Молитва Исаака Сирина в Великий пост: православное моление для всех плачущих
Несмотря на тот факт, что большинство произведений Исаака Сирина, дошедшие до нашего времени, имеют четко выраженный аскетический характер, все же, его труды предназначены для широкого круга читателей. Главной чертой его творчества является не просто назидательное вероучение – тексты праведника содержат практические рекомендации по приложению учения в жизнь.
Преподобный учит нас относиться со всей серьезностью даже к тем прегрешениям, которые принято считать легкими: ведь единожды впадая в грех, человек обязательно согрешит снова, а значит, и наказание ему предстоит понести более суровое.
Праведник отмечает великую силу искренней молитвы, одновременно уточняя, какова она должна быть: верующий, обращающийся к Господу, не имеет права быть безрассудным, дабы не прогневать Всевышнего низменностью просьбы. Слова мольбы должны быть лишены заботы о земных благах, но содержать искреннее желание познать богатства духовные.
И даже если Спаситель не выполняет обращенную к Нему просьбу сразу, не стоит скорбеть об этом: Господь велик и премудр, он ниспошлет молящемуся благодать Свою тогда, когда придет для того время.
Исаак Сирин учит нас возлюбить уединение, без которого невозможно чистое общение со Спасителем, не поддаваться лени, и регулярно читать обязательные молитвы: «О познании Господа и любви к Нему», «Об отречении от мирских радостей», «О смирении», «От душевного помрачения».
Видео «Молитва Исаака Сирина»
В этом видео вы можете прослушать молитву Исаака Сирина «О божественных тайнах и о духовной жизни».
О познании Бога и любви к нему
Сподоби меня, Господи, познать и возлюбить Тебя не тем ведением, какое приобретается чрез упражнение с расточением ума, но сподоби меня того ведения, в котором ум, созерцая Тебя, прославляет естество Твое в созерцании, похищающем у мысли ощущение мира.
Сподоби меня возвыситься над зрением воли, порождающей мечтания, и узреть Тебя, связуемого крестными узами, в этой второй части распятия ума, который свободно от влияния на него умопредставлений упокоевается в непрестанном, преестественном созерцании Тебя.
Соделай, чтобы возрастала во мне любовь к Тебе и чтобы, идя вослед любви Твоей, оставить мне мiр сей.
Возбуди во мне разумение смирения Твоего, с которым пожил Ты в мире, в этой обители, которую понес Ты на Себе, заимствовав от членов наших при посредстве Святой Девы, чтобы в непрестанном и незабвенном сем памятовании с наслаждением воспринять мне смирение естества своего.
Боже, удостой меня ощутить ту надежду, что уготована праведным в пришествии Твоем, когда придешь Ты в теле нашем, дабы явить славу Твою мирам.
Боже, принесший любовь Свою миру, когда он не знал Тебя, и открывший Себя праведным частично во всех поколениях, через тени откровений Твоих воскреси мертвость мыслей моих, дабы познали они Тебя, дабы поспешил я прийти к Тебе и не успокоился до того часа, когда смерть положит предел путешествию моему в гавани тишины.
О Христос, гавань милостей, Тот, Кто открыл Себя роду грешному, Тот, Которого поколения праведных ожидали и Который открыл во время Свое радость всему творению, Ты даруй мне иные очи, иной слух и иное сердце, дабы вместо мира видел я, слышал и ощущал блага, уготованные Тобою для откровения славы Твоей роду христианскому посредством того видения, слышания и ощущения, которые необычайны.
Пробуди во мне, Господи, вкус к восприятию Тебя, дабы удостоился я исхода из мира сего к Тебе, ибо мир пленил меня радостью своей вдали от Тебя. Пока видению тленных вещей радуются очи мои, и разум мой понимает лишь телесность, невозможно мне полностью освободиться от немощных и тленных чувствований, которые возникают от этих вещей.
Удостой меня, Господи, встретить то видение, над которым не властно тление, дабы, когда, встретив его, забуду я мир и самого себя, все телесные образы исчезли перед глазами моими.
О Христос, наслаждение рода нашего, утешение в обнищании нашем, поддержка смиренного естества нашего, которое поколебалось и пало, надежда лишенных, досточтимое Имя, которое стало известно среди людей, восстанови меня из падшего состояния, соверши воскресение мертвости моей, да пробудится ощущение жизни внутри меня; выведи душу мою из темницы неведения, чтобы мне славить имя Твое. Вдохни в члены мои дуновение новой жизни, посети тленность мою, что во гробе, и выведи меня из места тьмы. Да посетит меня в шеоле неведения рассвет откровения Твоего. Естество словесное умолкло во мне; Ты, Господи, снова пробуди его в естестве моем, ибо в шеоле нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя? Нет у меня уст, чтобы произнести эту последнюю молитву, но пусть живые, как я сегодня, возблагодарят Тебя.
Онемели чувства, движения умолкли, помыслы иссякли, все действование естества во мне лишено истинной жизни, нет во мне памяти о Тебе, нет благодарности к Тебе в шеоле, в котором я пребываю, нет радостного звучания хвалений Твоих в потерянности души моей, все члены мои, которые мертвы, ожидают родовых мук воскресения! Нет никого, кто пришел бы ко мне в оставленности шеола!
Боже мой, да услышу голос Твой, который воскрешает все таинственно! То, что случилось с Лазарем, другом Твоим, таинственно соверши со мною.
Знаю, Господи, что никогда не явил я себя бдительным другом Твоим, но я – из стада Твоего, а враг мой схватил меня и унизил на земле.
Боже, удостой меня причаститься того величия, которое уготовал Ты друзьям Твоим в новом веке, и ощущения этого познания любви Твоей, и этого нераздельного союза и этой неразрывной связи наслаждения от видения Тебя.
Господи, не отними от меня благодать Твою, да не лишусь я познания Тебя, исполненного надежды.
