Святой христофор псеглавец: житие, икона, молитва

Мученик Христофор – самый необычный святой в христианстве (21 фото), интересно,иконы,мученик,христофор : Развлекательный портал [ RJEVSKYCOM ]

Далее слова автора:

РОГОЖСКАЯ РИЗНИЦА Святой мученик Христофор. г. Ветка. Конец XVIII в. Дерево, левкас, темпера. 44,9х37,6 см.

На тыльной стороне надпись киноварью: «В домъ Алезандра Дими/трiева Шышкина».

Мученик Христофор представлен псоглавым, по пояс, в повороте влево. На левом плече тонкое красное копье, которое он придерживает левой рукой, правая рука поднята в двуперстии. Человеческие глаза смотрят на зрителя, коричневые волосы длинными локонами ниспадают на плечи.

Доспех, застежка плаща и наконечник копья золотые, с черневым рисунком по тому же листовому золоту, которое покрывает также нимб святого, фон и поля иконы. Личное письмо исполнено обычным санкирным приемом: на светло-коричневую подложку кладется более светлое красноватое охрение с последующими высветлениями. В результате передается смуглый цвет кожи.

Мастеру удается придать звериной личине благостное умильно-доверчивое выражение. В моделировке тканей ощутима зависимость от стилистики барокко и рококо. На плаще рисунок и притенения складок коричнево-малиновые, завершающие высветления исполнены золотопробельным приемом. В верхней части средника надпись: «С(ВЯ)ТЫЙ МУ(ЧЕНИК) ХРИСТОФОРЪ».

Колорит иконы строится на сочетании малинового тона плаща с голубым тоном рубахи святого и с коричневым тоном личного. Плотное желтое золото служит их объединению и созданию условной глубины. Работа мастера цветом, приемы моделировки формы, а также цвет и ритм полосок, составляющих обрамление средника и всей иконы, характерны для иконописи Ветки конца XVIII в.В.М.

Сорокатый.

Редкий кадр

Обратите внимание

При входе в Покровский храм имеется еще одна практически неизвестная икона с образом св. Христофора.Святой мученик Христофор изображён в числе мучениковПоследним веским аргументом к организации исследования оказалось письмо читателя сайта “Старове”:”Вечер добрый! Был сегодня в магазине церковной утвари и икон “Софрино” РПЦ МП.

Хотел заказать образ мученика Христофора древнего письма (с пёсьей головой). Мне говорят: “Изображение не каноническое. Запрещено Святейшим Синодом в XVIII веке. Не всё, что есть в интернете, правильно.

Истинное изображение – такое…” (и показывают мне на своём компьютере мученика Христофора в образе человека, несущего на плечах Богомладенца). Я отвечаю: “Собор 1971 г. отменил все клятвы на старые обряды, каноны, иконы и снял анафемы со старообрядцев.

Подобное написание Христофора до сих пор используется во многих поместных Православных Церквях”. Мне отвечают: “Это не наше дело. Духовник завода запретил изготавливать. То, что Вы хотите – кощунство. Не знаем, где и как Вы будете такую икону заказывать, кто Вам её будет делать, но истинное изображение только у нас”.

Вот так вот…

“Яко не бывшими” стали не клятвы, а постановления Собора 1971 г. и всех последующих Соборов РПЦ. Речь идёт о магазине художественно-производственного предприятия “Софрино” РПЦ МП. В Москве два фирменных магазина:

1) на Кропоткинской (центральный); 2) в Сокольниках (на территории Храма Воскресения Христова), где я и пытался сделать заказ.”Никоново-Петровские “новины” в действии: “исправленный” образ св. мученика Христофора поверх древней фрески в ЯрославлеВ основу данной заметки легло научное исследование С.К. Черновой – ведущего специалиста Череповецкого музейного объединения.В Череповце также хранится изображение св. мученика Христофора Псеглавца, датированное 17 веком, однако это не единственное место, где заинтересовались историей необычного образа. Блогер carabaas делится историей появления образа св. мученика Христофора с собачьей головой из коллекции икон Ростовского музея:В Ростовском музее эта икона эта находится изначально, и попала туда по распоряжению новообрядческого Архиепископа Ионафана (благословением которого был создан сам музей в 1883 г.). Предыстория появления иконы была описана в Епархиальных Ведомостях так:“При обозрении в августе 1880 г. епархиальных церквей Его Высокопреосвященством в церкви села “Богородского в Осеку” усмотрена была между прочим икона мученика Христофора, в рост человека, с головой животного, а именно песьей. Владыка заметил причту все неприличие в храме таковой иконы и приказал оную вынесть из храма”…

Христофор – святой мученик, почитаемый Православной и Католической церквями, живший, по преданию, в 3 веке н.э.

Житие святого Христофора, распространявшееся на Кипре и позднее на Руси, гласит, что святой был очень красив, но, дабы избежать соблазна, упросил Господа обезобразить его внешность.

Этой версии придерживаются и современные богословы, а также Рогожские старожилы, подчеркивая изначальную обычность святого и в то же время «примиряясь с внедрившимся в столетия мифологизированным русским обликом святого». (цитата из Энциклопедии «Мифы народов мира». М., 1982. Т. 2, С. 604).

Примеры традиционного изображения св. муч. Христофора

Восточная традиция почитания св. мч. Христофора

Предание восточной традиции гласит (см.: Жития святых, на русском языке. С. 290; Минея – Май. Ч. 1, С. 363), что в годы правления императора Деция Траяна, человек, носивший имя Репрев, был захвачен во время боя с племенами в восточном Египте. Это был человек огромного роста, киноцефал (т.е. с пёсьей головой), как и все представители его племени.Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. Император Деций прислал за ним 200 воинов. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел, по молитве его умножились хлеба, подобно умножению хлебов Спасителем в пустыне.

Святой Христофор. Греческая икона. Константинополь

Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом Вавилой. После крещения Репрев получил имя «Христофор».

Когда Христофор был приведен к императору, тот призвал двух женщин-блудниц и приказал им склонить святого отречься от Христа, но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами. Деций приговорил Христофора к казни, и после жестоких истязаний мученику остекли голову. (см.

: Жития святых, на русском языке. С.290). Одним из чудеммучеников было то, что он остался невредимым после того, как император приказал поместить его в раскалённый медный ящик.

