Димитрий прилуцкий, вологодский, преподобный игумен

Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский

Дни памяти: 11 февраля, 3 июня (сретение образа)

Прп. Димитрий Прилуцкий

Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в богатой купеческой семье в Переславле-Залесском. С юности преподобный отличался редкой красотой. Приняв постриг в одном из Переславльских монастырей, в Нагорном Борисоглебском, на берегу Плещеева озера близ города святой основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.

В 1354 году Димитрий впервые встретился с Преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславльском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Димитрия Ивановича.

Под влиянием Радонежского чудотворца преподобный решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю.

Обратите внимание
Совет

Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники, не желая никому быть в тягость, отправились дальше.

[/su_box]

Неподалеку от Вологды, в излучине реки, в уединенном месте преподобный Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились помочь святому. Владельцы земли, предназначенной под монастырь, Илья и Исидор, затоптали даже озимые нивы, чтобы храм был построен немедленно.

В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Углубленная молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы. Преподобный любил молиться наедине.

Важно

Постоянной пищей его была лишь просфора с теплой водой, даже в праздники не принимал он разрешенные уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших.

Господь наделил Своего угодника даром прозорливости. Скончался преподобный в глубокой старости 11 февраля 1392 года. Пришедшие братия нашли его как бы уснувшим, келлия же была исполнена чудного благоухания. Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, а в XV столетии почитание его распространилось по всей Руси.

Не позднее 1440 года, на основании рассказов ученика Димитрия, игумена Пахомия, прилуцкий инок Макарий написал его житие (Великие Минеи-Четьи, 11 февраля).

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life430.htm

Преподобный Димитрий Прилуцкий вологодский чудотворец

Преподобный Димитрий Прилуцкий родился в начале XIV века в семье богатых переяславских купцов. Как назвали ребенка при крещении — мы не знаем, но знаем, что отец и мать будущего святого были людьми набожными и рано начали учить своего сына грамоте.

Учение давалось ему легко, и, еще будучи совсем юным отроком, он уже читал Евангелие и Псалтирь. Любовь сына к священным книгам и его отменное послушание радовали родителей. Огорчало же их его полное пренебрежение к торговым делам, для которых они его предназначали.

В конце концов, они, очевидно, смирились с этим, но принять монашеский постриг преподобный Димитрий смог только после их смерти.

Он отказался от своей доли наследства в пользу брата и поступил в Горицкий монастырь, чьи величественные стены по сей день возвышаются над Переславлем-Залесским.

Важно

Спустя некоторое время преподобный Димитрий вышел из Горицкого монастыря и отправился на болотистое место неподалеку от Плещеева озера. Уединиться ему здесь не удалось: вскоре к нему начали приходить те, кто желал его духовного руководства. Так появился Никольский, что «на Болоте», монастырь (ныне —женский). Было это приблизительно в 1350 году.

В 1354 году состоялась первая встреча преподобного Димитрия с преподобным Сергием Радонежским.

До этого момента подвижники много слышали друг о друге, и когда Радонежский игумен пришел в Переяславль по делам своего монастыря, он не преминул посетить преподобного Димитрия.

Знакомство переросло в крепкую дружбу, и не раз преподобный Димитрий отправлялся за шестьдесят верст от Переяславля к Сергию Радонежскому:

Скоро весть о подвижнической жизни преподобного Димитрия Прилуцкого дошла и до Москвы, где княжил в то время Дмитрий Донской. При встрече с князем преподобный Димитрий произвел на него столь сильное впечатление, что тот воздал ему «большие почести», поставив наравне с преподобным Сергием, и упросил его стать крестным отцом своего сына (предположительно, старшего—Василия).

В 1368 году преподобный Димитрий оставил Никольский монастырь (сейчас мы бы назвали его уход «бегством от популярности») и отправился в сторону Вологды, где и основал спустя три года Спасо-Прилуцкий монастырь, установив в нем строгий общежительный устав.

Житие говорит, что преподобный Димитрий Прилуцкий был для братии примером во всем: первым шел на монастырские работы, изнурял свое тело «молитвою, постом (питался лишь просфорой и водой) и худостию ризною (то есть плохой одеждой)» и неустанно заботился как о вверенных ему иноках, так и обо всех, кто приходил в обитель за помощью. Но обильная милостыня, которую он подавал на глазах у братии, представляла собой лишь верхушку айсберга. Большую часть милостыни прп. Димитрий подавал тайно. Дело в том, что насельники монастыря время от времени выказывали недовольство теми толпами нищих, которые стекались к обители. Как и всякие слабые люди, они боялись, что «им самим не хватит». И вот, святой игумен старался творить милостыню тайно, дабы роптанием братия «не погубила мзды своея», то есть не лишилась воздаяния в Царствии Небесном.

За свою святую жизнь преподобный приобрел от Бога дар прозорливости. Так, в 1389 году он, работая вместе с братией над какой-то монастырской постройкой, вдруг остановился и сказал:

а затем, к изумлению присутствующих, стал вслух молиться об упокоении души князя. Через несколько дней из Москвы пришла весть о смерти Дмитрия Донского.

Совет

Сам преподобный Димитрий Прилуцкий окончил свой земной путь в ночь на 11 февраля (по старому стилю) 1392 года. В то мгновение, когда душа его оставила тело, вся келья, а потом и весь монастырь наполнились благоуханием. Именно по нему братия узнала о кончине своего наставника.

Мощи преподобного прославились чудотворениями с начала XV века: в 1409 году в Вологде разразилась эпидемия, и многие получали исцеление от гроба прилуцкого игумена. К XVI веку уже вся Русь почитала святого Димитрия как великого чудотворца и святого России.

Димитрий Прилуцкий – выдающаяся личность России.

Источник: http://posmotrim.by/article/prepodobnyj-dimitrij-priluckij.html

Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский

Прп. Димитрий Прилуцкий

Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в богатой купеческой семье в Переславле-Залесском. С юности преподобный отличался редкой красотой. Был крещен во имя Отца и Сына и Святаго Духа и с детства приучен к божественным книгам.

Он превосходил разумом и смиренной мудростью многих своих сверстников. Во многих своих привычках он подражал Иоанну Златоустому.

В том числе, он не любил принимать почестей от слуг, но всегда носил в своем сердце смиренномудрие и размышлял о будущем веке, о суде Божием, о воздаянии каждому человеку по его делам, о Царствии Небесном, радости праведных и райском блаженстве.

Восприняв из книг Ветхого и Нового Заветов мысль, что все в этом мире скоропреходяще, святой оставил суетный мир, проникся страхом Божиим и сделался монахом в Горицком монастыре Пречистой Богородицы в том же городе Переславле.

Он много потрудился над приобретением добродетелей, именно духовного трезвения, молитвы, чистоты, глубокого смирения и любви ко всем людям, и труды его стали приносить спасительные плоды, так как он был занят исполнением заповедей Господних и днем, и ночью.

Он был целомудрен и чистым сердцем стремился к Богу, то есть жил подобно ангелу. Блаженный стремился познать то, что созерцают ангелы, и что доступно только любящим Бога. И его за его добродетели полюбили и иноки, и простые люди.

Затем Бог сподобил его принять дар священства и быть наставником и учителем людям, что он исполнял, как исполняет хороший воин, угождающий своему господину. В то время святой отец наш Сергий устраивал монастырь Святой Троицы вблизи Радонежа и, по воле Божией, ввел там общежительный устав.

Обратите внимание

Святой Димитрий имел обычай часто посещать святого Сергия и беседовать с ним во Христе о том, как управлять монастырем, чтобы привести к Богу Его избранных. Этими святыми Своими угодниками, преподобными отцами нашими, новыми чудотворцами, Бог подлинно просветил Русскую землю.

Потом блаженный Димитрий поставил церковь во имя святого Николая Чудотворца и монастырь около озера и города Переславля и был в нем игуменом. К нему приходили монахи и не монахи ради исцеления душевного, и чтобы остаться с ним жить.