Господи, спаси меня от тьмы душевной! Христос милосердный, да возрадуюсь в надежде Твоей, посей надежду на Тебя в помыслах моих и удостой меня, Господи, милосердия Твоего, когда воссияет откровение Твое с небес. Господи, да не буду я вызван на суд за ошибки мои, когда придешь Ты во славе Твоей!
Благодатью Твоей, Господи, привел Ты меня в бытие, и благодатью Твоей удостоишь Ты тело мое воскресения. Да не будет восстание мое из праха для суда и посрамления лица моего! Господи, да не пробужусь для того, чтобы претерпеть осуждение и лишение Тебя.
Но пробуди меня, Господи, от праха для наслаждения и для той славы, к которой хотел Ты привести словесную тварь с самого начала, когда Ты создавал ее. Не создал Ты меня, Господи, для испытания в геенне, да не стану сосудом погибели.
Погибель же, Господи, заключается в том, чтобы человек был всецело лишен того видения Тебя, которое дарует всякую радость.
Удостой меня, Господи, постичь ту надежду, для которой с самого начала, по воле Твоей, создал Ты меня, дабы я узрел вечную славу Твою. Ибо, когда нас еще не было, возжелал Ты в любви Твоей, чтобы творение пришло в бытие для познания Тебя.
Укажи мне, Господи, пути Твои, и научи меня в духе столь многим и неизреченным путям Твоим.
Направь меня на пути истины и научи меня совершенному познанию Тебя, которое обретается в святых, оставивших мир.
О Христос, цель пути святых, покажи мне путь истины в сердце моем благодаря сладости мысли о Тебе, дабы мне идти по нему и приближаться к Тебе, пока не увижу лик Твой”.
О заблуждающихся
Умоляю я и прошу Тебя, Господи, удостой всех заблуждающихся истинного познания Тебя, чтобы они познали славу Твою.
Для тех же, кто перешел из этого мира лишенным добродетельной жизни и не имевшим веры, будь для них защитником, ради тела, которое Ты взял у них, чтобы от единого соединенного тела мира мы вознесли славу Отцу, Сыну и Святому Духу в Царстве Небесном и том наслаждении, которое не имеет конца во веки веков. Аминь.
Перед бдением
Ты, Господи Иисусе, Боже мой, призирающий на тварь Свою, Ты, Которому явны страсти мои, и немощь естества нашего, и сила супостата нашего, Ты Сам укрой меня от злобы его, потому что сила его могущественна, а естество наше бедственно, и сила наша немощна.
Посему Ты, Благий, Который знаешь немощь нашу и понес на Себе трудности нашего бессилия, сохрани меня от мятежа помыслов и от потопа страстей и соделай меня достойным сей святой службы, чтобы мне страстями своими не растлить ее сладости и не оказаться пред Тобою бесстыдным и дерзким.
От помрачения душевного
Укажи мне, Господи, пути Твои, и научи меня в духе столь многим и неизреченным путям Твоим.
Направь меня на пути истины и научи меня совершенному познанию Тебя, которое обретается в святых, оставивших мир.
О Христос, цель пути святых, покажи мне путь истины в сердце моем благодаря сладости мысли о Тебе, дабы мне идти по нему и приближаться к Тебе, пока не увижу лик Твой.
О даровании смирения
Источник: https://MoiMolitvy.ru/molitva/svyatym/isaaku-sirinu-393/
Молитва исаака сирина господи и владыко живота моего
Данная статья содержит: молитва исаака сирина господи и владыко живота моего – информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.
Дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми.
терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков
с одним земным поклоном в конце
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,
Молитва Господи и владыко живота моего — текст
Есть такие молитвы, которые читаются только в определенные периоды церковного календаря. Например, «Господи и Владыко живота моего» — эти торжественные слова звучат под сводами храмов только в период Великого поста.
Авторство глубокого по смыслу текста приписывают Ефрему Сирину. Учитель церкви жил в 3 веке, родом был из Сирии (отсюда его прозвище). Был очень хорошо образован, сочинения его читались уже тогда в храмах как назидание верующим. Святой оставил после себя не только толкование на Библию, но и составлял молитвы.
На русский язык переведена лишь малая часть его трудов. Особое место в творчестве подвижника веры занимала духовная поэзия, из которой составлялись целые сборники духовных песен.
Такова сила воздействия покаяния, которое вложено в слова великим подвижником христианства.
Когда читается
Молитва «Господи и Владыко живота моего» произносится со вторника по пятницу, вплоть до наступления среды перед Пасхой. Текст ее довольно короткий, но чтение в храме сопровождается земными и поясными поклонами.
Поэтому новоначальным христианам она может показаться утомительной. Но телесное поклонение имеет целью смягчить жестокие сердца людей, а совмещение с великими словами усиливает это действие.
Что же особенного в этих словах? В очень краткой, даже сжатой, форме автору удалось собрать достоинства покаяния, обозначить духовные идеалы.
Текст молитвы
Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Грехи, против которых помогает молитва
- Лень, небрежение, бесцельное времяпровождение — христианам следует избегать пассивности, они должны стремиться к созиданию, духовному восхождению. А это возможно только в том случае, когда человек ясно видит цель своей жизни. Глубокий же смысл существования можно обрести только через веру, победив свой цинизм.
- Уныние — один из самых опасных грехов, является следствием праздности. Находясь в его власти, человек перестает воспринимать все хорошее, видит вокруг только черные оттенки. Надо понимать, что это козни дьявола, который стремиться отрезать душу человека от света Божия.
- Любоначалие — стремление к власти над другими (здесь не имеются в виду должности). Молитва «Господи и Владыко живота моего» рассматривает этапы духовного падения. Следующий шаг — желание решать свои проблемы за счет других. Более того — человеческое «Я» вытесняет Бога из всех сфер жизни. Так духовное умирание распространяется на окружающих. Человек, лишенный морального стержня смотрит на окружающих лишь как на средство достижения собственных эгоистичных устремлений.
