Григорий Нисский – «Энциклопедия»
ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (греческий Γρηγόριος ό Νύσσης) [около 331 или 335, Неокесария Понтийская (ныне город Никсар, Турция) или Кесария Каппадокийская (ныне город Кайсери, Турция) – после 394, город Нисса (ныне Невшехир, Турция)], епископ Нисский (371 или 372-376; с 378), Отец и учитель Церкви, крупнейший богослов древней Церкви, один из каппадокийских отцов, разработавших в контексте арианских споров 4 века основы богословия Святой Троицы, христианский святой.
Из благочестивой семьи, брат святителя Василия Великого и, возможно, епископа Севастии Армянской (ныне город Савас) святого Петра Севастийского (умер после 391).
Получил образование под руководством Василия Великого и сестры – преподобной Макрины, обучался риторике и философии; в философских взглядах испытал влияние платонизма, в богословии – александрийской традиции (Оригена, Филона Александрийского). К периоду до 371 относится известие о его женитьбе на некоей Феосевии.
Около 371 или 372, при поддержке Василия Великого, был избран на епископскую кафедру каппадокийского города Нисса. Вместе с Василием Великим принимал участие в укреплении в провинции Каппадокия позиций никейского православия, в борьбе с арианами.
В 376, обвинённый в неканоническом поставлении, Григорий Нисский был вынужден покинуть кафедру. В 378, после гибели император Валента, благоволившего арианам, вернулся на Нисскую кафедру. Принимал участие в Антиохийском соборе 379, а также в Константинопольском соборе 381 (2-м Вселенском; смотри Вселенские соборы).
Следуя определению Антиохийского собора, предпринял поездку по христианским церквам Палестины и Аравии с целью уточнения их отношения к арианству; на 2-м Вселенском соборе выступил с догматической речью «О Божестве, против Евагрия».
Эдиктом императора Феодосия I был вместе с митрополитом Элладием Кесарийским и епископом Отрием Мелитинским объявлен хранителем православия в Понте. В 394 участвовал в соборе по делам Аравийской церкви, созванном в Константинополе. Дальнейшие сведения о его жизни отсутствуют. День памяти в Русской православной церкви – 10(23) января; в Римской католической церкви – 9 марта.
Реклама
Григорий Нисский – автор многочисленных сочинений, которые можно подразделить на экзегетические, догматико-полемические, нравственно-аскетические и агиографические, проповеди, письма.
К экзегетическим сочинениям относятся: «Об устроении человека», «О Шестодневе, слово защитительное к брату Петру», «О жизни Моисея Законодателя, или О совершенстве в добродетели», «О надписаниях псалмов», «Беседы на Екклесиаста», «Толкование Песни Песней», «Беседы о Блаженствах», «Беседы о молитве Господней» и др.
Догматико-полемические сочинения включают: «Против Евномия» 4 трактата, «Большое огласительное слово», «О Святом Духе, против македониан-пневматомахов», «К Авлавию, о том, что не три Бога», «К Евстафию, о Святой Троице», «К Симплицию, о вере в Отца, Сына и Святого Духа», «О различии между сущностью и ипостасью», «Против Аполлинария Лаодикийского», «Диалог о душе и воскресении», «К префекту Иерию, о младенцах, преждевременно похищенных смертью» и др. Нравственно-аскетические и агиографические сочинения: «О девстве» (371; самое раннее сочинение), «К Армонию, о том, что значит имя “христианин”», «Послание о жизни преподобной Макрины», «О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве», «Слово о жизни святого Григория Чудотворца», «Похвальное слово святому Ефрему Сирину» и др.
Труды Григория Нисского оказали значительное влияние на христианское богословие, особенно периода древней Церкви, поскольку в них затронуты его важнейшие аспекты – триадология и христология, антропология, эсхатология.
Согласно Григорию Нисскому, человек есть венец творения.
Однако, в отличие от греческих философов (греческая философия, несомненно, была одним из источников учения Григория Нисского; он широко использовал традиции различных античных школ и направлений, прежде всего, платонизма), святитель считал самым важным в человеке то, что он создан по образу и подобию Божию.
Изначально человек был создан для жизни в Боге, был наполнен Божественными благами. Всё это было утеряно в грехопадении, поэтому нынешнее его состояние является не только тварным, но и падшим, и через грехопадение человека от Бога оказался отрезан весь мир.
Однако образ Божий не был утрачен в грехопадении, но только затемнился страстями, плотской нечистотой и, следовательно, может быть очищен. Человек не полностью потерял связь со своим Творцом, так как, согласно Григорию Нисскому, он сохранил свободу воли – неотъемлемую черту образа Божия.
Очищение образа Божия от скверны греха, уподобление Богу как Первообразу – необходимое условие богопознания («О девстве», 11, 5). Согласно Григорию Нисскому, существуют два вида богопознания: естественное, через видимый мир и через познание в себе характерных черт образа Божия, и сверхъестественное, мистическое. Григорий Нисский подробно описывает ступени мистического богопознания, однако, как он сам признаёт, «необъятное по природе не может быть постигнуто» («О жизни Моисея…», 2).
В триадологии Григория Нисского одним из ключевых аспектов является обоснование того, что никейское омиоусианство («единосущие») не есть модализм. В сочинение «Против аполлинаристов», во многом предвосхищая халкидонскую христологию, Григорий Нисский отстаивает полноту человечества и полноту божественности Иисуса Христа.
Говоря о Христе как о Первосвященнике (смотри: Евр. 4:14), совершающем жертвоприношение, жертва в котором – Он Сам, Григорий Нисский подчёркивает, что, приняв на Себя нашу вражду с Богом, возникшую из-за греха, Христос Собой вновь соединил с Богом человечество («Против Евномия», 3, 10).
С точки зрения Григория Нисского, люди в лице первого человека добровольно продали себя в рабство дьяволу, став его рабами и пленниками, так что дьявол, имеющий державу смерти, уже законно владел ими.
