Житие преподобного силуана афонского в чем помогает и от чего молятся

Силуан Афонский. Святой для современного человека

Силуан Афонский — один из самых чтимых православной Церковью святых XX века, хотя его житие вполне можно уместить в один абзац. Преподобный Силуан не принимал мученической кончины. К нему не собирались вереницы паломников.

Всю монашескую жизнь он провел на Афоне и знали этого монаха, по большому счету, только в его монастыре.

Почему же Силуан Афонский стал так известен сейчас? Почему так почитаем? Почему мы пишем о нем, как о святом для современного человека?

Старец Силуан Афонский: чем он известен?

Сонм православный святых — это не только дань самим подвижникам и нашей Церкви в целом. В не меньшей степени их жизни — это вдохновение простым христианам. Каждый святой имел свой собственный путь к святости.

Тысячи святых — это тысячи примеров и ситуаций, в которых люди стяжали Благодать Духа Святого уже здесь, на земле.

Целая россыпь разнообразных судеб, где каждое житие может найти своего читателя, когда именно его оно вдохновит и избавит от уныния — потому что «у этого святого было в жизни все примерно так же».

Обратите внимание

Тысячи святых в Православной Церкви — это бедняки и цари, обездоленные и богатые, монахи и отцы семейств, жители городов или деревень, мужчины и женщины, священники и миряне.

Старец Силуан — чем известен он и кто был он?

С одной стороны, «внешних» событий в его жизни, действительно, почти не происходило: он родился в России, в 26 лет поехал на Афон и там в возрасте 71-го или 72-х лет умер.

С другой стороны, те испытания трудности, которые пришлось преодолеть ему — очень напоминают те, которые в той или ной форме переживают люди именно нашего времени. Времени, когда, благодаря комфорту, внешних тягот становится все меньше, а главная борьба человека, главные его боли и главное делание происходят на уровне мысли и внутреннего состояния.

Если в двух словах, то путь святого Силуана Афонского был характерен (и показателен) следующим:

  1. В монастыре старец Силуан выполнял самое суетливое послушание. Он был окружен самой суетливой суетой, которая только была на Афоне возможна. Но все равно стяжал Благодать Духа Святого и стал святым!
  2. Прежде чем стяжать Благодать, святой Силуан 14 лет переживал богооставленность. Это что-то вроде отсутствия вдохновения у поэта, только в тысячи раз сильнее.
  3. Он был искушаем бесами в своей келлии, но выстоял. Нападки бесов были не только в виде внешних зримых «посещений», но и в виде настоящей битвы против помыслов, которые доводили монаха до трудно описываемого отчаяния.
  4. И наконец нам, образованным, в назидание — старец Силуан, являя собой пример мудрости и оставив после себя прекрасные тексты, оказывается был неграмотным человеком, и почти все его обучение прошло в храме и монастыре по церковным книгам. Это пример того, как Благодать способна украсить и преобразить любого человека, и не житейская мудрость в конечном итоге для его судьбы и души важна.

Житие Старца Силуана

О святом Силуане Афонском написана прекрасная книга — она так и называется «Старец Силуан». Ее автор — ученик святого, архимандрит Софроний (Сахаров). Тоже замечательный монах, который часть жизни провел на Афоне (другую часть — в Англии, где был настоятелем православного монастыря). Во многом, только благодаря этой книге мир узнал о преподобном Силуане.

Книга «Старец Силуан» хорошая в двух отношениях:

  1. Она дает полное представление о жизни старца — ничего лучше и точнее о нем не расскажешь.
  2. Это не только рассказ о жизни святого. Житие старца в ней — это повод рассказать о всей системе духовной жизни и о тех невидимых законах и принципах, из которых она складывается. Это настоящая энциклопедия человеческой и жизни человеческого духа.

Рекомендуем. Ее нужно иметь в каждом доме.

Старец Силуан: как стать святым, когда кругом суета

В глазах многих идеал и вершина монашеской жизни — это тишина и молчание.

Ничто внешнее тебя не отвлекает, — максимум, братия со своим сложным характером, — но в остальном вокруг: сосредоточенность и первозданная природа: например пустыня, лес или афонские скалы.

А там, где люди и суета — глубокая духовная жизнь невозможна. Это один из поводов для уныния у жителей городов, которые окружены всем, что только может помешать сосредоточению.

