Святитель иннокентий кульчицкий, первый епископ иркутский

Иннокентий (Кульчицкий)

Иннокентий (Иван Кульчицкий; 1680 или 1682, Черниговская губерния — 27 ноября 1731, Иркутск) — епископ Русской Православной церкви; с 15 января 1727 епископ Иркутский и Нерчинский, первый правящий православный епископ Восточной Сибири (бывшие до него Иркутские епископы имели статус викариев Тобольской митрополии). Прославлен Российской церковью в лике святых 1 декабря 1804 (третья по времени — после прославления Димитрия Ростовского и Феодосия Тотемского; память 26 ноября по юлианскому календарю и в третью неделю по Пятидесятнице (Собор Галицких святых) и Санкт-Петербургских святых.

Биография Иннокентия (Кульчицкого)

Уроженец Украины, происходит из дворянского рода Кульчицких. Родился в именитой семье, члены которой играли заметную роль в истории Галиции, Литвы, Волыни, Заднепровской Украины. Детство провел в Черниговской губернии, учился в Киевском духовном училище, которое во время пребывания в нем Иннокентия Кульчицкого было преобразовано в академию (сентябрь 1700).

В нем Иннокентий Кульчицкий провел годы с 1695 по 1706. Есть предположение, что родители  Кульчицкого скончались еще до окончания им учения и что это обстоятельство, а также склонность к иноческому житию побудили его принять монашество (1706). В Киево-Печерской лавре Иннокентий Кульчицкий пробыл до 1710.

С 1714 по 1718 преподавал в московской Славяно-греко-латинской академии, префект академии.

Обратите внимание

В 1719 переведен в Санкт-Петербург и определен соборным иеромонахом в Александро-Невскую лавру. Назначен на должность корабельного иеромонаха на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле, затем — обер-иеромонахом флота, стоявшего в г. Або.

5 марта 1721, по повелению Петра I, был рукоположён во епископа Переяславского и назначен руководителем русской духовной миссии в Пекине. В начале марта 1722 прибыл в Иркутск, затем в Селенгинск, но встретил сопротивление китайской стороны.

Ее представители заявили, что Иннокентий Кульчицкий назван в официальных бумагах «великим господином», а у них так называют кутухту (правителя), поэтому «Богдыхану не угодна» такая фигура.

Три года тянулись переговоры, три года жил Иннокентий Кульчицкий в Селенгинске, в Троице-Селенгинском монастыре, где написал несколько икон для Селенгинского монастыря. Открыл духовную школу в Селенгинске. После чего вернулся в Иркутск, жил в Вознесенском монастыре.

15 января 1727 Святейший Правительствующий Синод определил ему быть епископом Иркутским и Нерчинским. Дата считается днём основания самостоятельной Иркутской епархии.

В 1728 весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося еще в 1727.

По благословению святителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен.

«Моления, – говорил святитель, – должны окончиться в Ильин день». 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено, – засуха прекратилась.

Управлял Иркутской и Нерчинской епархией в течение 4 лет и 3 месяцев до своей смерти в 1731, проживая постоянно в Вознесенском монастыре близ Иркутска. Оказывал содействие 1-й камчатской экспедиции В. Беринга.

Важно

Умер в результате тяжелой болезни. Преставился в Вознесенском монастыре в субботу 27 ноября 1731 в седьмом часу утра.

Будучи человеком глубоко верующим, высокообразованным, деятельным, Иннокентий Кульчицкий много сделал для укрепления православия в Восточной Сибири, для религиозно-нравственного просвещения паствы.

В день его вступления в должность на огромном пространстве было всего 43 церкви и 4 монастыря.

За короткий срок возникли храмы в Нерчинском Заводе, Балаганском остроге, Селенгинске, Иркутске (Владимирская), Чите, Троицкосавске, многие церкви возобновлены и отремонтированы. Автор опубликованных проповедей.

Прославление и почитание

Народное почитание останков святителя началось в конце XVIII века вследствие обнаружения их нетленности.

