Макарий невский митрополит московский, алтайский и коломенский

1 марта. Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский

Здравствуйте, дорогие телезрители!

Сегодня, 1 марта, Православная Церковь совершает память свт. Московского Макария.

Дни памяти: 1 марта по н. ст. (в невисокосный год); 22 сентября (переходящее празднование) – собор Алтайских святых: 18 октября – собор Московских святых.

Святитель Макарий (в миру Михаил Андреевич Невский, при рождении Парвицкий) (1835–1926) – митрополит Московский и Коломенский, митрополит Алтайский (с 1920 года). Известный миссионер, «апостол Алтая».

Будущий святитель родился в 1835 году в селе Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии. Он был шестым ребенком в бедной семье причетника сельского храма Андрея Парвицкого.

Обратите внимание

В 1843 году семья переселилась в Сибирь. В Тобольске Михаил поступил в семинарию, где получил фамилию Невский.

По окончании Тобольской семинарии он был принят в Алтайскую духовную миссию в 1855 году в звании учителя и миссионерского сотрудника.

Молодому труженику, посвятившему свою жизнь миссионерству, было явление архимандрита Макария (Глухарева), ныне прославленного в лике святых.

Преподобный Макарий (Глухарев), основавший в 1830 году Алтайскую миссию, создал на основе кириллицы алтайскую азбуку, сделал первые переводы на наречия алтайцев библейских текстов и катехизаторской литературы, положив таким образом начало их письменности. В его честь алтайцы называли впоследствии святителя Макария (Невского) «вторым Макарием».

Первые годы в Алтайской миссии Михаил Невский посвятил изучению языка алтайцев. Дело шло весьма трудно. Тогда он стал усиленно молиться Матери Божией и вскоре чудесным образом овладел новым языком. Молодой проповедник все свое время проводил в далеких аилах, проповедуя истинную веру.

С 1857 года Михаил Невский становится рясофорным послушником. В 1861 году он принял монашеский постриг с именем Макарий в память преподобного Макария Великого, в том же году состоялась его иерейская хиротония. После этого иеромонах Макарий направляется на миссионерское служение в Чемальский стан.

Нередко о. Макарий действовал как врач. Хотя знания его были весьма простые, аптечка – скудной, он доставлял облегчение людям усиленной молитвой. Господь нередко через него совершал чудеса. Известен случай, когда о. Макарий высосал смертельный яд из ноги мальчика, укушенного змеей, и остался жив.

Выдающимся вкладом в дело алтайского миссионерства была переводческая и издательская деятельность владыки Макария. В 1860-е годы в Санкт-Петербурге им были напечатаны на алтайском языке «Литургия св.

Важно

Иоанна Златоуста», «Священная история Нового Завета», «Огласительные поучения для готовящихся ко Св. Крещению», «Последование Св. Крещения» и ряд богослужебных книг. Большая часть этих книг переведена о.

Макарием, некоторые были переведены до него, а им пересмотрены и исправлены; при этом окончательно была установлена транскрипция алтайской письменности.

Назначенный в 1865 году начальником Алтайской миссии архимандрит Владимир (Петров) направил иеромонаха Макария в Казань для ознакомления с организацией крещено-татарских школ по системе Ильминского.

Отец Макарий не только подробно изучил деятельность профессора Н.И. Ильминского, но и сам участвовал в жизни крещено-татарских школ, совершая богослужения на татарском языке.

По возвращении из Казани иеромонах Макарий устроил в Чопоше по типу крещено-татарских школ училище на семьдесят человек с общежитием.

Отец Макарий привлекал учащихся к переводческой деятельности. В результате появилась целая библиотека христианской литературы: переводной и оригинальной, печатной и рукописной.

В 1871 году иеромонах Макарий был возведен в сан игумена, а вскоре стал помощником начальника Алтайской миссии. На игумена Макария была возложена ответственность ежегодно обозревать все миссионерские станы и наблюдать за состоянием школьного дела. Опытный и ревностный руководитель значительно оживил дело просвещения и обучения алтайцев.

В 1883 году отец Макарий был возведен в сан архимандрита, а через год рукоположен во епископа Бийского. В целях противораскольнической деятельности епископ Макарий учредил в 1884 году в Бийске Братство святителя Димитрия Ростовского.

Совет

После перевода на Томскую, а затем на Московскую кафедру свт. Макарий не оставлял попечения об Алтайской миссии и был ее духовным руководителем.

У митрополита Московского Макария были искренние и духовно-молитвенные отношения с преподобномученицей Елисаветой Феодоровной. Он нередко посещал Марфо-Мариинскую обитель и выступал там.

Постановлением от 20 марта 1917 года Святейший Синод почислил митрополита Московского Макария на покой за преклонностью лет. Этому решению предшествовали грубые действия обер-прокурора Святейшего Синода Львова.

Митрополиту не разрешили жить в Троице-Сергиевой лавре. Он переехал в Зосимову Смоленскую пустынь, а затем местом его пребывания определили подмосковный Николо-Угрешский монастырь, где владыка прожил восемь лет.

В 1920 году владыку постигла болезнь, из-за которой он оставался частично парализован до конца жизни. В августе 1920 года по предложению Святейшего Патриарха Тихона свт. Макарию пожизненно был присвоен титул митрополита Алтайского.

В феврале 1926 года митрополит Алтайский Макарий заболел воспалением легких. Вскоре, 1 марта, на 91-м году жизни владыка отошел ко Господу.

Святитель был похоронен около алтаря церкви села Котельники близ Люберец, где он жил с 1925 года после закрытия Николо-Угрешского монастыря.

В 1957 году Святейшим Патриархом Алексием I была учреждена комиссия, которая вскрыла могилу владыки. Гроб почти весь разрушился, а тело и облачения оказались нетленными. Тело митрополита Макария было перенесено в Троице-Сергиеву лавру и погребено в нижней части Успенского собора. В 2000 году на Архиерейском Соборе митрополит Макарий (Невский) причислен к лику святых.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

мчч. Памфила пресвитера;

Валента диакона;

Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии, мчч. Персидских в Мартирополе;

прп. Маруфа, еп. Месопотамского.

