Храм пророка илии в обыденском переулке, расписание богослужений и адрес

Храм Ильи Пророка в Обыденском переулке: точный адрес и расписание богослужений

Одно из самых почитаемых почитаемое святых мест в Москве, широко известных среди верующих людей — Храм Ильи Пророка в Обыденском переулке.

Сегодня – это красивое архитектурное строение с белыми колоннами и внушительных размеров куполами.

А когда-то на его месте стояла небольшая деревянная церковь пророка Ильи, в которой находили духовное утешение жители близлежащего ремесленнического селения и его окрестностей. Обыденский переулок хранит богатую историю храма.

Время основания

Храмовая история насчитывает четыре столетия. За это время строение пережило множество событий, хоть изначально задумывалось как временное. 16 век был смутным временем для России.

За это время столица увидела немало пожаров и бунтов, в результате которых было разрушено много строений.

Место возведения храма — небольшой ремесленнический район, в котором проживали и работали мастера строители. В район, где находится церковь Ильи пророка,.

Обратите внимание

по воде переправлялась древесина и строительные материалы, из которых наскоро сколачивали срубы, после чего повторно перепродавали их.

Так как в смутное время многие люди за один день могли остаться без жилья, такое ремесло процветало. Срубы домов сколачивали на скорую руку. Переулок, в котором работали такие мастера, получил наименование Обыденный.

В числе прочих деревянных построек в переулке была отстроена небольшая деревянная церковь, названная в честь пророка Ильи. Точная дата строительства неизвестна, но есть предположение, что деревянная церковь была возведена в 1592 году.

Место довольно быстро стало популярным среди православных людей, его начали посещать массово практически сразу после завершения строительства.

По названию церкви стали Ильинскими, а за тем и Обыденскими называть три переулка, ведущих к святыне.

С тех пор святое место стало центром многих городских событий. Например, в 1612 году в смутное время у стен храма проводилась молитва духовенства и ополченцев, которые подверглись изгнанию еретиков-иноземцев, попавших в немилость к горожанам за осквернение местных святынь, хранившихся в Кремле.

Данный храм всегда пользовался большой популярностью как среди местных жителей, так и приезжих из прилегающих столичных окрестностей. Для того, чтобы совершить молитву в храме пророка Ильи в Москве, люди иногда преодолевали немалое расстояние.

Особенно много прихожан было во времена засухи, когда крестьяне терпели большие убытки из-за погоды. Большой приплыв прихожан отмечался в день памяти пророка Ильи. В дни двунадесятых праздников при совершении массовых молитв храм посещали даже члены царской семьи.

Перестройка храма

В 1702 году строение обрело новую жизнь, а точнее — деревянные шаткие стены церкви были снесены, а на их месте воздвигнуты новые, каменные. Алтарная часть новой постройки была заложена по распространенному в то время принципу — «восьмерик на четверике».

Строение именно в таком виде сохранилось до наших дней, пронеся сквозь столетия дух древности и первоначальной атмосферы. В этом здании богослужения ведутся на протяжении более трех сотен лет.

Надо отметить, что на протяжении более трех сотен лет была предпринята не одна попытка закрыть храм или вообще разрушить его.

Важно

В периоды, когда многие люди отрекались от бога, а представители власти выдавали указания о прекращении деятельности местного духовенства, всегда находились группы верующих людей, которым удавалось отстоять право святыни на существование.

Так, например, в 1930 году, когда по всей территории Советского Союза массово уничтожались и закрывались храмы, верующие активисты отстояли святыню и сохранили её в первоначальном виде.

Известно также, что власти собирались закрыть храм в 1941 году. Закрытие планировалось на великий для всех верующих людей день — 22 июня, когда православные христиане почитают память Всех святых. По роковому стечению обстоятельств как раз в этот день началась война, так что правительственным планам и на этот раз было не суждено осуществиться.

Ввиду трагических военных событий по всей территории России распадались и переставали существовать многие православные общины. Часто представители общин верующих, которые были в столице и ее окрестностях, приходили в храм Ильи пророка в Обыденском переулке.

Таким образом за период 20 столетия в данном храме появилось много новых, интересных традиций, так что сегодня эта святыня является настоящей исторической и культурной достопримечательностью. Каждый человек, посетивший данное место, почувствует не только прилив сил и энергии, а также и живой интерес к изучению и познанию чего-то нового.

Так некогда временная деревянная церковь, которая изначально возводилась лишь для небольшой ремесленнической общины, со временем превратилась в настоящий архитектурный шедевр, наполненный духовностью и христианскими традициями древнего русского православия.

Расписание богослужений

Планируя посетить храм пророка Божия Илии в Обыденском переулке, необходимо сначала ознакомиться с расписанием богослужений. Как правило, утренняя служба начинается в 7.00 утра по воскресеньям. Во все остальные дни приходит на утреннюю службу можно на 9.00 утра.

Вечернее богослужение ежедневно начинается в 17.00, в разные дни его проводят поочередно разные священники (Роман, Андрей, Тимофей, Георгий или Алексий). К каждому из них после служения можно подойти с личным вопросом, служители храма обязательно проведут беседу со всеми желающими и будут находиться в зале до тех пор, пока каждый человек не получит ответы на интересующие вопросы.

В большие праздничные дни в церкви пророка проводится всенощное бдение. В такое время ночную службу ведут сразу несколько или все священники. Планируя приехать в храм на служение, следует распределять время так, чтобы успеть перед началом службы купить свечи, иконки, косынки и все нужные атрибуты.

Храмовые святыни

На территории находится множество икон, каждая из которых представляет собой большую ценность. Здесь собраны оригинальные иконы и списки, созданные в разное время. Наиболее популярные из них — Чудотворная икона «Нечаянная Радость», а также Казанская икона Божией Матери.

Вчисле прочих пользующихся популярностью святынь можно перечислить такие:

  • образ святого пророка Ильи;
  • лик великомученицы Варвары;
  • икона святого мученика римского Иоанна Воина;
  • усекновение главы Иоанна Предтечи;
  • образ Николая Чудотворца;
  • лик святой мученицы Екатерины;
  • икона Богородицы «Владимирская»;
  • Взыскание погибших;
  • образ серафима Саровского;
  • Благовещение пресвятой Девы.

Источник: https://religiya.guru/hramy-i-monastyri/raspisanie-bogosluzhenij-v-hrame-2.html

Храм Ильи Пророка в Обыденском переулке в Москве: история и современность, святыни и контакты

Pravoslavie.Guru > Церкви > Храм Пророка Ильи в Обыденском переулке

Храм Пророка Божия Илии в Обыденском переулке в Москве легко не заметить: он небольшой, но крайне важный для прихожан. Более чем за 3 века существования, он пережил немало.

