Пафнутьев-боровский монастырь

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь — место встречи с душой

Немало святынь и чудотворных мест в нашей стране, но слава о Пафнутьев-Боровском монастыре гремит далеко за ее пределами. Мне же повезло, что живу совсем недалеко от этого чудесного места в Калужской области, поэтому бывала здесь не один раз.

Стоит заметить, что городок Боровск, рядом с которым расположен Пафнутиев монастырь, славится старинной архитектурой, современными фресками на стенах домов и другими красотами. Кроме того, в этом местечке сосредоточено немало религиозных святынь и музеев.

Обратите внимание

Хочется начать свой рассказ именно с боровских окраин. Ведь в далеком 1414 году в это замечательное и уединенное место, находящееся на берегу реки Протвы, пришел юноша, которого звали Парфений. Здесь, в Высоко-Покровском монастыре, он принял постриг с именем Пафнутий и начал свое служение Богу и людям.

А еще через 30 лет преподобный Пафнутий уединился в нескольких верстах от своей первой обители. Именно на том месте, где сейчас расположен Свято-Пафнутьев монастырь.

В гости к святому Пафнутию

И вот очередная поездка в Боровский мужской монастырь. Пожалуй, правы великие говоря, что не может быть будущего без прошлого. Поэтому каждое старинное здание, неважно, религиозное или нет, должно сохраняться для потомков.

В настоящее время эта обитель объединила в себе целый комплекс церковных строений различных стилей и времен.

По сути, Свято-Пафнутьев монастырь теперь не только место поклонения православных христиан, но и архитектурный музей, куда ежедневно стекаются толпы туристов, паломников и нищих, просящих подаяния прямо у входа.

И здесь есть на что посмотреть! Когда на зеленеющем берегу реки прямо перед тобой вырастает белая стена с узкими окошками-бойницами,

отражение которой купается в воде,

а золотые купола храмов горят высоко в небе – сердце замирает.

Взгляд в прошлое

Обитель была основана в 1444 г, когда монах Пафнутий, покинув монастырь Покрова, в сопровождении ученика отправился искать уединения. Вслед за ним потянулась вереница верных последователей, желающих разделить со старцем его участь.

Потихоньку отшельническая пустынь преобразовалась в мужскую обитель, известную теперь как Пафнутьев монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Обитель часто навещали сильные мира сего: великие князья и цари, верхушка православного духовенства. Каждый из них не скупился на пожертвования, благодаря чему появилась возможность достраивать все новые церкви, стены и башни.

В мае 1477 года святой Пафнутий скончался и был погребен здесь же, у южных врат главного собора монастыря. После смерти старец был канонизирован и причислен к лику святых, его мощи по сей день находятся в месте успокоения.

Важно

Не обходили вниманием богатое подворье и враги. Дважды боровский монастырь подвергался разорению и был сожжен.

В первый раз это случилось в 1610 году по приказу Лжедмитрия II, затем в 1812 г во время войны с французами. Но каждый раз Свято-Боровский монастырь восстанавливался, жизнь продолжалась.

С приходом советской власти в 1919 году братия была изгнана из родных стен, обитель была объявлена национальным памятником. Пролетело еще 70 лет. В этот период здания использовались совсем не по назначению. В 1942 году они были переквалифицированы в Политуправление Западного фронта. А позднее здесь располагался сельскохозяйственный техникум.

И только в 1991 г Боровский мужской монастырь был возвращен православной епархии и обрел былой статус. Церкви были повторно освящены, в них снова появились священники и прихожане, возобновилось служение.

Территория и храмы

Территория обители ухожена, кругом зелень, цветы и деревья.

Совсем рядом, за стеной журчит река и раскинулся пруд, который когда-то служил источником питьевой воды.

Крепостная стена

Что впечатляет с первого взгляда: все подворье обнесено высокой крепостной стеной,

в которую встроено несколько разнокалиберных башен.

Каждой присвоено собственное имя: Круглая, Оружейная, Поваренная, Георгиевская, Сторожевая и Тайницкая. Строилась стена на протяжении XVI и XVII веков, ее толщина не везде одинакова, средний показатель 4 м, длина 673 м.

Это не просто декоративный элемент. Стена должна была выполнять заградительную функцию и с этой целью оснащалась амбразурами для пушечного и ружейного боя. Как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай!

А с внутренней стороны по крепостной стене можно прогуляться по длинному коридору.

Правда. в настоящее время проход для посетителей закрыт.

Главный храм Боровского монастыря

К настоящему времени на территории Свято Пафнутьевского монастыря сохранились не все храмы. Например, разрушена Церковь Всех Святых, простоявшая с 1838 г по 1930 г. Зато прекрасно сохранился белокаменный Собор Рождества Богородицы, который был заложен еще при царе Федоре Иоанновиче в 1586 г.

Желто-белый храм с величественными куполами-луковками с двух сторон окружен приделами имени Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Здание намеренно вынесено на открытое место, что подчеркивает его строгую красоту.

Интересный факт: в основание фундамента легли блоки с фресками XV века, что позволило во время реставрационных работ нескольким краеведческим музеям обзавестись фрагментами росписи работы самого иконника Митрофана и его помощника Дионисия.

Существует легенда, что из Рождественского храма ранее существовали подземные ходы, по которым можно было добраться до Калуги и Москвы. А сделано это было для того, чтобы монахи могли в уединении преодолеть этот неблизкий путь, пребывая в молитве и не отвлекаясь на соблазны окружающего мира.

Главной святыней Рождественского храма, конечно же, является рака с мощами преподобного Пафнутия Боровского. Она находится возле алтаря, справа.

 В главном приделе в золоченных киотах расположены чудотворные иконы Божьей Матери. Возле них всегда множество живых цветов.

А под стеклом — самые разнообразные украшения и драгоценности, которые верующие приносят в дар Богородице за скорое услышание молитв.

Также в храме есть несколько ларцов, в котором находятся частицы мощей множества православных святых.

Больничный храм пророка Илии

Маленькое здание храма Пророка Илии примыкает к помещению, в котором ранее располагались больничная палата, трапезная и кухня.

Разделяющая их решетка позволяла находящимся на излечении больным присутствовать на церковной службе. Рядом располагается кладбище где были похоронены воины, погибшие во время войны 1610 года.

Митрофановский храм

Не менее интересен Митрофановский храм. Одноэтажное здание церкви было возведено в 1760 г и является одним из самых поздних архитектурных сооружений Пафнутьево-Боровского монастыря. Его маковка с крестом возносится на высоту 30,5 м, радуя взоры чистотой линий.

Церковь святого Митрофана соединена с настоятельским корпусом, откуда можно попасть в храм, не выходя на улицу.

Совет

Ранее храм был окружен папертью с трех сторон, ныне об этом напоминает только крылечко с южной стороны.

В подклети находится место успокоения всех настоятелей обители. В помещение склепа ведет арка, расположенная сбоку церкви.