Сами себя они выкупить не могли и поэтому нуждались в Искупителе и Освободителе, поскольку же люди добровольно продали себя, то Освобождающий их по благости воспользовался «справедливым способом» возвращения их из плена.
В качестве выкупа Бог предложил Самого Себя, для чего Ему потребовалось «прикрыться плотью», то есть воплотиться («Большое огласительное слово», 23): «Божество сокрылось под завесой нашей природы, и врагом, как жадными рыбами, с приманкою плоти увлечена была уда Божества» («Большое огласительное слово», 24).
Таким образом, согласно Григорию Нисскому, дьявол, соблазнив человека в раю, воспользовался обманом, поэтому и Бог совершил в отношении него «воздаяние по достоинству», но Бог преследовал благую цель – спасти человека и дать урок самому дьяволу, что свидетельствует о благости Бога и о том, что недоступное Божество стало доступно через воспринятое человечество.
В «Большом огласительном слове» затрагивается также и эсхатология, проблематика, реализуемая Григорием Нисским преимущественно в этическом плане. Конец времён для Григория Нисского означает в том числе абсолютное устранение зла, ибо зло есть только лишение добра («Большое огласительное слово», 6), оно бессильно противостоять добру («Об устроении человека», 21).
В эсхатологии Григория Нисского эта идея – результат оригеновского влияния; также к Оригену восходит разделявшееся Григория Нисского учение о конечном восстановлении всего в Божественной любви (апокатастасис), согласно которому после определённого периода окончатся муки осуждённых нечестивых людей и демонов и произойдёт всеобщее восстановление в прежнем состоянии (осуждено 5-м Вселенским собором).
Соч.: Migne PG. Т. 44-46; Opera. Leiden u. а., 1952-1996. Bd 1-10; О жизни Моисея Законодателя / Пер. А. С. Десницкого. М., 1999; Об устроении человека / Пер. В. М. Лурье, редактор А. Л. Берлинский. СПб., 2000.
Лит.: Мартынов А. Учение святого Григория, епископа Нисского, о природе человека. М., 1886; Тихомиров Д. А. Григорий Нисский как моралист. Могилев, 1888; Balthasar Н. U. von. Présence et penséе: essai sur la philosophie religieuse de Grégoire de Nysse. Р., 1988; Coffigny D.
Grégoire de Nysse. Р., 1993; Desalvo С. L’«oltre» nel presente: la filosofia dell’uomo in Gregorio di Nissa. Mil., 1996; Макарий (Оксиюк), митрополит Эсхатология святого Григория Нисского. М., 1999; Несмелов В. Догматическая система святого Григория Нисского. СПб., 2000.
Источник: http://knowledge.su/g/grigoriy-nisskiy
Краткая биография святителя Григория Нисского
IV век в истории древнехристианской Церкви ознаменован деятельностью многих выдающихся святителей, внесших огромный вклад в проповедь христианства. Одним из таковых выдающихся проповедников был святитель Григорий Нисский.
Святитель Григорий, епископ Нисский, был младшим братом одного из трех вселенских учителей и святителей Церкви Василия Великого.
Детское воспитание Григорий получил вместе со своим старшим братом от благочестивой бабушки Макрины, также почитаемой святой в православии.
Дальнейшее образование Григорий приобрел от выдающихся светских наставников, что определило высокую светскую образованность будущего святителя. Из жизни святителя Григория известно, что будущее светило Церкви был учителем красноречия.
Святой Григорий Богослов убедил софиста оставить мирскую суету и посвятить свою жизнь на служение Богу и ближним. После вразумления Григория Богослова будущий епископ Нисский удалился для подвига в пустыню.
Вскоре после этого Василий Великий решил поставить своего младшего брата в епископы города Ниссы. Святой Василий желал видеть надежного помощника в деле просвещения людей христианской верой, а также в помощи по борьбе с распространившейся арианской ересью, которая терзала Церковь в III-V веках.
После епископского рукоположения Григорий стал пламенным защитником православия и строгим обличителем арианства. Еретики, недовольные поведением святителя, начали откровенно клеветать на Григория, что привело к изгнанию святителя Нисского. Однако и в самом изгнании Григорий проповедовал основы евангельского учения, утверждая всюду людей в православной вере.
После смерти императора-арианина Валента Святитель Григорий был возвращен на свою кафедру.
Особое место в житии святого занимает его присутствие среди прочих правоверных епископов на Втором Вселенском Соборе. Необходимо также отметить, что Григорий Нисский известен многими сочинениями догматического характера, утверждающих божество Господа Иисуса Христа.
Скончался святитель около 395 года. Память великого святого совершается Церковью 23-го января по новому стилю.
Источники:
- Богословская заслуга святых отцов
Григорий Грабовой – человек, объявивший себя вторым Иисусом. Основатель религиозного движения «Учения о всеобщем спасении и гармоничном развитии» и партии «ДРУГГ». Этот человек признан мошенником и шарлатаном, имеет много последователей, убежденных в его всемогуществе.
Свою деятельность Григорий Грабовой начал в 1990-х годах в Узбекистане. Он продал узбекскому управлению гражданской авиации несколько своих услуг по диагностике оборудования и лечению сотрудников с использованием экстрасенсорных способностей. Общая сумма контрактов исчислялась миллионами. В своих проектах Грабовой действовал сразу по нескольким направлениям: наука, религий, экономика и т.д.
В 1995 году экстрасенс-целитель встречался с Вангой. Слепая ясновидящая болгарка с позором выгнала его. Об этом писали многие СМИ.
В Россию Григорий Петрович приехал в 1995 году. Почти сразу после приезда была зарегистрирована некоммерческая организация «Фонд Григория Грабового». Позже организация была названа «ДРУГГ», что расшифровывается как добровольные распространители учения Григория Грабового. В 1998 году Григорий поступает в Российскую Академию естественных Наук, однако позже его исключают из Академии как не прошедшего перерегистрацию. В том же году он получает степень доктора в РАЕН со специализацией «Ноосферные знания и технологии». Комиссия РАН по борьбе с лженаукой запросила информацию о Грабовом в академиях Италии, Бельгии и Болгарии, так как, по его утверждениям, он являлся членом этих академий. Комиссией был получен ответ, что в данных академиях никогда не слышали о Григории Грабовом.