Всех, кто носит эти святые имена, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Пусть Великодаровитый Господь по молитвам ваших небесных покровителей дарует вам здравие телесное, спасение душевное. Будьте Богом хранимы, многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов)

Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkovnyy-kalendar-1-marta-2018g

Святитель Макарий, митрополит Московский, Алтайский (Невский)

Святитель Макарий, митрополит Московский, Алтайский (Невский; + 1926)

ДЕНЬ ПРЕСТАВЛЕНИЯ 16 ФЕВРАЛЯ / 1 МАРТА;
СОБОР МОСКОВСКИХ СВЯТЫХ

Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий) родился 1 октября 1835 года в селе Шапкино Владимирской губернии.

Отец его, Андрей Иванович, служил причетником сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы.

С детства мать приучила маленького Михаила к молитве, а любимым его чтением были творения святого Тихона Задонского, Ефрема Сирина и житие преподобного Серафима Саровского.

Обратите внимание

В 1854 году Михаил закончил Семинарию (здесь ему дали фамилию — Невский), и, согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия, поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по своим успехам мог бы продолжить обучение в Академии.

Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарев), основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев.

Первое время будущий святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдаленные труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.

В 1861 году Михаил принял монашеский постриг с именем Макарий, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукоположили в иеродиакона, а еще через день — в иеромонаха. С этого времени начинается самостоятельное миссионерское служение иеромонаха Макария — сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане.

Миссионерская проповедь могла достигать своей цели лишь в том случае, когда народу несли слово Божие на его родном языке.

Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. Многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани.

В 1875 году отца Макария назначают помощником начальника Алтайской миссии.

В 1883 году отца Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности владыка прослужил восемь лет.

За это время число крещеных возросло до 19216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухареве) число крещеных составляло 675 душ), число приходских храмов — до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1168 человек.

Важно

За 36 лет своего миссионерского служения владыка Макарий приобрел всероссийскую известность. В 1891 году его назначают епископом Томским. Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своей для одних утешение, для других — наставление, для третьих — ободрение, а для иных обличение».

Он занимался также попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен.

За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства.

Святитель Макарий предчувствовал грядущие события в России. В одном из своих поучений он говорил: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против помазанника Его…

В подметных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, беспорядков… Их желание — все перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими…».

Совет

Владыка предрекал, обличая смутьянов: «Не хотите вы своей Русской власти, так будет же у вас власть иноплеменная».

В мае 1906 года его возвели в сан архиепископа, а в 1912 году назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность, выступает против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией».

Священномученик Арсений (Жадановский) в своих воспоминаниях писал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление.

Совет

Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки».

Владыка Макарий известен и как добрый восстановитель мира в афонских спорах об имени Божием (1912).

Его совесть не могла мириться с теми грубыми методами, какие были применены к русским имяславцам на Афоне — последователям древнего аскетического учения о внутреннем безмолвии (исихазме).

И святитель в 1914 году создал особую Комиссию при Московской Синодальной конторе, которая определила учение имяславия православным, не содержащим ереси. Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгим монахом и аскетом.

В 1917 году после февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на святителя, который остался верен присяге государю и отказался присягнуть Временному правительству.

Его не допустили на Всероссийский Собор 1917-1918 годов и принуждали «как несоответствующего духу времени» — под угрозой заключения в Петропавловскую крепость — подать прошение об отставке.

Это было явное беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного правительства, так как Московские митрополиты, благодаря своему особому статусу, никогда не увольнялись на покой — ни по причине болезни, ни по старости.

Кроме того, 82-летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре, священноархимандритом которой он был, сослав в Николо-Угрешский монастырь.

Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не теряя способности говорить. Больного владыку посещал Святейший Патриарх Тихон.

Последнее их свидание было в августе 1924 года, когда оба они испросили друг у друга прощение.

Священномученик митрополит Петр, став патриаршим Местоблюстителем, просил у старца благословение, и владыка с любовию подарил ему свой белый клобук.

Обратите внимание

Выдающийся святитель-миссионер, апостол Алтая, сибирский столп Православия, живой Русский святой — так называли его современники — почил 16 февраля 1926 года в поселке Котельники Люберецкого района Московской области. В 1957 году его честные нетленные останки были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в храме Всех Русских святых под Успенским Собором.

Святитель Макарий был причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе в августе 2000 года.

Читайте также:  Молитва николаю чудотворцу о помощи в работе - православные иконы и молитвы

Святителю отче наш Макарие, моли Бога о нас!

Тропарь, глас 4:

Днесь светло красуются благочестивых собори, / псаломски воспевающе проповедника Христова / и учителя благочестия блаженнаго Макария; / Церкви Христианской утверждение / и земли Алтайской похвалу и украшение, / роду же нашему всегдашнего предстателя, / / подающего мир и велию милость.

Кондак, глас 3:

Святителю Христу Богу возлюбленне, / правило веры и образ милосердия людем был еси, / проповедию своею и многими труды языки алтайские ко Христу привел еси, / сам же в подвезех пребывая, / от Бога нетлением на земли увенчался еси, / духом же Престолу Божию предстоя, / молися ныне ко Господеви, / да укрепит нас во Православии и благочестии / / и спасет души наша.

Источник: http://www.nikolaevskii-sobor.ru/kniga.php?page=sviatitel-makarii-mitropolit-moskovskii-altaiskii-nevskii

Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая — МолитвослоВ

МолитвослоВ

Дни памяти:  Август 20 (Моск.),  Октябрь 5 (Моск. Свт.)

Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский

Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский) родился 1 октября 1835 года на празднование Покрова Божией Матери, в сел Шапкино Владимирской губернии.