Храм пророка Илии – в деревянном виде — был построен в конце XVI – начале XVII веков в Москве. Точная дата строительства неизвестна, но ряд письменных источников указывают на это время.

История

В Синодике (поминальной книге при храме), составленном при патриархе Иове в 1589-1607 году церковь уже упоминается. Также свидетельством может стать «Сказание Авраамия Палицына»: в ней описываются события 1587-1618 годов. В частности, говорится, что князь Дмитрий Пожарский в конце августа 1612 года перед битвой с поляками помолился в обыденном храме пророка Илии.

Само название «Обыдень» связывают со словами «Один день»: считается, что деревянная постройка была возведена всего за день.

В 1702 году на месте деревянной постройки возвели каменную. Сперва ее хотели сделать по образцу соборного храма Николо-Перервинского монастыря, но из-за нехватки средств вместо двухэтажной церкви возвели одноэтажную. Внутри церкви до сих пор сохранилась мраморная плита с именами создателей – братьев Деревниных.

Совет

В 1706 году в храм Ильи Пророка перенесли антиминс (ткань с вшитой частицей святых мощей) – его разместили в приделе Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Сам придел сильно пострадал при пожаре, но после был восстановлен. В 1819 году был достроен и освящен второй придел – в честь апостолов Петра и Павла.

В середине и второй половине XIX века облик храма изменился и в таком виде сохранился до наших дней. Деньги на реконструкцию пожертвовали многие видные купцы: купец первой гильдии Коншин, сестры Третьяковы и их брат. Коншин также стал инициатором и попечителем приходской школы, которая начала работу в 1875 году.

С приходом советской власти положение храма пошатнулось, но не изменилось: его должны были закрыть в 1930 году, но верующие отстояли его.

В 1941 году был подписан второй приказ, но начавшаяся война «спасла» церковь.

В июне 1944 года из храма Воскресения Господня в Сокольниках в церковь Ильи Пророка перенесли чудотворную икону Богоматери «Нечаянная радость», которая осталась в нем навсегда.

В 1973 году в церкви обвенчались Солженицын и Светлова, позднее они крестили тут детей.

Современное состояние

Сегодня церковь Ильи Пророка пользуется определенной популярностью среди верующих благодаря истории, большому количеству святынь и месторасположению. Помимо непосредственно религиозных дел в храме расположены:

  1. Воскресная школа для детей и взрослых: она открылась в 1990 году. Занятия проходят в выходные и по вечерам в будни. Они включают в себя изучение Закона Божия, Священного писания, Ветхого и Нового Заветов, основы песнопения, этики, евангельские беседы;
  2. Молодежную работу: это может быть паломничество, посещение музеев и других мероприятий, трудовая помощь монастырям;
  3. Социальная и миссионерская службы: это работа с сиротами и детскими домами, больницами и центрами социальной адаптации, лекции для школьников и благотворительные ярмарки всех желающих;
  4. Паломничество по святым местам;
  5. Церковное пение для детей.

Также в церкви можно заказать экскурсию или посетить библиотеку, которая насчитывает более 10 тысяч книг.

Внешний вид

Храм Ильи Пророка выполнен в стиле московского барокко. Это окрашенное в желтое одноэтажное строение с колокольней на 1 купол. Несмотря на скромные украшения, он выглядит нарядно и воздушно.

Внутри расположен 7-ярусный иконостас, светло-зеленые стены скромно украшены иконами и узорами. Несмотря на большое количество изображений, внутри храм выглядит светлым и просторным.

Святыни

Среди всех святынь храма Ильи Пророка Божия главной считается список (копия) иконы Богоматери «Нечаянная радость». Название связано с рассказом, написанным во второй половине XVII века, о грешнике, молившемся у иконы Богоматери, а после совершающем злодеяния.

Однажды он увидел Богородицу с Младенцем вживую, но на руках и ногах ребенка были сильные язвы: из-за грехов человека Христа распинали вновь и вновь. Грешник покаялся в совершении зла, но Младенец не соглашался простить его, и тогда Богоматерь тоже легла у ног сына.

Лишь после Христос простил грешника.

На самой иконе изображена эта сцена: грешник молится иконе Богоматери «Одигитрии», Богородица держит в руках сына, покрытого язвами. Иконе молятся о получении душевных сил и избавлении от негатива и ссор, о получении желаемой вещи или нахождении потерянных людей. Беременные матери могут просить легких родов и здоровья детям.

Также в храме Ильи Пророка Божиего находятся:

  1. Икона Богоматери «Владимирская»: ее просят о помощи в нахождении истинного пути, укреплении веры и духа, защите от дурных мыслей, об исцелении от физических болезней;
  2. Икона Богоматери «Феодоровская»: она поможет забеременеть и легко родить, принесет счастье и любовь в семью, поможет избавиться от болезней;
  3. Икона Богоматери «Казанская»: помогает в нахождении правильного пути и исправлении последствий неверного решения, дарует поддержку и опору в беде, укрепляет семьи и оберегает солдат на войне;
  4. Икона Спаса Нерукотворного: к нему обращаются за помощью в принятии правильного решения, укреплении решимости, избавлении от глупых и вредных мыслей, об исцелении от болезней;
  5. Икона «Огненное восхождение пророка Илии»: Божий пророк Илья жил в IX веке до н.э. и является самым почитаемым в православии ветхозаветным святым. Он жил во времена царя Ахава и его жены Иезавель, которая устроила в государстве культ Ваала и Астарт. Пророк несколько раз пытался вразумить царя совершением чудес и даже выиграл в «испытании веры» со жрецами культа, которых Илья и казнил сам. После победы Илья сперва ушел в пустыню, а после вознесся на небо живым. У славян Илья считался повелителем грома, молний и дождя, отвечал за плодородие земли и ездил на огненной колеснице. Сегодня Илья является покровителем военно-воздушных и воздушно-десантных войск;
  6. Икона Сергия Радонежского с частицей его мощей: один из самых почитаемых русских святых, который жил в XIV веке и прославился кротким нравом, стремлением к уединению и совершенными чудесами. Основатель Троице-Сергиевой лавры;
  7. Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей: тоже почитаемый святой, живший во второй половине XVIII – первой половине XIX века. Прославился тем, что долгое время жил в одиночестве в лесу, питался травой на протяжении нескольких лет и тысячу дней простоял в молитве на камне. Приезжавшие к нему люди видели, что святого охраняет огромный медведь, а лесные звери кормятся у него;
  8. Ковчег с частицами мощей нескольких святых: он также находится в храме.
Читайте также:  Молитвы василия великого на троицу - православные иконы и молитвы

Контакты и расписание служб

  1. Адрес: Москва, 2-ой Обыденский пер., дом 6;
  2. Как проехать: от метро «Кропоткинская» пройти по Соймоновскому проезду или улице Остоженка до 2-ого Обыденского переулка.