- Празднословие — великий дар речи многие используют безответственно. А ведь именно он роднит нас с Господом. Словом можно исцелить или уничтожить ближнего, дать ему надежду или ввергнуть в соблазн. Язык может быть как источником спасения, так и великого осуждения для человека, ведь с уст слетает то, что рождается в душе — об этом предупреждал Христос.
- Молитва Пансофия Афонского
- Молитва Святому Спиридону о работе и деньгах — найдете здесь
- Молитва Иоанну Милостивому — https://bogolub.info/molitva-ioannu-milostivomu-chitat-i-slushat-tekst-onlajn/
Положительные качества
Молитва Ефрема Сирина называет и средства, которыми можно победить все эти недостатки.
- Целомудрие — не только плотская чистота, как думают многие. Это целостность души, которая указывает человеку его высшее предназначение.
- Смирение — важная добродетель, которая позволяет увидеть собственные грехи. Без нее невозможно начать жить так, как хочет Бог — потому что не обладая смирением, нельзя услышать Его голос в своей душе.
- Терпение — результат того, что человек начинает видеть самую суть вещей. Не стоит путать ее с презрением, которое возносит своего обладателя над всеми вокруг. Терпение ценит и уважает каждое Божье создание.
Вот какая глубина заложена в этой короткой молитве. И о самом опасном грехе предупреждает верующих монах, написавший слова «Господи и Владыко живота моего». Получив возможность видеть свои недостатки, человек может увидеть и грехи своих братьев. Здесь подстерегает опасность возгордиться, начать указывать окружающим на их проступки. Так верующий впадает в гордыню.
Такое «прозрение» не будет стоить ничего в глазах Творца. Ведь под маской смирения таится осуждение, от которого предостерегали многие великие отцы Церкви — это опасный духовный недуг.
Великие слова молитвы хорошо очищают душу, напоминают человеку о его греховности и о том, что цель жизни лежит за пределами видимого мира.
Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. . Молитва обидящих Ефрема Сирина. Помилуй, Господи, ненавидящих меня и завидующих мне!
Иисусова молитва — как правильно молиться, текст на русском. Молитва — мост от земли на небо, способ общения человека со своим Создателем. . Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ гре́шнаго (гре́шную).
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. . Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поём Ти: Аллилуиа. . И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя.
И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу . Помилуй мя, Творче мой Владыко, унылаго и недостойнаго раба Твоего, и остави.
Молитва за усопшего мужа, как и за каждого новопреставленного, очень важна. . Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с . Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата.
Оставить комментарий Cancel Reply
Источник: https://xn—-9sbewbkihfjfskz.xn--p1ai/molitva-isaaka-sirina-gospodi-i-vladyko-zhivota-moego/
Исаак Сирин О чистой молитве
Как вся сила законов и заповедей, какие Богом даны людям, по слову отцов, имеет пределом чистоту сердца, так все роды и виды молитвы, какими только люди молятся Богу, имеют пределом чистую молитву.
Ибо и воздыхания, и коленопреклонения, и сердечные прошения, и сладчайшие вопли, и все виды молитвы, как сказал я, имеют пределом чистую молитву и до нее только имеют возможность простираться.
А от чистоты молитвенной и до внутренней, как только ум преступит этот предел, не будет уже иметь она ни молитвы, ни движения, ни плача, ни власти, ни свободы, ни прошения, ни вожделения, ни услаждения чем-либо из уповаемого в сей жизни или в будущем веке. И поэтому после чистой молитвы иной молитвы нет.
До сего только предела всякое молитвенное движение и все виды молитвы доводят ум властью свободы. Потому и подвиг в молитве. А за сим пределом будет уже изумление, а не молитва; потому что все молитвенное прекращается, наступает же некое созерцание; и не молитвою молится ум.
Всякая какого бы то ни было рода совершаемая молитва совершается посредством движений; но как скоро ум входит в духовные движения, не имеет там молитвы. Иное дело – молитва, а иное – созерцание в молитве, хотя молитва и созерцание заимствуют себе начало друг в друге. Молитва есть сеяние, а созерцание – собирание рукоятей, при котором жнущий приводится в изумление неизглаголанным видением, как из малых и голых, посеянных им, зерен вдруг произросли пред ним такие красивые класы. И он в собственном своем делании 1) пребывает без всякого движения; потому что всякая совершаемая
_______
1) В древн. и слав. переводах вместо слов: в своем делании читается: в своем видении.
– 61 –
молитва есть моление, заключающее в себе или прошение, или благодарение, или хваление. Рассмотри же внимательнее, один ли из сих видов молитвы прошение ли чего-либо бывает, когда ум переступает сей предел и входит в оную область? Ибо спрашиваю о сем того, кто ведает истину. Но не у всех сия рассудительность, а только у тех, которые соделались зрителями и служителями дела сего или учились у таковых отцов, и из уст их познали истину, и в сих и подобных сим изысканиях провели жизнь свою.
Как из многих тысяч едва находится один, исполнивший заповеди и все законное с малым недостатком и достигший душевной чистоты, так из тысячи разве один найдется, при великой осторожности сподобившийся достигнуть чистой молитвы, расторгнуть этот предел и приять оное таинство, потому что чистой молитвы никак не могли сподобиться многие; сподобились же весьма редкие; а достигший того таинства, которое уже за сею молитвою, едва, по благодати Божией, находится и из рода в род.
Молитва есть моление и попечение о чем-либо и вожделение чего-либо, как-то: избавления от здешних или будущих искушений, или вожделение наследия отцов, притом моление, которым человек приобретает себе помощь от Бога. Сими движениями и ограничиваются движения молитвенные.