Жизнь святого Силуана — доказательство, что такое представление о духовной жизни это не более чем «штампы», потому что если бы все было именно так, монах Силуан не стал бы святым.

Старец Силуан подвизался в самом крупном монастыре Афона — русском Пантелеимоновом монастыре, — и исполнял самое «мирское» и суетливое послушание — эконома. Он должен был контролировать все работы, которые совершаются в монастыре немонахами — простыми паломниками или наемными рабочими и строителями. Кажется, он даже какое-то время работал в магазине при монастыре.

см. также: кто такой монах и почему уходят в монастырь

Преподобный Силуан сохранял и ответственное отношение к делу, и умел (правильнее сказать — научился) хранить в своем сердце непрестанную молитву.

Несколько монахов из Пантелеимонового монастыря. Преподобный Силуан Афонский сидит крайним слева в первом ряду.

Для нас — это вдохновляющий пример, что цельность духовной жизни никак не зависит от того, что вокруг человека. Деревня или город, стадо коров или километровые нескончаемые пробки — это все не важно.

Силуан Афонский и богооставленность

Что такое богооставленность, которую так остро переживал этот святой?

Можно еще раз привести в пример писателей или поэтов, которые страдают из-за покинувшего их вдохновения. Их переживания сильны: творчество давало им ощущение наполненности жизни, и вдруг всё «остановилось» и застыло. Пустота.

Богооставленностью называется состояние, когда христианин — после первого вдохновляющего опыта духовной жизни (который обычно захватывает с головой и помогает людям совершать по-началу чуть ли не подвиги), затем чувствует, что вдруг всё ушло: нет больше «дыхания» внутри.

И молитвы нет, и желание в храм ходить нет, а если ходишь, то «ничего не чувствуешь». Наступает уныние, «я плохой христианин». И чем сильнее было первоначально посещение человека Духом Святым, тем тяжелее переживается последующая богооставленность.

Ведь, это уже не вопрос творческое самореализации, а вопрос самой сути жизни.

Важно

У старца Силуана эти переживания были чрезвычайно сильны. Таков был Промысел Божий в отношении этого монаха. В самом начале своего иноческого пути ему было дарована благодать такой силы, какую иные не знают и всю жизнь.

А затем на долгие годы «все ушло». Душа, познав Христа однажды, тоскует по нему затем невообразимо.

Святой Силуан множество раз за это время, словно, «умирал» внутри себя — настолько странной и жалкой казалась жизнь без Благодати.

Это были невидимые глазу испытания, но они были не слабее физических тягот и требовали не меньшего упорства. И как итог — венцы: святость и Благодать, которая установилась в нем затем окончательно, подарив ему непрестанную внутреннюю молитву, неиссякаемый мир на душе и ощущение постоянного сопребывания с Богом. То есть настоящее счастье, которого только может сподобиться на земле человека.

Это замечательный пример для нас — никогда не отчаиваться!

Святой Силуан Афонский был искушаем бесами

Многие сильные монахи бывают искушаемы бесами (если не сказать, что все бывают искушаемы бесами). Причем они нападают не только в видимом обличии — в виде мерзких существ, которые способны испугать одним только обликом. Но и в не меньшей степени их нападки происходят через мысли, затрагивая самые слабые и уязвимые места в духовном и моральном устроении человека.

Так происходит и с нами — в миру, в городе. В нашей голове — ворох мыслей, которые прежде всего нам самим дают страдание. Фобии, страхи — это и психология с одной стороны, и бесы с другой — которые играют на наших слабых точках.

«Держи свой ум во аде и не отчаивайся» — это учение, которые вынес старец Силуан из своей духовной жизни, во время которой он также переживал тяжелые нападки бесов — в том числе в форме помыслов, которые они подавали ему. Сначала, зарождая мысль о том, что он, монах Силуан, уже свят, а затем — низвергая его в другую противоположность: утверждая, что он погиб и никогда не спасется.

Учение святого Силуана

Под учением часто подразумевается не систематизированные учебники или философские позиции, а некая основная Идея, которой руководствовался тот или иной святой и которую тот старался передать всем, кто окружал его или приходил к нему.