    Также на карте можно найти путь от метро «Парк культуры» или «Боровицкая»;

  3. Телефон: (499) 766-91-51, (495) 966-18-56, (495) 695-28-78;
  4. Часы работы: 8:00-20:00;
  5. Сайт: http://www.hram-ostozhenka.ru, электронная почта: info@hram-ostozhenka.

    ru;

  6. Настоятель: протоиерей Максим Шевцов.

Расписание богослужений в будни:

  1. 7:40 – литургия;
  2. 17:00 – вечерняя служба.

В воскресенье и праздники расписание богослужений меняется:

  1. 7:00 – литургия;
  2. 10:00 – литургия.

По понедельникам проходит вечерня с акафистом преподобному Серафиму Саровскому, по средам – пророку Илие, по пятницам – иконе Богоматери «Нечаянная радость».

Вывод

Храм Ильи Пророка в Обыденском переулке – это небольшое здание, построенное в XVIII веке и сохранившееся на протяжении всего периода СССР. В нем хранится один из самых значимых списков иконы Богоматери «Нечаянная радость» и иконы самого пророка, а также мощи нескольких святых.

Источник: https://pravoslavie.guru/tserkvi/hram-proroka-ili-v-obydenskom-pereulke.html

Глава первая. Идущий к Илье Обыденному – Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь

В 1980–1990-е годы в утренний час пик среди людей, выходивших из метро «Кропоткинская» на Волхонку, можно было заметить человека среднего роста, с белыми волнистыми волосами, обрамлявшими просторный лоб, ровной линией бровей над светло-серыми прозрачными глазами, некрупным прямым носом и седеющей аккуратной бородкой.

В лице этом была, что называется, порода, которая выдавала в нем коренного москвича. Одет он был просто: в светлый льняной пиджак и льняные брюки, если был летний погожий день, и в драповое пальто с каракулевым воротником и шапку-ушанку, если была зима. Люди спешили на работу, обгоняя его. Он шел неторопливым, размеренным шагом.

Его взгляд был сосредоточен и обращен как бы внутрь себя. Губы иногда шевелились. От метро он шел вниз по Волхонке, пересекал Соймоновский проезд и дальше по Метростроевской улице, бывшей и теперешней Остоженке, следовал к 3-му Обыденскому переулку, туда, где сияла золоченая главка храма Святого пророка Божия Илии. Первый раз он прошел таким путем в 1951 году.

И ходил им почти полвека. Имя этого человека — Александр Николаевич Егоров. А православные москвичи звали его отец Александр.

Вообще-то в храм Ильи Обыденного ближе идти через другой выход из метро, на Пречистенку, — она раньше называлась Кропоткинской улицей. Но батюшка шел более длинным путем неслучайно. Слева начиналась зона отдыха, в которой располагался бассейн «Москва».

Плававшие в голубой от хлора воде москвичи зачастую не знали, что здесь несколько десятилетий назад возвышался величественный Храм Христа Спасителя. Маршрут отца Александра огибал против часовой стрелки часть внешнего контура этого святого места.

Так он начинал свой тайный крестный ход, во время которого молился Богу о том, чтобы этот, один из главных храмов православной Руси возродился.

Обратите внимание

А после службы, возвращаясь домой, батюшка пойдет мимо набережной Москвы-реки, свернет на Волхонку и только тогда, завершив свой тайный крестный ход, войдет в метро.

* * *

…Отец Александр побывал в Храме Христа Спасителя четырехлетним мальчиком. Его привели туда родители, Ольга Ивановна и Николай Никифорович. Всего две недели оставалось храму украшать Москву. 5 декабря 1931 года он был взорван: атеистическая власть безжалостно стирала память о былом величии православной державы.

Как цинично выразился перед взрывом главный организатор разрушения храма Лазарь Каганович: «Задерем подол матушке Руси». Богоборцам казалось, что церковь здесь уже никогда не будет стоять. Батюшка помнил надпись на заборе, ограждавшем руины взорванной церкви: «Вместо очага дурмана — Дворец съездов».

Господь, однако, окоротил гордыню атеистов…

Купол храма украшала иконописная композиция «Отечество», иконография которой восходит к образу Живоначальной Троицы. Родителям образ понравился, они заказали копию. Семья Егоровых его бережно хранила. И этим, надо сказать, оказала большую услугу тем, кто в 90-е годы восстанавливал храм: имелись цветные снимки всех его икон, кроме «Отечества».

Тайные крестные ходы отца Александра как бы устанавливали незримую связь между прошлым и будущим: между собором, который был разрушен и который, он верил, будет восстановлен. В этом прошлом была Россия, была христианская монархия, верность которой он сохранил до своих последних дней, были его родители, деды и прадеды.

Егоровы традиционно — семья, крепкая своими православными устоями, устоявшимся бытом, где дети почитали родителей, а родители воспитывали у детей христианские добродетели, приучали к труду, учили любить Родину.

Его дедушка по линии отца, Никифор Егоров, работал на ткацкой фабрике «Семеновская мануфактура», затем, с 1890 года, закройщиком на заводе «Богатырь» в подмосковном селе Богородском — практически с момента основания завода. Сохранилась его рабочая книжка.

Она представляла собой договор, в котором четко прописаны обязательства хозяина и работника, в том числе штрафы, если последний опоздает на завод, компенсации во время болезни или при несчастном случае на работе. Пометок о штрафах в книжке не было, а вот о поощрениях за добросовестный труд упоминалось неоднократно. Кстати, хозяин платил работникам золотом.

Николаевских червонцев скопилось достаточно, и в конце концов глава семьи решил, что нечего хранить металл, удобнее перевести его в ассигнации. Сделано это было в 1914 году. Начавшаяся вскоре Мировая война, а затем революция превратила сбережения Егоровых в прах.

Важно

Хорошо, что дед Никифор успел потратить часть скопленных средств на покупку небольшого одноэтажного дома в том же селе Богородском и, как теперь говорят, решил жилищную проблему своей семьи. Молодость его, как считает дочь отца Александра Елена, была трудной. В детстве он не жил в доме, предназначенном для рабочих Семеновской мануфактуры, а был отдан «в люди» в другую семью.

