Житие макария римлянина новгородского, икона, мощи

Макарьева пустынь (мощи Макария Римлянина Новгородского )

Есть на нашей Земле места, на которых, как на угодниках Божиих, сияет печать Богоизбранности. Там нет того, что развлекает взоры, что пробуждает чувственность, что вносит в душу шум и смятение страстей.

И, сколько бы ни шли на них войны, ни пылали костры пожарищ и ни сгущался туман заброшенности и разрухи, снова и снова вознобновлялась молитва, вновь звучал колокол. Не мешали этому ни отдаленность, ни запустение.

Обратите внимание

Немногим известно, что примерно в 80 километрах к юго-востоку от Санкт-Петербурга, посередине между городом Любань и поселком Шапки, в очень глухом месте, на краю труднопроходимого топкого болота, покоятся мощи удивительного святого XVI века – преподобного Макария Римлянина Новгородского То обширное болото с давних пор наречено Макарьевским, и возле мощей святого некогда была тихая благодатная обитель – Макарьевская пустынь.11 октября 2005 года состоялись освящение и первая Божественная литургия во вновь построенном храме Успения Пресвятой Богородицы в Свято-Успенской Макарьевской пустыни. Срубленный в самые короткие сроки – за одно лето, – храм стал явным знаком возрождения некогда прославленной, а затем поруганной и заброшенной Макарьевской пустыни, находящейся в лесной глуши Тосненского района. Труднодоступность места – топкое болото в густом лесу, вдали от населенных пунктов, разбитая дорога – не остановили многочисленных богомольцев, добравшихся до святого места, чтобы стать участниками знаменательного события освящения храма, которое возглавил по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира настоятель Тихвинского Успенского монастыря игумен Евфимий (Шашорин). Вместе с иеродиаконом Давидом (Титовым), скитоначальником пустыни, автор нижепубликуемого очерка, уроженец поселка Шапки, многократно посещавший Макарьевскую пустынь в последние годы ее забвения, также принимал непосредственное участие в качестве диакона в первом богослужении возрожденной святыни.Протоиерей Александр СорокинЕсть на нашей Земле места, на которых, как на угодниках Божиих, сияет печать Богоизбранности. Там нет того, что развлекает взоры, что пробуждает чувственность, что вносит в душу шум и смятение страстей. И, сколько бы ни шли на них войны, ни пылали костры пожарищ и ни сгущался туман заброшенности и разрухи, снова и снова вознобновлялась молитва, вновь звучал колокол. Не мешали этому ни отдаленность, ни запустение.

Удивительная жизнь была у святого Макария! Родился он в Риме, в богатой и знатной семье, получил блестящее образование, открывающее ему замечательное будущее на поприще общественном, но он жаждал жизни созерцательной и духовной. Римский Престол утопал в то время в роскоши и распущенности и не отвечал чаяниям будущего подвижника. И Господь обратил духовные очи юноши на Восток, указав путь в совершенно неизвестную ему Святую Русь.Достигнув Свято-Троицкого монастыря преп. Александра Свирского, он стал его учеником. Тот ласково принял пришельца, присоединил его к Православию и постриг с именем Макарий. С благословения игумена, инок решил избрать путь отшельничества, определив себе для безмолвия непроходимые болотные дебри в верховьях рек Мги и Лезны. Здесь, на небольшом островке среди топкого болота, на левом берегу Мги, в одной версте от ее русла, поставил Макарий небольшую келию.…Скит преп. Александра Свирского, учителя и духовника послушника-римлянина находится на крохотном и очень живописном Святом острове Валаамского архипелага. И вот, среди бескрайней синевы Ладоги, среди могучих кряжистых сосен и монументальных скал, открытых всем ветрам, внимая этому грандиозному пафосу Божьего творения, невольно задумываешься – не в том ли заключался замысел ученика: чтобы усугубить подвиг, смирить разум и чувства, отдать предпочтение невзрачному унылому болоту с чахлыми березками. Отверг он красоту великую и простор земной ради того, чтобы в Богом данной смиренной тесноте и убожестве болот познать Господа, слышать безмолвный «глас хлада тонка», который приходит лишь к тем, кто очистил свое сердце, смирившись со всем, что Господь посылает. И исполнилось на преподобном слово Божие: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).Неведомо, сколько лет, незнаемый людьми, питаясь скудной растительной пищей, изнуряя плоть и смиряя дух, прожил здесь Макарий. Но однажды на остров забрели уставшие охотники, которые заблудились в лесах и болотах. Старец накормил их из своих скудных запасов и после молитвы и беседы, благословив, указал выход из болота. Так Господь открыл старца миру.Молва о святом подвижнике быстро разнеслась по Новгородской земле, приведя к нему многих жаждущих духовного назидания и молитвы. Он не отказывал в помощи страждущим, но известность тяготила его, и отшельник укрылся за обширным топким болотом, покинув место первоначального подвига и избрав для нового жительства небольшую возвышенность на левом берегу реки Лезны. Но и здесь Господь открыл его убежище, привлекая путников особыми знамениями благодати – то огненным столпом, ясно сияющим в ночи, то благоуханным облаком, покрывающим место подвига святого.

Вновь и вновь отыскивая старца в непроходимых дебрях, паломники слезно просили позволения навсегда поселиться при нем.

Не смея отказать в мольбах жаждущим пищи духовной и поняв волю Божию, преподобный Макарий дал согласие ревнителям подвигов и жизни иноческой поставить свои келии, чем положил начало скиту.

Первым игуменом стал сам подвижник, получивший духовный сан от святителя Макария, архиепископа Новгородского, впоследствии митрополита Московского и всея Руси. Около 1540 года братия выстроила небольшую деревянную церковь Успения.

В результате непрестанной молитвы и многолетнего духовного и телесного поста преподобный Макарий сподобился дара прозорливости и чудотворений и так, принося людям исцеления, достиг глубокой старости.

В 1550 году он вернулся на свой любимый островок – место первоначального подвига, и там на Успение (15 августа ст. стиля) предал душу Господу. Уже в XVII веке святой был канонизирован.

Память его совершается 1 февраля (19 января ст.ст.).

Обитель знала времена и расцвета, и упадка, но строгое отношение к Уставу и монашеским обетам свято соблюдалось в ней как завет преподобного. Насельники жили замкнуто, ее игумены никогда не избирались на государственные и церковные посты, их не приглашали на собрания духовно-государственные, да и помощи из казны никогда не поступало.

В смутное время Макарьевская пустынь была разорена шведами, но вновь восстановлена усердием благочестивых жертвователей. Но в 1764 году обитель упразднили как малолюдную и бедную, а храм стал приходским и приписным.

Важно

Так продолжалось до 1840 года, когда, усердием благотворителей, обитель стала быстро возрождаться и украшаться: была построена колокольня, странноприимный дом, братские корпуса, обновлена церковь и часовня с чудотворным колодцем преподобного.

В 1893 году на месте пустыни учредили «Воскресенский практически-миссионерский монастырь» для противостояния множившимся лжеучениям. Настоятелем был назначен известнейший синодальный миссионер, иеромонах Арсений, объездивший полсвета.

Воскресенский монастырь считался беднейшим среди Новгородских, из казны ничего не получал, но зато братия отличалась особенным усердием к молитве и труду. Для осушения острова трудолюбивые монахи проложили среди топей четырехкилометровую канавку, соединившую через водораздел Мгу и Лезну, сложили из обтесанных валунов точную копию Афонской горы.