Читайте также:  В чем помогает анисия солунская, икона, житие, дни памяти

«Держи свой ум во аде и не отчаивайся» — это фраза старца Силуана, в которой сложен весь смысл его учения.

У этого поучения может быть несколько сторон в трактовках. Одна из них: никогда не отчаиваться, в каком бы аду, как тебе кажется, ты бы ни находился.

Иная трактовка заключается в том, что человек с одной стороны должен всегда жить памятью о том, как низко может пасть, оставь его Господь, но помня это (держа ум, во аде), должно не унывать, а наоборот — устремиться умом и сердцем ко Христу.

Депрессия и уныние — бич современного человека. Старец Силуан и его учение — это вдохновляющий пример, когда человек прошел через «все то же самое», что и большинство из нас в миру, в городе, в 21 веке, только еще острее и сильнее — и стяжал благодать.

Так что же унывать нам?

Преподобный Силуан был безграмотным человеком

Святой Силуан родился в одном из сел Тамбовской губернии в середине XIX века и имел два класса образования.

Вообще, сам по себе факт «необразованности» ничего не значит. Церковью прославлено множество людей как с прекрасным образованием (например, святитель Иоанн Златоуст, который оставил после себя множество книг), так и совершенно простых, «необразованных» подвижников. Потому что перед Богом все равны, а мудрость мирская она на то и мирская, что ценна только здесь на земле.

Примечательно другое: каким образом святость и Дух Святой преображают человека и какую силу ему дают. Апостолы, которые обратили в христианство целые континенты, были когда-то самыми простыми людьми — рыбаками и сборщиками податей. Таково оказалось их преображение.

Преображение старца было таково, что окружавшим его он демонстрировал образец тонкого рассуждения по многим вопросам, а после себя оставил писания. Их не очень много — всего на одну книжку. Но какие это слова! Это проникновенные записки о Любви Христовой, душе, Благодати и скучании души по Христу.

Наверное, это одни из лучших строк, что были написаны по крайней мере в XX веке….

Например, такие:

Старец Силуан: когда жил и дни памяти

Преподобный Силуан родился в 1866 году, на Афон уехал в возрасте 26 лет и умер на Святой Горе в 1938 году.

Днем его памяти Церковь установился 24 сентября — это день, когда старец Силуан скончался.

Святой отче Силуане, моли Бога о нас!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

Источник: http://uznavay.pro/siluan-afonskiy-zhitie-kratko-svyatoy-dlya-sovremennogo-cheloveka/

Святой силуан молитва

Чудотворные слова: святой силуан молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

Простой монах из русской обители на Афоне. Сподобился глубокого покаянного чувства и молитвенности. На его вопрошание: “Господи, что я должен делать, чтобы молиться Тебе чистым умом? … чтобы смирилась моя душа?”.

Получил всем известный краткий и емкий ответ: “Держи ум твой во аде, и не отчаивайся”.

Преподобному Силуану молятся о даровании смирения и любви ко всем людям, при одержимости блудом, пьянством, гневливости, о помощи в иноческом делании, о просвещении народов светом истинной веры.

Тропарь преподобному Силуану Афонскому, глас 2

Серафимския любве ко Господу пламенный ревнителю и Иеремии, о народе плачущему, усердный подражателю, всеблаженне отче Силуане, ты бо, зову Матере Господа Сил внемляй, змия греховнаго мужемудренно изрыгнул еси и в Гору Афонскую от суеты мира удалился еси, идеже в трудех и молитвах со слезами благодать Святаго Духа обильно стяжав, еюже сердца наша воспламени и с тобою умильно взывати укрепи: Господи мой, Жизне моя и Радосте Святая, спаси мир и нас от всяких лютых.

Кондак преподобному Силуану Афонскому, глас 2

Смиренномудрия исповедниче предивный и человеколюбия Духом Святым согреваемая доброто, Богу возлюбленне Силуане, о подвизе твоем Церковь Российская радуется, иноцы же Горы Афонския и вси христианстии людие, веселящеся, сыновнею любовию к Богу устремляются. Егоже моли о нас, равноангельне боговедче, во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим.