Святой Христофор. Греческая икона. 18 век

В Антиохии память мученика начали почитать не сразу после кончины, но некоторое время спустя, так что даже его подлинное имя забылось и было заменено почетным званием Христоносец (Christophoros). Это вполне понятно, так как святой не был членом местной Церкви, но был иноземцем, служившим в специальной когорте римской армии в Сирии. Тем более, что Христофора крестил не антиохийский епископ, а находившийся в изгнании александрийский пресвитер Петр, который после казни выкупил тело святого и переправил на родину.В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (фрески Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе в Гереме, Турция, Х – XI вв.), в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.).Святой Христофор. Греческая иконаИкона из Егорьевского историко-художественного музея

Святые Христофор и Георгий поражают змей. Терракота. Виника. Македония. 6-7 вв

Святой Христофор и Ярославские чудотворцы. Русская икона. 18 век. ГИМСвятой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-ПетербургСовременный образ св.Христофора, созданный под влиянием католических легенд

Старообрядческая житийная икона святого Христофора

Святой Христофор с волчьей головой. Лубочная картинкаПоздние варианты написания главы св. мученика Христофора на РусиСвятые Флор, Лавр и Христофор. Пермская икона.1888Современная икона св. Христофора Псеглавца

Важно

В России же почитание Святого Христофора не столь распространенное, и на иконах, продающихся в церковных лавках РПЦ МП можно встретить лишь изображение Святого в человеческом обличье с Божественным Младенцем на плечах.

Образ Христофора-Киноцефала в неизменном виде почитается лишь в среде старообрядческой Церкви и остался лишь на тех редких иконах и храмовых росписях, которые не успели «отмодерировать» новообрядцы.

Источник: http://rjevsky.com/Post?ps=18313

Святой Христофор – святой с собачьей головой

    Чем больше увлекаешься культурологией и религиоведением, тем больше зарываешься в огромном количестве информации. Но благодаря этому постоянно всплывают очень интересные факты и истории. Про одну такую история, которая лично меня очень заинтересовала, сегодня и расскажу. Речь пойдет об очень странном святом, которого раньше изображали в виде …

собаки. Точнее не собаки, а киноцефала. Причем святой этот канонизирован как православной, так и католической церквями, поэтому про него стоит немного рассказать поподробнее. Зовут его святой Христофор.Православная икона    Согласно восточной традиции, этот святой жил в третьем веке и звали его Репрев.

Происходил он из области Мармарика, что в Ливийской пустыне. В одном из боев его захватили в плен римские солдаты, но после этого он служил у римлян в специальном подразделинии, состоящем только из берберов.    Это был человек огромного роста и ужасающего поведения, он был киноцефалом (с пёсьей головой), как и все представители его племени.

Другой вариант возникновения его собачьей головы (эта легенда появилась на Кипре) — святой был очень красив, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность.

    Более вероятная, конечно, первый вариант, согласно которому, видимо, он просто был очень страшен собой, отчего его ассоциировали с собакой (вспоминаем Пса из Игры Престолов?).

Полностью его историю рассказывать я тут не буду, кому интересно, можно почитать на Вики.

  Скажу лишь, что он, как и большинство святых того времени, очень успешно проповедовал, что и что и поплатился жизнью (Император приказал бросить мученика в раскалённый медный ящик. Однако святой Христофор не испытывал страданий и остался невредим. После многих жестоких истязаний мученику наконец отсекли голову мечом)

Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

    В западнохристианской иконографии святого, имя которого буквально переводится как «Христоносец», изображают как великана, несущего на своих плечах Младенца Христа.

В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Когда он однажды переносил через реку ребенка, то ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир.

Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос.

Совет

Традиция изображения Христофора как высокого мужчины с Младенцем в западной средневековой скульптуре, книжной миниатюре, а также живописи более позднего времени устойчива.1. Дирк Баутс. Святой Христофор. Левая створка триптиха. 1467–1468 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен2. Иероним Босх, «Св. Христофор», 1504-05, Музей Бойманса-ван Бёнингена

      В православии Христофор часто изображается псоглавым. При этом указывается, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником. Древнейшее подобное изображение святого находится на керамической иконе VI—VII веков македонского происхождения.  На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия. В русской иконописи изображения святого Христофора в собачей головой известны со второй половины XVI века.Святые Христофор и Георгий. Керамическая икона. V–VII вв. Македония

Версии сложения столь экзотической иконографии Христофора-кинокефала (псоглавца), в основном, связаны с предположением, что какое-либо его прозвище было истолковано ошибочно.

Варианты прозвища:

    – от географического названия: местность Киноскефалия (возвышенность в Фессалии)    – от слова «cananeus» («хананит»), которое могло быть истолковано как «собачий».    – описание ужасной внешности — «звероподобный» могло быть воспринято буквально.

    – ещё один вариант: сравнение с символом верности — собакой постепенно переросло в объединение образа с символом; проводятся параллели с опричниками Ивана Грозного(действительно каждый из них был «всадником с собачьей головой») и т. п.

    Ещё одна версия гласит, что образ псоглавца пришёл из коптской христианской живописи, на территории которых оставались следы почитания псоголового Анубиса     Также существует представление о Христофоре, как представителе племени «псоглавцев» — собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён.

    Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине».

С XVIII в. Христофор изображается только в образе человека. После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина.Святой Христофор. Фреска на юго-западном столпе Спасо-Преображенского собора в Ярославле. 1563–1564 гг.

     Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой.

    Большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре.Кроме того в церкви Николая Чудотворца в поселке Ныроб Пермского края.

    Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове, а также в Перми, Егорьевском историко-художественном музее.     Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в ярославском Сретенском храме, в Третьяковской галерее. Сохранились также скульптуры, одна из которых хранится в соборе Парижской Богоматери. Большинство подобных икон было уничтожено в период иконоборчества.Старообрядческая житийная икона святого ХристофораИконографияМученик Христофор. Вторая половина XVII в. Икона из собрания музея Ростовского Кремля.  

Источник: https://cheger.livejournal.com/485661.html

Великомученик христофор: святой с песьей головой «один раскаявшийся грешник дороже ста праведников» евангелие от луки, глава 15, стих 7, «притча о заблудшей овце»

Великан с песьей (реже конской) головой, варвар Репрев, отличавшийся огромным ростом и физической силой — именно таким запомнился образ святого Христофора в восточной христианской традиции, уходящий корнями в латинские прозаические и стихотворные тексты поддьякона Вальтера Шпейерского «Thesaurus anecdotorum novissimus», датирующиеся 983 г. Но это лишь литературная обработка более ранних легенд, распространившихся примерно в VI в. История описывает могучего варвара, выходца из области Мармарика, служившего в римской когорте Cohors III Valeria Marmaritarum), а после — уверовавшего в Христа, несшего его учение в массы, сотворявшего чудеса и принявшего мученическую смерть.

История данного персонажа была подробно описана в собрании христианских легенд и занимательных житий святых, «Золотой легенде», авторства Иакова Ворагинского. Данное произведение было написано около 1260 г., а в XIV—XVI вв. бывшее вторым по популярности после Библии.

Через труд Иакова Ворагинского, опираясь также на многочисленные упоминания кинокефалов у античных авторов, таких как Геродот, Ктесий, Мегасфена, Плиний Старший и других, образ святого псоглавца приобрел популярность, эхо которой не удалось скрыть официальной церкви.