Колокольня

Настоящим чудом русского зодчества можно назвать колокольню.

Воздушное, белоснежное здание высотой 55 м, украшенное полуколоннами, полукруглыми высокими окнами и барельефами в виде серафимов и фруктов.

Здесь же установлены башенные часы, старинный механизм которых давно заменен на современный, электронный, но снаружи все выглядит по-прежнему, сохраняя дух старины.

В подклете расположился Музей русской иконы, в одном из его помещений можно увидеть уникальные средневековые фрески. Это наследие, бережно сохраняемое для наших потомков.

А с другой стороны колокольни, если зайти с улицы под арку и подняться на 2-й этаж, есть огромная иконная лавка, где представлен огромный выбор икон, православной литературы, аудио и видео записей и прочей атрибутики.

А еще рядом с колокольней расположен продуктовый киоск. Вот где можно приобрести монастырский хлеб, аромат которого разлит в воздухе.

Несмотря на то, что все здания храмов и подсобных помещений строились в разное время, в общем они создают удивительно гармоничное впечатление.

Райский уголок

А за главным Рождественским храмом Свято-Пафнутьева монастыря воссоздан поистине райский уголок. И войти в него можно по красивым мраморным ступеням через ажурную арку.

И вот ты оказываешься в очень уютной беседке, украшенной яркими и ароматными цветами.

Чуть поодаль устроена резная деревянная кормушка, а рядом красивые газоны.

Между деревьев притаился симпатичный фонтан с целующимися голубками.

Обратите внимание

Здесь просто забываешь о течении времени, словно оно останавливается. И только кошки, шмыгающие вокруг, задирающие вверх остроухие мордочки, разрушают очарование сна, вызывая улыбки.

Да еще плывущие по воздуху ароматы травяного чая, хлеба и выпечки призывают сделать паузу и перекусить. Вот такой забавный переход к реальности.

Святой старец

Многие верующие приезжают в Боровский монастырь в надежде на помощь старца – местного духовника, отца Власия. Говорят, этот человек способен помочь при семейных неурядицах и проблемах со здоровьем. Многие верят ему и стремятся попасть на исповедь.

Нам не удалось увидеть этого просветленного человека. Да это не так просто: множество людей приезжают на прием к отцу Власию за советами и утешением. И часто своей очереди люди дожидаются не одни сутки.

А еще говорят, что именно он стал прообразом отца Анатолия из фильма Павла Лунгина «Остров».

Святой источник

А вот это грустный раздел в этой статье, так как придется писать о том, чего в настоящее время (лето 2015 года) нет.

Многие годы к святому источнику Пафнутия Боровского приезжали жители всех окрестных городов, чтобы набрать удивительно вкусной и чистой воды.

Несколько лет назад над источником была построена замечательная купель! Эх, и холодная же была там водичка. Аж дух захватывало, когда трижды окунались с головой во имя Отца и Сына и Святого Духа. А уж какие длинные очереди выстраивались здесь на Крещение! Люди по несколько часов выстаивали на морозе, чтобы окунуться в купель и набрать освященной крещенской воды.

Трудно сказать, что произошло. Но постепенно напор воды в роднике начал ослабевать. А теперь источник на своем прежнем месте совсем прекратил свое существование.

Но, говорят, что есть надежда на восстановление.

Всем желающим окунуться в святой купели и набрать родниковой воды предлагаю замечательное место, находящееся в нескольких километрах отсюда. Это Высоко-Покровский храм, который является подворьем Свято-Пафнутьева монастыря.  Его совершенно заслужено еще называют Боровскими Кижами.

Как добраться

Узнать, где находится Боровский монастырь, как доехать к нему достаточно просто, на пути будет встречаться множество указателей.

Личный автомобиль: по Киевскому шоссе до Балабаново (около 90 км от Москвы), после ехать в сторону Боровска до развилки. Сворачиваем влево, проезжаем Русиново, далее в Рябушках слева будет указатель на Боровский монастырь.

Возле монастыря есть бесплатная парковка. Но стоит учесть, что в выходные и праздничные дни здесь очень много машин и экскурсионных автобусов. Так что не всегда можно рассчитывать, что получится припарковаться близко ко входу в монастырь.

Координаты: 55.21391, 36.53263.

Из Москвы можно добраться общественным транспортом. С Киевского вокзала ходят электрички на Малоярославец или Калугу. Доезжаем до станции Балабаново (чуть менее 2-х часов). Далее на автостанции пересаживаемся на автобус или маршрутку до Боровска. Выходить нужно на остановке «Рябушки» или «Роща», далее пешком.

О других достопримечательностях Калужской области можно прочитать здесь.

Эта поездка состоялась 21 августа 2015 года. А далее наш путь лежал в город Малоярославец, где расположен еще один старинный монастырь с необычным названием: Свято-Никольский Черноостровский.

О других монастырях и храмах, в которых мне удалось побывать, читайте тут.

Напишите в комментариях внизу, какие святые места Вам удалось посетить, и что произвело самое сильное впечатление.

Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/kaluzhskaya-oblast-pafnutevskij-monastyr-v-borovske/

Достопримечательности и святыни Свято-Пафнутьева Боровского монастыря

Боровско-Пафнутьевский монастырь – одно из святых мест, известных давно, куда может обратиться каждый, жаждущий получить поддержку и очищение, успокоить ум, вспомнить о своей душе и стать немножко лучше. Это популярное место для паломничества, но вместе с тем и старинный архитектурный памятник, хранящий в себе красоту и тайны былых времен, который будет интересен и людям, далеким от религии.

Мой рассказ познакомит вас с достопримечательностями и святынями Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, а также с его богатой историей и практической информацией, которая может понадобиться вам в путешествии.

Боровский монастырь – где находится (адрес, телефон)

Пафнутиев Боровский монастырь вы найдете в г. Боровске Калужской области по ул. Дмитрова, 1. Контактные телефоны: Привратная – 8(48438)43739; Гостиница – 8(903)8174806, 8174808; Паломническая служба – 8(960)5155453.

Боровский монастырь – как доехать?

  • Электричкой из Москвы от Киевского вокзала до ст. Балабаново, оттуда – автобусом или маршруткой в Боровск (ост. «Роща» или «Рябушки»). Далее – пешком.
  • На своем автомобиле из Москвы по Киевской трассе в сторону Калуги до поворота на Балабаново. На повороте сворачиваете направо и едете до пересечения с А-108 (около 1 км), поворачиваете направо в сторону Боровска. Проезжаете д. Ермолино, поворачиваете налево (на Боровск), едете еще около 1 км и поворачиваете налево (здесь будет указатель на Свято-Пафнутьев монастырь). Через 1,5 км вы на месте.
Читайте также:  Молитва за сына и защита над ним

Особенности посещения монастыря

Важно! Для паломников монастырь открыт ежедневно с 5:00 до 22:00.

Вы можете погулять по монастырской территории, побывать на богослужениях и даже заказать экскурсию (в паломнической службе).