Отец его, Андрей Иванович, служил причётником сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве.

Любимым чтением юного Михаила были творения святого Тихона Задонского, Ефрема Сирина и житие преподобного Серафима Саровского.

В 1854 году он закончил Семинарию (здесь ему дали фамилию — Невский), и, согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия, поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии.

Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв, память 18 мая) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев.

Первое время будущий Святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.

16 марта 1861 года он принимает монашеский постриг с именем Макария, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукополагают в иеродиакона, а 19 марта — в иеромонаха. Теперь начинается его самостоятельное миссионерское служение. Сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане.

Важно

Успех проповеди мог быть лишь в том случае, когда народу несли слово Божие на его родном языке. Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. И многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани.

В 1875 году отца Макария назначают помощником начальника Алтайской Миссии.

В 1883 году отца Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности Владыка прослужил восемь лет.

За это время число крещёных возросло до 19216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухарёве) число крещёных —675 душ), число приходских храмов — до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1168 человек.

За 36 лет своего миссионерского служения Владыка Макарий приобрёл всероссийскую известность. В 1891 году его назначают епископом Томским. Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других — наставление, для третьих — ободрение, а для иных обличение».

Он занимался также попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен.

За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства.

Святитель Макарий предчувствовал грядущие события в России. В одном из своих поучений он говорил: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то.

Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его… В подмётных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, безпорядков… Их желание — всё перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими…».

Совет

Владыка предрекал, обличая смутьянов: «Не хотите вы своей Русской власти, так будет же у вас власть иноплеменная».

В Мае 1906 года его возвели в сан архиепископа. А в 1912 году назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, Владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией».

Священномученик Арсений (Жадановский) (память 14 сентября) в своих воспоминаниях писал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление.

Совет

Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки».

Владыка Макарий известен и как добрый восстановитель мира в афонских спорах об Имени Божием (1912 год).

Его совесть не могла мириться с теми грубыми методами, какие были применены к русским имяславцам на Афоне — последователям древнего аскетического учения о внутреннем безмолвии (исихазме).

И Святитель в 1914 году создал особую Комиссию при Московской Синодальной Конторе, которая определила учение имяславия Православным, не содержащим ереси и, таким образом, несправедливое решение Святейшего Синода относительно афонских старцев было упразднено.

Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.

В 1917 году, после Февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на Владыку, который остался верен присяге Государю и отказался присягнуть Временному правительству. Его не допустили на Всероссийский собор 1917-18 годов.

Святителя принуждают «как несоответствующего духу времени» — под угрозой заключения в Петропавловскую крепость — подать прошение об отставке.

Обратите внимание

Это было явно беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного масонского правительства, так как московские митрополиты, благодаря своему особому статусу, никогда не увольнялись на покой — ни по причине болезни, ни по старости.

Кроме того, 82-х летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре — священноархимандритом которой он был — сослав в Николо-Угрешский монастырь.

Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Не раз посещал больного Владыку св.

Патриарх Тихон, последнее их свидание было в августе 1924 года, оба испросили друг у друга прощение.

Священномученик митрополит Пётр, став Патриаршим Местоблюстителем, просил у старца благословения и Владыка с любовью подарил ему свой белый клобук.

Выдающийся Святитель-миссионер, «Апостол Алтая», «Сибирский столп Православия», «живой Русский святой» — так называли его современники — почил 16 февраля 1926 года в посёлке Котельничи Московской области Люберецкого района. В 1957 году его честные нетленные останки были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в храме Русских Святых Успенского Собора.

Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Включен в Собор Московских святых (память в воскресенье перед 26 августа по старому стилю).

Источник: http://www.molitvoslov.by/2015/svjatitel-makarij-mitropolit-moskovskij-i.html

Макарий Невский

Митрополи́т Мака́рий (в миру Михаи́л Андре́евич Не́вский (Парвицкий); 1 октября 1835, село Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии — 16 февраля 1926, село Котельники, близ станции Люберцы Московской губернии) — епископ Русской Церкви; митрополит Московский и Коломенский (1912—1917), митрополит Алтайский (с 1920). Известный миссионер, «апостол Алтая». Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000.

Родился в многодетной семье (был шестым ребёнком) причётника сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы Андрея Парвицкого, переселившегося затем вместе с семьёй в Сибирь. Фамилию Невский Михаилу присвоили в семинарии — в то время семинаристам нередко меняли фамилии.

Окончил Тобольское духовное училище, Тобольскую духовную семинарию (1854). Отказался от поступления в духовную академию (на что мог рассчитывать как второй по успеваемости семинарист на своём курсе) с тем, чтобы заняться миссионерской деятельностью. Почётный член Казанской духовной академии (1895), Петербургской духовной академии (1913).

Важно

22 февраля 1855 поступил на службу в Алтайскую духовную миссию. По собственным воспоминаниям,

исполнял обязанности чтеца, сопутствовал миссионерам в путешествиях, занимался в школе, ходил по домам для научения обращенных молитвам, ухаживал за больными, не гнушался и тяжелого физического труда: копал гряды в огородах, обмазывал глиной стены убогих жилищ обитателей миссии, словом шёл всюду, где нужны были для дела миссии труды его

Кроме того, в течение двух лет изучил алтайский язык и занимался переводами на него молитв и богослужений совместно с переводчиком Михаилом Чевалковым. При этом иеромонах Макарий,

чтобы подыскать и ввести в употребление какой-нибудь новый термин, нередко нарочно отправлялся на несколько недель и даже месяцев в отделанные захолустья Алтая и только путем долгих и многих бесед с различными инородцами, после убеждения, что для обозначения известного христианского понятия подходит и для всех инородцев понятно то, а не другое выражение, проходил к принятию и употреблению известного термина.