Обратите внимание

Изображение Христофора на иконах «с песьею главою», как и некоторые иные «спорные» иконографические сюжеты — все это было запрещено решением Синода от 1722 г., как «противное естеству, истории и самой истине». С тех пор Христофор изображается антропоморфным, чаще всего — в виде могучего воина.

Читайте также:  Молитва от сглаза ребенка

Церковь, противящаяся всего, что стремительно разрывает шаблон, продолжила репрессии этого великомученика, и в 1969 году официальный Ватикан понизил День поминовения Христофора до уровня местночтимых праздников.

Но Христофора никто не деканонизировал, а потому и сегодня он остается официальным христианским святым.

Образ песьей головы мог возникнуть по нескольким причинам. Так, наименее вероятная, но все же имеющая право на существование версия — Христофор и правда был кинокефалом.

В такое сегодня верится с трудом, но кто его знает, что там творилось две тысячи дет назад? Другая, более вероятная версия, это излишняя впечатлительность средневековых толкователей древних мифов, которые буквально восприняли информацию о звериной природе Христофора, которая, на стыке эр, приписывалась римскими сказителями всем представителям варварских племен.

Есть вероятность, что человек, ставший прообразом Христофора, страдал редким типом генетической мутации, именуемой нынче как гипертрихоз универсальный (hypertrichosis universalis) или синдромом оборотня, в результате которой тело человека практически полностью покрывается густыми волосами, в том числе и лицо.

Быть может христианский святой имел прозвище, истолкованное последователями как характеристику его внешности. Загадка столь экзотической иконографии Христофора-кинокефала остается неразгаданной.

Но сам образ святого, описание его деяний и даже ситуация, приведшей дикаря в христианство — все это сколь необычно, столь же и замечательно.

Важно

Крестил Репрева сам Иисус. Варвар в то время помогал людям преодолевать стремительную горную реку вброд, перевозя их на своей спине. Однажды, помочь перейти реку его попросил маленький мальчик.

Репрев взял ребенка на спину и попытался его перенести, но на середине реки ребенок вдруг стал сильно тяжелеть. Мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем он крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя — Христофор, «несущий Христа».

В иконографии такой образ Христофора и закрепился — великан с младенцем на плечах момент переправы через реку.

Сегодня, святой Христофор считается в основном хранителем путешественников. Его образ любят и уважают летчики, водители и моряки. Медальончик с именем святого надписью «Si en San Cristóbal confías, de accidente no morirás» (Если верите в Святого Христофора, не умрете в аварии) считается отличным оберегом в любом путешествии.

Песьеголовый христианский святой Христофор, если верить преданиям, умел творить чудеса, подобно Христу, а вера его была столь сильна, что блудницы, отправленные дабы совратить дух праведника, вернулись к своим подлым нанимателям христианками. В итоге, отчаявшись сломить Христофора, император Деций Траян велел его обезглавить. Христофор Псоглавец оставил после себя лишь легенду да образ — образ самого необычного из христианских святых

Почитание

Мученик Христофор Псеглавец пользуется почетом в Италии, других европейских странах. Является покровителем г. Вильнюса. Обращаются к нему чаще всего перед отправлением в путешествие. Но также он защищает и в других случаях:

– снимает зубную боль;

– покровительствует морякам и всем, чья работа связана с морем и путешествиями;

– молятся об удачной торговле на рынке.

Святой Христофор Псеглавец: житие, молитва

Святой Христофор Псеглавец – личность довольно неоднозначная, ибо в православной культуре существуют разные сведения о его жизни и деяниях, а вместе с тем, и различного рода факты, которые свидетельствуют о достаточно противоречивых событиях исторического характера. Этим же и интересен образ святого, ибо ореол тайны и святости – это почести поистине великого человека.

Житие святого Христофора

О житие святого известны лишь некоторые сведения. Исторические источники сообщают, что Христофор до крещения имел другое имя – Репрев (в переводе – отверженный, осужденный).

Годы жизни мученика припадают на время правления императора Деция Траяна. По документальным данным человек с именем Репрев был захвачен римлянами в плен во время боя в Мармарике. Позже известно и его службе в римском подразделении мармаритов.

Память святого высоко чтится как на востоке, так и на западе, особенно в Испании. О нём существует множество историй, полных странностей и необыкновенных фактов. Согласно одной из версий, более распространённой, Репрев имел такие особенности:

1 – огромный рост;

2 – тело человека, а голова собаки (пса);

3 – безобразный вид;

4 – происходил из страны людоедов;

5 – отличался ужасающим поведением.

Согласно другой, довольно поздней, получившей широкое распространение на Кипре, мученик от рождения имел красивую внешность, которая очень нравилась женщинам. И желая избежать соблазнов, он сам молился о том, чтобы Бог дал ему уродливый облик. И именно после этого он стал похожим на пса.

Совет

Страдания сопровождали святого всю жизнь. Он обличал инакомыслящих, которые преследовали христиан, за что часто жестоко был избит. Но принимал всё со смирением, ибо это ради слова Христа. Мученик старался никогда не превращать свои слова и действия в гнев, ибо тогда перед его силою не устоял ни один человек, даже сам император.

Одна из историй гласит, что однажды 200 воинов было послано за Псеглавцем, дабы привести его к императору. Но когда они шли, то увидели нереальные чудеса:

– сухой жезл в руках святого расцвёл;

– когда в путешествии у воинов не хватило хлеба, то святой дал его в изобилии.

Эти великие дела привели воинов в удивление – они уверовали в Господа и были крещены вместе со святым (тогда он и получил имя Христофор).

Не раз император заставлял мученика отречься от Христа: сначала хитростью, потом применяя различные методы насилия и к нему, и к людям, которые вместе с ним познали волю Христа. Но всё было тщетно.

Праведник не испытывал страданий ни от огненных языков, ни от раскалённого сосуда, ни от гвоздей, что вонзались в его тело.

Видя всё это, многие простые люди поверили ему и также обратились ко Христу, за что приняли смерть.

И даже после всего содеянного страдания святого не прекратились, император жаждал кончины Христофора:

сначала ему привязали на шею камень и бросили в колодец, но чудесным образом ангел достал его оттуда и вернул к жизни;

потом на него надели раскаленную медную одежду;

и наконец, отсекли голову мечом.

Так мученик скончался в Ликии около 250 года.

Обратите внимание

Мощи и голова святого долгое время хранились в Константинополе, а затем были перевезены на остров Раб (Хорватия), который они чудесным образом защитили от нападения норманнов. С тех пор одна из крупнейших средневековых крепостей этого острова названа в честь мученика Христофора.