Он поучал их со смирением и постригал во святой иноческий чин, собирая таким образом стадо овец Христовых. Блаженный ввел в монастыре общежительный устав, и сам для всех был образцом для подражания. Братия повиновалась ему с любовию, как ангелу Божию, как истинному наставнику чтили как ходатая перед Богом, вымаливавшего для них Небесное Царствие.

Сергий в пустыне

В 1354 году Димитрий впервые встретился с Преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславльском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Димитрия Ивановича.

Под влиянием Радонежского чудотворца преподобный решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю.

Обратите внимание
Совет

Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники, не желая никому быть в тягость, отправились дальше.

[/su_box]Димитрий Прилуцкий

Неподалеку от Вологды, в излучине реки, в уединенном месте преподобный Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились помочь святому. Владельцы земли, предназначенной под монастырь, Илья и Исидор, затоптали даже озимые нивы, чтобы храм был построен немедленно.

В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Углубленная молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы. Преподобный любил молиться наедине.

Важно

Постоянной пищей его была лишь просфора с теплой водой, даже в праздники не принимал он разрешенные уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших.

Господь наделил Своего угодника даром прозорливости. Скончался преподобный в глубокой старости 11 февраля 1392 года. Пришедшие братия нашли его как бы уснувшим, келлия же была исполнена чудного благоухания. Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, а в XV столетии почитание его распространилось по всей Руси.

Не позднее 1440 года, на основании рассказов ученика Димитрия, игумена Пахомия, прилуцкий инок Макарий написал его житие (Великие Минеи-Четьи, 11 февраля).

Тропарь преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского

глас 1

Свыше от Бога, преподобне,/ благодать приял еси духовную,/ и от Него убо познался еси, блаженне,/ того ради и ты духом познал еси лучшая Его,/ будущаго века пребывание,/ и постнически испытався во своих обителех.

/ И ныне со ангели ликовствуя,/ Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием:/ Слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Тропарь преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца, ради сретения его образа в Вологде

глас 4

Возсия днесь, яко солнце,/ пречестный образ священнолепнаго твоего подобия,/ паче солнца лучами чудес твоих всех озаряя,/ тьму бесовскую без вести творя,/ егоже радостно сретаху,/ духовныя лики составльше,/ непрестанно вопием ти:/ Димитрие, отче наш, моли Спаса всех/ сохранити град твой и страну нашу,/ стаду твоему спасение подавая/ и велию милость.

Ин тропарь преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского

глас 1

Свыше от Бога преподобне, благодать приял еси, Димитрие преславне,/ и Того силою укрепляем, / Евангельски ходити изволил еси, / отонуду же и от Христа возмездие трудовом обрете, всеблаженне, / Егоже моли/ спастися душам нашим.

Кондак преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского

глас 8

От юности, преподобне, крест твой взем, Христу последовал еси,/ в молитвах и пощениих, во бдениих же и злостраданиих плоть твою изнуряя;/ темже и Всевидящее Око, твоя труды видев,/ чудесы тя прославляет и всех звати тебе научает:/ радуйся, преподобне отче Димитрие, постников удобрение.

Кондак преподобного Димитрия Прилуцкого

глас 8

Христа единаго в жизни сей во след идти возжелал еси/ и, Того любовию земная отринув, преминув Небесными,/ с лики Ангел водворяяся, неотступно предстоиши Богови,/ тем и ныне пресвятому твоему образу сретения праздник радостно сотворяюще,/ от недуг исцеление приемлем, благодарно вопиюще:/ радуйся, преподобне отче Димитрие, постников удобрение.

Ин кондак преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского

глас 3

Совет

Жезлом, святе Димитрие, от Бога данным ти,/ люди своя упасе на пажитех закона живоносна,/ зверя же невидимаго шатание сокруши под нозе тебе поющих,/ яко да в бедах тя тепла предстателя имамы.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Days/20110211.htm

Источник: http://club-vozrojdenie.ru/publ/prepodobnye/prepodobnyj_dimitrij_priluckij_vologodskij/97-1-0-820

Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский

Святой Димитрий родился в городе Переславль-Залесский в богатой купеческой семье. Начальное образование (в то время состоявшее в обучении грамоте и чтении духовных книг) он получил дома.

Родители, конечно, прочили сыну успешную будущность, однако с самого детства мальчик бежал не только роскоши и почестей, но и обычных для своего возраста занятий и игр.

В нем, напротив, открылась глубокая тяга к молитве и уединению.

В юном возрасте Димитрий ушел из отчего дома и отправился в один из Переславских монастырей, где принял монашеский постриг. Юный постриженник вступил на монашеский путь с твердой решимостью. Смирение, целомудрие и прочие его добродетели вызывали удивление. Через несколько лет он был рукоположен в иеромонаха.

Спустя годы монашеской жизни святой Димитрий получил от Бога благословение основать собственный монастырь со строгим общежительным уставом. С этой целью он удалился на поиски подходящего места на болото, к Плещееву озеру.

Там он воздвиг храм в честь Святителя Николая и устроил обитель. Слава о духовном подвиге настоятеля распространилась далеко, и со всех концов в новый Никольский монастырь потянулись люди, желавшие получить духовное наставление от прп.

Читайте также:  Вифлеемская икона

Димитрия или же поступить в число братии.

В житии святого Димитрия говорится, что он обладал редкой внешней красотой. Именно поэтому, чтобы никого не смущать, во время встреч с паломниками он всегда прикрывал голову куколем.

Однажды в монастырь пришла из города одна знатная особа, которая, будучи наслышана о мудрости и красоте преподобного, загорелась любопытством и мечтала взглянуть на его лицо.

Поскольку во время обычных встреч это ей не удалось, она тайно подкралась к келье святого, заглянула туда через окно и увидела игумена, готовившегося к литургии. Вдруг взгляд его обратился к ней с выражением невероятного огорчения и укора.

Женщину сковал ужас, она упала на землю совершенно без сил. Увидевшие это люди принесли ее, едва живую, к преподобному и просили простить неразумную. Произнеся укорительное слово, преподобный благословил раскаявшуюся женщину, после чего та сразу же исцелилась.

Обратите внимание

Преподобный был современником другого великого игумена — Сергия Радонежского, с которым у них завязалась крепкая духовная дружба. Часто святой Димитрий посещал обитель Преподобного Сергия, чтобы вместе помолиться и побеседовать.

Постепенно молва о святом Димитрии дошла и до благоверного князя Димитрия Донского, которому также суждено было стать святым Русской земли. Князь вызвал преподобного в Москву и просил стать крестным одного из своих сыновей.

Предчувствуя, что за таким событием и почестями последует великая людская слава, святой Димитрий пожелал избежать этого тяжкого для монаха бремени и покинуть обитель. Он взял с собой ученика, инока Пахомия, и удалился к северным землям. Недалеко от Вологды, на берегу реки, они построили скромную хижину для жизни и рядом с ней возвели небольшую церковку.

Однако весть о прибытии старца отнюдь не обрадовала жителей окрестных селений. Они начали рассуждать между собой, что скоро этот человек завладеет их землями и ими. Собравшись большой толпой, они пошли к святому и попросили его уйти. Старец безропотно исполнил просьбу и отправился в Вологду.

В нескольких верстах от города он остановился и решил основать новый монастырь.

Жители Вологды приняли преподобного с радушием. Двое крестьян села Прилуцкое пожертвовали преподобному кусок земли под устроение обители и всячески помогали в его трудах.

Как только весть о святом разнеслась по окрестностям, люди потянулись к старцу, чтобы получить благословение, оказать помощь и принести пожертвования. Вскоре были построены Спасский собор, монашеские кельи и различные подсобные помещения. Так появился Спасо-Прилуцкий монастырь.

Вскоре сюда перешли многие братья из Переславской обители. Князь Димитрий Донской также прислал игумену щедрое вспоможение.

