Священномученик митрополит владимир богоявленский

Священномученик Владимир (Богоявленский)

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий Никифорович Богоявленский), имеет непосредственное отношение к Мичуринской епархии, поскольку родился 1 января 1848 года в селе Малые Моршки (современное название Малая Моршевка) Моршанского уезда Тамбовской губернии, в семье священника. 

После обучения в духовном училище и семинарии в Тамбове он успешно окончил Киевскую духовную академию в 1874 году со степенью кандидата богословия и получил назначение в родную семинарию, где преподавал литургику и гомилетику.

 30 января 1882 года Василий Богоявленский был рукоположен в сан диакона и на следующий день – во пресвитера кафедрального Покровского собора в городе Козлове (ныне город Мичуринск). Вскоре молодой священник был назначен настоятелем Троицкого храма и благочинным городских церквей.

 После смерти жены и ребенка священник Василий Богоявленский в 1886 году принял монашеский постриг с именем Владимир в Тамбовском Казанском монастыре. Уже на следующий день он был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого Козловского монастыря.

Обратите внимание

В октябре 1886 года архимандрит Владимир был назначен настоятелем Антониева монастыря в Новгороде Великом, а через два года, в 1888 году, состоялась его хиротония во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. По воспоминаниям современников, богослужения в храмах владыка совершал всегда с особым молитвенным благоговением.

В 1891 году епископ Владимир был назначен на Саратовскую кафедру, где он с великим воодушевлением занимался религиозно-просветительской и благотворительной деятельностью.

Во время холерной эпидемии святитель стремился быть вместе с паствой: безбоязненно посещал холерные бараки, где кормил и утешал больных смертельно опасным недугом, совершал о почивших панихиды на холерном кладбище, служил на площадях города молебны об избавлении от бедствий. Самоотвержением и бесстрашием епископ Владимир снискал всенародную любовь.

В 1892 году преосвященный Владимир был назначен экзархом Грузии и членом Святейшего Правительствующего Синода. В Грузии ему удалось построить и восстановить более ста храмов, открыть более трехсот приходских школ.

Священномученик Владимир (Богоявленский) – великий иерарх Русской Православной Церкви, единственный, кто в разные годы занимал три главнейшие митрополичьи кафедры Российской империи: Московскую, Санкт-Петербургскую и Киевскую, за что его именовали митрополитом Всероссийским

С 21 февраля 1898 года владыка Владимир – митрополит Московский и Коломенский.

На древней кафедре великих святителей Московских во всей полноте раскрылись его разносторонние дарования. Он открывает многочисленные просветительские курсы, общеобразовательные чтения для рабочих в народных домах, публичные богословские чтения для интеллигенции, устраивает благотворительные общества, миссионерские братства, богадельни и приюты.

Именно в годы служения митрополита Владимира на Московской кафедре, при его содействии, состоялось прославление угодников Божиих: священномученика Гермогена, патриарха Московского и всея Руси, преподобного Серафима Саровского, святителей Питирима Тамбовского и Иоасафа Белгородского, благоверной княгини Анны Кашинской.

Как духовный наставник святой великой княгини Елисаветы Феодоровны, владыка Владимир немало потрудился в устроении Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве.

Важно

В 1912 году высокопреосвященный Владимир был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением ему звания и прав первенствующего члена Святейшего Синода.

Однако там он прослужил недолго: в 1915 году за открытое неприятие деятельности Распутина митрополит Владимир был переведен на Киевскую кафедру.

В 1917–1918 годах митрополит Владимир был избран почетным председателем Поместного Собора, а 21 ноября 1917 года он возглавил чин интронизации святого патриарха Тихона.

Октябрьский переворот вызвал нестроение церковной жизни на Украине. Там усилились раскольники и националисты, которые хотели разрушить на Украине каноническое церковное управление.

Митрополит Владимир призывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя Церковь в единстве и чистоте Православия.

В адрес святителя сыпались оскорбления и угрозы, однако он, предвидя свою Голгофу, оставался непреклонен и говорил: «Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру православную… я до конца жизни буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России».

25 января 1918 года митрополит Киевский и Галицкий Владимир был арестован большевиками, вывезен за пределы Киево-Печерской лавры и расстрелян. Перед смертью архипастырь сотворил молитву, благословил своих убийц и сказал: «Господь вас да простит».

С 26 января наместник Лавры архимандрит Климент отслужил вместе со старшей братией панихиды по убиенному митрополиту как в самой Лавре, так и в приходских храмах Киева. 29 января тело убиенного митрополита Владимира было положено во гроб и перенесено в Великую церковь Лавры.

Совет

Была отслужена литургия, которую совершил митрополит Платон (Рождественский) с епископами – Екатеринославским Агапитом (Вишневским), Черниговским Никодимом (Кротковым)и Балтским Пименом (Пеговым) при сослужении соборных старцев Лавры, священнослужителей – членов украинского церковного Собора и некоторых представителей киевского духовенства.

После совершения отпевания гроб с телом митрополита Владимира был обнесен вокруг храма, крестным ходом перенесен в Ближние пещеры Лавры и погребен в Крестовоздвиженской церкви.

Когда завершились гонения на Церковь, длившиеся семь с половиной десятилетий, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) к лику святых. 20 июля 1992 года его честные мощи были обретены и положены рядом с мощами преподобных в Дальних пещерах. Память священномученика Владимира (Богоявленского) празднуется 7 февраля (25 января) и в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Литературная деятельность была одной из форм служения митрополита Владимира. Пользуясь ею, он получал возможность говорить с широкими кругами верующих, откликаясь на вызовы времени. Произведения святителя делятся на несколько групп. Это проповеди, беседы, статьи – сочинения на духовно-нравственные темы.

Ряд прекрасных по изложению и глубоко назидательных сочинений владыка Владимир посвятил исключительно вопросам религиозного воспитания детей: «Архипастырское поучение детям о святой Библии», «Пастырские беседы с детьми», «Юношам», «Евангелие детства».

Важное место среди педагогического наследия святителя занимает статья «Беседы о православном воспитании детей», основные положения которой звучат современно и в наши дни.

В этом сочинении митрополит Владимир проявил себя как выдающийся педагог, систематизировавший педагогические аспекты святоотеческого учения о воспитании детей. Святитель твердо убежден, что за воспитание детей несут ответственность прежде всего родители, которые не должны эту ответственность перекладывать ни на Бога, ни на учителей, ни на дух времени.

Рассуждая о необходимости духовно-нравственного воспитания детей, владыка Владимир подвергает анализу и критике возникшую во Франции XVIII века теорию «свободного» воспитания Руссо. Несмотря на давность, теория эта и ныне популярна на Западе. Согласно Руссо, дитя появляется на свет совершенно добрым и ничуть не испорченным.

Обратите внимание

Поэтому надо предоставить ребенка самому себе, ибо воспитание служит проводником всех дурных наклонностей и страстей в невинную и неиспорченную натуру ребенка.

Возражая этому тезису, митрополит Владимир напоминает, что в соответствии с учением Божественного Откровения дитя появляется на свет не с совсем доброй и неповрежденной природой, но с испорченной и предрасположенной ко злу.