В последних числах сентября 1800 епископу Иркутскому Вениамину (Багрянскому) пришло письмо за подписью 389 человек с изложением просьбы об открытии честных мощей святителя для всенародного чествования.

Преосвященный передал бывшим тогда в Иркутске сенаторам письмо для Государя и приложил к нему выписку о случаях чудотворений от мощей святителя, числом более ста. Государь потребовал от Святейшего Синода рассмотрения дела.

По распоряжению Синода в Иркутск прибыл Казанский викарный архиерей Иустин, который лично освидетельствовал мощи святителя, расспросил под присягой некоторых свидетелей чудотворений и вместе с епископом Вениамином 5 марта 1801 докладывал Синоду. 1 декабря 1804 Святейший Синод с Высочайшего соизволения объявил:

«Тело первого епископа Иркутского Иннокентия огласить за совершенно святые мощи и с подобающим благоговением Иркутскому епископу Вениамину с прочим духовенством поставить в церкви Иркутского Вознесенского монастыря наверху, либо в другом достойном месте, с установлением празднования ему 26 ноября, на день памяти преставления сего святителя».

Мощи святителя были открыты 19 января 1805; 16 февраля того же перенесены в соборную церковь Вознесенской обители и открыто почивали там в серебряной раке. Мощи были вскрыты в 1921 и позднее вывезены из храма. Повторно мощи были обретены в 1990 в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина и с того времени находятся в Знаменском монастыре Иркутска.

Память святителя и чудотворца Иннокентия, епископа Иркутского, совершается несколько раз в год:

  1. 10/23 октября — в день памяти Собора Волынских святых;

  2. 26 ноября/9 декабря — преставление;

  3. 9/22 февраля — обретение мощей;

  4. 10/23 июня — в день памяти Собора Сибирских святых;

  5. Третья неделя по Пятидесятнице — Собор Галицких и Санкт-Петербургских святых.

Читайте в Иркипедии:

Епископы Русской Православной церкви:

Ссылки

Литература

  1. Житие Св. Иннокентия, 1-го епископа Иркутского. — Томск, 1876.
  2. Наумова О. Е. Иркутская епархия XVIII – 1-й пол. XIX в. – Иркутск, 1996.
  3. Иннокентий (Иоанн Кульчицкий) // Иркутск. Историко-краеведческий словарь. — Иркутск, 2011.
  4. Чупалов Н. С. Чудеса св. Иннокентия. — Иркутск, 1805.
  5. Иероним, иеромонах: Сказание о житии иже во святых отца нашего Иннокентия первого епископа Иркутского чудотворца. — Иркутск, 1807.
  6. Стрельбицкий Модест. О проповедничестве св. Иннокентия 1-го епископа Иркутского чудотворца. — Иркутск, 1873.
  7. Громов П. Протоиерей Иркутский. — Иркутск, 1868.
  8. Он же. Сказание о святом Иннокентии. — Иркутск, 1800.
  9. Иоанн Дроздов. Святитель Иннокентий епископ Иркутский. — Иркутск, 1903.
  10. Калинина И., Медведев С. Духовный вертоград Сибири // Земля Иркутская. — 2000. — № 14. — С. 8–10.

Источник: http://irkipedia.ru/content/innokentiy_kulchickiy

Святитель Иннокентий (Кульчицкий), первый епископ Иркутский (+АУДИО)

Руководитель миссионерского отдела Благовещенской епархии Виктор Селивановский о жизни и подвиге первого архиерея Иркутской епархии. Слово произнесено за Божественной литургией в Благовещенском кафедральном соборе 22 февраля 2015 года.

Дорогие братья и сёстры, несколько слов перед причастием. Сегодня Церковь отмечает память – двести десять лет со дня прославления мощей – святителя Иннокентия Кульчицского, епископа Иркутского.

Он был прославлен в 1805 году. Его жизнь была полна несбывшихся ожиданий, в частности, он был направлен на служение в Китай, куда так и не добрался, долго ожидая переправления через границу.

