Святой великомученик феодор стратилат, небесный покровитель костромы

Храм в честь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА село Любовниково – Великомученик Феодор Стратилат

Воинствословием истинным, страстотерпче,

 Небеснаго Царя воевода предобрый был еси, Феодоре,

оружиями бо веры ополчился еси мудренно,

 и победил еси демонов полки,

 и победоносный явился еси страдалец.

 Темже тя верою присно ублажаем.

(Тропарь великомученика Феодора).

   Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины. Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита.

Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово.

За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая убежденность, подкрепленная личным примером христианской жизни, отвращала многих от пагубной “лжи безбожия”.

Обратите внимание

Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство. В это время император Ликиний (307 – 324) начал жестокое гонение на христиан. Желая обезглавить новую веру, он обрушил преследования на просвещенных поборников христианства, в которых не без основания видел основную угрозу для умирающего язычества. В их числе оказался и святой Феодор.

Святой сам пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Для совершения этой пышной церемонии он пожелал собрать в своем доме все золотые и серебряные изваяния богов, которые имелись в Гераклее.

   Ослепленный ненавистью к христианству, Ликиний поверил словам святого. Однако его ожидания были обмануты: завладев истуканами, святой Феодор разбил их на куски и раздал нищим. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и буквально на обломках язычества утвердил законы христианского милосердия.

Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Их свидетелем был раб святого Феодора, святой Уар, который едва находил в себе силы описывать неимоверные мучения своего господина.

Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор уже обращал к Богу последние молитвы, говоря: “Господи, рекл ми еси первее, Аз семь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей”. Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора была так же плодотворна для его ближних, как и вся его жизнь: Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым; убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение. Так святой Феодор явился, “яко день светозарен”, для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души “светлыми своего страдания лучами”. Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против мучителей народ, уверовавший во Христа, словами: “Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому”. Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключенных от уз. Люди, прикасающиеся к его ризам и чудом Божиим обновленному телу, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов. По приказу царя святой Феодор был усечен мечом. Перед смертной казнью он сказал Уару: “Не ленись записать день кончины моей, а тело мое положи в Евхаитах”. Этими словами он просил ежегодного поминовения. Затем, сказав “аминь”, он преклонил голову под меч. Это совершилось 8 февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.

   Великомученик Феодор Стратилат издревле почитается небесным покровителем Костромы. Собор во имя святого великомученика был первым известным в истории костромским храмом.

До наших дней он не сохранился, однако известно, что именно в этот храм в середине ХIII века была принесена чудесно обретенная костромским князем Василием Ярославичем, младшим братом святого благоверного князя Александра Невского, Феодоровская икона Божией Матери.

Свое название эта великая всероссийская святыня получила благодаря именно тому обстоятельству, что первоначально хранилась в храме великомученика Феодора.     По преданию, новую святыню в Кострому принес сам святой.

Важно

В «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери» говорится, что накануне ее обретения в костромском лесу князем Василием многие горожане видели, как эту икону носил по улицам Костромы некий воин, облаченный в воинскую одежду и похожий на изображение Феодора Стратилата в костромском соборном храме.

     Почитание Феодора Стратилата продолжалось в Костроме многие века. В 1595-1597 годах над Святыми вратами костромского Ипатьевского монастыря в честь великомученика Феодора был выстроен храм (разобранный из-за ветхости в 1775 году).

В ХVII веке к возведенному князем Василием Ярославичем Успенскому кафедральному собору Костромского кремля был пристроен придел во имя великомученика Феодора. Вместе с собором придел был взорван в 1934 году.

   В 1994 году совместным попечением Костромской епархии и администрации города на мемориальном кладбище Костромы по проекту заслуженного работника культуры России Л.С. Васильева была возведена часовня во имя великомученика Феодора Стратилата. В 2002 году на территории Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора великомученику Феодору был установлен памятник, освященный Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, с первосвятительским визитом посетившим Кострому в дни празднования 850-летия основания города. Автором монумента стал известным московский скульптор Алексей Благовестнов.    В Богоявленском соборе г. Костромы хранится икона великомученика Феодора Стратилата с частицей его мощей.

День памяти святого великомученика Феодора Стратилата совершается также 21 июня.

Информационная служба Воскресенского храма.

назад к списку новостей

Источник: http://www.lubovnikovo.prihod.ru/news/guid/1153584

Северная правда

ПодробностиОпубликовано 25.09.2015 14:56

28 сентября Костромская епархия Русской Православной Церкви отмечает знаковую дату – 650-летие со дня рождения преподобного Никиты Костромского.

Ученик Сергия Радонежского, начавший свой монашеский подвиг в Высоцком Богородицком Зачатьевском монастыре, что неподалеку от подмосковного Серпухова, в двадцатые годы XV века направился в Кострому, где на тогдашней окраине города основал Богоявленский монастырь.

Хорошо знакомый и любимый костромичами и поныне.


О личности преподобного, его вкладе в распространение и утверждение православной веры на нашей земле, сегодняшнем почитании и значении Никиты Костромского и о том, какими делами и замыслами живет сегодня Русская Православная Церковь на костромской земле, с читателями «СП» поделился управляющий Костромской епархией епископ Ферапонт.

– Ваше Преосвященство, с чем вы, как архипастырь, в первую очередь связываете жизнь и духовный подвиг преподобного Никиты Костромского?– Житие преподобного Никиты известно нам не так подробно. Хотелось бы знать о нем намного больше.

Известная биография (житие), где изложены ключевые вехи жизни преподобного, не открывает нам более конкретные подробности его земного пути: был ли он в первую очередь (чем он более знаменит) постником или молитвенником, миссионером или же организатором монашеской жизни.