Многие едут в Пафнутьев-Боровский монастырь специально, чтобы увидеть отца Власия, но не знают, как попасть к нему на прием.

Знаете ли вы? Архимандрит Власий в Боровском монастыре за редкими исключениями принимает по будням с 4:00 до 21:00, накануне церковных праздников прием оканчивается в 17:00. Запись происходит в живую очередь.

Узнать, принимает ли сегодня схиархимандрит Власий из Пафнутьево-Боровского монастыря, вы можете по телефону привратной, указанному выше (информация предоставляется только про текущий день).

Важно! Помните, что на всей территории монастыря необходимо соблюдение определенных правил и поддержание чистоты святого места.

Боровский монастырь – расписание богослужений

Важно! Богослужения в монастыре происходят ежедневно.

  • 5:30 – братский молебен у мощей преп. Пафнутия (в будние дни), полуношница, часы;
  • 6:45-7:15 – Божественная Литургия;
  • 12:00 – Акафист преп. Пафнутию (по понедельникам, вторникам, четвергам), Рождеству пресвятой Богородицы (по средам и пятницам), иконе Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» (по субботам).
  • 17:00 – вечернее богослужение.

В воскресные дни, а также в Дни Двунадесятых и Великих церковных праздников происходят 2 Литургии:

  • 6:30 – Божественная Литургия и часы (в храме Илии Пророка или в храме св. Митрофания);
  • 9:30 – Божественная Литургия и часы (в соборе Рождества Пресвятой Богородицы);
  • 14:00 – Акафист преп. Пафнутию (только по воскресеньям).

Где можно остановиться?

Рядом с монастырем действует паломническая гостиница, в которой есть номера с различным уровнем комфорта (от 6-местного эконом-класса до 2-комнатного люкса). Стоимость проживания будет различаться от 350 до 3500 рублей.

Важно! В гостинице за отдельную плату предусмотрено 3-разовое питание (есть как постное, так и обычное меню).

Также вы можете остановиться в частном секторе.

Знаете ли вы? Для мужчин, которые согласны потрудиться на благо монастыря от 1 недели, доступно также поселение в бесплатное мужское общежитие.

История создания монастыря

  1. История Боровского монастыря уходит в далекий 1444 год, когда на самом высоком месте в Боровске была построена деревянная церковь. В
  2. 1467 г. на ее месте уже появился первый белокаменный храм. В 1586 году храм был перестроен.

  3. В XVI веке вокруг храма появились крепостные стены, и он начал выполнять также и оборонительную функцию.
  4. Постепенно достраивались все новые здания и храмы, монастырь пережил не одно сражение, в ходе некоторых из них он частично разрушался, но потом снова восстанавливался.

  5. Боровский монастырь начал приходить в упадок после реформ патриарха Никона. С приходом Советской власти его состояние ухудшилось, в 1923 году монастырское имущество было передано Главмузею.
  6. Советские времена здесь размещалась исправительная колония и сельхозтехникум.
  7. Пострадал монастырь и в годы ВОВ.

  8. В 1960-х гг. началась постепенная реставрация музея, а в 1991 году он вернулся к РПЦ, после чего получил «новую жизнь».

Достопримечательности монастыря

На монастырской территории вас ожидают старинные здания, датируемые XVI-XVIII вв., фрески XVI-XVII вв., часть сохранившейся росписи Дионисия XV в. Из архитектурных достопримечательностей советую посетить:

  • Собор Рождества Богородицы;
  • Храм Илии Пророка;
  • Митрофановский храм;
  • Покои архимандрита;
  • Братский и погребной корпуса;
  • Западные братские кельи;
  • Трапезную.

Также на территории монастыря действует интереснейший Музей русской иконы с несколькими экспозициями, посвященными истории монастыря и церковным находкам и реликвиям, найденным здесь, а также, собственно, богатству русской иконописной культуры.

Святыни монастыря

Есть в Боровском монастыре несколько объектов, которые делают его особенно привлекательным для паломников:

  • Мощи преп. Пафнутия – основателя монастыря;
  • Икона Богоматери Иверская, которая хранится в соборе Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Мощи св. матроны Московской (в Храме Илии Пророка);
  • Мощи св. кн. Владимира;
  • Мощи Киево-Печерских святых;
  • Мощи старцев Глинских.

Фото монастыря и видео

Красота и величие монастыря с высоты птичьего полета.
Внутреннее убранство одного из храмов монастыря.

Ворота монастыря открыты для всех ищущих ежедневно.

Посетив место, подобное Боровскому монастырю, задумываешься о смысле жизни, о настоящих ценностях, уходит суета и страхи, обращаешься к вечному. А если есть возможность поговорить с духовным наставником, мудрецом – тогда вообще переосмысливаешь многие вещи и уезжаешь домой другим человеком.

Случалось ли вам прочувствовать на себе такую трансформацию после посещения Боровского монастыря?

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/monastir/borovskij.html

Пафнутьев-Боровский монастырь

Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь – мужской монастырь на окраине города Боровска Калужской области. Основан преподобным Пафнутием и его учениками в 1444 году.

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь на протяжении всей своей истории пользовался особой милостью царствующих особ, сановных и состоятельных людей, на чьи вклады и пожертвования он строился и пополнялся богатствами.

Среди дарителей и вкладчиков были Иван III, Василий III, Иван IV Грозный, Федор I Иванович, Борис Годунов, Михаил Федорович Романов, Алексей Михайлович Романов, патриарх Филарет, архиепископ Макарий, архимандрит Митрофан (Шеинков), князья и бояре Щербатовы, Волконские, Репнины, Лыковы-Оболенские.

Здания и сооружения монастыря

  • Святые ворота (проломные, «водяные» ворота), XVIII–XIX вв.
  • Георгиевская башня, XVI век
  • Круглая башня, XVI век
  • Оружейная башня, XVI век
  • Сторожевая башня, XVII век
  • Тайницкая башня, XVII век
  • Поваренная башня XVI век
  • Собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы, 1586 г.
  • Трапезная, пристроенная к Рождественскому собору, 1837 г.
  • Трапезная, келарские палаты и храм во имя Рождества Христова, 1511 г.
  • Колокольня, 1690 г.
  • Храм во имя пророка Илии с больничными палатами, 1670 г.
  • Настоятельские (Архимандричьи) палаты, XVII век
  • Храм во имя святителя Митрофана Константинопольского, 1760 г.
  • Погребной корпус, XVI век
  • Западные братские кельи (Гостиничный корпус), XVII век
  • Поваренная палата, XVII век
  • Юго-восточные братские кельи, XVII век
  • Сохранившийся фрагмент храма во имя преподобного Пафнутия и пристройки к нему, XVI век
  • Прясла крепостных стен, XVI–XVII вв.
  • Святой источник
  • Учебный корпус, 1930-е гг.