25 января 1857 был пострижен в рясофор, исполнял обязанности катихизатора в Чулышмане, был учителем в миссионерских школах Чемала и Улалы. 11 марта 1861 пострижен в монашество.

С 17 марта 1861 — иеродиакон, с 19 марта 1861 — иеромонах (был рукоположен в походной церкви Алтайской миссии).

Наряду с миссионерской работой занимался медицинской деятельностью, известны случаи исцеления им тяжело больных алтайцев.

Совет

С 14 ноября 1864 — наместник Чулышманского Благовещенского миссионерского монастыря. Так вспоминал об особенностях труда миссионера:

Служение миссионерское, как служение апостольское, есть более всего ряд скорбей, болезней и трудов… Мы не говорим о трудностях миссионерских путешествий, которые доводятся редко в экипаже, никогда в вагоне, но нередко пешком, на лыжах, часто верхом, на лодке, под дождём, иногда в снежную метель, все это — болезни и труды для тела. Но есть страдания большие — страдания души. Миссионер — страдалец, он страдает душой в начале служения своего от среды, в которую попадает, там нет ни родной семьи, ни родного общества, ни привычной для него жизненной обстановки.

В 1864 и в 1867—1868 находился в Петербурге, где занимался печатанием составленного им первого «Алтайского букваря» и православных книг на алтайском языке. Среди этих книг были Литургия святого Иоанна Златоуста, Священная история Нового Завета, Огласительные поучения для готовящихся ко святому крещению и ряд других. Это были первые книги, изданные на алтайском языке.

В 1868—1869, совместно с казанским профессором Николаем Ивановичем Ильминским, готовил к печати составленную алтайскими миссионерами первую грамматику алтайского языка. Был избран членом Совета переводческого Братства св. Гурия (Казань).

Во время пребывания в Казани организовал богослужение на татарском языке, создав хор из крещёных татар и создав для него церковные напевы по образцу алтайских.

Вернувшись на Алтай, организовал в Чопоше училище на семьдесят человек с общежитием для подготовки учителей для других школ, первый выпуск которых состоялся в 1872. С 29 июля 1871 — игумен.

С 1875 — заведующий Центральным Миссионерским училищем в селе Улалы, которое готовило учителей, переводчиков, священнослужителей, катехизаторов. С 13 марта 1875 — помощник начальника Алтайской духовной миссии.

С 1876, одновременно, член комиссии по рассмотрению рукописей, предназначаемых к изданию на алтайском языке. С 29 июня 1883 — архимандрит.

С 29 декабря 1883 — начальник Алтайской духовной миссии (был им до 1891, но и в последующие годы осуществлял попечительство над делами миссии). За многолетние миссионерские труды его называли «Апостолом Алтая».

Обратите внимание

Сыграл значительную роль в становлении и развитии Бийского катехизаторского училища, в котором получали образование представители различных народностей как Алтая, так и Томской епархии в целом — алтайцы, телеуты, шорцы, абинцы, матурцы, сагайцы, киргизы, остяки из Нарымского края.

Читайте также:  Трусость самый страшный порок -обсуждение в соцсети - православные иконы и молитвы

Занимался борьбой против старообрядчества — при нём в Бийске в 1884 было учреждено противораскольническое братство святого Димитрия Ростовского.

Конфликт епископа Макария со старообрядцами носил острый характер — на старообрядцев возлагалась ответственность за пожар 22 мая 1886 в архиерейском доме, в результате которого сгорели дом с ценной библиотекой и архивом миссии и Катехизаторское училище.

С 12 февраля 1884 — епископ Бийский, викарий Томской епархии.

С 26 мая 1891 — епископ Томский и Семипалатинский.

С 1895 — епископ Томский и Барнаульский.

С 6 мая 1906 — архиепископ.

С октября 1908 — архиепископ Томский и Алтайский.

Был председателем Томского комитета Православного миссионерского общества. Открыл в архиерейском доме библиотеку, в которой велись занятия и читались лекции по богословию, истории, географии.

При нём в программу томских духовно-учебных заведений были введены новые предметы — космография, гигиена, естественная история, химия, музыка, пение, рисование.

Совет

Было построено новое здание Томского епархиального училища, расширены помещения мужского духовного училища, в большом и удобном здании была размещена Томская духовная семинария, открыта церковно-учительская школа.

Владыка занимался благотворительностью, организовал для заштатных и сирот духовного звания, до этого ютившихся в сырых и холодных помещениях, основал Томское общество попечения о бедных и бездомных («Пчельник»). По его инициативе в Томске был открыт городской приют для бездомных и нищих людей.

С 20 декабря 1912 по март 1917 — митрополит Московский и Коломенский, священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры, председатель Православного миссионерского общества. Вводил в храмах общенародное пение, занимался катехизацией паствы, убеждая следовать своему примеру московских пастырей.

Важно

Однако, несмотря на свои миссионерские заслуги, большим авторитетом среди духовенства Москвы не пользовался из-за пожилого возраста, крайне консервативных взглядов, а также циркулировавших тогда слухов о том, что своим назначением на Московскую кафедру он был обязан Григорию Распутину (митрополит такого рода спекуляции считал вымыслом).

В марте 1917 был уволен из состава Святейшего Синода и, по просьбе московского духовенства, смещён с Московской кафедры. Выступил с протестом против своего увольнения, считая его неканоническим, совершённым под давлением обер-прокурора Синода (в составе Временного правительства) Владимира Львова. По словам самого митрополита,

такое давление совершалось дважды. В первый раз оно выразилось в том, что обер-прокурор, прибыв на митрополичье подворье в Петрограде с вооружённой стражей, вечером вошел в комнаты Митрополита и, подозвав меня к себе жестом руки, выкрикивал по адресу моему: «Распутинец! Распутинец!».

Потом, пригрозив Петропавловской крепостью, потребовал, чтобы я тотчас садился писать прошение в Св. Синод об увольнении меня на покой. Требование мною молчаливо было исполнено. Обер-прокурор взял его и на ближайшем синодальном заседании передал его первенствующему члену Св. Синода.