Такой информацией мы сегодня, увы, не обладаем, за исключением, пожалуй, того, что  Никита Костромской имел дар прозорливости, присущий многим преподобным.

– Насколько значимы земные дела и наследие преподобного Никиты для костромичей и лично для вас?

– Преподобный Никита в масштабах России — один из учеников и последователей  Сергия Радонежского, коих было порядка четырех десятков человек, но каждый из которых, как и сам авва Сергий, являлся светильником Руси. Кроме того, преподобный Никита был родственником преподобного Сергия. Обстоятельства их родства, по крови и по духу, с точки зрения монашеского пути Никиты – этот факт биографии имеет существенное значение в осмыслении наследия преподобного, и мы всегда обращаем на него внимание.

– Сколько из православных святых именуются костромскими?

– Несмотря на то что собор костромских святых включает в себя несколько десятков угодников Божиих, титул «Костромской» носят трое святых: уже названный нами преподобный Никита Костромской, преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский и священномученик Никодим, архиепископ Костромской и Галичский. Причем в Костроме своими мощами находится только один православный святой — преподобный Никита. Место же упокоения Геннадия Костромского, в силу изменения административных границ  епархии, находится за пределами нашей области.Поэтому преподобный Никита – сугубо костромской святой, и с этим обстоятельством связано наше особое отношение нему. Он – безусловный покровитель Богоявленской обители, нашего города и всех его жителей.Что же касается лично меня, то восемь лет я был настоятелем Иаково-Железноборовского монастыря, считая, что своим служением я неразрывно связан с основателем этой обители – преподобным Иаковом, так же как и Никита Сергиевым учеником.  По сию пору я молюсь и буду продолжать молиться этому святому, указавшему мне путь дальнейшего моего служения.Когда же я был назначен епископом, руководителем Костромской епархии, то стало понятно, что преподобный Никита стал еще одним святым, с которым теперь глубоко связаны моя жизнь и моя ответственность за жизнь и судьбы других людей, верующих земли костромской.

Стоит уточнить, что я являюсь настоятелем кафедрального Богоявленского собора г. Костромы, где своими мощами пребывает преподобный Никита. Это присутствие особым образом влияет и воздействует и на церковную жизнь монастыря, и на богослужения, проходящие в соборе, и на прихожан.

 Значительная часть земной жизни преподобного прошла в наших краях: он покровитель нашего города, нашей Богоявленской обители, всех горожан. 

– Неужели так сильна обратная связь со святым? Вы ее чувствуете?– Безусловно. Во всех наших молитвах и трудах ощущается незримое присутствие и участие преподобного Никиты.Есть немало достойнейших и праведных людей, которые совершили значимые подвиги.

Но пока от них не идет молитвенной помощи, пока не возникает «мостик» от этого человека в нашу земную жизнь, канонизация (причисление к лику святых), как правило, не совершается.Долгое время должно пройти, чтобы люди смогли понять, что у того или иного человека есть дерзновение перед Богом за нас помолиться.

Молитва преподобному Никите имеет свою  немалую силу.

– Простые люди зачастую классифицируют святых по принципу их «полезности» в тех или иных житейских вопросах. Правильно ли это? Какая «специфика», если таковая есть, у преподобного Никиты?

– Понятие, что конкретному святому нужно молиться о конкретных нуждах, весьма условное. Большинству святых люди молятся обо всем. Тем не менее молящиеся все-таки выделяют тех святых, помощь которых наиболее заметна в каких-то определенных житейских вопросах.  Назовем, к примеру, наших костромских святых: Авраамия Городецкого, Пахомия Нерехтского, Паисия Галичского, Иакова Железноборовского. С их именами связано немало чудесных явлений: и в прошлом, и в наши дни. Это те святые, к которым люди обращаются по разнообразным вопросам и проблемам. Например, преподобный Пахомий особенно помогает страждущим от ножных болезней и хворей. Но главное в обращении к святому – вера.

– Молитвенное обращение к Никите Костромскому обладает не меньшей силой?

– Так же и с Никитой Костромским, которого люди просят ходатайствовать перед Господом по самым разным делам и получают помощь в ответ. Значительная часть земной жизни преподобного прошла в наших краях: он покровитель нашего города, нашей Богоявленской обители, всех горожан. Он ходатай и молитвенник за людей, обращающихся к нему за помощью. С древних времен отмечены случаи исцелений от прикосновения к раке преподобного. За это мы почитаем и любим его, поклоняемся его мощам, обращаемся к нему с молитвой, просим помощи и заступничества.

Читайте также:  Масленица: что это за праздник, история и обычаи

– Вы сказали о мощах преподобного. Им удалось избежать «научного изучения»,  вскрытия и осквернения со стороны богоборцев в советские годы?

– Никита Костромской покоится в Богоявленском соборе, рядом с Феодоровской иконой. Можно сказать, что мощам преподобного «повезло» – они всегда находились под спудом и поэтому пребывают в неприкосновенности со дня смерти преподобного. Рука осквернителей не коснулась их, чего нельзя сказать о мощах других преподобных отцов. Рака Никиты Костромского, к которой прикладываются молящиеся, указывает собою на местоположение покоящихся под каменной кладкой пола мощей преподобного. Прикладываясь к ней, мы символически прикасаемся и к нашему святому, получая от него помощь и благодать.

Стало понятно, что к нам вместе с Патриархом приехал серьезный человек, у которого есть не только необходимые ресурсы, но также опыт и конкретные результаты. А главное, Виктор Иванович искренне воспринял это благословение Святейшего Патриарха, увидев

в этом возрождении особый духовный, сакральный смысл.