Однако, несмотря на такую известность, братия монастыря жила очень скромно, сама заботилась о своем пропитании. По молитвам преподобного Димитрия небольшое поле давало обильный урожай.

Важно

Сам же игумен постился очень строго, послабляя пост только в большие праздники. Одежду он носил старую и грубую, не меняя ее в течение всего года. Все свободное от трудов время преподобный отдавал молитве.

Обитель славилась странноприимством: никому здесь не было отказано в хлебе и ночлеге. Иногда игумен покидал монастырь, чтобы заступиться за обижаемых крестьян или неправедно осужденных, помочь нуждающимся.

За свои великие подвиги в конце жизни преподобный получил от Бога дар прозорливости.

В миру у святого остался родной брат, который, продолжая отеческое дело, стал купцом, но после нескольких неудачных сделок совершенно разорился и имел огромный долг.

Он приехал к преподобному с просьбой благословить его на одну поездку для крупной сделки, которая могла быть последней… Получив благословение, брат отправился в поездку и получил огромную прибыль от торговли, так что смог не только выплатить все долги, но и остаться в выигрыше. Во второй год все повторилось. Однако на третий год в купце проснулась страсть к наживе.

Он вновь пришел к преподобному Димитрию за благословением, но прозорливый старец на этот раз стал отговаривать его от задуманного предприятия, ибо оно могло закончиться гибелью. Брат, однако, не послушал святого и из третьей поездки не вернулся.

Святому игумену также был открыт Богом час кончины благоверного князя Димитрия. Вести о смерти князя пришли в обитель лишь спустя несколько дней, как преподобный объявил об этом. И оказалось, что князь преставился именно в тот час, когда святой начал молиться о его душе.

Преподобный Димитрий Прилуцкий дожил до глубокой старости. Предчувствуя приближающуюся кончину, он собрал вокруг себя братию, дал духовное наставление и назначил нового игумена.

В день кончины святого старца (11 февраля 1392 года) по всей обители распространилось дивное благоухание, исходившее от кельи преподобного. Лик почившего игумена светился неземным светом.

Совет

После кончины святого были явлены многие чудеса и исцеления от его мощей. Так, в 1409 году в Вологду пришла небывалая болезнь, от которой люди падали с ног и корчились в судорогах. У гроба святого сотни больных получили исцеление.

В 1417 году на монастырь совершили нападение вятские мятежники. Один из грабителей подошел к гробу святого, чтобы снять с него покров. Вдруг неведомой силой его отбросило далеко на каменный пол.

Товарищи нашли тело святотатца бездыханным. Пораженные таким явным знамением, разбойники отпустили всех монастырских пленных и покинули обитель. По дороге домой многие из них погибли.

Спустя время жители Вятки прислали в монастырь святого Димитрия щедрую милостыню.

Не раз еще являл свою милость святой Димитрий. Он защищал жителей Вологды во время осады города войсками галичского князя Дмитрия Шемяки. Царь Иоанн Грозный в победоносной битве под Казанью имел у себя в войске икону святого, которую по возвращении с войны отослал обратно в монастырь вместе со щедрыми пожертвованиями.

Память святого была установлена еще в начале XV века, когда у его гроба начали происходить многочисленные чудеса и знамения. В XVII веке в центре Вологды в честь преподобного Димитрия Прилуцкого был возведен храм, в котором по сей день находятся мощи святого.

Дни памяти: 24 февраля (11 февраля по старому стилю), 16 июня (3 июня по старому стилю) — сретение образа

Юлия Гойко

Молитва преподобному Димитрию Прилуцкому

О священная главо, предивный чудотворче, богоносне отче наш Димитрие! Усердно припадающе к тебе, молимся: яви, нам, смиренным и грешным, многомощное твое заступление.

Се бо грех ради наших, не имамы дерзновения ко Господу просити Его даров, нам благопотребных, но тебе, молитвенника к Нему благоприятного, предлагаем и просим: испроси нам у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим: веру, правду, надежду несумненну, любовь нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиях терпение, в молитвах постоянство, в благочестии преуспеяние, вожделенное здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, житейских потреб довольство, мир во днех наших и благословение свыше на всякая благая дела наша. Не забуди, чудотворче святый, милостиво посещати обитель свою, грады и веси страны нашея православныя, сохраняя и соблюдая их молитвами твоими от всякого зла. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих и имя твое молитвенно призывающих, и во благих прошения их милостиво исполни, осеняя их свыше святоотеческим твоим благословением. Ей святче божий, не лиши и нас грешных твоего многомощнаго заступления, но сподоби нас кончину жития благую улучити и Царствие Небесное унаследовати. Да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога нашего, Отца и Сына и Святого Духа, во веки веков. Аминь.

Приобрести икону преподобного Димитрия Прилуцкого (или другие святыни) >>

Заказать икону преподобного Димитрия Прилуцкого в иконописной мастерской нашего монастыря >>

Заказать молебен преподобному Димитрию Прилуцкому (или другие требы) >>

Паломничество >>

Источник: http://svjatye-obitel.ru/prepodobnyj-dimitrij-prilutskij-vologodskij/

Преподобный Дими́трий Прилуцкий, Вологодский, игумен

Житие

Сей пре­по­доб­ный и бо­го­нос­ный отец наш Ди­мит­рий ро­дил­ся в на­шей стране в го­ро­де Пе­рея­слав­ле у бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. Был кре­щен во имя От­ца и Сы­на и Свя­та­го Ду­ха и с дет­ства при­учен к бо­же­ствен­ным кни­гам. Он пре­вос­хо­дил ра­зу­мом и сми­рен­ной муд­ро­стью мно­гих сво­их сверст­ни­ков.

Во мно­гих сво­их при­выч­ках он под­ра­жал Иоан­ну Зла­то­усто­му. В том чис­ле он не лю­бил при­ни­мать по­че­стей от слуг, но все­гда но­сил в сво­ем серд­це сми­рен­но­муд­рие и раз­мыш­лял о бу­ду­щем ве­ке, о су­де Бо­жи­ем, о воз­да­я­нии каж­до­му че­ло­ве­ку по его де­лам, о Цар­ствии Небес­ном, ра­до­сти пра­вед­ных и рай­ском бла­жен­стве.

Вос­при­няв из книг Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­тов мысль, что все в этом ми­ре ско­ро­пре­хо­дя­ще, свя­той оста­вил су­ет­ный мир, про­ник­ся стра­хом Бо­жи­им и сде­лал­ся мо­на­хом в Го­риц­ком мо­на­сты­ре Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы в том же го­ро­де Пе­рея­слав­ле.

Обратите внимание

Он мно­го по­тру­дил­ся над при­об­ре­те­ни­ем доб­ро­де­те­лей, имен­но ду­хов­но­го трез­ве­ния, мо­лит­вы, чи­сто­ты, глу­бо­ко­го сми­ре­ния и люб­ви ко всем лю­дям, и тру­ды его ста­ли при­но­сить спа­си­тель­ные пло­ды, так как он был за­нят ис­пол­не­ни­ем за­по­ве­дей Гос­под­них и днем, и но­чью.

Он был це­ло­муд­рен и чи­стым серд­цем стре­мил­ся к Бо­гу, то есть жил по­доб­но Ан­ге­лу. Бла­жен­ный стре­мил­ся по­знать то, что со­зер­ца­ют Ан­ге­лы и что до­ступ­но толь­ко лю­бя­щим Бо­га. И его за его доб­ро­де­те­ли по­лю­би­ли и ино­ки, и про­стые лю­ди.

За­тем Бог спо­до­бил его при­нять дар свя­щен­ства и быть на­став­ни­ком и учи­те­лем лю­дям, что он ис­пол­нял, как ис­пол­ня­ет хо­ро­ший во­ин, уго­жда­ю­щий сво­е­му гос­по­ди­ну. В то вре­мя свя­той отец наш Сер­гий устра­и­вал мо­на­стырь Свя­той Тро­и­цы вбли­зи Ра­до­не­жа и по во­ле Бо­жи­ей ввел там об­ще­жи­тель­ный устав.

