Хоронят ли в воскресенье православные, мнение церкви

Разрешенные дни для похорон по православным традициям

ГлавнаяПохороны

В какие дни хоронят а в какие нет должен знать каждый, кто провожает в последний путь умерших близких или знакомых. Нужно правильно организовать и провести похоронную процессию при определенных жизненных обстоятельств.

На какой день после смерти хоронят православных

Обряд захоронения умершего человека – старинная процедура, к которой прибегают все народы мира. Христиане верят, что после смерти тело остается на земле, а душа улетает в рай или ад. Церковь считает, что смерть является определенным этапом вечного существования человека. Провести душу в царство небесное необходимо правильно.

По православным традициям и верованиям хоронят покойника на третий день после смерти по причинам:

  1. Обрываются связи души и тела. С ангелом-хранителем нематериальная составляющая человека отправляется в родительский дом к Господу.
  2. Третьи сутки имеют связь с Троицей. По церковным канонам поминки разрешается проводить после захоронения усопшего.
  3. В течение трех дней шок у родственников уменьшается, проясняется ум, возвращается способность здраво мыслить.

На первый и второй день после смерти не хоронят умерших по двум причинам:

  1. Душа не успела отделиться от материальной составляющей человека. После раннего проведения ритуала она будет испытывать шок.
  2. За короткий промежуток времени невозможно успеть подготовиться к обряду по причине организационных причин, нестабильного эмоционального состояния родственников.

Летом церковь разрешает хоронить усопших на 1-2 день.

4-7 день выбирается для похорон, если:

  1. Человек умер при странных обстоятельствах, требующих проведения вскрытия. Тело из морга можно забрать через 4-7 дней.
  2. Смерть произошла после ДТП, тяжелого заболевания. По причине бумажной работы родственники получают тело усопшего через несколько дней.

По христианским законам лучше не тревожить лишний раз душу, проводить ритуал погребения вовремя.

В какие дни недели не принято хоронить

При погребении мертвого ориентироваться на день недели.

День недели Хоронят ли
Понедельник Первый день недели считался несчастливым. Не рекомендовалось начинать новые дела, проводить поминки. Хоронить в понедельник разрешается только самоубийц.
Вторник Второй день недели считается благоприятным для проведения ритуала захоронения. Главное условие – отсутствие церковного праздника.
Среда Нет запрета хоронить усопших.
Четверг Церковь разрешает хоронить умерших естественной смертью.
Пятница Пятница – поминальный день. Церковь разрешает проводить захоронения. Исключением является Страстная пятница, большие православные праздники. Чтобы не набраться греха, нужно подождать до следующего дня.
Суббота Умерших хоронят в субботу.
Воскресенье По поводу воскресенья существует множество спорных вопросов. Бытует мнение, что Бог седьмого дня недели отдыхает. Нельзя нарушать его покой. Церковь скептически ставится к мнению незнающих христиан. Хоронить в воскресенье по православным традициям не запрещено. Исключение составляют большие праздники, которые совпали с выходным днем недели (Троица, Покрова Пресвятой Богородицы, Пасха, Рождество).

Существуют правила проведения обряда. Чтобы правильно провести душу в небесное царство, необходимо посоветоваться с представителями церкви.

В каких случаях разрешается хоронить в выходные дни

Запрета на захоронения усопших в выходные дни нет. Библия не запрещает хоронить в субботу и воскресенье. Суеверие о запрете похорон по выходным дням появилось по причинам:

  1. На субботу и воскресенье выпадает много больших праздников, которые являются табу для проведения ритуала погребения.
  2. По выходным дням на кладбище находится много народу. Одни люди наводят порядок на могилах. Другие приходят навестить умерших родственников. Вследствие большого количества людей похоронную процессию стараются перенести на будний день недели.
  3. Инстанции, связаны с оформлением посмертной документации, по выходным не работают. Покойного не хоронят пока бумаги не будут готовы.

Факторы мешают проведению ритуала. Родственникам приходится переносить похороны на другие дни недели.

Нуждаетесь в совете специалиста?Получите консультацию эксперта онлайн.
Задайте свой вопрос прямо сейчас!

Если все нюансы по поводу усопшего улажены до выходных, законы православия не запрещают отдавать тело покойного земле.

Похороны на праздники

Верующие иудеи, католики, православные чтят церковные праздники. Согласно верованиям нельзя работать по праздничным дням, чтобы избежать наказания Господнего за свои греховные деяния. По обычаю похороны требуют выполнения огромной работы:

  1. Покупки гроба, креста, венки, свечи.
  2. Выбора дня погребения.
  3. Приготовления пищи.
  4. Приглашения священников к отпеванию.
  5. Подготовки тела умершего к захоронению.
  6. Сообщения печального известия близким родственникам, знакомым.
  7. Поиска и подготовки места захоронения.

Если ритуал отпевания и захоронения выпадает в день церковного праздника, лучше его перенести, иначе можно разгневать Бога.

Святой день Почему не хоронят
Рождество 7 января родился Иисус Христос. Умерших стараются не хоронить в данный день, чтобы не осквернить образ Бога. Если имеются важные причины для проведения обряда погребения на Рождество, нужно спросить совета у священнослужителей. Православные сильные верой и духом должны избежать похорон 7 января.
Пасха Пасха считается днем воскресения Иисуса Христа. Если православный человек умирает на вербную неделю, перед большим праздником, считается, что на него взошла Господняя благодать. Но люди не хоронят усопшего в святой день, чтобы не разгневать Бога.
Покров Пресвятой Богородицы Богородица накрыла головы людей покрывалом, что стало символом защиты и утешения. Умерших не хоронят на большой праздник, чтобы избежать греха, не разгневать Матерь Божью.

Хоронить на покров Пресвятой Богородицы, Рождество, Пасху – согрешить и обидеть создателя. Незнающим людям лучше прислушиваться к народным приметам и церковным законам, чтобы достойно провести усопшего на небеса. Если не получилось избежать праздника в день похорон, помните – каждый может быть прощенным.

Статья проверена редакцией сайтаСсылка на основную публикацию

Нуждаетесь в совете специалиста?

Получите консультацию эксперта онлайн.
Задайте свой вопрос прямо сейчас!

Пожалуйста оцените статью:

0,00 / 5Загрузка…

Источник: https://sorokoviny.ru/pohorony/v-kakie-dni-horonyat-v-kakie-net

Православный обряд погребения

Погребение усопших по уставу православной церкви происходит на 3-й день после кончины человека. Обряды, совершаемые священнослужителями над телом христианина, обладают глубоким смыслом и основаны на догматах христианской веры. Они берут начало со времен апостолов Христа и первых последователей Мессии.

