Толкование библейской притчи о мытаре и фарисее

Толкование библейской притчи о мытаре и фарисее

Притча о мытаре и фарисее, как и положено притче, проста, незатейлива и наполнена глубоким смыслом. А ещё она обладает удивительным свойством не терять актуальности, невзирая на времена и эпохи, пролетевшие с тех пор, как эта коротенькая, но цепляющая за душу история была рассказана. А затем записана. А затем… Но давайте по порядку.

Подготовка к ратному подвигу

Вы пробовали выходить на боксёрский ринг? А вести борьбу с лишними килограммами или привычкой тянуть в рот сигарету за сигаретой? А бросаться в яростную битву с сорной травой, одолевшей участок, до которого месяц не доходили руки? Согласитесь, без подготовки рассчитывать на победу сложно. Огородник запасётся садовым инструментом, плотными перчатками и термосом с чаем. Борец с дурными склонностями попытается наметить план действий и изолировать возможные соблазны. Боксёр удвоит усилия на тренировках…

А как же пост? Это тоже битва, причём одна из сложнейших в жизни человека – битва с самим собой! Вступать в неё неподготовленным неразумно. Особенно когда речь идёт о строгом и длительном Великом посте! Всё так.

Оттого-то православной Церковью и установлен чётко обозначенный период подготовки к предстоящему испытанию: четыре недели, первой из которых является неделя о мытаре и фарисее.

Тех самых, из притчи, однажды рассказанной Иисусом Христом народу. Вспомним её?..

Библейский сюжет не устаревает со временем

Обратите внимание

В некий храм вошли два человека: облачённый властью, учёными знаниями и уважением людей фарисей и презренный мытарь, сборщик податей.

И первый, стоя с гордо поднятой головой – ибо стыдиться ему было нечего – благодарил Господа за то, что он, фарисей, не создан грешником. Постится положенное время, жертвует часть доходов на храм, ведёт жизнь чистую и праведную. Не то что этот мытарь!..

Мытарь же, сознавая свою греховность, стоял в стороне, не имея смелости поднять глаз, и просил об одном: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!»

Однако более оправданным перед Богом из храма вышел не преисполненный достоинств праведник, а смиренный грешник.

Чему учит нас притча, и почему из числа множества других она наряду с историей о блудном сыне удостоилась в Календаре Великого поста отдельного периода, который так и называется – неделя мытаря и фарисея?

Бог гордым противится…

Отчего фарисей, несомненно, имевший причины считать себя ревностным служителем Божьим, вернулся домой менее оправданным за свои прегрешения? Оттого что в них не каялся.

Считал слишком мелкими и незначительными по сравнению с великими заслугами, которыми так кичился, или же вовсе не замечал.

Исполненный самодовольства, он даже молитву умудрился превратить в высокопарное перечисление собственных достоинств: «Посмотри, Господи, как я хорош! Я пощусь… Я жертвую…»

Пост – время искоренения в себе фарисейской гордыни

Важно

При этом – заметьте! – в истории не говорится, что праведник не совершал добрых дел. Наверняка совершал. Наверняка достаточно, чтобы прослыть и щедрым, и добрым.

Но монета, поданная нуждающемуся не из сострадания, а ради выслуги, теряла в цене. Добро, совершённое напоказ, не шло фарисею впрок. А благодарственная молитва больше отдаляла его от Бога, чем приближала.

Не было в ней сердца, одно самолюбование…

Ты совершаешь праведные поступки, когда ходишь в церковь ради общения с Богом; соблюдаешь пост, чтобы стать лучше; творишь добро из милосердия и любви к ближнему. Но добродетели разом обесцениваются, стоит допустить в сердце мысль, что они возвышают тебя над другими.

Превращается в фарисея праведник, презрительно кривящий губы при виде человека, робко вошедшего в церковь и не знающего толком, куда поставить свечу. Становится им постник, долго и нудно пилящий родных за съеденный пирожок с мясом.

Впадает в грех фарисейства каждый из нас, начиная превозносить свои заслуги и ждать за них признания.

Не такие поступки угодны Богу. Будь иначе, в утреннее правило, предписанное для чтения всякому православному христианину, не были бы включены покаянные слова: «Господи! Милостив буди мне грешному!»

…А смиренным даёт благодать

Порой молитва грешника бывает услышана раньше слов праведника

А что же второй герой притчи? Неужто ему нечем было оправдаться перед Богом? Скорее всего, было. Мог и мытарь изредка подавать нищему монетку, а голодному – кусок хлеба. Подносить тяжёлое ведро с водой старухе-соседке. Быть почтительным сыном и верным мужем. Возможно. Мало найдётся в мире людей, которые не совершили бы ни единого доброго поступка.

Но различие между мытарем и фарисеем в том и состоит, что сборщик податей не помышлял скрупулёзно ставить себе «плюсики» за богоугодные дела – их он совершал по велению души – а горько сокрушался над дурными. Желал исправить свою жизнь. Смиренно просил о прощении грехов – без оправданий, без рисовки, без условий… И вышел из храма более оправданным, нежели напыщенный сосед.

И неслучайно во время седмицы, посвящённой воспоминаниям о молитвах мытаря и фарисея, которая в 2019 году продлится с 18 до 23 февраля, нет постных дней. Нам лишний раз напоминают: не сосредотачивайтесь на внешних, показных приметах веры! Они – лишь средство, но не цель. Зрите глубже, в собственную душу.

Видео: О мытаре и фарисее

«Мытарь и фарисей»: толкование притчи от проекта «Евангельские чтения».

Источник: http://velikij-post.ru/dni/pritcha-o-mytare-i-farisee-tolkovanie-nedelya-2017.html

О мытаре и фарисее – православный журнал “фома”

Великий пост – совершенно неповторимый период в церковном годе. Каждый день, каждая служба наполнены особым смыслом. Важнейшее место занимают евангельские чтения воскресных дней поста и подготовительных недель.

Мы попросили разных людей прочитать эти евангельские отрывки и рассказать, как они их понимают и что лично для себя выносят, в рубрике Евангелия Великого поста.

Евангелие первой подготовительной недели – притчу о мытаре и фарисее – читала вместе с “Фомой” Татьяна Касаткина, доктор филологических наук, заведующая отделом теории литературы ИМЛИ им. Горького РАН. 

«…два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 10-14).

Действующие лица

Прежде всего, нам нужно понять, кто такой мытарь и кто такой фарисей.

Мытарь, если искать ему соответствий в нашем времени, более всего похож на нынешнего коллектора: это был человек, скупавший у государства долги и налоговые обязательства населения и потом собиравший с населения эти долги с процентами, пользуясь бандитскими методами.