Грабовой не обошел вниманием и общественную Академию проблем безопасности, обороны и правопорядка, став ее членом в 2004 году. Но позже было утверждено решение об исключении его из Академии.
В 2006 году организация сторонников Григория «ДРУГГ» уже имела более 50 региональных представительств во всех частях России.
Грабовой начал активную политическую деятельность и открыто заявил о намерениях баллотироваться в президенты Российской Федерации.
В некоторых источниках фамилию Грабового пишут через букву «О», т.е. Гробовой, что является банальной опечаткой.
После трагедии 2004 года в Беслане Григорий Грабовой направил туда несколько членов партии «ДРУГГ» с целью сделать заявление о предоставлении своей помощи матерям.
За символическую плату в размере 39 500 рублей за ребенка Грабовой обещал матерям воскресить их погибших детей. По его словам, воскресшие дети будут полностью такими же, как до смерти.Споры по поводу возможности воскрешения погибших привели к расколу организации.
Одни продолжили распространять учение Грабового, а другие объединились в организацию «Голос Беслана», которая открыто критиковала деятельность Григория Петровича и разоблачала его мошеннические действия.
Уголовное преследование Грабового началось в 2006 году.
Прокуратура обвинила его статье 169 часть вторая по фактам «совершения им действий при осуществлении деятельности, связанной с предложением услуг, в том числе по воскрешению умерших и излечению от болезней».
Его также обвиняли в мошенничестве за оказание заведомо невыполнимых платных услуг, мошенничестве в особо крупных размерах, мошенничестве, совершенном организованной группой лиц. Сторонники Грабового постоянно обжаловали все обвинения и решения суда, называя их «политическим преследованием».
Сам Григорий Петрович не признавал своей вины ни по одному из обвинений. В результате четырех лет судебных разбирательств Григорий Грабовой был отпущен на свободу 21 мая 2010 года.
Православный церковный календарь пестрит различными днями памяти святых подвижников благочестия. В русской православной традиции особое внимание уделяется отечественным святым. Одним из таковых считается архиепископ Новгородский Иона.
Святой Иона архиепископ Новгорода родился в конце XIV века. В юнном возрасте остался сиротой (в три года будущий святитель потерял мать, а спустя еще четыре года – отца). Воспитание получил в неродной семье.
Будучи школьником мальчик встретился с юродивым Михаилом Клопским, предсказавшем юноше великое будущее: сан архиепископа Новгорода. В зрелом возрасте Иона решил посвятить свою жизнь Богу и поселился в Отенской пустыни (близ Новгорода). Видя духовный опыт подвижника, братия избрала Иону игуменом обители.
В 1458 году святой Иона был выбран архиепископом Новгородским. Народ особо любил своего архипастыря за добродетельную жизнь. Святой Иона сам был примером для верующих людей: совершал дела милосердия, никогда не отказывал в поддержке, всячески поучая народ словом.
Пользовался святитель Иона почтением и в среде князей, причем не только московских, но и немецких. Часто святитель совершал поездки к московскому князю и ходатайствовал за жителей своего города, испрашивая у правителя милости своему родному народу. Стоит сказать, что святитель Иона был настоящим миротворцем. Во время его правления в Новгороде не было войн, распрей и раздоров.
Однажды на город, ввереный пастырскому попечению святителя, обрушилась моровая язва, унесшая многие жизни. Святитель Иона с верующими совершил крестный ход по городу, после чего язва прекратилась.
Скончался великий подвижник благочестия в 1470 году. Сами современники считали архиепископа Новгордского святым, поэтому после смерти гроб с телом праведника оставался открытым. По истечении времени мощи святого Ионы были обретены нетленными. Ныне они почивают в Отенской пустыни.
Православная Церковь совершает память святителя Ионы Новгородского каждый год 18-го ноября по новому стилю.
В христианской православной традиции существует несколько чинов святости. Среди всех святых особо выделяются святители Церкви, которые изрядно потрудились в деле проповеди евангелия и становления догматического учения христианской веры.
Святителями именуется святые люди, которые были облечены в высший церковный сан архиерейства. Таким образом, святители это епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи, стяжавшие особую благодать Святого Духа.
Святители Церкви известны христианскому миру благодаря не только своей святой благочестивой жизни. Многие из этих людей обладали даром чудотворения, пророчеством.
Некоторые святители имели блестящее богословское образование, другие просто обладали не столько знаниями о Боге, сколько знанием Бога (насколько это возможно).
Все эти люди прославились своими многочисленными догматическими и нравоучительными трактатами, на которых основывается христианская вера.
Среди главных святителей Церкви выделяют Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Святые жили в IV – V веках. Они именуются великими святителями и Учителями Церкви. Василий Великий и Иоанн Златоуст составили божественные литургии, которые до сих пор служаться в православных храмах. Все трое известны своими догматическими трактатами о святой Троице и божетсве иисуса Христа.
Одним из самых почитаемых святителей в русском народе является святой Николай Мир Ликийский, именующийся Чудотворцем. Святой жил в IV веке. Он известен многими своими чудесами как при жизни, так и после смерти. Со дня успения святого, многие люди после молитв к этому праведнику получали исполнение своих просьб.
Россия даровала христианству много святителей. Среди них можно выделить митрополитов Петра, Алексия, Иону. Среди святителей ХХ века в России выделяются новомученики. Например, митрополит Владимир (Богоявленский) Киевский, митрополит Вениамин (Казанский) Петроградский, патриарх Московский и всея Руси Тихон (Белавин).