Молитва преподобному Силуану Афонскому

Акафист преподобному Силуану Афонскому:

Канон преподобному Силуану: Афонскому

Житийная и научно-историческая литература о преподобном преподобном Силуане Афонском:

  • Преподобный Силуан Афонский: Я никогда не прихожу к людям, не помолившись о них – епископ Александр Милеант
  • Преподобный Силуан Афонский: “любовь не терпит, чтобы погибла хотя бы одна душа” – Владимир Можегов
  • “Русский святогорец” преподобный Силуан Афонский – Мария Дегтярева
  • Житие преподобного Силуана Афонского – Жизнеописание преподобного Силуана Афонского

Поучения преподобного Силуана Афонского:

  • “Старец Силуан Афонский” (житие и поучения) – архимандрит Софроний Сахаров
  • Как бросить курить: совет преподобного Силуана Афонского – Православная женщина

Читать другие молитвы раздела “Православный молитвослов”

Источник: https://xn—-7sbbfci5axihjbex1akd5ezi.xn--p1ai/svyatoj-siluan-molitva/

Преподобный Силуан слышит просьбы каждого, кто с искренней верой в Бога просит его заступничества / Православие.Ru

Интервью с антипросопом Русского Пантелеимонова монастыря при Священном Киноте Афона иеромонахом Кирионом (Ольховиком), одним из двух святогорцев, сопровождающих мощи преподобного Силуана Афонского.

    

Отец Кирион согласился побеседовать, заметив перед этим, что интервью никогда не дает, но сейчас берет это за послушание. Вся его собранность и немногословность приоткрывают дух Святой Горы.

Его передвижение по улицам в дни пребывания мощей в России затруднено многочисленными вопросами, просьбами о молитвенной помощи и обращениями за духовным советом.

Отец Кирион отвечает очень тихо, опустив глаза.

— Знаменательно, что в год 100-летия присутствия русского монашества на Афоне и дни празднования 150-летия со дня рождения преподобного Силуана Афонского его мощи впервые прибыли в нашу страну. Какое значение имеет принесение мощей этого святого для России?

— Видите ли, в духовном мире ничего случайного не бывает.

Совет

И в данный момент, когда русский православный человек и Россия в целом требуют духовной помощи, Господь определил, чтобы его угодник — преподобный Силуан, выходец из России, из глубинной России (Тамбовской губернии) пришел для помощи и укрепления народа, потому что обстановка сейчас, действительно, неспокойная, это чувствуется и на Афоне.

— Духовное наследие преподобного Силуана актуально в наши дни? Современному человеку понятно то, о чем он говорит?

— Очень актуально! В первую очередь, учение святого Силуана ценно для нас, насельников-святогорцев, которые пребывают на Афоне, и для монахов в целом, ведь он является покровителем монашествующих.

Оно даже более актуально, чем наследие многих других старцев, потому что он — наш современник, наш соотечественник. Он очень глубоко, но одновременно просто разбирает все те вопросы, которые стоят перед современным монашеством.

Однако, простым и доступным языком он отвечает на запросы современного мирского общества.

— Вы были на родине преподобного Силуана в селе Шовское…

— Да, там реконструировали его родительский дом. К этому дню вообще была проведена большая реставрационная работа, у частного лица был выкуплен и приведен в порядок земельный участок, на котором стоит дом. Этим занималась матушка Иулиания (Каледа), игумения Зачатьевского монастыря.

В доме, где рос преподобный, нам показали крючок на потолке, по всей видимости, к нему крепилась детская люлька, в которой мама младенцем качала преподобного Силуана. В доме низкие потолки, русская печка. Интересно увидеть природу, в которой он воспитывался, почувствовать ту атмосферу, в которой святой возрастал телесно и духовно.

Мы встречались с его родственниками. Говорят, из родни осталось еще человек двадцать, но все живут в разных местах.

— Москва — это последняя точка вашего путешествия…

— Да, это последний город. Здесь мощи будут пребывать еще несколько дней, и 24 числа, в день памяти преподобного Силуана Афонского, мы улетаем домой на Афон. В этот день братия будет ждать преподобного, чтобы поклониться ему.

    

— Какое у Вас сложилось впечатление от поездки? Как встречали люди? Интересно узнать, какой Вы нашли современную Россию, ведь человек, живущий много лет на Афоне, видит все иначе.

— Вот что мне бросилось в глаза: западная культура проникает и в Россию. Те веяния, которые мы видим в Греции, проникают и сюда. Это дух времени, и мало что против этого можно сделать. Я застал Россию еще в прежние времена, и нынешняя картина очень отличается от той России, из которой я уезжал.