– Как и чем на костромской земле отмечается 650-летие преподобного Никиты?– Научной конференцией всероссийского масштаба, куда приглашены богословы, историки, искусствоведы, специалисты в других научных дисциплинах духовной и социальной направленности.

На торжества прибудут ученые из крупнейших научных и образовательных центров Москвы и Санкт-Петербурга, гости из зарубежья, наши костромские исследователи также почтят своим присутствием праздник и связанные с ним мероприятия.

Никита Костромской — наш земляк, самый «близкий» костромичам святой, нынче пойдет в школы и даже детские сады, где готовятся к проведению и уже проводятся всевозможные утренники, классные часы, приуроченные к дню памяти святого.

Хочется, чтобы почитание преподобного Никиты и молитвенное обращение к нему стало для всех костромичей востребованной духовной реальностью.

– Ваше Преосвященство, сегодня на всех уровнях и духовной и светской власти всерьез говорится о конкретных планах по возрождению костромского кремля — восстановлению в центральной части города на высоком волжском берегу Успенского и Богоявленского соборов с колокольней.

– Действительно говорится. Но еще и делается. Если все будет идти так, как задумано, то весной 2016 года мы приступим к возведению первых стен. Это будут стены колокольни соборного ансамбля. Впрочем, лучше обо всем по порядку.Примерно год назад, во время встречи со Святейшим Патриархом Кириллом, я озвучил ему идею восстановления кремля и назвал сметную сумму. Святейший в принципе одобрил идею. У нас тогда шла речь о возможном вхождении в федеральную целевую программу по выделению средств на строительство. Это был первый шаг.

– Какой был второй?

– В апреле этого года вместе с губернатором Костромской области Сергеем Константиновичем Ситниковым мы приехали к Патриарху, чтобы обсудить некоторые детали его визита в Кострому: мы с губернатором накануне пригласили Святейшего на освящение восстановленного в стенах Ипатьевского монастыря храма Рождества Пресвятой Богородицы. Речь тогда не могла не пойти о костромском кремле.Святейший нам пояснил, что в силу экономических причин на федеральные средства  рассчитывать не приходится. Тем не менее, сказал тогда Патриарх, он постарается найти  благодетеля, который бы смог осилить восстановление костромского кремля.

– И такой человек появился?

– 19 июля Святейший приезжает в Кострому вместе с Виктором Ивановичем Тырышкиным, предпринимателем и известным православным благодетелем, который действительно много средств потратил на церковное строительство. Это новый Успенский кафедральный собор в Ярославле, отреставрированный Спасо-Преображенский собор в Рыбинске, множество других храмов и церквей.Стало понятно, что к нам вместе с Патриархом приехал серьезный человек, у которого есть не только необходимые ресурсы, но также опыт и конкретные результаты. А главное, Виктор Иванович искренне воспринял это благословение Святейшего Патриарха, увидев в этом возрождении особый духовный, сакральный смысл. Ведь храмовый комплекс кремля вместе с Ипатьевской обителью был одним из самых духовно-значимых объектов Костромы, простирая свою значимость и на всю Россию.Сейчас и в предстоящие зимние месяцы будет делаться проект. В марте-апреле предполагаем выйти на практическое строительство.

– Бюджет региона как-то участвует в этом деле? Этим вопросом я передаю опасения некоторой части жителей области…

– Область, безусловно, участвует: это археологические работы, коммуникации, значительная организационная работа. Но для всего вышеперечисленного будут привлекаться внебюджетные источники, деньги местных благотворителей. Областная казна, таков изначальный принцип, не понесет затрат в связи с восстановлением костромского кремля. Главным же благотворителем проекта, принявшим на себя труд по воссозданию всего комплекса костромского кремля, является Виктор Иванович Тырышкин.Никита Костромской — наш земляк, самый «близкий» костромичам святой, нынче пойдет в школы и даже детские сады, где готовятся к проведению и уже проводятся

всевозможные утренники, классные часы, приуроченные к дню памяти святого.

– С чего планируется начать стройку?– С легендарной воротиловской колокольни. В свое время благодаря Борису Константиновичу Коробову на месте ее расположения были проведены археологические работы, заложен фундамент.

Мне, кстати, в свое время довелось освящать его закладку: было это в начале двухтысячных: владыка Александр не успевал на это мероприятие и попросил меня, как мне тогда казалось, случайно попавшегося навстречу в коридоре епархиального управления, съездить и освятить закладку фундамента.

Совет

Очень надеюсь, что обстоятельства будут складываться так, что в обозримом будущем мы увидим восстановленный костромской кремль.

– В чем вы, управляющий Костромской епархией, епископ, монах, видите смысл возрождения кремля? Почему им никто не занялся раньше, в более благополучные для экономики времена?

Во всех наших молитвах и трудах ощущается незримое
присутствие и участие преподобного Никиты.

– Не было, видимо, у людей горячего желания, не было человека, способного на такой поступок, решимости не было в нас, веры в успех. А главное – видимо, пришло время в неведомом для нас промысле Божием совершить дело великого возрождения.

Время восстановления святыни, время всенародного покаяния, в том числе и за те поколения наших предков, которые в годы богоборчества поддались соблазну и подняли руки на дом Господа, отвернулись от истины и веры.Кроме того, костромской кремль принял на себя удар, направленный вовсе не на него.

Ведь кремли старинных городов при советской власти, как правило, не уничтожали. Древние соборы и по сей день стоят в центре большинства исторических городов России.

Удар в Костроме наносился по всему, что связано с царской династией. И пострадать должен был Ипатьевский монастырь. Божьим промыслом он выстоял и сохранился. Настала пора восстановления соборов и ансамбля костромского кремля.