А фарисей – это примерно нынешний активный прихожанин: человек, регулярно посещающий храм, молящийся по уставу, убежденный, что вера – центр человеческой жизни и жить должно по законам и регламенту, определенному священным писанием.

Совет

Полагаю, что если мы это вспомним, притча уже покажется нам гораздо более неоднозначной, чем при том прочтении замыленными глазами, когда мы помним не исходный смысл слов, а лишь и именно те значения, которые развились у слов уже на основании этой притчи.

Говорят, эта притча о гордости и об уничижении гордящегося. Возможно, она говорит и об этом тоже – но не только об этом. И, возможно, она говорит об этом не так (и не то), как мы думаем.

О чем просит фарисей?

Поразительно – но он ни о чем не просит! Его молитва – это молитва благодарения, а не молитва нужды; по-видимому, он молится самой совершенной из молитв.

И он не приписывает себе заслугу своих достоинств и своей совершенной жизни – он заслугу того, что он все заповеданное исполняет, относит всецело на счет Бога. Он чувствует себя любимцем Бога, созданным иным, чем прочие люди, погрязшие во грехах и не соблюдающие закона.

Фарисей же исполняет даже больше, чем требуют закон и регламент: постится больше заповеданного и отдает больше, чем требует закон, согласно которому десятина взималась лишь с урожая и скота (а не со всего приобретенного).

Фарисей здесь является как вещь, целиком и даже с небольшим избытком заполнившая свои границы, занявшая положенные ей пределы, полностью осуществившаяся. Вещь, с которой ее Творцу как бы нечего больше делать.

О чем просит мытарь?

Мытарь просит Господа о примирении (таково целевое значение употребленного здесь глагола ʻιλάσκομαι: умилостивить, чтобы восстановить мир).

То есть – он не просит ни о чем конкретном – он просит лишь о том, чтобы снова войти в соприкосновение с Богом.

Обратите внимание

О том, чтобы та определенность его, которую он создал своими грехами и которая висит над ним, как крышка гроба, заслоняя его от неба, была снята – и ему снова открылось поле возможностей.

Фарисей благодарит за то, что он совершен, то есть – завершён – мытарь же просит о возможности начать.

Толкование в контексте

Но не будем заблуждаться – любая (даже самая правильная и хорошо оформленная) определенность сковывает человека гробницей – о чем и говорит Иисус, сравнивая фарисеев в другом месте с гробами окрашенными, красивыми, внутри которых лишь кости и прах (Мф. 23, 27).

Заметим – так удаленные части Евангелия открывают истинное значение друг друга.

Но еще больше помогают открыть значение друг друга близкие друг другу евангельские эпизоды – на первый взгляд, разрозненные и даже вызывающие в нас недовольство прерывистостью сюжетного хода.

Полагаю, в ряде случаев, плавность сюжетного хода приносилась в жертву именно смысловым стяжениям и соответствиям. Как в случае с притчей о мытаре и фарисее.

Ибо сразу за этой притчей у Луки следует эпизод о приносимых к Иисусу младенцах – и слова о том, что только приняв Царствие Божие, как дети, мы можем войти в него (Лк. 18, 17).

Пусть дети идут ко Мне. Карл Блох. Дата неизвестна

Почему нужно быть как дети?

Св. отцы, бывшие в большинстве своем монахами и детей видевшие редко, толковали этот эпизод в том смысле, что для вхождения в Царствие небесное нужна детская незлобивость, смирение и кротость. Мы, будучи мирянами, можем только удивляться тому, как детям можно приписать эти свойства.

Во всяком случае, дети ими обладают так же редко, как и взрослые. Чтобы точно понять, что здесь сказано, нужно выделить свойство, неустранимо присущее детям, конституирующее свойство «детскости». Такое свойство только одно – это способность расти. Взрослый тем и отличается от ребенка, что он уже вырос.

Таким образом, в Царствие небесное входят те, кто не потерял способности расти. В Царствие небесное врастают. А те, кто утрачивает эту способность, становятся красивыми гробами самих себя задолго до своей очевидной смерти. Господь же – не Бог мертвых, но Бог живых (Лк.

20, 38) – и Ему нечего делать с раскрашенными гробами.

Важно

В связи с этим становятся понятны и финальные слова притчи: «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Возвысивший себя сам оказался выше всех – и потому ему расти больше не нужно. Он прекратит рост, потому что уже на всех смотрит свысока. Когда все ниже тебя – это препятствие в развитии.

Унижающий себя, видящий вокруг тех, кто выше – открывает себе пространство роста и в себе – желание роста. Потому что очень интересно посмотреть – что там, на уровне тех, кто выше. Потому что когда кто-то выше – это стимул развиваться.

«Фарисей» значит «отделившийся»

Слово «фарисей» происходит от древнееврейского глагола со значением «отделяться», «обособляться». И наш фарисей чувствует себя завершенной вещью еще и в том смысле, что он «не таков, как прочие люди».

Меж тем, христианство учит нас, что каждый наш шаг навстречу Богу – это одновременно наш шаг навстречу каждому человеку, что нас рост в сторону Бога – это одновременно рост к слиянию с каждым.

Принимая в причастии кровь Христову, мы не только даем возможность течь в наших жилах крови Бога – но мы и даем простор течь в наших жилах крови всех причастившихся. В Царствие Божие «врастают», «увеличиваясь» сразу во многих направлениях, открывая в каждом ближнем Бога и открываясь Богу в каждом ближнем.

Поэтому в христианстве всего две заповеди – о любви к Богу и о любви к ближнему – и это, как мы видим, тоже заповеди роста. Любить ближнего как себя – это значит (во всяком случае – в одном из смыслов) увидеть в нем не отдельного, а тоже себя. «Дорасти» до общности с ним. Так пальцы руки могут внезапно осознать свою причастность одной ладони.

Что же мы должны вынести для себя из этой притчи?

Думаю, неверно было бы сказать по прочтении: «Благодарю тебя, Господи, что я не таков, как тот фарисей».

Мы просто должны понять, что цель мытаря – открыть новое поле возможностей – вполне может быть достигнута и средствами фарисея – то есть выполнением всех законов и регламентов – в том случае, если мы будем в них видеть средство, а не цель. Средство выхода на новый уровень – в новую степень близости и любви с людьми и Богом.

Источник: https://foma.ru/o-myitare-i-farisee.html

Притча о мытаре и фарисее — утешение неправедных

Притча о мытаре и фарисее хорошо известна, всё же приведем ее еще раз. «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

Читайте также:  Житие преподобного силуана афонского в чем помогает и от чего молятся

Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 9–14).