В Писании демонстрируется погребение Божьего Сына. Сначала совершалось омовение Его Тела, а после облачение в специальный наряд и положение в гроб. Подобные действия совершаются сегодня над каждым православным верующим.

Похороны в православии

Православные традиции похорон и поминок учат с колоссальным почтением смотреть на бездыханное тело верующего. Даже в руках смерти он остается членом Иисусовой Церкви, а его тело считается храмом, где ранее обитал Святой Дух. Через время это тело, по законам Церкви, оживет и приобретет качества нетления и бессмертия.

Православие о смерти:

Православные похороны

Каждый народ проявлял особое внимание к телам умерших сограждан. В погребальных обрядах выражались индивидуальный дух и забота о скончавшихся. Иудеи проводили короткие ритуалы, избегая бальзамирования и кремации, они намащивали тела благовониями, укутывали в тонкие полотна и помещали в пещеры.

В память о покойном ломали хлеб, посыпали собственную голову пеплом и нередко накладывали траурный пост.

Приготовление к погребению

Традиции похорон и поминок обладают глубочайшим смыслом и основываются на древнейших правилах первых христиан.

  • Тело последователя христианской веры омывают сразу после физической смерти. Этот обряд производят в знак абсолютной чистоты и непорочности духа, который предстанет в подобном виде перед очами Господа. Омовению подвергаются все части тела: используют теплую воду, обычное мыло и мягкую тряпку (губку).
  • Одновременно с ритуалом читают Трисвятую песнь, а также зажигают лампаду, которая должна гореть, пока в помещении присутствует тело покойного. К обряду омовения допускаются пожилые люди или чистые женщины, сами принявшие ванну.
  • После этого ритуала тело усопшего одевают в новые и стираные одежды, что символизирует нетление и бессмертие души. Вскоре после кончины христианин предстанет на Суде и даст отчет перед Всевышним Творцом за пройденную жизнь.
  • На человека надевают православный крест, а конечности связывают. Руки аккуратно складывают на груди таким образом, чтобы правая оказалась наверху. В левую десницу вкладывают небольшую икону (для мужчин — это образ Христа, для женщин — Девы Марии). Это показывает, что покойный верил в Божьего Сына, предал собственную душу Ему, а ныне переходит к вечному, пречистому и благоговейному лицезрению Святой Троицы.

На заметку! Для подкрепления авторитетности обряда омовения используют свидетельства писателей, живших после апостолов. Здесь описываются подробные указания по проведению обряда. В прошлом христиане свято заботились о теле усопшего, омывая его и воспевая псалмы царя Давида.Православные похороны

Погребение и его последовательность

  • При смерти православного верующего читают составленный по церковному правилу канон из восьми песен. Его применяют, так как перед кончиной человек испытывает естественное чувство страха. Священнослужители подтверждают: душа поддается этому аффекту при разлучении с физической оболочкой, к которой она сильно привыкла.
  • Сознанию человека особенно сложно в первые 3 дня после кончины: здесь люди видят Ангелов-Хранителей, которые сопровождали их все время после ритуала Крещения, а также злобных духов, вызывающих ужас своим отвратительным видом.
  • Канон следует читать для того, чтобы душа покойного нашла умиротворение в загробном мире. Близкие обязаны найти мужество и попрощаться с умершим родственником, исполнив молитвенное прошение перед Отцом Небесным.
  • Перед погребением тело христианина и его гроб символично окропляют святой водой. На лоб усопшего кладут венчик, который выдается священником для отпевания. Это символизирует, что православный верующий с честью оставил поле действий, победив в борьбе с тягостной жизнью и пугающей смертью. На венчике располагаются лики Божьего Сына, Богоматери и святого Иоанна Предтечи, а также надпись «Трисвятое».
  • Под голову и плечи усопшего христианина подкладывается ватная подушка, а тело покрывают белой простыней. Чаще гроб ставится в середине комнаты перед домашним иконостасом, лицо покойного должно смотреть на образы святых. Вокруг смертного ложа зажигаются свечи, предвещающие о переходе покойного верующего в области света и спокойствия.

Интересно! Монахов и священников традиционно не омывают после их кончины.

Первых облачают в специфическое одеяние и укутывают в мантию крестообразным способом. Лицо монахов закрывают, указывая на его удаленность от мирских страстей во время земного бытия. Священников же облачают в церковные одежды, а на голову накладывают покров, говорящий о причастности духовника к Тайнам Господа.

Молитвы после омовения

Когда тело покойного христианина очистили от мирской скверны, начинают читать канон, который носит название «Последование по исходе души от тела».

В припеве люди просят Господа об упокоении умершего, а в конце обращаются с просьбой о вечной помощи.

Этот канон способствует облегчению душевных страданий покойного человека, сразу после смерти испытывающего неодолимую горечь от расставания с телом и внешним миром.

О заупокойной молитве:

Воспевая песню 5, священнослужители и родные просят Всевышнего о щедром помиловании усопшего. В песне 4 идет обращение к Святой Троице, которая способна озарить истинным светом омраченную суетностью мирской жизни душу.

Обратите внимание

Начальный тропарь — восхваление Богородице, родившей Спасителя без семени. Живые просят о спасении преставившегося человека.

Далее, в течение трех суток над телом усопшего возносятся слова Псалтыря, который разделен на 20 частей (кафизм) и начинается с прошения Господа о милосердии. В каждой кафизме присутствует троекратное восклицание «Слава», которое демонстрирует могущество и милосердие Небесного Отца. Затем воспеваются молитвы.

Псалтырь

Псалтырь читают без перерывов, пока гроб не будет погребен. К воспеванию допускаются благочестивые друзья, так как у членов семьи появляется множество хозяйственной работы по организации похорон. Псалтырь имеет колоссальное значение в ритуале прощания с телом.

Он живо воспроизводит душевные эмоции, сочувствует радости и печали, проливает яркий свет утешения в скорбящие сердца родных. Церковь разрешает произносить текст Псалтыря по своему усмотрению: возникает представление о том, что умерший самостоятельно обращается к Всевышнему ради помилования.

Ритуалы в храме

За один час до выноса тела из дома читают канон об исходе души. По традиции покойного выносят ногами вперед. Во время выноса поется молитва в честь Пресвятой Троицы. Это говорит о том, что усопший искренне исповедовался пред Господом и отныне переходит в Царствие Небесное, где будет обитать в качестве бесплотного духа, окружая Престол и воспевая хвалу.