Если ребенок будет предоставлен самому себе, в нем станет развиваться не доброе, более слабое начало, но более сильное – злое, подобно тому как в природе быстрее, чем пшеница, произрастают плевелы, тернии и волчцы. Сердце ребенка – это сад, а родители – садовники, поставленные от Бога, и сад сердец своих детей они должны с самого раннего их возраста очищать от плевел и сорной травы.

Особенно важно, считал святитель, приучать детей с раннего возраста к благоговению перед Богом и молитве, к послушанию и аккуратности, к справедливости и откровенности, к терпению и самоотвержению.

Дети, совершая добро сначала бессознательно, впоследствии, в зрелом возрасте, будут уже сознательно продолжать то, в чем упражнялись в детстве.
Митрополит Владимир неустанно говорил, что основание благочестия закладывается в сердце ребенка с самого раннего возраста.

Обращаясь к матерям, святитель призывал учить детей молитве и основным истинам веры православной прежде, чем они поступят в школу.

Говоря о важности раннего научения детей молитве, владыка Владимир приводит наставление святителя Иоанна Златоуста матерям: «Учите вы, матери, ваших малюток изображать рукою крестное знамение… напечатлевайте это знамение на челе их вашими собственными руками».

Митрополит Владимир был убежден, что родители не должны прекращать религиозно-нравственное воспитание своих детей-школьников, ибо религиозное воздействие и наставление в духе христианского благочестия только тогда может увенчаться успехом, когда родители идут рука об руку с Церковью и школой, когда они поддерживают пастырей и учителей.
Святитель взывает к отцам словами апостола Павла: «Отцы, воспитывайте чад ваших в наказании и учении Господнем» (Еф. 6, 4). «Наставляйте детей ваших в истинах нашей православной веры, приучайте их к благочестию, к прилежной молитве, к ревностному и неопустительному посещению церковных богослужений».

Важно

В «Беседах о православном воспитании детей» владыка Владимир отводит важное место тому, какие именно свойства и качества следует развивать в ребенке. Главной и основной христианской добродетелью он считал послушание, которое необходимо взращивать в детях.

Надо внушать детям, пояснял святитель, что Бог Сам заповедует почитать родителей и повиноваться им, что они, не повинуясь родителям, грешат против Самого Бога, навлекая на себя Его наказание; и, наоборот, оказывая родителям почтение, они привлекают этим к себе Его благоволение.

Следует внушать детям, указывал митрополит Владимир, что через послушание своим родителям дети уподобляются отроку Иисусу, о Котором евангелист Лука говорит, что «Он послушен был Своим родителям» (Лк. 2, 51).

На Этого Божественного отрока Иисуса нужно всегда указывать детям как на светлый образец, которому они должны подражать. По мнению святителя, очень важно воспитывать в детях правдивость, или чувство любви к истине и отвращение ко лжи. Владыка Владимир наставлял родителей учить детей любить правду из любви к Богу.

Дети должны избегать лжи не из боязни наказания, но потому, что Бог запретил лгать и каждая ложь – грех пред Богом. По словам митрополита Владимира, родители должны показывать детям собственный пример любви к истине во всех делах и словах своих.

Святитель считал необходимым приучать детей к самоограничению, или самоотвержению, подавляя в них неудержимую страсть к удовольствиям и наслаждениям. Он рекомендовал родителям физически закаливать детей, приучать их к трудолюбию, аккуратности и порядку, к умеренности в пище и питье.

В ряду добродетелей, которые должны быть присущи благовоспитанным детям, полагал владыка Владимир, важнейшее место занимает чувство стыда, или стыдливость. По мысли святителя, чувство стыда, так же, как и чувство истины, свойственно ребенку от рождения.

Задача родителей – не дать погаснуть этому чувству, но воспитать его, развить и укрепить. Праздность, как известно, мать всех пороков. Поэтому митрополит Владимир советует упражнять детей в труде, предохранять их от изнеженности, приучать их переносить жар и холод, нужды и скорби.

Совет

Святитель считал полезным напоминать детям о всеведении Бога и о святом Ангеле-хранителе, который всегда присутствует при них.

Взращивая в детях христианские добродетели, советовал митрополит Владимир, необходимо видеть в детях пороки и искоренять их. Зависть, по мнению владыки Владимира, опасный порок, распространенный между детьми.

Наставляя родителей, как научить детей ненавидеть зависть, святитель называл ее «глупым пороком», не приносящим человеку никакой пользы и отравляющим ему жизнь. Дети должны избегать зависти, ибо она грех пред Богом.

Сам Дух Святой устами мудрого мужа сказал, что «чрез зависть диавола смерть вошла в мир, и те, которые допускают ее в сердца свои, подражают ему» (Прем. 2, 24).

Митрополит Владимир обращал внимание родителей на то, что каждый ребенок имеет какой-нибудь один главный недостаток, одну главную страсть.

Одно дитя от природы наклонно к гордости, другое – к скупости, третье – к чувственности, четвертое – к зависти. Главную страсть ребенка владыка Владимир уподоблял корню, из которого растут все другие грехи и недостатки.

Если исторгнуть из сердца ребенка этот коренной грех, то и другие грехи засохнут и отпадут, давал он совет родителям.

Рассуждая о важной миссии по духовно-нравственному воспитанию детей, возложенной на родителей, святитель прибегает к образной символике. Родители, по мысли митрополита Владимира, суть Богом поставленные епископы-наблюдатели за своими детьми, и столь же бдительно они должны следить за ними. Спаситель говорил о Себе: «Я есмь пастырь добрый» (Ин. 10, 11).

Обратите внимание

Христианские родители, утверждал владыка Владимир, являются пастырями, которым поручено пасти овечек – своих детей. Святитель напоминал родителям первый долг и главное условие пастырской деятельности – бдительность.

Читайте также:  Икона мученицы евгении римской, о чем молятся, день памяти

Родители обязаны помнить, что за своих детей они должны дать отчет Богу, поэтому им следует заботиться о том, чтобы питать души детей своих здоровой, питательной пищей.

А такой пищей для детских душ служат христианское учение и Божественная благодать, изливающаяся на них в молитве и Таинствах Православной Церкви.

Сочинение священномученика Владимира (Богоявленского) «Беседы о православном воспитании детей» отличается простотой изложения, благоговейной серьезностью, проникновенным молитвенным духом.

В этой работе содержится много нужного и полезного, взвешенного разумом и проверенного сердцем – всего необходимого для правильной постановки православного воспитания детей.

Мудрые наставления митрополита Владимира, глубокие, предельно ясные и четкие указания по духовно-нравственному воспитанию, безусловно, актуальны и в наши дни.

Гермоген, епископ Мичуринский

и Моршанский

  • Глубокая и чистая душа
  • Доброе слово

Святитель Иоанн Тобольский

Отражение России

Казаки и Пасха

Источник: http://alexlib.ru/obshchestvo/duhovnoe-pole/svyashhennomuchenik-vladimir-bogoyavlenskij/

Новомученик митрополит Владимир Богоявленский

Журнал «Покров»

7 февраля – день мученической кончины одного из выдающихся святителей и подвижников Русской Православной Церкви митрополита Киевского и Галицкого Владимира. Внезапное и бессмысленное убийство митрополита Владимира потрясло всю Россию. Зверская расправа была осуществлена в Киево-Печерской Лавре в ночь с 25 на 26 января по ст. ст.