История Пафнутьев-Боровского монастыряМонастырь основан в 1444 году преподобным Пафнутием и его учениками. 23 апреля 1444 года Пафнутий, выздоровев после тяжелой болезни, покинул Высоко-Покровский монастырь и поселился в 3-х верстах от него в боровском лесу на левом берегу реки Протвы при впадении в нее речки Истерьмы. Постепенно рядом стали обосновываться иноки, страждущие его духовного наставничества, сооружая с его благословения кельи. Они и явились первыми членами братства.

В 1448 году в новом монастыре построена и освящена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Боргородицы. В 1460 году Пафнутием был совершен постриг Иоанна Санина под именем Иосиф, который впоследствии станет основателем Иосифо-Волоколамского монастыря – преподобным Иосифом Волоцким.

В 1467 году на месте деревянной церкви возведен новый белокаменный собор, освещенный также во имя Рождества Пресвятой Боргородицы. В 1476 году собор был расписан фресками лучшим иконописцем, иноком Симонова монастыря Митрофаном и молодым Дионисием. Обитель при Пафнутии была небогата, несколько раз страдала от пожаров.

В 1477 году скончался настоятель монастыря игумен Пафнутий, проведший в иночестве 63 года, и был похоронен в Рождественском соборе, у южной стены. После его смерти игуменом был избран Иосиф, но вскоре он покинул стены обители и удалился на Волоколамские земли.

В 1480 году, одержав победу над ханом Золотой орды Ахматом, Великий князь Иван III посетил Пафнутьев монастырь, где был восхищен росписью собора и пригласил Дионисия в Москву для росписи кремлевских церквей.

Важно

В XVI веке Пафнутьев-Боровский монастырь формируется как крепость. Под руководством известного градодельца Федора Коня сооружаются крепостные стены и башни. Первой была построена Круглая башня, за ней – Поваренная, Оружейная, Георгиевская (проездная).

Строится надвратная церковь преподобного Пафнутия, а также погребной корпус. В 1511 году построены и объединены в один объем теплая церковь Рождества Христова, царская трапезная и келарская палата.

В 1531 году Пофнутиев монастырь посетил Великий князь Василий III с женой Еленой Глинской, где молился о рождении наследника. Вскоре у них рождается сын – будущий царь Иван Грозный.

На монастырь, занимавший выгодное стратегическое положение к юго-западу от Москвы, обращают внимание великие московские князья и крупнейшие бояре. При Иване IV Грозном обитель владела многими селами и угодьями, а к середине XVIII века уже 11 тыс. крепостных.

В 1547 году на Московском Соборе, который возглавлял митрополит Московский Макарий, постриженик Пафнутьев-Боровского монастыря, преподобный Пафнутий причислен к лику святых как великий Чудотворец, а 1 (14) мая становится днем его памяти и общецерковного почитания.

После канонизации Пафнутия монастырь приобрел еще большую известность своими редкими иконами, фресками богатой ризницей, библиотекой.В 1584–1586 гг. собор Рождества Богородицы был разобран («из-за малости»), по указанию Федора I Ивановича на его месте на средства из царской казны построен новый кирпичный соборный храм (холодный).

В храме были устроены два придела: во имя великомученика Федора Стратилата и во имя великомученицы Ирины. В 1592 и 1596 гг. Федор Иванович с царицей Ириной пребывали в монастыре на богомолье.

В 1599 году скончался Андрей Клешнин, приближенный Бориса Годунова, замешанный в истории смерти царевича Дмитрия, незадолго до смерти принявший постриг и схиму в монастыре с именем Левкий. А. Клешнин был похоронен на территории Пафнутьева монастыря, на что указывает надпись на плите слева от входа в церковь великомученицы Ирины.

В XVII веке продолжается строительство крепостной стены, а также жилых зданий. В этот период зодчим Трофимом Шарутиным возводятся Сторожевая и Тайницкая башни. Строятся Западные и Юго-Восточные братские корпуса, Настоятельские (Архимандричьи) палаты.

Летом 1610 года войско Лжедмитрия II после сражения у Боровска осаждало Пафнутьев-Боровский монастырь, а после предательства воевод Челищева и Змиева завладело обителью. Во время защиты монастыря войском во главе с князем Михаилом Волконским погибли около двенадцати тысяч человек, в том числе монахи и укрывшиеся в монастыре местные жители.

Обитель была разграблена, постройки сожжены, ценности расхищены, огнем уничтожены документы, грамоты, древние книги.

С 1618 года царем Михаилом Федоровичем делаются крупные денежные пожертвования на восстановление обители. В 1630 году посетивший монастырь патриарх Московский и всея Руси Филарет также вносит значительные денежные средства.

Кроме этого, продолжают поступать пожертвования и от других благотворителей. Монастырь вновь обретает первозданный облик.

Совет

В 1651 году к южной стороне собора пристроена церковь во имя Архангела Михаила, с западной южной и северной сторон построены паперти.

В 1666 году в Пафнутьев-Боровском монастыре дважды отбывал ссылку (с 9 по 19 марта и с 5 сентября по 3 апреля 1667 г.

) протопоп города Юрьевца-Повольского Аввакум, духовный писатель, лидер раскольнического движения и противник церковно-обрядовой реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Сподвижница и духовная последовательница Аввакума боярыня Ф. П.

Морозова с сестрой княгиней Е. П. Урусовой были заточены в Боровский острог, где в 1675 году они погибли от пыток и голода в земляной яме.

В 1670 году на месте захоронения погибших защитников монастыря в сражениях 1610 г. построена церковь во имя пророка Илии с больничными  палатами.

В 1691 году на месте шатровой звонницы с северной стороны трапезной палаты возведена примыкающая к ней 55-метровая каменная пятиярусная колокольня с 9 колоколами, часами с боем, украшенная рельефными изразцами работы Степана Иванова по прозвищу «Полубес».

В 1760 году на средства архимандрита Митрофана Шеинкова возведена церковь во имя святителя Митрофана, патриарха Цареградского, в подклети которой устроена усыпальница. В 1776 году вместо келарской палаты устроен престол во имя преподобного Онуфрия.

В конце XVIII века главы Рождественского собора увеличиваются в высоту и венчаются восьмериками.

В 1812 году Пофнутиев-Боровский монастырь подвергается новому разорению. Войска Наполеона, покинувшие Москву, проходя через Боровск 10 октября, разграбили и сожгли обитель. Но уже к 1822 году монастырь восстановлен.

В 1828 году была разобрана обветшавшая церковь архангела Михаила, в 1836 – надвратная церковь преподобного Пафнутия. В 1837 году возведена теплая церковь во имя Всех Святых, где покоится прах около 30 представителей рода Волконских, в т.ч.

Обратите внимание

Михаила Константиновича Волконского – героя сражений 1610 года. В том же году разобрана обветшавшая паперть у западной стены Рождественского собора, а вместо нее пристроена трапезная.

В 1864 году между Георгиевской и Поваренной башнями открыты Святые врата (ранее они располагались в Георгиевской башне).