  • Когда тело привозят в храм, его размещаются посредине, лицом к священному алтарю, а по 4 сторонам возжигают лампады. Церковь учит: на 3-й день кончины тонкая оболочка (душа) покойного христианина испытывает жуткие страдания, хотя тело остается мертвым и бездыханным. В этот сложный период усопший чрезвычайно нуждается в помощи от священнослужителей, поэтому над его гробом читают специфические каноны и Псалтырь, а также проводят обряд отпевания, который состоит из литургических песнопений, кратко иллюстрирующих судьбу человека.
  • Греховность не убивает в душе людской славы Господа, поэтому Церковь просит о милосердии и праве каждого праведника войти в Небесный Град.
  • Чтобы поддержать человечество и избавить сердца людей от печали и опасных сомнений, которые порой рождаются при виде смерти, апостол Павел величественно утешает нас, перенося религиозную мысль за пределы тленности и раскрывая божественные тайны дивного преображения праха в вечный дух. К тому же сам Иисус-Спаситель, облачившись в одеяния священника, аллегорично обнадеживает родных усопшего, когда в храме читают Евангелие от Иоанна. После этого провозглашается разрешительная молитва, уничтожающая мирскую греховность умершего христианина.
  • Ритуал прощания состоит в целовании и пении над гробом умиляющих стихир, где говорится о том, что усопший оставляет бренность, суету, обретая успокоение по милости Всевышнего Господа. Родные смиренно обходят гроб, кланяются и просят простить их за нелепо нанесенные обиды. Последний поцелуй направлен на венчик или небольшую икону, располагающуюся на груди.

Отпевание православным чином

  • Наконец, покойного закрывают простыней, а батюшка крестообразным движением посыпает тело землею, произнося священные слова. Гроб запечатывают и уже не открывают более. Когда умершего выносят из пределов храма, родные поют «Трисвятую»

На заметку! Если церковь располагается на большом расстоянии от дома почившего христианина, совершается заочное отпевание, которое заказывается родственниками в ближайшем монастыре.

После ритуала в правую руку покойного вкладывают разрешительный молитвенник, а на лоб традиционно кладут бумажный венчик; во время прощания тело, укутанное в простыни, посыпают землею крестообразным образом.

Собственно ритуал погребения

В самой могиле покойного человека поворачивают лицом на Восток, что символизирует ожидание церковного утра (второго пришествия) Божьего Сына. Когда гроб неспешно опускают в подготовленное пространство, вновь поется «Трисвятая» молитва. Перед закапыванием все присутствующие бросают в яму комок земли. Это говорит о покорности высшему провидению.

Крест, являющийся символом спасения, ставят в области ног покойного. Отныне христианин, верующий в распятого Спасителя, покоится долгим сном смерти под опекой Отца. Крест должен быть правильной формы и восьмиконечный.

Елейное масло традиционно не возливают на мертвое тело и не кладут его в гроб, оно используется только при жизни для исцеления.

Православная традиция благословляет людей, помогающих проводить ритуалы омовения, облачения в чистые одежды и погребения. Считается, что эти действа являются последней и необходимой милостью, которую мы способны оказать для отошедшего в мир иной христианина.

Поминовение

Церковь постоянно возносит молитвы о тех, кто прошел свой жизненный путь. Она также разрешает совершать частное поминовение, если у родных возникло благочестивое желание.

  1. На третий день этот ритуал проводится по апостольской традиции, так как православный верующий крещен во славу Троицы. Кроме богословско-философского значения здесь обнаруживается и мистическое, затрагивающие загробную жизнь души. Ангелы объясняли значение поминовения третьего дня святому Макарию. Душа, еще привязанная к мирскому, первые 2 дня скитается около собственного дома, в котором происходит отпевание, в сопровождении божественных ангелов и пытается вновь получить тело. Благочестивое же сознание возносится на третьи сутки, подобно Христу, в Небесную обитель.
  2. На девятый день Церковь совершает молитвенные прошения и делает бескровные жертвы. Душе в течение 6 дней открываются красоты Рая, где она прославляет Бога, забывая о страданиях, которые были основаны на связи с телом. Однако грешники при виде наслаждений укоряют себя до той поры, пока не получают помилование.
  3. 40-дневный период, который предназначен для полноценного поминовения над усопшими. В течение этого времени Святая Церковь читает молитвы, просит особенной милости, приносит бескровные жертвы, смиренно испрашивает благодати для усопшего христианина. С 9 по 40 день душе показывают адские чертоги, где демонстрируются ужасные страдания грешников. Спустя 30 суток скитания по Геенне огненной она возвращается на поклонение и ждет, какое место ей определит Всевышний.
Читайте также:  На какой руке носят обручальное кольцо в россии

Православные традиции похорон и поминок показывают особенное отношение Церкви к каждой личности. Религия всячески заботится о чистоте и помиловании души, а усопшее тело проходит обряды омовения, облачения, отпевания и погребения.

Важно! Все эти ритуалы делаются с особенной тщательностью, чтобы подготовить умершего человека к встрече с Богом, которой определит его дальнейшую судьбу согласно прожитой жизни.

Отпевание и погребение по православному обычаю

Фев 1, 2019 14:32Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavnye-pohorony.html

Хоронят ли в воскресенье

Хоть такое утверждение и ходит среди людей, но ни в церковных канонах, ни в Библии ничего подобного нет. Обратимся к отрывку из Евангелии от Иоанна. Там нам надо найти пятую главу и стихи с двадцать восьмого по двадцать девятый.

Там написано: «все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия … в воскресение жизни … — в воскресение осуждения». То есть даже в седьмой день существует равенство между всеми. И грешникам, и праведникам одинаково придется явится на Божий суд.

Главное, чтобы были правильно организованы и проведены похороны православного человека. Начинать следует с подготовки к погребению. На этом важном этапе усопшего омывают и облачают. Это может быть сделано как работниками морга, так и родственниками. Если все это происходит дома, то следует три раза прочесть «Господи помилуй».

Одежда выбирается только новая светлых приглушенных окрасок. Руки в виде креста складываются на груди. На лбу закрепляется специальный бумажный венчик, являющийся символом веры. После этого покойного отпевают. Причем сделано это может быть как в храме, так и дома. В последнем случае приглашают священнослужителя для чтения молитв. Далее осуществляется погребение.

Похороны в воскресенье под запретом?

Существует поверье, что нельзя организовывать похороны в воскресенье.

Точки зрения есть у двух сторон:

  • народная версия или суеверье;
  • мнение церкви.

Народный взгляд на похороны в воскресенье

Языческие верования остались давно в прошлом, однако православные верующие сохранили некоторые моменты. Ряд ритуалов и примет передаются из поколения в поколение несмотря на то, что давно потеряли смысл.

Многие люди, особенно пожилые, искренне верят, что хоронить человека в воскресенье нельзя. Суеверие связано с тем, что в этот день недели у Господа выходной.

Есть и рациональное объяснение. Практически все ритуальные службы могут осуществить погребение во все дни, кроме воскресенья.