Мама отца Александра, Ольга Ивановна, происходила из мещанского сословия. Ее отец — сапожник. Человек был удивительной доброты. Елена Александровна передает как семейное предание слова прадедушки Ивана своей жене, когда она решительно била докучавших ей назойливых мух:

— Марфень, а Марфень, что ты делаешь? Мушки-то, они ведь всего одно летечко живут.

Николай Никифорович, как и его отец, работал на «Богатыре», который советская власть переименовала в «Красный богатырь», токарем по металлу. Рядом, в том же селе Богородском, стояла деревянная церковь Преображения Господня. Егоровы были постоянными прихожанами этого храма.

Маленького Сашу в ней крестили. Николай Никифорович здесь алтарничал, нес клиросное послушание. Его усердие заметил священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) и посвятил во чтеца.

Началось время воинствующего атеизма, понятно, что самоотверженное служение Церкви властями не поощрялось.

Надо сказать, что у заводского начальства Николай Егоров был на хорошем счету, за добросовестную работу имел грамоту за ударный труд — «Ударную грамоту»[1]. Руководство завода вынуждено было смириться с тем, что по соседству с предприятием находится церковь.

Ее было пытались закрыть — в то время закрывались тысячи храмов, — но рабочие заявили, что, если это случится, они не выйдут на работу. Интересно, что «Богатырь» не был при этом чужд революционных традиций.

Как свидетельствует Большая советская энциклопедия, в 1901 году здесь прошла рабочая стачка, в 1905 году его боевая дружина сражалась на баррикадах в районе Курского вокзала, а в июньские дни 1917 года на заводе создали большевистскую организацию. Видимо, уже первые годы новой власти остудили революционный пыл рабочих.

Совет

Настоятелем Спасо-Преображенского храма с 1917 по 1949 год был прото­иерей Алексий Добросердов, воспитавший заводчан в любви к своей церкви, и они дружно выступили на ее защиту.

Отец Алексий стал духовником Саши Егорова. Мальчик с ранних лет полюбил храм, молитву, богослужение. Закон Божий преподавал ему отец, уделявший немало времени воспитанию сына.

Время было, что называется, лихое: непослушание родителям, разрушение традиционной русской семьи всячески поощрялось богоборческой властью. Надо отдать должное Николаю Никифоровичу и Ольге Ивановне: они уберегли сына от вредных влияний.

Отец Александр вспоминал, как однажды отец отвел его в чуланчик и показал портрет царя Николая II.

— Шура, ты знаешь, кто это?

— Нет, папа, не знаю.

— Это хозяин земли Русской.

Родители собрали значительную библиотеку, основу которой составляли книги религиозного содержания. В семье с патриархальными и монархическими традициями не поощрялась лень и праздномыслие. Елена Александровна вспоминает:

— Дедушка Коля вставал каждый день в пять часов утра, читал утреннее правило — и на огород. Дом был с неплохим участком примерно в двадцать соток. Николай Никифорович разводил тюльпаны, вокруг нашего дома всегда были цветы. Еще он выращивал необыкновенно вкусные помидоры. Животных любил. Как сейчас его помню с кошечкой в руках. А еще у нас были собаки, куры, гуси.

Дед Коля добрый был. Но и строгий. У нас пчелки были, ульи, мед свой качали. И вот однажды пчелка укусила дедушку то ли в язык, то ли в губу. Есть ему трудно — пища изо рта вываливается. Бабушка смотрела, как он ест, не выдержала — расхохоталась за столом. А он ее за это ложкой по лбу… Любовь к земле дедушка папе передал.

Папа даже, при всей своей занятости, нашел время ходить на курсы садоводства и пчеловодства. Нас, своих внуков — меня, братьев Николая, Сережу и Серафима, — дедушка регулярно сажал за стол и читал изданный еще до революции учебник по истории России… А то, что дедушка сидел в Бутырской тюрьме в 1932 году, в 1935 году был сослан, мы долгое время и не подозревали.

Папа с мамой скрывали, а дедушка не рассказывал. Старшие считали, что до времени нам незачем это знать.

* * *

Обратите внимание

Егоровы были активными прихожанами своей церкви. Сегодня верующие, посещающие один и тот же храм, часто разобщены. Поэтому у нас из приходов редко получается община. Раньше чаще всего было не так. В царской России церковно-приходская жизнь была фактом.

После революции атеистические гонения сплачивали верных вокруг своего пастыря. Вместе они были клеточкой мистического Тела Христова и не отделяли своей жизни от жизни Церкви.

Когда под предлогом оказания помощи голодающим Поволжья власти распорядились отнимать у Церкви все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, Егоровы хранили богослужебную утварь, переданную отцом Алексием, в своем доме.

Конечно, это был мужественный шаг: верующие всегда были у властей под подозрением, а изъятие церковных ценностей в 1922 году вызвало мощную волну репрессий. Оно, собственно, для того и предпринималось, чтобы нанести сокрушительный удар по Русской Православной Церкви.

Следующая волна гонений пришлась на начало тридцатых годов. Коллективизация, раскулачивание, объявление «безбожной пятилетки» стали зловещим фоном, на котором происходили массовые аресты клириков и мирян. 14 апреля 1932 года забрали в Бутырскую тюрьму Николая Никифоровича. Саше Егорову тогда еще не исполнилось пяти лет. Автор исследования об отце Александре К.В.

Хелемендик, ссылаясь на Центральный архив ФСБ (Д.Р.-39811. Л.Л. 118 об.–120), пишет, что Николай Никифорович проходил по одному групповому следственному делу с такими исповедниками Православия, как священномученики Серафим (Звездинский), Владимир Амбарцумов, Гавриил (Красновский), Арсений (Жадановский). По этому же делу проходила жена священномученика Сергия Мечёва Евфросинья Николаевна.

Николай Никифорович около трех недель находился в Бутырском изоляторе. На допросе он не скрывал своих религиозных убеждений: «На работе меня знают как человека верующего и иногда подшучивают надо мной о том, что я не знаю, во что верю. Мне приходится им доказывать свою правоту». Держался подследственный мужественно, никого не оговорил. Перед советской властью своей вины не видел.

7 мая его выпустили на свободу.

Но на заметке у «органов» он остался. Через два года при обыске в доме Егоровых нашли книгу Сергея Нилуса «Великое в малом», в которой были опубликованы «Протоколы сионских мудрецов». Как пишет К.В. Хелемендик, Николая Никифоровича обвинили в антисоветских настроениях и в том, «что он распространял среди населения контрреволюционную антисемитскую литературу».

Важно

Дело могло закончиться весьма печально: 58-я статья Уголовного кодекса, по которой он привлекался, была расстрельной. Высшую меру могли заменить десятью годами лагерей. Но приговор был вынесен сравнительно мягкий: «За участие в контрреволюционной группе лишить права проживания в режимных местах сроком на три года».