Совет

Для нас, современных читателей, мытарь – «хороший», фарисей – «плохой». Фарисеи – гордые, заносчивые, бездушные религиозные формалисты, а вот мытари – люди смиренные, неудивительно, что их Господь одобряет. Для нас это что-то вполне очевидное. Но современников Господа Иисуса эта притча, вероятно, возмущала и задевала.

Потому что для людей того времени дело обстояло наоборот. Фарисеи были хорошими людьми. Лучшими людьми в народе. Наиболее религиозно живой и активной его частью.

Они тщательно исследовали богооткровенный Закон Моисеев, чтобы воплощать его в жизнь во всех деталях.

То, что нам кажется глупой мелочностью, было на самом деле желанием сделать всё как положено, так, чтобы всё в жизни – и приготовление пищи, и работа, и отдых, и торговля – были подчинены Закону Божию. Фарисеи любили закон и стремились научить ему народ.

А вот мытари были людьми дурными, нравственно погибшими. Собственно мытарь – это «сборщик налогов», но нам сегодня трудно понять всю негативную насыщенность этого слова.

В древности мытарям вменялось в обязанность доставить в казну определенную сумму – а их вознаграждением было всё остальное, что они смогут выжать из людей.

Поэтому для мытарей были характерны самые грубые и жестокие злоупотребления.

Слово «мытарь» было синонимом бессовестного и бессердечного вымогателя, зачастую отнимающего последний кусок хлеба. К тому же мытари работали на ненавистных языческих оккупантов – римлян. Это были и нравственно, и религиозно оскверненные люди – полная противоположность фарисеям. Как же так получается, что мытарь идет в свой дом «более оправданным»?

Разве это не возмутительно? Разве это не аморально? Как Бог может предпочесть откровенного мерзавца честному, нравственному, глубоко религиозному человеку? Такой вопрос наверняка возникал у слушателей Господа Иисуса, возникал он и у многих других – иудеев и язычников. Как писал самый известный из античных критиков христианства Цельс: «По их учению выходит, что нечестивца, если он смирится под тяжестью бедствия, Бог примет, а праведника, если он, обладая добродетелью с самого начала, обратит свой взор ввысь, Он не примет!»

Обратите внимание

Этот вопрос задают до сих пор: что же, порядочный, честный человек, если так и умрет в нераскаянии, лишится Царства, а какой-нибудь негодяй, вор и подлец, стоит ему покаяться и уверовать, будет спасен? Да почему же? Это просто обидно! Потому что все люди – грешны и нуждаются в спасении: как те, кто ведет явно аморальную и постыдную жизнь, так и те, кто, по социальным меркам, вполне благополучен, морален, даже религиозен. Все мы – бедные грешники, не имеющие другой надежды, кроме милости Божией. Некоторым из нас легче это понять – и это как раз те, чья жизнь явно нехороша.

«Притча о мытаре и фарисее — утешение неправедных»

В житиях святых много историй о людях, весьма дурных: разбойниках, ворах, проститутках, – которых коснулась благодать Божия. С ужасом, с отвращением, с негодованием они увидели, что представляет собой их жизнь, и устремились к Богу, ища спасения. Теперь Церковь чтит их как великих святых.

Иногда человек доходит до дна, до края – и оттуда обращается к спасению. Я знал людей, которые были алкоголиками и наркоманами (некоторые совмещали то и другое), – однажды им становилось пронзительно ясно, что еще пару дней, может быть, часов, и они умрут под забором. Они стали вопиять к Богу о милости – и обрели ее.

Беда фарисея в том, что с ним всё в порядке – по крайней мере, в его глазах. Да, вот этот мытарь – образец нравственного падения, а фарисей – хороший человек, который знает об этом. Он не ищет милости Божией – он ищет признания своих заслуг.

Но реальность состоит в том, что, хотя он, вполне возможно, уважаемый и благополучный член общества, перед Богом он – жалкий грешник.

Пророк Исаия, нравственный, глубоко религиозный человек, пережив видение Бога в Храме, воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6: 5).

Как Господь говорит в Откровении: «Ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3: 17).

Когда мы, как тот фарисей, пытаемся перечислять свои заслуги и указывать на то, что мы-то лучше других, мы затворяемся от благодати Божией.

Важно

Когда мы приходим к Господу какие есть – нищие, слепые и нагие, виновные и испорченные – и открываем пред Ним наши грехи, мы обретаем милость и прощение.

Мы обнаруживаем, что мы приняты, любимы, прощены, обнадежены, – и видим, что от глупых претензий на самоправедность давно стоило отказаться.

Сергей Худиев

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/pritcha-o-mytare-i-farisee-ut/

Ледяная пустыня гордыни. Неделя о мытаре и фарисее

Притча о мытаре и фарисее

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк.

18; 10-14).

В писаниях отцов Церкви 4 и 5 века – св. Иоанна Златоустаго, Кирилла Александрийского, Астерия Амасийского мы находим беседы на неделю о Мытаре и Фарисее. В слове св.

Иоанна Златоустаго о мытаре и фарисее есть указание на церковный чин, по которому издревле порядок Евангельских чтений начинается притчею о Мытаре и Фарисее. О беседе Астерия, жившего в начале 5 века, писатели Церкви именно свидетельствуют, что она говорена была в неделю о Мытаре и Фарисее.

В 9 веке Георгий, митрополит Никодемийский, написал канон на неделю о Мытаре и Фарисее, ныне поемый Церковью в эту неделю.

Фарисеи

Фарисеи между Иудеями составляли древнюю и знаменитую секту. Они хвалились знанием и исполнением, «преданием старцев», закона устного, который, по словам их, дан был Моисею вместе с писанием.

Фарисеи  отличались тщательным исполнением внешних обрядов, они верили в духовный мир и воскресение мертвых, раздавали часто милостыню, даже в виде определенной части своих доходов, постились два дня в неделю  и поэтому от многих единоплеменников были почитаемы добродетельными и праведниками.

Мытари

Мытарями в Новом Завете назывались люди, занимавшиеся сбором податей и налогов в Древней Иудее в пользу императорской казны Рима.

Они состояли на службе у римского прокуратора Иудеи (по сути у оккупационных войск) и считались предателями иудейского народа. Они часто брали больше положенного по римскому закону, утаивая налоговые излишки в свою пользу.

За это мытари были презираемы и нелюбимы  среди иудеев, а общение с ними как минимум не приветствовалось или даже считалось грехом.

Основной смысл притчи  о мытаре и фарисее

Совет

Примером фарисея и мытаря Церковь внушает готовящимся к Великому посту, что исполнением закона и своей праведностью гордиться и хвалиться не нужно.