Также произвело впечатление благочестие и благоговение верующих людей. Они приходят со своими духовными проблемами, которые всегда были и есть у каждого.

Читайте также:  Михаил клопский, новгородский христа ради юродивый

И преподобный Силуан как врачеватель и помощник приведения к Богу принимает всех — у него такая миссия. Ну, а для нас, монахов, такие долгие отъезды из монастыря очень тяжелы.

Но, видя, какую духовную пользу приносит преподобный Силуан приходящим к нему, мы укрепляемся, нас это воодушевляет.

Обратите внимание

Вместе с мощами монастырские стены впервые покинула чудотворная икона Спасителя. Перед ней молился преподобный Силуан, и однажды, во время такой молитвы, ему явился Сам Господь наш Иисус Христос. Сейчас все желающие могут приложиться и к этой иконе.

— Много людей идет к мощам?

— На данный момент называют цифру 200-220 тысяч человек.

— Вы можете немного рассказать о технической стороне такого масштабного мероприятия как принесение мощей? Как осуществляется организация и транспортировка?

— Ну, во-первых, нужно пройти документальные процедуры.

Нужно получить разрешение собора старцев монастыря, потом разрешение Священного Кинота Святой Горы Афон (центральный исполнительный соборный орган управления Святой Горы Афон — ред.) и разрешение Вселенского Патриарха.

Все это документально оформляется, заверяется, с российской стороны даются обязательства в том, что будет обеспечен порядок, безопасность и транспортировка.

— Сами мощи помещаются в какой-то специальный бронированный ковчег?

— Нет, ничего такого нет, мощи пребывают в своем обычном ковчеге, но его сопровождают монахи со Святой Горы и представители служб безопасности, они следят за всем происходящим возле мощей.

— Во время принесения в Россию честного Пояса Пресвятой Богородицы, находились люди, не одобрявшие это. Однако в период пребывания святыни и по прошествии продолжительного времени Господь совершал посредством ее явные чудеса, и многие меняли свои взгляды. Были ли замечены подобные случаи у мощей преподобного Силуана?

— Такими чудесами Господь показывает Торжество Православия. Но дело в том, что видимые исцеления не являются решающим и важным фактором, ведь самое главное — это исцеление человека от греха, душевное исцеление.

То, что я наблюдал: это крики бесноватых. Когда духи мучают какую-то душу, у мощей это проявляется очень интенсивно.

Духи боятся благодати Божией, которая присутствует у мощей, они негодуют и начинают демонстрировать это.

Я видел умиротворение людей, воодушевление, просветление. Может быть, некоторые вещи, происходящие с людьми, просто не афишируются или обнаруживаются позже. Когда в Россию привозили мощи целителя Пантелеимона, было явлено много исцелений, но о них люди писали нам уже по прошествии времени.

— Сейчас празднуется тысячелетие присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Почему это присутствие так важно и ценно?

— По историческим данным, наше монашество было на Горе со времен князя Владимира. В этом были заинтересованы даже византийские императоры, это можно отследить по некоторым документам, этот факт фиксируют историки, в том числе греческие. 1000-летие — это все же условная дата.

За точку отсчета мы берем 1016-й год, потому что в акте Великой Лавры за февраль того года в числе двадцати двух подписей настоятелей афонских монастырей стоит подпись «Герасима монаха, милостию Божией пресвитера и игумена обители Роса».

Но, возможно, русское монашество зародилось на Афоне и раньше. И вот с того времени появилась целая плеяда русских святогорцев, которые внесли в общеафонскую духовную сокровищницу русский опыт.

Важно

Среди русских монахов был целый сонм людей, которые прославились своей святостью, в том числе и преподобный Силуан Афонский.

Русское монашество принесло немало пользы в дело духовного возрастания.

— Расскажите немного о самом Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Каким он стал сейчас? Когда Вы приехали туда в 1987 году, он был в тяжелом положении.

— Очень многое поменялось. Во-первых, за XX столетие наш монастырь претерпел очень тяжелые испытания и в вопросе материальном, и в людском ресурсе. Монастырь, можно сказать, обезлюдел.