Но на одном из последующих заседаний это прошение было мне возвращено, согласно моей просьбе, как написанное под угрозою. Второе мое прошение об увольнении на покой было написано также под давлением того же обер-прокурора. Дело состоялось так быстро, что ни я, ни, вероятно, члены Св.

Синода не успели справиться с Правилами канонов, в которых постановлено: рукописания отречения от управления, вынужденные у епископа страхом или угрозами, недействительны (Кирилла Прав. 1.13).

Однако на кафедре митрополит Макарий восстановлен не был, хотя и объявил о запрещении в священнослужении членов епархиального съезда и даже всего московского духовенства (никто этому запрещению не подчинился).

В 1917 некоторое время жил на покое в Зосимовой Смоленской пустыни, а затем был перевезён в подмосковный Николо-Угрешский монастырь.

Совет

Обратился к Поместному собору 1917—1918 с просьбой рассмотреть его дело — на соборе он был реабилитирован, но об этом не было сообщено официально.

В июне 1917 года на московскую кафедру епархиальным съездом духовенства и мирян уже был избран архиепископ Тихон, который в ноябре того же года стал Патриархом Московским и всея Руси. Кроме того, публичная реабилитация убеждённого монархиста и якобы «распутинца» была на тот момент политически невозможна.

В 1918 келью митрополита Макария в Николо-Угрешском монастыре дважды обыскивали представители советской власти (20 июля и 20 октября), а 3 октября на неё напали вооружённые бандиты, искавшие деньги, которых у престарелого владыки не было.

19 августа 1920 года Священный Синод вынес определение о пожизненном бытии состоящему на покое митрополиту Макарию — митрополитом Алтайским, о чём Патриарх Тихон известил его личным письмом[1]. Управлял Алтайской паствой из Николо-Угрешского монастыря, по воскресеньям служил в соборе монастыря и произносил проповеди. В 1920 был частично парализован.

Принимал у себя духовных чад, а также известных церковных деятелей. Несколько раз его посещал Патриарх Тихон, после избрания Патриаршим местоблюстителем в 1925 к нему приехал митрополит Петр (Полянский), которому митрополит Макарий подарил свой белый клобук.

Важно

Среди других посетителей были архиепископ Бийский Иннокентий (Соколов), епископ Арсений (Жадановский), который оставил о нём мемуары, священник Сергей Мечёв.

В 1925, после закрытия Николо-Угрешского монастыря, жил в се ле Котельники близ Люберец, где и скончался от воспаления лёгких. Был похоронен на приходском кладбище станции Люберцы около алтаря кладбищенского храма. В 1957 перезахоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры — в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших.

В 2000 на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви митрополит Макарий был причислен к лику святых. Житие святителя составил иеромонах Иов (Гумеров).

Труды

Беседы о христианской жизни и воспитании. СПБ, 1902.

Образование, права и обязанности женщины. СПБ, 1902.

Простые речи о великих делах Божиих. Томск, 1900.

Полное собрание проповеднических трудов (слов, бесед, поучений, посланий, воззваний и наставлений), за все время его служения в архиерейском сане 1884—1913 гг. Сергиев Посад, 1914.

Письма к духовной дочери. Сергиев Посад, 1915.

Не отчаиваюсь в Божией помощи. М., 2006.

Источник: http://biozvezd.ru/makarij-nevskij

Святой: Макарий (Невский)

Митрополи?т Мака?рий (в миру Михаи?л Андре?евич Не?вский (Парвицкий); 1 октября 1835, село Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии — 1 марта 1926, село Котельники, близ станции Люберцы Московской губернии) — епископ Православной Российской Церкви; митрополит Московский и Коломенский (1912—1917 годы), митрополит Алтайский (с 1920 года). Известный миссионер, «апостол Алтая».

Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 2000 году.

Семья

Родился в многодетной семье (был шестым ребёнком) причётника сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы Андрея Парвицкого, переселившегося затем вместе с семьёй в Сибирь. Фамилию Невский Михаилу присвоили в семинарии — в то время семинаристам нередко меняли фамилии.

Образование

Окончил Тобольское духовное училище, Тобольскую духовную семинарию (1854 год). Отказался от поступления в духовную академию (на что мог рассчитывать как второй по успеваемости семинарист на своём курсе) с тем, чтобы заняться миссионерской деятельностью. Почётный член Казанской духовной академии (1895 год), Петербургской духовной академии (1913 год).

Миссионер

22 февраля 1855 года поступил на службу в Алтайскую духовную миссию. По собственным воспоминаниям,

Кроме того, в течение двух лет изучил алтайский язык и занимался переводами на него молитв и богослужений совместно с переводчиком Михаилом Чевалковым. При этом иеромонах Макарий,

25 января 1857 года был пострижен в рясофор, исполнял обязанности катехизатора в Чулышмане, был учителем в миссионерских школах Чемала и Улалы. 11 марта 1861 года пострижен в монашество.

Обратите внимание

С 17 марта 1861 года — иеродиакон, с 19 марта того же года — иеромонах (был рукоположен в походной церкви Алтайской миссии).

Наряду с миссионерской работой занимался медицинской деятельностью, известны случаи исцеления им тяжело больных алтайцев.

С 14 ноября 1864 года — наместник Чулышманского Благовещенского миссионерского монастыря. Так вспоминал об особенностях труда миссионера:

В 1864 и в 1867—1868 годах находился в Петербурге, где занимался печатанием составленного им первого «Алтайского букваря» и православных книг на алтайском языке. Среди этих книг были Литургия святого Иоанна Златоуста, Священная история Нового Завета, Огласительные поучения для готовящихся ко святому крещению и ряд других. Это были первые книги, изданные на алтайском языке.