День памяти

Святой мученик Христофор имеет и свой день памяти в православном календаре. Это 9 (22) мая. В этот день к его чудодейственной силе обращаются тысячи христиан по всему миру.

 До XVIII века в православии святой изображался с головой пса и в облике воина. 

 Позже святого стали изображать только в образе человека.

Также в христианстве существует и аналогичный западному вариант изображения Христофора: в момент переправы через реку, в виде великана с Младенцем Христом на плечах.

Святой Христофор в православии ассоциируется с праведностью смирением. Поэтому и сегодня его почитают как символ незыблемой веры, вечной и всепобеждающей, которая способна изменить весь мир.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о святом Псеглавце:

Молитва Святому Христофору

К святому Христофору обращаются с молитвенной просьбой об укреплении веры и о даровании сил в трудной ситуации.

О преславный и добропобедный мучениче Христов Христофоре, истинный воине святыя Церкве, сродником твоим земным похвало и украшение.

Ты, не убоявся безбожнаго гонения, веру Православную даже до крове исповедал еси, страдании же твоими образ верным подая, вратами правды в Царство Небесное вшел еси.

Темже молим тя, якоже некогда молитвою твоею ко Господу силу претерпети страдания стяжал еси, тако и ныне молися, да подаст нам Господь силу заповеди Его животворныя соблюдати,

и да избавит нас от уз греха и безбожия, Отечество же наше да сохранит в Православии до скончания века.

Аминь

Источник:    https://estetico.me/posts/view…

http://ikona-i-molitva.info/sv…

Источник: https://cont.ws/post/928970

Святой Христофор

Это самый загадочный из всех святых, а иконы с его изображением до сих пор в опале у церкви. На них святой Христофор изображен с собачьей головой. Это может кому-то показаться богохульством.

Но греки, создавая эти иконы, и не думали осквернять святые чувства.

Именно таких людей описывал святой апостол Андрей Первозванный после своего миссионерского путешествия по землям, где сейчас располагается пакистано-иранская граница.

О житии этого необычного святого с головой собаки можно найти немало упоминаний в церковной литературе.

Согласно им, святой Христофор на вид был столь свиреп, что римский император Деций Траян, правивший в 250-е годы, впервые увидев его, от страха упал со своего трона.

Георгий Александру, греческий писатель, собирая факты о житии святого апостола Андрея Первозванного, о котором он написал книгу «Воздвигший Крест во льдах», отыскал немало упоминаний о киноцефалах, племени, к которому мог принадлежать святой Христофор.

Как уверяет писатель, апостол Андрей побывал на северо-востоке Пакистана. Там он и встретил людей с непривычной и даже ужасающей внешностью. Об этих же племенах упоминал и путешественник Марко Поло. Это он назвал их киноцефалами.

Описывая этих существ, он говорил, что они похожи на собак породы мастиф. Устрашающей внешности они якобы добивались тем, что рассекали себе щеки, заостряли зубы и уши. Младенцам они стягивали черепа таким образом, чтобы те обретали вытянутую форму.

И все это для того, чтобы устрашать врагов.

Важно

Существуют разные версии, как Христофор с песьей головой стал святым. Вот что гласит легенда. Во времена императора Деция Траяна он был воином и разбойником гигантского роста, наводившим ужас на всю Палестину.

Христофор говорил, что согласится служить тому, кто страшней и могущественней его. Затем он понял, что на свете нет никого ужасней дьявола, и решил ему поклониться.

Однако, узнав, что дьявол боится Иисуса и бежит от знака креста, он покинул его и стал ревностным служителем Божьим, обратив в христианство множество народа.

По другой же версии великан Христофор согласился перенести через реку Христа и удивился его тяжести, а тот сказал, что несет на себе все тяготы мира. Чем и убедил Христофора, что могущественней Христа нет никого на свете!

Пытаясь крестить население Ликии, Христофор встретил яростное сопротивление и погиб. Церковь чтит его как великомученика. Правда, в 1722 году Священный синод постановил не рисовать святого Христофора с песьей головой…

Впрочем, согласия по поводу места рождения святого Христофора среди историков, как древних, так и нынешних, нет.

Средневековый летописец Павел Диакон писал, что германское племя лангобардов, которое знаменито по первым крестовым походам, имело дружеские отношения с киноцефалами. Почему же собакоголовых боялись? Говорят, будто, убивая, они с жадностью припадали к ранам врагов и пили кровь.

Исследователь Адам Бременский излагает предание, что киноцефалы – это дети амазонок, отцами которых были какие-то неизвестные чудовища, обитавшие на Севере. О них осталось много легенд, часть из которых поэт Низами пересказал в поэме «Искандер-Наме».

Совет

В ней говорится, что племена русов, воевавшие с армией Александра Великого, выпустили в бой чудовище, которое отрывало воинам врага руки и головы и даже боевому слону оттяпало хобот.

Монстр, по словам Низами, ничем не отличался от обычного рослого человека. Из общей массы его выделяли лишь рог на лбу и огромная сила. Родиной монстров Низами называет горы на пути к вечной тьме – полярной ночи.

Не исключено, что это современный Приполярный Урал.

Север России вплоть до XVIII века был заповедником для существ, известных всему остальному миру лишь по легендам и мифам. Николай Карамзин упоминал, будто о таинственных горах на берегу океана любили потолковать в Москве в XVI веке.

Причем среди обитателей Полярного Севера москвичи упоминали людей с собачьими головами.

Да и путешественник Герберштейн, оставивший свои свидетельства в русском дорожнике XVII века, писал, что в верховьях реки Оби жили люди с собачьими головами.

В ХХ веке река Обь упоминается французским философом Рене Геноном. К тому же свидетели, видевшие псеглавцев, называли их жителями высокогорья. Но эти края считаются и местом обитания снежного человека.

Правда, описывая его, говорят, что он больше похож на обезьяну и, в частности, на павиана. А между тем павианов в Египте называли киноцефалами, то есть псеглавцами, из-за сходства их голов с головами крупных собак.

Так стало быть, племя, из которого вышел святой Христофор, могло быть племенем снежных людей?

Обратите внимание

Но есть у Христофора еще один близнецовый образ – египетский Анубис, бог смерти и возрождения всего живого, по сути, нормальный крестьянский бог весны. Анубис тоже собакоголов, а главное, в его руках, так же, как у Христофора, зацветающий посох.

Это – и есть победа весны над зимой, а жизни над смертью, которое каждый год наблюдают все землепашцы. Зерно – сухое и мертвое, будучи похороненным в сырую землю, воскресает так же, как и посох Анубиса, или как посох Репрева, Офферо или Христофора.

С идеей Воскресения Иисуса эти аллегории связаны чрезвычайно тесно.

Остается выяснить, при чем здесь собаки, и в Евразии ответа не найти: собака табурована крупнейшими религиями, как один из обликов Нечистого. Ответ сохранился у ацтеков.