Монастырь в советский период

В 1918 году монастырь был национализирован, а в 1919 на базе его подсобного хозяйства создана Пафнутьевская сельхозкоммуна, в которой трудились 42 монаха и служащих обители.

Читайте также:  Молитва от всех проклятий

В 1920 году в связи с большим историческим и художественным значением монастырь взят под охрану государства и превращен в музей. В 1923 году сельскохозяйственная коммуна прекратила свою деятельность, а монастырь закрыт как духовная обитель.

В последующие годы он существовал как историко-художественный музей, в его стенах также располагался детский дом.

В 1930-х гг. в монастырских стенах располагалась детская колония – Индустриально-ремесленная школа.

На месте обветшавшей церкви во имя Всех Святых и усыпальницы Волконских строится учебный корпус. Впоследствии здесь располагался техникум аэрофотосъемки и картографии имени Калинина, позднее – школа механизации сельского хозяйства.

Во время Великой Отечественной войны, в период оккупации Боровского района немцами с 15 октября 1941 года по 4 января 1942 года, в Пафнутьевом монастыре размещались части немецкой армии, а также был устроен концентрационный лагерь.

В послевоенное время в зданиях монастыря работали школа инструкторов, институт переподготовки сельскохозяйственных кадров, училище механизации, а с 1962 года – сельхозтехникум.

В 1955 году после обрушения центральной главы собора Рождества Богородицы (1954) принято решение о проведении реставрационных работ зданий и сооружений монастыря. В 1960 году начата реставрация архитектурного комплекса обители, продлившаяся 30 лет.

В 1968 году создается историко-архитектурный и краеведческий музей.

Современный период в истории обители

Важно

В 1990 году Калужским облисполкомом принято решение о передаче Пафнутьев-Боровского монастыря Русской Православной Церкви, и уже в 1991 году обитель становится действующей, возрождается монашеская жизнь.В 1995–1996 гг.

монастырские церкви пополнены святынями и убранством, построена главка с крестом над церковью Рождества Христова. В 1997–1998 гг. освящен придел преподобного Пафнутия в трапезной собора Рождества Богородицы. В 2000 году открыта детская Воскресная школа.

В 2007 году закончена реставрация колокольни, в 2008 – ансамбля фресковой живописи в соборе Рождества Богородицы, деревянного шатрового верха Поваренной башни, кровли на царской трапезной. В 2009 году обновлена кровля куполов Рождественского собора, а центральный купол украшен позолотой.

В 2010 году освещена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, воссозданная на месте Высоко-Покровского монастыря, и Миссионерско-просветительский центр, построенный около монастыря.

Как добраться

Из Москвы с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново, затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), а дальше пешком (около 10 минут).

Источник: http://www.BankGorodov.ru/sight/pafnytev-borovskii-monastir

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

Основанный в XV веке Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь находится в ста километрах от Москвы, на краю тихого провинциального города Боровска (Калужская область). Обитель носит имя своего создателя — преподобного Пафнутия Боровского.

Архитектурный облик пу́стыни формировался преимущественно в XVI — XVII веках. В этот период возведены храмы, колокольня, трапезная, каменные стены и башни. Одновременно с этим монастырь превращался в хорошо защищенное оборонительное сооружение.

Сегодня Боровский монастырь — это не только монашеская обитель, но и архитектурный музей, регулярно привлекающий многочисленные группы туристов, паломников и прихожан. Здесь проводятся экскурсии, организуются лагеря для детей, также есть вечерняя школа, библиотека, книжная лавка, музей «Русской Иконы».

Святые врата, Поваренная башня и часть стен монастыря, © Сергей Кузнецов

История

Годом основания монашеской обители принято считать 1444 год. Именно в этом году преподобный Пафнутий с группой последователей обосновались на возвышенности при впадении реки Истерьмы в Протву. Со временем молва о монастыре ширилась, люди из ближайших поселений стали приходить сюда на службы и молитвы.

Через некоторое время отшельническая пустынь стала полноценным монастырем. В 1467 году на месте старой деревянной церкви возведено первое каменное строение — Рождественский собор. Спустя более чем сто лет (в 1586 году) храм снесли, а на его месте построили новый, пятиглавый.

При строительстве использовали расписные элементы от прежней постройки. С XVI века монастырь обрастал стенами и укреплениями, что не всегда спасало от разорения и сожжения во время набегов иноземцев.

По окончанию смутного времени территорию стали восстанавливать, в том числе башни и прясла стен.

Совет

С приходом большевиков все имущество было передано Главмузею. На территории разместилась исправительная колония, а позднее сельхозтехникум. В течение долгого времени монастырь принадлежал Боровскому краеведческому музею.

Возрождение монастыря и передача его русской православной церкви состоялось только 1991 году.

С тех пор монастырский комплекс полностью возобновил свою привычную жизнь — его двери открылись для прихожан, в храмах начали проводиться службы.

В 1990-е произошло немало других положительных событий — возрождена церковь пророка Илии, открыт храм святой великомученицы Ирины, на колокольню вновь подняты колокола.

Купола Рождественского собора и колокольня, © Маргарита Кушниренко

Архитектура монастыря

В настоящее время архитектурный ансамбль Пафнутьев-Боровского монастыря восстановлен. Реставрация началась еще в советские годы, благодаря чему удалось сохранить ряд строений XVI века постройки и уникальные фрески XVI–XVII веков.

Любительская панорама внутреннего двора Свято-Пафнутьевского монастыря

Рождественский собор

На просторной площадке в центре монастыря, не скрывая своего великолепия, стоит одно из самых старых строений — освященный в 1589 году пятикупольный Собор Рождества Пресвятой Богородицы. К южной и северной стороне храма примыкают два придела — в честь покровителей Федора Стратилата и Великомученицы Ирины. Купола собора увенчаны крестами с царскими коронами.

За 400 лет к собору неоднократно пристраивали новые помещения, так например в 1837 году была пристроена трапезная, в которой сегодня устроен придел в честь преподобного Пафнутия.

В ходе реставрации проводимой в 1960-е были найдены блоки самого первого каменного собора, построенного еще при Пафнутии. Ценность находки заключается в частично сохранившейся уникальной росписи XV века, за авторством иконописцев Дионисия и Митрофана. Некоторые рукописные фрагменты были переданы в музей Андрея Рублева.

Стараниями реставраторов восстановлены фрески, изразцы и богатая иконная роспись на стенах храма, выполненная в византийском стиле.

Внутри храма хранятся мощи православных святых, чудотворные иконы Божьей Матери, драгоценности и конечно же главная святыня — мощи Святого Пафнутия Боровского.

Рождественский собор, © Сергей Василец

Храм Пророка Илии построен из кирпича в XVI веке и внешне скромен — один этаж, один купол, простые очертания и небольшие размеры.

Храм имеет две пристройки, использовавшиеся в качестве трапезной и для размещения больных. Каждое из строений строилось в разные промежутки времени, о чем можно понять по стыкам на стенах.