Свя­той Ди­мит­рий имел обы­чай ча­сто по­се­щать свя­то­го Сер­гия и бе­се­до­вать с ним во Хри­сте о том, как управ­лять мо­на­сты­рем, чтобы при­ве­сти к Бо­гу Его из­бран­ных. Эти­ми свя­ты­ми Сво­и­ми угод­ни­ка­ми, пре­по­доб­ны­ми от­ца­ми на­ши­ми, но­вы­ми чу­до­твор­ца­ми, Бог под­лин­но про­све­тил Рус­скую зем­лю.

По­том бла­жен­ный Ди­мит­рий по­ста­вил цер­ковь во имя свя­то­го Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца и мо­на­стырь око­ло озе­ра и го­ро­да Пе­ре­яслав­ля и был в нем игу­ме­ном. К нему при­хо­ди­ли мо­на­хи и не мо­на­хи ра­ди ис­це­ле­ния ду­шев­но­го и чтобы остать­ся с ним жить.

Он по­учал их со сми­ре­ни­ем и по­стри­гал во свя­той ино­че­ский чин, со­би­рая та­ким об­ра­зом ста­до овец Хри­сто­вых. Бла­жен­ный ввел в мо­на­сты­ре об­ще­жи­тель­ный устав и сам для всех был об­раз­цом для под­ра­жа­ния.

Бра­тия по­ви­но­ва­лась ему с лю­бо­вию как Ан­ге­лу Бо­жию, как ис­тин­но­му на­став­ни­ку, чти­ли как хо­да­тая пе­ред Бо­гом, вы­ма­ли­вав­ше­го для них Небес­ное Цар­ствие. За­тем бла­жен­ный Ди­мит­рий ото­шел от­ту­да на Во­лог­ду. Там он со­здал цер­ковь Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са на освя­ще­ние во­дам (в честь празд­ни­ка Про­ис­хож­де­ния Чест­ных Древ Жи­во­тво­ря­ща­го Кре­ста Гос­под­ня, ко­гда со­вер­ша­ет­ся Цер­ко­вью освя­ще­ние во­ды; этот мо­на­стырь св. Ди­мит­рий по­ста­вил в из­лу­чине, или лу­ке, ре­ки Во­лог­ды – Спас­ский При­луц­кий мо­на­стырь). Свя­той на этом ме­сте со­брал боль­шую бра­тию и то­же дал об­ще­жи­тель­ный устав. Хо­ро­шо на­ста­вив это ста­до Хри­сто­вых овец, пре­по­доб­ный отец наш Ди­мит­рий пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду в 1392 го­ду 11 фев­ра­ля (24 фев­ра­ля по но­во­му сти­лю).

Тропарь,

глас 1

Свы́ше от Бо́га, пpеподо́бне,/ благода́ть пpия́л еси́ духо́вную,/ и от Него́ у́бо позна́лся еси́, блаже́нне,/ Того́ pа́ди и ты ду́хом позна́л еси́ лу́чшая Его́,/ бу́дущаго ве́ка пpебыва́ние,/ и по́стнически испыта́вся во свои́х оби́телех./ И ны́не со а́нгели ликовству́я,/ Спа́су всех за ны моли́ся, свя́те Дими́тpие, да вси вопие́м:/ Сла́ва Да́вшему ти кpе́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Тропарь,

глас 4

Важно

Возсия́ днесь, я́ко со́лнце,/ пречестны́й о́браз священноле́пнаго твоего́ подо́бия,/ па́че со́лнца луча́ми чуде́с твои́х всех озаря́я,/ тьму бесо́вскую без ве́сти творя́,/ его́же ра́достно срета́ху,/ духо́вныя ли́ки соста́вльше,/ непреста́нно вопие́м ти:/ Дими́трие, о́тче наш, моли́ Спа́са всех/ сохрани́ти град твой и страну́ на́шу,/ ста́ду твоему́ спасе́ние подава́я// и ве́лию ми́лость.

Ин тропарь,

глас 1

Свы́ше от Бо́га, преподо́бне,/ благода́ть прия́л еси́, Дими́трие пресла́вне,/ и Того́ си́лою укрепля́ем,/ Ева́нгельски ходи́ти изво́лил еси́,/ отону́ду же и от Христа́ возме́здие трудо́в обре́те, всеблаже́нне,/ Его́же моли́// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак,

глас 8

От ю́ности, преподо́бне, крест твой взе́м, Христу́ после́довал еси́,/ в моли́твах и поще́ниих, во бде́ниих же и злострада́ниих пло́ть твою́ изнуря́я./ Те́мже и Всеви́дящее О́ко твоя́ труды́ ви́дев,/ чудесы́ тя прославля́ет, и всех зва́ти тебе науча́ет:// ра́дуйся, преподо́бне о́тче Дими́трие, по́стников удобре́ние.

Кондак,

глас 8

Христа́ еди́наго в жи́зни сей во след идти́ возжела́л еси́/ и, Того́ любо́вию земна́я отри́нув, премину́в Небе́сными,/ с ли́ки А́нгел водворя́яся, неотсту́пно предстои́ши Бо́гови,/ тем и ны́не пресвято́му твоему́ о́бразу сре́тения пра́здник ра́достно сотворя́юще,/ от неду́г исцеле́ние прие́млем, благода́рно вопию́ще:// ра́дуйся, преподо́бне о́тче Дими́трие, по́стников удобре́ние.

Ин кондак,

глас 3

Жезло́м, свя́те Дими́трие, от Бо́га да́нным ти,/ лю́ди своя́ упасе́ на па́житех зако́на живоно́сна,/ зве́ря же неви́димаго шата́ние сокруши́ под но́зе тебе́ пою́щих,// я́ко да в беда́х тя те́пла предста́теля и́мамы.

Молитва преподобному Димитрию, игумену Прилуцкому, Вологодскому

О, свяще́нная главо́, преди́вный чудотво́рче, богоно́сне о́тче наш Дими́трие! Усе́рдно припа́дающе к тебе́, мо́лимся: яви́, нам, смире́нным и гре́шным, многомо́щное твое́ заступле́ние.

Се бо грех ра́ди на́ших, не и́мамы дерзнове́ния ко Го́споду проси́ти Его́ даро́в, нам благопотре́бных, но тебе́, моли́твенника к Нему́ благоприя́тного, предлага́ем и про́сим: испроси́ нам у бла́гости Его́ вся я́же на по́льзу душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру, пра́вду, наде́жду несумне́нну, любо́вь нелицеме́рну, во искуше́ниих му́жество, в злострада́ниях терпе́ние, в моли́твах постоя́нство, в благоче́стии преуспе́яние, вожделе́нное здра́вие, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, дожди́ благовре́менны, жите́йских потре́б дово́льство, мир во днех на́ших и благослове́ние свы́ше на вся́кая блага́я дела́ на́ша. Не забу́ди, чудотво́рче святы́й, ми́лостиво посеща́ти оби́тель свою́, гра́ды и ве́си страны́ на́шея правосла́вныя, сохраня́я и соблюда́я их моли́твами твои́ми от вся́кого зла. Помяни́ всех, ве́ру и любо́вь к тебе́ иму́щих и и́мя твое́ моли́твенно призыва́ющих, и во благи́х проше́ния их ми́лостиво испо́лни, осеня́я их свы́ше святооте́ческим твои́м благослове́нием. Ей свя́тче Бо́жий, не лиши́ и нас гре́шных твоего́ многомо́щнаго заступле́ния, но сподо́би нас кончи́ну жития́ благу́ю улучи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати. Да воспое́м и просла́вим ди́внаго во святы́х свои́х Бо́га на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Дни памяти: 17 июня (переходящая) – Собор Вологодских святых, 24 февраля, 5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых, 19 июля – Собор Радонежских святых.