Священномученик митрополит Владимир

Митрополит Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился 1 января 1848 г. в Тамбовской губернии в семье сельского священника. После получения высшего образования семь лет прослужил в Тамбовской семинарии. После женитьбы в 1882 г. был рукоположен во священники. В 1886 г.

после смерти жены и единственного ребенка, воспринятой им как знак Божий, отец Василий принял иноческий постриг с именем Владимира и уже через два года был хиротонисан во епископа Старорусского.

Затем управлял Самарской епархией, был экзархом Грузии, последовательно возглавлял три главные церковные кафедры: Московскую, Петроградскую и Киевскую.

Важно

Вот как рассказывает один видный иерарх – член Поместного Собора о трагических событиях, приведших к мученической кончине митрополита Владимира: «23 января вечером большевики овладели Лаврой, и тогда начались в Лавре дикие насилия и варварства. Вооруженные люди врывались в храмы в шапках на головах и с папиросами в зубах.

С криком и площадной бранью проводили обыски даже во время богослужения, ругались и кощунствовали над святынями. Монахов-стариков раздевали и разували на дворе, издевались над ними и секли нагайками. Во время обысков происходил повальный грабеж.

В то время, когда большевики обстреливали Лавру, митрополит Владимир молился Богу или в храме, или в своих покоях…

Днем 25 января три вооруженных солдата произвели обыск в митрополичьих покоях… вечером партия вооруженных людей вторично была в лаврской трапезной. По свидетельству монаха трапезника Иринея, один матрос был пьян и говорил в трапезной: «Нужно сделать здесь что-либо особенное, замечательное, небывалое». Уходя из трапезной, матрос сказал монаху: «Больше вы митрополита не увидите».

Иеромонах Владимир Богоявленский, первый ряд, третий слева

Было шесть с половиной часов вечера. На крыльце митрополичьего дома послышались три резких звонка. В открывшуюся дверь вошли убийцы – пять человек в солдатской форме, а во главе был матрос. Матрос спросил: «Где Владимир митрополит?» Швейцар указал на пребывание владыки в нижней келье.

Владыка митрополит вышел к убийцам и спросил: «В чем дело?» Трое убийц увели владыку в комнату и там оставались с ним наедине некоторое время. У дверей поставили караул. Потом из комнаты палачи повели митрополита в верхние покои. Через 20 минут митрополит, окруженный тремя палачами, вышел из спальни одетый в рясу, с панагией на груди и в белом клобуке на голове.

Журнал «Покров»

При выходе на крыльцо к владыке подошел под благословение его старый келейник Филипп, но матрос оттолкнул его от митрополита, закричав: «Довольно кровопийцам кланяться, кланялись, будет!» Владыка, приблизившись сам к келейнику, благословил его, поцеловал и, пожав руку, сказал: «Прощай, Филипп!» Вынул из кармана платок и вытер слезы. Филипп передавал, что митрополит был спокоен – словно шел на служение литургии. По дороге, в ограде Лавры, митрополит шел, осеняя себя крестным знамением…

Вот послышался резкий лязг тяжелого запора железных ворот. Скрипя сапогами по твердому снегу и бряцая оружием, убийцы выводили из Лавры старца. Снова с шумом затворились тяжелые ворота, затихли зловещие шаги и водворилась мертвенная тишина.

Митрополит Киевский и Галицкиий Владимир

Прошло несколько минут… Вдруг, среди гробовой тишины послышались за стеною Лавры ружейные выстрелы. Сначала четыре, а через полминуты еще два и еще…

Совет

После раздавшихся выстрелов забегали по двору матросы с револьверами. Один из них спросил стоявших монахов, провели ли владыку? «Провели за ворота», – был робкий ответ иноков. Матросы побежали за ворота и минут через двадцать возвратились. «Нашли владыку?» – спросил один из монахов. «Нашли, так вас всех по одному повыведем», – отвечал матрос.

В эту ночь покой Лавры больше не нарушался.

О том, что митрополит лежит расстрелянный за Лаврою на маленькой полянке среди крепостных валов, братия узнала от пришедших на рассвете на богомолье женщин.

Случайный очевидец убийства передает, что к месту расстрела владыку от лаврских ворот привезли на автомобиле.

Когда митрополита вывели на площадку, он спросил: «Вы здесь хотите меня расстрелять?» Один из палачей ответил: «А что же, церемониться с тобою что ли?» Тогда митрополит попросил у них разрешения помолиться, на что последовал ответ: «Только поскорее».

Воздев руки к небу, владыка молился вслух, прося простить его согрешения и принять дух с миром, потом, благословив крестообразно обеими руками своих убийц, сказал: «Господь вас да простит».

В это время раздались выстрелы, и святитель упал, обливаясь кровью. Убийцы начали подымать владыку на штыки. Следы глумления видны на набитой правой щеке. Лицо владыки проколото в разных местах и прострелено. Грудь зияет страшным кровавым отверстием от разрывной пули. Несколько ребер выбито. Бока пронзены штыками и прострелены. Затылок тоже исколот штыковыми ударами…

Праведная кончина митрополита Владимира

В девять часов братия решила перенести тело убитого митрополита в Лавру… Отслужив краткую литию и положив тело на носилки, к 11 часам дня принесли останки священномученика в одну из лаврских церквей.

Когда тело поднимали на носилки, человек десять солдат и рабочих начали глумиться и ругаться над расстрелянным владыкою и не разрешали уносить тело: «Вы еще хоронить его будете – в ров его бросить».

Обратите внимание

Когда понесли тело владыки, то проходившие благочестивые женщины плакали, молились и говорили: «Страдалец, мученик, Царство ему Небесное».

В длившихся несколько десятилетий гонениях на верующих погибли тысячи и тысячи священнослужителей и мирян, повторяя своим подвигом крестный путь митрополита Киевского и Галицкого Владимира.

Журнал «Покров»

Источник: https://pravlife.org/ru/content/novomuchenik-mitropolit-vladimir-bogoyavlenskiy

О священномученике владимире, митрополите киевском и галицком

Попущением Божьим в наш век было воздвигнуто на Руси гонение на Церковь Христову. Вновь, как в древние века, свидетельствуя о победе Христово полилась кровь мучеников.<\p>

Невозможно исчислить всех новомучеников Церкви Российской 20 века.

<\p>

Первым священномучеником в архиерейском сане в новую эпоху гонений стал митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Он с духовным величием и простотой утвердил в своём архипастырском служении замечательное единство праведной жизни и мученической кончины, свидетельствуя о вере Христовой “даже до смерти”.

Своё земное служение Богу и Церкви он завершил 7 февраля (25 января ст. ст.) 1918 года в граде Киеве – колыбели христианства на Руси, взойдя здесь на свою Голгофу.<\p>

В сознании церковного народа пострадавшие в годы гонений за Русскую Православную Церковь епископы, клирики и миряне совершили подвиги мученичества и исповедничества.

Наименование их “новомучениками российскими” вошло уже в широкое употребление.<\p>

Древние христианские мученики почитались как святые уже по самому факту пролития ими крови за Христа. Для их прославле­ния не было даже необходимости в особенно тщательном предвари­тельном исследовании их житий.