В те годы лихолетья мы страдали от пожаров, от наводнения, от того, что пути к нам были отрезаны, власти советской России запрещали приезжать в наш монастырь, свои проблемы были и со стороны Греции.

Поэтому в начале XX века наше русское монашество, которое насчитывало около пяти тысяч человек на всей Святой Горе, начало отмирать, старцы уходили, а молодых монахов почти не приходило. И когда мы приехали, там было большое запустение.

Сейчас все изменилось, с середины 90-х годов началось возрождение обители, монастырь благоустроен как с внутренней, так и с внешней стороны. Конечно, все это радует глаз. Святейший Патриарх во время своего визита к нам по случаю празднования отметил перемены в лучшую сторону. Он приезжал к нам, будучи еще архимандритом, и застал монастырь в те сложные времена.

— В монастыре сохранено преемство, традиции, хотя во многих монастырях эта нить была оборвана по причине гонений и расстрелов духовенства. Не так давно отошел ко Господу ваш игумен схиархимандрит Иеремия…

— Да, мы осиротели. Наш батюшка отошел в преклонном возрасте, на 101-м году жизни, отошел неожиданно, мы надеялись, что он преодолеет все свои немощи человеческие и побудет с нами еще, но он нас оставил. Сейчас грядут выборы нового настоятеля, и мы просим всех святых помочь нам в этом. Настоятель должен быть не просто управляющим, а наставником своей духовной семьи.

— Можете ли Вы поделиться наставлениями отца Иеремии, которые были бы полезны мирянам?

— Конечно! Он всегда призывал, чтобы был мир, взаимодействие и любовь друг между другом. Только в атмосфере мира и любви может духовно возрастать молодое поколение. Ведь Господь сказал, там, где двое или трое собраны во имя Мое, Я посреди вас.

— И напоследок, расскажите, о чем молятся преподобному Силуану Афонскому. Это будет полезно для тех, кто собирается прийти и поклониться его мощам.

— То, о чем будет просить человек, зависит от его духовного уровня. Если человек в младенческом духовном возрасте, он испросит что-то житейское, и Господь снисходит к этому. Человек более окрепший духовно, будет просить помощи в духовной жизни. А преподобный Силуан услышит просьбы каждого, кто с искренней верой в Бога будет просить его заступничества.

Источник: https://pravoslavie.ru/97279.html

Силуан Афонский: что нужно знать об этом святом

Годы жизни и дата памяти

Преподобный Силуан (в миру – Семен) родился в России в 1866 году в селе Товское Томбовской губернии. Скончался на Афоне в 1938 году. День его смерти (11 сентября по старому стилю и 24-е по новому) отмечается Церковью как день памяти.

Один из самых почитаемых святых XX века

Преподобный Силуан не был мучеником, и нам неизвестно, чтобы он творил чудеса и исцелял приходящих к нему больных.

У него не было многотысячной паствы, как, например, у недавно прославленного преподобного Порфирия Кавсокаливитского, и он не оставил после себя многотомного собрания сочинений.

Силуан Афонский, может быть, вообще оказался известен лишь благодаря своему ученику архимандриту Софронию (Сахарову), который написал о нем книгу. Однако он один из самых известных святых XX века.

Почему? Его путь – ориентир и добрая наука современному человеку в том, что спасение происходит не через внешнее делание, но через смирение. Его жизнь – пример того, как Господь выбирает Себе не мудрых мира сего, а простых.

Полуграмотный молодой человек из России, он всю жизнь мечтал о монашестве, сам добрался до Афона, а на Святой Горе стяжал такой силы благодать, любовь ко Христу и смирение, что даже при его жизни находились те, кто говорил: вот он, истинный святой.

Был искушаем еще до ухода в монастырь

Как таковых фактов о жизни преподобного Силуана практически нет. Из его жизнеописания можно составить лишь общее представление о святом. Например, отец, хотя и воспитал сына в любви к Богу (да и сам являлся образцом христианского отношения к людям), однако попросил того сначала отслужить в армии и только потом, если захочет, оставить мир.

Для будущего подвижника это стало первой проверкой. Ревность к иноческой жизни стала угасать. Семен был молодой и красивый, к тому же из зажиточной семьи. И перед армией он «вкусил много из того, что принято называть грехом», и, казалось, даже забыл о своем желании.