Это история постоянных переездов и очень короткого управления своей Иркутской епархией, всего четыре года.

Совет

И, тем не менее, он – великий святой, покровитель Сибири, Дальнего Востока и, особым образом, Китайской Православной Церкви.

Происходит из польского рода кульчийских дворян, которые перебрались в Малороссию, в Черниговскую область, откуда он родом. Родился в 1680 году, закончил в Киеве духовную академию, там был пострижен в Печерском монастыре в монашеский сан.

С детства он хотел быть проповедником, поэтому уделял внимание тем предметам, где изучалась словесность, риторика.

Как учёный монах, академист, он был переведён сначала в Москву, где преподавал нравственное богословие и философию в Славяно-греко-латинской академии, затем через короткое время был переведён в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру, назначен флотским обер-иеромонахом на корабль «Самсон», который базировался в Ревеле (это нынешний Таллин), а позже возглавлял всех иеромонахов Финляндской эскадры на Балтийском море. Но тоже очень короткое время.

После этого был возведён в сан епископа, с титулом Переяславльский, и в составе посольства, духовной миссии, куда помимо него ещё входили два иеромонаха, два иеродьякона и пять певчих, направлен в Пекин.

Целый год они добирались до Иркутска, затем до Селемджинска и там в течение длительного времени ожидали отправки в Китай.

Читайте также:  Икона "утоли моя печали" - в чем помогает - православные иконы и молитвы

Однако разрешение от китайского императора так и не было получено: дело в том, что китайцы не хотели пускать российскую миссию, которую возглавлял человек в сане епископа.

И за это время он построил духовное училище для обучения детей духовенства, потому что образовательный ценз иркутского духовенства был очень низким. Многие священники были элементарно неграмотными и не умели поставить подпись, благочестиво прикрывая это тем, что дескать, они слабы глазами. Построил каменный храм в Воздвиженском монастыре, и в 1731 году он умер.

Обратите внимание

Причем после его смерти вице-губернатор Иркутска, человек жадный, забрал всё имущество епископа и даже часть имущества монастыря.

Так что монахам пришлось просить денег на похороны епископа Иннокентия и даже элементарно бутылку вина для того, чтобы послужить литургию и помянуть епископа.

Правда, этот вице-губернатор плохо закончил: за уголовные преступления ему в Санкт-Петербурге через некоторое время отрубили голову.

Останки – мощи Иннокентия Кульчинского, епископа Иркутского – были обнаружены нетленными спустя тридцать три года, в 1764 году во время ремонта храма.

Обнаружили, что даже бархат, которым был обит гроб, не истлел за это время. И сами мощи святителя оказались нетленными. Прославлен он был в 1804, от его мощей люди получали исцеление.

Некоторым он являлся во сне, и они тоже получали исцеление.

В 1921 году во время большевистской кампании по изъятию и уничтожению мощей святых Православной Церкви его останки были выброшены из раки, он был раздет для медицинского освидетельствования. Храм был опечатан и закрыт.

С этого времени сведения о нём теряются. Однако в 1990 году внезапно его тело было обнаружено в одном из ярославских монастырей. И, после проведения экспертизы, его останки были идентифицированы.

И на сегодняшний день находятся для поклонения в городе Иркутске.

Святитель Иннокентий Иркутский имеет отношение к нашему краю не только как покровитель Сибири и Дальнего Востока. Наш амурский просветитель Иннокентий (Вениаминов) назван – имеет имя в монашестве – как раз в честь этого святителя.

Важно

А фамилию Вениаминов он получил в память о епископе Вениамине, который как раз и занимался в начале девятнадцатого века в городе Иркутске прославлением святителя Иннокентия (Кульчицкого).

Поэтому хочется пожелать всем молитвенного заступничества перед Богом этих святителей: Иннокентия Иркутского и нашего просветителя Иннокентия (Вениаминова), основателя Благовещенска, митрополита Московского. Чтобы нам с вами пройти с душевной пользой время наступающего Великого поста, который начнётся завтра. Аминь.