За Христа и Его святую Церковь пострадали без сомнения и новомученики российские.<\p>

И жертвы политических убийств могут быть святыми страсто­терпцами, так как их убивали как символ Православной Руси.

<\p>

Более того, из истории известно, что первые из прославленных Русской Церковью святых – князья Борис и Глеб – пали жертвой по­литического преступления – они были убиты своим братом Святополком Окаянным в княжеской междоусобице. Но церковь прославила их как мучеников-страстотерпцев.

<\p>

Важно

Среди новомучеников российских, пострадавших в XX столетии, в сознании церковного народа ярким светильником сияет имя митрополита Киевского Владимира.

<\p>

Митрополит Владимир (+ 1918) занимал последовательно все три важнейших кафедры Русской Церкви: Московскую, Петебургскую, и Киевскую, за что своими почитателями был назван “всероссийским архипастырем”. Знаменательно то, что своё земное служение Богу и Церкви он завершил 25 января 1918 года, вскоре после избрания на восстановленный Патриарший Престол святого Тихона, в городе, который явился колыбелью христианства на Руси, знаменательно и то, что он соименник Крестителя Руси, первым из российских ар­хипастырей взошёл на Голгофу, когда на Русскую Церковь обрушились гонения.

Первый из священномучеников Русской Церкви в архиерейском сане новейшего времени митрополит Киевский и Галицкий Владимир в миру именовался Василием Никифоровичем Богоявленским. Он родился 1 января 1848 года в семье благочестивого священника села Малая Морошка Моршанского уезда Тамбовской губернии.

Закончив Тамбовскую семинарию, Василий Богоявленский отправляется в Киев, где в 1870 году поступает в Духовную Академию. Нет сомнения, что Киевские святыни оказали большое влияние на благо­честивого юношу. По окончании Академии в 1874 году, В.Н.

Богоявленский получил скромное назначение преподавателем в родную Тамбовскую семинарию. 31 января 1862 года Василий Никифорович был рукоположен во священника и определён к соборной Покровской церкви города Козлова.

Став благочинным в 1883 году, отец Василий был истинным отцом для козловского духовенства. Снискав об­щую любовь, отец Василий в ней нашёл для себя и утеху от тяжкого горя – потери жены и ребёнка.

И во имя этой любви отдаёт всего себя на служение церкви, принимая иночество с именем Владимира. Постриг состоялся 8 февраля 1886 года. Уже на следующий день иеромонах Владимир был возведён в сан

архимандрита и назначеннастоятелем Троицкого монастыря в том же городе Козлове.<\p>

Через два года с небольшим архимандрит Владимир был назна­чен викарием Новгородской епархии в сане епископа Старорусского. Хиротония состоялась в Александро-Невской лавре 3 июня 1888 года.

<\p>

Совет

19 января 1891 года Преосвященный Владимир был назначен епископом Самарским. И именно здесь, в Самаре, с особен ной силой энергичная и самоотверженная деятельность Владыки проявилась в дни народных бедстви .

Именно в это время в Самарской губернии разразился голод, но, по милосердному Промыслу Божию, Самаре был послан такой архипастырь, который делал всё, что возможно для облегчения положения. Владыка рассылал повсюду воззвания о по­мощи, обращался в Петербург, посылая туда образцы “голодного хлеба”, о чем вспоминал, между прочим, известный адвокат Кони.

“Он и тогда, более двадцати пяти лет тому назад, – вспоминал епископ Серафим,- для блага народного, в известные холерные бун­ты, когда власть терялась, первым пошёл к народу с крестом в руках, вразумляя народ, призывая к молитве и благоразумию, – первый обошёл холерные бараки, благословляя больных и призывая к молит­ве, к подвигу служения больным – здоровых”.<\p>

18 октября 1892 года Преосвященный Владимир был назначен экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского. Само назначение его на такой ответственный церковно-административный пост, как грузинский экзархат, стояло в тесной связи с успешной архипастырской деятельностью в Самаре, заметно выделившей его из среды всего русского епископата. Службы, проповедничество, братства, миссионерские вечерни, внебогослужебные собеседования, издательство, расширение церковной печати – вот что главным образом привлекало внимание и заботы экзарха.

Назначение высокопреосвященного митрополита Владимира в Москву состоялось 21 февраля 1898 года. Служение на Московской кафедре стало как бы апогеем архиерейского служения митрополита Владимира.

Здесь, на кафедре великих святителей московских, в самом центре России, во всей полноте раскрылись его дарования.

Здесь по промыслу Божий он провёл наиболее долгое время своего служения, посвятив московской пастве четырнадцать с половиной лет.

Читайте также:  Какие молитвы читать перед исповедью и причащением - православные иконы и молитвы

23 ноября 1912 года митрополит Владимир был назначен на Санкт-Петербургскую кафедру.<\p>

Во время его пребывания в Петербурге против Владыки ополчилась группа лиц, которая приобрела тогда преобладающее влияние на направление церковно-общественной жизни в русском государстве.

Обратите внимание

Свойственные митрополиту Владимиру прямолинейность и твёрдость поведения вызывали порой против него раздражение, известен слу­чай, когда митрополит Владимир просил личной аудиенции у Государя Импе­ратора Николая Александровича, на которой изложил своё мнение относительно отрицательного влияния при Дворе деятельности Распутина… Кончилось тем, что Владыка попал в немилость и был удалён из Петер­бурга под видом почётной ссылки в Киев.<\p>

При назначении митрополита Владимира в Киев за ним было сохранено звание первенствующего члена Св.Синода и соединённые с этим званием права. 22 декабря 1915 года митрополит Владимир приехал в Киев для официального вступления в управление новой своей епархией, с которой он был связан давними узами, как питомец Киевской духовной Академии. Киевская паства окружила своего но­вого первосвятителя искренним сочувствием, видя и ценя в нём опального и гонимого за правду архиерея.

Во время Февральской революции 1917 г. Святейший Синод под председательством митрополита Владимира 27 февраля отказался выпустить воззвание к народу в поддержку монархии.

После прихода к власти Временного правительства митрополит Владимир остался первенствующим членом Синода, выступал против произвольного вмешательства обер-прокурора В. Н. Львова в дела Церкви.

14 апреля указом Временного правительства был освобожден от присутствия в Синоде, вместе с большинством его членов,  и вернулся в Киев. 

На Украине архиерей столкнулся со стремительным ростом сепаратистского движения. Весной в Киеве была создана должность комиссара по духовным делам, организован Исполнительный комитет духовенства и мирян. На встрече с представителями комитета митрополит Владимир заявил, что организация создана самочинно и стремится к захвату не принадлежащих ей прерогатив.

 Однако архиерей надеялся впоследствии направить ее деятельность в каноническое русло и потому дал благословение на созыв комитетом епархиального съезда духовенства и мирян. Собравшийся в апреле съезд принял постановление о создании независимой Украинской Церкви.

В августе состоялся еще один епархиальный съезд, участники которого продемонстрировали резко враждебное отношение к Синоду и к Киевскому митрополиту.

Источник: http://www.hram.info/svyashchennomuchenik-vladimir/

Священномученик владимир (богоявленский)

 Библиотека – Биографии07.02.2010 16:10

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий), родился 1 января 1848 г. в селе Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губ.