В 1868—1869 годы, совместно с казанским профессором Николаем Ивановичем Ильминским, готовил к печати составленную алтайскими миссионерами первую грамматику алтайского языка. Был избран членом Совета переводческого Братства св. Гурия (Казань).

Во время пребывания в Казани организовал богослужение на татарском языке, создав хор из крещёных татар и создав для него церковные напевы по образцу алтайских.

Вернувшись на Алтай, организовал в Чопоше училище на семьдесят человек с общежитием для подготовки учителей для других школ, первый выпуск которых состоялся в 1872 году. С 29 июля 1871 года — игумен.

Важно

С 1875 года — заведующий Центральным Миссионерским училищем в селе Улалы, которое готовило учителей, переводчиков, священнослужителей, катехизаторов. С 13 марта 1875 года — помощник начальника Алтайской духовной миссии.

С 1876 года, одновременно член комиссии по рассмотрению рукописей, предназначаемых к изданию на алтайском языке. С 29 июня 1883 года — архимандрит.

Начальник Алтайской духовной миссии

С 29 декабря 1883 года — начальник Алтайской духовной миссии (был им до 1891 года, но и в последующие годы осуществлял попечительство над делами миссии). За многолетние миссионерские труды его называли «Апостолом Алтая».

Сыграл значительную роль в становлении и развитии Бийского катехизаторского училища, в котором получали образование представители различных народностей как Алтая, так и Томской епархии в целом: алтайцы, телеуты, шорцы, абинцы, матурцы, сагайцы, киргизы, остяки из Нарымского края.

Занимался борьбой против старообрядчества: при нём в Бийске в 1884 году было учреждено противораскольническое братство святого Димитрия Ростовского.

Конфликт епископа Макария со старообрядцами носил острый характер: на старообрядцев возлагалась ответственность за пожар 22 мая 1886 года в архиерейском доме, в результате которого сгорели дом с ценной библиотекой и архивом миссии и Катехизаторское училище.

Томский архиерей

С 12 февраля 1884 года — епископ Бийский, викарий Томской епархии.

С 26 мая 1891 года — епископ Томский и Семипалатинский.

С 1895 года — епископ Томский и Барнаульский.

С 6 мая 1906 года — архиепископ.

С октября 1908 — архиепископ Томский и Алтайский.

Был председателем Томского комитета Православного миссионерского общества. Открыл в архиерейском доме библиотеку, в которой велись занятия и читались лекции по богословию, истории, географии.

При нём в программу томских духовно-учебных заведений были введены новые предметы — космография, гигиена, естественная история, химия, музыка, пение, рисование.

Совет

Было построено новое здание Томского епархиального училища, расширены помещения мужского духовного училища, в большом и удобном здании была размещена Томская духовная семинария, открыта церковно-учительская школа.

Владыка занимался благотворительностью, организовал для заштатных и сирот духовного звания, до этого ютившихся в сырых и холодных помещениях, основал Томское общество попечения о бедных и бездомных («Пчельник»). По его инициативе в Томске был открыт городской приют для бездомных и нищих людей.

В годы революции 1905—1907 годов он проявил себя как ярый монархист и охранитель традиций, содействовал монархическим организациям и являлся председателем Томского губернского отдела Союза Русского Народа.

Митрополит Московский и Коломенский

С 25 ноября 1912 по март 1917 года — митрополит Московский и Коломенский, священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры, председатель Православного миссионерского общества; член Святейшего Синода. Прибыл в Москву 22 декабря того же года (ст. ст.); 23 декабря торжественно вступил в управление Московской митрополией.

При высочайшем рескрипте от 25 мая 1913 года (день проведения Романовских торжеств в Москве) был пожалован панагией. При прибытии императора Николая II в Москву на торжества, встречал его и его семью в Троице-Сергиевой лавре 24 мая 1913 года, при вступлении в Кремль в тот же день и при входе в Успенский собор 25 мая, произнося краткие приветственные речи.

Вводил в храмах Москвы общенародное пение, занимался катехизацией паствы, убеждая следовать своему примеру московских пастырей.

Важно

Однако, несмотря на свои миссионерские заслуги, большим авторитетом среди духовенства Москвы не пользовался из-за пожилого возраста, крайне консервативных взглядов, а также циркулировавших тогда слухов о том, что своим назначением на Московскую кафедру он был обязан Григорию Распутину (митрополит такого рода спекуляции считал вымыслом).

Протопресвитер Георгий Шавельский, бывший членом Синода в предреволюционные годы, находясь в эмиграции, давал ему такую характеристику: «Это был маленький, благообразный старичок, внешним видом напоминавший знаменитого митрополита Филарета (Дроздова), а по своим способностям диаметрально противоположный ему.

Читайте также:  Никольский собор в нижнем новгороде, расписание богослужений, адрес, история

Он был совершенно не способен ни к управлению ответственной Московской епархией, ни к участию в решении синодских дел. Епархией правили другие —кто хотел и кто умел войти в его доверие.

митрополит во время докладов своих подчинённых часто засыпал, и докладчик, не смея нарушить мирный сон владыки, ни с чем уходил от него. В Синоде в его присутствии сплошь и рядом проваливали одно за другим его представления и ходатайства, и он молча принимал этот конфуз.

Обратите внимание

Царское Село смотрело на митрополита Макария как на праведника. А близко знавшие митрополита Макария решительно утверждали, что он в большой дружбе с Гришкой (Распутиным).»

Определением святейшего синода от 20 марта 1917 года за № 1661 был уволен с Московской кафедры, с оставлением в звании члена святейшего синода (на следующую, летнюю 1917 года, сессию синода не вызывался).

Выступил с протестом против своего увольнения, считая его неканоническим, совершённым под давлением обер-прокурора Синода (в составе Временного правительства) Владимира Львова.

Последние годы жизни

Однако на кафедре митрополит Макарий восстановлен не был, хотя и объявил о запрещении в священнослужении членов епархиального съезда и даже всего московского духовенства (никто этому запрещению не подчинился).