Мнение церкви

Большинство священников отвечают на вопрос о возможности похорон в воскресенье утвердительно. Они считают, что нет ограничений ни на день недели, ни на время суток проведения траурной процессии.

Единственное пожелание – похороны должны проходить на третий день после смерти или чуть позже.

Преподобный Пелусиотский в своем учении подробно изложил то, как должны проходить похороны. Он пишет, что в пятницу Господь «испустил дух», а в воскресенье «восстал».

Важно

Еще пример, который свидетельствует о возможности похорон в воскресенье: святителя Тихона, который считается последним Патриархом Российской Империи, похоронили в Вербное воскресенье.

Однако церковь может отказать в проведении похорон и поминании усопших.

Источник: https://rostovhramvrs.ru/horonyat-li-v-voskresene/

В какие дни нельзя хоронить умерших?

В народе часто происходит так, что если ты чего-то не знаешь или не особо компетентен в том или ином вопросе, то ты стараешься найти ответ у других. Не испытываем мы особого желания принимать участие или присутствовать на похоронах, но иногда это от нас не зависит и данный процесс является обязательным.

И тут по прошествии первого шока наступает вопрос, когда хоронить умершего человека? Есть мнение, что проводить захоронение не желательно делать в воскресенье. Но церковь не придерживается такой точки зрения. Так вот перед тем, как принимать решение, стоит ознакомится с наиболее интересующими Вас деталями.

Захоронение умерших

Данный обычай достаточно давний и сохранился по сей день, хоть и перенес некоторые видоизменения. Именно после подобного ритуала считается, что душа умершего переходит в иной мир. Поэтому большинство желает соблюсти все традиции и обычаи, чтобы ничего не нарушить. Часто православные задаются вопросом о том, как хоронить умершего правильно.

Некоторые говорят о том, что погребение в воскресенье считается грехом, так как этот день был отдыхом у Христа. Толком дать объяснение этому утверждению дать никто не может, но церковь не согласна с данным утверждением. Тем более, что современные взгляды на жизнь и религию значительно поменялись.

Всем известно, что расставание с покойником можно провести в несколько вариантов:

  • захоронение в землю;
  • кремирование.

Православным христианам больше по душе первый вариант. Это связано со многими аспектами. Так например, согласно церковных текстов, тело пришло в мир только для выполнения миссии и после его смерти душа возвращается назад для встречи с Господом.

Есть мнение о том, что подготовка к процессу погребения требует некого времени. Действия данной процедуры имеют много общего с обрядом крещения. Ведь в обоих случаях считается, что человек перерождается и попадает под защиту Бога.

Поэтому стоит знать о том, на какой день хоронят человека после смерти, ведь это также важная составляющая правильности процесса.

Так же читайте:  Как освятить крестик купленный в магазине?

На какой день после смерти хоронят православных?

Так как современный мир находится в постоянном движении и многие люди постоянно заняты, то не все придерживаются временных промежутков. Есть разные объяснения этому, порой по определенным обстоятельствам просто не получается сделать так, как принято.

В большинстве случает принято считать, что по церковному обычаю, данный период попадает на третьи сутки. Связывают это с тем, что есть некоторое соотношение Христа и души умершего. Упоминания об этом можно найти в священных письменах.

Связь души и тела обрывается и она вместе с ангелом небесным идет на небо. Проводить процессию раньше данного времени не рекомендуют, так как она еще среди живых и может все это увидеть.

Для нее это будет стрессом и ей может быть сложно потом найти покой.

Когда нельзя хоронить

Мнение священников направлено на то, что проводить обряд подобного плана можно всегда и в любое время суток. В церковном календаре есть только несколько дат, когда не стоит проводить похорон:

  • Пасха;
  • Рождество;
  • Седмица и прочие большие праздники.

Но вот относительно того, в какие дни нельзя хоронить умерших, есть также и двоякое мнение по поводу Пасхи. Считается, что захоронение можно делать, а умереть – божья благодать. Относительно поминок, то они переносятся на другую неделю. А вот по поводу Рождества нужно посоветоваться со священником. Так как данную дату принято считать днем рождения Христа.

Мнение церкви по поводу запрета на похорон в воскресенье

Все священнослужители считают данное утверждение ничем иным как суеверием. Возможно, люди так думают, потому как именно в данные дни в храмах и на кладбищах бывает большое количество людей. Поэтому большая часть и старается перенести немного дату с той, когда человек умер на какой день хоронят.

Кроме того, на выходных большинство инстанций для проведения процедуры и оформления бумаг может просто не работать. Так что провести подобное мероприятие может быть просто не возможно.

Еще одним убеждением есть то, что погребение необходимо проводить только в первой половине дня. Церковнослужители также считают это ничем иным как суеверием. Основное требование, которого они придерживаются, чтоб оно было проведено на третий день.

Таким образом душе будет легче перейти из одного мира в иной.

Помните, что данная процедура достаточно ответственна и желательно придерживаться всех требований к ее проведению. Это позволит не только показать Ваше уважение у усопшему, но и желание беспрепятственного попадания его души к Господу и получения вечного покоя и умиротворения. Не стоит также забывать и о молитвах, а также поминках, которые есть неотъемлемым атрибутом памяти.

Господь всегда с Вами!

В какие дни нельзя хоронить умерших?

Источник: https://tolkovanie.info/v-kakie-dni-nelzya-horonit-umershih/

Православные похороны – Православный журнал “Фома”

Протоиерей Игорь Фомин

Православные похороны — важное событие в жизни верующих людей. О смысле христианских похорон, их значении для души человека и православных традициях “Фоме” рассказал протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма св. Александра Невского при МГИМО.

Для христиан смерть — не конец всему, а переход к вечной жизни. Потому похороны — не тяжелое прощание с человеком, которого больше никогда не будет, а проводы в иной мир, который ждет каждого из нас после смерти. Во время похорон главное для нас — молитва о душе почившего человека.

В Символе веры — молитве, в которой рассказывается, во что же верят православные христиане, — есть слова: «Чаю воскресения мертвых» . То есть уповаю и жду воскресения мертвых.

Важно и то, что наша вера много внимания уделяет не только душе, но и телу христианина, потому что тело — храм души. Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои (Апостол Павел, 1-е послание к Коринфянам: 6, 19).

Тело христианина освящается Причащением Божественных Тела и Крови Христа Спасителя.

И главное, мы верим, что мертвое и истлевшее со временем тело христианина снова оживет после Всеобщего Воскресения мертвых: Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (Апостол Павел, 1-е послание к коринфянам, 15:53). Поэтому для христиан важно и приготовление тела к погребению.