Благодатное воздействие находящихся в обители святынь, размеренная и неизменная череда монастырских богослужений, а также активная миссионерская деятельность и пропаганда трезвости ее насельниками – все это привлекало сюда множество паломников. Совершались многокилометровые крестные ходы из Любани, окрестных деревень и Колпина. В Любани когда-то было подворье обители.

Неизменна и неизреченна святость.

Лишь человеческое сердце переменчиво и непостоянно: то согреется, оттает в лучах пресветлого Солнца, то остудится холодным осенним ветром, то соблазнится и разуверится, то вновь отчаянно и горячо поверит…Подобно многим русским монастырям, Макарьевская пустынь была в 1932 году насильственно закрыта, а в ее стенах устроено сначала какое-то отделение Свирьлага, затем интернат для душевнобольных инвалидов. Наступающие немцы их всех расстреляли. Последним настоятелем пустыни был замечательный подвижник, прозорливый старец, схиепископ Макарий Любанский, сполна разделивший трагическую участь русского духовенства в годы гонений за веру. После закрытия монастыря он с братией был сослан в лагерь. Освободившись в 1935 году, он поселился недалеко от Любани – в Чудово, тайно руководя своими духовными детьми, постригая и рукополагая достойных.В 1941–1943 годах Чудово находилось почти на самой линии фронта, и владыка с келейником, скрываясь в соседней деревне, жили у кого-то в избушке. И однажды видит приютившая их старушка странный сон: как будто подъезжает к избе золотая, сияющая ярче солнца карета. Восседает в той карете Всемилостивая Царица и во всеуслышание провозглашает: «Здесь у меня старец очень устал, надо ему дать отдохнуть». А на следующий день неизвестно откуда пришел католический ксендз, услышавший про православного епископа, и дал совет пробираться за Псков, в Псково-Печерский монастырь. Взяли котомочки, посохи, пошли, добрались до лавры, и там их приняли с почетом. Погиб старец от осколка снаряда в 1944 году, когда готовился к обедне.

Во время войны здесь проходили ожесточенные бои, поэтому от монастырских зданий ничего не осталось, в напитанной кровью земле лежит много «железа». Место это часто навещается «черными следопытами», которые выкапывают оружие, а найденные кости германских солдат сдают за валюту на немецкое воинское кладбище в поселке Сологубовка.

Всего же за годы минувшей войны, по некоторым оценкам, на этом участке фронта сложили головы свыше 200 тыс.

защитников нашего богохранимого Отечества, многие из них до сих пор не погребены! Будем же молиться, чтобы со временем эти останки русских воинов были преданы земле, упокоены в братских могилах, а о душах убиенных служились панихиды!

Совет

Последняя же русская кровь, как выяснилось, проливалась здесь спустя десятилетия после войны. Об этом поведал бывший военнослужащий, ныне сторож Успенского собора Киево-Печерской лавры, инвалид Петр Николаевич Нестерчук, участник разминирования пустыни.…Как нигде, начинаешь здесь понимать, что монастырь должен создаваться именно вокруг человека, который ищет совершенства духовной жизни.

Ведь такой подвижник удалялся от мира в уединенные, глухие места вовсе не для строительства обители, а для обретения Бога, ибо в мирских заботах, суете и страстях трудно постигнуть Его тайну. И проходили годы, прежде чем он достигал вхождения в то Царство Божие, которое внутри нас находится.

Пройдя этот путь Богопознания, познав на личном опыте, что Бог каждому ищущему и трудящемуся открывает в сердце то, что, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9), он становился истинным учителем духовной жизни. К такому-то духоносному старцу мало-помалу приходили и другие ищущие совершенной жизни.

Так возникала обитель, которая становилась действительным светом для окружающего мира. Житие преподобного Макария Новгородского – лучшая иллюстрация этого золотого правила монастырского устроения.И все чаще и чаще стали посещать заброшенную обитель православные христиане, радеющие об ее скорейшем восстановлении.

А в 2004 году впервые пришел в пустынь молодой чтец Димитрий Титов из Никольской церкви поселка Мги, который провел в пустыни несколько дней. Он высказал намерение с благословения священноначалия поселиться в скором будущем там насовсем. С этого события и началось возрождение обители….

Молодому подвижнику удалось увлечь идеей восстановления пустыни игумена Тихвинского Успенского монастыря отца Евфимия – вскоре тот постриг нового послушника в мантию с именем Давид, благословив на возрождение пустыни и основание там монастырского cкита, затем представил новоназначенного скитоначальника правящему архиерею для возведения в сан иеродиакона.

По трудам и молитвам отца Давида вскоре была явлена благодатная помощь – несомненное следствие молитвенного предстательства святого Макария. Понемногу нашлись средства и силы, чтобы устроить скит на месте сем святом. Церковные археологи по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, произведя раскопки, обрели святые мощи преподобного.

Но, конечно, для восстановления пустыни во всей полноте церковной жизни необходима помощь и участие избранников всего православного народа – тех, кого Господь призывает со всех концов земли на эти святые места, молитвами избранника своего, преподобного Макария Римлянина.

И не обязательно, чтобы появились «великие старцы», но чтобы подвижники – безусловно, ибо в этом существо монашества. Если о спасении души должен заботиться каждый христианин, то монашество – это стремление к духовному совершенству. А его достижение невозможно без подвига.

Обратите внимание

Сам Бог не может спасти нас без нас, и никакие святые места не помогут, если не будет правильной духовной жизни.

И если духовная жизнь будет развиваться в верующих, а одним из важнейших показателей ее является благожелательство ко всем людям, то надежда на возрождение России есть.

Монастыри и храмы – лишь средства в христианстве. А главнейшая задача христианства – в другом: в исправлении человека, в том, чтобы из нечестного и озлобленного сделать способного любить другого человека.

И только таким путем все можно восстановить, все можно построить. Ибо здоровая духовная атмосфера от христиан постепенно будет расходиться дальше, и все шире будет становиться круг людей, увидевших красоту Православия.

И тогда, вознобновится после многих лет забвения непрерывный круг монастырских богослужений, и многие и многие души уверовавших людей земли русской смогут совершить сюда паломничество и прикоснуться к вечным духовным сокровищам, которые бережно хранит для будущих поколений одна из многих великих, но неприметных святынь русского Севера – Свято-Успенская Макарьевская пустынь.

Азбука веры » священник Константин Пархоменко » Книжная полка

Источник: https://elitsy.ru/communities/95236/362343/

Мощи Макария Римлянина в Екатерининском храме

Преподобный Макарий Римлянин, Новгородский, родился в конце XV столетия в Риме в семье богатых и знатных граждан. Родители воспитали его в строгих законах религии и дали ему блестящее образование. Изучение Священного Писания и творений святых отцов было постоянным занятием будущего подвижника.

Духовный разлад западноевропейского общества и церковные нестроения побудили его идти на восток. Раздав неимущим богатство, преподобный Макарий покинул Рим.

Труден был путь подвижника. Наконец он достиг Великого Новгорода. Благолепие церквей и многочисленных монастырей новгородских поразили преподобного Макария. Паломничая по обителям новгородским, он пришел в Свирский монастырь преподобного Александра († 1533; память 30 августа/12 сентября и 17/30 апреля), где игуменствовал сам основатель обители.

