля и благодаря Бога до тех пор, пока не явились ему три светлых мужа, которые извлекли его из болота здравым и невредимым и поставили на сухом месте; сами же стали невидимы.

    Тогда преподобный Исаакий понял, что это Сам Господь послал ангелов Своих извлечь его из той пропасти; пав на колена, он воздал благодарение Спасителю своему за то, что Он заботился о рабах Своих и не оставлял всех, боявшихся Его и уповающих на Него.

    Помолившись достаточное время и укрепившись Духом Святым, Исаакий встал; затем пошел поспешно окружным путем и, обогнав царя, остановился на пути его. Увидав святого, царь весьма испугался и от страха и удивления молчал. Святой же с дерзновением сказал ему:

    — Вот ты хотел погубить меня в тернии и в болоте; но Господь сохранил меня живым и послал мне ангелов Своих, которые вывели меня из той пропасти. Послушай же меня, царь! Открой храмы для правоверных, тогда ты победишь врагов и возвратишься обратно со славою; но если не послушаешь меня, то не возвратишься с поля битвы, а погибнешь на нем.

    Читайте также:  Макарий невский митрополит московский, алтайский и коломенский

    Царь весьма удивился дерзновению монаха и светлости лица его, но несмотря на это не послушал его, так как сердце его было ожесточено и удалено от Бога. Потом царь отдал блаженного двум сановникам своим, Сатурнину и Виктору, и приказал им содержать его в узах. При этом он сказал им:

    — Держите у себя сего надоедливого старца до тех пор, пока я возвращусь и воздам ему возмездие за его бесстыдство и дерзновение.

    Преподобный же Исаакий, будучи преисполнен благодати Духа Святого воспылал еще большею ревностью (как некогда пророк Михей против Ахаава, царя израильского) (3 Цар 22) и громогласно воззвал к Валенту:

    — Если возвратишься в мире, то знай, что не Господь говорил чрез меня (3 Цар 22,28); говорю же тебе, что ты, выведя войска свои на брань, не одолеешь варваров, но побежишь от них, будешь взят ими и живой сгоришь на огне. Когда святой сказал это, царь с гневом отправился в дальнейший путь, святой же был отведен в узы.

    Совет

    Между тем греки сошлись с варварами; битва была весьма жестокая; по попущению Божию победили варвары, согласно пророчеству святого Исаакия; многие из греков пали от меча; сам царь Валент был ранен и, не будучи в силах противиться врагам, обратился в бегство.

    Варвары же преследовали греков и посекли воинов греческих как траву; они настигали уже и самого царя, который бежал лишь с одним советником своим, военачальником арианином, посоветовавшим ему не слушать Исаакия.

    Подъехав к некоему селению, он увидал сарай, в котором лежала солома; так как конь его был уже утомлен, он слез с него и скрылся в том сарае вместе с советником своим.

    Но не укрылся он от карающей руки Божией, потому что варвары, преследовавшие его, доехав до того селения и узнав, что в том сарае скрывались греки, подожгли его со всех сторон и сожгли до основания. Так погиб окаянный царь тот и его злой советник.

    После того сражения оставшееся в целости войско греческое направилось навстречу римскому императору Грациану, который шел на помощь грекам. Придя в области греческие, Грациан избрал в цари грекам Феодосия, называемого Великим. Феодосий, собрав воинов, отправился на варваров, победил и прогнал их и с торжеством возвратился в Константинополь.

    Между тем некоторые из воинов греческих, не знавшие еще о погибели Валента, в скором времени после его смерти пришли к преподобному Исаакию, содержавшемуся в узах и сказали ему:

    — Приготовься к ответу, ибо в скором времени возвратится царь с поля битвы и будет тебя допрашивать и мучить.

    Но святой отвечал им:

    — Прошло уже семь дней, как я обонял смрад от сожженных костей его; ибо, как я сказал, он сожжен.

    Слышавшие это пришли в великий страх; и действительно в скором времени пришло известие о погибели Валента. После этого святой Исаакий был освобожден от уз, и все начали почитать его как пророка Божия.

    Когда в город вошел с торжеством Феодосий, упомянутые выше вельможи, Сатурнин и Виктор, возвестили ему все о преподобном Исааке — сказали о его дерзновении и о его пророчестве.

    Обратите внимание

    Царь, уважая такового мужа, приказал с великою честью привести его к себе и поклонился ему, почитая его великим угодником Божиим и прося его помолиться Богу о нем и о всем его царстве. Преподобный же увещевал царя пребывать во благочестии, возвратить Церкви мир и утешить гонимых.

    Царь послушал святого и сделал так, как говорил он: прогнал ариан из Константинополя, чему верующие весьма радовались.

    Блаженный же Исаакий, возблагодарив Бога за все, намеревался идти в пустыню, дабы подвизаться там; но Сатурнин и Виктор упросили преподобного не уходить из царственного града, но пребывать около них и споспешествовать молитвами своими и учением мирному жительству христиан; святой соизволил исполнить просьбу их.

    В это время между Сатурнином и Виктором произошел спор, так как каждый из них хотел, чтобы преподобный поселился в его доме. Узнав о причине спора их, святой сказал, обратившись к ним:

    — Чада! Я вижу любовь вашу ко мне. Но так как вы имеете желание упокоить смирение мое, то, говорю вам, — я у того пребуду все дни жизни моей, кто первый построит дом мне.

    И начали оба заботиться о скорейшем построении дома для угодника Божия.

    Сатурнин имел за городом очень красивое место, весьма удобное для жития иноков; на этом месте он и поспешил построить обитель угоднику Божию; здесь и поселился преподобный Исаакий.

    Точно также и Виктор выстроил красивое жилище для святого и весьма сожалел, что Сатурнин опередил его. Придя к святому, он начал усердно просить его переселиться в келию, построенную для него.

    Но преподобный продолжал подвизаться в обители Сатурнина, хотя иногда приходил и к Виктору и жил у него по несколько дней, не желая огорчать его отказом.

    Между тем к преподобному начали собираться многие, желавшие подвизаться вместе с ним в трудах иноческих. Таким образом был построен большой монастырь на средства боголюбивых мужей Сатурнина и Виктора.