Сыграло, видимо, роль то, что обвиняемый распространение книги Сергея Нилуса категорически отрицал, подписать обвинительный документ решительно отказался. И еще — надо отдать должное руководству завода «Красный богатырь». Его директор не побоялся направить в НКВД ходатайство. В нем он охарактеризовал Николая Никифоровича как прекрасного работника.

Ходатайство, по мнению семьи Егоровых, помогло смягчить приговор.

Ссыльный был направлен за 101-й километр от Москвы, в Егорьевск. Где остановиться в этом городе, Николай Никифорович не знал. Он зашел в храм, стал молиться перед иконой преподобного Серафима Саровского. И святой услышал его молитву: к нему подошла женщина и предложила ночлег.

Нетрудно вообразить состояние Ольги Ивановны: семья не только лишилась кормильца, но чуть не лишилась и крыши над головой: власти много раз грозились выгнать ее с детьми из дома в Богородском. Старший сын отца Александра Николай рассказывает:

— Бабушку, как жену ссыльного, тоже выселяли из Москвы. Каждый день милиционер приходил. Тогда бабушка взяла своего престарелого свекра, взяла папу, он тогда был подростком, взяла на руки младшего сына Леню, и все они поехали на Дзержинку. Пришли и слезно просили, чтобы их не выгоняли.

Просьба подействовала, но только отчасти: Егоровым разрешили жить в своем доме при условии, что Ольга Ивановна еженедельно будет ездить на улицу Дзержинского (так тогда называлась Большая Лубянка) и приносить в приемную НКВД справку о наличии у нее детей. Справку, разумеется, каждый раз следовало обновлять…

Ольга Ивановна с сыновьями ездила в Егорьевск навестить мужа. В 1937 году закончился срок его ссылки, и Николай Никифорович вернулся в Богородское. Можно себе представить, каким было бы положение семьи, не хвати у Ольги Ивановны терпения и слез, не будь у нее горячей молитвы, позволившей с Божьей помощью отстоять свой дом.

* * *

Ни Бутырская тюрьма, ни ссылка не могли заставить не только Николая Никифоровича Егорова, но и всю их семью скрывать свои убеждения, отказаться от православной веры. Николай Никифорович был в ссылке, когда будущий отец Александр поступил в первый класс.

Мальчик ходил в советскую школу с нательным крестиком. Нужно представить мужество ребенка, для которого и вопроса не было, чтобы прятать, скрывать свою веру в то жестокое время.

Совет

Лучше всего об этом рассказал сам отец Александр, продиктовавший свои воспоминания в последний год своей жизни. Процитируем:

Источник: http://zachatevmon.ru/?page_id=17333

Храм пророка божия илии (в обыденском переулке)

В самом сердце столицы, неподалеку от Храма Христа Спасителя, в тихом переулке находится удивительный храм –  храм Пророка Божия Илии Обыденный.

В Москве на рубеже XVI—XVII веков в районе «Остожье» (нынешнее название улицы Остоженка), был построен деревянный храм во имя святого пророка Божия Илии. Первое упоминание о нём относится к концу XVI века.

Строительство совершилось за один день или  «обыдень», как записано в летописях, что и дало впоследствии название ближайшим переулкам – Обыденские и самому храму – уточняющее прибавление к названию – «Обыденный».

С тех пор название храма очень часто фигурирует в различных исторических документах. Это место становится свидетелем широко известных исторических событий Смутного времени. В летописи, известной под названием «Сказание Авраамия Палицына», описывающей  события 1584—1618 годов.

24 августа 1612 года, в день решающего сражения русских с поляками, князь Дмитрий Пожарский служил молебен перед образом Святой Троицы Ветхозаветной «…молящеся о побеждении на враги на месте, идеже был обыденный храм во имя святаго пророка Илии.» — Сказание Авраамия Палицына. — СПб.

: Имп. Археогр. комис., 1909. — С. 170.
Сохранились многочисленные упоминания как в день памяти святого пророка Илии и во время засухи или затяжного дождя из Кремля к храму совершались крестные ходы с участием царей.

В такие дни богослужения в храме совершали Предстоятели Русской Церкви.

В 1702 году на месте деревянного был воздвигнут каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранились доныне в неизменных формах, прослужив Богу и людям уже более 400 лет.

Современный архитектурный облик храм приобрёл
при участии архитектора А. С. Каминского, семейного архитектора рода Третьяковых, так же участвовавшего в строительстве, находящегося неподалеку  Храма Христа Спасителя. Сами же Третьяковы пожертвовали значительную сумму на реконструкцию храма и постройку колокольни.

Обратите внимание

В послереволюционный и советский период храм не закрывался, хотя такие попытки и предпринимались. Известно, что в 1930 году храм отстояли верующие, которых в то время в общине было 4000 человек.

15 июня 1944 года в храм была перенесена   чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», с тех пор каждую пятницу в храме совершается богослужение с чтением акафиста иконе Божией Матери «Нечаянная Радость».

В настоящее время в храме можно увидеть иконы еще первой деревянной церкви: икону святого Илии Пророка с 20 клеймами жития, икону «Святая Троица Ветхозаветная», Владимирский образ Богоматери, «Усекновение главы святого Иоанна Предтечи», икону «Святитель Николай Чудотворец (Зарайский)».

В храме  хранятся  многочисленные святыни, попавшие в храм и сохраненные в период гонений на церковь.

Адрес храма: г. Москва, 2-й  Обыденский переулок, д.  6  (м. Кропоткинская).

Экскурсии по истории Храма  8 926 4086646

Источник: http://www.slavfond.ru/2018/12/10/hram-proroka-bozhiya-ilii/

Ответы@Mail.Ru: Где именно находится —Храм Илии Пророка—.и чем он исторически примечателен?…))..

Рита Ри Просветленный (35069) 6 лет назадХрам Илии́ Проро́ка «Обыде́нного» — православный храм в Москве, расположенный по адресу: 2-й Обыденский переулок, 6 (рядом со станцией метро «Кропоткинская») . Церковь построена в 1702—1706(?) гг. на Остожье.Возведенный в 1592 году за один день, «обыде́нь» , храм святого Пророка Божия Илии первоначально был деревянным.

Само название церкви во имя святого Илии Пророка свидетельствует о том, что, вероятнее всего, она была сооружена по случаю долгой засухи. Дата ее построения точно не известна, однако существует предание, что она была возведена при личном участии великого князя Василия III в период его правления с 1505 по 1533 год.