Молитва, пост и другие добродетели святы и спасительны, но превозносящийся ими омрачает их и не приобретает оправдания перед Богом, потому что он любуется собою. Благонадежной силой против гордости фарисейской служит «мытарево» смирение.

Для истинного  христианского благочестия нужно внешние труды поста и молитвы, «фарисейские»,  соединять с внутренним, самообличающе-кротким, «мытаревым» деланием. В этом духовном синтезе основа христианской жизни.

Великопостное назидание

Христос за все время своей земной жизни  ни разу не обличил ни блудниц, ни грешников, ни мытарей, ни разбойников, но зато множество раз укорял мнимых праведников: фарисеев,  саддукеев и им подобных.  Из всего Евангелия мы видим, что нет худшего греха, чем святая праведность в собственных глазах.

На первый взгляд  эти почитаемые праведники никого не убили, не украли, не прелюбодействовали, не уклонились в идолопоклонство, были патриотами своего Отечества. Честь им за это и хвала!  Но это – самый поверхностный взгляд.

На самом деле именно фарисеи возвели Христа на крест, именно они своим мертвым соблюдением «преданий старцев» затворяли для людей Царствие Небесное. Фарисеи  незаметно для самих себя подменили истинную духовную жизнь на лживо-религиозную, себялюбиво-законническую.

«Слепые, вожди слепых»! – обличает их Спаситель, – «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас».

Святые отцы устроили так, что каждый год Великий пост начинается с  притчи о мытаре и фарисее. Для чего? Они  говорят нам горькую правду: смертельная болезнь фарисейства сидит в человеке крепко. Исцелиться от нее – вопрос жизни и смерти для каждого из нас.

Обратите внимание

От   Господа, милосердного Врача душ и телес, мы узнаем о людях, позволившим расцвести в себе этому ядовитому чертополоху праведной годыни: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».

И это еще не все! Христос возвышает Свой Божественный голос: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония».

Болезнь эта особо опасна тем, что протекает скрытно от самого человека, зараженного фарисейством. Фарисейство стремиться поразить и уничтожить главную защитную силу нашей души – смирение.

Основной признак этой болезни – унижение других и самооправдание: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди или как этот мытарь!»  Фарисей и мытарь принесли Богу плоды своей духовной жизни: один – гордыню и осуждение, другой – смирение и покаяние. Не ледяной священной праведности, постоянно самооправдывающей себя пред Богом, ждет от нас Господь, а праведности духовной, в тихом сиянии кротости,  не находящей в себе ничего доброго и повторяющей слова молитвы: «Боже, милостив буди мне грешному».

В Евангелии апостолом Лукой сохранены горькие слова Спасителя: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Что же может так разорить в человеческих душах великое дело Христово? Фарисейская мертвая праведность, соблюдение буквы Закона без любви и радости о Господе! Эти слова были сказаны Спасителем непосредственно перед тем, как начать притчу о мытаре и фарисее. Надменная гордыня, осуждение ближних, бесчеловечность, настойчивое самооправдание и, в конце концов, упорное противление Богу будут причинами духовных бед и поражений многих из тех, кто, уверовав во Христа, пойдет хирургическим путем «фарисейства», холодного следования по лезвию Закона. Господь завершает притчу словами: «Ибо всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Они должны сиять для нас, как Вифлеемская звезда, во все дни нашей земной жизни.  «Пока человек не достигнет смирения, он не получит награды за свои труды, – говорит преподобный Ефрем Сирин. – Награда дается за смирение, а не за труды».  Для каждого христианина Великий пост  должен закончиться победой Божией над нашими грехами. С материнской заботой Церковь предлагает  нам начать великопостную подготовку  с  размышлений о мытаре, фарисее, в конечном счете  о самих себе.  

Сообразно цели приготовления к Великому посту  Церковь в неделю о Мытаре и Фарисее начинает петь трогательные песни: “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче”, “На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехами и в лености все житие мое иждих”, “Множества содеяных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго” и другие великопостные  песнопения.

Источник: http://hram-predtecha.ru/publikacii/article_post/ledyanaya-pustynya-gordyni.–pritcha-o-mytare-i-farisee.

Мытарь: значение слова в Библии и современности, притча о мытаре и фарисее, кто такие мытники в древней Руси

Словом «мытари» сейчас называют сборщиков налогов и пошлин. Это работники налоговых органов, судебные приставы, таможенники.

Кто такой мытарь

Слово пришло в русский язык из церковнославянского. При переводе Библии так назвали иудейских сборщиков податей. В современном русском языке ударение ставится на первый слог, в церковнославянском — на второй.

Происхождение слова

Представлено во всех группах славянских языков.

Есть две версии его происхождения:

  • заимствовано из древневерхненемецкого mutari;
  • образовано от общеславянского «пошлина», произошедшего от древневерхненемецкого muta (подать, пошлина).
Читайте также:  Отче наш молитва текст на русском - православные иконы и молитвы

В древнерусском языке «мыт» означал место остановки возов и лодок.

Государственные пошлины стали называть «мыто». Сборщиков — «мытниками». Таможню — «мытня», «мытница».

До нашего времени дошел договор от 911 года, заключенный между князем Олегом и Византией. Уже в нем есть упоминания о мыто.

Мытники в Древней Руси собирали с купцов плату за провоз и продажу товаров. Часто их называли лихоимцами и притеснителями.

Значение понятия в Библии

Для понимания библейских текстов необходимо знать, кто такие мытари и фарисеи.

Первые — сборщики податей в Иудее в пользу римской казны, алчные и жестокие. Сограждане презирали их за предательство.

Вторые — уважаемые народом, глубоко верующие люди, соблюдавшие все религиозные правила.

Бог милосерден ко всем. Избранный Христом апостол Матфей собирал подати.

История мытарства

В современном русском языке в память об истории мытарства осталось слово «мытарить» (мучить).

Появление мытарства

В Древнем Риме можно было купить разрешение на право собирать с населения пошлины и другие сборы. Откупщики вносили деньги в казну, а потом собирали их с населения.

Мытарство появилось, когда откупщики стали нанимать сборщиков.

Сборщики стремились побыстрее вытрясти из должников деньги. Угрожали расправой, унижали, отправляли в тюрьму.

В то время Иудея была провинцией Рима. Сборщиков податей нанимали из местного населения. Народ презирал их как прислужников иноверцев и язычников.

Важно

Сборщики брали гораздо больше положенного. Наживались за счет людей, не знавших таможенных тарифов.

В Евангелии от Матфея (Мф 5:46) они уравнены с грешниками.