    И был преподобный наставником и игуменом многих иноков, полезным учителем и мирянам, ибо руководил всех на путь спасения и словом и примером добродетельной жизни своей.

    Преподобный был весьма милостив к бедным, так что, если иногда не имел ничего, чтобы мог дать просившему, то снимал с себя одежду и отдавал ее; творил святой и многие другие богоугодные дела. Наконец, достигнув старости, приблизился к смерти.

    Важно

    Созвав всю братию и преподав всем душеполезное наставление, святой Исаакий поставил игуменом вместо себя некоего честного мужа, проводившего жизнь святую, блаженного Далмата, по имени которого и обитель та впоследствии начала называться Далматскою.

    Потрудившись во многих богоугодных делах, преподобный Исаакий отошел ко Господу на вечный покой; на погребение его собрался весь город; честное тело его было положено в храме святого первомученика Стефана; святая же душа его предстоит престолу Пресвятой Троицы, в лике святых и преподобных отцов и молит вместе с ними за нас Отца, и Сына, и Святого Духа, единого Бога в Троице, Которому воссылается слава вечно. Аминь.

    Тропарь преподобному Исаакию Далматскому

    Тропарь, глас 8:

    В тебе отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Исаакие, дух твой.

    Кондак, глас 2:

    Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Исаакие, моли непрестанно о всех нас.

    Кондак, глас 8:

    Яко угодник Божий верный, по Христове Церкви ревностию разжегся, бразды Уалентовы удержав, пророчески тому о затворении церкви, пагубную смерть предрекл еси, преподобне. Темже присно моли о нас, чтущих тя, Исаакие преподобне.

    Ублажаем тя, преподобне отче Исаакие, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

    Полное житие преподобного исаакия, игумена далматского

    Но царь не от­ве­чал ему, пре­зи­рал его, как про­сте­ца и безум­ца; не при­дав зна­че­ния сло­вам его, он про­дол­жал путь свой. На дру­гое утро бла­жен­ный ста­рец, по­дой­дя к ца­рю, опять ска­зал:

    – От­крой, царь, хра­мы для пра­во­вер­ных, и то­гда вой­на окон­чит­ся для те­бя бла­го­по­луч­но: ты по­бе­дишь вра­гов сво­их и воз­вра­тишь­ся до­мой с ми­ром в доб­ром здра­вии.

    Царь весь­ма уди­вил­ся дерз­но­ве­нию мо­на­ха и свет­ло­сти ли­ца его, но несмот­ря на это не по­слу­шал его, так как серд­це его бы­ло оже­сто­че­но и уда­ле­но от Бо­га. По­том царь от­дал бла­жен­но­го двум са­нов­ни­кам сво­им Са­тур­ни­ну и Вик­то­ру и при­ка­зал им со­дер­жать его в узах. При этом он ска­зал им:

    – Дер­жи­те у се­бя се­го на­до­ед­ли­во­го стар­ца до тех пор, по­ка я воз­вра­щусь и воз­дам ему воз­мез­дие за его бес­стыд­ство и дерз­но­ве­ние.

    Пре­по­доб­ный же Иса­а­кий, бу­дучи пре­ис­пол­нен бла­го­да­ти Ду­ха Свя­то­го вос­пы­лал еще боль­шею рев­но­стью (как неко­гда про­рок Ми­хей про­тив Аха­ва, ца­ря из­ра­иль­ско­го) и гро­мо­глас­но воз­звал к Ва­лен­ту:

    – «Ес­ли воз­вра­тишь­ся в ми­ре», то знай, что «не Гос­подь го­во­рил чрез ме­ня. И ска­зал: слу­шай, весь на­род!» (3Цар.22:28). Го­во­рю же те­бе, что ты, вы­ве­дя вой­ска свои на брань, не одо­ле­ешь вар­ва­ров, но по­бе­жишь от них, бу­дешь взят ими и жи­вой сго­ришь на огне.

    Меж­ду тем неко­то­рые из во­и­нов гре­че­ских, не знав­шие еще о по­ги­бе­ли Ва­лен­та, в ско­ром вре­ме­ни по­сле его смер­ти при­шли к пре­по­доб­но­му Иса­а­кию, со­дер­жав­ше­му­ся в узах и ска­за­ли ему:

    Но свя­той от­ве­чал им:

    – Про­шло уже семь дней, как я обо­нял смрад от со­жжен­ных ко­стей его; ибо, как я ска­зал, он со­жжен.

    В это вре­мя меж­ду Са­тур­ни­ном и Вик­то­ром про­изо­шел спор, так как каж­дый из них хо­тел, чтобы пре­по­доб­ный по­се­лил­ся в его до­ме. Узнав о при­чине спо­ра их, свя­той ска­зал, об­ра­тив­шись к ним:

    – Ча­да! Я ви­жу лю­бовь ва­шу ко мне. Но так как вы име­е­те же­ла­ние упо­ко­ить сми­ре­ние мое, то го­во­рю вам – я у то­го пре­бу­ду все дни жиз­ни мо­ей, кто пер­вый по­стро­ит дом мне.

    И на­ча­ли оба за­бо­тить­ся о ско­рей­шем по­стро­е­нии до­ма для угод­ни­ка Бо­жия.

    Меж­ду тем к пре­по­доб­но­му на­ча­ли со­би­рать­ся мно­гие, же­лав­шие под­ви­зать­ся вме­сте с ним в тру­дах ино­че­ских. Та­ким об­ра­зом был по­стро­ен боль­шой мо­на­стырь на сред­ства бо­го­лю­би­вых му­жей Са­тур­ни­на и Вик­то­ра.

    Совет

    И был пре­по­доб­ный на­став­ни­ком и игу­ме­ном мно­гих ино­ков, по­лез­ным учи­те­лем и ми­ря­нам, ибо ру­ко­во­дил всех на путь спа­се­ния и сло­вом и при­ме­ром доб­ро­де­тель­ной жиз­ни сво­ей.