, в семье священника Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего мученическую кончину. С детства Василия отличали скромность и чистосердечность. Воспитывался он в деревне и хорошо знал народную жизнь.

Стремление быть ближе к простым людям стало в дальнейшем особенностью его пастырского пути.

Образование он получил в Духовном училище и семинарии в Тамбове и в Киевской Духовной академии, которую окончил в 1874 г. со степенью кандидата богословия, получив назначение преподавателем в родную семинарию.

Василий Богоявленский был рукоположен во пресвитера в Покровской соборной церкви города Козлова в 1882 г. и вскоре был назначен настоятелем Троицкого храма и благочинным городских церквей. С начала своего пастырского служения он стяжал любовь и уважение мирян и клира.

Важно

В трагической смерти жены и единственного ребенка молодой священник усмотрел Промысл Божий. Поступив в Тамбовский Казанский монастырь, он 8 февраля 1886 г.

принял иноческий постриг с наречением ему имени Владимир, на следующий день возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого Козловского монастыря. В тот же год переведен настоятелем одного из монастырей Новгорода.

3 июня 1888 г. в Александре-Невской лавре архимандрит Владимир был рукоположен митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским Исидором (Никольским; + 1892) и другими иерархами во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.

Преосвященный Владимир проявлял заботу об устроении церковноприходской жизни, уделял особое внимание духовно-нравственному просвещению мирян. Его проповеди, продуманные и прочувствованные горячо верующей и любящей душой, привлекали многих слушателей и производили на них сильное впечатление.

При поддержке владыки Владимира получили развитие начинавшие тогда вводиться и в церковную жизнь внебогослужебные беседы священников с паствой, к которым привлекалось все приходское духовенство. 19 января 1889 г. святитель Владимир был назначен на Самарскую кафедру. Тогда всю губернию поразили эпидемия холеры и неурожай.

Митрополит Казанский и Свияжский Серафим (Александров; + 1938) вспоминал впоследствии о том, что святитель «для блага народного, в известные холерные бунты, когда власть терялась, первый шел к народу с крестом в руках», явившись в тяжелую минуту его истинным печальником и крепкой нравственной опорой.

Благодаря энергичной и самоотверженной деятельности владыки Владимира был учрежден епархиальный комитет взаимопомощи, организован сбор пожертвований пострадавшим.

При его содействии устраивались дешевые или даже бесплатные столовые и чайные для голодающих, распространялись через духовенство правильные сведения об эпидемии и средствах борьбы с холерой.

Совет

Святитель повсюду стремился быть вместе с паствой: совершал о почивших панихиды на холерном кладбище, служил на площадях города молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно посещал холерные бараки в местах, охваченных эпидемией. В те тяжелые дни владыка Владимир много внимания уделял и духовному образованию, катехизации населения.

О времени пребывания в Самаре святитель всегда вспоминал с душевной теплотой, считая его лучшим в своей жизни. С 18 октября 1892 г. в течение шести лет святитель Владимир управлял Грузинским Экзархатом в сане архиепископа Карталинского и Кахетинского. Возглавляя Тифлисскую кафедру, он неустанно трудился над духовным просвещением разноплеменного населения, укреплением и распространением православной веры на Кавказе. Совершая частые поездки по епархии, святитель не только проповедью, но еще более своей благочестивой жизнью возвещал клиру и мирянам слово Божие.

В результате его неутомимых трудов было построено и возобновлено более 100 храмов, в том числе много старинных школ, устроена Духовная семинария в Кутаиси.

С 21 февраля 1898 г. владыка Владимир — митрополит Московский и Коломенский. На древней кафедре великих святителей Московских во всей полноте раскрылись его разносторонние дарования.

Он открывает многочисленные просветительские курсы, общеобразовательные чтения для рабочих в Народных домах и публичные богословские чтения для интеллигенции, устраивает благотворительные общества, миссионерские братства, богадельни, приюты.

Будучи духовным руководителем вел. княгини Елисаветы Феодоровны (прославлена в лике святых в 1992 г.), митрополит Владимир оказал ей содействие в основании Марфо-Мариинской обители в Москве на ул.

Большая Ордынка, 23 ноября 1912 г. высокопреосвященнейший Владимир был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением ему звания и прав Первенствующего члена Святейшего Синода.

Святейший Патриарх Тихон позднее говорил о деятельности владыки Владимира в тот период: «Он был верен канонам Святой Православной Церкви, преданиям отеческим и безбоязненно и смело, честно и благородно исповедовал эту снедающую его ревность перед всеми, какими бы последствиями это ни сопровождалось».

Обратите внимание

Три года управления тогдашней столичной епархией оказались чрезвычайно трудными для него: в городе усиливалось влияние «распутинщины», явственно ощущались гибельные последствия ее проникновения в церковные и государственные дела, в жизнь царской семьи. За открытое неприятие и осуждение Г.Распутина святитель Владимир впал в немилость и в ноябре 1915 г. был переведен в Киев.

Октябрьский переворот 1917 г. вызвал нестроения в церковной жизни на Украине. Состоявшийся в то время в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и призвал к созданию «независимой» Украинской Церкви.

Выступая против переустройства уклада жизни епархии и неканонических действий по образованию автокефалии, митрополит Владимир призывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя Церковь в единстве и чистоте Православия.

В адрес святителя Владимира стали высказывать оскорбления и поступали угрозы, однако он, предвидя свою Голгофу, оставался непреклонен.

С началом Гражданской войны и захватом большевиками Киева начались невиданные там дотоле грабежи и насилия, сопровождавшиеся осквернением монастырей и храмов, святынь Киево-Печерской лавры. 25 января 1918 г.

вооруженные люди ворвались в покои митрополита Владимира и после издевательства над ним вывели его за стены лавры и расстреляли. Перед смертью архипастырь совершил молитву, благословил убийц и сказал: «Господь вас да простит».

Найденное братия-ми его тело было изувечено множеством колотых и огнестрельных ран.

Мученическая кончина святителя Владимира явилась началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь, во время которых бесчисленное множество клириков и мирян приняло мученические венцы, свидетельствуя о вере Христовой «даже до смерти» (Откр. 12, 11).

  • Причины Духовного Оскудения1909

Источник: http://www.eshatologia.org/507-vladimir-bogoyavlenskiy.html

Священномученик Владимир Киевский

Память священномученика Владимира, митрополита Киевского, совершается в Русской Православной Церкви 7 февраля по новому стилю. Кроме того, он поминается 11 февраля в числе новомучеников Российских.

Жизнь до принятия монашества

Будущий митрополит Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился в 1848 году. Он происходил из духовного сословия, его отцом был священник сельского храма в Тамбовской губернии.

Закончив семинарию, он решил продолжать учебу, для чего поступил в Киевскую Духовную Академию, по окончании которой получил степень кандидата богословия и начал преподавать в Тамбовской семинарии, а также в женском епархиальном училище.

Важно

Несмотря на то, что преподавательская деятельность Василия Богоявленского была крайне успешной, спустя восемь лет он решается оставить занимаемый им пост и полностью посвятить себя служению Церкви. В 1882 году он был рукоположен в священника и назначен настоятелем собора в городе Козлове.