Источник: https://voskr.orthpatr.ru/node/231563

24 февраля – память преподобного Димитрия Прилуцкого / Статьи / Патриархия.ru

22 февраля 2006 г. 17:14

Прп. Димитрий родился в ХIV веке в Переславле-Залесском в богатой купеческой семье. В юности он постригся в переяславском Горицком монастыре и рано получил священный сан. Св. Димитрий был духовным другом и собеседником прп.

Читайте также:  Как определить есть ли порча: признаки, симптомы

Сергия Радонежского (память 25 сентября/8 октября), который в это время сооружал в Радонежских лесах свою обитель, ставшую впоследствии Троице-Сергиевой Лаврой. Прп. Димитрий часто посещал его (совершая путь пешком с ореховым посохом в руке) ради духовных бесед — почему и именуется собеседником Сергиевым.

По образцу обители прп. Сергия он основал в Переяславле Никольский монастырь с общежительным уставом.

Совет

Св. Димитрий отличался необыкновенной красотой, почему всегда закрывал лицо иноческим куколем и никогда не говорил с женщинами. Раз одной боярыне, движимой любопытством, удалось увидеть его лик, когда он готовился к совершению Божественной литургии: он сиял таким необычайным светом, что эта женщина упала на землю в полном расслаблении и стала кричать.

Сбежались иноки, подняли ее, и по их неотступной просьбе подошел к ней и Преподобный. «Чадо, зачем ты захотела взглянуть на лицо грешника, давно уже умершего миру?» — тихо и кротко спросил он ее. Женщина продолжала плакать. Тогда Преподобный стал ласково наставлять ее к духовной жизни, благословил и отпустил исцеленной.

С тех пор эта женщина совершенно изменилась и стала вести внимательную христианскую жизнь.

https://www.youtube.com/watch?v=etrjw0y2nTY

Слава о прп. Димитрии распространилась по всей России, Великий князь Димитрий Иоаннович приглашал его крестить своих детей.

Тогда смиренный подвижник, взяв с собой ученика своего Пахомия, удалился на Север и там в 3-х верстах от города Вологды, где река Вологда образует луку, основал первый в этой местности общежительный монастырь, начав со строительства церкви во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня (празднование 1/14 августа). Местные жители всячески ему помогали, а владельцы этого места не только подарили его Преподобному, но сами затоптали зеленеющие нивы, лишь бы только скорее воздвиглась церковь.

Когда открылось местопребывание Димитрия, братия его Переяславского монастыря стали переходить к нему, а великий князь стал благотворить новой обители.

Однажды, занимаясь с братией ручным трудом, святой сказал: «Мы, братия, строим земные тленные вещи, а великий князь Димитрий Иоаннович уже от сего дня не печется о суетном сем житии».

С того же дня он стал его поминать преставившимся. Оказалось, что в этот день и час князь Димитрий скончался (1389).

Для себя Преподобный приказал устроить пристройку близ храма для уединенной молитвы, чтобы молиться там незримо для присутствующих. Он был великим нищелюбцем: кормил и одевал нищих, принимал странных, утешал печальных, исцелял больных, посещал суды, чтобы побуждать судий к милосердию.

Одетый зимой и летом в одну и ту же грубую одежду, он обходил монастырские земли в заботе о братии, о ее трапезе, в то время как сам питался просфорой с водой. Обитель его была расположена на перепутье от столицы к морю и к Перми и всегда посещалась множеством странных, и он заботился о всех.

Обратите внимание

Раз принес ему один человек припасы, но он повелел ему все отнести домой и сначала накормить рабов и сирот, чтобы они не страдали от голода, и лишь с трудом и слезами этот человек умолил его взять излишек для братии. Однажды брат прп. Димитрия разорился; тогда Преподобный два раза благословлял его идти торговать к язычникам на дальний Север.

Брат его разбогател и хотел идти в третий раз, но св. Димитрий уже не благословил его идти туда. Брат не послушался, пошел и был убит язычниками.

Перед кончиной Преподобный поставил вместо себя игуменом Пахомия, а сам затворился. Дивное благоухание фимиама возвестило братии о преставлении его. Братия вошли в его келью и нашли его скончавшимся, но как бы спящим. Вся же келья была полна благоухания. Это было 11 февраля 1392 г. Погребли его в монастырской церкви.

По его кончине постиг Вологду мор, и много больных исцелилось при гробе его. Потом напали на город и обитель вятичи, и один из них начал рвать ризы со святых икон, но когда коснулся пелены на гробе Преподобного, то тут же упал мертвым. Тогда вятичи отпутили пленных, а сами в страхе бежали.

Когда князь Димитрий Шемяка осадил Вологду, одна монахиня видела преподобного Димитрия со светлыми мужами, обходившего город, укрепляя стены его древесами. На другой же день враги были отбиты и ушли в Галич, где их и разбили.

Через некоторое время разоренная обитель вся погорела, только рака преподобного осталась невредимой. Средств для восстановления ее взять было неоткуда.

Но один больной инок в жару видел преподобного Димитрия, носящего в обитель целые деревья, и слышал голос: «Посмотрите, сам преподобный Димитрий носит в обитель целые деревья». С тех пор строение пошло успешно.

Тому же больному иноку было видение целого сонма святых, и он подумал, что среди них и прп. Димитрий, но услышал голос: «Димитрия ты ищешь? Ныне он в Казани». Больной очнулся здоровым. А в тот же день вел. князь Иоанн Васильевич III одержал по беду над татарами под Казанью (1503), и в час победы ему явился прп. Димитрий. В память этого вел.

Важно

князь Иоанн III прислал в обитель икону Преподобного. Епископ Вологодский принес ее с торжественным крестным ходом из города в монастырь. С тех пор каждый год 3 июня совершался до последнего времени в память этого крестный ход из города в монастырь. В Смутное время обитель прп.

Димитрия трижды была разорена врагами, и тогда ее оградили каменными стенами и башнями.

Мощи его почивают в соборном храме Прилуцкой обители, в нижней церкви, во имя основателя устроенной в 1542 г. Ныне монастырь Прилуцкий имеет шесть особых церквей, в разные времена построенных, и окружен каменными стенами с башнями. Церковь совершает память преподобного 11/24 февраля, в день преставления и 619 июля вместе с Собором Радонежских святых как собеседника прп. Сергия.

В обители хранились следующие святыни прп. Димитрия: его черный деревянный костыль, вериги, фелонь, образ его, пожертвованный вел, князем Иоанном III после видения его, и деревянный запрестольный крест его, бывший с царем Иоанном IV при взятии Казани в 1552 г.

В 1503 г., 3-го июня, возращена была из Москвы в Прилуцкий монастырь икона преподобного Димитрия Прилуцкого, по некоему откровению отпущенная из обители с великим князем Иоанном Васильевичем в первый его поход на Казань.

День возвращения иконы празднуется и поныне Крестным Ходом из Вологодского соборного Софийского храма в Спасо-Прилуцкий монастырь.

На месте встречи иконы, на Кобылинской улице, воздвигнут был храм во имя угодника Божия, Димитрия.

В Московской синодальной библиотеке хранится между рукописями служба прп. Димитрию и его житие, сочиненное Спасо-Прилуцкого монастыря иеромонахом Лонгином.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/84623.html

Димитрий Прилуцкий, игумен, чудотворец, преподобный | СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР

Родился в богатой купеческой семье в Переславле-Залесском. С юности преподобный отличался редкой красотой. Приняв постриг в одном из Переславльских монастырей, в Нагорном Борисоглебском, на берегу Плещеева озера близ города святой основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.

В 1354 году Димитрий впервые встретился с преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславльском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Димитрия Ивановича.

Под влиянием Радонежского чудотворца преподобный решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю.

Обратите внимание
Совет

Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники, не желая никому быть в тягость, отправились дальше.