    Пре­по­доб­ный был весь­ма ми­ло­стив к бед­ным, так что, ес­ли ино­гда не имел ни­че­го, что бы мог дать про­сив­ше­му, то сни­мал с се­бя одеж­ду и от­да­вал ее; тво­рил свя­той и мно­гие дру­гие Бо­го­угод­ные де­ла. На­ко­нец, до­стиг­нув ста­ро­сти, при­бли­зил­ся к смер­ти.

    Со­звав всю бра­тию и пре­по­дав всем ду­ше­по­лез­ное на­став­ле­ние, свя­той Иса­а­кий по­ста­вил игу­ме­ном вме­сто се­бя неко­е­го чест­но­го му­жа, про­во­див­ше­го жизнь свя­тую, бла­жен­но­го Дал­ма­та, по име­ни ко­то­ро­го и оби­тель та впо­след­ствии на­ча­ла на­зы­вать­ся Дал­мат­скою.

    По­тру­див­шись во мно­гих Бо­го­у­тод­ных де­лах, пре­по­доб­ный Иса­а­кий ото­шел ко Гос­по­ду на веч­ный по­кой[8]; на по­гре­бе­ние его со­брал­ся весь го­род; чест­ное те­ло его бы­ло по­ло­же­но в хра­ме свя­то­го пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на; свя­тая же ду­ша его пред­сто­ит пре­сто­лу Пре­свя­той Тро­и­цы, в ли­ке свя­тых и пре­по­доб­ных от­цов и мо­лит вме­сте с ни­ми за нас От­ца, и Сы­на, и Свя­то­го Ду­ха, еди­но­го Бо­га в Тро­и­це, Ко­то­ро­му вос­сы­ла­ет­ся сла­ва веч­но. Аминь.

    Тропарь преподобных Исаакия, Далмата и Фавста

    Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

    Кондак преподобного Исаакия

    Яко угодник Божий верный,/ по Христове Церкви ревностию разжегся,/ бразды Валентовы удержав,/ пророчески тому о затворении Церкве пагубную смерть предрекл еси, преподобне./ Темже присно моли о нас, чтущих тя, Исаакие преподобне.

  • Источник: https://xn—-8sbfxoeboc6b7i.xn--p1ai/molitva-i-dalmatskomu/

    Исаакиевский собор. Собор преподобного Исаакия Далматского (память 16 августа)

    Исаа́киевский собо́р (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади.

    Имеет статус музея; зарегистрированная в июне 1991 года церковная община имеет возможность совершать богослужение по особым дням с разрешения дирекции музея. Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти .

    Бюст архитектора Огюста Монферрана в Исаакиевском соборе, созданный из камней, использовавшихся при строительстве собора.

    Собор Построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I, председателем комиссии построения был Карл Опперман.Длительный срок строительства собора (40 лет) современники Монферрана объясняли тем, что некий прорицатель предсказал архитектору смерть сразу после окончания строительства Исаакиевского собора. Поэтому архитектор не спешил со строительством. Монферран действительно прожил чуть меньше месяца после освящения собора.

    Интересно то, что архитектор , француз Монферран был католиком, но умер в Петербурге в 72 года и его желанием было, чтобы его погребли  в Исааковском соборе. Однако сам иператор Александр Второй отказал архитектору этого собора в его последнем желании на том основании, что католик не может быть похоронен в православном соборе.

    Высота собора 101,5 м, длина и ширина — около 100 метров. Наружный диаметр купола — 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров.  Собор имеет три предела, Сятого преподобного Исаакия Далматского, Святой мученицы Екатерины Синайской, и Святого князя Александра Невского.

    Торжественное освящение 30 мая (11 июня) 1858 года нового кафедрального собора совершил любимый ученик святителя Московского Филарета (Дроздова),  митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий (Постников).

    Интересно и то, что Исааковский собор, это уже был четвёртый храм стоящий на этом месте со времён императора Петра Первого, первые три храма, так же были освещены в честь святого Исаакия Далматского.

    Первый деревянный храм, названный Исаакиевской церковью, был освящён в 1707 году. Её простота типична для первых построек Петербурга петровского периода. Это был сруб из круглых брёвен длиной до 18 м, шириной 9 м и высотой до крыши 4—4,5 м. Внешние стены были обиты горизонтальными досками шириной до 20 см. Именно в этом храме и венчался Пётр Первый. А потому эта скромная церковь играла роль одной из главных в городе.По императорскому указу, только в Исаакиевском храме могли приносить присягу моряки Балтийского флота и служащие Адмиралтейства.

    Когда деревянная церковь обветшала, то Пётр Первый приказал построить на этом месте новый каменный храм и сам заложил первый камень. Но храм страдал от стихийных бедствий. В этот храм попала молния, позже он пострадал от наводнения.

    Третий храм Св.Исаакия уже строился при Екатерине Второй. Это был уже не просто приходской храм, а собор. Однако позже решили, что этот собор не соответствует парадному облику Российской столицы и был объявлен конкурс на строительство нового, уже четвёртого храма, который и стоит по сей день.

    Читайте также:  Псалом для примирения супругов - православные иконы и молитвы

    Золочение куполов собора в 1838—1841 годах проводилось методом огневого золочения , парами ртути отравились и умерли 60 мастеров. Всего же в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих — государственных и крепостных крестьян. Судя по документам того времени, около 100.000 из них умерло от болезней или погибло в результате несчастных случаев. Вот какой страшной ценой человеческих жизний был построен Исааковский собор.
    Интересно, что с января по август 1926 года, настоятелем собора был дедушка известного киноактёра, “Дартаньяна” Михаила Боярского, протоиерей (и будущий митрополит), Александр Иванович Боярский (он носил официально фамилию матери, по отцу  была фамилия Сегенюк).  Расстрелен в тюрьме Суздаля 9 сентября 1937 года.Кто же такой был Св. Исаакий Далматский в честь которого освещён этот собор.

    Святой Исаакий Далматский – это раннехристианский монах, был игуменом обители Далматской. (Далмация – это регион современной Хорватии). Он дерзновенно отговаривал римского императора Валента от арианской ереси и предсказал ему гибель; скончался, по житию, в 383 году. Мощи его сначала были в Церкви святого Стефана, соседней с монастырём Далматским, затем их перенесли в Храм Всех Святых.