Собака с их точки зрения – отличный проводник на тот свет, и пока вылетевшая из тела душа трепещет, не понимая, что делать, собака ведет ее точно в пещеру предков.

Поэтому индейцы всегда убивали и клали в захоронение собаку.

Здесь особенно хорошо видны общие корни культур. Под обличием цивилизованного Христофора кроется несколько более древний Харон, затем еще более древний Анубис*, а если скрести интенсивнее, то начнет проглядывать обычный индейский пес, коего клали в могилу каждому ушедшему родичу.

* В христианстве день почитания Христофора Псеглавца – 25 июля – день «вне времени» по майянскому календарю, день перехода из одного временного отрезка в другой, начало Нового года, по сути, – Врата Перехода. В Египте хранителем подобных Врат Перехода является Анубис

Голова Христофора, кстати, хранится в одном из храмов Франции. В том случае, если голова эта собачья, реликвия должна быть старой, до реформы 17-18 веков.

]]> ]]>

КОЕ-ЧТО О ПСАХ ПРАВЕДНЫХ

Сакральный смысл собаки все «настоящие» церкви отлично осознавали. Доминиканцы (Domini canis – псы Господни) татуировали на запястьях собачью голову с факелом в зубах – так, по крайней мере, считают.

Читайте также:  Кремировать или хоронить православного человека

На мой взгляд, в зубах у пса была распустившаяся весенняя ветвь – символ воскрешения, символ новой жизни, просыпающейся в руках Анубиса каждую весну, а в церкви Иисуса – каждое вербное воскресенье.

Важно

Та же символика и у опричников: собачья голова и метла – на самом деле, пучок, вязанка прутьев с листвой, заодно и символ единства.

И удивляться тому, что гяур и христианин – синонимы, а псы-рыцари – именно псы, не надо. Думаю, и термин «легавый» не на пустом месте вырос.

По крайней мере, святым покровителем людей с рисковыми профессиями, в том числе, милиционеров, является как раз собакоголовый Христофор.

]]>

Источник: https://www.kramola.info/vesti/religija/svjatoj-hristofor

Молитва до святого христофора

Детальное описание из нескольких источников: «молитва до святого христофора» – в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

К святому Христофору обращаются с молитвенной просьбой об укреплении веры и о даровании сил в трудной ситуации.

Текст молитвы

О преславный и добропобедный мучениче Христов Христофоре, истинный воине святыя Церкве, сродником твоим земным похвало и украшение.

Ты, не убоявся безбожнаго гонения, веру Православную даже до крове исповедал еси, страдании же твоими образ верным подая, вратами правды в Царство Небесное вшел еси.

Темже молим тя, якоже некогда молитвою твоею ко Господу силу претерпети страдания стяжал еси, тако и ныне молися, да подаст нам Господь силу заповеди Его животворныя соблюдати,

и да избавит нас от уз греха и безбожия, Отечество же наше да сохранит в Православии до скончания века.

Святой мученик Христофор и его иконография

Одеждами от кровей украшаяйся, Господеви предстоиши Царю сил, Христофоре приснопамятне: отонудуже со безплотными и мученики поеши трисвятым и страшным сладкопением: темже молитвами твоими спасай стадо твое.

Житие святого сообщает нам, что святой Христофор до крещения имел имя Репрев (Ρεπρεβος – отверженный, осужденный).

В годы правления императора Деция Траяна человек, носивший имя Репрев, был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике. Позже он служил в римской когорте Cohors – подразделении мармаритов – выходцев из области Мармарика или представителей берберского племени.

Совет

По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

Память святого Христофора и других святых мучеников, с ним пострадавших, празднуется в Кипариссии – местности в Константинополе – в день его кончины, близком ко дню кончины святого великомученика Георгия. Согласно с актами мученика день его кончины все древнейшие календари, восточные и западные, относят к 23 апреля.

Хранившиеся некоторое время в Константинополе мощи и голова святого затем были перевезены на остров Раб в Хорватии. Когда норманны вторглись на остров и осадили город Раб, горожане поместили мощи Христофора на стены. Чудесным образом ветер изменился и корабли отнесло от острова. Одна из крупных средневековых крепостей г. Раб названа в честь святого Христофора.

День памяти святого мученика Христофора в православном календаре 9 (22) мая.

Иконография святого Христофора в православии

Древнейшее подобное изображение святого находится на керамичесчкой иконе VI–VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия.

Древнейшее изображение святого находится в монастыре Святой Екатерины на Синае и относится ко времени императора Юстиниана (527–565).

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский.

В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия». На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли.

Обратите внимание

Так, в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой.

Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: на нимбе виден абрис собачьего лика.

Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой. Необходимо отметить, что и в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную.

С XVIII века Христофор уже изображается только в образе человека. Однако в музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века.

В православии существует и вариант иконографии Христофора, аналогичный западному: святой Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, с Младенцем Христом на плечах.

Житие и иконография святого Христофора в католицизме

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир.

Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос. Христофор испугался, как бы они оба не утонули.

Мальчик сказал ему, что он – Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя – Христофор, «несущий Христа».

Важно

Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций – в западной традиции он выступает под именем Дагнус), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.

На этот сюжет писали картины Дирк Боутс, Иероним Босх, Мемлинг, Конрад Виц, Гирландайо, гравировали Дюрер и Кранах.

Монеты с ликом святого Христофора чеканились в Вюрцбурге, Вюртемберге и в Чехии. Статуи Христофора часто ставились при входах в церковь и жилые дома, и нередко на мостах.

Часто они сопровождались надписями: «Кто сегодня посмотрит на образ святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения».

В Кёльнском соборе есть статуя святого Христофора, которая, по распространённому поверью, защищает посмотревшего на неё от внезапной смерти.

В 1969 году, в свете реформаторских постановлений II Ватиканского Собора, день памяти святого Христофора, вместе с днями памяти некоторых других общехристианских святых, был удалён Ватиканом из всеобщего католического календаря. Тем не менее, праздник остался в местных календарях католических стран.

Так как в православном житии святого Христофора мы не обнаруживаем упоминания о том, что Христофор был перевозчиком через реку и о явлении ему при этом Младенца Христа, то можно предположить, что в восточной и западной версиях жития святого Христофора речь идет о двух совершенно разных святых.

Католические изображения св. Христофора относятся к очень узкому периоду времени: это примерно одно столетие, с 1430 по 1530 гг. Самые известные изображения выполнены ведущими художниками эпохи Возрождения язычества в Германии, Фламандии и Италии.

Совет

Примерно в это же время рождается самый известный в мире Христофор – великий мореплаватель Христофор Колумб (в испанском варианте Кристобаль Колон), живший с 1451 по 1506 гг. Как св.