Существование церкви подтверждал Синодик, составленный при святителе Патриархе Иове между 1589 и 1607 годами и хранившийся в ризнице храма еще в начале XX века. Но первым упоминанием об Ильинском храме является сочинение Авраамия Палицына «История в память предыдущим родом» (известное под названием «Сказание») , описывавшее события 1584—1618 годов.

По свидетельству «Сказания» 24 августа 1612 года, в день решающего сражения русских с поляками, князь Дмитрий Михайлович Пожарский служил молебен перед образом Святой Троицы, Богородицы и чудотворцев Сергия и Никона.Современный архитектурный облик храм приобрёл в настоятельство протоиерея Иоанна Матвеевича Лебедева.

Это было пореформенное время, когда в России многое менялось. В это время происходит значительный рост числа предпринимателей, большинство из которых принадлежали к купеческому сословию. Многие предприниматели не только являлись жертвователями, но и лично участвовали в приходской жизни церквей, многие были церковными старостами.

В 1867 году церковным старостой Ильинского храма становится купец первой гильдии Владимир Дмитриевич Коншин. Первой своей задачей настоятель и староста сочли капитальный ремонт трапезной и колокольни из-за образовавшейся в западной части свода трещины.В. Д. Коншин был инициатором создания первой церковно-приходской школы храма и стал её попечителем.

Занятия начались в январе 1875 года. А в 1882 году при храме было построено отдельное здание для школы и богадельни. В 1930 году храм дружно отстояли от закрытия верующие.

1 марта было принято постановление о закрытии, а 20 мая власти приняли новое постановление: Имея в виду, что в районе нахождения закрываемой церкви уже закрыты 4 церкви: Антипьевская, Ржевская, Бариковская и Зачатьевский монастырь и что особо острой нужды в здании обыденской церкви не видно… церковь оставить верующим.

Важно

Почему в вербное воскресенье многие прихожане не смогли попасть в столичный храм Ильи Пророка? Дело в том, что христианский праздник совпал со «звездными» крестинами, хотя, возможно, кто-то считает наоборот. Поп-король российской эстрады Филипп Киркоров крестил в этот день свою дочь. Крещение малютки Аллы омрачилось скандалом по вине ее звездного папочки.

В вербное воскресенье прихожане храма Ильи Пророка в Обыденском переулке вместо батюшки общались с охраной певца, которая не пускала их в храм «по техническим причинам» . Уженок Дождя Высший разум (117393) 6 лет назадАдрес храма: 119034, Москва, 2-й Обыденский пер. , 6 (м. «Кропоткинская») . Первую деревянную церковь на этом месте построили в 1592 г.

за один день («обыдень») , которую в 1611 г. сожгли поляки (восстановлена в 1612 г.) .Ныне существующее здание в традициях московского барокко возведено в 1702 — 1706 гг. (архитектор И. П. Зарудный) усердием думного дьяка Г. Ф. Деревнина. В 1819 г. была выстроена двухпридельная трапезная (архитектор Ф. К. Соколов) , в 1866 — 1868 гг.

— паперть и трехъярусная шатровая колокольня (архитектор И. С. Каминский) . Значительный вклад на обновление храма сделала семья Третьяковых.Храм не закрывался, и в нем сохранилось много святынь, переданных на хранение из разрушенных церквей и монастырей. В интерьере — резной барочный иконостас начала XVIII в. с иконами XVII в. , писаными мастерами круга Симона Ушакова.

При приходе действуют воскресная школа для детей и взрослых, одна из крупнейших в Москве церковноприходских библиотек, лекторий «Московские святыни и московское благочестие» , православный кинолекторий.Святыни: частица пояса Пресвятой Богородицы – находится в ковчеге со святыми мощами в правом Приделе.

Храмовая икона «Огненное восхождение Илии Пророка» ; чудотворные иконы Божией Матери — «Нечаянная Радость» , «Милостивая» , Владимирская; иконы местного ряда иконостаса — Спас Нерукотворный, Казанская икона Божией Матери (XVII в.) ,Усекновение главы Иоанна Предтечи; иконы сщмч. Ермогена, прп. Сергия Радонежского, прп.

Серафима Саровского с частицами мощей, чтимая Феодоровская икона Божией Матери; ковчеги с частицами мощей многих святых угодников, пасхальное облачение из храма Христа Спасителя, частица мощей свт. Афанасия Ковровского, Ковчег с частицами мощей святых и другие святыни.День памяти: 20 июля/2 августа

Богослужение: ежедневно – утреня и Литургия в 8 час, вечером в 17 час, по праздникам – Литургия в 7 и 10 час. Особые богослужения в 17 час: понедельник вечерня с акафистом прп. Серафиму Саровскому с водосвятным молебном, в среду – вечерня с акаф. прор. Илии и водосвятным молебном, в пятницу – с акафист чудотворной иконе Божией Матери «Нечаянная Радость» .

Источник: Христос воскрес

Alter ego Высший разум (186385) 6 лет назадВы не поверите, но у нас в Одессе тоже есть храм Илии Пророка и то же с довольно интересной судьбой. Паломники старой России, отправляясь к святым местам, останавливались в Одессе. Проявляя заботу о них и следуя примеру Андреевского и Пантелеимоновского скитов, на Ильинском подворье Афонского монастыря города (основан в 1884 году на Пушкинской улице) , был построен великолепный трехпрестольный храм в византийском стиле. Для исполнения этой благородной цели, в сентябре 1894 года, на пароходе “Царь” в Одессу прибыл настоятель Ильинского скита на Афонской горе архимандрит Гавриил. Проект храма с пятью главами и колокольней был выполнен епархиальным архитектором Л. Ф. Прокоповичем. По обоим сторонам храма проектом предусматривалось строительство трехэтажных флигелей для монашествующей братии подворья и для паломников, отправляющихся на Афонскую гору и в Иерусалим. При храме предусматривалось сооружение часовни во имя св. Николая Чудотворца. 10 ноября 1894 года архимандритом Гавриилом, в сослужении соборного духовенства, совершена была закладка храма, в основание которого в торжественной обстановке замуровали памятную табличку, а первый краеугольный камень положил сам архимандрит. Пятиглавый храм с высокой колокольней строился из кирпича, частью привезенного монашеской братией Афонского монастыря (корабль, на котором привозили кирпич с Афона, назывался “Илья Пророк”) из Константинополя, частью – феодосийским, доставленным из Крыма. Постройка обошлась в сумме до 300 тыс. рублей, и была закончена к концу 1996 года. Высокопреосвященным Иустином, архиепископом Херсонским и Одесским, 22 декабря 1896 года, в сослужении преосвященного Тихона, епископа Елисаветградского, настоятеля скита архимандрита Гавриила и прочего духовенства, был освящен главный предел во имя чудотворной иконы Божией Матери, именуемой “Млекопитательница”. На другой день произошло освящение правого предела во имя святого пророка Божия Илии архимандритом Гавриилом. Левый престол освятили 28 декабря во имя Архистратига Гавриила. Большой купол церкви, расчитанной на 700 молящихся, изящно расписали по образу Храма Христа Спасителя в Москве. Красивый резной иконостас изготовлен был г. Саковичем, иконы писались в Москве и на горе Афон. К хорам вела красивая мраморная лестница. Также были построены удобные помещения для паломников, в выстроенном справа трехэтажном корпусе “с обширной приемной залой”. В корпусе слева, располагались 28 келий для монастырской братии. Во дворе подворья построили флигеля для простонародья. В 1994 году в храме были обретены честные нетленные мощи преподобного Гавриила Афонского. Служители и прихожане утверждали, что часто слышали из подвального помещения церкви необъяснимые стуки. Многие знали, что где-то в склепе был погребен святой угодник, но где именно, неизвестно. По благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела духовенство храма решило обследовать предполагаемое место захоронения. Так 22 июля 1994 года были обретены мощи преподобного Гавриила. Галина Аванесова Высший разум (196455) 6 лет назадВы не поверите… 🙂 Недалеко от меня тоже есть храм Ильи Пророка, а живу я между тремя древними бывшими сёлами – Измайловом, Черкизовом и Семёновским.
Я иногда вожу к нему своих гостей в частности из-за такой исторической достопримечательности: http://ru.wikipedia.org/wiki/Храм_Ильи_Пророка_в_ЧеркизовеПортет Ивана Яковлевича Корейши на его могиле на Черкизовском кладбище, здесь всегда живые цветы и не гаснет лампадка.