Наставление Богородицы и молитвы святого праведного Иоанна Кронштадтского

Афонские монахи. Прп. Силуан – сидит крайний слева

По воспоминаниям самого преподобного, образумила его Пресвятая Богородица. Как-то раз в «тонком» сне ему почудилось, что он глотает змею, а проснувшись от омерзения, он услышал женский голос: «Ты проглотил змия во сне, и тебе противно; так и Мне нехорошо смотреть на то, что ты делаешь». Этот положило начало его раскаянию.

Читайте также:  Именины софии по православному календарю

А окончательно утвердил Семена в желании новой жизни поход к святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Он шел испросить благословение и молитв, чтобы мир не задержал его.

Совет

Святого он не застал, но оставил записку и, как сказано в жизнеописании, «уже на следующий день почувствовал вокруг себя «адское пламя», которое с тех пор не переставало повсюду, где бы он ни находился».

И через неделю он отправился самостоятельно на Афон, где оказался в 1892 году в возрасте 26 лет.

Много лет был искушаем бесами

В начале духовного пути Господь открывается человеку, чтобы «направить», вдохновить и дать силы, а затем «отходит» на время, чтобы научить его идти самостоятельно. И то, и другое было пережито Силуаном с особой глубиной и остротой.

Согласно житию, в самом начале иноческой жизни он сподобился благодати такой силы, которая для иных опытных монахов была неведома.

А затем на несколько лет был низвергнут в такую пучину уныния и богооставленности, что доходил в этих состояниях до полного отчаяния.

Сам Силуан объяснял происходившее не столько «духовными законами», сколько собственным тщеславием, которое по неопытности не сумел отследить.

Много лет Господь попускал ему быть подвреженным нападкам бесов. Это выражалось и в тяжелых моральных состояниях: бесы то пытались вознести Силуана, внушая помысел, что он уже стал святым, то повергали в пучину отчаяния, говоря, что со своими грехами он никогда не спасется.

Они являлись ему и физически, и даже в виде «чудесных явлений»: однажды келия его вся наполнилась дивным светом, но потом этот свет стал такой силы, что преподобный мог видеть все свои внутренности.

Сподобился видеть Христа

Силуан Афонский

Проведя в таком состоянии многие годы, он дошел почти до полного изнеможения, пока чудесным образом не был спасен Тем, Кому отдал свое тело и жизнь.

Обратите внимание

Лучше всего об этом моменте рассказано в книге «Старец Силуан» архимандрита Софрония (Сахарова) в самом ее начале. Мы процитируем этот отрывок:
«Он долго молился с неудержимым плачем: «Помилуй меня», – но не слушал его Бог.

Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: «Ты не умолим!» И, когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа; огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что, если бы видение продлилось еще мгновение, он умер бы. После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая».

Имел самое суетливое послушение в монастыре

Опыт преподобного Силуана должен вдохновлять еще и по той причине, что преподобный умел хранить в себе непрестанную молитву, несмотря на то что жил в одном из самых многочисленных монастырей Афона (русском, Пантелеимоновом) и выполнял одно из самых «немонашеских» суетливых послушаний – эконома, то есть отвечал за все работы, которые производятся в монастыре мирскими людьми или с мирским связаны: в частности, следил за бригадой строителей. Несовместимые, казалось бы, с исихазмом вещи…

Архимандрит Софроний (Сахаров) — его ученик

Архимандрит Софроний Сахаров

Как уже говорилось, известен преподобный Силуан стал во многом благодаря его ученику архимандриту Софронию (Сахарову), который был на 30 лет его младше. Тот тоже имел русские корни, жил много лет на Афоне и там зародилась его духовная связь со старцем.

Позже Софроний покинул Святую Гору и жил в Великобритании, где основал мужской монастырь с самым строгим уставом. Впрочем, нам он известен больше своими книгами, в которых описывает свое видение христианского опыта.

В описаниях духовной борьбы и различных переживаний архимандрит Софроний вплотную подошел к той грани, за которой слова исчезают, при том, что сам слог остается достаточно простым.

А написанная им книга «Старец Силуан», может быть, главная православная книга XX века. С одной стороны, в ней во всей полноте раскрывается внешний и внутренний мир преподобного.