    Этого святого очень почитал император Пётр Первый, отсюда и такая известность Св.Исаакия была в то время  в Петербурге.

    Источник: https://filaretuos.livejournal.com/204666.html

    Церковь празднует память преподобного Исаакия Далматского

    12 июня. ПРАВМИР. Преподобный Исаакий жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364 – 378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных.

    В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!».

    Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно.

    Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: «Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих.

    Если же не послушаешь меня. то не возвратишься живым, но погибнешь в огне».

    Обратите внимание

    Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения.

    Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия.

    Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379 — 395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константинополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами.

    В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим.

    Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата (память 3 августа), по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году, память его празднуется также 22 марта.

    Источник: https://www.pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamyat-prepodobnogo-isaakiya/

    Преподобный Исаакий Далматский. Православный календарь на 12 июня

    12 Июня 2018 00:10 / Православие в миреПреподобный Исаакий Далматский. Фото: www.globallookpress.com, pravoslavie.ru

    Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

    12 июня (30 мая по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю).

    Вторник 3-й седмицы по Пятидесятнице (то есть третьей недели после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Петров пост.

    Сегодня на трапезе благословляется рыба. В Русской Церкви совершается память двух святых. Далее коротко расскажем о них.

    ***

    Преподобный Исаакий Далматский. Именно этому святому посвящен главный собор русской Имперской столицы – города Санкт-Петербурга.

    Легендарный Исаакиевский собор (вокруг которого за последнее время сломано немало копий – в силу активного противодействия сегодняшних воинствующих безбожников, либералов и коммунистов законному возвращению этой православной святыни Русской Православной Церкви) посвящен именно преподобному Исаакию Далматскому.

    Важно

    Первая петербургская Исаакиевская церковь была возведена по личному указанию основателя города на Неве – Петра I, родившегося 30 мая 1672 года, в день именно этого святого.

    Ревнитель веры: Памяти преподобного Исаакия Далматского

    Сам преподобный Исаакий совершал свои христианские подвиги во второй половине IV века от Рождества Христова, в период, когда христианство уже было провозглашенно государственной религией Римской Империи, однако ее императором в 364-378 годах был Флавий Юлий Валент, более известный как Валент II, приверженец арианской ереси. Этот император возвел новые, только теперь уже не языческие, а еретические гонения на православных христиан: преследовал верующих, закрывал и разрушал храмы.

    Для поддержания братьев по вере, отец Исаакий, на тот момент монах-пустынник, оставил пустыню и прибыл в Константинополь. Промыслом Божиим, именно в это же самое время варвары-готы напали на Римскую Империю.

    Преподобный не раз призывал императора прекратить гонения на православных христиан и открыть их храмы, убеждая гонителя, что если он не сделает этого, то погибнет в огне. Валент не послушался старца и приказал арестовать святого Исаакия.

    Предсказания преподобного вскоре сбылись: император-еретик и его военачальник (также арианин) попытались укрыться от нападавших готов в сарае с соломой и были сожжены там.

    Следущий Римский император Феодосий I Великий был ревностным православным христианином, он возродил Православие в Римской Империи, примирился с готами и восстановил могущество Константинополя.

    Также приближенные императора смогли уговорить преподобного Исаакия Далматского не возвращаться в пустыню и помогли старцу создать обитель в константинопольском предместье.

    Именно в этом монастыре старец провел последние годы жизни, наставляя многих православных христиан, помогая бедным и страждущим. Скончался святой Исаакий в глубокой старости в 383 году от Рождества Христова.

    ***

    Священномученик Василий Смоленский. Один из многих тысяч страдальцев за Христа, претерпевших мучения в годы советских богоборческих гонений.

    Еще в 1891 году будущий святой принял священнический сан и не отрекался от него даже в самые тяжелые времена. Уроженец подмосковного Серпуховского уеезда, большую часть своей жизни он посвятил церковному служению в родном Подмосковье.

    С момента рукоположения батюшка был определен священником храма Казанской иконы Божией Матери села Ламишино Звенигородского уезда Московской губернии.

    С самого начала советской власти отца Василия, активного проповедника, которого горячо любили многочисленные чада, подвергли репрессиям. Он неоднократно арестовывался, но на первых порах ненадолго, каждый раз возвращаясь в родной храм.

    Протоиерей Василий Смоленский. Москва, Бутырская тюрьма. 1929 год. Фотография с сайта fond.ru

    Совет

    Только в 1933 году (после 4-летней северной ссылки) батюшке запретили жить ближе 101 километра от Москвы, и он был вынужден поселиться в селе Холмец Шаховского района Московской области, где начал служить в местной Никольской церкви, окормляя в том числе и своих прежних духовных чад.

    Но на этом богоборцы не остановились и в мае 1941 года заставили батюшку покинуть пределы Московской области. Возможность вернуться к служению в Никольскую церковь предоставилась в то время, когда село Холмец было оккупировано нацистскими войсками.

    В марте 1942 года, когда эти подмосковные земли были освобождены частями РККА, отца Василия ложно обвинили в сотрудничестве с гитлеровцами и арестовали.

    После долгих допросов и издевательств 73-летний протоиерей Василий Смоленский отошел ко Господу в Таганской тюрьме 12 июня 1942 года и был погребен в безвестной могиле.

    Протоиерей Василий Смоленский. Москва, Таганская тюрьма. 1942 год. Фотография с сайта fond.ru

    ***

    Поздравляем православных христиан с памятью сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

    Подписывайтесь на канал Царьград в Яндекс Дзен, чтобы не пропускать интересные новости и статьи

    Источник: https://tsargrad.tv/articles/prepodobnyj-isaakij-dalmatskij-pravoslavnyj-kalendar-na-12-ijunja_137989

    Преподобный Исаа́кий Далматский, игумен

    Житие

    Пре­по­доб­ный Иса­а­кий про­ис­хо­дил «с во­сто­ка», по всей ве­ро­ят­но­сти из Си­рии. Он под­ви­зал­ся в пу­стыне, по­ка не услы­шал го­лос с небес, по­велев­ший ему от­пра­вить­ся в Кон­стан­ти­но­поль. При­быв ту­да, свя­той за­стал сто­ли­цу охва­чен­ной ере­сью ари­ан­ства, при­вер­жен­цем ко­то­рой был им­пе­ра­тор Ва­лент (364–378).