Важно

Приняв здесь монашество с именем Макарий, преподобный решил навсегда затвориться в келлии. По благословению преподобного Александра Свирского инок Макарий избрал себе островок заболоченного берега реки Лензы, где срубил келлию.

Изнуряя плоть и смиряя дух, в строгих подвигах бдения, поста и беспрестанных молитв, питаясь ягодами и травами, он подвизался немалое время в полном уединении. Господь восхотел явить подвижника миру и через него привести многих к душевному спасению. Однажды Промыслом Божиим к келлии преподобного пришли охотники, заблудившиеся среди болотных топей.

Читайте также:  Молитва "верую во единого бога отца вседержителя"

Преподобный Макарий принял путников в своей келлии и поделился своей скромной пищей. Покидая его, охотники дивились смирению и уму одинокого подвижника. Молва о его святой жизни стала распространяться в округе, привлекая людей, жаждавших духовных наставлений и иноческой жизни. Преподобный не отказывал в духовной помощи страждущим, но мирская слава тяготила его.

Преподобный Макарий переселился еще далее, в глубь болота, но Господь дивным образом открыл людям его новое убежище. Своими подвигами он привлек к месту особую благодать Божию, являвшуюся окрестным жителям то в виде столпа огненного, то в виде благоуханного дыма, распространявшегося по окрестностям.

Усердно помолившись Господу, преподобный Макарий благословил ревнителей жизни иноческой ставить здесь келлии. Так было положено начало новой обители.

Вскоре была построена небольшая деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (ок. 1540 г.). Первым игуменом стал сам преподобный Макарий, возведенный в священный сан святителем Новгородским, митрополитом Макарием.

Управляя обителью в течение нескольких лет, преподобный Макарий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворения. Предчувствуя кончину, преподобный передал настоятельство одному из учеников, сам же удалился на место своего первоподвижничества.

Здесь преподобный Макарий мирно почил о Господе 15 августа во второй половине XVI века. Иноки погребли своего игумена у стены созданной им Успенской церкви.

В 1761 году при перестройке храма над могилой преподобного Макария Римлянина устроен придел в его честь.

Разоренный шведами в 1615 году, монастырь преподобного Макария Римлянина был восстановлен в XIX веке.

[В результате непрестанной молитвы и многолетнего духовного и телесного поста преподобный Макарий сподобился дара прозорливости и чудотворений и так, принося людям исцеления, достиг глубокой старости.  Уже в XVII веке святой был канонизирован. Память его совершается 1 февраля (19 января ст.ст.).

Обитель преподобного Макария знала времена и расцвета, и упадка, но строгое отношение к Уставу и монашеским обетам свято соблюдалось в ней как завет преподобного. Насельники жили замкнуто, ее игумены никогда не избирались на государственные и церковные посты, их не приглашали на собрания духовно-государственные, да и помощи из казны никогда не поступало.

Совет

Подобно многим русским монастырям, Макарьевская пустынь была в 1932 году насильственно закрыта, а в её стенах устроено сначала отделение Свирьлага, затем интернат для душевнобольных инвалидов. Во время войны здесь проходили ожесточенные бои, поэтому от монастырских зданий ничего не осталось.

В 1995 году монашеская жизнь была восстановлена иеромонахом Давидом (Титовым), и продолжалась здесь до его смерти в 2013 году.

Будучи одним из самых труднодоступных монастырей в России, Макарьевская пустынь лишь изредка посещается паломниками из Тосно и Петербурга.

Как нигде, начинаешь здесь понимать, что монастырь должен создаваться именно вокруг человека, который ищет совершенства духовной жизни. Житие преподобного Макария Новгородского – лучшая иллюстрация этого золотого правила монастырского устроения].

Молитва преподобному Макарию Римлянину, Новоградскому чудотворцу

О священная главо, земный ангеле и небесный человече, преподобне и богоносне отче Макарие! Припадаем ти с верою и любовию и молимся прилежно: яви нам смиренным и грешным святое твое заступление.

Се бо, грех ради наших, не имамы свободы чад Божиих просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе молитвенника благоприятнаго к Нему предлагаем, и просим тя со усердием многим: испроси нам у благости Его благопотребныя дары душам и телесем нашым; веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и безмятежное житие, благую христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Испроси, угодниче Божий, у Царя царствующих и Господа господствующих: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Не забуди, преподобне отче, и пустынное место подвигов твоих, но благоволи о нем и прослави е чудотворении твоими: и всех, приходящих на поклонение мощем твоим святым, от искушений диавольских и всякаго зла милостивно избави. Ей, чудотворче святый! Не лиши нас помощи твоея небесныя, но молитвами твоими вся ны приведи во пристанище спасения, и наследники яви нас всесветлаго Царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое святое отеческое заступление, во веки веков. Аминь.

https://azbyka.ru/days/sv-makarij-rimljanin

Источник: http://xn—-7sbbj3bk0auv.xn--p1ai/2018/03/02/moshhi-makariya-rimlyanina-v-ekaterininskom-xrame/

Святой, приплывший на камне: пять значимых фактов из жития прп. Антония Римлянина

16 августа Русская Православная Церковь празднует день памяти преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, приплывшего на камне из далекой Италии в Новгород, чтобы основать в новгородских землях знаменитый монастырь. «Прихожанин» решил напомнить своим читателям  наиболее значимые факты из жизни этого святого.

Икона, изображающая святого Антония Римлянина

Факт 1. Кто он, Антоний Римлянин?

Информация о новгородском чудотворце, которой мы сегодня располагаем, в большей степени основывается на житии Антония Римлянина и косвенно на материале новгородских летописей.

Житие преподобного Антония, дошедшее до нас, было написано в XVI веке, и, в свою очередь, оно опирается на оригинальное житие, написанное иноком Андреем, верным учеником и последователем Антония-чудотворца и вторым игуменом новгородского Антониева монастыря. К сожалению, этот исходный материал затерялся в веках.

Возможно, именно поэтому местами (в основном, в датах) житие прп. Антония  XVI века расходится и с новгородской летописью, и даже с некоторыми исследовательскими материалами.

В истории жизни преподобного Антония Римлянина есть несколько поистине удивительных фактов. 

Согласно житию родился Антоний в 1067 году в Риме в семье весьма состоятельных родителей-христиан. Прекрасно владея греческим, он рано стал изучать Ветхий и Новый Заветы, читал творения святых Отцов и всей душой стремился к монашескому образу жизни.

Поэтому, потеряв родителей в возрасте 18 лет, Антоний решает покинуть Рим и постричься в монахи. Он раздает половину своего имущества нищим и нуждающимся, а вторую половину помещает в бочку и бросает ее в море. После чего Антоний отправляется на поиски православных монахов.

Найдя их в какой-то отдаленной пустыни, он принимает постриг и 20 лет живет в монашеском скиту.

Когда начались гонения на христиан, монахи, принявшие к себе Антония, были вынуждены оставить пустынь. Антоний много скитался, прежде чем нашел тихое и уединенное место на берегу моря, где решил поселиться. Там он провел в молитве  год и два месяца.

 Факт 2. История с камнем

Согласно все тому же житию в этом месте имелась большая скала, выдававшаяся в море. Антоний, подобно великим монахам-столпникам, день и ночь проводит на этой скале в молитвах. На  ней он находится и 5 сентября 1106 года, когда на море начинается страшная буря.

Морские волны отрывают часть скалы, на которой стоит Антоний, и уносят в море.