А с другой, житие старца стало поводом рассказать о духовной брани христианина. Борьба со страстями, борьба с помыслами, смирение, покаяние, любовь, созерцание Нетварного Света.

Важно

Архимандрит Софроний в этой книге совершил удивительное путешествие по внутреннему миру человека.

Оставил после себя записки

Одно из негласных правил Афона – не говорить о человеке как о святом, пока тот жив. Когда об этом правиле вспоминают, то чаще имеют в виду ситуацию, когда все уже признали монаха святым, но смиренно молчат.

Преподобного Силуана это правило касалось иным образом: большинство братии не смогло при жизни разглядеть в нем святого.

Силуан, по их мнению, был слишком прост и лишен видимой утонченности, чтобы казаться избранным.

Говорят, многие из братии поверили, что это был великий подвижник лишь после его смерти, когда были обнаружены его личные записи. Преподобный писал их для себя изредка, время от времени.

Удивительно само по себе, что написаны они человеком, который получил два класса образования и учил грамоту по Священному Писанию и житиям. Однако, в первую очередь, эти короткие тексты поражают своей глубиной и искренностью. Они без конца переиздаются на разных языках. Их лейтмотив: покаяние, любовь к Богу и Божия Любовь к человеку.

Вот, посмотрите:

«Любовь не зависит от времени и всегда имеет силу.

И, когда душа познает любовь Божию, тогда она ясно чувствует, что Господь нам Отец, самый родной, самый близкий, самый дорогой, самый лучший, и нет большего счастья, как любить Бога всем умом и сердцем, всей душой, как заповедал Господь, и ближнего, как самого себя.

И когда эта любовь есть в душе, тогда все радует душу, а когда она теряется, то человек не обретает покоя, и смущается, и обвиняет других в том, будто они его обидели, и не понимает, что сам виноват, – потерял любовь к Богу и осудил или возненавидел брата».

«Кто любит Господа, тот всегда Его помнит, а память Божия рождает молитву. Если не будешь помнить Господа, то и молиться не будешь, а без молитвы душа не пребудет в любви Божией, ибо чрез молитву приходит благодать Святого Духа».

«Предадимся на волю Божию и тогда увидим Промысл Божий, и даст нам Господь то, чего не ждем».

Его самое известное поучение

Совет

Как и преподобный Серафим Саровский, он специально не размышлял и не формулировал никакого «своего» учения, но все равно остался в памяти Церкви как монах, создавший свое учение. Его можно свести к одной единственной фразе-вразумлению, которое Силуан сам же получил во время очередного периода бесовских искушений: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся».

Лишь осознавая себя достойными ада и осознавая, насколько греховна по своей сути природа человеческая (и не теряя при это упования и любви к Богу), – лишь так мы выжигаем в себе страсти. «И только так, – заключал преподобный, – побеждаются враги. А когда я умом выхожу из этого огня, то помыслы снова приобретают силу»…

Был прославлен в 1988 году

В год празднования 1000-летия Крещения Руси Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил блаженного старца к лику святых. А по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Силуана Афонского внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Тропарь преподобного Силуана Афонского
глас 2

Серафимския любве ко Господу пламенный ревнителю и Иеремии, о народе плачущему, усердный подражателю, всеблаженне отче Силуане, ты бо зову Матере Господа Сил внемляй, змия греховнаго мужемудренно изрыгнул еси и в Гору Афонскую от суеты мира удалился еси,/ идеже в трудех и молитвах со слезами благодать Святаго Духа обильно стяжав, еюже сердца наша воспламени и с тобою умильно взывати укрепи: Господи мой, Жизне моя и Радосте Святая,

спаси мир и нас от всяких лютых.

Кондак преподобного Силуана Афонского
глас 2

Смиренномудрия исповедниче предивный и человеколюбия Духом Святым согреваемая доброто, Богу возлюбленне Силуане, о подвизе твоем Церковь Российская радуется, иноцы же Горы Афонския и вси христианстии людие, веселящеся, сыновнею любовию к Богу устремляются. Его же моли о нас, равноангельне боговедче,

во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим.

Источник: http://prihozhanin.msdm.ru/home/pochitat/o-tserkvi/827-siluan-afonskij-chto-nuzhno-znat-ob-etom-svyatom.html

Ссылка на основную публикацию