    Ко­гда им­пе­ра­тор со­би­рал­ся на вой­ну с вар­ва­ра­ми, прп. Иса­а­кий несколь­ко раз под­хо­дил к нему с уве­ще­ва­ни­я­ми, про­ся от­крыть церк­ви и пре­кра­тить го­не­ния на пра­во­слав­ных. За это при­бли­жен­ные им­пе­ра­то­ра из­би­ли свя­то­го, а Ва­лент при­ка­зал бро­сить его в зло­вон­ное бо­ло­то, из ко­то­ро­го жи­вым не вы­би­ра­лось ни од­но су­ще­ство.

    Но 2 ан­ге­ла чу­дес­ным об­ра­зом из­ба­ви­ли прп. Иса­а­кия от ги­бе­ли. При­дя к им­пе­ра­то­ру в по­след­ний раз, он пред­ска­зал ему по­ра­же­ние в войне и ги­бель в огне. Раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор по­ве­лел бро­сить по­движ­ни­ка в тем­ни­цу до сво­е­го воз­вра­ще­ния.

    Обратите внимание
    Обратите внимание

    По про­ро­че­ству свя­то­го ар­мия Ва­лен­та бы­ла раз­би­та вар­ва­ра­ми, а им­пе­ра­тор, спа­са­ясь бег­ством, сго­рел в де­ре­вян­ном ам­ба­ре, по­до­жжен­ном пре­сле­до­ва­те­ля­ми.

    [/su_box]

    О встре­че прп. Иса­а­кия с Ва­лен­том и пред­ска­за­нии по­ра­же­ния и ги­бе­ли им­пе­ра­то­ра со­об­ща­ют так­же цер­ков­ные ис­то­ри­ки блж. Фе­о­до­рит Кир­ский, Со­зо­мен и неко­то­рые дру­гие. В си­нак­сар­ном Жи­тии прп.

    Исаакия в свя­зи с эти­ми со­бы­ти­я­ми при­ве­де­на ис­то­рия, не встре­ча­ю­ща­я­ся в дру­гих ре­дак­ци­ях: святой узнал о ги­бе­ли им­пе­ра­то­ра еще до то­го, как ве­сти до­шли до Кон­стан­ти­но­по­ля, ибо он чу­дес­ным об­ра­зом чув­ство­вал за­пах со­жжен­но­го те­ла, до­но­сив­ший­ся с ме­ста сра­же­ния.

    Эта ис­то­рия бы­ла впо­след­ствии пе­ре­ска­за­на ис­то­ри­ком Иоан­ном Зо­на­рой.

    По­сле смер­ти им­пе­ра­то­ра Ва­лен­та на пре­стол взо­шел им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий I Ве­ли­кий (379–395). Услы­шав о про­ро­че­стве свя­то­го, им­пе­ра­тор при­ка­зал от­пу­стить его из тем­ни­цы и с по­че­стя­ми при­нял во двор­це. По­сле это­го прп.

    Иса­а­кий, со­глас­но Жи­тию, участ­во­вал во II Все­лен­ском Со­бо­ре (381) (од­на­ко в спис­ках участ­ни­ков Со­бо­ра он не от­ме­чен). За­тем свя­той хо­тел вер­нуть­ся в пу­сты­ню, но бла­го­че­сти­вые вель­мо­жи Са­тур­нин и Вик­тор про­си­ли его не по­ки­дать Кон­стан­ти­но­поль и не остав­лять сво­их ду­хов­ных чад.

    Вняв их уго­во­рам, прп. Иса­а­кий по­про­сил по­стро­ить ему ке­лью. Каж­дый из вель­мож воз­вел в сво­ем име­нии жи­ли­ще для него, и свя­той вы­брал скром­ную ке­лью, со­ору­жен­ную Са­тур­ни­ном. Она на­хо­ди­лась в при­го­ро­де Кон­стан­ти­но­по­ля, за го­род­ски­ми сте­на­ми.

    К свя­то­му при­хо­ди­ло мно­го лю­дей из го­ро­да, он по­се­щал жи­те­лей по их прось­бам, чтобы по­мо­лить­ся с ни­ми и бла­го­сло­вить их до­ма. Им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий так­же неод­но­крат­но при­гла­шал его во дво­рец. Прп.

    Важно
    Важно

    Иса­а­кий все­гда стре­мил­ся по­мо­гать бед­ным, и ес­ли кто-то, встре­тив его на до­ро­ге, про­сил ми­ло­сты­ни, то он сни­мал с се­бя плащ и от­да­вал ни­ще­му.

    [/su_box]

    Ес­ли он воз­вра­щал­ся из го­ро­да и во­ро­та уже бы­ли за­кры­ты, то по­сле мо­лит­вы и крест­но­го зна­ме­ния свя­то­го они все­гда чу­дес­ным об­ра­зом от­кры­ва­лись. Через неко­то­рое вре­мя во­круг ке­льи Иса­а­кия был ос­но­ван мо­на­стырь, впо­след­ствии на­зван­ный Дал­ма­та мо­на­стырь, ко­то­рый счи­тал­ся древ­ней­шим в Кон­стан­ти­но­по­ле; там свя­той про­жил до кон­ца сво­их дней.

    По­чув­ство­вав при­бли­же­ние смер­ти, прп. Иса­а­кий со­звал уче­ни­ков, на­став­лял их в пра­вой ве­ре и вы­брал сре­ди них од­но­го, по име­ни Дал­мат, ко­то­ро­го на­зна­чил сво­им пре­ем­ни­ком.

    По­сле кон­чи­ны свя­то­го им­пе­ра­тор при­ка­зал со­вер­шить тор­же­ствен­ное по­гре­бе­ние с про­цес­си­ей к церк­ви св. Ири­ны (ко­то­рая то­гда бы­ла ка­фед­раль­ным со­бо­ром Кон­стан­ти­но­по­ля).