В 1917 году некоторое время жил на покое в Зосимовой Смоленской пустыни, а затем был перевезён в подмосковный Николо-Угрешский монастырь.

Обратился к Поместному собору 1917—1918 годов с просьбой рассмотреть его дело — на соборе он был реабилитирован, но об этом не было сообщено официально.

В июне 1917 года на московскую кафедру епархиальным съездом духовенства и мирян уже был избран архиепископ Тихон, который в ноябре того же года стал Патриархом Московским и всея Руси. Кроме того, публичная реабилитация убеждённого монархиста и якобы «распутинца» была на тот момент политически невозможна.

В 1918 году келью митрополита Макария в Николо-Угрешском монастыре дважды обыскивали представители советской власти (20 июля и 20 октября), а 3 октября на неё напали вооружённые бандиты, искавшие деньги, которых у престарелого владыки не было.

19 августа 1920 года Священный Синод вынес определение о пожизненном бытии состоящему на покое митрополиту Макарию — митрополитом Алтайским, о чём Патриарх Тихон известил его личным письмом. Управлял Алтайской паствой из Николо-Угрешского монастыря, по воскресеньям служил в соборе монастыря и произносил проповеди. В 1920 году был частично парализован.

Принимал у себя духовных чад, а также известных церковных деятелей. Несколько раз его посещал Патриарх Тихон, после избрания Патриаршим местоблюстителем в 1925 году к нему приехал митрополит Петр (Полянский), которому митрополит Макарий подарил свой белый клобук.

Важно

Среди других посетителей были архиепископ Бийский Иннокентий (Соколов), епископ Арсений (Жадановский), который оставил о нём мемуары, священник Сергей Мечёв.

В 1925 году, после закрытия Николо-Угрешского монастыря, жил в селе Котельники близ Люберец, где и скончался от воспаления лёгких. Был похоронен на приходском кладбище станции Люберцы около алтаря кладбищенского храма. В 1957 году перезахоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры — в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Канонизация

В 2000 году на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви митрополит Макарий был причислен к лику святых. Житие святителя составил иеромонах Иов (Гумеров).

Труды

  • Беседы о христианской жизни и воспитании. СПБ, 1902.
  • Образование, права и обязанности женщины. СПБ, 1902.
  • Простые речи о великих делах Божиих. Томск, 1900.
  • Полное собрание проповеднических трудов (слов, бесед, поучений, посланий, воззваний и наставлений), за все время его служения в архиерейском сане 1884—1913 гг. Сергиев Посад, 1914.
  • Письма к духовной дочери. Сергиев Посад, 1915.
  • Не отчаиваюсь в Божией помощи. М., 2006.

Примечания

  1. «Московские церковные ведомости», 29 декабря 1912 (№ 1 за 1913), стр. 2, 5.
  2. Высочайший рескрипт на имя высокопреосвященнейшего Макария, митрополита Московского. // «Московские церковные ведомости», 5 июня 1913, № 22—23, стр. 422.
  3. Текст речей см.: «Московские церковные ведомости», 15 июня 1913, № 24, стр. 480—482.

  4. Имеется в виду императорская семья.
  5. Шавельский Г.И. Русская церковь пред революцией. М.: Артос-Медиа, 2005 (написана в половине 1930-х), стр. 75—76.
  6. «Церковные ведомости, издаваемые при святейшем правительствующем синоде», 8 апреля 1917, № 9—15, стр. 69 (общая годовая пагинация).
  7. Губонин М. Е. Современники о патриархе Тихоне. М.

    , 2007, Т. II, стр. 198.

  • Царю Небесному и царю земному верный. Митрополит Макарий Московский, Апостол Алтайский (Парвицкий-Невский). М., 1996.
Предшественник:Владимир (Богоявленский) Митрополит Московский и Коломенский1912—1917 Преемник:Тихон (Беллавин)

Источник: http://adamovka.ru/saint/?id=1285

Митрополит Макарий (Невский)

Митрополит Макарий (Невский)начальник Алтайской духовной миссии (1883 -1891 гг .), епископ Томский (с 1884 г.), митрополит Алтайский (с 1920 г.), митрополит Московский и Коломенский (1912-1917 гг.

), почетный член Казанской и Петербургской духовных академий, известный миссионер, «апостол Алтая». Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 2000 г.

Митрополит Макарий (Невский), при рождении Михаил Парвицкий) (1835 — 1926 гг), родом из Владимирской губернии происходил из многодетной семьи причетника сельского храма (был шестым ребенком). Впоследствии семья переселилась в Сибирь, проживала также и в Томской области.

Михаил успешно окончил Тобольское духовное училище, затем Тобольскую духовную семинарию (1854 г.). В 1855 г. поступил на службу в Алтайскую духовную миссию. Михаил служил ревностно, с особенным рвением.

Он намеренно отправлялся на долгий срок в алтайскую глушь в целях уединенной молитвы и ради свершения миссионерских подвигов. На Алтае он служил псаломщиком, затем учителем – исполнял обязанности катехизатора и наставника церковного пения.

Попутно он успешно исцелял больных алтайцев, в том числе и тяжело недужных.

Михаил старательно изучал алтайский язык и занимался переводами на него молитв и богослужений. Уже в 60-ые гг. 19 в.

в Петербурге им были изданы «Алтайский букварь» и несколько православных книг на алтайском языке – «Литургия св.

Иоанна Златоуста», «Священная история Нового Завета», «Огласительные поучения для готовящихся ко святому крещению» и другие. Это были первые книги, изданные на алтайском языке.

По прошествии многих лет он так вспоминал об особенностях миссионерского труда: «Служение миссионерское, как служение апостольское, есть более всего ряд скорбей, болезней и трудов …».