Христофор переносит младенца Христа через реку, так Колумб через Атлантический океан приносит в Новый Свет католическую миссию, которая была лишь прикрытием для колонизации, ограбления и физического уничтожения коренного населения Америки. Напротив, восточные православные изображения св.

Христофора встречаются на протяжении очень длительного периода времени и представлены в разных иконописных стилях: если самые ранние изображения святого относят к VI-VII веку, то поздние пишут и в наши дни именно с песьей головой. Множество таких икон относится к XIX веку.

Поэтому помещенные ниже современные православные иконы св. Христфора, несущего на своих плечах Младенца Христа, не соответствуют древней восточной традиции изображения этого святого.

2 сентября 2011 г.

скрыть способы оплаты

скрыть способы оплаты

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции

Святой Христофор Псеглавец: житие, икона, молитва

Источник: https://xn—-ctbkalephobdgkd1al8m8c.xn--p1ai/molitva-do-svyatogo-hristofora/

Святой с собачьей головой – Христофор Псеглавец

Древнейшим иконографическим образом св. Христофора Псеглавца является его изображение с собачьей головой. После реформы патриарха Никона такое изображение было упразднено и святой на иконах обрел нормальный человеческий лик.

Множество икон и фресок было «исправлено».

Например, на фреске Ярославского Спасо-Преображенского собора, где святой был изначально изображен с песьей головой, хорошо проступают черты головы собаки из-под написанного поверх нее человеческого лица.

Есть целый ряд версий о происхождении столь странного иконографического образа. По одной из них, Христофор принадлежал к племени Псеглавцев, о которых часто упоминали в древних мифах, и имел до крещения имя Ребребус.

По другой легенде юноша Христофор был очень красив и привлекал к себе излишнее внимание женщин. Юноша попросил Бога избавить его от этого искушения и в ответ получил голову животного.

Эта версия представляет интерес тем, что существует малоизвестная свияжская традиция изображения св. Христофора с лошадиной, а не собачьей головой.

Однако, скорее всего столь странный иконографический образ был попыткой ранней коптской церкви ассимилировать любимый жителями Египта образ бога Анубиса. Обратите внимание на то, как похожи эти персонажи.

В подтверждение этому можно привести пример других коптских святых с собачьеми головами.

Обратите внимание

Если иконописный образ святого с собачьей головой к эпохе Реформации практически повсеместно исчез на востоке и западе, то в коптской церкви еще в 18 веке существовали святые с собачьеми головами – наследники былых египетских божеств. На следующей иконе из Музея Коптского искусства в Каире изображены святые Ахракс и Аугани, которые также имеют собачьи головы.

Если Вы хотите посмотреть изображение св. Христофора Псеглвца «вживую», рекомендую Вам посетить старообрядческий Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище.

Там находится большая древняя икона, на которой изображены несколько сотен святых, среди которых сразу бросается в глаза св. Христофор, имеющий характерный профиль.

К сожалению, мне не разрешили сделать фотографию этой иконы, но я надеюсь, что в будущем смогу достать это изображение.

Комлев Алексей

Галлерея икон Святого Христофора Псеглавца

          Икона из Çegelköy (Турция)  

       Греческая икона XVIII в.                                                    

Одна из современных икон св. Христофора Псеглавца                                                  

Икона из Афинского Музея

  Мученик Христофор. XVI в.                                                                                      

Фреска Раифского Богородицкого монастыря.

Фреска Ярославской церкви Николы Мокрого

Фреска Ярославского Спасо-Преображенского собора.                                         

Важно

Мученик Христофор. Вторая половина XVII в. Икона из собрания музея Ростовского Кремля                                                                                                                        

 Икона из собрания Егорьевского историко-                                                                                                                                                                           художественного музея.          

    Икона из монастыря в Макарьеве

Икона Христофора Псегалвца из Череповецкого художественного музея 17 век

 Оригинал:http://theologian.msk.ru/analitika/171-svyatoj-s-sobachej-go…

.             

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://historicaldis.ru/blog/43270710771

Святой Христофор Псеглавец. Икона святого Христофора. Храм Святого Христофора

Духовное развитие 24 ноября 2014

Икона – образ, к которому мы обращаемся в своих молитвах. Это некий посредник между нами и святым, изображенным на полотне. И, наверное, для только ступивших на духовный путь православных верующих будет удивительным то, что есть некий мученик Христофор Псеглавец, изображаемый на иконах с головой собаки.

Житие

Святой Христофор Псеглавец родился в III веке нашей эры в Римской империи. По преданию, он был настолько красив, что, не желая искушать греховными помыслами окружающих, молил Господа обезобразить себе лицо. Бог сделал так, как и просил Христофор, увенчав его тело головой пса.

До крещения святой носил имя Репрев, что означало «непригодный». Христофор исповедовал веру в Иисуса Христа, еще будучи не посвященным в великое таинство. Многие люди открыто протестовали против его слов и даже избивали его. Христофор со смирением сносил все побои и издевательства, продолжая нести в мир веру Христову.

К императору декию

Однажды святой Христофор за очередную проповедь во имя Иисуса Христа был побит неким Вакхом, служащим у императора. К удивлению воина, святой перенес побои со смирением. После этого к Христофору пришла целая армия численностью в 200 человек и повела ни в чем не повинного юношу к императору.

На пути ко дворцу происходили небывалые чудеса: трость, на которую опирался Христофор, внезапно зацвела. Дорога к императору была долгой, и вскоре воины пожелали есть. Но хлеба на всех не хватало, поэтому многие остались голодны.

Читайте также:  Молитва что бы не посадили в тюрьму, оправдали, от суда - православные иконы и молитвы

Христофор, подобно самому Иисусу Христу, совершил чудо – приумножил пищу так, что все насытились ею вдоволь.

Армия, сопровождавшая святого, поразилась этим чудесам. Все воины уверовали во Христа и решили креститься, что они и сделали, вернувшись домой.

Видео по теме

Жестокие мучения

Император, с нетерпением ждавший возвращения армии с проповедником веры Христовой, встретил Христофора с ужасом – такой безобразной внешности он еще никогда не видел.

Но это не помешало Декию принудить святого отречься от Господа. Для этого он подослал двух девиц, которые обманным путем должны были заставить Христофора принести жертву языческим богам. Но при общении со святым некогда блудницы уверовали в истинного Господа. Они были обращены в христианство.

Придя к императору, женщины провозгласили себя верующими в Иисуса Христа, за что их казнили. Воины, сопровождавшие Христофора, также были убиты за обращение в христианство.

Совет

Самого святого Декий приказал бросить в раскаленный ящик. Христофор по милости Божией не чувствовал никакой боли. Император, оказавшийся вне себя от ярости, продолжал пытки и мучения святого.

В конце концов страдальцу отрубили голову.