    Бра­тия мо­на­сты­ря и уче­ни­ки свя­то­го ис­про­си­ли раз­ре­ше­ние по­ло­жить остан­ки Иса­а­кия в церк­ви св. Сте­фа­на, по­стро­ен­ной непо­да­ле­ку от Дал­мат­ско­го мо­на­сты­ря. Св.

    [/su_quote]

    Иса­а­кий был по­гре­бен в ал­та­ре это­го хра­ма, спра­ва от свя­то­го пре­сто­ла.

    Ис­хо­дя из тек­ста Жи­тия Иса­а­кия, го­дом его смер­ти сле­ду­ет счи­тать 383-й. Од­на­ко дру­гие ис­точ­ни­ки та­кую да­ту не под­твер­жда­ют. Со­глас­но Жи­тию Дал­ма­та, Иса­а­кий жил еще при ар­хи­епи­ско­пе Ат­ти­ке (406–425). Кал­ли­ник, ав­тор Жи­тия прп. Ипа­тия Ру­фи­ни­ан­ско­го, так­же со­об­ща­ет, что св.

    Иса­а­кий был жив еще в 406 г., ко­гда по­се­щал прп. Ипа­тия в его мо­на­сты­ре. При этом дру­гая вер­сия Жи­тия Дал­ма­та, из­дан­ная М. Ге­део­ном, под­твер­жда­ет 383 г.

    Совет

    как да­ту кон­чи­ны свя­то­го, од­на­ко сам из­да­тель кри­ти­че­ски от­но­сит­ся к да­ти­ров­кам это­го со­чи­не­ния, ука­зы­вая на раз­но­об­раз­ные несо­от­вет­ствия, встре­ча­ю­щи­е­ся в тек­сте.

    Ис­сле­до­ва­те­ли неод­но­крат­но за­тра­ги­ва­ли этот во­прос, и, по об­ще­му мне­нию, 383 г. нель­зя счи­тать го­дом смер­ти пре­по­доб­но­го. В на­сто­я­щее вре­мя об­ще­при­знан­ной яв­ля­ет­ся да­ти­ров­ка его кон­чи­ны пе­ри­о­дом по­сле 406 г.

    Неко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли бо­лее кон­крет­но опре­де­ля­ют год смер­ти св. Иса­а­кия. Так, А. Ка­ме­рон от­но­сит его кон­чи­ну к 416 г. на ос­но­ва­нии дан­ных о церк­ви пер­во­мч. Сте­фа­на, в ко­то­рой бы­ли по­ло­же­ны мо­щи Иса­а­кия.

    Су­ще­ству­ет мне­ние, что свя­той скон­чал­ся в 424 или 425 г.

    Со­глас­но О. Мей­нар­ду­су, ча­сти­цы мо­щей прпп. Иса­а­кия и Дал­ма­та хра­нят­ся в ски­ту Но­вая Фива­и­да на Афоне.

    По­чи­та­ние прп. Иса­а­кия в Рос­сии свя­за­но с лич­но­стью им­пе­ра­то­ра Пет­ра I, день рож­де­ния ко­то­ро­го (30 мая) сов­пал с днем па­мя­ти свя­то­го. Им­пе­ра­тор счи­тал его сво­им небес­ным по­кро­ви­те­лем, и в честь свя­то­го был воз­двиг­нут Иса­а­ки­ев­ский со­бор в С.-Пе­тер­бур­ге.

    Тропарь преподобным Исаакию, Далмату и Фавсту Далматским,

    глас 4

    Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.

    Перевод: Боже отцов наших, всегда поступающий с нами по Твоей кротости, не удали милости Твоей от нас, но по их мольбам мирно жизнью нашей управляй.

    Читайте также:  Святой симеон мироточивый: житие, икона и молитва

    Кондак преподобному Исаакию Далматскому,

    глас 8

    Я́ко уго́дник Бо́жий ве́рный,/ по Христо́ве Це́ркви ре́вностию разже́гся,/ бразды́ Ва́лентовы удержа́в,/ проро́чески тому́ о затворе́нии Це́ркве па́губную смерть предре́кл еси́, преподо́бне.// Те́мже при́сно моли́ о нас, чту́щих тя, Исаа́кие преподо́бне.

    Обратите внимание

    Перевод: Как верный служитель Божий ты воспламенился ревностью по Христовой Церкви, сдержав правление императора Валента, ты пророчески предсказал ему, преподобный, смерть в огне за закрытие церквей. Потому всегда молись о нас, почитающих тебя, Исаакий преподобный.

    Кондак преподобным Исаакию, Далмату и Фавсту Далматским,

    глас 2

    Поще́нием возсия́вшия, я́ко свети́ла,/ и е́реси разврати́вшия ве́рою,/ пе́сньми Исаа́кия восхва́лим и с Далма́том Фа́вста,/ я́ко Христо́вы уго́дники,// Того́ моля́щия о всех нас.

    Дни памяти: 4 апреля, 12 июня, 16 августа.

    Источник: https://voskr.orthpatr.ru/node/231644

    Память преподобного Исаакия Далматского

    napravdestoy

    Исаакиевский собор для православного человека это в первую очередь храм, дом Божий, место молитвенного общения с Господом.

    В этом его главное предназначение, о чем  свидетельствует надпись на одном из фронтонов собора:

    “ХРАМ МОЙ ХРАМ МОЛИТВЫ НАРЕЧЕТСЯ”.

    А на фоне безумных протестов против его возвращения верующим, слова преподобного  Исаакия Далматского и в XXI веке звучат актуально:

    “Царь, отопри храмы правоверным, и тогда Господь поможет тебе!”