Кроме этого, святителями могут называть всех православных нынеправящих архиереев. Это именование относится не к личной святости человека (так как при жизни мало кого называют святыми), а к величию архиерейского сана. Патриархи Церквей могут именоваться Первосвятителями.
Распечатать<\p>
Краткая биография святителя Григория Нисского
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-919045-kratkaya-biografiya-svyatitelya-grigoriya-nisskogo
Святитель Григорий Нисский
Перевезенцев С. В.
Наиболее весомый вклад в развитие христианской философии внес младший брат Василия Великого — Григорий Нисский (335—394 гг.), бывший епископом г. Ниссы.
Разрабатывая систему христианского богословия, “каппадокийцы” пришли к выводу, что лучшим средством толкования догматических истин является философия. С их точки зрения силы разума должны помочь укреплению христианской веры. В качестве философской базы теологии они использовали принципы неоплатонизма.
Особое значение каппадокийские Отцы Церкви придавали обоснованию догмата Святой Троицы.
Григорий Нисский, опираясь на неоплатоническое учение, утверждал, что три лица Святой Троицы обладают единой Божественной сущностью, но свое выражение находят в трех ипостасях.
Божественная сущность выражает единство Бога и существует как бы самостоятельно, но вместе с тем одинаково присутствует в каждой из своих ипостасей. Иначе говоря, каждое из лиц Троицы как бы отделены друг от друга, особы, но их объединяет единая сущность.
В своем понимании Святой Троицы Григорий Нисский отходит от неоплатонического учения, которое рассматривало три основные ипостаси идеального мира — Единое, Ум и Мировую Душу — как своего рода лестницу снижающегося совершенства.
Усилиями Григория Нисского в христианской теологии закрепилось и представление о Боге, как нематериальном, бессмертном и непознаваемом существе.
Ведь, даже несмотря на все свои философские доказательства существа Троицы, Григорий Нисский приходил к выводу о том, что Бог, в принципе, непознаваем.
И Символ Веры — это в конечном итоге не предмет человеческого знания, а предмет веры, ибо истинное соотношение трех Божественных ипостасей доступно не столько разуму, сколько вере.
Григорий Нисский вошел в историю религиозной и философской мысли и как создатель своеобразного учения о человеке.
Одним из первых, если не самым первым из христианских мыслителей Григорий Нисский формулирует идею о том, что человек является венцом божественного творения и “царем” всего сотворенного.
В своем трактате “Об устроении человека” отец Церкви утверждает — Господь сотворил живую и неживую природу ранее сотворения человека потому, что “Творец всего приготовил заранее как бы царский чертог будущему царю”. И человек “был призван сразу стать царем подвластного ему”.
Лишь человек из всего сотворенного создан по образу и подобию Божию, ибо именно человеку предназначено Богом воплощать Божественный замысел в тварном мире: “…Человеческая природа, поскольку приуготовлялась для начальствования над другими через подобие Царю всего, стала как бы одушевленным образом, приобщенным первообразу и достоинством, и именем”.
В связи с такой трактовкой Божественного замысла, у Григория Нисского возникает и оригинальное по тем временам по тем временам объяснение смысла человеческого существования на земле — человек должен самостоятельно стремиться к истинному осознанию Божественного в себе. “Мера того, насколько вы способны познать Бога, в вас самих”, — утверждает Отец Церкви.
И тем самым максимально заостряет внимание на проблеме свободы воли в земной жизни — человек сам решает, что ему нужно делать и как ему поступать: “Одному из всех человеку необходимо быть свободным и не подчиненным никакой естественной власти, но самовластно решать так, как ему кажется”.
Более того, в отличие от многих современных и последующих христианских философов, Григорий Нисский приходит к убеждению, что человек не может и не должен в земной жизни соблюдать насильно навязываемые ему христианские добродетели, ибо “добродетель — вешь неподвластная и добровольная”.
Почему у Григория Нисского возникает такая уверенность в силах и способностях человека самостоятельно сделать окончательный правильный выбор между добром и злом? Дело в том, что Нисский поддерживал и развивал учение Оригена о всеобщем спасении и восстановлении (апокатастасис). В системе взглядов Григория Нисского посмертное спасение получается человеком не только не по заслугам вследствие добродетелей, но вообще независимо от желания спастись. Апокатастасис для всех — таков непреложный замысел Создателя.
Круг предопределенных к спасению у Григория Нисского настолько широк, что включает даже бесов и самого “изобретателя зла”. В своем труде “Большое огласительное слово” Нисский пишет: “Один (т.е.
дьявол) употребил обман к растлению естества, а справедливый, благий и премудрый (т.е. Бог) измышлением обмана воспользовался для спасения растленного, благодетельствуя тем самым не только погибшему, но и самому устроителю нашей погибели”.
Бог воплотился, пишет Григорий Нисский далее, “освобождая человека от зла и исцеляя самого изобретателя зла”.
И Западная, и Восточная Церкви позднее не приняли эти оригенистские мотивы в трудах Григория Нисского. После осуждения Оригена на Пятом Вселенском Соборе в 543 г.
, мнение Григория Нисского об апокатастасисе тоже подвергалось критике.
Интересно, когда в 1081 году был установлен новый праздник Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), то Григорий Нисский не был включен в этот чин “вселенских великих учителей и святителей”.
Другие же компоненты учения Григория Нисского стали достаточно влиятельными. Так, учение о человеке и его свободе в земной жизни оказало значительное влияние на формирование не только западного христианства, но и образа жизни всей западной цивилизации.
Это учение соответствовало и даже в какой-то предопределило направленность западной цивилизации на возвеличивание человеческой свободы на земле, что особенно ярко проявилось в более поздние времена в гуманистических, протестантских и просветительских теориях.
Источник: http://MirZnanii.com/a/300080/svyatitel-grigoriy-nisskiy
Григорий нисский
Григорий нисский – Епископ Нисский (371 или 372-376; с 378), Отец и учитель Церкви, крупнейший богослов древней Церкви.