[/su_box]

Неподалеку от Вологды, на левом берегу одноименной реки, в уединенном месте у речной излучины (“на Прилуце”) преподобный Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились помочь святому.

Владельцы земли, предназначенной под монастырь, Илья и Исидор, затоптали даже озимые нивы, чтобы храм был построен немедленно. В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Так был создан Спасо-Прилуцкий монастырь.

Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Углубленная молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы. Преподобный любил молиться наедине.

Постоянной пищей его была лишь просфора с теплой водой, даже в праздники не принимал он разрешенные уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы.

Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших. Господь наделил Своего угодника даром прозорливости.

Скончался преподобный в глубокой старости 11 февраля 1392 года. Пришедшие братия нашли его как бы уснувшим, келлия же была исполнена чудного благоухания.

Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, а в XV столетии почитание его распространилось по всей Руси. Не позднее 1440 года, на основании рассказов ученика Димитрия, игумена Пахомия, прилуцкий инок Макарий написал его житие (Великие Минеи-Четьи, 11 февраля).

Источники:
https://drevo-info.ru/articles/9013.html
http://days.pravoslavie.ru/name/600.htm

Источник: https://stjohndc.org/ru/list-of-relics/dimitriy-priluckiy-igumen-chudotvorec-prepodobnyy

☦ Храм апостола Петра в Веселом поселке – Преподобный Димитрий, игумен Прилуцкий, вологодский чудотворец

Преподобный и богоносный отец наш Димитрий происходил из города Переяславля от благочестивых родителей. С молодых лет он отдан был в книжное научение и навык в чтении божественных книг; многих сверстников он превосходил разумом и выделялся среди них своим смиренномудрием, которое всегда скрывал в сердце своем.

 Блаженный любил часто размышлять о будущем веке, о суде Божием, о воздаянии каждому по делам его, о Царстве Небесном, радости праведных и райском блаженстве. Изучив Священное Писание Ветхого и Нового Завета, святой познал, что жизнь в этом свете скоропреходяща.

И потому он вскоре оставил этот суетный мир и, с умиленной душой, придя в страх Божий, в том же Переяславле принял иночество в Нагорном Борисоглебском монастыре. Здесь усердно подвизаясь в добродетельной жизни, он упражнялся в духовном трезвении и молитве, отличаясь чистотой, крайним смирением и духовной любовью ко всем.

Обратите внимание

Таким образом этот трудолюбивый и неустанный богоугодный подвижник, поучаясь в законе Господнем день и ночь, обрел плод спасения, целомудрием и чистым сердцем взыскуя Бога и проводя равноангельное житие. Иноки и простой народ любили святого за его великую добродетель. По прошествии некоторого времени Бог сподобил преподобного Димитрия принять сан священства.

В то время преподобный Сергий, Радонежский чудотворец устроил близ Радонежа монастырь во имя Святой Троицы и, по изволению Божию, учредил там иноческое общежитие. Преподобный Димитрий часто посещал преподобного Сергия для духовных бесед, о том, как бы лучше управить иноческим общежитием и людей избранных привести к Богу.

После Того преподобный Димитрий построил церковь во имя святого Николая Чудотворца и при ней создал монастырьм на берегу Переяславского озера, и был при той обители игуменом. К преподобному стало стекаться, ради духовной пользы, много монахов и мирян, желавших жить в его обители, и блаженный принимал их, поучая со смирением и постригая мирян в святой иноческий чин.

Так он собрал у себя большое Божие стадо словесных овец Христовых. Вскоре затем преподобный устроил в своем монастыре общежитие, утвердив его строгими правилами. Братия во всем повиновались святому с любовью и послушанием, как ангелу Божию и истинному наставнику, в особенности же как ходатаю Царства Небесного.

 Потом, бегая славы человеческой, блаженный Димитрий удалился отсюда на Вологду; там, недалеко от города, преподобный полюбил уединенное место при луке, образуемом коленом р. Вологды, создал здесь храм во имя Всемилостивого Спаса и основал общежительный монастырь.

Когда разнеслась молва о водворении преподобного в Прилуках, многие из учеников перешли из Переяславля к любимому наставнику, в Прилуки; приходило к преподобному много ищущих иноческой жизни и из разных других стран. Так составилась общежительная Прилуцкая обитель. И собрал здесь преподобный Димитрий многочисленную братию.

Добре упасши Христово стадо вверенных его руководству овец словесных, преподобный преставился ко Господу 11 февраля 1392 года.

Тропарь, глас 1:

    Свыше от Бога преподобне, благодать приял еси духовную, и от Него убо познался еси блаженне: того ради и ты духом познал еси лучшая Его, будущаго века пребывание, и постнически испытався во своих обителех. И ныне со ангелы ликовствуя, Спасу всех за ны молися святе Димитрие, да вси вопием: слава Давшему ти крепость: слава Венчавшему тя: слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 8:

    От юности, преподобне, крест твой взем, Христу последовал еси, в молитвах и пощениих, во бдениих же и злостраданиих плоть чудесы тя прославляет, и всех звати тебе научает: радуйся преподобне отче Димитрие, постников удобрение.

святитель Димитрий Ростовский. Жития святых

Источник: http://azbyka.ru

Телеканал «Царьград»24 февраля 2016 г

Источник: http://petrovhram.ru/articles/view/prepodobnyj-dimitrij-igumen-priluckij-vologodskij-cudotvorec

Акафист преподобному Димитрию, игумену Вологодской Прилуцкой обители, чудотворцу

Избранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, преподобне отче наш Димитрие, друже и собеседниче друга Божия преподобнаго Сергия и отечествия твоего присный заступниче, приими от нас с любовию приносимое тебе хвалебное пение и, яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся, Димитрие, великий чудотворче.

Икос 1

Ангел образом, аще и человек по естеству, был еси преподобне отче Димитрие: ангельскую бо чистоту стяжал еси на земли, и ангельс-кою красотою лице твое цветяше, яко всем видевшим тя чудитися благолепию твоему. Тем же, яко избранника Божия благолепнаго душею и телом, ублажаем тя песньми сими: Радуйся, благочестивых родителей пречестное порождение.

Радуйся, града Переяславля святое прозябение. Радуйся, Российския страны духовное украшение. Радуйся, евангельскаго по Бозе жития ревнителю. Радуйся, от юных лет жизни твоея единаго Христа вседушно возлюбивый. Радуйся, богатство тленное и куплю временную презревый. Радуйся, серафимскою любовию ко Господу сердце твое воспламенивый. Радуйся, дары Святаго Духа в душу твою достойно восприявый.

Радуйся, Димитрие, великий чудотворче.

Кондак 2

Видевше родителие твоя, преподобне отче, яко не прилежало серд-це твое к богатству земному, но яко от младых ногтей ты предпочел еси искати единаго на потребу, еже служити и благоугождати Христу чистым и непорочным житием, премного удивляхуся таковому твоему благонравию и радостно воспеваху Богу, в юности сице тя укрепивше-му, благодарственную песнь: Аллилуиа.

Читайте также:  Молитвы василия великого на троицу - православные иконы и молитвы

Икос 2

Разум богопросвещенный стяжав, уразумел еси добре, отче Димит-рие, указуемый Спасителем мира путь к высшее совершенству духовному.

Тем же по смерти родителей твоих, абие куплю времен-ную оставил еси и все богатство твое нищим расточил еси, себе облегчая к неприкосновенному течению во след Христа.

Важно

Сего ради ублажаем тя таковыми богохвальными словесы: Радуйся, подвижниче Божий, мира красотами не прельстивыйся. Радуйся, нищету вольную Христа ради возлюбивый. Радуйся, богатство многое меньшим брати-ям Христовым раздававый.

Радуйся, нищия и убогия от имения твоего удовливый. Радуйся, нагия одевый и гладныя напитавый. Радуйся, вдовицам и сиротам отец и благодетель бывый. Радуйся, крест Христов носити усердно возжелавый. Радуйся, смирение Христово в душу твою насадивый. Радуйся, Димитрие, великий чудотворче.