А чистота и нечистота молитвы зависят от следующего: как скоро в то самое время, как ум приуготовляется принести одно из сказанных нами движений своих, примешивается к нему какая-либо посторонняя мысль или беспокойство о чем-нибудь, тогда молитва сия не называется чистою, потому что не от чистых животных принес ум на жертвенник Господень, – то есть на сердце – этот духовный Божий жертвенник. А если бы кто упомянул об оной, у отцов называемой духовной, молитве и, не разумев силы отеческих изречений, сказал: “Сия молитва в пределах молитвы
– 62 –
духовной”, – то думаю, если точнее вникнуть в это понятие, хульно будет, если какая-либо тварь скажет, будто бы сколько-нибудь преклоняется духовная молитва. Ибо молитва преклоняющаяся ниже духовной. Всякая же духовная молитва свободна от движений. И если чистою молитвою едва ли кто молится, то что сказать о молитве духовной? У святых отцов было в обычае всем добрым движениям и духовным деланиям давать именование молитвы. И не только отцам, но и всем, которые просвещены ведением, обычно всякое прекрасное делание вменять почти за одно с молитвою. Явно же, что иное дело – молитва, а иное – совершаемые дела. Иногда сию, так называемую духовную молитву в одном месте называют путем, а в другом ведением и инде – умным видением. Видишь, как отцы переменяют названия духовных предметов ? Ибо точное значение именований установляется предметами здешними, а для предметов будущего века нет подлинного и истинного названия, есть же о них одно простое ведение, которое выше всякого наименования и всякого составного начала, образа, цвета, очертания и всех слагаемых имен. Поэтому когда душевное ведение возносится из видимого мира, тогда отцы в означение оного употребляют какие хотят названия, так как точных именований оному никто не знает. Но, чтобы утвердить на сем ведении душевные помышления, употребляют они наименования и притчи, по изречению святого Дионисия, который говорит, что ради чувств употребляем притчи, слоги, приличные имена и речения. Когда же действием Духа душа подвигнута к Божественному, тогда излишни для нас и чувства, и их деятельность, равно как излишни силы духовной души, когда она, по непостижимому единству, соделывается подобной Божеству, и в своих движениях озаряется лучом высшего света.
Итак, поверь, брат, что ум имеет возможность различать свои движения только до предела
– 63 –
чистой молитвы. Как же скоро достигает туда и не возвращается вспять или не оставляет молитву, – молитва делается тогда как бы посредницей между молитвой душевной и духовной. И когда ум в движении, тогда он в душевной области; но как скоро вступает в оную область, прекращается и молитва. Ибо святые в будущем веке, когда ум их поглощен Духом, не молитвою молятся, но с изумлением водворяются в веселящей их славе. Так бывает и с нами. Как скоро ум сподобится ощутить будущее блаженство, забудет он и самого себя и все здешнее, и не будет уже иметь в себе движения к чему-либо. Посему некто с уверенностью осмеливается сказать, что свобода воли путеводит и приводит в движение посредством чувств всякую совершаемую добродетель и всякий чин молитвы, в теле ли то или в мысли, и даже самый ум – этого царя страстей. Когда же управление и смотрение Духа возгосподствуют над умом – этим домостроителем чувств и помыслов, – тогда отъемлется у природы свобода и она путеводится, а не путеводит. И где тогда будет молитва, когда природа не в силах иметь над собою власти, но иною силою путеводится сама не знает куда, и не может совершать движений мысли в чем бы ей хотелось, но овладевается в тот час пленившей ее силою и не чувствует, где путеводится ею? Тогда человек не будет иметь и хотения, даже, по свидетельству Писания, не знает, в теле он или вне тела (2 Кор. 12, 2). И будет ли уже молитва в том, кто столько пленен и не сознает сам себя? Посему никто да не глаголет хулы и да не дерзнет утверждать, что можно молиться духовной молитвою. Такой дерзости предаются те, которые молятся с кичливостью, невежды ведением, и лживо говорят о себе, будто бы когда хотят, молятся они духовной молитвою. А смиренномудрые и понимающие дело соглашаются учиться у отцов и знать
– 64 –
пределы естества, не дозволяют же себе предаваться таким дерзким мыслям.
Вопрос. Почему же сей неизглаголанной благодати, если она не есть молитва, дается наименование молитвы?
Ответ. Причина сему, как утверждаем, та, что благодать сия дается достойным во время молитвы и начало свое имеет в молитве, так как, по свидетельству отцов, кроме подобного времени, нет и места посещению сей достославной благодати.
Наименование молитвы дается сему, потому что от молитвы путеводится ум к оному блаженству и потому что молитва бывает причиною оного; в иные же времена не имеет оно места, как показывают отеческие писания.
Ибо знаем, что многие святые, как повествуется и в житиях их, став на молитву, были восхищаемы умом.
Но если кто спросит, почему же в сие только время бывают сии великие и неизреченные дарования, то ответствуем: потому что в сие время более, нежели во всякое другое, человек бывает собран в себя и уготован внимать Богу, вожделевает и ожидает от Него милости.
Короче сказать, это есть время стояния при вратах царских, чтобы умолять царя; и прилично исполниться прошению умоляющего и призывающего в это время.