    Память святого празднуется в Православной Церкви трижды в году: 4 апреля, 12 июня и 16 августа по новому стилю. Давайте в очередной раз вспомним житие св. Исаакия Далматского, тут есть о чем задуматься…

    Вскоре же после обретения пречестного и животворящего креста Господа нашего Иисуса Христа в царствование великого Константина(1), многопестрый змий и многоглавый враг и ненавистник рода христианского и в особенности Самого Христа, Спасителя нашего, противник святой веры, по своему коварству внес смущение в Церковь Божию, а именно: он внушил злочестивому и беззаконному императору Валенту(2) защищать ересь Ариеву(3) и способствовать ее распространению.Сей нечестивый император поднял гонение на правоверных христиан; повелел запереть святые храмы, дабы в них не совершались обычные божественные жертвы, другие же обратил в хлевы для лошадей, иные разрушил до самого основания.Гонение это продолжалось долгое время. И был в это время великий плач и великая скорбь среди христиан, которые все дни и ночи молились ко Господу, прося Его умилосердиться над Своею Церковью святою и сотворить праведной суд и отмщение нечестивому царю. В то время было так, как во времена Апостольские, когда царь Ирод “поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло” (Деян.12:1).

    Спустя некоторое время на защиту Церкви Бог воздвиг раба Своего монаха Исаакия, подобно тому как древле воздвиг пророка Даниила на защиту неповинной Сусанны(4).

    Сей блаженной Исаакий первоначально подвизался в восточной пустыне, подражая святому Илии пророку(5) и проводя жизнь ангелоподобную.

    Узнав о гонении, поднятом арианами на Церковь Божию, узнав также и о том, что и царь споспешествовал распространению ереси, он весьма опечалился; оставив пустыню, он пришел в Константинополь для того, чтобы утверждать верующих во благочестии; слово его было подобно свече горящей; Дух Божий почивал на нем и благодать небесная осиявала его. Увидав своими очами великие беды, какие терпели верующие от зловерного царя и его единомышленников, он молил Бога, прося Его призреть с высоты престола Своего на гонимых неповинно и явить им милосердие Свое, гордость же гонителей смирить.

    Бог, услышавший некогда угодника Своего Моисея, молившегося о людях своих, находившихся в беде (1Цар.

    28:17-22), услышал и раба Своего Исаакия, и воздвиг на нечестивого царя Валента варваров, именно: варвары, жившие в то время по реке Дунаю, собрав все полки свои, начали войну с греками; они уже захватили в свою власть Фракию и приближались к Константинополю.

    Необходимо было собрать воинов и царю Валенту, дабы войти на брань с врагами; но здесь случилось с царем то самое, что случилось некогда с Саулом, царем израильским, врагом Давида; ибо Саул не возвратился с поля битвы, согласно пророчеству святого Самуила, так как прогневал Бога (3Цар.22).

    Блаженный Исаакий увещевает императора Валента. Барельеф Исаакиевского собора, Санкт-Петербург

    В то время как Валент выходил из Константинополя с полками своими, блаженной Исаакий зашел вперед его и громогласно воскликнул:

    – Царь!
    Отопри храмы для правоверных, и тогда Господь благопоспешит пути твоему.

    Но царь не отвечал ему, презирал его, как простеца и безумца; не придав значения словам его, он продолжал путь свой.На другое утро блаженный старец, подойдя к царю, опять сказал:- Открой, царь, храмы для правоверных, и тогда война окончится для тебя благополучно: ты победишь врагов своих и возвратишься домой с миром в добром здравии.

    Важно

    Царь, внимая словам его: “возвратишься домой с миром в добром здравии”, хотел открыть двери церковные и отдать храмы правоверным, и уже начал советоваться об этом с вельможами своими. Но один военачальник, придерживавшийся злочестия арианского, посоветовал царю не слушать монаха, но с бесчестием прогнать его от себя.

    Побранив старца, царь с бесчестием и побоями прогнал его от себя, и отправился в дальнейший путь.И на третий день блаженной старец снова подошел к царю; взяв за узду коня, на котором он сидел, Исаакий начал еще усерднее просить и увещевать царя открыть храмы; в противном случае грозил ему судом Божиим.

    Случилась на том месте глубокая пропасть, на дне которой росло терние и было болото; когда в это болото попадал какой-либо зверь, то он уже не мог выйти отсюда, но засасывался болотом и погибал. В это болото царь приказал бросить Исаакия, дабы он погиб здесь; потом отправился в дальнейший путь.

    Святой же Исаакий, будучи брошен в болото это, был охраняем десницею Божиею и не потерпел здесь никакого вреда: его не уязвило терние и не затянуло болото; он лежал среди терния как бы на мягкой постели среди цветов, хваля и благодаря Бога до тех пор, пока не явились ему три светлых мужа, которые извлекли его из болота здравым и невредимым и поставили на сухом месте; сами же стали невидимы.Тогда преподобный Исаакий понял, что это Сам Господь послал Ангелов Своих извлечь его из той пропасти; пав на колена, он воздал благодарение Спасителю своему за то, что Он заботился о рабах Своих и не оставлял всех, боявшихся Его и уповающих на Него.Помолившись достаточное время и укрепившись Духом Святым, Исаакий встал; затем пошел поспешно окружным путем и, обогнав царя, остановился на пути его. Увидав святого, царь весьма испугался и от страха и удивления молчал. Святой же с дерзновением сказал ему:- Вот ты хотел погубить меня в тернии и болоте; но Господь сохранил меня живым и послал мне Ангелов Своих, которые вывели меня из той пропасти. Послушай же меня, царь! открой храмы для правоверных; тогда ты победишь врагов и возвратишься обратно с славою; но если не послушаешь меня, то не возвратишься с поля битвы, а погибнешь на нем.Царь весьма удивился дерзновению монаха и светлости лица его, но несмотря на это не послушал его, так как сердце его было ожесточено и удалено от Бога. Потом царь отдал блаженного двум сановникам своим Сатурнину и Виктору и приказал им содержать его в узах.При этом он сказал им:- Держите у себя сего надоедливого старца, до тех пор, пока я возвращусь и воздам ему возмездие за его бесстыдство и дерзновение.Преподобной же Исаакий, будучи преисполнен благодати Духа Святого воспылал еще большею ревностью (как некогда пророк Михей против Ахава, царя израильского) и громогласно воззвал к Валенту:- “Если возвратишься в мире”, то знай, что “не Господь говорил чрез меня. И сказал: слушай, весь народ!” (3Цар.22:28). Говорю же тебе, что ты, выведя войска свои на брань, не одолеешь варваров, но побежишь от них, будешь взят ими и живой сгоришь на огне.Когда святой сказал это, царь с гневом отправился в дальнейший путь, святой же был отведен в узы.Между тем греки сошлись с варварами; битва была весьма жестокая; по попущению Божию победили варвары, согласно пророчеству святого Исаакия; многие из греков пали от меча; сам царь Валент был ранен и, не будучи в силах противиться врагам, обратился в бегство. Варвары же преследовали греков и посекали воинов греческих как траву; они настигали уже и самого царя, которой бежал лишь с одним советником своим, военачальником, арианином, посоветовавшим ему не слушать Исаакия.Подъехав к некоему селению, он увидал сарай, в котором лежала солома; так как конь его был уже утомлен, он слез с него и скрылся в том сарае вместе с советником своим. Но не укрылся он от карающей руки Божией, потому что варвары, преследовавшие его, доехав до того селения и узнав, что в том сарае скрывались греки, подожгли его со всех сторон и сожгли до основания. Так погиб окаянной царь тот и его злой советник.После того сражения оставшееся в целости войско греческое направилось навстречу римскому императору Грациану6, которой шел на помощь грекам. Придя в области греческие, Грациан избрал в цари грекам Феодосия, называемого Великим(7). Феодосий, собрав воинов, отправился на варваров, победил и прогнал их и с торжеством возвратился в Константинополь.Между тем некоторые из воинов греческих, не знавшие еще о погибели Валента, в скором времени после его смерти пришли к преподобному Исаакию, содержавшемуся в узах и сказали ему:- Приготовься к ответу, ибо в скором времени возвратится царь с поля битвы и будет тебя допрашивать и мучить.Но святой отвечал им:- Прошло уже семь дней, как я обонял смрад от сожженных костей его; ибо, как я сказал, он сожжен.