Начиная с этого времени, он проявил себя не только как красноречивый проповедник, но и как заботливый пастырь. Нередко отец Василий проводил беседы со своими прихожанами, заботясь о духовном состоянии вверенной ему паствы.

Монашеский постриг и начало епископского служения

Поводом для принятия отцом Василием монашеского пострига стала внезапная смерть его жены и единственного ребенка. Не чувствуя себя связанным мирскими заботами, он решается вступить на иноческий путь.

В 1886 году он принимает постриг с именем Владимир и вскоре назначается игуменом Антониева монастыря в Новгороде. Благодаря усилиям, направленным на повышение духовного состояния населения, а также таланту проповедника, игумен Владимир Богоявленский был замечен в Священном Синоде.

Спустя всего два года после монашеского пострига над ним была совершена епископская хиротония, после чего последовало его назначение сначала на Новгородскую, а затем на Самарскую и Ставропольскую кафедры, где он также много времени посвящал окормлению верующих, большое значение придавая беседам с народом.

Деятельность епископа была особо отмечена обер-прокурором Священного Синода К.П. Победоносцевым, по настоянию которого он получил титул архиепископа и был назначен экзархом Грузии.

Несмотря на активную деятельность архиепископа Владимира, направленную на улучшение образования и уровня жизни христиан на Кавказе, он приобрел в Грузии большое количество противников. Известен даже случай, когда готовилось убийство экзарха.

Митрополичье служение

За свои труды на благо Церкви епископ Владимир был назначен митрополитом Московским и Коломенским и на новом месте служения продолжил свои миссионерские и просветительские труды. Одной из основных задач митрополита Владимира стала борьба с марксистскими идеями.

Совет

Понимая губительность этих мыслей для России, он много времени уделял общению с рабочими, в среде которых революционные идеи были особенно развиты.

Спустя несколько лет митрополита Владимира перевели на Санкт-Петербургскую кафедру, однако там он долго не задержался, поскольку его высказывания против Распутина вызвали недовольство царского двора, и митрополита назначили на Киевскую кафедру.

Священномученик Владимир начал управлять Киевской и Галицкой митрополией в достаточно сложное время, когда революционные взгляды захватили не только светское общество, но и часть духовенства. Так, большая часть киевского духовенства высказывалась за отделение от Русской Православной Церкви и желала автокефалии.

Митрополит Владимир не поддерживал подобные воззрения, настаивая на общецерковном единстве, в результате чего у него возникло большое количество противников.25 января 1918 года было совершено нападение на митрополита, и он был зверски убит неподалеку от Киево-Печерской лавры, что послужило началом красноармейского террора в Киеве. Это убийство являлось ритуальным и имело целью не устранение политически неугодного лица, но в первую очередь духовного руководителя, поэтому Православная Церковь причислила его к лику мучеников.

Читайте также:  Молитва в день рождения, которая читается раз в год

Тропарь, глас 2:

Веры православныя непорочный блюстителю/ и заповедей Христовых усердный исполнителю,/ священномучениче Владимире,/ Христа всем сердцем возлюбив,/ паству твою добре упасл еси,/ незлобиво мученическую смерть приял еси./ Сего ради в вечней славе пребывая,// моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:

Образ Христова милосердия являя,/ покров и защищение пастве твоей был еси,/ святителю отче Владимире,/ в кротости и незлобии страдания приемля,/ безбожных мучителей, благословляя, простил еси./ Темже и нам испроси у Христа Бога// дух мирен и велию милость.

Величание:

Величаем тя, страстотерпче святый Владимире, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Молитва:

О священномучениче и исповедниче Христов Владимире! Услыши слезныя молитвы чад твоих и воздыхания, сердцем сокрушенным и смиренным приносимыя. Се бо беззаконии омрачихомся и того ради бедами, яко тучами, обложихомся. Но ты, святе Владимире, понеси яко сильный немощи наша, не отлучайся от нас духом, да не разлучимся в конец от любве Божия. Призри милостивно на предстоящия и молящияся пред святою иконою твоею и вся прошения их во благое исполни. Веруем бо, яко твоих страданий ради за отечество и люди российския велие дерзновение ко Господу имаши. Егоже умоли, да укрепит ны в Православии и единомыслии и непоколебимом даже до смерти исповедании веры Христовы, страну нашу да спасет от междоусобныя брани, пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем же суд и правду, обидимым заступление, недугующим душ и телес исцеление. Мы же, грешнии, твоим предстательством укрепляеми, восхвалим Господа Иисуса Христа, Емуже слава подобает, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/1123-svyashchennomuchenik-vladimir-kievskij

Первый мученик революции. Священномученик Владимир (Богоявленский) – Журнал ФОМА в Украине

Поздним холодным вечером 7 февраля 1918 года (по новому стилю) несколько людей с оружием в руках вывели из ворот Киево-Печерской Лавры человека в монашеском облачении.

Их предводитель в матросской бескозырке чувствовал свою безнаказанность. Кто ему помешает? Кто теперь в городе власть?

Вот уже почти год как свергли царя, бывшая Российская империя все больше увязала в страшной гражданской войне, где по разные стороны предстояло оказаться соседям, друзьям и даже ближайшим родственникам.  

Обратите внимание

Вот и предводитель людей с оружием, забравший из Лавры человека в монашеском облачении, тоже надел бескозырку — хочет походить на революционного матроса. Или он действительно матрос? Или просто бандит, решивший прикинуться представителем новой власти? Сегодня вряд ли можно это узнать точно.

Все смешалось в то смутное время. Но человек в монашеском облачении идет спокойно. Это — митрополит Киевский Владимир. Ему не привыкать смотреть в глаза смерти. Сейчас его ведут вдоль лаврской стены по ночной и холодной улице. Видимо, пришло его время…

Владыку расстреляли в возрасте 70 лет. До этого святитель прошел трудный жизненный путь, испив и чашу славы, и чашу трудностей. Трудностей было больше.

Он родился 1 января 1848 года в семье сельского священника на Тамбовщине. В крещении его назвали Василием. Он окончил духовное училище и семинарию в Тамбове, затем поступил в Киевскую духовную академию. Кандидатом богословия он вернулся в Тамбов, где сначала стал преподавателем в родной семинарии, а потом, женившись, принял сан и ушел на приходское служение.

Однако семейное счастье отца Василия было недолгим — спустя несколько лет совместной жизни умерла матушка и единственный ребенок. Личное горе привело молодого священника на новый путь служения Церкви.

8 февраля 1886 года он принял иноческий постриг с именем Владимир, был назначен настоятелем Троицкого Козловского монастыря, а в октябре того же года — настоятелем Антониева монастыря в Новгороде Великом.

Его активная деятельность привлекла внимание церковного руководства.

Вскоре отца Владимира возвели в святительский сан. Будучи епископом Самарским, во время масштабной эпидемии владыка организует комитет взаимопомощи, собирает пожертвования пострадавшим от холеры и голода, устраивает бесплатные столовые для голодающих.

Он безбоязненно посещает и служит в холерных бараках, на холерных кладбищах и местах, охваченных эпидемией. В многочисленных печатных воззваниях и поучениях владыка Владимир призывает всех прийти на помощь голодающим.