На средства благодетеля и мецената, при деятельном участии светской и духовной властей, при небесном покровительстве преподобного Никиты Костромского, чей славный юбилей 650-летия торжественными мероприятиями нынче отметит Кострома, мы надеемся, при поддержке всех жителей Костромской области и России, восстановить порушенную человеческим безверием святыню.

Верим, что в добром деле преподобный Никита и все преподобные отцы костромского края покровители нам помогут своим молитвенным предстательством перед Богом!

Беседовали Дмитрий ВЯТСКИЙ, Михаил ПОКРОВСКИЙ,

протоиерей Дмитрий САЗОНОВ

Источник: http://www.pravda44.ru/5448-2015-09-25-1.html

Феодор Стратилат Святой Великомученик

На фото: Памятник святому Феодору Стратилату, открытый в 2002 году в Костроме возле Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора. В руках Христов воин держит Феодоровскую икону Божией Матери.

Феодор Стратилат – один из самых почитаемых христианских святых, небесный покровитель православного воинства

Родился Святой Великомученик Феодор Стратилат во второй половине III века в ромейском городе Евхаиты (ныне на этом месте находится турецкая деревня Бейозю), куда евангельская весть была принесена еще в апостольские времена. С этим городом связан Феодоров подвиг змееборчества.

Согласно преданию, неподалеку от крепости, в глубокой расщелине, обитал громадный змий, приносивший неисчислимые бедствия местным жителям, — выбираясь из своей норы, он пожирал домашних животных и людей. Феодор, помолившись Господу, вышел на бой со змием и одолел его, поразив чудовище мечом.

Увидев это, граждане Евхаит воскликнули: «Велик Бог Феодоров!» — и многие крестились после того.

Будучи храбрым воином и замечательным оратором, Феодор был поставлен императором Лицинием управлять городом Гераклеей Понтийской (ныне турецкий город Эрегли) и обратил в Христову веру многих горожан. «Стратилат» — в переводе с греческого и значит «военачальник».

Тем временем Лициний открыл страшные гонения на христиан, причем действовал довольно лукаво —он решил, не трогая простого народа, вернуть в язычество самых просвещенных и известных христиан, чей пример много значил для обычных людей.

Прослышав о проповедничестве Феодора Стратилата, он прислал ему приказание явиться к царскому взору, на что святой пригласил самого Лициния приехать в Гераклею, причем посоветовал захватить с собой самые ценные изваяния языческих богов, дабы принести им жертвы и увлечь за собой гераклийцев.

Но когда император с войском и статуями прибыл в Гераклею, Феодор ночью разбил языческие идолы; золото же и серебро, которыми они были украшены, отдал бедным.

Разгневанный Лициний предал святого страшной казни — Феодора били воловьими жилами и оловянными прутьями, терзали его тело железными крючьями, жгли огнем, а потом распяли подвижника на кресте, стреляли в него из лука и выбили глаза. Но ночью явился Ангел Господень, снял Феодора с креста и «сотворил его целым и здравым». Узнав об этом, император велел обезглавить святого, что и было исполнено. Произошло это в феврале 319 года.

Почитание святого Феодора Стратилата на Руси

Почитание святого Феодора Стратилата распространилось на Руси в ранние времена. Особую любовь он снискал в Костромской земле, что напрямую связано с историей величайшей русской святыни — Феодоровской иконы Божией Матери.

Этот образ исчез после разорения Городца татаро-монголами в 1239 году, но некоторое время спустя был явлен костромскому князю Василию Ярославичу, младшему брату великого князя Александра Невского. Накануне обретения чудотворной иконы многие костромичи видели на улицах города воина, несшего в руках образ Божией Матери.

В воине этом узнали — по его изображению в костромском соборе — великомученика Феодора Стратилата.

Святые Русские.

Источник: http://posmotrim.by/article/feodor-stratilat-svyatoj-velikomuchenik.html

Вмч. Феодор Стратилат

Вмч. Феодор Стратилат

Память святого великомученика Феодора Стратилата празднуется Православной Церковью 8/21 февраля и 8/21 июня.
Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины.

Победа над змием

Согласно житию, Феодор был талантливым, храбрым и красивым юношей. События, которые прославили Феодора, произошли в правление императора Ликиния. В этот период происходили обширные гонения на христиан, но император, увидев, что большинство из них с радостью идут на смерть за свою веру, в первую очередь стал преследовать высокопоставленных христиан.

Феодор разделил судьбу Сорока Севастийских мучеников и других мучеников из числа окружения императора. Феодор родился в городе Евхаит (Малая Азия) и служил в императорской армии. Слава о его воинской доблести распространилась после того, как он убил змея, жившего недалеко от Евхаита.

Обратите внимание

По преданию, этот змей жил в провале на пустынном поле, которое находилось на север от города. Раз в день он выбирался оттуда и в этот момент его жертвой мог стать любой зверь или человек. Насытившись, он возвращался в своё логово.

Читайте также:  Святой иоанн златоуст: житие, икона, молитвы

Феодор, не уведомив никого о своих намерениях, решил избавить город от этого чудовища и выступил против него со своим обычным вооружением. Придя на поле, ему захотелось отдохнуть в траве, но его разбудила престарелая христианка Евсевия. Евсевия, в доме которой были погребены мощи Феодора Тирона, предостерегла его об опасности.

Феодор помолился, сел на своего коня, и вызвал змея на бой. После того, как Змей выполз из подземного убежища, конь Феодора вскочил на него копытами и всадник поразил его. Жители города, которые видели змеиное тело, связывали подвиг с верой Феодора и удивлялись силе христианства.

Упоминаемые Евсевией святые Феодор Стратилат (справа) и Феодор Тирон (слева)

За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая убежденность, подкрепленная личным примером христианской жизни, отвращала многих от пагубной “лжи безбожия”.

Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство. В это время император Ликиний (307 – 324 гг.) начал жестокое гонение на христиан. Желая обезглавить новую веру, он обрушил преследования на просвещенных поборников христианства, в которых не без основания видел основную угрозу для умирающего язычества. В их числе оказался и святой Феодор.

Святой сам пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Вот часть послания Феодора к императору.

Он пишет, что не может покинуть город из-за сложившейся ситуации: …многие, оставив отечественных богов, поклоняются Христу, и почти весь город, отвратившись от богов, славит Христа, и грозит опасность, что Гераклея отступит от твоего царства… …посему, потрудись, царь, и приди сюда сам, взяв с собою изваяния более славных богов, — сделай это по двум причинам: чтобы усмирить мятежный народ; чтобы восстановить древнее благочестие; ибо когда ты сам с нами пред всем народом принесешь им жертвы, то народ, увидев нас поклоняющимися великим богам, станет подражать нам и утвердится в отечественной вере. Для этой цели в город прибыл император с восемью тысячами воинов, было привезено множество золотых и серебряных изваяний эллинских богов. Феодор попросил взять их на ночь для личного жертвоприношения, пообещав утром следующего дня поклониться богам прилюдно. Ночью он разбил статуи богов, а части раздал нищим. На следующее утро императорский сотник Максентий открыл обман Феодора императору. Он сказал: Клянусь великими богами, царь, обманут ныне ты этим нечестивым Феодором. Ибо я вчера видел золотую голову богини Артемиды в руках одного нищего, который шёл и радовался. Я спросил: где ты её нашёл? А он мне сказал, что её дал ему Феодор Стратилат. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и буквально на обломках язычества утвердил законы христианского милосердия. Император был шокирован, а Феодор Стратилат пояснил свои поступки верой в Христа и неверием в языческих богов. В процессе диалога Феодор доказывал Ликинию правоту своей веры и неправоту верований императора. Император был оскорблён и велел казнить непокорного военачальника. После этого святого подвергли многодневным пыткам, он был высечен, его жгли огнём и рвали железными когтями. Затем Феодора заточили в темницу и морили голодом в течение пяти дней, потом ослепили и распяли. Согласно преданию, благодаря Божьему заступлению ночью к Феодору пришёл Ангел и воин стал невредим. Ликиний, думая, что мученик скончался, оставил его висящим на кресте. Но вот, в первую ночную стражу, Ангел Господень снял святого мученика с креста и сотворил его целым и здравым, каким он был и прежде… — Димитрий Ростовский. «Жития святых», 8 февраля Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым; убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение. Так святой Феодор явился, “яко день светозарен”, для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души “светлыми своего страдания лучами”. Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против мучителей народ, уверовавший во Христа, словами: “Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому”. Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключенных от уз. Люди, прикасающиеся к его ризам и чудом Божиим обновленному телу, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов. По приказу царя святой Феодор был усечен мечом. Перед смертной казнью он сказал Уару: “Не ленись записать день кончины моей, а тело мое положи в Евхаитах”. Этими словами он просил ежегодного поминовения. Затем, сказав “аминь”, он преклонил голову под меч. Это совершилось 8 февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.

Святой великомученик Феодор Стратилат пострадал за Христа в Ираклии 8 февраля 319 года. Во время мучений святой великомученик Феодор приказал своему слуге Уару погребсти его тело в имении своих родителей в Евхаитах.

Мощи Св. вмч. Феодора Стратилата

Перенесение мощей великомученика Феодора было 8 июня 319 года. В этот день воспоминается и чудо от изображения великомученика Феодора в церкви его имени, в месте, называемом Карсата, около Дамаска. Эту церковь сарацины превратили в жилище. Один из сарацин пустил стрелу в изображение великомученика.

Из плеча святого, где стрела вонзилась в стену, на глазах у всех истекла кровь. В скором времени сарацины, поселившиеся в храме, погибли один за другим. Об этом чуде свидетельствуют Антиохийский святой Патриарх Анастасий (+ 599; память 20 апреля) и преподобный Иоанн Дамаскин (+ ок. 780; память 4 декабря).

Феодор Стратилат.

Фреска Мануила Панселина. Афон. Карея. Протат

Упоминание о святом

Существуют предания о чудесах, связанных с Феодором Стратилатом.
При захвате Сирии сарацинами В храме Феодора Стратилата, который был расположен недалеко от Дамаска в местечке Карсата произошли события, о которых упоминали Анастасий Синаит, патриарх Антиохийский и Иоанн Дамаскин, жившие в VII — VIII веках.

Важно

Когда местность была захвачена, храм был разорён и впоследствии подвергся осквернению, в нём поселились сарацины. В какой-то момент один из них выстрелил из лука в изображение святого Феодора Стратилата, написанное на стене церкви красками. Стрела попала в правое плечо святого и, по преданию, по стене потекла кровь.

Те, кто жили в здании, удивились этому факту, но не покинули здания церкви. Через некоторое время все, жившие в церкви, скончались, а это было около двадцати семей. Причины болезни остались невыясненными, при этом жители окружающих домов были живы и здоровы.

В последнем сражении Русско-византийской войны 970—971 годов

По утверждениям «Повести временных лет» святой помог грекам в сражении июля 971 года — при существенном численном перевесе скифов битва закончилась безрезультатно, а Святослав Игоревич был ранен.