Как записано в житии Антония-чудотворца, «камень же плыл по водам без руля и без кормчего, и человеческий разум не может представить, что ни скорбь, ни страх, ни уныние, ни иная какая печаль, ни голод, ни жажда не посетили преподобного; только пребывал он в мысленной молитве Богу и радовался душою».

Обратите внимание

Дальше начинаются вещи просто поразительные. Камень с Антонием не только не потонул в морской пучине, но уже спустя три дня, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы, приплыл к селу Волховскому, что находится на берегу реки Волхов в трех верстах от Новгорода.

Чтобы попасть из Италии в новгородские земли, преподобному пришлось практически обогнуть всю Европу: проплыть по Тирренскому, Средиземному, Северному и Балтийскому морям, части Атлантического океана, пройти Гибралтарский пролив и Ла-Манш, по Неве войти в Ладожское озеро и оттуда спуститься против течения (!) по реке Волхов почти к самому Новгороду. И это путешествие, на которое в те времена уходило почти полгода, камень, на котором плыл Антоний, преодолел за три дня.

Кто-то скажет, что такого быть не может. Что ж, в конце концов, это вопрос веры. Можно вспомнить, как ответил Иисус в Евангелии от Матфея на вопрос, кто же может спастись: «А Иисус воззрев сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 26).

Камень, на котором приплыл из Италии в Новгород Антоний Римлянин

Каждый паломник, приезжающий в Антониев монастырь, может увидеть этот знаменитый камень. Сойдя на сушу, Антоний оставил его на берегу Волхова.

Спустя почти 400 лет, в середине XVI века, игумен монастыря Вениамин отыскал камень и вставил его в наружную стену собора Рождества Пресвятой Богородицы. Теперь он лежит в западном притворе храма под изображением святителя Никиты.

Камень представляет собой серый валун длиной 126 см, шириной 94 см и высотой 37 см.

Факт 3. Бочонок с золотом

История с сокровищами преподобного Антония напоминает сказку из «Тысячи и одной ночи». Загадочная бочка, в которой он спрятал часть своих сокровищ и которую кинул в море, спустя год, всплыла – в прямом и переносном смыслах – в Новгороде.

Случилось это так. Однажды, спустя год после своего таинственного появления в Новгороде, Антоний пришел к рыбакам на берег реки Волхов. К тому моменту рыбаки долго и безуспешно пытались наловить рыбы. Решив, что день выдался сильно неудачный, они стали сворачивать сети.

Тогда Антоний Римлянин попросил их еще раз закинуть сети. Рыбаки отнекивались, и Антоний предложил им в уплату за еще одну попытку маленький кусочек серебра стоимостью в одну гривну, заранее попросив отдать всё, что в этот раз попадется в сети, в дом Пресвятой Богородицы.

Рыбаки вновь забросили свои сети, а Антоний стоял на берегу и молился. В этот раз в сети попалось большое количество рыбы… и бочонок, обитый железными обручами, который Антоний сразу же признал своим.

Важно

Преподобный сказал рыбакам, что отдает им всю выловленную рыбу, но бочонок, как договаривались, забирает себе. Тут же разгорелся жаркий спор: рыбаки никак не хотели отдавать бочонок, чуя в нем сокровище. Они спорили и даже обзывали Антония.

И тогда тот предложил отправиться за решением к новгородским судьям.

Рыбаки и перед судьями пытались лукавить, говоря, что бочка эта принадлежит им и что они специально ее спрятали, но растерялись, когда судьи спросили, что же в ней находится.

Тогда как преподобный Антоний уверенно заявил: «Это бочка нашего ничтожества, она предана морской воде в Риме нашими грешными руками, а положены в эту бочку церковные сосуды, золотые, и серебряные, и хрустальные, потиры и блюда, и много другого из священных церковных вещей, и золото, и серебро из имущества моих родителей – погружено это сокровище в море с той целью, чтобы оно – священные сосуды – не осквернилось от богомерзких еретиков, от бесквасных (их) бесовских жертв; а подписи на сосудах сделаны на римском языке». Когда по приказу судий бочонок открыли, там и нашли сокровища Антония.

Деньги из бочонка преподобный Антоний использовал на приобретение земли и  строительство монастыря, а золотую и серебряную утварь – для украшения и проведения служб.  

Факт 4. Основание монастыря

Известно, что, высадившись на новгородском берегу в канун Рождества Пресвятой Богородицы, Антоний Римлянин решил построить в честь этого праздника монастырь.

С этой просьбой он обратился к тогдашнему епископу Новгородскому святителю Никите Затворнику – единственному человеку, которому он рассказал историю своей жизни и путешествия на камне из Италии в Новгород. Тот благословил строительство монастыря.

Вначале при поддержке святителя Никиты Антоний Римский построил деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы, а позже, в 1117 году, было начато строительство каменного храма. Оно продолжалось два года, и строил каменный собор известный новгородский зодчий Петр.

Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Известно, что Антоний на выловленные деньги купил не только землю под строительство монастыря, но и село Волховское, а также рыбные ловли, чтобы снабжать монастырь рыбой.

Новый монастырь рос и становился известным в новгородских землях, под крыло Антония Римлянина стала быстро стекаться братия.

К сожалению, после смерти новгородского епископа Никиты Затворника у Антония возник сильный конфликт с князем Всеволодом и новым владыкой Иоанном Попьяном. Именно по этой причине Антоний почти 20 лет возглавлял монастырь, не имея сана игумена.

Совет

Лишь архиепископ Нифонт, взошедший на новгородскую кафедру в 1131 году, сделал то, что собирался сделать еще святитель Никита Затворник, – поставил Антония Римлянина игуменом монастыря.

Согласно общепринятым источникам святой Антоний Римлянин умер 3 августа 1147 года (практически в год основания Москвы). Хотя эти цифры не совпадают с теми, что указаны в его житии: если верить дошедшему до нас житию Антония Римлянина XVI века, кончина святого случилось на пять лет раньше – в 1142 году. Отходя к Господу, Антоний завещал монастырь своему верному ученику иноку Андрею.

В последующие века Антониеву монастырю приходилось видеть всякое: и радости, и беды. В 1528 году новгородский архиепископ Макарий ввел в монастыре общежительный устав.

А в 1570 году царь Иван Грозный, разгромив Новгород, казнил всех насельников монастыря вместе с настоятелем Геласием, а сохранившиеся сокровища Антония, приплывшие в бочке из Италии, увез с собой в Москву и поместил в ризницу Московского Успенского собора.

Позже, правда, царь опалу снял и даже прислал нового настоятеля игумена Кирилла (Завидова), но сокровища не вернул.

В 1740 году стараниями архиепископа Амвросия по указу императрицы Анны Иоанновны при монастыре учредили Новгородскую Духовную семинарию.

В 1918 году, с приходом к власти большевиков, Духовная семинария была закрыта, а в 1920 году Антониев монастырь был упразднен. Сегодня монастырские постройки входят в состав музея-заповедника, на той же территории находятся и некоторые факультеты Новгородского университета.  

Факт 5. Обретение мощей святого Антония Римлянина

3 августа 1597 году были обретены мощи святого Антония Римлянина: их положили в окованную серебром кипарисовую раку и разместили в приделе Антония Римлянина в соборе Рождества Пресвятой Богородицы.

Читайте также:  Рождество пророка предтечи и крестителя господня иоанна
Крышка раки, в которой находились мощи Антония Римлянинна

Достоверно известно, что после кончины Антония Римлянина возле его мощей происходило немало чудес, которые были специально записаны монастырским иноком Нифонтом в сочинении «О преложении честного и многочудесного тела».