Важно

По словам современников, «голос его не умолкал до тех пор, пока не утихла буря народного бедствия».

За то время, пока отец Владимир нес служение экзарха Грузии, там было построено более ста храмов и открыто свыше трехсот церковно-приходских школ, среди учащихся которых были и мусульмане, и иудеи, и протестанты, и армяне, и старообрядцы, и дети сектантов.

После Грузии владыку назначили на Московскую митрополичью кафедру. Здесь святитель продолжил свою просветительскую деятельность.

В его епархиальном доме проводились лекции, чтения, беседы, действовала библиотека с читальным залом для всех желающих, также он начал борьбу с народным пьянством, лично участвуя в проповеди христианства среди рабочих.

В 1912 году митрополита Владимира перевели в Петербург, но недоброжелатели добились перевода святителя в Киев.

Революция 1917 года активизировала деятельность сторонников независимости украинских епархий от Московского патриархата. Владыка повел себя как сторонник единства и неделимости Церкви. С захватом Киева большевиками начались грабежи, насилие, осквернение храмов и монастырей. Тогда же началась и клевета на святителя, который будто бы «обирает Лавру, получая огромные деньги».

Акт медицинского осмотра тела убиенного митрополита показывает, что архипастыря-мученика расстреливали разрывными пулями и кололи холодным оружием. Гетман Скоропадский установил на месте расстрела памятник святителю, который был разрушен, когда город вновь был захвачен большевиками.

Летом 1992 года по благословению Митрополита Киевского и всея Украины Владимира честные мощи святителя были обретены и почивают ныне в Дальних пещерах Святой Успенской Киево-Печерской Лавры.

Совет

Считается, что Киевский митрополит стал первым священнослужителем-новомучеником, убитым в годы революции и Гражданской войны. Впереди страну ждали непростые годы. Тысячам людей Церкви предстояло пострадать за свою веру. Многие из них так же, как и митрополит Владимир, были затем причислены к лику святых…

Но смерть их не была бессмысленной. Они пополнили сонм мучеников — основания Церкви Христовой. Народ наш приобрел достойных молитвенников за себя на Небесах. И гибель первого мученика революции тоже была не напрасна, как не напрасна была когда‑то гибель варягов Феодора и Иоанна.

Несмотря на все усилия безбожников, в смутном двадцатом веке не удалось разрушить Киево-Печерскую Лавру. Не удалось разрушить и Церковь. Вопреки воле убийц смерть владыки Владимира лишь укрепила в христианах их веру. Почему?

Наверное, потому, что кроме злой человеческой воли в нашем мире действует еще и добрая воля всемогущего Бога.

Митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский), священноархимандрит Киево-Печерской Лавры. Был единственным иерархом Православной Российской Церкви синодального периода, последовательно занимавшим

все три митрополичьи кафедры в Российской империи.

Кормчий. Памяти священномученика Владимира (Богоявленского)

Проповедь и милосердие. Житие в картинках

Источник: http://foma.in.ua/articles/faith/holy/pervyj-muchenik-revolyutsii-svyashchennomuchenik-vladimir-bogoyavlenskij

Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир (Бо­го­яв­лен­ский). Митрополит Киевский Владимир (Сабодан)

Рейтинг:  5 / 5

Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир (Бо­го­яв­лен­ский)
Митрополит Киевский Владимир (Сабодан)

Киев, 2005 год

7 фев­ра­ля 1918 го­да, все­го в не­сколь­ких ша­гах от стен Свя­той Пе­чер­ской Лав­ры, про­ли­лась кровь му­че­ни­ка — пер­во­го на зем­ле Ук­раи­ны му­че­ни­ка за ве­ру Хри­сто­ву но­вей­ше­го вре­ме­ни.

Та зим­няя ночь в на­ча­ле XX ве­ка от­кры­ла в ис­то­рии на­шей Церк­ви но­вую стра­ни­цу, щед­ро ис­пещ­рен­ную сот­ня­ми ты­сяч, а воз­мож­но и мил­лио­на­ми имен тех, кто жиз­нью за­сви­де­тель­ст­во­вал свою вер­ность Хри­сту и Его Свя­той Церк­ви.

Пер­вым в этом бес­ко­неч­ном пе­реч­не сто­ит вы­даю­щий­ся ие­рарх Пра­во­слав­ной Церк­ви и бо­го­слов, свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир (Бо­го­яв­лен­ский), ми­тро­по­лит Ки­ев­ский и Га­лиц­кий.

Хри­стиа­не все­гда, с пер­вых ве­ков хри­сти­ан­ст­ва, с осо­бен­ным бла­го­го­ве­ни­ем че­ст­во­ва­ли па­мять свя­тых му­че­ни­ков, ко­то­рые сво­ей кро­вью за­сви­де­тель­ст­во­ва­ли вер­ность Бо­гу и Его Свя­той Церк­ви.

Обратите внимание

Это про­ис­хо­ди­ло то­гда, ко­гда не­на­висть к по­сле­до­ва­те­лям Хри­ста Спа­си­те­ля, о чем Он и Сам пре­ду­пре­ж­дал сво­их уче­ни­ков, до­хо­ди­ла до от­кры­тых го­не­ний: «И бу­де­те не­на­ви­ди­мы все­ми за имя Мое», — ска­зал Гос­подь (Мф. 10, 22).

Для Пра­во­слав­ной Церк­ви на ук­ра­ин­ской зем­ле вре­ме­нем не­ви­дан­ных го­не­ний ве­ры Хри­сто­вой стал XX век. Взгляд на не­го как на тра­ги­че­ский, с че­ло­ве­че­ской точ­ки зре­ния, впол­не оп­рав­дан.

Од­на­ко с точ­ки зре­ния цер­ков­ной и ре­ли­ги­оз­ной, этот пе­ри­од, как это не па­ра­док­саль­но, есть вре­ме­нем ве­ли­кой сла­вы и тор­же­ст­ва.

Звез­да­ми свет­лы­ми, ко­то­рые све­том сво­их под­ви­гов из­ве­ща­ют яв­ле­ние Солн­ца — Хри­ста, име­ну­ет Цер­ковь свя­тых му­че­ни­ков, ко­то­рые соз­на­тель­но шли на смерть ра­ди жиз­ни веч­ной.

Так, свя­той му­че­ник Иг­на­тий Бо­го­но­сец, ко­то­рый по­стра­дал в 107 го­ду, зная о сво­ей не­ми­нуе­мом уча­сти и соз­на­тель­но идя ис­по­ве­до­вать пе­ред языч­ни­ка­ми ис­тин­ную ве­ру, пи­сал хри­стиа­нам Рим­ской Церк­ви: «Я пше­ни­ца Бо­жия: пусть пе­ре­ме­лют ме­ня зу­бы зве­рей, что­бы я стал чис­тым хле­бом Хри­сто­вым». Пер­вым ко­лос­ком на­шей Церк­ви, ко­то­рый сре­зал серп крас­но­го во­ин­ст­вен­но­го без­бо­жия, стал свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир (Бо­го­яв­лен­ский) — вто­рой Вла­ди­мир-кре­сти­тель по­сле ве­ли­ко­го Ки­ев­ско­го рав­но­апо­столь­но­го кня­зя. Его му­че­ни­че­ской кон­чи­ной на­ча­лась эпо­ха Кре­ще­ния Ру­си кро­вью, длин­ный пе­ри­од го­не­ний на Цер­ковь, во вре­мя ко­то­ро­го ве­ли­кое чис­ло кли­ри­ков и ми­рян при­ня­ли вен­цы му­че­ни­ков, под­твер­ждая свою вер­ность Хри­сту да­же до смер­ти (Откр. 12, 11).