Развитие и дальнейшая судьба

В Древней Руси в XII-XIII веках с появлением границ между княжествами появились таможенные заставы для контроля за перемещением товаров. Величину пошлин устанавливал князь. Мытники входили в княжескую дружину.

С купцов брали пошлину:

  • при проезде через внешние и внутренние заставы — «мыто» (сухое, водяное);
  • в городах за право торговли — «замыт».

От «мыто» произошло название подмосковного города Мытищи, где собирали пошлину при перевозе товаров через реку Яузу.

Единая таможенная политика начала складываться в Российском государстве в XVI веке. В 1653 году был принят Таможенный устав, в 1667 году — Новоторговый устав. Разрозненные сборы заменила единая система таможенных пошлин.

Сейчас таможенные платежи — важнейший источник государственного бюджета.

Современное положение

В толковых словарях кроме библейского значения есть и «сборщик мыта в Древней Руси», и «таможенник».

Похожа на мытарство деятельность современных коллекторов. Это посредники между кредитором и заемщиком, профессиональные сборщики долга за определенный процент.

Но в современном обществе так обычно называют работников налоговых органов.

Сложная система налогов и сборов обеспечивает функционирование государства. В России уплата налогов — крупнейшая экономическая и социальная проблема. Действующим законодательством (Налоговым и Уголовным кодексами) за неуплату предусмотрены наказания.

Притча о мытаре и фарисее

Притча Иисуса Христа о необходимости признания своих грехов. Упоминается в Новом Завете в Евангелии от Луки (Лк. 18-9-1).

Цель текста

Показать, что никто не должен утверждать, что праведен, и презирать других. Покаяние жизненно необходимо и явным грешникам — за их грехи, и считающим себя праведными — за их гордыню.

Суть и сюжет

«Фарисей» стало понятием, обозначающим ханжу и лицемера. Но фарисеем был апостол Павел.

Необходимо правильно понимать значение слова в Библии. «Фарисей» происходит от древнееврейского глагола, обозначавшего «отделять» (от нечистоты, от нечистых людей). Это были богобоязненные люди. Стремились точно осознать и исполнить Божий Закон.

В притче фарисей говорит себе и Богу, что соблюдает все правила. Постится дважды в неделю, отдает десятую часть дохода в жертву храму.

В своей обычной жизни фарисей, вероятно, натерпелся от беззакония. Он высказывает презрение к сборщику податей.

Сборщик раздавлен своей греховностью:

  • приходит только к порогу храма;
  • не смеет поднять глаза на небо;
  • бьет себя в грудь и искренне молится;
  • просит Бога о милости.

Притча заканчивается тем, что грешник за свое смирение перед Богом вышел из храма более оправданным (помилованным), чем праведник.

Толкование

Фарисей судит и себя, и других вместо Бога. Ему свойственны самомнение и ложная успокоенность. Но все люди — грешники перед Богом.

В церковных проповедях часто говорят о современных фарисеях, считающих себя непогрешимыми, но замечающих грехи других.

Неделя о мытаре и фарисее

Название недели происходит от евангельской притчи о них. На литургии будут читать Евангелие от Луки (Лк. 18-9-1).

Слово «неделя» на церковнославянском языке обозначает воскресенье. После этой недели (воскресенья) начинается сплошная седмица, то есть дни с понедельника по субботу, в которых нет поста.

Даты и сроки

Это первое из четырех подготовительных воскресений к Великому посту. После этого воскресенья подготовка длится три календарных недели. То есть, притча о мытаре и фарисее вспоминается православной церковью за четыре недели до праздника Пасхи — Воскресения Христова — который имеет разные даты празднования каждый год.

Даты первого подготовительного воскресенья и Великого поста в 2018 — 2020 годах по новому стилю:

  • 2018 — 28 января, с 19 февраля по 7 апреля;
  • 2019 — 17 февраля, с 11 марта по 27 апреля;
  • 2020 — 9 февраля, с 2 марта по 18 апреля.

Значение недели

Напоминает о покаянии и смирении. Смирение — это умение видеть свои недостатки и обуздывать гордыню. Это трезвость, мудрость, уважение к другим. Искреннее раскаяние грешника лучше, чем фарисейская гордыня.

Начиная с этой недели за всенощной поют «Покаяния отверзи ми двери…». Это песнопение будет на каждой воскресной всенощной вплоть до пятого воскресенья Великого поста.

В этом видео священник Александр Князюк говорит о евангельской притче и посвященной ей неделе.

Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/terminy/mytar.html

Притча о мытаре и фарисее

Между слушавшими Иисуса Христа были люди, которые о себе думали, что они праведники, превозносились и унижали других. Иисус сказал им следующую притчу:

Два человека пришли в церковь помолиться: один был фарисей, в другой – мытарь.

Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, развратники или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю в церковь десятую часть всего, что получаю».

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза к небу; но, ударяя в грудь, говорил: «Боже, милостив: будь ко мне, грешнику!» Я вам говорю, – прибавил Иисус, что мытарь, а не фарисей, пошел из церкви прощенный в дом свой, ибо всякий возвышающий себя унизится, а унижающий себя возвысится.

Гордость противна Бога; нет порока, который был бы нам вреднее гордости. Она мешает нам замечать свои собственные слабости и недостатки, а у кого их нет? Они есть и у самого лучшего человека, и потому всем нам должно с сокрушением сердечным повторять слова мытаря: Боже, милостив будь мне, грешнику!»

Притча о мытаре и фарисее читается в церкви за несколько времени перед великим постом, чтобы напомнить нам о смирении, без которого не может быть покаяния и исправления. В это же время поется и следующая церковная песнь или стихира:

Фарисеева убежим высокоглаголания, и мытареве научимся высоте глагол смиренных, покаянием взывающе: Спасе мира, о чисти рабы Твоя.

Фарисей не только гордился своими собственными добродетелями, но и презирал ближнего своего. А это грех весьма большой и противный Богу.

Совет

Как можно нам презирать брата, когда за него умер Господь Иисус Христос? К тому же у всех нас много своих недостатков, и мы не знаем, не искупает ли брат наш свои недостатки добродетелями, нам неизвестными» Будем же снисходительны в суждениях о ближнем своем, помня и нашил собственных грехах и том, сколько мы нуждаемся сами в снисхождении и милосердии.

«Что ты смотришь на спицу в глазе брата твоего, – сказал однажды Иисус, – а в своем глазе бревна не чувствуешь?», то есть что ты осуждаешь малый недостаток в ближнем твоем, между тем как не замечаешь своего собственного большого порока?