Рядом с церковью находится старинное кладбище, где по преданию захоронены погибшие в 1610 году защитник крепости.

Храм пророка Илии, © Сергей Кузнецов

Митрофановский храм

Одно из самых молодых сооружений Свято-Пафнутьевского монастыря считается Митрофановский храм, 1760 года постройки. Храм однокупольный и одноэтажный, его высота достигает 30,5 метров, преимущественно за счет высокого цоколя (подклети). Вплотную к церкви прилегает настоятельский корпус, через который можно попасть в храм не выходя на улицу.

В одной из палат подклети покоятся останки прежних настоятелей обители. С 1992 года в престоле лежат мощи мучеников Хозевитских.

Здание дважды сильно пострадало: во время войны 1812 года и Второй мировой войны. В 1972 году под кровлей нашли неразорвавшийся снаряд, который, как оказалось, пролежал здесь со времен ВОВ, чтобы продолжить ремонт пришлось вызывать саперов.

Митрофановский храм, © Nikolay Tuzhilin

Крепостная стена

Изначально Свято-Пафнутьев Боровский монастырь окружал деревянный забор, который в XVI–XVII веках заменили более серьезным защитным сооружением — кирпичной стеной с башнями и бойницами. Протяженность стен 673 метра, охватываемая площадь 1,62 гектара. Башни имеют собственные имена, назначение и историю. Всего их шесть:

  • Поваренная — стоит на западе крепости, высота 26 метров, толщина стен у основания — более трех метров. По своей форме башня схожа с Георгиевской. Один из углов опирается на огромный валун.
  • Оружейная — расположена с юго-восточной стороны, высота порядка 26 метров. По конструкции трёхъярусная. На каждый из ярусов можно попасть через отдельный вход: со двора, с крепостной стены либо по внутренней лестнице.
  • Георгиевская — она же Знаменская, расположена с юго-восточной стороны. Общая высота 33 метра. В стародавние времена в ней стояли ворота для въезда в монастырь. По форме башня почти квадратная, с шатрообразной крышей увенчанной крестом.
  • Тайницкая — еще одна прямоугольная башня, но уже на северо-западной стороне, у большого оврага. Высота 29 метров. Считается, что именно здесь в 1610 году вражеские войска вошли в крепость. В народе ей дали еще одно название — башня Измены.
  • Круглая — одна из самых старых (1523 год) и низких башен, высота всего 8,5 метров, а толщина стен 85 сантиметров. Название исходит из формы башни.
  • Сторожевая — огромная и внушительная башня в восточной части крепости. Большая часть основания выходит за пределы монастыря, лишь одним углом упираясь в стену. В древности с её вершины открывался вид на всю территорию крепости.

Монастырские стены, © Маргарита Кушниренко

Колокольня

Одним из выдающихся примеров русского зодчества с уверенностью можно назвать колокольню XVII века. Постройка высотой 55 метров примыкает к одной из стен трапезной.

Белокаменные стены декорированы живописными барельефами, полуколоннами на углах, высокими закругленными окнами.

В звоннице пять ярусов, на одном из которых установлены действующие башенные часы, правда, уже с современным механизмом.

Обратите внимание

В 1859 году в башне было девять колоколов. Из старых колоколов остался только один, ныне он находится в музее Коломны. В 1992 году на звонницу Свято-Пафнутьевского Боровского монастыря подвесили 16 новых колоколов, полученных в дар и отлитых в Москве.

Внутри колокольни можно увидеть средневековые фрески, включая работы руки Спаса Нерукотворного. Здесь также расположился музей русской иконы и иконно-книжная лавка.

Монастырская звонница, © Маргарита Кушниренко

Как попасть в Боровский монастырь в Калужской области

В настоящее время главным духовником Свято-Пафнутьевского монастыря является схиархимандрит отец Власий, именно к нему стремятся большинство паломников с разных уголков России, специально для духовного окормления. О том, как и когда можно попасть на прием к батюшке уточняйте по телефону монастырской привратной: +7 48438 4-37-39.

Из Москвы можно доехать на поезде, до станции Балабаново (Калужская область). Состав в сторону Калуги, Малоярославца отправляется с Киевского ж/д вокзала (см. Яндекс. Расписания).

Добравшись до города можно сесть на автобус/маршрутку № 101, 101т до Боровска. Прямые автобусные рейсы в Боровск также есть из Обнинска, Абрамовского, Ворсино, Ермолино, Семичево.

Ближайшие к монастырю остановки рейсовых автобусов и маршруток — «Роща», «Рябушки» — находятся в пешей доступности (расстояние — около километра).

Детальный маршрут представлен на сайте Пафнутьев-Боровского монастыря.

Самым удобным вариантом будет поездка на машине. От Москвы и Калуги до монастыря приблизительно одинаковое расстояние — около 100 километров. Если своей машины нет, то можно воспользоваться услугами такси, при помощи одного из приложений: Яндекс.Такси, Gett, taximaxim, Uber и прочих.

Паломники и просто желающие лучше ознакомиться с этим уникальным историческим местом могут остановиться в гостинице при монастыре.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/borovsk/temples/24942

Боровский Свято-Пафнутьев монастырь

Ездили мы тут с друзьями в Боровск Калужской области. Конечно, похож он на другие небольшие российские города своей некоторой заброшенность что ли, но что-то в нем особенное все таки есть. Отремонтировать бы все красивые храмы, так и вообще, красота.

Правда, если во всех городах все исторические постройки отремонтировать, так и везде будет прекрасно))) А в развалинах тоже ведь своя красота есть, иногда они намного колоритнее своих не разваленных товарищей)) Короче, сказ о развалинах и не развалинах.

С погодой нам повезло действительно сказочно, одним словом, мороз и солнце, день чудесный))) Сначала прошу в монастырь)))

План монастыря, взят с официального сайта http://www.pafnuty-abbey.ru/photo_gallery/plans.

Боровский Свято-Пафнутьев монастырь находится на окраине самого Боровска. Если ехать от Москвы, то, не доезжая нескольких километров до города, надо свернуть налево по указателю. Перед входом есть парковка для машин.

Святые ворота (центральные, здесь – вход в монастырь). Слева – Поваренная башня.

Монастырь очень интересный с красивым центральным храмом и богатой историей. Не буду писать подробности, кому интересно, зрите в конец поста, там ссылки; но совсем без умничания я тоже не могу))) но только самое интересное.Основан монастырь в 1444 году Пафнутием Боровским (о нем в следующий раз) в месте впадения реки Истремы в Протву. Центральный собор Рождества Богородицы очень красив внутри; не знаю, специальная ли это была задумка строителей, или так совпало, но эффект потрясающий: темные фрески и яркие косые лучи света, врывающиеся внутрь из узких окон. Фотографии не передают всей красоты, но не могу не показать. Извиняюсь за качество)))Нынешний храм был построен в 1589 году по распоряжению царя Федора Иоаныча. При недавней реставрации окончательно были восстановлены фрески 17 века, созданные  художниками московского Кремля. Первый же белокаменный храм Рождества Богородицы (1467 год) был расписан Дионисием; блоки этого храма, в том числе и с росписями Дионисия, использовали для фундамента нового собора. При реконструкции в советское время эти блоки обнаружили и… в музей, в музей))) что, конечно, не может не радовать!После Рождественского собора нас занесло на стену монастыря, мы увидели открытую лестницу и не могли ею не воспользоваться.