Ибо бывает ли другое какое время, в которое бы человек столько был приуготовлен и так наблюдал за собою, кроме времени, когда приступает он к молитве? Или, может быть, приличнее получить ему что-либо таковое в то время когда спит, или работает что, или когда ум его возмущен? Ибо вот и святые, хотя не имеют праздного времени, потому что всякий час заняты духовным, однако же и с ними бывает время, когда не готовы они к молитве. Ибо нередко занимаются или помышлением о чем-либо встречающемся в жизни, или рассматриванием тварей, или иным чем действительно полезным. Но во время молитвы созерцание ума устремлено к единому Богу,
– 65 –
и к Нему направляет все свои движения, Ему от сердца, с рачением и непрестанной горячностью, приносит моления. И посему-то в это время, когда у души бывает одно-единственное попечение, прилично источаться Божественному благоволению. И вот видим, что когда священник приуготовится, станет на молитву, умилостивляя Бога, молясь и собирая свой ум воедино, тогда Дух Святой нисходит на хлеб и на вино, предложенные на жертвеннике. И Захарии во время молитвы явился Ангел и предвозвестил рождение Иоанна. И Петру, когда во время шестого часа молился в горнице, явилось видение, путеводствовавшее его к призванию язычников снисшедшею с неба плащаницею и заключенными в ней животными. И Корнилию во время молитвы явился Ангел и сказал ему написанное о нем. И также Иисусу сыну Навину глаголал Бог, когда в молитве преклонился он на лице свое. И с очистилища, бывшего над кивотом, откуда священник о всем, что должно было знать, в видениях был от Бога тайноводствуем в то самое время, когда архиерей единожды в год, в страшное время молитвы, при собрании всех колен сынов Израилевых, стоявших на молитве во внешней скинии, входил во Святое святых и повергался на лице свое, – слышал он Божии глаголы в страшном и неизглаголанном видении. О, как страшно оное таинство, которому служил при сем архиерей! Но таковы и все видения, являвшиеся Святым во время молитвы. Ибо какое другое время так свято и по святыне своей столько прилично приятию дарований, как время молитвы, в которое человек собеседует с Богом? В это время, в которое совершаются молитвословия и моления пред Богом и собеседование с Ним, человек с усилием отвсюду собирает воедино все свои движения и помышления и погружается мыслию в едином Боге, и сердце его наполнено бывает Богом; и оттого уразумевает он непостижимое. Ибо Дух Святой, по мере сил
– 66 –
каждого, действует в нем, и действует, заимствуя повод к действию из того самого, о чем кто молится; так что внимательностью молитва лишается движения, и ум поражается и поглощается изумлением, и забывает о вожделении собственного своего прошения, и в глубокое упоение погружаются движения его, и бывает он не в мире сем. И тогда не будет там различия между душою и телом, ни памятования о чем-либо, как сказал божественный и великий Григорий: “молитва есть чистота ума, которая одна, при изумлении человека, уделяется от света Святой Троицы”. Видишь ли, как уделяется молитва приходящим в изумление при уразумении того, что рождается от нее в уме, по сказанному мною в начале сего писания и во многих других местах? И еще, тот же Григорий говорит: “чистота ума есть парение мысленного. Она уподобляется небесному цвету, в ней во время молитвы просиявает свет Святой Троицы”.
Вопрос. Когда же кто сподобляется всей этой благодати?
Ответ. Сказано: во время молитвы. Когда ум совлечется ветхого человека и облечется в человека нового, благодатного, тогда узрит чистоту свою, подобную небесному цвету, который старейшины сынов Израилевых наименовали местом Божиим (Исх. 24, 10), когда Бог явился им на горе.
Посему, как говорил я, дар сей и благодать сию должно называть не духовной молитвою, но порождением молитвы чистой, ниспосылаемой Духом Святым. Тогда ум бывает там – выше молитвы, и с обретением лучшего молитва оставляется.
И не молитвою тогда молится ум, но бывает в восхищении, при созерцании непостижимого, – того, что за пределами мира смертных, и умолкает в неведении всего здешнего. Сие-то и есть то неведение, о котором сказано, что оно выше ведения.
О сем-то неведении говорится: блажен постигший неведение, неразлучное с молитвою, которого да сподобимся и мы, по благодати Единородного Сына Божия. Ему
– 67 –
подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.
– 68 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Исаак Сирин. Слова подвижнические. – М., 1993 (репр. переизд.: Сергиев Посад, 1911). – Текст целиком в нашем формате.
Номера страниц идут после текста.
Электронный текст из библиотеки сайта Христианская психология и антропология.
Источник: http://www.xpa-spb.ru/libr/_Isaak-Sirin/16-o-chistoj-molitve.html
Молитва ДЛЯ ВСЕХ ПЛАЧУЩИХ. Послушайте пожалуйста – преподобный Исаак Сирин Ниневийский
Для людей, что хотят постоянно совершенствоваться, чему-то обучаться и постоянно изучать что-то новое, мы специально сделали эту категорию. В ней исключительно образовательный, полезный контент, который, безусловно, придется Вам по вкусу.
Большое количество видео, пожалуй, могут посоревноваться даже с образованием, которое нам дают в школе, в колледже или университете. Самым большим достоинством обучающих видео является то, что они стараются давать самую свежую, самую актуальную информацию.
Мир вокруг нас в эру технологий постоянно меняется, и печатные обучающие издания просто не успевают выдавать свежую информацию.
Среди роликов также можно найти и обучающие видео для детей дошкольного возраста. Там Вашего ребенка обучат буквам, цифрам, счету, чтению и т.д. Согласитесь, очень даже неплохая альтернатива мультикам.
Для учеников начальных классов также можно найти обучения английскому языку, помощь в изучении школьных предметов. Для более старших учеников созданы обучающие ролики, которые помогут подготовиться к контрольным, к экзаменам либо же просто углубить свои познания в каком-то определенном предмете.
Приобретенные знания могут качественным образом сказаться на их умственном потенциале, а также Вас порадовать отличными оценками.
Для молодых людей, что уже окончили школу, учатся или не учатся в университете, есть множество увлекательных образовательных видео. Они им могут помочь в углублении знаний по профессии, на которую учатся.
Или же получить профессию, например программиста, веб-дизайнера, SEO-оптимизатора и прочее.
Таким профессия пока в университетах не учат, поэтому специалистом в этой продвинутой и актуальной сфере можно стать только занимаясь самообразованием, в чем мы и стараемся помочь, собирая самые полезные ролики.
Для взрослых людей эта тема тоже актуальна, так как очень часто бывает, что проработав по профессии годы, приходит понимание, что это не твое и хочется освоить что-то более подходящее для себя и одновременно прибыльное.