Один из каппадокийских отцов, разработавших в контексте арианских споров IV века основы богословия Святой Троицы, христианский святой.
Из благочестивой семьи, брат святителя Василия Великого и, возможно, епископа Севастии Армянской (ныне город Савас) святого Петра Севастийского (умер после 391).
Получил образование под руководством Василия Великого и сестры – преподобной Макрины, обучался риторике и философии; в философских взглядах испытал влияние платонизма, в богословии – александрийской традиции (Оригена, Филона Александрийского). К периоду до 371 года относится известие о его женитьбе на некоей Феосевии.
Около 371 или 372 годов, при поддержке Василия Великого, был избран на епископскую кафедру каппадокийского города Нисса. Вместе с Василием Великим принимал участие в укреплении в провинции Каппадокия позиций никейского православия, в борьбе с арианами.
В 376 году, обвинённый в неканоническом поставлении, Григорий Нисский был вынужден покинуть кафедру. В 378 году, после гибели императора Валента, благоволившего арианам, вернулся на Нисскую кафедру. Принимал участие в Антиохийском соборе 379 года, а также в Константинопольском соборе 381 года (2-м Вселенском; смотреть Вселенские соборы).
Следуя определению Антиохийского собора, предпринял поездку по христианским церквам Палестины и Аравии с целью уточнения их отношения к арианству; на 2-м Вселенском соборе выступил с догматической речью «О Божестве, против Евагрия».
Эдиктом императора Феодосия I был вместе с митрополитом Элладием Кесарийским и епископом Отрием Мелитинским объявлен хранителем православия в Понте. В 394 году участвовал в соборе по делам Аравийской церкви, созванном в Константинополе. Дальнейшие сведения о его жизни отсутствуют. День памяти в Русской православной церкви – 10(23) января; в Римской католической церкви – 9 марта.
Григорий Нисский – автор многочисленных сочинений, которые можно подразделить на экзегетические, догматико-полемические, нравственно-аскетические и агиографические, проповеди, письма.
К экзегетическим сочинениям относятся: «Об устроении человека», «О Шестодневе, слово защитительное к брату Петру», «О жизни Моисея Законодателя, или О совершенстве в добродетели», «О надписаниях псалмов», «Беседы на Екклесиаста», «Толкование Песни Песней», «Беседы о Блаженствах», «Беседы о молитве Господней» и другие. Догматико-полемические сочинения включают: «Против Евномия» 4 трактата, «Большое огласительное слово», «О Святом Духе, против македониан-пневматомахов», «К Авлавию, о том, что не три Бога», «К Евстафию, о Святой Троице», «К Симплицию, о вере в Отца, Сына и Святого Духа», «О различии между сущностью и ипостасью», «Против Аполлинария Лаодикийского», «Диалог о душе и воскресении», «К префекту Иерию, о младенцах, преждевременно похищенных смертью» и друние. Нравственно-аскетические и агиографические сочинения: «О девстве» (371 год; самое раннее сочинение), «К Армонию, о том, что значит имя “христианин”», «Послание о жизни преподобной Макрины», «О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве», «Слово о жизни святого Григория Чудотворца», «Похвальное слово святого Ефрему Сирину» и другие.
Труды Григория Нисского оказали значительное влияние на христианское богословие, особенно периода древней Церкви, поскольку в них затронуты его важнейшие аспекты – триадология и христология, антропология, эсхатология.
Согласно Григорию Нисскому, человек есть венец творения.
Однако, в отличие от греческих философов (греческая философия, несомненно, была одним из источников учения Григория Нисского; он широко использовал традиции различных античных школ и направлений, прежде всего платонизма), святитель считал самым важным в человеке то, что он создан по образу и подобию Божию. Изначально человек был создан для жизни в Боге, был наполнен Божественными благами. Всё это было утеряно в грехопадении, поэтому нынешнее его состояние является не только тварным, но и падшим, и через грехопадение человека от Бога оказался отрезан весь мир. Однако образ Божий не был утрачен в грехопадении, но только затемнился страстями, плотской нечистотой и, следовательно, может быть очищен. Человек не полностью потерял связь со своим Творцом, так как, согласно Григорию Нисскому, он сохранил свободу воли – неотъемлемую черту образа Божия. Очищение образа Божия от скверны греха, уподобление Богу как Первообразу – необходимое условие богопознания («О девстве», 11, 5). Согласно Григорию Нисскому, существуют два вида богопознания: естественное, через видимый мир и через познание в себе характерных черт образа Божия и сверхъестественное, мистическое. Григорий Нисский подробно описывает ступени мистического богопознания, однако, как он сам признаёт, «необъятное по природе не может быть постигнуто» («О жизни Моисея…», 2).
В триадологии Григория Нисского одним из ключевых аспектов является обоснование того, что никейское омиоусианство («единосущие») не есть модализм. В сочинении «Против аполлинаристов», во многом предвосхищая халкидонскую христологию, Григорий Нисский отстаивает полноту человечества и полноту божественности Иисуса Христа.
Говоря о Христе как о Первосвященнике (смотреть: Евр.
4:14), совершающем жертвоприношение, жертва в котором – Он Сам, Григорий Нисский подчёркивает, что, приняв на Себя нашу вражду с Богом, возникшую из-за греха, Христос Собой вновь соединил с Богом человечество («Против Евномия», 3, 10).
С точки зрения Григория Нисского, люди в лице первого человека добровольно продали себя в рабство дьяволу, став его рабами и пленниками, так что дьявол, имеющий державу смерти, уже законно владел ими.
Сами себя они выкупить не могли и поэтому нуждались в Искупителе и Освободителе, поскольку же люди добровольно продали себя, то Освобождающий их по благости воспользовался «справедливым способом» возвращения их из плена.