Если человек умер дома и есть такая возможность, его омывают водой с чтением молитвы «Трисвятое»:

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Сразу после смерти над телом почившего читают «Последование по исходе души от тела» и Псалтирь с прибавлением молитв об усопших. Если человек умер вне дома (в больнице или еще где-то), после чего его тело оказалось сразу в морге, можно читать молитвы дома. Затем тело привозят в храм, где священник совершает над ним Чин отпевания. И уже после отпевания гроб с телом почившего предают земле.

После погребения принято устраивать поминки. Но это уже не церковная традиция, а наша человеческая потребность собраться вместе и помянуть почившего близкого человека добрым словом. Важно понимать, что поминки должны проходить тихо и благоговейно.

Отпевание и погребение принято совершать на третий день после смерти (при этом первым днем считается сам день смерти, независимо от времени кончины).

Совет

При особых обстоятельствах — войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях — разрешается погребение и раньше этого срока.

В современной практике из-за особенностей работы государственных и медицинских организаций часто приходится проводить похороны позже третьего дня.

В этом нет ничего страшного, и на посмертную судьбу умершего это никак не влияет. Отпевание не совершается в первый день Пасхи и в день праздника Рождества Христова до вечерни.

Как одеться на православные похороны?

Специальной одежды для похорон в нашей церковной традиции нет. Ни цвета, ни стиль не регламентированы.

Одежда должна быть скромная, чистая, аккуратная.

Как организовать православные похороны?

В современном мире православные похороны организуются следующим образом.

После смерти человека его родственники или друзья заботятся о месте захоронения и параллельно договариваются в храме об отпевании. Ритуальные службы могут предложить вам помочь договориться и об отпевании.

Но лучше, конечно, отпевать человека в том храме, куда ходил почивший, чтобы оповестить как можно больше прихожан, которые знали его и хотят прийти помолиться о его душе, проводить его в последний путь.

Если же он не был постоянным прихожанином одного храма, то отпевать лучше там, где есть знакомый вам священник. Также можно отпевать человека в храме на кладбище, в морге или пригласив священника к вам домой.

Как правильно похоронить православного?

Чтобы правильно похоронить православного христианина, нужно в первую очередь договориться со священником об отпевании. Отпевание — это заупокойный богослужебный чин, которым Церковь провожает в вечную жизнь скончавшегося человека. Во время отпевания мы молимся о человеке, просим о прощение его грехов и даровании ему вечной жизни в Царстве Небесном.

Отпевание совершается, как правило, в храме перед погребением на кладбище. Заочное отпевание благословляется Церковью только в исключительных случаях.

Перед отпеванием на тело человека должен быть обязательно надет нательный крест, в руки вкладывается икона (Христа, Богородицы или небесного покровителя) или Распятие (существует специальный погребальный тип Распятия).

Покойного одевают в чистые одежды, часто светлые, что символизируют радость воскресения и будущей встречи с Богом. Тело покрывают до пояса специальным погребальным покрывалом с изображением креста, святых и надписей с молитвами (можно приобрести в церковной лавке или магазине ритуальных услуг), или же просто белой простыней.

Этот покров символизирует, что верующий человек находится под покровом Бога. На лоб надевается бумажный венчик с изображением Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи (его также можно найти в церковной лавке). Венчик символизирует нашу надежду на то, что усопший обретет венец вечной жизни.

Каждый усопший христианин для Церкви — воин, одержавший победу на поле битвы со страданиями и искушениями, которые выпали на его жизнь.

Все выше перечисленное можно сделать уже в храме, после того, как тело покойного привезли из морга. Или попросить позаботиться об этом работников морга.

Обратите внимание

Гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю; то есть ногами на восток, головой к западу. По церковным правилам, вопреки распространенным суевериям, гроб с телом положено нести по возможности именно близким родственникам и друзьям. Этим мы выражаем свою заботу и почтение.

Читайте также:  Вифлеемская икона

Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами: у головы, ног и по обеим сторонам гроба; вместе они изображают крест.

Во время отпевания присутствующие стоят со свечами. Их свет — символ жизни и победы над мраком смерти. Так же, как и всякая свеча в храме, свеча в нашей руке на отпевании — символ теплой молитвы за умершего. Кроме того эти свечи напоминают о тех свечах, которые держат все люди в храме в Пасхальную ночь, радуясь Воскресению Христову.

Когда отпевание завершается, священник прочитывает над покойным разрешительную молитву, в которой молится о прощении человеку его грехов (разрешение — это прощение, освобождение). Грехов, в которых он раскаялся, и грехов, которые забыл. Это не относится к грехам, в которых человек намеренно не каялся.

После все участвующие в отпевании подходят ко гробу прощаться, просят у усопшего прощение, целуют венчик на лбу и икону на груди. Затем тело полностью закрывается покрывалом. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается.

После отпевания гроб с телом умершего провожают на кладбище, опускают в могилу и предают земле.

Если есть возможность пригласить священника с собой на кладбище, то служиться лития — еще одна поминальная служба. После ее окончания священник сыплет крестообразно землю на гроб со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней». Если священник не едет на кладбище, то родные родные сами на кладбище крестообразно посыпают гроб землей, освященной после отпевания.

После погребения, по традиции, родные и близкие почившего собираются вместе на поминальную трапезу. Во время трапезы все вспоминают добрые дела почившего, не столько для того, чтобы сказать, какой он был замечательный человек, а более для того, чтобы лишний раз напомнить друг другу, каким, вообще, должен быть человек. Чтобы мы могли подражать лучшему, что есть в наших ближних.

Что нельзя делать после похорон?

После похорон нельзя вести себя недостойно, в том числе по отношению к памяти почившего. Нельзя предаваться унынию, как это ни странно звучит. Стоит сосредоточить весь свой ум и свое страдающее сердце на помощи почившему, чтобы помочь ему перейти из жизни временной в жизнь вечную. Какой может быть помощь почившему? Молитва. Добрые дела в память о нем.

Как хоронят самоубийц?

Самоубийц хоронят без церковного отпевания. Самый дорогой дар, данный человеку, — жизнь — самоубийца как бы бросает в лицо Богу и говорит: «Возьми, мне это не нужно…» Именно поэтому в Православной Церкви не отпевают и церковно не поминают самоубийц.

Раньше людей, покончивших жизнь самоубийством, хоронили за оградой церковного кладбища. Сейчас таких строгих правил нет.

Но никто не запрещает нам поминать самоубийцу в домашней молитве.

Как хоронят пьяниц? Как хоронят наркоманов?

Пьяниц и наркоманов хоронят по обычному чину, если они не покончили с собой.

Алкоголизм и наркомания — болезни, и мы можем сказать, что люди, страдающие ими, погибают по безумию, и это сумасшествие не добровольное — это недуг.

Кто может нести гроб?