Иконография Феодора Стратилата

Феодор Стратилат (миниатюра Феодоровского Евангелия, 1327 год)

На щите мифического воина Стратилата изображен русский великокняжеский герб. См. Герб города Владимира

Феодор Стратилат изображается в пластинчатом доспехе, чаще всего в правой руке он держит копьё, которое изображается вертикально (в отличие от Феодора Тирона, копьё которого располагают по диагонали рисунка). Также на иконах часто изображают щит (в основном — круглый), русские иконописцы позже стали писать щит времён Дмитрия Донского.

Кроме этого, встречаются иконы, на которых Феодор Стратилат держит крест. Значительно реже встречаются иконы, на которых в руках святого изображён меч. Значительно реже встречаются иконы, на которых Феодор изображён восседающим на коне.

В основном это восточная традиция, в ней существуют некоторые особенности иконописи — на коне Феодора изображается маленький сарацин, также как и на иконах Георгия Победоносца. Этот сарацин является воплощением тех арабов, которые заодно со святым. Масть лошади под святым Феодором на коптских иконах изображается белым, иногда — буланым или соловым.

Феодор Стратилат и Богоматерь Этот сюжет имеет место быть в католической традиции. В православии встречается сюжет святого с Федоровской иконой.

Феодор Стратилат и Феодор Тирон

Феодор Стратилат (слева) и Феодор Тирон (справа). Фреска Мануила Панселина. Афон

Существует большое количество икон, на которых изображены эти святые. По преданию, они оба происходили из одной и той же местности. Оба они были воинами, в но занимали разные должности: слово «Стратилат» переводится как военачальник, а «Тирон» значит новобранец.

Такая распространённость икон связана с тем, что во времена Византийской империи этим святым поклонялись как олицетворению христианского начала в военной мощи империи. К тому же они считались заступниками христианского населения страны. Феодоры также были связаны с Георгием Победоносцем.

Эта связь прослеживается по преданиям Византийской эпохи.

Феодор Стратилат и великомученица Ирина

Совет

Распространение этих икон связано с тем, что эти мученики являлись тезоименитыми святыми царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой, венчание которых состоялось в 1580 году.

В течение последующих двенадцати лет после свадьбы у них не было детей, что являло серьёзную проблему для царской фамилии. По всей России были построены многочисленные церкви в честь святых Феодора и Ирины, а также открыты приделы в храмах.

Из-за того, что в короткое время было написано большое количество икон, они связаны между собой техникой исполнения и перекликаются со светской техникой того периода.

Житийные иконы

Во второй половине XVI века получили распространение житийные иконы святого Феодора, бывшего патрональным святым царя Фёдора Ивановича. В качестве художественных памятников исследователи выделяют пять таких икон: Храмовая икона Феодоровского собора Феодоровского монастыря. Храмовая икона церкви Феодора Стратилата на Ручью второй четверти XVI века.

Икона из Кальбенштайнберга Псковская или новгородская икона неизвестного происхождения третьей четверти XVI века, хранящаяся в Государственном Русском Музее. Храмовая икона Федоровского придела церкви Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря, выполненная около 1572 года.

Считается, что для икон, которые находятся в Русском музее (№ 4, 5) прообразом стала икона Феодоровского монастыря.

Тропарь великомученику Феодору Стратилату

Воинствословием истинным, страстотерпче, Небеснаго Царя воевода предобрый был еси, Феодоре: оружиями бо веры ополчился еси мудренно, и победил еси демонов полки, и победоносный явился еси страдалец.

Темже тя верою ублажаем Кондак:
Мужеством души в веру оболкийся, и глагол Божий, аки копие, в руку взем, врага победил еси, мучеников превелий Феодоре: с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.См. Переславль-Залесский Феодоровский женский монастырь.

Князь Суздальский Юрий Долгорукий основал город Кострому, главный главный храм был посвящён Фёдору Стратилату, который также как и Георгий Победоносец победил змия.

В 1239 году Ярослав Всеволодович восстанавливает Кострому и ставит в центре города деревянную церковь Феодора Стратилата. Феодор Стратилат становится небесным покровителем города,

Часовня Феодора Стратилата в Костроме

Известно, что именно в храм Федора Стратилата принес костромской князь Василий Ярославович (младший брат князя Александра Невского) чудесно обретенную икону Феодоровской Божией Матери.

Обратите внимание

А свое название эта икона получила именно благодаря тому, что хранилась в храме великомученика Феодора.

Есть предание, что перед тем, как князь Василий нашел икону в лесу, многие горожане видели, как эту икону носил по улицам города воин, похожий на изображение Феодора Стратилата в костромском соборном храме.
См. Феодоровская икона Божией Матери.

Читайте также:  Именины валерия по православному календарю

Православные Церковные Праздники.

10 февраля – Преподобного Ефрема Сирина

Copyright © 2017 Любовь безусловная

Источник: http://lubovbezusl.ucoz.ru/publ/khristianstvo/svjatye/m/80-1-0-2085

Костромскому собору подарили частицу мощей Феодора Стратилата

Смотреть фоторепортаж Анны Соловьевой

Настоящее чудо – иначе это просто трудно назвать – случилось в Костроме: на утренней литургии в кафедральном Богоявленско-Анастасиином соборе митрополит Старо-Загорский Галактион передал в дар частицу мощей Святого великомученика Феодора Стратилата.

Это событие произошло с благословения двух патриархов – Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и Святейшего Патриарха Болгарского, Митрополита Софийского Максима.

Мероприятие организовано по идее и с помощью Национального движения “Русофилы” Республики Болгария во главе с председателем Николаем Малиновым.

Митрополит Старо-Загорский Галактион из рук в руки передал святыню архиепископу Костромскому и Галичскому Алексию.