На древ­нюю ка­фед­ру Ки­ев­ских пер­во­свя­ти­те­лей ми­тро­по­лит Вла­ди­мир всту­пил в 1915 го­ду. Ок­тябрь­ский пе­ре­во­рот 1917 го­да вы­зы­вал не­уря­ди­цу и в цер­ков­ной жиз­ни Ук­раи­ны. Епар­хи­аль­ный съезд кли­ра и ми­рян, ко­то­рый про­хо­дил в то вре­мя в Кие­ве, об­ра­зо­вал са­мо­чин­ное цер­ков­ное ру­ко­во­дство.

Вы­сту­пая про­тив пе­ре­уст­рой­ст­ва жиз­ни епар­хии и не­ка­но­нич­ных дей­ст­вий, на­прав­лен­ных на об­ра­зо­ва­ние ав­то­ке­фа­лии, ми­тро­по­лит Вла­ди­мир при­зы­вал пас­ты­рей и па­ст­ву от­бро­сить вра­ж­ду и не до­пус­тить рас­ко­ла, со­хра­нять Цер­ковь от ре­во­лю­ци­он­ной эй­фо­рии и из­бы­точ­ной по­ли­ти­за­ции, в един­ст­ве и чис­то­те Пра­во­сла­вия.

С на­ча­лом гра­ж­дан­ской вой­ны, осо­бен­но по­сле за­хва­та Кие­ва боль­ше­ви­ка­ми, на­ча­лись не­ви­дан­ные до той по­ры гра­бе­жи и на­си­лия, ко­то­рые со­про­во­ж­да­лись ра­зо­ре­ни­ем мо­на­сты­рей и хра­мов, по­ру­га­ни­ем свя­тынь Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры.

Важно

25 ян­ва­ря, а по но­во­му сти­лю 7 фев­ра­ля, 1918 го­да воо­ру­жен­ные лю­ди во­рва­лись в по­кои ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра и по­сле из­де­ва­тельств вы­ве­ли вла­ды­ку за сте­ны Лав­ры и рас­стре­ля­ли.

Пе­ред смер­тью ар­хи­пас­тырь по­мо­лил­ся, бла­го­сло­вил сво­их убийц и ска­зал: «Пусть про­стит вас Гос­подь». Най­ден­ное бра­ти­ей те­ло свя­щен­но­му­че­ни­ка, бы­ло обез­обра­же­но ог­ром­ным ко­ли­че­ст­вом ко­ло­тых и ог­не­стрель­ных ран.

По­хо­ро­ни­ли ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра в Кре­сто­воз­дви­жен­ском хра­ме, что на тер­ри­то­рии Ближ­них пе­щер Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры. А в сон­ме свя­тых его про­сла­ви­ли ле­том 1992 го­да.

В том же го­ду бы­ли от­кры­ты для по­кло­не­ния и че­ст­ные мо­щи свя­ти­те­ля, ко­то­рые сей­час по­чи­ва­ют в Бла­го­ве­щен­ском хра­ме Даль­них пе­щер.

При­мер му­че­ни­ков чрез­вы­чай­но ва­жен для со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый, ча­ще все­го, стал­ки­ва­ет­ся с по­роч­ны­ми пред­став­ле­ния­ми о жиз­ни.

Этот при­мер по­мо­га­ет по­стичь оче­вид­ную ис­ти­ну: ка­кой бы цен­ной ни бы­ла на­ша зем­ная жизнь, во вся­ком слу­чае, она не цен­нее веч­но­сти.

Ус­пех борь­бы со злом из­ме­ря­ет­ся не внеш­ней по­бе­дой и не ма­те­ри­аль­ным ре­зуль­та­том, а стоя­ни­ем в ис­ти­не до кон­ца: «Пре­тер­пев­ший же до кон­ца спа­сет­ся», — го­во­рит Гос­подь (Мк. 13, 13).

Мы все яс­нее и яс­нее осоз­на­ем, что не­дав­нее про­шлое бы­ло вре­ме­нем не толь­ко мас­со­вой ги­бе­ли не­вин­ных лю­дей, не толь­ко бо­го­бор­че­ст­ва и бо­го­от­ступ­ни­че­ст­ва, но и вре­ме­нем наи­выс­ше­го, свет­ло­го, по­бе­ж­даю­ще­го смерть му­че­ни­че­ско­го под­ви­га, ко­то­рый по сво­ему зна­че­нию мож­но срав­нить лишь с про­по­вед­ни­че­ст­вом пер­вых хри­сти­ан.

Совет

Но­во­му­че­ни­ки за ве­ру Хри­сто­ву и се­го­дня про­по­ве­ду­ют Ис­ти­ну Еван­ге­лия пе­ред на­шим се­ку­ляр­ным об­ще­ст­вом.

Об­ще­ст­вом, в ко­то­ром мы ви­дим мо­раль­ное об­ни­ща­ние, ду­хов­ное опус­то­ше­ние, раз­рыв се­мей­ных и со­ци­аль­ных свя­зей, слу­же­ние идо­лам эго­из­ма, бо­гат­ст­ва, гор­до­сти, ком­фор­та и все­доз­во­лен­но­сти.

Имен­но се­го­дня чрез­вы­чай­но важ­ным яв­ля­ет­ся жи­вое сви­де­тель­ст­во об Ис­ти­не, го­тов­ность пой­ти про­тив об­ще­при­ня­тых взгля­дов, про­тив лу­кав­ст­ва ве­ка это­го, про­тив зла, что кро­ет­ся под мас­кой до­б­ра.

Про­слав­ляя му­че­ни­ков, мы со­зер­ца­ем Бо­же­ст­вен­ную лю­бовь, ко­то­рая не по­зво­ля­ет нам до кон­ца уто­нуть в гре­хов­ной тьме. Мы бла­го­го­ве­ем пе­ред сон­мом му­че­ни­ков, стра­сто­терп­цев, ис­по­вед­ни­ков, ко­то­рые пред­сто­ят пе­ред Пре­сто­лом Бо­жи­им и мо­лят­ся о на­шем мно­го­стра­даль­ном на­ро­де, о на­шей Ук­раи­не.

Их мо­лит­ва­ми, мо­лит­ва­ми пер­во­му­че­ни­ка на­ше­го вре­ме­ни, свя­ти­те­ля Вла­ди­ми­ра, пусть Гос­подь ук­ре­пит нас в ве­ре и не­се­нии сво­его жиз­нен­но­го кре­ста. Аминь.

Источник: mitropolit.kiev.ua

Источник: http://kotovsk-istok.com.ua/vzglyad/society/66-slovo-pastarya/4111-svya-shchen-no-mu-che-nik-vla-di-mir-bo-go-yav-len-skij-mitropolit-kievskij-vladimir-sabodan.html

Ссылка на основную публикацию