Часто на иконах преподобного Антония Римлянина изображают держащего в руках некую загадочную траву, напоминающую осоку. Ее также называют «тростником» Антония. Считается, что с ней он приплыл на камне.

То ли эта трава росла на камне и Антоний за нее держался во время бури, то ли он ею питался в течение этих трех дней, – к сожалению, происхождение этой травы история не сохранила.  

Обратите внимание

В 1927 году в ходе антирелигиозной кампании рака святого была вскрыта, мощи переданы в музей атеизма и, как считалось, безвозвратно утеряны.

В феврале 2016 года появилась информация о том, что кандидату биологических наук Денису Пежемскому, который 20 лет изучал мощи, хранящиеся в Софийском соборе Новгорода, удалось вычленить мощи Антония Римлянина из комплекса останков. Он передал их митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву.

Петр Селинов

Источник: http://prihozhanin.msdm.ru/home/pochitat/o-tserkvi/1459-svyatoj-priplyvshij-na-kamne-5-znachimykh-faktov-iz-zhitiya-prp-antoniya-rimlyanina.html

Макарий Римлянин, Новгородский, преподобный

Преподобный Макарий Римлянин, Новгородский, родился в конце XV сто­летия в Риме в семье богатых и знатных граждан. Родители воспитали его
в стро­гих законах религии и дали ему блестящее образование. Изучение Священного Писания и творений святых отцов было постоянным занятием бу­дущего подвижника.

Духовный разлад западноевропейского общества и церковные нестроения побуди­ли его идти на восток. Раздав неимущим богатство, преподобный Ма­карий покинул Рим.

Труден был путь подвижника. Наконец он достиг Великого Новгорода. Бла­голепие церквей и многочисленных монастырей новгородских поразили пре­подобного Макария. Паломничая по обителям новгородским, он пришел
в Свирский мона­стырь преподобного Александра (+ 1533; память 30 августа/12 сентября и 17/30 апреля), где игуменствовал сам основатель обители.

Приняв здесь монашество с именем Макарий, преподобный решил навсегда затво­риться в келлии. По благословению преподобного Александра Свирского инок Макарий избрал себе островок заболоченного берега реки Лензы, где сру­­бил келлию.

Изнуряя плоть и смиряя дух, в строгих подвигах бдения, поста и беспрес­тан­ных молитв, питаясь ягодами и травами, он подвизался немалое время
в полном уеди­нении. Господь восхотел явить подвижника миру и через него при­вести многих к душевному спасению. Однажды Промыслом Божиим к келлии преподобного пришли охотники, заблудившиеся среди болотных топей.

Пре­подобный Макарий при­нял путников в своей келлии и поделился своей скром­ной пищей. Покидая его, охотники дивились смирению и уму одинокого подвиж­ника. Молва о его святой жизни стала распространяться в округе, привлекая людей, жаждавших духовных наставлений и иноческой жизни. Преподобный не отказывал в духовной помощи страждущим, но мирская слава тяготила его.

Преподобный Макарий переселился еще далее, в глубь болота, но Господь дивным образом открыл людям его новое убежище. Своими подвигами он при­влек к месту особую благодать Божию, являв­шуюся окрестным жителям то в виде столпа огненного, то в виде благоуханного дыма, распространявшегося по окрестностям.

Важно

Усердно помолившись Господу, преподобный Макарий благословил ревнителей жизни иноческой ставить здесь келлии. Так было по­ло­жено начало новой обители.

Вскоре была построена небольшая деревянная церковь в честь Успения Пре­святой Богородицы (ок. 1540 г.). Первым игуменом стал сам преподобный Макарий, возве­денный в священный сан святителем Новгородским, митро­политом Макарием.

Управляя обителью в течение нескольких лет, преподобный Макарий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворения. Предчувствуя кончину, преподобный передал настоятельство одному из учеников, сам же уда­лился на место своего первоподвижничества.

Здесь преподобный Макарий мирно почил о Господе 15 августа во второй половине XVI века.

Иноки по­гребли своего игумена у стены созданной им Успенской церкви.
В 1761 году при перестройке храма над могилой преподоб­ного Макария Рим­лянина устроен придел в его честь.

Разоренный шведами в 1615 году, монастырь преподобного Макария Рим­лянина был восстановлен в XIX веке.

Источник: http://www.saints.ru/m/makariy-rimlyanin.html

Тверская епархия

ПодробностиКатегория: Вопросы к православнымСоздано 16 Август 2017

(память 3/16 августа)

Преподобный Антоний родился в 1067 году в Риме в семье знатных и состоятельных горожан, державшихся православного исповедания. С детства он был воспитан родите­лями в христианском благочестии и преданности Святой Церкви.

В юности преподобный Антоний вследствие по­стоянных прений о вере и стремления римских пап обратить православных в латинство изучил богословие Восточной Церкви и творения святых отцов. Лишившись ро­дителей, святой Антоний решил принять монашество и покинуть Рим. Ему было 17 лет.

Раздав одну часть богато­го наследства нищим, а другую вложив в бочку и бросив в море, он всецело предал себя воле Божией и отправился в странствие по обителям, где подвизались православные монахи. В одном пустынном скиту он принял монашеский постриг и прожил там двадцать лет. Он отличался «воздер­жанием и любомудрием и смирения высокими нравы».

Покоряя плоть свою духу «терпением и постом и частыми молитвами», очищая «слезами ду­шевное око», просвещая «ум бесстрастием», украшаяся «Божественным сми­рением», он достиг высокой святости.

Гонение на православных со стороны латинян вынудило братию покинуть скит. Святой Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пус­тынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве.

Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, отторгла от берега камень, на котором стоял святой подвижник, и понесла далеко в пучину морскую.

Пребывая в глубокой молитве, преподобный Антоний не ис­пугался, но всецело предал себя Богу.

Совет

Камень чудесным образом понесло по водам; переплыв море, он вошел в устье реки и в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы остановился на берегу реки Волхова близ села Волховского, в трех верстах от Новгорода. Событие это засвидетельствовано в Новгородских летописях.

Утром преподобного Антония с удивлением обнаружили окрестные жители. Они с изумлением смотрели на чудного пришельца, который не смел сойти со своего камня, ставшего домом его и твердыней, испытанной среди бурь.

Не зная русского языка, святой Антоний на все вопросы отвечал поклонами. Три дня святой молился на камне и просил Бога открыть ему, в какой стране он находится. Затем он отправился в Новгород, где по Промыслу Божию встретил человека из иноземных купцов, который знал латинский, греческий и русский языки. От него преподобный Антоний узнал, в какой стране он находится.

С удив­лением слушал он, что пред ним Великий Новгород и Святая София, что камень его не на водах Тибра, а на Волхове, который отстоит на полугодичный путь от древнего Рима, ему же трехдневным казалось сие таинственное странст­вие на пучинах.

Вместе они вошли в собор, где священнодействовал святитель Никита, и душа пришельца, гонимого на своей родине за веру предков, испол­нилась несказанной радостью при виде благолепия службы православной, столь убогой на оставленном им Западе. Побывав в храме, святой Антоний вернулся на свой камень.

Окрестные жители стали приходить к нему за благословением. У них преподобный научился русскому языку.