– Сам факт этого посещения свидетельствует о добром отношение двух епархий – Старо-Загорской епархии Болгарской Православной церкви и Костромской епархии Русской Православной церкви, – говорит архиепископ Костромской и Галичский Алексий. – Мы не устанем говорить о том, что наши отношения должны укрепляться, мы хотим общаться, мы любим друг друга, у нас единые церкви и единая вера. Мы хотим служить народу. И надеемся, что в будущем нас ждут новые проекты и поездки.

О том, что частицу мощей передадут Костромской епархии, ранее рассказал Николай Малинов.

– Это знак доброй воли с нашей стороны в канун 400-летия Дома Романовых, – уточнил он во время церемонии вручения ему президентом России Дмитрием Медведевым медали Пушкина 4 ноября 2011 года.

– В XIII веке Федоровская икона Божией матери явилась Костроме, а в 1613 году ею благословили на царство первого государя из династии Романовых – Михаила Федоровича. И с тех пор этой иконой короновали всех царей Романовых.

Возвращение Костроме мощей объясняется чувством любви и благодарности, которое болгарский народ испытывает к русскому.

Великомученик Феодор Стратилат – один из самых почитаемых христианских святых, живших в конце III-IV веков нашей эры. Много веков он считается небесным покровителем Костромы.

Мощи его долгое время хранились в Болгарии: местный хан Тервел в начале VIII века защитил Византию от арабского нашествия, и благодарный Константинополь вместе с землями и всевозможными ценностями принес в дар болгарам и мощи святого Феодора Стратилата. Правда, через несколько веков хранилище святых мощей было разграблено.

Все, что осталось, находится сегодня в болгарском городе Шипка – в храме Рождества Христова, построенном в память о русских воинах, погибших при освобождении Болгарии от турецкого ига в русско-турецкой войне 1877-1878 годов.

Старо-Загорский митрополит Галактион и Николай Малинов считают, что есть особая символичность в том, что в Кострому привезена частица мощей именно из Шипки, потому что в битве при ней участвовал и 19-й костромской полк.

– Нам кажется, что это совершенно естественно и правильно, чтобы мощи этого великомученика были и в Костроме, – считает митрополит Галактион.

– Иметь чудотворную Федоровскую икону и мощи Феодора Стратилата – это для воцерковленных людей условие для духовной гармонии.

Важно

Надеемся, что 1 декабря костромской владыка Алексий приедет с ответным визитом в нашу епархию, и мы вместе с ним отслужим заупокойную службу, чтобы успокоить мощи, которые были потревожены.

Справка “РГ”

Великомученик Феодор Стратилат жил в конце 3-4 веков нашей эры. За воинские заслуги был назначен военачальником – стратилатом – города Гераклеи. Однако исполнение обязанностей он сочетал с проповедью Евангелия среди язычников.

Однажды римский император Ликиний приказал Феодору совершить жертвоприношение языческим богам, но тот разбил все серебряные и золотые изваяния идолов, а обломки раздал нищим. За это Ликиний подверг Феодора Стратилата жесточайшим пыткам, после которых приказал распять его на кресте. Однако утром Феодор был найден у подножия креста совершенно здоровым и невредимым.

Тогда Ликиний велел отрубить ему голову, но народ взбунтовался. Волнения предотвратил сам великомученик, добровольно склонивший под меч палача свою голову.

Источник: https://rg.ru/2011/11/27/reg-cfo/feodor-anons.html

Богоявленский Анастасиин женский монастырь в Костроме и Феодоровская икона Богородицы

В самом центре России расположен провинциальный городок Кострома с построенной в нём православной святыней, которая носит весьма поэтическое название: Богоявленско-Анастасиин монастырь. История этой женской обители очень интересна, а временами и трагична…

С древних времён Кострома являлась одним из важнейших центров духовной жизни Руси. Именно здесь в XIII веке случилось явление всероссийски чтимой православной святыни: чудотворной Феодоровской иконы Божьей Матери, молельного образа благоверного князя Александра Невского.

В разное время на землях этой области находилось около 60 (!) православных монастырей. И все они были воздвигнуты ближайшими соратниками Сергия Радонежского и его учениками.

Как всё начиналось

Так и Анастасьинский монастырь в Костроме в 1426 году создал близкий родственник и ученик Сергия-чудотворца — старец Никита Костромской. Это событие состоялось в день Богоявления Господня, отчего обитель и получила свое первое название.

В наши дни монастырь расположен в историческом центре Костромы. А в середине XV века это была еще городская окраина: пустынное место с непроходимыми лесами.

Первоначально монастырь этот был мужским. Долгое время все строения в нём были деревянными. И только лишь в 1559 году здесь началось строительство Богоявленского собора — первого каменного здания. Сейчас — это самое старое, сохранившееся до наших дней здание из камня.

https://www.youtube.com/watch?v=1l2UJsvs92U

Большой денежный вклад в это строительство внёс брат правящего тогда Ивана Грозного: князь Владимир Старицкий. В 1569 году он приехал в монастырь, где его встретили как особо почётного гостя. Это стало поводом к клеветническому оговору князя перед царём.

В том же году русский царь, отличавшийся своим гневным характером, приказал убить своего брата. Что и было сделано. Для иноков монастыря эта встреча тоже не прошла даром — многих казнили по приказу царя, который везде и во всём видел врагов и предателей.

Разорение и первое возрождение храма

Настало тяжёлое для России Смутное время. Гражданская война, голод, стихийные бедствия, лжецари и русско-польская война — всё это волнами несчастий пронеслось над землёй русской и нанесло большой урон жителям монастыря и его храмам. Требовались большие работы по восстановлению: ведь, практически, в первозданном виде, ничто не сохранилось.

Были построены новые церкви, возведены помещения для ритуальных служб.