Гроб может нести любой человек. У Иоанна Златоуста есть такое слово об умерших, где он говорит о том, что гроб должны нести близкие сродники (то есть родные) почившего, чтобы тем самым в последний раз послужить ему. Очень важно помнить эти слова святого, потому что в народных суевериях распространено ошибочное мнение, что родные не должны нести гроб.

Можно ли беременным на похороны?

Безусловно, можно. Нет никаких препятствий тому, чтобы беременная женщина приходила на похороны родного или близкого человека. То, что это может как-то отразиться на ребенке, — суеверия, не стоящие внимания христианина.

Можно ли краситься на похороны?

Что касается косметики, она на похоронах должна быть умеренной. Не яркой, ни в коем случае не вызывающей и не соблазняющей. Если женщина не может обходиться без макияжа, она может «накраситься», идя на похороны, но макияж должен быть максимально незаметным и деликатным.


Можно ли фотографировать на похоронах?

Да, такая народная традиция существует. Но, по-моему, лучше все-таки оставлять в памяти то, каким человек был при жизни. Излишнее рвение в попытках сфотографировать похороны неуместно по этическим соображениям.

Можно ли поминать до похорон?

Да, уже с первого мгновения после смерти человека его можно поминать в молитвах, в добрых делах.

Кроме того уместно было бы, не дожидаясь сорокового дня после смерти человека, начать раздавать его вещи нуждающимся. Так уже с первых дней вы привлечете других людей к молитве за дорогого вам человека.

Можно ли отпевать после похорон?

Бывают исключительные случаи, когда нет возможности совершить чин отпевания до похорон — над телом усопшего. Тогда, действительно, можно прийти в храм (желательно тот, где почивший был прихожанином) вместе со всеми, кому дорог усопший, и совершить заочный чин отпевания. Если на то, конечно, будет благословение священника.

Можно ли здороваться на похоронах?

Да, конечно, на похоронах можно здороваться друг с другом. Желать друг другу здравия уместно всегда, в том числе и когда мы провожаем близкого нам человека в последний путь.

Можно ли бриться перед похоронами? Можно ли стричься после похорон?

Безусловно, можно. Элементы нашего ухода за собой не имеют никакого отношения к похоронам.

Можно ли стирать после похорон? Можно ли убирать квартиру после похорон?

Да, вести домашнее хозяйство необходимо, чтобы в доме было чисто, аккуратно, достойно. Конечно, никто не будет корить вас, если вы не сможете отдавать много сил и внимания чистоте в сложный для вас период, это далеко не главное в подобные моменты. Но никаких церковных запретов на уборку и стирку не существует.

Как проститься с умершим?

Во время отпевания (в храме или когда священник приходит к вам в дом или в морг, где находится тело усопшего) священник обязательно положит на лоб почившего венчик, поставит иконку к его рукам и в определенный момент совершения чина отпевания призовет всех прощаться с телом. В эту минуту будет уместным подойти, поклониться умершему, тем самым испрашивая прощения у него и отдавая ему последние почести, поцеловать иконочку, которая находится во гробе, и поцеловать венчик на лбу почившего.

Если у вас по каким-то причинам нет сил приблизиться к телу умершего, можете ограничиться поклоном ему, выразить так свое почтение его памяти.

Можно ли детям на похороны?

Безусловно, детям можно приходить на похороны. Бояться, что это как-то негативно на них повлияет, не нужно.

Дети воспринимают смерть совершенно нормально — как определенный этап жизни человека. Их не надо специально ограждать от этого события. Но, как и во всем другом, с детьми надо общаться, беседовать. Рассказать им, что такое смерть, когда она наступает в жизни человека, зачем нужно отпевание и почему все собираются на похороны.

Можно ли после похорон смотреть телевизор? Читать газеты, слушать музыку?

Ни до похорон, ни после развлечения не приветствуются. Конечно, церковного запрета на такое времяпрепровождение нет, но, подумайте сами, уместно ли смотреть телесериал или читать светскую хронику в журнале в такие минуты? Лучше уделить время молитве об усопшем и добрым делам в память о нем.

Что нужно делать после похорон? Какие молитвы читать после похорон?

Есть так называемое правило чтения Псалтири по усопшим. Это древняя и замечательная традиция. Каждый день после смерти человека читается по одной кафизме из Псалтири, с добавлением молитвы об умершем.

После похорон надо занять себя богоугодными делами в честь и память почившего. Это будет лучшим занятием для человека, который хочет помочь своему почившему ближнему.

Источник: https://foma.ru/pravoslavnyie-pohoronyi.html

Почему нельзя хоронить в воскресенье?

Обновление, возрождение и воскрешение — все это значения одного и того же слова, которым называют седьмой день. Даже воскресная служба, которая является началом предстоящей недели, отличается торжественностью и пышностью проведения.

В этот день православные христиане должны отречься от мирских забот и проблем, чтобы посвятить его Богу. Именно с этой традицией многие связывают тот факт, почему нельзя хоронить человека в воскресенье. Но так ли это, на самом деле, не знает достоверно никто.

Почему считают, что нельзя хоронить и кремировать в воскресенье

Мнения по поводу таинства погребения и сожжения покойного у представителей церкви расходятся. Но ни в Библии, ни в церковных канонах нет оснований, почему нельзя хоронить в воскресенье. Для распространённого сегодня утверждения предлагаем рассмотреть отрывок из Евангелии от Иоанна. Ищем 5 главу, 28-29 стихи.

Внимательно читаем: «все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия … в воскресение жизни … — в воскресение осуждения». Значит, что и в седьмой день все равны. И грешники, и праведники одинаково предстанут перед Божьим судом. Главное — это организовать и провести похороны православному человеку.

⚡Жмите, чтобы Узнать⟶  Почему нельзя бегать во сне?

  1. Первый этап — подготовка к погребению. Включает в себя омовение и облачение усопшего. Делать это могут, как родственники, так и работники морга. Если омовение происходит дома, обязательно читают три раза «Господи, помилуй». Одежду выбирают только новую, желательно светлого оттенка. Руки складываются в виде креста. Специальный бумажный «венчик» выступает, как символ веры и предстоящего перехода в мир иной. Далее проводится Церковное отпевание. И, наконец, погребение.
  2. Отдельно стоит рассмотреть вопрос о том, как церковь относится к кремации. Являясь альтернативой традиционному обряду перед погребением, случаи сожжения тела были зарегистрированы еще в период Древней Греции. В США стала приобретать популярность с 1972 года, на территории России появилась в 1920 году.
  3. В настоящее время, кремировать тело не запрещают, но и не одобряют, в соответствие с меморандумом «О христианском погребении усопших» 2015 года. Сама процедура занимает 1-1,5 часа. В комплексе крематория специально оборудован зал для прощаний, где располагают гроб с телом усопшего. После сожжения родственники получают прах в урне с возможностью дальнейшего погребения.