Также среди данной категории людей часто становятся ролики по типу самосовершенствования, экономии времени и денег, оптимизации своей жизни, в которых они находят способы жить гораздо качественнее и счастливее.
Еще для взрослых людей очень хорошо подойдет тема создания и развития собственного бизнеса.
Также среди образовательных роликов есть видео с общей направленностью, которые подойдут для практически любого возраста, в них можно узнать о том, как зарождалась жизнь, какие теории эволюции существуют, факты из истории и т.д.
Они отлично расширяют кругозор человека, делают его гораздо более эрудированным и приятным интеллектуальным собеседником. Такие познавательные видео, действительно, полезно смотреть всем без исключения, так как знание – это сила.
Желаем Вам приятного и полезного просмотра!
В наше время просто необходимо быть, что называется «на волне». Имеется в виду не только новости, но и развитие собственного ума. Если Вы хотите развиваться, познавать мир, быть востребованным в обществе и интересным, то этот раздел именно для Вас.
Источник: https://imperiya.by/video/Z8T1fO-1taS/molitva-dlya-vseh-plachuschih-poslushayte-pojaluysta-prepodobnyiy-isaak-sirin-nineviyskiy.html
Псалмопение и молитва у Исаака Сирина
Опубликовано в журнале “Церковь и время” № 65
Себастиан Брок
В своей книге «Псалмопение в писаниях Евагрия Понтийского» бенедиктинский монах Лука Дизингер комментирует: «Взвешенная оценка духовного богословия Евагрия должна принимать во внимание этот “фоновый ритм” попеременного пения псалмов и молитвы». То же самое относится к Исааку Ниневийскому. В своем докладе перед обращением непосредственно к Исааку я сначала попытаюсь рассмотреть, что подразумевалось под псалмопением в восточносирийской монашеской традиции VII века.
Исаак и его контекст
Исаак, родом из области Катар на берегу Персидского залива, очень недолго был епископом Ниневии (т.е. Мосула) прежде чем стал отшельником при монастыре Раббана-Шабура в области Бет-Хузайе (Хузистан). Большую часть своей жизни он прожил в период раннего арабского правления и умер, вероятно, около 700 года.
Церковь Востока, к которой он принадлежал, переживала удивительное возрождение монашеской жизни в VI веке, и все известное нам о характере этой жизни проистекает из трудов нескольких восточносирийских авторов, которые либо жили до Исаака, например, Бавай Великий, Шувхалемаран, Гавриил Катрайя и Мартирий (или Сахдона), либо были его современниками, каким-то образом связанными с монастырем Раббана-Шабура, а именно Дадишо (тоже из Катара) и Симеон, автор «Книги благодати».
Псалтирь в восточносирийской монашеской жизни
К середине VI века и, в частности, ко времени Исаака литургическое использование псалмов в Церкви Востока со всей очевидностью уже приняло очертания того, что позднее стало литургическим образцом.
Этот позднейший образец восходит к литургическим реформам Патриарха Ишойава III (649-659), предшественника Патриарха Геваргиса I (Георгия, 659-680), который посвятил Исаака в епископа Ниневийского около 676 года.
Представляется, что приходские и монастырские службы — вечерняя (ramsha), ночная (lelya) и утренняя (saphra) имели по сути одинаковую структуру, хотя мы увидим, что у отшельников было большое многообразие в практике совершения всенощной (qale d-shahra) перед воскресным днем.
Исаак особо отмечает, что было семь ежедневных монастырских служб, четыре из которых впоследствии стали службами Третьего, Шестого и Девятого часов, а также повечерием (subba‘a). В большинстве служб, особенно в lelya, псалмопение (в смысле непрерывного речитативного пения псалмов) играло большую роль. Большинство отшельников, вероятно, собирались в монашескую общину, к которой они принадлежали, на воскресную литургию и трапезу после всенощной в ночь на субботу.
Судя по протестам, которые мы находим у современника Исаака Дадишо против включения стихотворных сочинений в монашескую литургическую практику, представляется, что это было довольно редким явлением, которое особенно нравилось молодым монахам.
Сам Исаак не выказывал такой враждебности, просто упоминая в качестве примера многообразия практики на всенощной монаха, который после короткого чтения псалмов проводил остаток ночи в пении ‘onyatha, teshbhatha и madrashe (все это — стихотворные сочинения; в греческом переводе для всех трех видов используется одно слово — τροπάρια).
Сохранилась восточносирийская Псалтирь, относящаяся примерно к 600 году. В ней отдельные псалмы уже снабжены стандартными заголовками, говорящими о предполагаемом историческом событии, к которому они относятся. Они основаны на комментарии к псалмам Феодора Мопсуестийского.
Для литургического использования Псалтирь была разделена на 57 небольших групп псалмов, называемых marmyatha (в ед. числе marmitha), — термин, происходящий от молитвы, которая сопровождала каждую marmitha.
Это употребление, вполне возможно, основанное на славословиях (δόξαι) из богослужебной практики в Иерусалиме, было широко распространено уже к концу VI века, как явствует из подробного «Комментария к богослужебным чинам» Гавриила Катрайя.
Исаак говорит о речитативном пении marmyatha несколько раз, и ему также известен термин для большой группы псалмов, а именно, hullala. Этот термин соответствует византийскому слову καθισματα, и в обеих системах Псалтирь состоит из двадцати таких групп.
Псалмопение, в смысле непрерывного речитативного чтения Псалтири, фигурировала особенно в чине ночного богослужения (lelya), где (как мы знаем от Гавриила Катрайя) конкретно упомянуто не менее девяти hullale (т.е. почти половина всей Псалтири). В монашеской традиции в течение суток читалась вся Псалтирь, и псалмопение для отшельников могло быть и частью всенощной в ночь с субботы на воскресенье.