Читайте также:  Владимирский собор севастополя, расписание богослужений, адрес, история

Слева – подъем, справа (он же) – спуск.

Сама стена 16-17 веков явно предназначена для обороны, она мощная, с многочисленными бойницами и несколькими крепкими башнями. Однако она не смогла остановить поляков в 1610 году, хотя тут не обошлось без измены.Со стены открываются красивейшие виды на здания монастыря.

Святые ворота изнутри

Рождественский собор и колокольня

В монастыре огромное количество голубей.

Слева направо: самая высокая постройка – колокольня, Рождественский собор, небольшая церковь Илии Пророка, церковь во имя святителя Митрофана (темно-красные стены).

Побродив по всем доступным участкам стены, и даже заглянув в угловую башню, мы спустились и направились в церковь Илии Пророка. Это небольшой храм, к которому пристроены больничная палата с небольшой трапезной. Причем больничная палата (теперь она стала частью церкви) была отделена от храма стеной с проемом, чтобы больные могли тоже слышать и видеть службу. Сейчас очень странно видеть алтарную часть, отделенную от остального храма стеной с большим окном.Ну и напоследок увидели мы открытую дверь колокольни, не смогли удержаться и взобрались туда тоже)))Но сначала немного о трапезной. С чего бы это вдруг? Сейчас поймете. Во-первых, трапезная – самая старая постройка в монастыре, все таки 1511 год! Во-вторых, именно к ней, вернее к ее северной паперти, в конце 17 века пристроили колокольню.

Трапезная – двухэтажное белое здание.

На стенах, сводах и столбах (оставшихся от паперти) первого этажа колокольни очень красивые старые фрески 17 века, думаю, их постепенно восстановят.

Справа – вход в трапезную

Кроме прекрасных фресковых росписей, снаружи колокольня украшена изразцами с изображением различных цветов, плодов и серафимов, их авторство приписывают известному мастеру Степану Полубесу. Поднимались мы сначала по узкой крутой каменной лестнице, а потом по не менее крутой деревянной, но добрались до звонницы. Да уж, звонари тут никак не могут быть толстыми)))Виды сверху как всегда прекрасны!

Рождественский собор с южным порталом

Вид на Боровск, на переднем плане – Тайницкая башня, вроде бы здесь начинается тайный ход до самого Боровска, а еще именно через нее в 1610 году поляки проникли в монастырь при помощи изменников.

Слева – Георгиевская, или Знаменская, проездная башня, справа – Святые ворота.

Колокола на звоннице новые, из старых сохранился лишь один, 1488 года, который находится в музее Коломенское.А потом мы поехали в Боровск и еще кое-куда.Обещанные ссылки:

http://www.pafnuty-abbey.ru/ – официальный сайт монастыря

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%F4%ED%F3%F2%FC%E5%E2%EE-%C1%EE%F0%EE%E2%F1%EA%E8%E9_%EC%EE%ED%E0%F1%F2%FB%F0%FC – вездесущая Википедия.

Источник: https://lina-sapfir.livejournal.com/6110.html

Юрий Крестников. Святые места Подмосковья. Запад и Юго-Запад. Часть 3 / Православие.Ru

Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь, город Боровск, Боровский Высоко-Покровский монастырь, город Верея, Сергиево – Дубровский женский монастырь, город Можайск, монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Царево-Борисовом городке, Ферапонтов Лужецкий Можайский мужской монастырь.

РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ СВЯТО-ПАФНУТЬЕВ БОРОВСКИЙ мужской МОНАСТЫРЬ

Расположен на левом низком берегу р. Протвы, в 3 км к юго-востоку от г. Боровска Калужской обл. и в 83 км к юго-западу от Москвы. Основан в 1444 г. прп. Пафнутием Боровским (1395 – 1 мая 1477 гг.).

Прп. Пафнутий родился в с. Кудиново, в 4,5 км от Боровска в семье благочестивых родителей и при крещении наречен Парфением. Согласно преданию, дедом святого был татарский чиновник-баскак, принявший Православие. Достигнув 20 лет, Парфений поступил в Боровский Высоко-Покровский монастырь[1], где и принял постриг с именем Пафнутий.

Видя сердечное желание Пафнутия, настоятель отдал его в послушание старцу Никите[2], который был учеником прп. Сергия Радонежского и 19 лет управлял Серпуховским Высоцким монастырем (см. Вып. №1, с. 28-31), став в 1396 г. преемником прп. Афанасия Младшего.

Когда через 20 лет прп. Пафнутий возрос « до меры учительного мужа» высокой духовной жизни, св. митрополит Фотий рукоположил его во игумена обители.

В 1444 г. прп. по внушению Божьему оставил Покровский монастырь и поселился в 3 км от него, в пустынном месте при впадении р. Истерьмы в Протву. Вскоре здесь также возникла обитель и повелением св. митр. Ионы выстроена деревянная церковь во имя Рождества Богородицы.

Важно

Аскеза прп. Пафнутия не отличалась чрезвычайной суровостью, но он был строг в соблюдении устава, церковного правила и благочиния. Блюститель канонов, он не желал признавать митр. Иону, избранного без утверждения Константинопольского Патриарха, за что подвергался строгому наказанию.

Прп. суров к мирянам, перед смертью отказывается принимать и письма и дары князей и бояр. Но он внушает им такое уважение, что дары щедро текут в его обитель.

Брат Ивана III, Серпуховской князь Юрий Васильевич, живший безбрачной и чистой жизнью, говорил: «Как пойду на исповедь к отцу Пафнутию, ноги у меня подгибаются». Почитание его в великокняжеском доме сделало прп. как бы фамильным святым московских князей.

Иван Грозный считался рожденным по молитвам прп. и сам называл его имя в ряду величайших московских святых – Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.

Восемнадцать лет проходил у прп. Пафнутия школу иноческого воспитания будущий великий деятель Русской Православной Церкви – прп. Иосиф Волоцкий, который возглавил обитель после преставления святого в 1477 г. Пострижениками прп. Пафнутия были: брат прп.

Иосифа Вассиан Санин, позднее автор жития прп. Пафнутия и архиепископ Ростовский; прп. Давид – основатель Вознесенской Давидовой пустыни (см. Вып.1, с.23-27); прп. Даниил – основатель Троицкого монастыря в Переславле-Залесском и крестный отец Ивана Грозного.