В качестве выкупа Бог предложил Самого Себя, для чего Ему потребовалось «прикрыться плотью», то есть воплотиться («Большое огласительное слово», 23): «Божество сокрылось под завесой нашей природы, и врагом, как жадными рыбами, с приманкою плоти увлечена была уда Божества» («Большое огласительное слово», 24). Таким образом, согласно Григорию Нисскому, дьявол, соблазнив человека в раю, воспользовался обманом, поэтому и Бог совершил в отношении него «воздаяние по достоинству», но Бог преследовал благую цель – спасти человека и дать урок самому дьяволу, что свидетельствует о благости Бога и о том, что недоступное Божество стало доступно через воспринятое человечество.
В «Большом огласительном слове» затрагивается также и эсхатологическая проблематика, реализуемая Григорием Нисским преимущественно в этическом плане.
Конец времён для Григория Нисского означает в том числе абсолютное устранение зла, ибо зло есть только лишение добра («Большое огласительное слово», 6), оно бессильно противостоять добру («Об устроении человека», 21).
В эсхатологии Григория Нисского эта идея – результат оригеновского влияния; также к Оригену восходит разделявшееся Григорием Нисским учение о конечном восстановлении всего в Божественной любви (апокатастасис), согласно которому после определённого периода окончатся муки осуждённых нечестивых людей и демонов и произойдёт всеобщее восстановление в прежнем состоянии (осуждено 5-м Вселенским собором).
Сочинения:
Migne PG. T. 44-46; Opera. Leiden u. a., 1952-1996. Bd 1-10;
О жизни Моисея Законодателя / Пер. А. С. Десницкого. М., 1999;
Об устроении человека / Пер. В. М. Лурье, ред. А. Л. Верлинский. СПб., 2000.
Литература
- Несмелов В. Догматическая система святого Григория Нисского. СПб., 2000
- Макарий (Оксиюк), митр. Эсхатология святого Григория Нисского. М., 1999
- Desalvo C. L’«oltre» nel presente: la filosofia dell’uomo in Gregorio di Nissa. Mil., 1996
- Coffigny D. Gré goire de Nysse. P., 1993
- Balthasar H. U. von. Présence et pensée: essai sur la philosophie religieuse de Grégoire de Nysse. P., 1988
- Тихомиров Д. A. Григорий Нисский как моралист. Могилев, 1888
- Мартынов А. Учение св. Григория, епископа Нисского, о природе человека. М., 1886
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/grigorii_nisskii
Учение об обожении: Свят. Григорий Нисский и преп. Максим
Григорий Нисский и Максим Исповедник принадлежат к великому течению христианских мистиков, сумевших выразить основные реальности христианской духовной жизни в рамках неоплатоновской философии.
Мы говорим здесь об этих двух великих Отцах не потому, что лишь они одни на христианском Востоке говорили об обожении, но потому, что, ставши на стыке духовности и чистого умозрения, их личности оказали решающее влияние на более позднее византийское мышление.
Оба они решали в богословии ту же задачу, с которой в плане духовном сталкивались такие люди, как Диадох и Иоанн Лествичник,— задачу выражения на языке неоплатонизма, общепринятого в их время, тайны Боговоплощения и спасения во Христе.
“И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино; Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино “(Ин. 17, 22—23).
Для выражения этого новозаветного учения о единении с Богом—том единении, которое одно может освободить людей от смерти и греха и которое есть сама сущность дела Христова—греческие Отцы употребляют понятие “обожение” (θέωσις). Как и все духовные писатели, Григорий Нисский исследует процесс этого единения.
Благодать обожения, потенциально дарованная в крещении, воспринимается человеком свободно и постепенно, в течение всей жизни, приводя его к видению и соединению с Богом. Уже Филон увидел в Моисее образ мистика; Ориген, а вслед
289
за ним Григорий Нисский использовали удобный—поскольку основанный на Библии—способ описания духовного восхождения христианина как подобного восхождению Моисея на Синайскую Гору.
Здесь они находили основные элементы христианского учения о Богопознании.
Тайна мрака, в котором обитает Бог и куда был допущен Моисей, дабы увидеть Его, становится образом Непостижимого, Который открывает Себя человеку.
“Что же означается тем, что Моисей пребывает во мраке, и в нем только видит Бога?.. Ум… простираясь далее, с большею и совершеннейшею всегда внимательностию углубляясь в уразумение истинно постижимого, чем паче приближается к созерцанию, тем более усматривает несозерцаемость Божественного естества.
Ибо оставив все видимое, не только что восприемлет чувство, но и что видит, кажется, разум, непрестанно идет к более внутреннему, пока пытливостию разума не проникнет в незримое и непостижимое, и там не увидит Бога.
Ибо в этом истинное познание искомого; в том и познание наше, что не знаем, потому что искомое выше всякого познания, как бы некиим мраком, объято отвсюду непостижимостию. Посему, и возвышенный Иоанн, бывший в сем светозарном мраке, говорит: “Бога никтоже виде нигдеже” (Ин.
1, 18), решительно утверждая сими словами, что не людям только, но и всякому разумному естеству, недоступно видение Божией сущности.
Посему Моисей, когда стал выше ведением, тогда исповедует, что видит Бога во мраке, то есть, тогда познает, что Божество в самом естестве Своем то самое и есть, что выше всякого ведения и постижения. Ибо сказано: вниде Моисей во мрак, идеже бяше Бог (Исх. 20, 21). Кто же Бог? Тот, Кто положи тму закров Свой (Пс. 17, 12), как говорит Давид “,25
Таким образом, Григорий Нисский ставит вероучительную проблему Богопознания во всем ее объеме: это—парадокс, антиномия, выраженная образом “светлого мрака”. Непознаваемый дает Себя познать, оставаясь непознаваемым, и эта непознаваемость наиболее глубока для того, кто Его видит.
Выражая этот основной факт христианского религиозного опыта, Григорий прибегает к неоплатоническим терминам, но передаваемая этими терминами реальность есть реальность Святого Израилева: когда человек в своем духовном восхождении вдруг оказывается лицом к лицу с Ним, он еще более подавляющим образом ощущает божественную трансцендентность. Но Бог—есть Бог живой, сообщающий Себя человеку. Чтобы выразить это, уже Григорий различает божественную сущность и ее “энергии”, то есть реальные проявления, посредством которых божественная жизнь становится доступной, но неприступность Божия не нарушается.