Хотя восточносирийские названия псалмов отражают исторический метод экзегезы Феодора Мопсуестийского в том виде, в котором он сохранился в некоторых частях его «Комментария», у Дадишо в его комментарии к Asceticon Аввы Исаии есть место, очень существенное для Исаака, а также очень важное вообще:
«Благословенный Феодор Толкователь говорит о псалмах Давида, что когда святые люди молитвенно повторяют их как надо, они изгоняют бесов из нашего присутствия и приближают к нам святых ангелов и Господа ангелов, нашего Господа Христа.
Ясно, что он говорит о назначении псалмов, при этом он не привлекает [свое] историческое толкование или то толкование, которое дается в комментарии таких людей, как Василий и Иоанн [Златоуст], ибо это годится лишь для изучающих богословие (eskolaye) и для мирян.
“Как надо” — так он называет духовное толкование псалмов, которое происходит во время [литургического] чтения псалмов отшельниками и святыми».
Псалмопение и молитва в творениях Исаака
После этого предисловия я перехожу к тому, что Исаак говорит о связи между молитвой и псалмопением. Есть шесть «Бесед», в ходе которых он делает несколько важных замечаний — три в первой части (Беседы 53-я, 65-я и 80-я) и три во второй части (Беседы 41-я, 21-я, и 22-я). Недавно изданная третья часть не содержит какого-либо материала на данную тему.
В Беседе 65-й из первой части Исаак утверждает, что «псалмопение является корнем [монашеского] образа жизни».
Кстати, стоит заметить, что в следующем предложении есть интересная разница между сирийским оригиналом и греческим переводом: в сирийском оригинале Исаак замечает, что даже когда стихи «читаются отвлеченно, они более полезны, чем телесные труды», со всей очевидностью имея в виду, что просто труд повторения слов более ценен, чем другие виды телесного труда. Греческий переводчик, видимо, не понимая этого, изменяет предложение так: «телесные труды более полезны, чем стихословие с отвлечением».
Характер псалмопения на различных этапах монашеской жизни
То, как совершается псалмопение, зависит от этапа монашеской жизни, на котором находится монах: на первоначальном этапе упор делается на внешние аспекты труда «со многим молитвословием» в сочетании с «давлением на тело посредством усиленного поста» (Исаак имеет в виду образ давления винограда).
На среднем этапе внешние аспекты уходят «вовнутрь» при более избирательном подходе, которому помогают «чтение и особенно коленопреклонение». На третьем этапе упор ставится на «размышление и молитву сердца».
Хотя псалмопение в сочетании с чтением и коленопреклонением на этом этапе продолжается, «более важным является постоянное размышление о домостроительстве [Божием] и сокровенная молитва».
Количество спетых псалмов на этом этапе становится менее важным, и для тех, кто его достиг, «непродолжительного чтения Писания и [краткой] службы псалмов достаточно для него». Такие [люди] не трудятся много над этим, потому что в тот самый миг, когда начнут они псалмы или молитву, пленяются они другими [видами], которые превосходят всякое здешнее знание».
Важно понимать, что почти все, что Исаак говорит о псалмопении и его связи с молитвой, адресовано отшельникам и пустынникам как людям, достигшим этого третьего этапа, на котором, как он говорит, «нужно думать о том, как сердцу нашему приблизиться к Богу в службе и молитве».
О начале службы псалмопения
В Беседе 80-й из первой части Исаак дает некоторые практические советы о том, как начать. Он говорит:
«Когда пожелаешь стать на служение бдения, тогда, при содействии Божием, поступи, как скажу тебе.
Преклони по обычаю колени твои и встань; и не тотчас начинай службу твою, но, когда помолишься сперва, и совершишь молитву, и назнаменуешь сердце свое и члены свои животворящим знамением креста, стой несколько времени молча, пока успокоятся чувства твои и утишатся помыслы твои.
После сего возведи внутренний взор свой ко Господу и с печалью умоляй Его укрепить немощь твою, чтобы стихословие твое и мысли сердца твоего соделались благоугодными святой Его воле. И скажи безмолвно в молитве сердца своего».
Далее Исаак приводит слова предлагаемой молитвы, прося у Бога — в силу глубокого осознания человеческой немощи — помощи в защите против кружения помыслов и напора страстей. Стоит заметить, что эта молитва в греческом переводе значительно короче, а заключительный абзац отсутствует вообще. Таким образом, только в сирийском оригинале далее следует:
«С этими мыслями сердце твое сразу откроется благодатью, и ты прольешь слезы в начале молитвы твоей. Твои мысли станут ясными при воспоминании о Господе, а душа твоя получит спокойствие. [Затем] в собранности и ясности духа начинай свою службу без всякого смятения и продолжай ее вплоть до завершения с [чувством] радости».
Опасности на пути: нетерпение и усталость
Но по нашей немощи две вещи могут пойти не так: мы можем испытать желание поторопиться к концу псалмопения или нами может овладеть чувство усталости. В первом случае Исаак дает такой совет:
«Если, когда отправляешь службу, помысл заговорит в тебе и станет тебе нашептывать: „Поспеши несколько, ибо дела у тебя много; скорее освободишься“, ты не приобщайся к сему помыслу.
А если сильнее будет беспокоить тебя этим, то воротись тотчас назад на одну славу или на сколько хочешь, и каждый стих, заключающий в себе вид молитвы, с размышлением повторяй многократно.
И если будет опять смущать или стеснять тебя помысл, оставь стихословие, преклони колени на молитву и скажи: „желаю не слова вычислять, но обителей достигнуть; ибо всякою стезей, какою ни поведешь меня, пойду скоро“ Если же когда пребываешь во бдении, продолжительное стояние одолевает тебя своей долговременностью, и изнеможешь от бессилия, и скажет тебе помысл, вернее же сказать, злохитренный проговорит в помысле, как в змие: „окончи, потому что не можешь стоять“, то отвечай ему: „нет; но посижу одну кафизму, и это лучше сна. И если язык мой молчит и не выговаривает псалма, ум же поучается с Богом в молитве и в собеседовании с Ним, то бодрствование полезнее всякого сна“».