Кондак 3

Сила духовная свыше от Господа тебе даровася преподобне отче, егда в пострижении иночестем ангельский образ восприял еси и всякое плотское мудрование совершенно отложил еси, яко быти тебе воистину последователем Христовым, на Христа бо единаго присно взирал еси умныма очима души твоея и Его заповеди святые выну имел еси пред собою, яко светильник путеводящий, зовы Ему от любве теплыя: Аллилуиа.

Икос 3

Имея попечение о спасении души твоея, безмолвия возжелал еси, преподобне отче, и на месте блатнем и пустыннем близ града Переяславля поселился еси, един единому Христу работая в посте и молитвах: обаче не утаися житие твое преподобное от сограждан твоих, иже прихождаху к тебе, овии молитв и благословения от тебе прося, овии наставитися во спасение от тебя желая, инии же жительствовати с тобою хотяху под твоим духовным руководитель-ством: ты же грядущих к тебе не отгонял еси, но спасению душ человеческих служил еси, еже воспоминая, хвалебно вопием ти: Радуйся, учителю благочестия, примером жития твоего всех поучавый. Радуйся, наставниче богомудрия, словесы твоими богодухновенными ученики твоя во спасение назидавый. Радуйся, иночества богоугоднаго правило известное. Радуйся, пути теснаго, во Царствие Небесное ведущаго, указателю нелестный. Радуйся, евангельских заповедей верный исполнителю. Радуйся, непоколебимый столпе Православия. Радуйся, сотворивый и научивый и велий нареченный во Царствии Небеснем. Радуйся, со усердием послуживый ко спасению многих душ человеческих. Радуйся, Димитрие, великий чудотворче.

Кондак 4

Бурное треволнение житейскаго моря безбедно преплыл еси, всеблаженне отче, и в тихое пристанище пустыни достигл еси.

В ней же обитель иноком возградил еси во имя святителя и чудотворца Николая и сам освящения иерейскаго сподобился еси, игумен богомудрый обители твоея быв, кротко пасый Богом врученныя тебе словесныя овцы и немолчно воспевая купно с ними хвалебную песнь Пресвятей Троице: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав о дивней красоте лица твоего, отче Димитрие, едина от именитых болярынь града Переяславля возжелала насладитися лицезрения твоего и сего ради прииде к келии твоей, в ню же оконцем приникнув, узре тя на молитве стояща и светом небесным облиста-ваема, сама же абие всем телом разслабе и падши яко мертва, на земли лежаше.

Ты же, послушествуя прошению братии твоей, молитвою твоею исцелил еси ю и поучил, да прочее уцеломудрится и не назирает чуждыя красоты, тем же и мы, чтуще таковую чистоту души твоея, вопием ти сице: Радуйся, светильниче Божия благодати, дарами Духа Святаго светло блистающий. Радуйся, еще на земли светом небесным озаренный.

Радуйся, светом лица твоего велию светлость души твоея проявивый. Радуйся, оным светом жену нескромную уцеломудривый. Радуйся, словесы твоими духовными добре ю поучивый. Радуйся, крине девства и чистоты, на земли процветший. Радуйся, красоту лица твоего завесою иноческаго куколя сокрывавый от нечистых воззрений очес человеческих.

Радуйся, опасно себе хранивый от искушения. Радуйся, Димитрие, великий чудотворче.

Кондак 5

Богосветлое светило быв, отче Димитрие великаго светильника пустыни Радонежския, богоноснаго Сергия, подвига еси посетити тя в безвестней и блатней пустыни живущаго: его же с любовию о Христе приял еси и духовным собеседованием с ним утешился еси, и от того времене друг присный и сотаинник ему соделался еси, ныне же вкупе с ним предстоиши небесному престолу Триединаго Бога и сладце поеши Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше тя, преподобне отче Димитрие к богоносному отцу Сергию любовь велию о Христе стяжавшаго, на собеседование к нему духовное от пустыни твоея пешеходившаго и с ним вкупе бдения всенощныя совершавшаго, при них же лучина свещи вам заменяше, молитва же ваша, яко пламень огненный, до небес досязаше, дивимся таковому содружеству твоему с великим угодником Божиим и сице тебе зовем: Радуйся, друже святых, присный Богу. Радуйся, спостниче и собесед-ниче преподобнаго Сергия. Радуйся, всероссийскаго заступника и молитвенника любимый сомолитвенниче. Радуйся, от уст Сергиевых глубину премудрости духовной почерпнувый. Радуйся, велию любовь о Христе к нему стяжавый. Радуйся, возшедый на высоту совершенства духовнаго. Радуйся, проникий во глубину смирения святаго. Радуйся, небесный человече, во плоти бесплотным поревновавый. Радуйся, Димитрие, великий чудотворче.

Кондак 6

Проповедника тя благоумиленнаго познав отче Димитрие, благо-верный великий князь Димитрий зело тя возлюби и отца духовнаго себе сотвори, восприемником же от святаго крещения единого от сыновей своих тя избра да будеши присный наставник и молитвенник ему со чады: ты же, преподобне, не возгордился еси толикою любовию к тебе великаго князя Российскаго, но паче преуспевал еси во святем смирении, зовый прославльшему тя Владыце Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия добродетелей твоих свет велий во всю страну Российскую, преподобне отче наш Димитрие, и мнози прихождаху к тебе издалеча насладитися богодухновенных твоих учений: быша бо уста твоя полна сладкаго учения духовнаго, язык же твой, яко трость книжника скорописца, написавшаго на сердцах человеческих словеса жизни вечныя. Тем же, яко благоумиленнаго учителя и к покаянию действен-наго возбудителя, восхваляем тя по достоянию сице: Радуйся, врачу благоискусный недугов душевных. Радуйся, возбудивый к покаянию спящия совести. Радуйся, умягчивый ко исправлению окамененныя сердца. Радуйся, иноков и мирян ко спасению верный руководителю. Радуйся, образ кротости духовный. Радуйся, правды Божией нелице-приятный провозвестниче. Радуйся, сильных мира, о правде нерадив-ших, небоязненный обличителю. Радуйся, обидимых и гонимых много-мощный заступниче. Радуйся, Димитрие, великий чудотворце.

Кондак 7

Хотение усердное имел еси, преподобне отче, да в безмолвии невозбранно поработаеши Богу, и сего ради убегая молвы приходив-ших к тебе людей, оставил еси тайно обитель твою и град отечествия твоего и со учеником твоим Пахомием удалился еси в пределы Вологодския, в пустыню безлюдную, в ней же келию себе малу соорудив, и тамо пребывал еси в подвизех пустынных, немолчно воспевая Христу Богу ангельскую песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новую обитель иноческую, зачинаемую в пустыни, видевше окрест-нии жителие грубостию нрава содержимы, гневахуся на тя, преподобне отче, и поношаху тя, яко поселился еси на земли их.

Ты же по евангельскому Христову глаголу места гневу не уступая, отшел еси от тоя пустыни и ко граду Вологде приблизился еси, в предградии его на Прилуцех поселитися возжелав, да чествуем тя, яко отца и первоначальника иноков вологодских, и песенно тебе вопием: Радуйся, пустыннолюбивая горлице, от шума мирскаго в благоотишие пустыни отлетевшая. Радуйся, незлобивая голубице, гневом неразумных человек не уязвленная. Радуйся, мудрый странниче, иский отечествия горняго. Радуйся, худые и многошвенныя ризы носивый. Радуйся, веригами железными тело твое обложивый. Радуйся, крест Христов, яко оружие непобедимое, спутника себе стяжавый. Радуйся, икону Пресвятыя Богородицы, яко стену ограждения, всегда с собой имевый. Радуйся, пустыню бесплодную благодатно уплодоносивый. Радуйся, Димитрие, великий чудотворче.