Несмотря на свою недолгую жизнь, святой Христофор Псеглавец смог обратить тысячи идолопоклонников в христианство. Многие, узнав о его тяжелой смерти и невредимости во время мучений, желали креститься во имя Христа.

После казни святого один из епископов смог забрать тело Христофора для погребения, подкупив воинов. Смерть угодника Божьего плохо отразилась на самом императоре: он заболел странной болезнью, от которой никак не мог излечиться. Этот недуг доставлял ему много боли и мучений.

В тот момент Декий осознал, что всему виной убийство Христофора. Обессиленный император подозвал к своей постели жену и попросил частицу тела новопреставленного. Декий был уверен, что именно так он сможет излечиться и избавиться от страшных страданий и мук.

Воины смогли собрать землю, на которую была пролита кровь святого. Они смешали ее с водой и дали императору выпить. Сделав несколько глотков, Декий скончался. Вот так и окончил свое существование жестокий император.

Его мучения прекратил святой Христофор Псеглавец, житие которого осталось в веках.

Другая версия появления необычного образа

Отдельные исследователи считают, что существование такой странной для православной верующих иконы, на которой святой изображен с собачьей головой, связана с деятельностью коптов-египтян, уверовавших во Христа. Как известно, жители этой страны в ранние времена были язычниками, поклонявшимися множеству богов.

Эти идолы часто изображались с головой птицы, кошки, лошади и т. д. Образ святого Христофора совместил в себе черты православной веры и отголоски язычества. Этому тоже есть свое объяснение: копты, желая распространить христианскую религию на египетской земле, носили с собой икону святого Христофора.

Таким образом, переход от идолопоклонства к истинной религии был для южных жителей гораздо легче.

Иконы святого Христофора

Православная и католическая церковь по-разному интерпретируют внешний вид этого святого. Вплоть до XVII века мученик изображался с головой собаки.

В России считалось, что угодник Божий происходил из рода кинокефалов, в котором все люди рождались с подобными особенностями. С другой стороны, икона святого Христофора с головой собаки должна восприниматься символически.

При этом его ужасающая внешность рассматривается как признак былого идолопоклонства и жестокости.

Обратите внимание

В католической церкви сформировалось несколько иное отношение к Христофору. В переводе с английского его имя означает «носитель Христа». Именно поэтому на западнохристианских иконах святой изображается как великан, несущий на своих плечах младенца Иисуса.

Одна из летописей, составленная иноком Доминиканы в далеком XIII веке, гласит, что однажды святой мученик Христофор, будучи еще не крещеным, переносил через речку малыша, который ему показался невыносимым грузом. Святой ощущал себя так, будто на своих широких плечах он держит всю землю.

Догадки Христофора не подвели: он перенес на себе самого Иисуса Христа, явившегося ему в образе ребенка.

Образ святого-великана лег в основу многих зарубежных произведений литературы, музыки и живописи Средневековья. Также в 18-м веке наблюдалась тенденция возведения скульптур Христофора в храмах Европы.

Подобные святыни сохранились во Франции, в Соборе Парижской Богоматери. Считалось, что верующий человек должен хотя бы раз в день помолиться перед этой скульптурой.

Это спасает от внезапной смерти и других напастей.

В период Реформации скульптуры святого-великана были удалены практически во всех уголках Европы с внешних стен соборов и храмов.

Те, кто видел западную и русскую икону Христофора, не смогут узнать святого на полотнах византийских иконописцев. На них он изображен как юноша в патрицианских одеждах или в доспехах. Такими фресками были украшены некоторые соборы и храмы Византии.

Чудеса

Наибольший интерес у многих вызывает именно та икона святого Христофора, на которой он изображен с головой собаки. Самой древней иконой святого считается образ, датированный 6-м веком. На этой иконе мученик изображен рядом с другим святым – Георгием Победоносцем. Оба юноши облачены в доспехи и держат копья. Между ними расположен крест.

Особое почитание святого Христофора на Руси пришлось на XVI век. При этом люди молились перед иконами мученика, изображенного и воином, и кинокефалом.

Важно

Считалось, что в древние времена Христофор защищал русские города от всяких напастей, в том числе от болезней. Удивительным кажется факт прекращения эпидемии в Москве, совпавший с началом постройки храма в Кремле в честь данного мученика.

В это же время в Новгороде заразная болезнь начала отступать после возведения храма в честь святого Христофора.

Сохранившиеся образы

Многие древние иконы святого Христофора дошли и до наших дней. Часть из них хранится в музеях и галереях.

Если вам удастся посетить Третьяковскую галерею в Москве, то вы сможете там увидеть одну из дверей иконостаса Троицкого храма, расположенного в Архангельской области, на которой изображена икона Христофора.

Данные шедевры интересны тем, что на них мученик представлен в полный рост и с собачьей головой.

В Историческом музее сохранилась небольшая иконка святого, находившаяся в частной коллекции.

На ней Христофор, облаченный в доспехи и красный плащ, молится перед Господом Богом, находящимся на небесах и взирающим на Своего Угодника. Святой предстает пред нами как прекрасный юноша, а не безобразный кинокефал.

Кажется, будто этот образ – картина не внешнего, а внутреннего состояния, ведь именно такой прекрасной, чистой и всеобъемлющей была душа Христофора.

Решение об изменении иконы

Святой Христофор широко почитался в России вплоть до XVIII века. Именно в это время в стране встал вопрос о том, как мученик должен быть представлен на иконах. Одни протестовали против его изображения с головой пса, считая это абсолютно недопустимым, в то время как другие уже привыкли к такому образу. В связи с этим подобные иконы еще долго оставались у русского населения.

Все решилось во время правления Петра I.

Священный Синод постановил, что подобные изображения, противоречащие человеческому естеству, являются непотребными, в связи с чем первоначальный образ Христофора заменили прекрасным юношей в доспехах.

При этом законодательный орган государственной власти все же советовал не принимать подобных жестких решений относительно икон, широко почитаемых в народе.

Совет

Живший в то время известный святитель Дмитрий Ростовский был категорически против изображения Христофора в виде кинокефала.

Того же мнения придерживался и митрополит Антоний, который обратился в Священный Синод с просьбой переделать икону великомученика, изобразив его с человеческой головой.

Ходатайства священнослужителей не увенчались успехом. Маленькие иконы и образы продолжали успешно продаваться во всех церковных лавках.

И только в отдельных соборах и церквях умелые иконописцы исправляли изображения Христофора Псеглавца. Следы подобной реставрации в этих храмах можно заметить и сейчас – на нимбе угодника Божьего виднеется линия от исправленного лика собаки.

Стоит отметить, что после 18-го века святой мученик Христофор изображался уже не только с собачьей, но и с лошадиной головой. Одна из таких икон сейчас хранится в России, в Музее религии. Некоторые исследователи считают, что новое изображение великомученика связано с неумением иконописцев вырисовывать голову пса, хотя многим подобный довод кажется неубедительным.