Через некоторое время преподобный Антоний отправился в Новгород к святителю Новгородскому Никите (+1108; память 31 января/13 февраля,

30 апреля/13 мая и 14/27 мая), которому рассказал о своем чудесном прибытии. Святитель Никита хотел оставить преподоб­ного при кафедре, но святой Антоний испросил у него благословения жить на том месте, где определил ему Господь.

Обратите внимание

Через некоторое время святитель Никита сам побывал у преподобного Антония, ко­торый продолжал жить на камне. Осмотрев место, святитель благословил препо­добного основать здесь монастырь в честь Рож­дества Пресвятой Богоро­дицы.

Он получил у посадников место и освятил постро­енный вначале деревян­ный храм.

На следующий год рыбаки ловили рыбу недалеко от новой обители, но неудачно. По слову преподобного они забросили невод еще раз и поймали много рыбы, а также вытащили бочку, брошенную преподобным Антонием в море на родине. Святой узнал свою бочку, но рыбаки не хотели отдать ее ему.

Преподобный пред­ложил им отправиться к судьям и рассказал, что в бочке нахо­дятся преимуществен­но священные сосуды и иконы (очевидно, из домовой церкви его родителей).

Получив бочку, преподобный Антоний на имевшиеся в ней деньги купил у новго­родских посадников землю вокруг монастыря, село и рыбные ловли.

С годами обитель преподобного благоустраивалась и благоукрашалась. Вместо деревянных храмов были воздвигнуты каменные.

В 1117 году был заложен ка­мен­ный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который освятил епис­коп Новгородский Иоанн (1110—1130) в 1119 году. Не позднее 1125 года этот храм был расписан.

В это же время была построена каменная трапезная, при которой позднее соорудили храм в честь Сретения Господня.

В 1131 году преподобный Антоний по желанию братии обители был поставлен игуменом монастыря. Шестнадцать лет он управлял обителью, наставляя братию в благочестии и богоугодном житии.

Перед кончиной он назначил преемником своего ученика преподобного священноинока Андрея.

Преподобный Антоний мирно почил 3 августа 1147 года и был погребен епископом Новгородским Ниф­он­том (1130—1156) в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Важно

В 1597 году при Всероссийском Патриархе Иове (1589—1607) и Новгородском митрополите Варлааме (1592—1601), в первую пятницу после дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня), были обретены святые мощи преподобного Антония.

Обретению мощей предшествовали чудесные исцеления по молитвам преподобного. Так, например, у гробницы святого исце­лился от смертельной болезни игумен обители Кирилл (1580—1594). В благо­дарность он построил над камнем подвижника часовню.

Некий бесноватый свечник по имени Феодор пришел в монастырь и молился у камня преподобного, на котором в то время уже был написан образ святого. Ему явился преподобный Ан­тоний и сказал, что он исцелится от беса, когда приложится к камню. Так и случилось.

Исцелялись от болезни также иноки обители, когда они обращались к молитвенной помощи пре­подобного.

Однажды благочестивому иноку Антониевой обители Нифонту было видение, в котором открылась воля Божия о прославлении преподобного Антония.

По хо­да­тайству Нифонта и бывшего игумена обители Кирилла, ставшего к тому времени архимандритом Троице-Сергиевого монастыря, Святейший Патриарх Иов повелел переложить мощи преподобного Антония в новую гробницу и пос­тавить их в храме для всеобщего поклонения.

Перед открытием святых мо­щей митрополит Новгород­ский Варлаам и братия обители установили стро­гий пост и сугубые молитвы пре­подобному. Преподобный Антоний явился митро­по­литу Варлааму и благословил исполнить повеление патриарха.

1 июля 1597 года, когда разобрали гробницу над могилой, то увидели честные мощи преподобного, «яко жива лежаща». Благоуха­нием наполнился весь монастырь. Святые мощи были положены в новую гробницу рядом с местом прежнего погребения. От святых мощей происходили чудесные исцеления больных. В том же году препо­добный Антоний был прославлен в лике святых.

Совет

Ученик и преемник преподобного Антония игумен Андрей составил житие препо­добного Антония, которое в 1598 году было дополнено упоминавшимся иноком Нифонтом. Инок Нифонт составил также сказание об обретении мощей святого и похвальное слово ему. В 1168 году был напечатан первый акафист препо­добному, составленный бывшим настоятелем Антониева монастыря ар­химан­дритом Макарием.

Со времени обретения святых мощей преподобного Антония в его обители в первую пятницу после Петрова дня (в 1597 году этот день пришелся на 1 июля) соверша­лось особое торжество. Из Новгородского Софийского собора

в обитель совершал­ся крестный ход. Множество народа стекалось со всей Нов­го­родской епархии. 17 января, в день тезоименитства преподобного, в обители совершалось местное празднование в честь святого Антония.

Богослужебные сосуды, обретенные в бочке, были увезены в Москву Иоанном Грозным и хранились в ризнице Московского Успенского собора. Сохранились ду­ховная и купчая грамоты преподобного Антония, издававшиеся неоднократно. По-прежнему в Рождественском соборе Антониева монастыря в Новгороде хранит­ся камень, на котором преподобный Антоний чудесно приплыл из Рима.

http://saints.ru

Источник: https://tvereparhia.ru/publikaczii/voprosy-k-pravoslavnym/27019-zhitie-prepodobnogo-antoniya-rimlyanina-novgorodskogo-chudotvortsa

19( 01 февраля) января 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас!

?filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
2014-02-01 15:57:00filin_dimitry
filin_dimitry
2014-02-01 15:57:00Сегодня Православная Церковь чтит память:Прп. Макария Великого, Египетского (390-391). Свт. Марка Евгеника, архиеп.

Ефесского (1444). Блж. Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Прп. Макария Римлянина, Новгородского (XVI-XVII). Мц. Евфрасии девы (303). Прп. Макария Александрийского (394-395). Прп. Антония, столпника Марткопского (VI) (Груз.). Свт. Арсения, архиеп.

Керкирского (VIII). Прп. Макария, постника Печерского (XII). Прп. Макария, диакона Печерского (XIII-XIV). Обретение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652). Прп. Евфимия исп (XX) (Груз.).

Сщмч. Петра пресвитера (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1930).

Мч. Феодора (1940).

Святые дня, молите Бога о нас!

Преподобный Макарий Великий, Египетский

Родился в Египте около 301 года. С любовью и усердием послужил он своим родителям в старости, исполняя заповедь о почитании родителей, и по кончине их сделался совершенно свободным от житейских забот.

Под руководством опытного старца-инока преподобный Макарий стал проходить безмолвное иноческое житие и рукоделие.

Сначала он поселился в пустынном месте недалеко от селения, где жил, потом преподобный переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне.

Прожив три года в пустыне, он пошел к преподобному Антонию Великому (+ 356 г.), отцу египетского монашества, о котором слышал, еще живя в миру, и горел желанием его видеть. Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем.

С ним преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть «юношей-старцем», так как, едва достигнув тридцатилет-него возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком.

Здесь преподобному Макарию приходилось бороться с бесами день и ночь, и они вопили, что не могут победить его, потому что он имеет великое оружие — смирение.Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне.

Обратите внимание

В эти годы преподобный Макарий часто посещал великого Антония, получая от наставления в духовных беседах.

Вместе с двумя другими учениками преподобного Антония преподобный Макарий сподобился присутствовать при блаженной кончине его, и как некое богатейшее наследие, получил посох преподобного Антония, которым тот поддерживал в дороге свое немощное тело, удрученное старостью и постническими подвигами.