Кондак 8

Странник и пришлец был еси во граде Вологде, преподобне отче наш Димитрие, ныне же присный предстатель и заступник его, видев бо сей град, церквами святыми благоукрашенный, возлюбил еси его, и по умолению жителей его на Прилуцех в предградии место уединенное обрет, на нем вселился еси, и честный крест рукама своима соделав, водрузил еси, начало обители Спасовой полагая и присно воспевая распеншемуся на кресте Царю славы Христу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь в Бозе быв, преблаженне отче, о временных вещех не заботился еси, и обитель твою на Прилуцех не толико богатством, колико слезами и подвигами твоими молитвенными созидал еси, всецело уповая на Спаса Христа, яко Сам препитает тя с братиею твоею: и тако бысть по вере и молитве твоей: ни в чесом бо лишен был еси, но во всех потребных к яситию изобиловал еси Промыслом Божиим дивным. О сем тя хвалим и взываем сице: Радуйся, с посохом странническим во град Вологду пришедый. Радуйся, в нем второе отечествие себе обретый. Радуйся, любовию о Христе крепце его возлюбивый. Радуйся, обитель Спасову в предградии его соорудивый. Радуйся, подвиги твоими сию прославивый. Радуйся, яко отец чадолюбивый, молитвенно назидая чада твоя духовныя. Радуйся, пророче дивный, будущая, яко настоящая, провидевый. Радуйся, целителю безмездный, болящих молитвою твоею исцеливый. Радуйся, Димитрие, великий чудотворче.

Кондак 9

Все ангели небеснии и святыя лицы сретоша тя радостно, преподобне отче Димитрие, егда святая твоя душа, кончиною преподобною разрешившаяся от соуза плотскаго, восхождаше во обители горния: и Сам Творец ангелов и Святый святых, Христос Господь, тобою от юности возлюбленный, увенча тя венцем нетленныя славы и сопричте лику святых, выну воспевающих Ему песнь хвалы и славословия: Аллилуиа.

Икос 9

Витий человеческих благословесие не довлеет к достойное прослав-лению многих подвигов твоих, преподобне отче наш Димитрие, ими же житие твое святое, яко цветами, благоукрашается и духовно благо-ухает, от ранния бо юности твоея и до старости маститыя неослабно Богу благоугождал еси и волю Его святую присно творил еси, чесо ради кончину праведную, яко венец подвигом твоим, от Господа получил еси, и благоухание сладостное от мощей твоих абие по кончине твоей истече, всю обитель твою облагоухав: тем же и мы, таковое преставление твое прославляюще, зовем ти сице: Радуйся, великий угодниче Божий, от земли прешедый к обителем небесным. Радуйся, воздух облагоухавый восхождением души твоея святыя в селения горняя. Радуйся, обитель твою освятивый многоцелебными твоими мощами. Радуйся, яко душа твоя в руце Божией хранима есть на веки. Радуйся, яко прочее не прикоснется тебе ни скорбь, ни болезнь. Радуйся, яко мощи твоя святыя исцеление благодатныя верным источают. Радуйся, яко испросил еси от Господа власть над духи нечистыя. Радуйся, яко предстательством твоим свобождаеши человеки от злаго их насилия. Радуйся, Димитрие, великий чудотворче.

Кондак 10

Спаса Христа умоляеши за град твой и люди твоя, преподобне чудотворче Димитрие, сие бо показал еси яве во дни обложения ратного Вологды, явлься единей благочестивей инокине, с двуми светлыми белоризцами обходя стены града и утверждая их, да непоколебимы пребудут от нападения враждебныя рати, яже вскоре со студом отступи от града, не возможе его победити, люди же вологостии прославляху и воспияху Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Царя Небеснаго Господа Иисуса верный раб и угодник был еси, преподобне отче Димитрие, и от Него получив велию благодать, царю земному, благоверному великому князю Иоанну, победити царство Казанское помогл еси, явлься среди полков российских и поборая им агаряны нечестивыя помощию небесною вскоре взяти стольный град их Казань. Сие явление твое мы вспоминая, благодарственно зовем ти: Радуйся, святче Божий, со святым обитаяй, и за грешныя Бога умоляяй. Радуйся, угодниче Христов, от горних высот к земнородным милостиво приникаяй. Радуйся, любовь твою к отечествию земному и по смерти сохранивый. Радуйся, помощь твою святую стране Россий-стей чудесно явивый. Радуйся, яко архистратиг воим Российским на агаряны поборавый. Радуйся, град Казань взяти им дивно помогавый. Радуйся, град твой Вологду от нападений ратных множицею избавивый. Радуйся, сострадания преисполненный и в милости богатый. Радуйся, Димитрие, великий чудотворче.

Кондак 11

Пение наше молебное милостиво приими угодниче Божий, преподобне отче Димитрие, и щедроты твоя целебныя даруй нам в недузех наших: тебе бо стяжахом врача изряднаго и немздоприимнаго, присно готоваго помогати нам и исцеляти недуги наша данною ти от Господа благодатию. Юже прославляя от благодарныя души, вопием тобою благодеющему нам Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светлыми лучами чудес твоих благодатно просвещаеши, святе чудотворче Димитрие, не токмо град твой и обитель твою, но и всю страну Российскую. В ней же, яко великий угодник Божий, усердно прославляешися он верных, ближним и дальним щедроты твоя целебныя милостиво даруяй, да вси радостно взываем сице: Радуйся, великоименитый всероссийский наш заступниче.

Радуйся, ангело-равный человече. Радуйся, звездо утренняя, мрак нечестия прого-няющая. Радуйся, забрало необоримое от враг видимых и невидимых. Радуйся, молящимся тебе на помощь ускоряяй. Радуйся, огненное запаление призыванием имене твоего угашаяй. Радуйся, безпомощных скорый помощниче. Радуйся, благодати Божией многоцелебный источниче.

Радуйся, Димитрие, великий чудотворце.

Кондак 12

Благодати причастное изображение лица твоего даровал еси людем твоим в благословение и утешение, преподобне отче Димитрие, и от Него чудеса многая совершил еси, яко чудотворец преславный. Тем же с верою и любовию поклоняемся иконе твоей, святый наш предстате-лю, и, величая возвеличившаго тя Христа Господа, хвалебно зовем ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще многая твоя чудеса и велие сострадание твое к людем, ти сродным, Димитрие богоблаженне, благоумиленно просим тя, небесна-го заступника нашего: принеси за ны сердныя молитвы твоя ко Господу и испроси нам кончину жития благую и непостыдную, да помощию твоею святою спасение вечное унаследуем и вкупе с тобою водворимся тамо, идеже присещает свет лица Божия и веселит вся от века праведники. О сем тя молим и зовем: Радуйся, благоволением Пресвятая Троицы осененный. Радуйся, лицезрения Пресвятыя Бого-родицы удостоенный. Радуйся, Агнцу Божию последовавый на земли. Радуйся, с девственными лики предстояй Ему на небеси. Радуйся, со избранники Божиими покланяяйся Творцу. Радуйся, дерзновение молитвенное стяжавый к Небесному Отцу. Радуйся, о нем же радуются и Бога славят человецы. Радуйся, душ и телес наших благодатное врачевание. Радуйся, Димитрие, великий чудотворце.

Кондак 13

О великий чудотворче и скорый в бедах помощниче, преподобне отче наш Димитрие! Тебе молимся и тебе просим с верою к любовию: приими милостивно сие малое хвалебное пение, от усердия нашаго тебе приносимое, и умоли Господа Бога в день страшнаго суда Его помиловати нас и избавити осуждения вечнаго, да сподобимся блажен-ныя части одесную Его стоящих и радостно Ему воспоем: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1).

Email рассылкаTelegram

© Михаил Чернов vsemolitva.ru

Читайте также

Источник: http://vsemolitva.ru/akafist_dimitriyu_igumenu_vologodskoj_prilutskoj_obiteli.html

Ссылка на основную публикацию