“Многим кажется, что слово Божество употребляется собственно об естестве…
Но мы, следуя внушениям Писания, дознали, что естество Божие неименуемо и неизреченно, и утверждаем, что всякое имя, познано ли оно по человеческой сущности, или предано Писанием, есть истолкование чего-либо разумеваемого о Божием естестве, но не заключает в себе значения самого естества… И так, поелику, примечая разнообразные деятельности… превысшей Силы, от каждой из известных нам деятельностей… применяем Ей приличные названия “.26
Этим утверждением трансцендентности божественной сущности богословы вносят корректив в духовное учение Отцов-пустынников. Да, “чистая молитва” дает познание Бога.
Да, Иисус пребывает непосредственно в сердце христианина.
Но Его пребывание никогда не может быть чем-то иным, кроме свободного акта “энергии “Бога, в сущности Своей остающегося недосягаемым, это— благодать запредельного по своей сущности Бога.
Основные элементы мистики Григория Нисского можно видеть и у Максима Исповедника. Приведем несколько цитат, иллюстрирующих его учение об обожении и его христологию.
Максим Исповедник еще упорнее, чем Григорий Нисский, утверждает, что видение Бога во мраке есть причастность (μετοχή) Богу, обожение (θέωσις). При этом под влиянием Псевдо-Ареопагита он особенно настаивает на учении о непостижимости Бога—”апофатическом”, или отрицательном, богословии, отделяющем Божественное от всего того, что доступно естественному познанию.
290
Тем самым Максим заостряет антиномию и парадокс общения с Богом. Для Максима обожение есть чисто сверхъестественный факт, дело всемогущего Бога, Который свободно выступает из Своей трансцендентности, оставаясь при этом сущностно непостижимым.
“[Святые становятся] тем, что никоим образом не может быть делом естественной силы, потому что естество не приобрело силы, могущей объять превышеестественное.
Ибо ничто тварное по природе [своей] не производит обожение, поскольку оно не в силах объять Бога.
Одной только божественной благодати по природе свойственно соответственно [восприимчивости] сущих даровать обожение, просвещая естество превышеестественным Светом и делая его, по преизобилию славы, превышающим собственные пределы “.27
Приобщение к Богу есть, во Христе Иисусе, всецелое приобщение. Действительно, невозможно приобщиться к Богу “частично”, ибо Божеское Существо—просто и потому неделимо, а божественная “энергия” есть Бог, не умаленный, но свободно открывающийся.
Чтобы описать обоженное состояние человека, Максим обращается к словам апостола Павла, а также к таинственной личности Мелхиседека.
“Божественный Павел словно отрицался самого себя и не знал, обладает ли он еще собственной жизнью: “Уже не я живу, но живет во мне Христос “(Гал. 2,20)…
(Человек) образ Божий становится Богом через обожение; оставляя все то, что принадлежит ему по природе, он радуется полной радостью… ибо в нем торжествует благодать Божия и явственно действует один только Бог.
Таким образом, как Бог, так и все, кто Его достоин, обладают во всем одинаковой энергией, или, скорее, эта общая энергия есть энергия одного Бога, ибо Он всецело сообщает Себя тем, кто того достоин “28
“Мелхиседек стяжал единейшее Слово Божие, живое и действенное… Он стал безначальным и бесконечным, поскольку жил уже не этой временной и изменчивой жизнью, обуреваемой многими страстями, но жил лишь жизнью божественной, жизнью обитающего в нем Слова—вечной, не ограниченной никакою смертью “,29
Учение Максима об обожении связано с защищаемой им православной христологией, с той христологией, которая восторжествовала в 681 г. на Шестом Вселенском соборе в Константинополе. Две природы Христа не есть отвлеченные понятия, практически слитые воедино в Божестве Слова, как считали монофелиты, сторонники компромисса с монофизитством.
Согласно Максиму, каждой природе присуще собственное проявление, каждая обладает собственным существованием, своей “волей”, даже если обе эти воли соединены в Личности Слова Божия, и воля человеческая во всем подчинена воле божественной.
Понятие “воля” не имело для Максима того значения, какое оно имеет в современной философии персонализма: для него воля—синоним энергии, проявление подлинного существования.
Такое словоупотребление показывает экзистенциальный характер его мысли; утверждение монофелитов, что Христос, имея человеческую природу, не имеет человеческой воли, лишено смысла, поскольку тогда, согласно им, эта природа лишена экзистенциального проявления. Тогда, по существу, она не более чем отвлеченное понятие.
Для Максима же, наоборот, человеческая энергия, или воля, во всей полноте присуща Иисусу Христу, и спасение человека—в ее полном и свободном соответствии энергии или воле божественной: все христиане, соединяющиеся в таинствах и мистически со Христом, связывающие себя с Его человеческой волей, соединяют себя и с Его волей божественной.
И когда в тексте, приведенном выше, Максим говорит, что “все, кто достоин Бога, обладают во всем одинаковой с Ним энергией”, он не отрицает реальности их человеческой природы, а утверждает, что в обожении они свою энергию приводят в соответствие с энергией Бога и приемлют ее в себя.
Прежде чем завершить рассказ о великом святоотеческом периоде—Григории Нисском и Максиме—следует отметить, что оба эти учителя принадлежат к “исихастской” традиции, понимаемой в широком смысле. Как убедительно показал В. Йегер ( W. Jaeger), духовное и мистическое учение Григория дополняет
291
те внешние правила дисциплины, которые установил для монахов в Малой Азии его брат Василий Великий.
По его представлению, Моисей—прежде всего монах-созерцатель, который “сам себя на сорок лет изгоняет из человеческого общества и, живя один, отрешившись от всех забот, в безмолвии (исихии) сосредоточивает свой взор на созерцании вещей невидимых”.