Читайте также:  Отличие протестантов от православных

Вместе с этим посохом преподобный Макарий принял сугубо и дух Антония Великого, как некогда воспринял таковой пророк Елисей после Илии пророка. Силой его духа преподобный Макарий сотворил многие дивные чудеса.

Однажды преподобный Макарий разговаривал с черепом главного языческого жреца, который рассказывал о своих мучениях и о более тяжких и лютых, постигших тех, кто познал имя Божие, но отверг Его и заповеди Его не соблюдал.По причине множества приходившего к нему народа, преподобный Макарий имел мало времени, чтобы в удалении предаваться богомыслию.

Поэтому преподобный выкопал под своей келлией глубокую пещеру, длиной около полстадии, куда и скрывался от постоянно приходящих к нему и нарушающих его богомыслие и молитву. Преподобный Макарий достиг такого дерзновения в хождении перед Богом, что по его молитве Господь воскрешал умерших.

Несмотря на такую высоту достигнутого богоподобия, он продолжал сохранять необыкновенное смирение.В годы царствования императора Валента арианина (364-378 гг.) преподобный Макарий Великий вместе с преподобным Макарием Александрийским подвергся преследованию со стороны арианского епископа Луки.

Обоих старцев схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили язычники. Там, по молитвам святых, получила исцеление дочь жреца, после чего сам жрец и все жители острова приняли святое крещение. Узнав о случившемся, арианский епископ устыдился и разрешил старцам возвратиться в свои пустыни.

Кротость, смирение и милосердие преподобного преображали души человеческие. 60 лет провел св. Макарий в мертвой для мира пустыне. Более всего времени преподобный проводил в беседе с Богом, часто пребывая в состоянии духовного восхищения. Свой обильный и подвижнический опыт авва претворил в глубокие богословские творения. 50 бесед и 7 подвижнических слов остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария Великого. Высшее благо и цель человека — соединение душ с Богом, — основная мысль в творениях преподобного Макария.Преподобный дожил до 97 лет, незадолго до кончины (+ ок. 390-391 г.) ему явились преподобные Антоний и Пахомий, сообщившие радостную весть о близким переходе его в блаженные небесные обители. Преподобный начал приготавливаться к своей смерти. Через девять дней преподобному Макарию явился Херувим со множеством Ангелов. Когда святая душа преподобного Макария была взята Херувимом и вознеслась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили, что избежал их св. Макарий.

Тропарь преподобного Макария Великого

глас 1Пустынный житель, и во плоти Ангел,/ и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Макарие,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Макария Великого

глас 1Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики,/ в земли кротких достойно водворяешися, богоносне Макарие,/ и пустыню, якоже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес,// темже тя почитаем.

Святитель Арсений Керкирский

Житие святителя Арсения Керкирского в моем рассказе тут:

http://filin-dimitry.livejournal.com/3600.html

Блаженный Феодор Новгородский, Христа ради юродивый

Важно

Родом из Новгорода, с Торговой стороны. Подражая жизни святых, св. Феодор налагал на себя строгий пост (в среду и пятницу вообще ничего не ел), часто посещал храмы Божии и подавал щедрую милость нищим. Укрепив свои силы такими богоугодными упражнениями, он принял на себя подвиг юродства. До конца жизни святой соблюдал полную нищету, не имея ни своего угла, ни теплой одежды.

Изнуряя себя постом, он всю милостыню, получаемую от почитателей-сограждан, раздавал бедным. По ночам святой обходил новгородские церкви и горячо молился за родной город. По свидетельству летописца, «не раз спасалась его земная родина от предстоявших ей зол молитвами угодника Божия».

Обличая взаимную вражду новгородцев, жителей Торговой и Софийской сторон, блаженный делал вид, что враждует с блаженным Николаем Кочановым, который подвизался на Софийской стороне. Когда блаженному Феодору случалось ходить на Софийскую сторону Волховским мостом, то блаженный Николай гнал его на Торговую, то же делал и Феодор, когда заставал Николая на своей стороне.Однажды св.

Николай, узнав, что блаженный Феодор находится на «его» стороне, стал гнать его и преследовать. «Спасаясь» от него, блаженный Феодор побежал по улицам, потом по огородам и наконец по реке Волхову, идя по воде, как по суше. Блаженный Николай продолжал погоню до половины реки, а потом бросил в убегавшего кочан капусты, вырванный перед тем в огороде.

Своей мнимой враждой святые напоминали новгородцам неблаговидность их междоусобиц, которые часто оканчивались кровопролитными столкновениями.Блаженный Феодор получил от Господа дар прозорливости и пророчества. Так он предсказал новгородцам неурожай и пожар, опустошивший улицы Торговой стороны. О времени своей кончины святой был предуведомлен через Ангела Божия и мирно почил 19 января 1392 г.

Тело его было погребено у церкви вмч. Георгия на Торговой стороне. Приходившие с верой больные получали здесь исцеления.

Тропарь Феодору, Христа ради юродивому, Новгородскому, блж.

Иже на земли Христа ради волею в буйство преложився, /мира сего красоты отнюд возненавидел еси /и, плотская играния увядив постом и жаждею и на земли леганием, /от зноя же и студени, от дождя и снега /и от прочия воздушныя тягости никогдаже уклонился еси, /душу же очистил еси добродетельми, яко злато в горниле, /отче преблаженне Феодоре, /и ныне на Небесех предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы, /но яко имея дерзновение многое, /моли Христа Бога спастися душам нашим.

Преподобный Макарий Римлянин, Новгородский

Родился в Риме в конце XV в. от благочестивых родителей. Воспитанный в строгих религиозных законах, преподобный, покинув Рим с его духовным разладом, достиг Великого Новгорода. Здесь он поступил в Свирский монастырь и принял монашество. По благословению старца преподобный Макарий поселился для безмолвия на островке реки Лензи.

Совет

В строгих подвигах бдения, поста и беспрестанных молитв, питаясь ягодами и травами, он подвизался немало времени в полном уединении.Своими подвигами преподобный привлек к месту особую благодать, привлекавшую людей, жаждущих духа наставлений и иноческой жизни и явившуюся то в виде огненного столпа, то в виде благоуханного дыма, распространявшегося по окрестности.

Вскоре на месте своих подвигов преподобный Макарий основал обитель, где стал первым игуменом. Управляя монастырем в течение нескольких лет, святой стяжал от Господа дар прозорливости и чудотворения.Мирная кончина преподобного Макария последовала 15 августа во второй половине XVI в. Тело святого было погребено в построенной им Успенской церкви.

Тропарь преподобного Макария Римлянина, Новгородского

глас 4Рим, отечество твое, оставив, в пустыню вселился еси, и тамо, в пусте месте обрет жилище себе, отбегл еси суеты мира сего, и в безмолвнем пристанищи добре направлял еси себе ко Господу. Сего ради и мы, чтущии тя, притекающе, молим тя, отче Макарие: моли о нас Господа, да помилует нас в день судный.

Ин тропарь преподобного Макария Римлянина, Новгородского

глас 4Отечество твое, ветхий Рим, оставив, во страну Российскую пришел еси, преподобне, и в пустыне блатней вселився, тамо пристанище тихое ко спасению обрел еси и безмолвное житие благоугодно провождал еси, направляя себе ко Господу молитвами непрестанными. Сего ради Христос тя возлюби и чудесы прослави, отче Макарие, явив тя пастыря добра словеснаго стада Своего. Темже и мы, притекающе к тебе, умильно глаголем: моли Прославльшаго тя спастися душам нашим.