Почитание Христофора в других странах

В католической церкви день памяти святого отмечается 24 июля. Следует отметить, что эта дата была исключена из общего календаря Ватикана в конце 60-х годов 20-го века. Тем не менее, жители Европы продолжают почитать святого Христофора и отмечать его престольный праздник.

Мощи святого, некогда хранившиеся в Византии, были вывезены в один из городов Хорватии. Именно благодаря их чудотворной силе местные жители были спасены от вражеской осады. В честь мученика хорваты назвали одну из прибрежных крепостей.

В западнохристианской религии Христофор принадлежит к святым, покровительствующим путешественникам.

Обратите внимание

Именно по этой причине официально исчезнувший из списка угодников Божьих мученик почитается моряками, таксистами, машинистами. В России святой Христофор – покровитель водителей.

А в некоторых странах Европы есть отдельные центры, специализирующиеся на выпуске медальонов, предназначенных для путешественников.

На монетах, которые часто помещаются в машине, есть надпись, которая гласит, что тот, кто верит в этого мученика, не погибнет в автокатастрофе. Вот так заботится о нас святой Христофор. Амулет, созданный в его честь, будет иметь подобную силу, если искренне верить в заступничество мученика.

По молитвам святой Христофор способен исцелить от зубной боли и облегчить состояние больного эпилепсией. Мученик может спасти человека от удара молнией, от заразного заболевания. К Христофору в молитвах часто обращаются торговцы и садовники.

Некоторые населенные пункты и даже острова находятся под защитой мученика. Это город в Хорватии на острове Раб, г. Роермонд, находящийся в Нидерландах, Вильнюс и другие.

Покровитель Литвы

Святой Христофор является опекуном данной страны. Его изображение можно увидеть на гербе Вильнюса. Как и говорилось ранее, в западнохристианской культуре он изображается великаном. Именно такую скульптуру установили в середине прошлого века на территории костела Святого Николы. В честь Христофора также была названа одна из школ и главный оркестр Вильнюса.

В Литве мученик является покровителем творческих людей – работников искусства, живописи, певцов, благотворителей и т. д. Один из главных музыкальных конкурсов страны назван в честь Христофора. Желанный приз – небольшая скульптура святого. Эта награда в Литве считается очень почетной.

Собор Христофора в Гаване

В начале 18-го века на Кубе был выстроен храм в честь этого великомученика. До сих пор неизвестно, кто является автором данного сооружения.

Предполагают, что собор святого Христофора выстраивался по проекту одного из иезуитов, так как постройка по своему стилю сильно отличается от остальных храмов Гаваны. Внутреннее убранство составляют фрески с изображением Тайной Вечери и Успения Царицы Небесной.

Церковь святого Христофора хранит в своих стенах статую покровителя храма, создание которой относят к 17-му веку.

Монастырь в честь мученика Христофора

Данный комплекс является заброшенным. Расположенный в Египте, он приютил в своих стенах несколько старых монахинь. Сейчас в нем нет важных святынь. Но тем не менее, инокини продолжают молиться за весь мир Богу и угоднику Христофору, вспоминая его мучения во имя Христа.

Святой Христофор – покровитель водителей

Этого мученика поначалу считали защитником путешественников только в католической церкви. Ведь именно оттуда пришла версия о существовании великана, переносившего людей через бурный речной поток.

Считается, что одно время святой мученик Христофор Песьеглавец жил на побережье отшельником, изредка помогая людям перебираться на другой берег. Именно тогда к нему явился Христос в образе ребенка, которого мученик перенес через реку.

Есть мнение, что именно Иисус дал отшельнику имя Христофор – «несущий Христа».

В первое время святой особо почитался мореплавателями. С появлением наземного транспорта – гужевых повозок, а затем и автомобилей – Христофор стал оберегом для автомобилистов, а также для тех, чей труд связан с ношением тяжестей – комплектовщиков, грузчиков и других.

Медальоны

В настоящее время стала очень популярной продажа амулетов, освященных в честь этого мученика. Конечно, приобрести их и повесить их в машине не возбраняется, но при этом нужно помнить, что спасителен не сам медальон, а ваша вера.

Если относиться к подобным вещам с точки зрения фетишизма, то о православии здесь не может быть и речи. Такое мировоззрение очень близко к язычеству, когда люди буквально обожествляли деревянных идолов. Поэтому прежде чем приобретать подобные вещи, трезво оцените свое отношение к религии.

Если в вашем сердце действительно теплится спасительный огонек веры, можете спокойно приобретать подобный медальон.

Молитвенное обращение

Попросить помощи у святого можно посредством молитвы. Она имеет особенную силу, если взывать к Высшим силам с верой и искренностью. Молитва святому Христофору содержит обращение к главному Творцу нашего мира – Господу.

В этих строках мы подтверждаем Его всемогущество, прося помочь нам благополучно добраться домой. В молитве мы взываем к милосердию Бога, говоря о том, что Господь вездесущ и всемогущ.

Важно

А в конце мы вспоминаем имя мученика Христофора, призывая его молиться о наших душах и спасении.

Стоит заметить, что молимся мы святым для того, чтобы те были нашими заступниками перед лицом Божиим. Неверно думать, что какой-либо угодник главенствует. Любой святой – это посредник между нами и Господом. Поэтому, прося о помощи, не забывайте молиться самому Богу.

Достоверность жизнеописания Христофора

У некоторых людей после ознакомления с житием святого возникают отдельные вопросы по поводу реальности его существования. Конечно же, основной темой для подобных полемик является внешность Христофора. Вполне возможно, что приписывание ему уродства есть не что иное, как ошибка переводчиков.

Христофор происходил из рода cananeus, что было транскрибировано как «собачий». Не исключено, что это слово нужно было перевести как «хананит», что означало одну из средиземноморских провинций.

Тогда получается, что Христофор по своей наружности был самым обычным человеком, проявившим непоколебимую веру в Господа.

Исследователи также обнаружили некоторые исторические несоответствия. Например, император Декий возглавлял Римское государство всего 2 года, тогда как в житии написано, что он казнил угодника Божьего на четвертом году своего правления.

Есть утверждение, что Псоглавец святой Христофор был замучен другим императором – Максимином Дазой. Некоторые уверены, что под словом «Декий» подразумевалось не конкретное имя, а аллегория.

«Дектиос» в переводе на русский означает «вместилище» (злых сил).

Тем не менее, святой Христофор, житие которого вызывает ряд сомнений, до сих пор почитается верующими за его чудеса, совершенные во время земного бытия и после смерти. И даже запрет Ватикана на упоминание Христофора в церковном календаре не смог повлиять на отношение к нему.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/49896/

Ссылка на основную публикацию