Прп. Пафнутий был сторонником объединения удельных княжеств под властью Москвы. Поэтому он пользовался поддержкой Великого князя; уже в 1467 г. в обители возвели каменный собор во имя Рождества Богородицы, расписать который пригласили крупнейших иконописцев того времени – Митрофания и его ученика Дионисия.

Именно Дионисию было адресовано знаменитое «Послание иконописцу» прп. Иосифа Волоцкого. Великий художник и мыслитель оказал сильное влияние на процесс формирования в монастыре особой художественно – ремесленной традиции. Среди тех, кто глубоко воспринял ее, был свт.

Совет

Макарий, также постриженик Пафнутьева монастыря, позднее глава Русской Православной Церкви (в 1542-1563 гг.).

В XVI веке Пафнутьев монастырь становится одним из славнейших и богатейших в России. Именно здесь летом 1513 г. останавливались основные силы русского войска во главе с Василием III перед походом на Смоленск. Уже во 2-ой половине XVI в.

монастырь, занимавший стратегически выгодное положение на юго–западных подступах к Москве, получил каменные стены и башни. Сильно пострадавшие в годы Смуты, они будут восстановлены в XVII в.

Трофимом Шарутиным, потомственным каменщиком из Кашина.

В 1511 г. была сооружена величественная Трапезная палата с теплым храмом во имя Рождества Христова, а в конце столетия перестроили Соборный храм – один из самых совершенных на то время.

В архитектуре этого четырехстолпного, пятиглавого храма заметно влияние Архангельского собора Московского Кремля. В 1644 г. он был расписан фресками. В 1651 г. на средства царицы Ирины Михайловны был построен северный придел во имя св. вмц. Ирины.

Архитектурная композиция самого собора нарушена в XIX в. пристройкой притвора и переделкой куполов.

Подошедший к Боровску в июле 1610 г. «тушинский вор» (Лжедмитрий II) не смог взять монастырь–крепость до тех пор, пока двое изменников–воевод не открыли ворота. Неравная битва продолжалась в обители. Многотысячное войско, вся братия и укрывшиеся в монастыре окрестные жители погибли. Возглавлявший оборону кн.

Михаил Волконский был убит в бою в соборном храме. Погибли настоятель монастыря архим. Никон и находившийся здесь на покое защитник Троице–Сергиева монастыря архим. Иоасаф. Все богатства были расхищены, а документы и жалованные грамоты сгорели в пожаре. В память об этой обороне и подвиге кн. Волконского в 1777 г.

Обратите внимание

город Боровск получил свой герб: сердце с крестом (символ верности) в лавровом венке.

В XVII в. монастырь был не только восстановлен после разорения, но и пережил период расцвета. К этому времени сформировался его архитектурный ансамбль, почти полностью дошедший до нашего времени. В 1666-67 гг. в монастырской тюрьме содержался печально знаменитый протопоп Аввакум.

Отсюда он был сослан в Пустозерский острог. Осенью 1674 г. сюда же по Указу Государя были привезены упорствующие в расколе «духовные чада» неистового протопопа боярыня Ф. Морозова, ее сестра Е. Урусова и жена стрелецкого полковника М. Данилова.

Несчастные жертвы раскольничьей пропаганды скончались здесь голодной смертью осенью 1675 г.

В XVII-XIX вв. монастырь славился редкими иконами, фресками, богатыми ризницей и библиотекой. В 1744 г. к обители были приписаны 11 тыс. крестьян. Посетители монастыря в XIX в. отмечают его ухоженность, тишину, особенное спокойствие и умиротворенность.

Нам не известны имена выдающихся подвижников тех времен, но, судя по духу монастыря, его налаженному и спокойному быту, жизнь братии протекала тихо и размеренно, в неспешных монастырских службах и трудах на послушаниях. Процветанию монастыря не помешало даже троекратное посещение его наполеоновской армией в 1812 г. Тогда, как и в 1610 г.

монастырь был полностью разграблен, а библиотека сгорела. Но главное разорение было еще впереди.

В 1923 г. обитель была закрыта. На ее территории разместили музей, а затем вселили исправительно–трудовую колонию, которую сменила школа механизации сельского хозяйства. Учебный корпус школы был возведен в 1933-35 гг.

Важно

на месте снесенного монастырского некрополя. В ночь на 14 мая 1954 г. (день памяти прп. Пафнутия) центральный купол Рождественского собора рухнул, раздавив стоявшую в храме училищную технику. Так прп. Пафнутий положил начало возрождению обители. В 1960 г.

здесь начались реставрационные работы.

В начале 1991 г. с территории монастыря был выведен сельскохозяйственный техникум, а летом сюда пришли первые насельники.

Символично, что первым наместником монастыря стал игумен Никон (Худяков) – ученик и духовный сын схиархимандрита Амвросия (Иванова)[3] – последнего из братии Боровской обители до ее закрытия. Таким образом, сохранилось духовное преемство. 13 апреля 1991 г. состоялось освящение церкви св. прор.

Илии, в которую была перенесена часть мощей прп. Пафнутия, – она сохранялась в Псково–Печерском монастыре и была перевезена оттуда архиепископом Калужским и Боровским Климентом.

С лета 1994 г. начались торжественные и праздничные (с1995 г. – утренние и вечерние) богослужения в соборе Рождества Богородицы. В нем построен трехъярусный иконостас, устроен придел в честь прп. Пафнутия, 14 сентября 1996 г. подняты колокола на колокольню. В октябре 1996 г. отслужен водосвятный молебен в храме св. вмц. Ирины.

Управляет монастырем игумен Серафим (Савостьянов). В 2000 г. в обители подвизались 23 насельника.

Храмы:

  1. Соборный – во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1467, 80 гг. XVI в.), сев. придел – св. вмц. Ирины (1651 г.); притвор – XIX в. с приделом во имя прп. Пафнутия Боровского (90-ые гг. XX в.)
  2. во имя Рождества Христова, при Трапезной палате (XVI в.)
  3. во имя св. пророка Илии, больничный (1670 г.)
  4. во имя св. Митрофана, Патриарха Цареградского, в верхнем этаже при настоятельских кельях (возобновлен в 1760 г.; освящен после нашествия Наполеона в 1819 г.; после возвращения монастыря Русской Православной Церкви освящен 27 июля 1992 г., приэтом устроен новый четырехъярусный иконостас)
  5. во имя Всех Святых (1837 г.; в 30-х гг. XX в. на его месте выстроили школьное здание)

Святыни:

  1. часть св. мощей прп. Пафнутия Боровского
  2. древняя икона Рождества Пресвятой Богородицы в храме св. Митрофана

Источник: Прп. Пафнутия – рядом с монастырем. Купальня.

Подворья:

  1. в Калуге – ц. Преображения Спасителя, т.н. Спас за Верхом
  2. в Москве – Ипатьевский пер.,12 (не действует)

Адрес: 249002, Калужская обл. Боровский р-н, с. Роща.

Телефон

Источник: https://pravoslavie.ru/1905.html

Ссылка на основную публикацию