Святая мученица Евфрасия дева

Святая мученица Евфрасия дева родилась в Никомидии в знатной семье, отличалась красотой и была христианкой. Во время Максимианова гонения на христиан правитель города принуждал Евфрасию принести жертву идолам, когда же она отказалась, приказал бить ее, а затем отдал воину на осквернение.

Святая пламенно молилась Господу, чтобы Он сохранил ее девство, и Бог услышал молитву. Святая Евфрасия предложила воину помочь ей найти траву, которая бы сохранила его от неприятельского оружия и смерти. Но трава эта, объяснила она, имеет силу только тогда, когда будет получена от девы, а не от женщины.

Воин поверил святой Евфрасии и пошел с ней в сад. Святая дева нарвала травы, какая попалась под руку, и предложила воину испытать силу ее на ней. Она положила себе траву на шею и велела воину сильно ударить мечом. Тот исполнил ее просьбу, и мудрая дева предала дух свой Богу, сохранив девственную чистоту (+ 303).

Преподобный Макарий, постник Печерский и преподобный Макарий, диакон Печерский

Преподобный Макарий, постник Печерский, в Ближних пещерах (XII), и преподобный Макарий, диакон Печерский, в Дальних пещерах (XIII – XIV), оба были диаконами. Память их положена 19 января ради тезоименитства с преподобным Макарием Египетским.

О преподобном Макарии из Дальних пещер известно, что он отличался нестяжательностью, имел великое усердие к храму Божию и постоянно упражнялся в чтении Священного Писания и посте. По преданию, он в детстве много болел, и родители дали обет Богу отдать сына в Печерский монастырь, если он выздоровеет.

Кротостью и смирением он заслужил любовь братии, которая научила его грамоте. За благочестивую жизнь он был возведен в сан диакона и при жизни имел дар чудотворений. Помимо этой памяти, у преподобного Макария из Ближних пещер еще память 28 сентября, а у преподобного Макария из Дальних пещер – 28 августа.

Общая память со всеми Печерскими чудотворцами – во 2-ю Неделю Великого поста.

Тропарь преподобного Макария, постника Печерского

глас 4Бывший нестяжателем Христа ради и Того за многия твоя добродетели в сердце твое вселивый, блаженне Макарие, молися о нас, поющих тя.

Кондак преподобного Макария, постника Печерского

глас 2Вышних ища, нижних не стяжал еси и нестяжание, яко колесницу огненну к небеси, себе уготовав, со Ангелы жити сподобился еси, Макарие славне, с нимиже Христа Бога моли о всех нас.

Тропарь преподобного Макария, диакона Печерского

глас 7От юности Христа усердне возлюбив, вдался еси Тому весь, яко непорочна жертва, и иго Его благое на себе взем, работал в нем, всечестне Макарие, спешне, темже убо молим тя: молися о душах наших.

Кондак преподобного Макария, диакона Печерского

глас 4Вдавшагося Христу Богу на служение от младенства и Тому во иночестве и диаконстве послуживша священнолепно, восхва¬ляем тя любовию, Макарие священне, и молим: яко имый дерзнове¬ние, моли Христа Бога о нас, поющих тя.

Преподобный Савва, игумен Сторожевский, Звенигородский чудотворец
(Обретение мощей)

Обратите внимание

Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский чудотворец, очень молодым пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского (+ 1392, память 5 июля и 25 сентября) и принял от него постриг в монашество. Он был одним из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия.

Под руководством этого наставника преподобный Савва научился послушанию, смирению, хранению помыслов, воздержанию и целомудрию. Преподобный любил безмолвие, поэтому избегал бесед с людьми. Он никогда не был праздным; часто плакал о нищете своей души. Святой питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу.

Подвижническая жизнь преподобного Саввы снискала ему всеобщую любовь; он был поставлен во пресвитера и назначен преподобным Сергием духовником братии. Наставления преподобного Саввы были настолько назидательны, что не только иноки, но и миряне открывали ему свои души.По благословению преподобного Сергия инок Савва стал игуменом обители Успения Божией Матери.

Ее устроил на реке Дубенке великий князь Московский благоверный Димитрий Донской в благодарность за победу над Мамаем. В 1392 году, когда преемник преподобного Сергия — игумен Никон — оставил управление монастырем и затворился в своей келлии, братия Троицкого монастыря умолили преподобного Савву вернуться в их обитель и принять игуменский жезл.

В течение шести лет преподобный Савва, прибегая к молитвенной помощи преподобного Сергия, пас порученное ему стадо. По примеру преподобного Сергия святой Савва во время игуменства молитвою извел источник воды за северной стеной монастыря.Князь Юрий Димитриевич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия, избрал преподобного Савву своим духовником.

По его просьбе преподобный основал близ Звенигорода новую обитель. Но, стремясь к уединению, преподобный Савва ушел на пустынное место — гору Сторожевскую. Там он построил деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и малую келлию для себя. Слухи о иноческих подвигах привлекли к нему многих искавших уединения и безмолвной жизни.

В 1399 году преподобный основал на Сторожевской горе монастырь и с отеческой любовью принимал всех ищущих спасения, научал их иноческому послушанию и смирению. Преподобный Савва, несмотря на преклонные годы, много потрудился при устройстве обители. Подавая пример инокам, он выполнял все необходимые работы, предостерегая всех от праздности.

Преподобный выкопал себе пещеру в версте от монастыря, в которой подолгу со слезами молился и предавался Богомыслию.За высокую добродетельную жизнь Господу угодно было прославить преподобного даром прозорливости. Перед походом князя Звенигородского Юрия Димитриевича на войну, святой старец, помолившись, благословил его и предсказал ему победу и благополучное возвращение.

Скончался святой в глубокой старости 3 декабря 1406 года. В грамоте 1539 года преподобный Савва называется чудотворцем. В середине XVI в. было составлено описание чудес. От мощей преподобного исцелялись больные и изгонялись бесы из одержимых. Несколько раз преподобный Савва Сторожевский являлся насельникам обители, молитвенно обращавшимся к нему за помощью.

Важно

Однажды преподобный Савва явился во сне игумену Сторожевской обители Дионисию, который был иконописцем. После этого видения игумен Дионисий написал первую икону святого Саввы.Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 году на Московском Соборе и совершается 3 декабря. Нетленные мощи его обретены 19 января 1652 года.

Тропарь Савве Сторожевскому, Звенигородскому

глас 8От юности божественною распаляемь ревностию, /возлюбил еси чистое житие, /презрев мира сего красная и суетная, /последовал еси твоему Богомудрому учителю, преблаженному Сергию, /в труде и бдении, в посте и подвизе: /на Сторожи явлься безмолвия ради и стражи духовныя, /недремленным на Божественней стражи предстоянием /стяжал еси ум, зряй к Богу, /и демонския козни и обстояния прозираяй: /озарение Пресвятаго Духа в себе восприем, /яко звезда пресветлая возсиял еси верным. /Темже и премудр и светозарен предстоятель /и пастырь стаду твоему явился еси, /светом твоим просвещаяй и всех, /приходящих тебе верою, отче наш Савво, /

и моли Христа Бога, да спасет души наша.

Источник: https://filin-dimitry.livejournal.com/10234.html

Ссылка на основную публикацию