⚡Жмите, чтобы Узнать⟶  Почему нельзя прогонять трущуюся кошку?

Если со стороны православия нет запретов, почему же нельзя хоронить в воскресенье, а в некоторых случаях, это невозможно сделать и в понедельник. С этой целью надо посетить бюро и уточнить режим работы организации, узнать, когда ее сотрудники оказывают ритуальные услуги.

Почему нельзя хоронить и отпевать в воскресенье

Чтобы определить сроки для проведения того или иного обряда, следует обратиться за помощью к православной литературе. Ученик Иоанна Златоуса, преподобный Исидор Пелусиотский подробно описал, когда можно хоронить и отпевать православного. Он сказал: «В пятницу Господь испустил дух … один день».

Начинаем отсчет с точной даты и момента смерти. «С наступлением воскресенья Он восстал». Этот отрывок, доказывает, что можно хоронить и отпевать в воскресенье. Но, к сожалению, в последней просьбе церковь может отказать, так как поминовение усопших по уставу не проводится на Рождество, Крещение, в дни памяти святых угодников Божьих, Успения Богоматери, во время Пасхи.

Источник: https://pochemy-nelzya.info/horonit-v-voskresene/

Православные похороны — что нужно знать и делать

Похороны. Обычно перед концом человек не в состоянии позаботиться о себе, поэтому долг всякого верующего — сделать все, чтобы переход в иной мир сложился для умирающего по-христиански.

Близкие умирающего должны проявить к нему всю свою любовь и теплое участие, простив и забыв взаимные обиды и ссоры.

Не утаивание близкой кончины, а помощь в приготовлении к великому переходу в загробный мир — вот главнейшая обязанность родственников.

Земные дела, заботы и пристрастия умирающего остаются здесь.

Важно

Всеми мыслями устремясь к будущей вечной жизни, с покаянием, сокрушением в содеянных грехах, но и с твердым упованием на милосердие Божие, заступничество Божией Матери, Ангела Хранителя и всех святых умирающий должен приготовиться предстать пред Судией и Спасителем нашим.

В этом важнейшем деле незаменимой является беседа со священником, которая должна закончиться Таинствами Покаяния, Елеосвящения (Соборования) и Святого Причащения, для чего необходимо пригласить к умирающему священника.

В минуты разлучения души с телом читается Канон молебный Пресвятей Богородице от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго глаголати (СКАЧАТЬ). Он читается от лица человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголати.

Молчат уста умирающего, но Церковь от его лица изображает всю немощь грешника, готового покинуть мир, и поручает его Пречистой Деве, помощь Которой призывается в стихах отходного канона.

Канон этот заканчивается молитвой священника о разрешении души умирающего от всяких уз, об освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых.

Если человек долго и тяжело страдает и не может умереть, то над ним читается еще другой канон на исход души, называемый Канон, чтомый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет. Большие страдания умирающего пробуждают усилить моление о его мирной кончине.

Душа долго страждущего устами священника молитвенно ищет помощи у Церкви земной и Небесной. Канон завершается двумя священническими молитвами.

Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут и должны быть прочитаны у одра умирающего мирянином с опущением молитв, предназначенных для чтения только священником.

По исходе души от тела

После того, как напутствованная и утешенная молитвами Церкви душа христианина оставила бренное тело, любовь собратий и заботы о ней Церкви не оканчиваются.
Сразу же после омовения тела усопшего и облачения его в погребальные одежды над усопшим читается Последование по исходе души от тела*, а затем, по возможности непрерывно, по особому чину читается Псалтирь.

Последование по исходе души от тела значительно короче обычной панихиды.

Совет

Святая Церковь, считая необходимым вознести первое моление об усопшем почти тотчас по исходе души от тела, вместе с тем входит в положение окружающих смертный одр, которые и в последние часы, а иногда и дни, пережили много и душевных страданий и физических трудов. И Церковь, как любвеобильная, заботливая мать, первое необходимое, неотложное моление у гроба сокращает насколько возможно.

Читайте также:  10 заповедей божьих в православие и 7 смертельных грехов

Молитву, которой завершается Последование, можно читать и отдельно:
«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося раба Твоего (преставльшуюся рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его (ея) согрешения и невольная, избави его (ю) вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему (ей) причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому (тоя) буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, яже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Если Последование по исходе души почему-либо не может быть совершено священником, оно должно быть непременно прочитано чтецом Псалтири прежде начала чтения самой Псалтири (так указывается в старинных руководствах о чтении Псалтири над телом умершего).

Канон за преставльшагося, входящий в состав Последования по исходе души от тела, желательно читать ежедневно вплоть до погребения усопшего. (В некоторых молитвословах Канон за преставльшагося именуется «Каноном о усопшем едином».

) Кроме того, этот канон читается каждый раз по прочтении всей Псалтири над усопшим.

Последование на исход души от тела является лишь началом целого ряда молитвословий и песнопений, продолжающегося около гроба усопшего почти непрерывно до самого погребения. Непосредственно по окончании Последования по исходе души от тела начинается при гробе усопшего чтение Священного Писания: при гробе священника — Святого Евангелия, при гробе мирянина — Псалтири.

Чтение Псалтири по усопшему

В Православной Церкви существует добрый обычай непрерывного чтения Псалтири над телом усопшего (кроме времени, когда совершаются при гробе панихиды или заупокойные литии) до его погребения и в память после его погребения.

Чтение Псалтири по усопшим имеет свое начало в самой отдаленной древности.

Служа молитвою ко Господу за умерших, оно приносит им великое утешение и само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним их живых собратий.

Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых — так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

Чтение Псалтири начинается по окончании «Последования по исходе души». Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое.

Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими.

Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. Читать Псалтирь может любой благочестивый верующий, имеющий навыки безошибочного чтения.

Положение читающего Псалтирь — это положение молящегося. Поэтому читающему Псалтирь приличнее стоять как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть.

Обратите внимание

Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословляемого Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.

При чтении слова Божия над телом усопшего должны присутствовать родные и близкие покойного. Если невозможно и не всегда удобно домашним и сродникам непрерывно участвовать в молитве и чтении Псалтири, то, по крайней мере, по временам им нужно присоединяться своим молением к молитве чтеца; особенно уместно это делать во время чтения заупокойной молитвы между псалмами.

В Апостольских постановлениях заповедано совершать псалмопения, чтения и молитвы по усопшим в день третий, девятый и четыредесятый.

Но преимущественно установилось обыкновение читать псалмы по усопшим три дня или все сорок дней.

Тридневное чтение Псалтири с молитвами, составляющими особый обряд погребения, большей частью совпадает с тем временем, в продолжение которого тело покойного пребывает в доме.