«Или, – продолжает Иисус, – как можешь сказать брату твоему: Дай, я выну спицу из глаза твоего, тогда как у тебя в глазу бревно?» «Вынь прежде бревно из своего глаза, и тогда увидишь, как вынуть спицу из глаза брата твоего». (Матф. 7, 3–5).

Перепечатано из книги: Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа. Сост. А.Н.Бахметева. М., 1894.

Митрополит Антоний Сурожский. Притча о мытаре и фарисее

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Источник: https://happy-school.ru/publ/pritchi/evangelskie_pritchi/pritcha_o_mytare_i_farisee/178-1-0-1704

Толкование притчи о фарисее и мытаре

Среди повествований из Нового Завета об Иисусе Христе выделяется библейское сказание с глубоким философским смыслом.

 Притча о мытаре и фарисее — нравоучение от святого Луки (Евангелие) о гордыне в ее неоднозначном проявлении и возможность каждого человека выйти на новый уровень сознания.

С 17 по 23 февраля в 2019 году христиане не постятся, но должны задуматься о вещах, которые оставили им для размышления высшие силы.

Притча о мытаре и фарисее — нравоучение от святого Луки (Евангелие) о гордыне в ее неоднозначном проявлении и возможность каждого человека выйти на новый уровень сознания

Содержание и духовный смысл притчи

При толковании притчи о мытаре и фарисее следует внимательно присмотреться к ее главным персонажам. Изначально может показаться, что характеры героев статичны и проповедь не имеет тайного смысла.

Мытарь — ненавистный всеми человек, который зарабатывает свой капитал на чужой финансовой безысходности. Для большего понятия его профессии можно сравнить дельца с современным коллектором. В своем бизнесе он преуспевал, потому что удачно приобретал чужие денежные обязательства. Первое впечатление от персонажа — как таких подлецов земля носит.

Фарисей — натура набожная настолько, что его самого изумляет факт собственного совершенства. Молитва для него не является минутным делом, потому что священные слова он готов произносить сутками. Фарисей понимает для себя, что его служение Богу на много ступеней выше, чем поклонение Всевышнему остальными грешными людьми.

Мытарь — ненавистный всеми человек, Фарисей — натура очень набожная

Сюжет предельно ясен, но точную и мудрую его трактовку дал св. Николай Сербский.

 Слова воззвания к Богу фарисей произносит с подоплекой, что он — святитель на земле без единого прегрешения. Молитва благочестивца более похожа на бахвальство о своем совершенстве, чего церковь никогда не поощряла.

Гордыня — грех меньший, чем убийство, но обладающий не меньшей разрушительной силой.

Притча про мытаря и фарисея толкование имеет однозначное: не делать очевидного зла, но обходить с брезгливостью менее благочестивых людей — преступление перед Богом и самим собой.

Если представить обоих героев в житейской ситуации, то симпатии или антипатии к ним могут кардинально измениться. Не исключено, что благочестивец честно платит пошлину и никого не обманывает.

Однако большое сомнение вызывает предположение, что мытарь и фарисей с одинаковой охотой подойдут к нищему оборванцу, умирающему от голода.

Обратите внимание

Вышибала долгов с такой мукой и надеждой просил прощения у Бога за все причиненное людям зло, что его молитва однозначно дошла до Всевышнего.

Детальный перечень совершенств фарисея Владыка небесный приравнял к неповиновению, которое уничтожило последний шанс гордеца познать новую ступень к самосовершенствованию.

Молитва фарисея и мытаря показала еще один важный изъян в людском сознании. Книжники, которые считались главными знатоками Святого писания, в большинстве своем ничем не отличались от фарисея. Их вера доходила до фанатизма, но заканчивалась не прямым диалогом с Богом, а презрением к менее праведным людям.

Как себя вести перед Великим постом

На сплошную седмицу нужно в течение трех недель успеть совершить следующие действия:

На сплошную седмицу нужно в течение трех недель успеть совершить определенные действия

  • покаяться в совершении добрых дел напоказ и за хвальбу о благотворительности;
  • попросить прощения у Всевышнего за самолюбование во время прочтения вознесений к нему;
  • начинать прошение о милости в храме с покаяния мытаря:
  • не соблюдать пост из желания продемонстрировать показную веру.

Неделя мытаря и фарисея в течение 21 дня до Великого поста не означает соблюдение рекомендаций только в этот период. Следует понять главное — благочестие не должно перерастать в желании поставить себя на одну ступень с Богом.

Главные сомнения о неделе мытаря и фарисея

Христиане знают многое о ритуалах и обычаях на великие церковные праздники. Однако их правильное толкование таких дат редко дополняется сведениями о неделе мытаря и фарисея.

Можно ли жениться за три недели перед Великим Постом

Желающие пойти под венец хотят знать, можно ли вступать в священные узы брака за три недели до Великого поста. В этом случае все зависит от служителя церкви, к которому жених и невеста обратились с подобной просьбой.

Некоторые священники, придерживаясь традиции, отказывают в венчании на сплошной седмице.

Однако в Библии нет четкого запрета по этому поводу, поэтому большинство служителей храма не видят препятствий для соединения двух любящих сердец под сводами Божьей обители.

Работники ЗАГСа свой рабочий график подстраивают под великие церковные праздники только тогда, когда они совпадают с официальными выходными.

Вступать в священные узы брака за три недели до Великого поста можно

Следовательно, жениться в этот период можно. Если откажут в просьбе в первой церкви, то стоит потратить время и найти более лояльно настроенного священника.

Нужно ли читать притчу детям

В этом случае ответом станет утверждение, что не можно, а нужно. Библия четко определяет разницу в духовной сущности разных по возрасту поколений. Принято считать, что детская душа освящена крылом и поцелуем ангела.

Однако даже у маленького ребенка уже складывается свой характер, который иногда сложно назвать покладистым.

Особой привилегией дети наделены перед Богом по причине их возможности расти и развиваться как физически, так и духовно.

Важно

Текст притчи и его значение могут быть непонятны ребенку. В этом случае на помощь придет более упрощенная версия библейского повествования, которую без проблем все желающие находят на различных христианских сайтах.

Неделя о мытаре и фарисее в 2019 году — очередной шанс оставить повседневные дела и заглянуть себе в душу. Слова нравоучения с тонким смыслом являются посланием высших сил к людям. Нужно просто понять их смысл, чтобы на чужих ошибках не совершать свои прегрешения.

Читайте также:  Молитва архангелу гавриилу - православные иконы и молитвы

Источник: https://PortalMaga.ru/prazdniki/mytare-i-farisee

Всё ли нам понятно в притче о мытаре и фарисее?