Иван Яковлевич Корейша – деяния, пророчества, приписываемые чудеса.

Увековечен в произведениях русской классической литературы Ф. М. Достоевским, А. Н. Островским, Н. С. Лесковым и Л. Н. Толстым.

Храм Илии Пророка (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове — православный храм Преображенского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Преображенское, Восточного административного округа города Москвы.

Главный престол освящён в честь праздника Воздвижения Креста Господня; приделы в честь пророка Илии, в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. История Ильинской церкви неразрывно связана с историей села Черкизово, в котором она была построена в XIV веке.

Совет

Село получило своё название по его владельцу, Царевичу Серкизи, после крещения ставшему Иваном Серкизовым. Иван Серкизов владел селом недолго и затем продал его, такому же как он выходцу из Золотой Орды, Илье Озакову. Илья Озаков был крещёным татарином и весьма набожным человеком.

Именно он выстроил в Черкизове церковь в честь своего небесного покровителя — Илии Пророка. Ильинская церковь была расположена в живописном месте, на берегу речки Сосенка. Сосенка — правый приток Хапиловки, исток её расположен в районе Гольянова, а длина всей речки — почти девять километров. В настоящее время основная часть русла Сосенки, заключена в трубу.

Черкизовский пруд, на берегу которого по-прежнему возвышается Ильинская церковь, является одним из немногих мест, напоминающих о том, где речка ранее текла по поверхности. Сама же река течет в коллекторе вдоль восточного берега пруда. Вместе с братом Сергеем Илья входил в число приближённых слуг митрополита Алексия.

Именно к митрополиту от Ильи Озакова и перешло Черкизово. Живописное расположение села пришлось по душе митрополиту Алексию и он сделал храм летней резиденцией московских патриархов. Со временем, особенно при святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась…

http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=36&article=6377

Адрес: Москва, ул. Штатная Горка, 17, (рядом с д.103 по Б. Черкизовской ул.). Проезд: м. “Черкизовская”, м. “Преображенская пл.” авт. 171, 230, тролл. 32, 41.

Cайт: http://www.hramilii.ru/

Святыни: Чтимая икона Божией Матери ''Живоносный Источник'' Чтимая икона Божией Матери Иерусалимская Чтимая икона Божией Матери ''Успение'' Икона семи отроков Ефесских с частицами мощей Образ ''Исцеление свт. Алексием Тайдулы''

Афонский список Иверской иконы Божией Матери

Источник:

Комментарий удален

Источник: https://otvet.mail.ru/question/74088491

Пять ильинских храмов столицы

Обыденский храм всегда почитался в Москве. В день памяти святого пророка Илии, во время засухи или затяжного ненастья из Кремля к храму совершался крестный ход с участием царя. В такие дни богослужения совершали предстоятели Русской Церкви.

В 1702 году на месте деревянной воздвигнута каменная церковь, алтарная часть которой, как и построенное по типу «восьмерик на четверике» основное здание, сохранилось доныне в неизменных формах, служа Богу и людям уже более трех веков.

В 1930 году храм дружно отстояли верующие, которых в то время в общине было около четырех тысяч человек. По устным рассказам очевидцев, власти собирались закрыть церковь 22 июня 1941 года после праздничной службы в день памяти Всех святых, в Земле Российской просиявших. Но этого не произошло – началась война.

Обратите внимание

Чтимые святыни – чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», Феодоровская и Владимирская иконы Божией Матери.

В местном ряду иконостаса главного алтаря – несколько почитаемых икон: «Огненное восхождение святого Пророка Илии», «Спас Нерукотворный» с клеймами, Казанский образ Божией Матери.

В храме хранятся иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с частицами их мощей.

Богослужения проводятся ежедневно: Литургия – в 8.00, вечерняя служба – в 17.00; в праздничные дни две Литургии: в 7.00 и 10.00. По понедельникам совершается вечерня с акафистом преподобному Серафиму Саровскому.

В среду – вечерня с акафистом пророку Божию Илии. В пятницу – вечерня с акафистом перед чудотворной иконой Божией Матери «Нечаянная Радость». Храм открыт ежедневно с 8.00. до 22.00. Адрес: 2-й Обыденский пер.

, 6 Тел: (499) 766-91-51, (495) 966-18-56

Веб-сайт hram-ostozhenka.ru/

Ближайшая ст. метро: «Кропоткинская»

2. Храм Святого пророка Божия Илии на Воронцовом Поле

По преданию построен в память успешной битвы с татарами, которые грозили юной Москве разорением, в день памяти Св. пророка Илии близ Воронцова, где сходились дороги на Москву из Коломны и Владимира. Даты этой битвы история не сохранила, но из летописного сказания известно, что в 1476 году храм Св. Илии пророка уже стоял в Воронцове, а местность называлась Ильинской слободой.

Первоначально храм был деревянный и стоял на высоком речном склоне на берегу Яузы в сосновом бору, поэтому и стал именоваться «под сосенками». Подле со временем стал образовываться погост села Воронцова.