Совет

На Алтае Михаил принял монашеский постриг с именем Макарий и в 1861 г. был удостоен сана иеромонаха. В 1883 г. он становится начальником Алтайской духовной миссии, а с 1884 г. на долгие годы – епископом Томским. В Томске деятельность свт. Макария, архиерея и миссионера была очень разностороння.

Он открыл церковно-учительскую школу и библиотеку, в которой читались лекции по богословию, истории, географии.

При нем было построено новое здание Томского епархиального училища, существенно преобразованы мужское духовное училище и Томская духовная семинария, а программа духовных учебных заведений была значительно расширена и углублена за счет введения новых предметов – космографии, естественной истории, химии, музыки и других.

Много сил святитель положил на борьбу против сектантства и старообрядчества, учредив противораскольническое братство. Также свт. Макарий много занимался благотворительностью: основал общество попечения о бедных и бездомных («Пчельник»), открыл приют для бездомных и нищих людей, окормлял детский приют и дом трудолюбия в Предтеченском женском монастыре Томска.

Инициатива томского архиерея вызывала ненависть к нему среди местных сектантов и ссыльных революционеров. Несколько раз организовывались покушения на его убийство. В 1886 г. был подожжен архиерейский дом – сгорело катехизаторское училище, а также библиотека и архив миссии. Вина за поджег возлагалась на старообрядцев.

В 1912 — 1917 гг. митрополит удостоился Московской кафедры, став также священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры и членом Святейшего Синода. Однако московское духовенство было настроено к нему достаточно оппозиционно вследствие его якобы «консервативных» взглядов. А именно свт.

Макарий проявил себя как ревностный монархист и охранитель традиций, к тому же известный своим благочестием и аскетичностью – он смело обличал нравственную распущенность современников.

В вину митрополиту вменялась и его репутация «распутинца» – его упрекали в большой дружбе с Гришкой (Распутиным), объясняя это «странностями праведника».

Обратите внимание

В результате в марте 1917 г. определением Святейшего Синода свт. Макарий был уволен с Московской кафедры. Сам митрополит расценивал свое увольнение как неканоническое, совершенное под давлением обер-прокурора Синода В. Львова.

Последние годы своей жизни свт. Макарий провел на покое, главным образом в подмосковном монастыре. Решением Синода ему пожизненно было пожаловано звание митрополита Алтайского. До конца дней своих святитель сохранял теплую дружбу с Патриархом Тихоном.

В 1957 г. свт. Макарий был перезахоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры — в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших. В 2000 г. митрополит Макарий был причислен к лику святых.

Прощаясь с почившим, архиепископ Бийский Иннокентий (Соколов) назвал его «неутомимым и самоотверженным тружеником, … пресветлым светильником Церкви».

матушка Татиана

Старческие наставления митрополита Макария (Невского)

О покаянии

«Когда читается в храме сорок раз «Господи, помилуй», то нужно не только произносить эти слова языком, но, представив в это время перед собой Господа, от всей души, с верой, усиленно взывать к Нему о своих нуждах, просить себе и другим Его милостей, прощения грехов юности, исправления и прочего».

О спасении

Один иерей просил указаний, как спастись. Владыка кратко сказал ему: «Терпи, молись, смирись!». – «Как терпеть, как молиться, как смириться?», – продолжал вопрошать пришедший. Святитель, улыбаясь, ответил: «Как научиться терпеть? Одно скажу – терпи. Как молиться? Молись. Как смириться? Смирись. … Будете все это исполнять и спасетесь».

О зарождении греха

«Если хочешь знать, как рождается грех, то выслушай меня. Грех образуется в душе почти незаметно для самого человека, начинаясь с малого – с мимолетной мысли. Мысли же возникают от зрения, слуха, осязания, от нечистого движения других чувств, от чтения книги или воспоминания.

… Это – первая ступень ко греху и не есть еще собственно грех, потому что помысел является в душе без участия воли. Человек может не обратить на него внимания или же постараться отогнать от себя, после чего никаких следов в душе не остается. Такая случайная мысль называется прилогом.

Но если остановишься на таком приражении, захочешь удержать его, рассмотреть, призадуматься над виденным или слышанным, то это будет вторая ступень ко греху, которая именуется вниманием. Здесь как бы бросается семя, из которого может вырасти злое дело.

Внимание бывает уже при участии нашей воли, и человек становится нравственно ответственным. Момент внимания к помыслу весьма важен: парализуй, подави, игнорируй мелькнувшую мысль, и грех уйдет в самом своем зачатии.

Но если остановлено внимание, то этим проложен путь к дальнейшему развитию греха.

Удержавший помысел начинает им заниматься, интересоваться и, наконец, услаждаться. Услаждение есть третья ступень развития греха. Тут мысль переходит уже в сердце, становится сокровищем последнего и пленяет его – отсюда уже совершается быстрый переход к желанию согрешить.

Важно

При внимании к помыслу и услаждении им грех остается еще внутри человека, но как скоро присоединяется желание, грех стремится выйти наружу, чему помогает ум, придумывая способы к исполнению его на деле. Желание, войдя в соглашение с умом, вызывает, наконец, решимость совершить грех.

Значит все готово: есть желание, придуманы способы к исполнению его, явилась решимость. Вслед за этим приводится в движение тело: передвигаются ноги, начинается хождение по греху, ухаживание за ним, работают руки, протягиваясь, например, к похищению намеченного предмета и тому подобное; участвуют и другие органы – словом, все существо человека начинает служить греху.

Так развивается и совершается грех, происходя от одной лишь мимолетной мысли. Не обрати человек на нее внимания, вовремя удали ее от себя, что вначале нетрудно сделать, не произошло бы и греха с пагубными его последствиями.

Таков же путь перехода от первой доброй мысли к доброму делу. Пример, данный в притче о блудном сыне, пришедшем от развратной жизни к покаянию и возвратившемся в дом отчий».

(199)

Источник: http://nevsky.cerkov.ru/2015/03/02/mitropolit-makarij-nevskij/

Ссылка на основную публикацию