30 И Максим, испытавший глубокое влияние Евагрия, оставил нам не только сложные богословские трактаты, но и духовные сочинения, в которых он проявил себя как учитель непрестанной молитвы, которая в VII в. уже была на Востоке традиционной.
Таким образом, последующая духовная жизнь Византии унаследовала от Отцов их богословие и молитву не как две различные сферы, но как единое целое, доступное созерцанию каждого христианина, каков бы ни был его культурный или интеллектуальный уровень.
Источник: http://ksana-k.narod.ru/Book/mejendorf/03/08.htm
[Праздник] День святителя Григория Нисского
Григорий Нисский (лат. Gregorius Nyssenus; годы жизни 335–394 гг.) – христианский богослов и философ, одинаково почитаемый как православной церковью в лике святителей (память 10 января по юлианскому календарю), так и римско-католической церковью (память 9 марта).
Григорий Нисский – один из 3-х великих каппадокийцев, входил в каппадокийский кружок вместе со своим братом Василием Великим и Григорием Богословом. Был епископом города Ниссы в Малой Азии в 372–375 годах и с 379 года.
Будучи твердым ревнителем православия, боролся против распространения арианской ереси.
Жизнеописание
Григорий Нисский родился и вырос в христианской семье, помимо старшего брата – Василия Великого, у него была сестра преподобная Макрина. После кончины отца в 341 году его семья покинула родной город и перебралась в Кесарию Каппадокийскую, где Григорий получил первоначальное образование в языческой школе.
Был знаком с трудами Оригена и Филона, активно занимался самообразованием, изучал философию, в том числе под руководством своего брата Василия, получившего образование в Афинах. Впоследствии Григорий Нисский стал ритором-учителем, другими словами, наставником красноречия.
В целом уровень его образования можно охарактеризовать как блестящее.
Согласно мнению, высказанному многочисленными исследователями, Григорий Нисский был крайне смелым, оригенствующим богословом, ряд его богословских позиций можно охарактеризовать как доходящие до грани ереси, что в общем говорит о выделяющемся характере взглядов Григория Нисского.
На дальнейшую жизнь Григория оказал большое влияние ряд событий, так, в 365 году умирает жена богослова, благочестивая Феосевия. К тому моменту Григорий был в обязанности чтеца, увлекшийся изучением языческой литературы. Он принимает решение отправиться к своему брату Василию Великому в понтийский монастырь.
Епископство
Сложным и поворотным стало решение Григория Нисского стать епископом Ниссы.
Для борьбы, которую вел Василий Великий, на тот момент являющийся архиепископом Кесарии Каппадокийской, с арианством в Каппадокии, ему требовались верные хорепископы.
В рамках данной кампании по борьбе с ересью Григорию последовало предложение, которое он принял после долгих сомнений и был рукоположен святым Василием Великим в епископы города Ниссы в Каппадокии.
С самого начала пребывания Григория на Нисской кафедре он подвергся многочисленным нападкам со стороны еретиков ариан.
Григорий был обвинен в растрате церковных денег, под сомнение была поставлена его хиротония, что привело в дальнейшем к заключению Григория под стражу с отправлением его в Анкиру.
Вплоть до смерти императора-арианина Валенты Григорию пришлось скитаться 3 года. А в 378 году данный драматичный период жизни закончился триумфальным возвращением на Нисскую кафедру.
В следующем 379 году умер Василий Великий, на церемонии погребения старшего брата Григорий произнес похвальное слово в честь Василия. В дальнейшем им был написан фундаментальный труд – опровержение апологии Евномия, состоящий из 12 книг и содержащий выпады против святителя. Данное сочинение признано крупнейшим среди антиарианских работ.
Церковная деятельность
Григорий Нисский в 379 году принял участие в Антиохийском соборе. Данным собором была осуждена мелетианская ересь. Григорий Нисский был избран вопреки своему желанию митрополитом Севастийским и решением синода антиохийской церкви богослов был направлен в Палестину и Аравию для борьбы с еретическими учениями.
Также известно, что Григорий участвовал во Втором Вселенском соборе 381 года, где был признан его статус авторитета правоверия. В Константинополе Григорий произнес похвальные речи на избрание Григория Богослова архиепископом Константинополя, а также похвальные речи на погребение первого председательствующего на соборе Мелетия Антиохийского.
В Константинополе императорским эдиктом от 30 июля 381 года имя богослова было включено в список епископов, «общение с которыми обязательно для православных», что явилось окончательным признанием авторитетности богослова.
Известно, что после упомянутого Собора Григорий еще несколько раз появлялся в столице империи, где им было произнесено Слово «О Божестве Сына и Духа», а также надгробные речи над умершей дочерью императора Феодосия I Пульхерией и его женой Плакиллой (Флацилла).
В Константинополе состоялось знакомство Григория с диакониссой Олимпиадой, которая являлась почитательницей Иоанна Златоуста.
К сожалению, о последних годах жизни богослова практически ничего не известно. Последним сообщением о деятельности Григория Нисского является упоминание о его участии в работе собора 394 года в Константинополе, созванного в связи с рассмотрением спора 2-х аравийских епископов, претендовавших на одну и ту же кафедру в Босре Аравийской.
Труды
Григорий Нисский, как и его брат Василий Великий, – выдающийся деятель тринитарных споров IV века. Его труды разнообразны:
Учение
В Библиологическом словаре Григорий Нисский указан как «один из самых глубоких философов среди святых отцов классической поры, равный в этом отношении только блаженному Августину».
Григорий Нисский – один из виднейших представителей греческой патристики, развивал традиции христианского платонизма. Как пишет В.
Йегер, для Григория воспитание христианина «заключалось в одном беспрестанном… усилии… приблизиться, насколько это возможно для человека, к совершенству».
Источник: https://www.samtulana.ru/mw6h702c3e3t4s1j/