Неужели лучше оставаться грешником, осознавая свое бедствие, чем творить добрые дела? Как притча о мытаре и фарисее связана с притчей о десяти девах? И что значит ответ праведников на Страшном суде?

Когда знаменитый Галилей обосновал коперниковскую гелиоцентрическую модель устройства Вселенной и оказалось, что не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца «бегает», на современное ему научное и религиозное общество это произвело эффект «разорвавшейся бомбы». Больше даже на религиозную среду.

Не столько ученые, сколько Католическая церковь ополчилась тогда на Галилея: гелиоцентрическая модель Вселенной, по мнению церковных деятелей, противоречила тексту 103-го псалма, 1-й главе Книги Экклезиаста, а также эпизоду из Книги Иисуса Навина, где говорится о неподвижности Земли и движении Солнца (см.: Нав. 10: 12).

Галилей был признан «сильно заподозренным в ереси» и предан церковному суду…

Притча Христова о мытаре и фарисее, о которой пойдет сегодня речь, в некотором смысле подобна «Диалогу о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой» Галилея.

Как «Диалог», так и притча совершают решительный переворот в сознании современников, только последняя делает это не в астрономии, а в области, как мы бы сейчас сказали, нравственного богословия и касается иной вселенной – внутреннего мира человека.

Давайте рассудим. Основные религиозно-нравственные системы и интуиции дохристианского человечества, включая и ветхозаветный декалог, полагали благо для человека исключительно в исполнении формального добра. Иными словами, «делай добрые дела и получишь благо».

Функция таких представлений о благе вполне ясна и оправданна. Она состояла в детоводительстве ко Христу. Неспособное вместить нормы высшей христианской нравственности, человечество до Христа обучалось азбучным нравственным истинам.

Чая в лице своих лучших сынов «высшей математики», обучалось «алгебре»…

Совет

Но наступило время Мессии, Который приносит во многом новые представления о добре и зле. Он, предназначенный «на падение и восстание многих во Израиле», говорит о том, что оправдание от Бога обретается не столько в области совершения тех или иных добрых дел, сколько в области самовоззрения человека.

Эту «по-галилейски» революционную для тогдашнего иудейского общества истину Христос наиболее ярко и понятно открывает в притче о мытаре и фарисее. Перед взором слушающего предстают два совершенно различных по своему духовному состоянию человека.

Об одном из них, респектабельном, по наружности добродетельном и благочестивом, говорится подробнее (обратим на это внимание). Он, стоя в храме, начинает свою молитву к Богу с благодарности Ему за то, что он не такой, как все прочие люди, «грабители, обидчики, прелюбодеи», или как тот мытарь, который стоял в храме недалеко от него.

Он дает десятину от всего, что приобретает, и постится два раза в неделю.

Мытарь же, стоящий недалеко от него, не смел даже глаз поднять к небу, ударяя себя в грудь (знак сердечного сокрушения), и лишь просил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!» Но именно он пошел в дом свой оправданным от Бога в отличие от фарисея, который, по толкованию отцов, оправдания не получил.

Один покаянный вздох мытаря при его грехах оказался в очах Божиих достаточным к оправданию, а фарисей не получил оправдания при всех своих «добрых» делах! Почему же добрые дела фарисея взяты в кавычки? Разве отдавать десятину не доброе дело? Разве поститься не доброе дело? Оставим пока эти вопросы без ответа. Лишь подчеркнем здесь ярче главную мысль притчи: оправдан перед Богом не тот, кто совершает много добрых дел, а тот, кто считает себя окаянным грешником перед Богом, недостойным Его милостей.

Мысль о том, что достойным милости от Бога оказывается не совершивший множество дел, а сокрушенный сердцем, поразила современников Христа. Она разрушала веками складывавшиеся представления иудеев о том, что праведен перед Богом тот, кто до мелочей исполняет все предписания Закона и предания старцев.

Вместо же этого им предлагалось молитвенное воздеяние рук сокрушенного сердцем человека как средство оправдания перед Богом. Неслыханно! Однако эта притча поразила не только современников Христа. Она поразит и нас, если мы начнем серьезно ее осмыслять.

Попробуем задать себе вопрос: а действительно ли нам всё понятно в этой притче? Мы, наверное, поймем, что не только не все понятно, но и возникает множество вопросов. Например, неужели лучше оставаться грешником, просто осознавая свое бедствие, чем творить добрые дела, осознавая это и благодаря Бога? Непонятно.

Обратите внимание

Или, получается, что для оправдания от Бога добрые дела не нужны, они могут быть даже вредны, а лучше просто сокрушаться перед Богом о своей греховности? За что же тогда награждать праведника, и кто вообще тогда «праведник»? Тоже непонятно.

Хорошо, что эти вопросы есть, они говорят о том, что нам действительно хочется осмыслить и понять эту притчу. И мы, Господу поспешствующу, обязательно найдем на них ответы.

И, во-первых, попробуем понять, почему оправдался смиривший себя перед Богом мытарь, а не велеречивый фарисей.

Ответ мы находим у преподобного Исаака Сирина, написавшего в своем подвижническом слове: «Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно оскудеет, то первые (добродетель и труд ради нее) будут напрасны»[1].

Иными словами, правильно совершаемые добрые дела, а под ними мы понимаем, в первую очередь, исполнение заповедей Христовых, должны приводить человека к смирению, осознанию себя непотребным грешником. И именно родившееся в душе смирение привлекает к нам благодать Божию, оправдывающую нас.

Об этом говорит нам и другая замечательная притча, та, что о десяти девах. Эта притча намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Она не только о том, что добродетель должна наполнять наше сердце к моменту прихода Жениха. Она и о том, что спасают нас лишь те добрые дела, которые претворились в наших сердцах в Божественную благодать.

Попробую пояснить свою мысль. Вспомним, что из десяти дев пять были разумными – те, у кого было достаточно елея в светильниках, и пять юродивыми, у которых светильники угасали за недостатком елея. Вещество – елей – выбрано в этой притче не случайно. Елей – вторичный продукт, продукт переработки семени.

Если семя переработано правильно, то получится хорошее масло, если же нет, то ничего не получится. Так и в душе человека. Семя – то же, что добрые дела, творимые нами, а елей – благодать Божия, обретающаяся в сердце человека как плод «переработки» добрых дел! Спасают не сами дела, а благодать Божия.

Важно

И как семя можно испортить и никакого елея не будет, так и добрые дела, совершаемые неверно, не дадут душе человека благодатного плода!

Однако что означает «правильно совершаемые добрые дела»? Неужели мы ошибаемся, когда считаем, что дело может быть либо добрым, либо злым, и ставим здесь точку? Оказывается, ошибаемся.