Закон свободы
В Беседе 80-й из первой части, из которой я взял ряд цитат, Исаак утверждает, что «мы должны проводить нашу службу с чувством полной свободы или освобождения».
Чем «портить вкус нашей службы», лучше нам чувствовать себя свободными и даже пропустить «одну-две hullale» (две hullale равняются одной десятой Псалтири).
Однако греческий перевод сводит это к δόξα, что соответствует сирийской marmitha — группе всего из трех или четырех псалмов. Что Исаак имеет в виду, когда говорит о «свободе» в этом контексте, становится ясно из второй части:
«31. Служба псалмов есть закон, который порабощает душу смирению, свойственному подчиненным. 32. В законе этом есть свобода, и в свободе есть закон. Некоторые испытываются и побеждают благодаря закону, другие же — благодаря свободе от него.
33. В свободе, как говорят, человек достигает большего преуспеяния, чем подчиняясь закону. Однако многие ошибочные пути весьма часто вытекают из свободы; многие виды падения таятся в ней. А с законом никто не сбивается с пути: те, кто сохраняет себя в узде его, могут подвергнуться падению в том случае, если прежде всего оставили его и пренебрегли им».
В случае псалмопения
«Есть закон свободы, и есть закон рабов. Рабский закон — это когда говорят: „я вычитаю столько-то псалмов за каждой службой и такое-то количество их на каждой молитве“.
[Такой человек] находится под ярмом во все свои дни, без изменения: не может он ничего изменить, так как связан необходимостью в молитве и службе детально следовать тому, что он установил для себя, т.е. строго соблюдать число [псалмов] и время, [проведенное в чтении].
Все это совершенно чуждо всему пути истинного знания, ибо при этом не учитываются ни [божественные действия], ни немощь естества, ни необходимость постоянной борьбы.
В первом [случае] благодать дается так, что человек задерживается [на молитве] по собственной воле; во втором [случае] естество оказывается слишком слабым для исполнения правила по причине [демонских] нападений, которые способствуют усмирению гордыни».
Таким образом, отвергая «рабский закон» как упускающий всю суть монашеской жизни, Исаак пишет дальше, что он имеет в виду под «законом свободы»:
«Закон свободы [состоит] в неизменном исполнении семи служб, которые Святая Церковь установила для нашего целомудренного образа через Отцов, собранных Духом Святым на Вселенский собор».
Подчеркнув необходимость для отшельников и пустынников следовать установлениям Церкви, Исаак продолжает:
«[Это не означает], однако, ни того, что за каждой службой я должен исполнять какое-то определенное количество псалмов, ни того, чтобы человек устанавливал на каждый день определенные количества молитв [для произнесения] между этими службами в течение ночи и дня, или временной предел для каждой из этих молитв, или определенный порядок слов. Но сколько благодать дает ему силы, столько и задерживается он на каждой молитве, и молится столько, сколько необходимо, и использует ту молитву, которую хочет».
Основная мысль Исаака заключается в том, что для всех монахов, и особенно отшельников и пустынников, обязательным элементом их монашеской жизни является богослужение, а не количество псалмов, произносимых при его совершении.
Некоторые практические советы
В Беседе 53-й из первой части Исаак предлагает некоторые советы своим братьям-отшельникам. Он начинает с вопроса:
«Хочешь ли насладиться стихословием во время службы своей и принять ощущение произносимых тобой словес Духа? Отложи совершенно в сторону количество стихословий, не принимай в расчет знания меры в стихах, произноси их как молитву, оставь обычное вычитывание и уразумей, что говорю тебе и что сказано на основании опыта, как бы в книге одного из мужей, руководимых Богом: да углубляется ум твой в изучение словес Духа, пока душа твоя удивлением к домостроительству не возбудится к великим их разумениям, и чрез это не подвигнется к славословию или к полезной печали. И ежели есть что в молитве, усвой это себе».
Разные способы отправления ночных служб
Несколько раз Исаак приводит примеры различных способов отправления lelya и всенощной, использовавшихся опытными отшельниками.
Один мог проводить ночь в псалмопении, другой — в коленопреклонении, сопровождаемом молитвами и воздыханиями; третий мог ненадолго предаваться псалмопению, а затем остаток ночи проводить в пении гимнов и других стихотворных сочинений.
В исключительных случаях отшельник мог прочитать одну marmitha и потом впасть в глубокое и продолжительное состояние исступления. Подводя итог, Исаак поясняет, как преуспевающие отшельники проводят, сами того не замечая, долгие часы всенощной, различными способами, в то время как
«их души радуются и ликуют, забывая об одеянии плоти, сплетенном из страстей, в которые она облечена. И по причине услады и ликования их сердца они не впадают в сон.
Ибо они воображают, будто бы оставили тело и уже пребывают в том состоянии, которое будет после воскресения.
И от своей великой радости они время от времени прекращают пение псалмов и падают на лица свои по причине сильной радости, возникающей в их душах.».
Заключение
При правильном понимании для Исаака псалмопение и молитва — это не два отдельных элемента монашеской жизни. Первое не следует рассматривать как самоцель и отделять от молитвы.
Но псалмопение и молитва имеют одну общую высшую цель и предназначение, а именно «приближать нас к Богу», и, соответственно, их нужно рассматривать как взаимосвязанные и взаимодополняемые: молитва должна проливать свет на псалмопение, а псалмопение должно вызывать глубокую молитву и служить ей «трамплином». Так сам Исаак говорит в одном месте о «святом псалмопении, когда оно поглощено чистой молитвой».
Примечания
Источник: https://mospat.ru/church-and-time/1544