Однако, в середине XIX века обитель закрыли. И только лишь спустя 20 лет, в 1863 году решили соединить воедино 2 обители: требующий восстановления Богоявленский монастырь и женский Крестовоздвиженский-Анастасиин монастырь, который находился рядом. Обитель Анастасии была когда-то основана дочерью Дмитрия Донского, князя Московского.

В начале 1864 года прошла служба в единственной уцелевшей на тот момент церкви Смоленской иконы Богородицы. С этого самого момента возрождённую обитель стали называть Богоявленско-Анастасииным монастырём, и уже женским.

Начались работы по восстановлению других храмов. Построили новый величественный собор, в котором старый стал алтарём. Одну из сохранившихся башен перестроили под колокольню. Восстановлены ограждающие стены, построены удобные жилые корпуса для больных людей, которым тут же оказывали помощь.

Открылись училище для девочек бедных родителей и фельдшерские курсы. Строительные работы шли полным ходом. Но такое положение сохранялось недолго.

Время разрушения

Сразу после свершившейся в России революции монастырь, как и многие другие, закрыли. Но в Богоявленском соборе богослужения всё же продолжались.

Через несколько лет закрыли и сам собор. В нём разместили областной архив, такой нужный местным властям. Постепенно всё приходило в упадок. В 1982 году сильный пожар, полыхнувший в Костроме, завершил разрушение построек и зданий.

Второе рождение святой обители

Лишь в 1991 году, перед проведением Собора Костромских святых, впервые после 1925 года в Богоявленско-Анастасиином соборе прошла церковная служба. А через несколько месяцев крестным ходом с участием большого числа людей в собор торжественно внесли Феодоровскую икону Божией Матери — выдающуюся костромскую святыню.

Именно ей, этой исторически значимой, чудотворной иконой был благословлён на царство первый царь из династии Романовых — шестнадцатилетний Михаил.

Богоявленский-Анастасиин женский монастырь в наши дни является жемчужиной в архитектуре старинной Костромы и центром духовной жизни города.

Святыни женского монастыря в Костроме

Территория и храмы

Вслед за Богоявленским собором стали возрождаться к жизни и другие, значимые для верующих, храмы.

Сейчас на монастырской территории действуют Кафедральный Богоявленско-Анастасиин собор, также церковь Смоленской иконы Божией Матери с её удивительной иконой-фреской Богородицы, чудом пережившей все многочисленные пожары в монастырских стенах.

В крипте, под клетью забора освящен храм во имя Преподобного Никиты Костромского, Преподобного Сергия Радонежского и Великомученика Никиты.

Совет

Также возрождены и открыты для верующих Собор Богоявления Господня и колокольня в одной из отстроенных заново старых башен.

Сохранилось здесь и трёхэтажное здание с великолепными наличниками на окнах. Это Трапезный корпус, который был построен ещё в 17 веке. Сейчас здесь располагается духовная семинария города.

Феодоровская икона Богородицы

Весь путь, пройденный Костромой за прошедшие века, тесно связан с Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы. Одна из известнейших российских святынь и главная святыня Костромы находится в Богоявленско-Анастасиином Соборе.

Согласно древним преданиям князь Юрий Всеволодович приобрел ее возле города Городца в старой деревянной часовне. Эта икона была подарена великому князю Александру Невскому по случаю его свадьбы и стала его молельным образом. В августе 1263-го главная святыня Костромы чудесным образом явилась во владениях Василия Ярославовича, который был младшим братом князя Юрия Всеволодовича.

Согласно легенде, князь охотился возле реки Запрудне, и там, на дереве увидел образ Богоматери. А незадолго до этого жители Костромы заметили на улицах своего города воина, который нес образ Богоматери на руках. В нем горожане признали Феодора Стратилата, великого святого и мученика.

Обретенную святыню жители города с большими почестями пронесли по улицам и поставили в соборном храме. После этого икона Богородицы стала называться Феодоровской в память о Святом Великомученике Феодоре Стратилате.

В 1613 году призвали на царство первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Это торжественное событие провели перед ликом иконы Пресвятой Богородицы. После чего икона Богородицы стала особо почитаться среди представителей дома Романовых.

Уже стало традицией, что в день празднования Чудотворного образа 29 августа, жители Костромы ежегодно совершают крестный ход по улицам города. Многочисленные представители духовенства, православные костромчане, а также многочисленные паломники с молитвенным пением несут перед собой икону Феодоровской Божией Матери.

Обратите внимание

Предание гласит, что чудотворный образ написан рукой святого апостола и евангелиста Луки. Считается, что Феодоровская икона Пресвятой Богоматери имеет чудотворные свойства. Ее еще можно назвать семейной, так как она покровительствует всему, что связано с семейным благополучием: помогает при рождении и воспитании детей.

Перед ней молятся Богоматери о даровании помощи при трудных родах. И искренняя, сердечная молитва никогда не остается без ответа.

Святые мощи

Пожалуй, трудно найти другой такой монастырь в России, где подобно Богоявленско-Анастасииному, хранится так много величайших христианских святынь. Это обусловлено богатым историческим и духовным наследием как самой обители, так и древнего города.

В местных храмах хранятся многие святыни православной веры: мощи преподобных Тимона и Никиты Костромского, основателя монастыря и Небесного покровителя Костромы.

Свой монашеский путь Преподобный Никита начал в Троице-Сергиевой Лавре, под духовным наставничеством Преподобного Сергия Радонежского. По благословению своего наставника 19 лет он был игуменом Серпуховского Высоцкого монастыря. Затем 7 лет управлял Боровским Высоцким монастырем, где духовно взрастил великого святого русской земли Пафнутия Боровского.

Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/kostroma-bogoyavlensko-anastasiin-monastyr/

Ссылка на основную публикацию