Ниже приводится отрывок из главы «Чтение Псалтири за умерших» из книги епископа Афанасия (Сахарова) «О поминовении усопших по уставу православной Церкви».

Если же чтение псалтири совершается только ради поминовения, особенно при гробе усопшего, тогда нет нужды читать по кафисмах назначаемые для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях и после каждой славы и после кафисмы читать специальную поминальную молитву. Относительно формулы поминовения при чтении псалтири нет однообразия.

В различных местах употребляются различные молитвы, иногда произвольно составленные.

Важно

Практика древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего, причем во время чтения полагается пять поклонов, а самый тропарь читается трижды.

Согласно той же старинной практике, чтение псалтири за упокой предваряется чтением канона за умерших многих или за единоумершего**, после которого начинается чтение псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный канон, после которого снова начинается чтение первой кафисмы. Такой порядок продолжается во все время чтения псалтири за упокой.

Панихида

Существует заблуждение, что нельзя совершать панихиды об усопшем до его отпевания. Напротив, весьма хорошо во все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах.

По учению Церкви, душа человека проходит страшные мытарства в то время, когда тело его лежит бездыханно и мертво, и, без сомнения, в это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихида помогает облегчить душе переход в другую жизнь.

Начало панихид восходит к самым первым временам христианства. В переводе с греческого слово «панихида» означает «всенощное пение». Гонимые иудеями и язычниками христиане могли молиться и совершать бескровную жертву без помехи и тревог только в самых уединенных местах и ночью.

И только ночью же могли они убирать и провожать на вечный покой тела святых мучеников.

Это делалось так: истерзанное, обезображенное тело какого-нибудь страдальца за Христа они тайно уносили куда-нибудь в далекую пещеру или в самый уединенный и безопасный дом; здесь в продолжение всей ночи они пели над ним псалмы, потом отдавали ему благоговейное целование и к утру предавали земле.

Впоследствии точно так же провожали на вечный покой и тех, которые хотя и не страдали за Христа, но всю жизнь посвящали служению Ему. Такое всенощное псалмопение над почившим называлось панихидой, то есть всенощным бдением. Отсюда и молитвы и псалмопения над почившим или в память его и получили название панихиды.

Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.

Совет

Совершая панихиду, Святая Церковь сосредотачивает все наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде, исповедуя свои дела пред Господом, не дерзая предвосхищать у всеправосудного Господа тайны Его суда над душами наших усопших.

Песнопения панихиды не только приносят облегчение душе усопшего, они утешительны и для молящихся.

Отпевание и погребение

Погребение усопшего христианина совершается на третий день после его смерти, (при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, даже если смерть наступила за несколько минут до полуночи). При чрезвычайных обстоятельствах — войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях — допускается погребение и раньше третьего дня.

В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные одежды и положении во гроб. Эти же действия полагается совершать над христианами и в нынешнее время.

Омовение тела прообразует чистоту и непорочность праведников в Царстве Небесном. Оно совершается одним из родственников почившего с чтением молитвы «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на лавку или на пол, подстелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы.

(Одежду, в которой человек умер, и все, что использовалось при его омовении, принято сжигать.)

Омытое и облаченное тело, на котором обязательно должен быть крестик (если сохранился — крестильный), полагают на стол лицом вверх. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест.

В руки вкладывают Распятие (существует специальный погребальный тип Распятия) или икону — Христа, Богородицы или небесного покровителя. (Не следует надевать на почившего православного христианина галстук.) Если тело передается в морг, то все равно, еще до приезда сотрудников похоронных служб надо омыть и облачить почившего, а при выдаче тела из морга положить в гроб венчик и Распятие.

Незадолго до выноса гроба из дома (или выдачи тела в морге) над телом умершего еще раз читается «Последование по исходе души от тела». Гроб выносят из дома ногами вперед с пением «Трисвятого».

Обратите внимание

Несут гроб родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процесии, несли зажженные свечи.

Оркестр на похоронах православных христиан неуместен.

По уставу при внесении тела в храм должно звонить в колокол особым погребальным звоном, который возвещает живым, что у них стало одним братом меньше.

В храме тело покойного помещают на специальную подставку ногами к алтарю, а около гроба крестовидно ставят подсвечники с возжженными свечами. Крышку гроба оставляют в притворе или во дворе. Допускается вносить в церковь венки и живые цветы.

Все молящиеся имеют в руках горящие свечи. На отдельно приготовленный столик возле гроба ставят поминальную кутью, со свечой посередине.

Не забудьте взять в храм свидетельство о смерти. Если по каким-то причинам доставка гроба в храм задерживается, обязательно предупредите священника и попросите о переносе времени отпевания.

Отпевание

В просторечии отпеванием, из-за обилия песнопений, называется «Последование мертвенное мирских тел».

Оно во многом напоминает панихиду, поскольку включает многие песнопения и молитвословия, общие с последованием панихиды, отличаясь лишь чтением Священного Писания, пением погребальных стихир, прощанием с почившим и преданием тела земле.

В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву.

Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними. Чтобы прощение от грехов, подаваемое умершему, было ощутительнее и утешительнее для всех скорбящих и плачущих, текст этой молитвы сразу по ее прочтении влагается в правую руку усопшего его родными или близкими.

После разрешительной молитвы под пение стихир «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога…» происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу.

В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба или руку священника. Затем лицо усопшего закрывается покрывалом, и священник крестообразно посыпает на тело умершего землю, произнося: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней» (Пс. 23, 1).

По окончании отпевания тело усопшего с пением Трисвятого провожается на кладбище.
В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку. При опускании гроба в могилу поется «Трисвятое» — пение ангельской песни «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»; над могильным холмиком ставится восьмиконечный крест — символ нашего спасения.

Крест может быть сделан из любого материала, но обязательно правильной формы. Он ставится у ног усопшего, Распятием к лицу покойного.

Об отпевании в морге

Прежде, чем совершить отпевание усопшего в морге, удостоверьтесь в том, что отпевание будет проведено не лжесвященником и в том, что у него есть разрешение на отпевание.
Православная церковь признает загробную жизнь, поэтому считает, что человек не умирает, а усыпает.

Усопшим становится только тело, душа же продолжает жить. В первые 40 дней определяется ее дальнейший путь. В этом помогают молитвы, которые поются во время отпевания.

Священник призывает родственников не отчаянием и унынием, а добрыми делами и обращением к Богу спасти душу человека. 40 дней она мечется между землей и небесами, поэтому отпевание нужно совершить как можно раньше, на третий день после смерти.

Важно

Если обряд производится лжесвященником или священником, который не имеет благословения (разрешения митрополита), отпевание считается недействительным.

Символ Веры

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/pravoslavnye-poxorony-chto-nuzhno-znat-i-delat/

Ссылка на основную публикацию