Оказывается, суть здесь не в том, каково благое дело по своей форме и содержанию, а в том, с каким духовным устроением человек его совершает.

И правильное устроение, по слову Самого Господа, таково: «Вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10). «Все, что бы ты ни делал, – комментирует эти слова Господа святитель Феофан Затворник, – почитай должным.

Ты должен был все то сделать. Если бы не сделал, подвергся бы наказанию, а что сделал, тут не за что награждать, ничего особенного не явил ты»[2]. Итак, постишься ты? Хорошо. Но если, постясь, считаешь, что совершаешь добродетель, а не нечто для тебя необходимое, благодати не жди. Творишь милостыню? Похвально.

Но если при этом ожидаешь награды, то ты подобен фарисею, ушедшему из храма осужденным. Ибо и он не понял, что лишь в какой-то мере исполнил то, что должен был исполнить, и «вписал» себе это в заслугу перед Богом, отчего и родилось в его душе самомнение. А без смирения, как мы уже поняли, напрасны все труды и все добродетели.

Итак, с фарисеем вроде бы все понятно, но чем похвален мытарь? Ведь его «достоинство», как кажется, лишь в том, что, проводя греховную жизнь, он вполне отдавал себе отчет в этом.

Достаточно, получается, оставаясь грешником, просто сокрушаться перед Богом, что ты грешник, и уже не заботиться о нравственном качестве своей жизни? Так? Ну, разумеется, не так. Евангелие не хвалит мытаря за его жизнь, а обращает наше внимание на его верное духовное устроение.

Совет

Лишь покаяние и смиренное осознание своего недостоинства – условие обретения благодати и залог оправдания человека перед Богом. А вот обретается такое устроение как раз на пути исполнения заповедей Христовых, а отнюдь не на «почивании на лаврах».

Об этом говорит преподобный Симеон Новый Богослов: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи»[3]. Как понять этот тезис? Так, что свою духовную немощь может познать лишь тот, кто с усердием стремится жить по заповедям.

Представьте себе человека, со всею решимостью и тщательностью положившего с сего дня исполнять все заповеди Христовы: никого не осуждать, кроме себя; любить своих врагов, то есть благословлять их, делать им добро и пр.

; никогда ни на кого не раздражаться, не пустословить, не угождать чреву, никогда не проводить праздно время. Представили? А теперь скажите мне, что поймет такой человек через пару деньков? Правильно. Поймет, что он не то что все заповеди, а ни одной не может совершить достойно.

Поймет, что таких сил у него просто нет и их надо искать у Того, у Кого они точно есть. Поняв это, он вскоре поймет и то, что не только заповеди совершать, но и грехов не совершать он не может без Того, Кого мы только что упомянули. Он поймет, что вообще ничего не может без Него.

Только познав это и ощутив, он сможет возопить вместе с мытарем: «Боже, милостив будь ко мне, грешному» – и сподобиться благодати. Все святые прошли этим путем и угодили Богу.

Со всем усердием стремясь жить по заповедям, они видели крайний недостаток своих собственных усилий, обращались с молитвой к Богу и получали в своей борьбе Божественную помощь. Но получив ее, уже не забывали своих самостоятельных бесплодных потуг и Того, Кому нужно приписывать победу.

И все же непросто нам понять, почему награду получат не столько деятельные добродетели, сколько смиренное понятие о самом себе. Вот и притча о Страшном суде говорит как будто об обратном.

Благословенными в ней названы те, кто накормил голодного, одел нагого, приютил странника, посетил больного и заключенного. И невозможно здесь о чем-то спорить, ведь и эта притча исходит из уст нашего Господа.

Обратите внимание

Однако и в этой притче есть один малозаметный, но отнюдь не случайный нюанс, лишь подтверждающий нашу основную мысль.

Помните, как «благословенные» спрашивают Царя: «Где мы видели Тебя, Господи, и послужили Тебе»? В чем заключался этот вопрос? Это были праведники-христиане, знавшие учение Христа и то, что служащие братии служат Ему Самому. И все же они не помнили, чтобы где-то послужили братии.

Поскольку заподозрить праведников в лукавстве, да еще на Страшном суде представляется совершенно нелепым, то остается только одно. Они, совершившие все добродетели, не видели в них своей заслуги, забывали о них и искренне считали себя ничего не совершившими. Святые не понимали самих себя! Этим только и можно объяснить тот феномен, что самые глубокие покаянные молитвы составили от своего имени преподобные и богоносные отцы.

И последнее. Благодарность Богу не всегда угодна Ему. О словах благодарности, с какой начинает свою молитву фарисей, наше богослужение говорит: «Сей же величашеся, вопия: “Боже, благодарю Тя!” – и прочие безумные глаголы»[4].

Святитель Игнатий о благодарности фарисея пишет: «Фарисей в самообольщении своем приносит за свое душевное состояние хвалу Богу. Он скрывает свое превозношение, и оно скрывается от него под личиною благодарения Богу»[5]. Подобное превозношение, скрывающееся за личиной благодарения Богу, встречается порой и сейчас.

А как еще интерпретировать, например, благодарение Богу боксера, отправившего в нокаут соперника? Или, с позволения сказать, предпринимателя, отбившего у конкурента «кусок пирога» и затем приходящего в церковь благодарить за это Бога? Или прохиндея, всеми правдами и неправдами пролезшего во власть и потом «отслужившего» благодарственный молебен в церкви? Не всякая благодарность приятна Богу, а иная, думается, и вовсе «собирает пепел» на главу «благодарного»…

И все же и фарисей не лишен своей благой части. Не случайно же Господь говорит о нем подробней.

Свои больные места – самомнение, превозношение, осуждение ближнего – он обнаружил во время своей молитвы к Богу, и происходит это в притче для нашей пользы.

Важно

Притча о мытаре и фарисее для всякого христианина – шанс увидеть «фарисея» в себе и, покаявшись, стать «мытарем». И этот шанс никак нельзя упустить.

Священник Димитрий Выдумкин
Православие.Ru

[1] См.: Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. Слово 34. О тех, которые живут наиболее близко к Богу и проводят дни свои в жизни ведения.
[2] См.: Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года.
[3] Цит.

по: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Поучение 1-е в неделю по Богоявлении. О покаянии.
[4] Великий Покаянный Канон преподобного Андрея Критского.
[5] Цит. по: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). М., 2008. С.

265.

Просмотрено (108) раз

Источник: http://voskrcerkov.ru/2016/02/20/vsyo-li-nam-ponyatno-v-pritche-o-mytare-i-farisee/

Ссылка на основную публикацию