    Слышавшие это, пришли в великий страх; и действительно в скором времени пришло известие о погибели Валента. После этого святой Исаакий был освобожден от уз, и все начали почитать его как пророка Божия.

    «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием». Барельеф Исаакиевского собора, Санкт-Петербург

    Когда в город вошел с торжеством Феодосий, упомянутые выше вельможи, Сатурнин и Виктор возвестили ему все о преподобном Исаакии, – сказали о его дерзновении и о его пророчестве.Царь, уважая такового мужа, приказал с великою честью привести его к себе и поклонился ему, почитая его великим угодником Божиим и прося его помолиться Богу о нем и о всем его царстве.

    Преподобный же увещевал царя пребывать во благочестии, возвратить Церкви мир и утешить гонимых. Царь послушал святого и сделал так, как говорил он: прогнал ариан из Константинополя, чему верующие весьма радовались.

    Блаженной же Исаакий, возблагодарив Бога за всё, намеревался идти в пустыню, дабы подвизаться там; но Сатурнин и Виктор упросили преподобного не уходить из царственного града, но пребывать около них и споспешествовать молитвами своими и учением мирному жительству христиан; святой соизволил исполнить просьбу их.

    В это время между Сатурнином и Виктором произошел спор, так как каждой из них хотел, чтобы преподобный поселился в его доме.Узнав о причине спора их, святой сказал, обратившись к ним:- Чада! Я вижу любовь вашу ко мне. Но так как вы имеете желание упокоить смирение мое, то, говорю вам, – я у того пребуду все дни жизни моей, кто первой построит дом мне.

    Совет

    И начали оба заботиться о скорейшем построении дома для угодника Божия.Сатурнин имел за городом очень красивое место, весьма удобное для жития иноков; на этом месте он и поспешил построить обитель угоднику Божию; здесь и поселился преподобный Исаакий. Точно также и Виктор выстроил красивое жилище для святого и весьма сожалел, что Сатурнин опередил его.

    Придя к святому, он начал усердно просить его переселиться в келлию, построенную для него. Но преподобной продолжал подвизаться в обители Сатурнина, хотя иногда приходил и к Виктору и жил у него по нескольку дней, не желая огорчать его отказом.Между тем к преподобному начали собираться многие, желавшие подвизаться вместе с ним в трудах иноческих.

    Таким образом был построен большой монастырь на средства боголюбивых мужей Сатурнина и Виктора. И был преподобный наставником и игуменом многих иноков, полезным учителем и мирянам, ибо руководил всех на путь спасения и словом и примером добродетельной жизни своей.

    Преподобный был весьма милостив к бедным, так что, если иногда не имел ничего, чтобы мог дать просившему, то снимал с себя одежду и отдавал ее; творил святой и многие другие богоугодные дела. Наконец, достигнув старости, приблизился к смерти.

    Созвав всю братию и преподав всем душеполезное наставление, святой Исаакий поставил игуменом вместо себя некоего честного мужа, проводившего жизнь святую, блаженного Далмата, по имени которого и обитель та впосдедствии начала называться Далматскою.

    Потрудившись во многих богоутодных делах, преподобный Исаакий отошел ко Господу на вечный покой(8); на погребение его собрался весь город; честное тело его было положено в храме святого первомученика Стефана; святая же душа его предстоит престолу Пресвятой Троицы, в лике святых и преподобных отцов и молит вместе с ними за нас Отца, и Сына, и Святого Духа, единого Бога в Троице, Которому воссылается слава вечно. Аминь.1 См. житие его под 21-м мая.2 Валент царствовал с 364 г. по 378 г.3 Об ереси Ариевой см. ниже в дополнит статье о 1-ом Всел. Соборе4 История Сусанны изложена в (Дан.13)5 Память его празднуется св. Церковью 20-го июля.6 Император Грациан царствовал с 375 г. по 383 г.7 Феодосий Великий управлял восточною половиною римской империи с 379 г. по 395 г.; западною—с 393 г. по 396 г.8 Кончина святого Исаакия последовала в к. 5-го в. Мощи его были положены первоначально в храме св. Стефана, находившемся по соседству с монастырем далматским; потом перенесены в храм всех святых.

    Источник: Жития святых. По свт. Димитрию Ростовскому.

    rusfront.ru/13145-pamyat-prepodobnogo-isaakiya-dalmatskogo.html

    Источник: https://napravdestoy.livejournal.com/4861808.html

    Ссылка на основную публикацию