В 1812 году церковное здание пострадало от неприятеля. Дальнейшие изменения в его архитектурном облике произошли в 1840 году. Образцом для перестройки послужила только построенная в Замоскворечье церковь Спаса Преображения в Наливках. Затеянная братьями Усачевыми перестройка не была завершена, таким храм и пребывал до 1870 года.

Важно

В это время приходским старостой стал известнейший московский купец мануфактур советник Г.И. Хлудов. Его усердием в храме были проведены огромные работы по реставрации и благоустройству. Был приглашен известнейший архитектор П.П.

Зыков, под руководством которого здание церкви изящно отделано во вкусе русской старины, а колокольня надстроена шатровым ярусом.

Храм закрыт 6 ноября 1929 года, передан Музею народов Востока. В 1998 года во дворе храма состоялся первый молебен. В мае 2000 года прихожанами заняты два церковных дома, находящихся рядом с храмом на его исторической территории.

В одном из них по благословению Патриарха Алексия II устроен и освящен домовый храм для возобновления литургической жизни. Главное здание церкви до сих пор не освобождено от хозяйственных подразделений музея. Адрес: ул. Воронцово Поле, д. 16, стр.

7 Тел: (495) 916-04-26

Веб-сайт iliya-hram.ru

Ближайшая ст. метро: «Чкаловская» или «Курская»

3. Храм Илии Пророка в Северном Бутове

Кирпичная церковь с бетонным каркасом возводится по типовому проекту в рамках Программе строительства новых храмов в Москве: четверик с полуглавиями, перекрытый восьмидольным сводом с главкой, с притвором. С 2012 года службы идут во временном храме, приписанном к Пятницкой церкви в Качалове.

Икона пророка Божия Илии — покровителя храма

Адрес: улица Куликовская, д. 16 Тел: (925) 007-19-77

Веб-сайт prorokiliya.ru

Ближайшая ст. метро: «Бульвар Дмитрия Донского»

4. Храм Илии Пророка при 45-м полку спецназа ВДВ

Небольшой деревянный храм освящен 17 августа 2001 года на территории военного городка десантников в Сокольниках.

Адрес: ул. Матросская Тишина, д. 10 (территория военного городка).
Ближайшая ст. метро: «Электрозаводская»

5. Часовня Илии Пророка при штабе Дальней авиации ВС РФ

Устроена в 2000–2002 г.г. в здании штаба Дальней авиации. Освящена 21 августа 2002 года. Входит в состав мемориального комплекса в честь военных летчиков, погибших при исполнении служебного долга.
Адрес: пер. Хользунова, д. 18

Источник: http://orthodoxmoscow.ru/pyat-ilinskix-xramov-stolicy/

Храм Илии Пророка в Обыденском переулке

На Остоженке есть храм, который существует уже более 300 лет — храм Илии Пророка в Обыденском переулке. Сам переулок назван по имени храма. Обыденский – означает созданный «об один день», именно за это время был построен здесь в XVI в.

деревянный обетный (по обету, данному Богу) храм во имя Ильи-пророка.<\p>

Множество легенд связывают с его строительством. Одна из них утверждает, что произошло это в 1592 г.

в связи не то с засухой, не то с голодом на Московской земле, ведь именно святому Илье возносят молитвы о даровании дождя или вёдра (сухой ясной погоды). Другое предание называет еще более раннюю дату постройки – начало XVI в.

, время правления великого князя Василия III (1505 — 1533), намекая, что князь самолично участвовал в устроении церкви.

Одна из версий говорит, что князь попал в страшную грозу и обещал возвести храм во избавление от смерти, поскольку пророк Илия на Руси всегда почитался повелителем огня и молний, как и древне-языческий бог Перун, на месте чьих разоренных жертвенников часто возводили Ильинские церкви. А «Сказание» Авраамия Палицына утверждает, что на месте храма (видимо, уничтоженного поляками в 1611 г.) князь Дмитрий Пожарский в августе 1612 г. творил молебен накануне сражения с войсками польских интервентов.

1940-е

Как бы там ни было, но в 1702 г. на пожертвования братьев Деревниных по проекту архитектора И. Зарудного на месте деревянной церкви XVI в. был выстроен каменный храм Илии Пророка в стиле петровского барокко по стандартной схеме – восьмерик на четверике.

И поскольку храм никогда с тех пор не закрывался, то его основание дошло и до наших дней. Впрочем, это не означает, что храм совсем не перестраивался. Так, в 1706 г.

был освящен придел в честь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, а в 1819-м – Петропавловский придел.

Совет

К 1867 г. здание храма пришло в аварийное состояние и грозило обрушением, в связи с чем церковный староста купец В. Коншин, посоветовавшись с настоятелем, решился на капитальный ремонт. К проекту он привлек свояка, архитектора А.С. Каминского, автора первого здания Третьяковской галереи.

Коншины, Третьяковы и другие доброхоты пожертвовали средства на строительство. Таким образом, была перестроена трапезная и возведена трехъярусная шатровая колокольня. 9 июня 1868 г.

их освятил недавно поставленный Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий, отслуживший в этом храме свою первую в Москве божественную литургию.

Богоборцы-большевики хотели закрыть храм Илии Пророка в Обыденском переулке в 1930 г. Но прихожане, которых к тому времени собралось немало из других закрытых церквей, не позволили это сделать, дружно встав на защиту последней твердыни православия на Остоженке. Власти были вынуждены смириться и оставить верующим храм.

Множество святынь из закрытых и разрушенных церквей стекалось сюда, их приносили люди из ликвидированных приходов. Перед Великой Отечественной, в 1941 г., храм снова хотели закрыть, но помешала война, а в 1944 г. сюда привезли чудотворную икону Богородицы «Нечаянная радость» из Воскресенской церкви в Сокольниках.

Она бережно хранится здесь и по сей день.

В храме Илии Пророка в Обыденском переулке множество уникальных икон как старинных, XVI – XVII вв.( в том числе – письма Симона Ушакова), так и более поздних, руки свщмч. Серафима (Чичагова), расстрелянного в Бутово в 1937 г.

Современные прихожане вносят свою лепту в прославление любимого храма, проводя историко-краеведческие изыскания и публикуя их результаты.

Здесь организована одна из самых больших в столице церковно-приходских библиотек, а также бесплатный лекторий о московских святынях.

Обратите внимание

1 августа 2009 г. состоялось освящение приставного придела во имя прп. Серафима Саровского.

Источник: http://mos-churches.ru/blog/2012/11/28/hram-ilii-proroka-v-obyidenskom-pereulke/

Ссылка на основную публикацию