Источник: https://blaginform.ru/svyatitel-innokentij-kulchickij-pervyj-episkop-irkutskij-audio/

Святитель Иннокентий (Кульчитский), Епископ Иркутский

22 февраля Церковь чтит память Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, прославленного во святых, дивного в чудесах.

Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, в миру Иоанн, происходил из дворянского рода Кульчицких. Точная дата рождения его неизвестна, это 1680 или 1682 год. Начальное образование дома Иоанн получил дома, затем продолжил обучение в Киевской духовной академии. Учился Иоанн с большим успехом. Ко времени окончания академии был пострижен в монахи с именем Иннокентий.

По окончании академии, примерно в 1706-1708 годах, благочестивый инок был вызван в Москву на должность учителя и префекта в Славяно-греко-латинскую академию, а отсюда взят в Санкт-Петербург, где в то время только основывался Невский монастырь, будущая Лавра, чтобы послужить здесь примером доброго иноческого жития.

Образованного монаха заметил император Петр I, желавший образовать в Пекине Русскую православную духовную миссию, которую, по плану императора, должен был возглавить епископ.

14 февраля 1721 года иеромонах Иннокентий был посвящен в сан епископа и назначен в Пекинскую духовную миссию в Китай.

Сразу по Пасхе владыка Иннокентий в сопровождении нескольких служителей выехал из Санкт-Петербурга. Год без малого добирались они до Иркутска, оттуда двинулись дальше, за Байкал, и остановились в пограничном с Китаем Селенгинске. Здесь миссии предстояло дожидаться решения пекинских чиновников о праве на въезд.

Но китайское правительство отказало в визе “духовной особе, великому господину”, как его неосторожно охарактеризовала сенатская комиссия по иностранным делам. У китайцев обращение «великий» было принято только к императору, и потому двум великим особам быть одновременно в Китае невозможно.

Совет

Три года вынужден был провести святитель в Селенгинске у китайской границы, перенося много лишений из-за неопределенности своего положения. Чтобы не умереть с голоду Миссия занималась рыболовством, нанималась на работу к местным жителям. Утешение находил епископ в молитвах и Богослужениях.

Не без Промысла Божия отказали китайцы во въезде владыке. Вынужденное его нахождение в Селенгинске оказалось очень важным для проповеди Слова Божия среди местных монгольских племен.

Используя свое архиерейское право рукополагать в священный сан, святитель тем самым восполнял недостаток духовенства за Байкалом и избавлял ставленников от далекой поездки для принятия сана в столицу Сибири — Тобольск.

Дипломатические промахи русского посла в Китае графа Рагузинского и интриги Иркутского архимандрита Антония Платковского привели к тому, что в Китай был назначен архимандрит Антоний, а святитель Иннокентий указом Святейшего Синода в 1727 году был наименован епископом Иркутским и Нерчинским и приступил к управлению новообразованной епархией.

Близость китайской границы, обширность и малонаселенность епархии, большое количество различных народностей (бурят, монголов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность – все это делало пастырский труд святителя Иннокентия тяжелым и жизнь его полной лишений.

По странному недосмотру Сената он не получал жалования до самой смерти и терпел крайний недостаток в средствах. В этих трудных условиях на скудные средства иркутского Вознесенского монастыря еще содержались две открытые при нем школы – монгольская и русская.

Неустанные заботы святителя были обращены на их устройство – подбор достойных учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой, продовольствием.

Святитель неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания и предписания. В трудах и лишениях святитель Иннокентий обретал духовную твердость, смирение, прозорливость.

Немногим более четырех лет окормлял он иркутскую паству, но и это короткое время употребил он с великой пользой для спасения.

Владыка Иннокентий не отличался крепостью здоровья, особенно страдал головными болями, но подвигов своих, ни молитвенного, ни смирения плоти, не оставлял.

Обратите внимание

Молиться святитель любил в пещере за монастырской оградой, которую выкопал основатель Вознесенской обители старец Герасим. Еще был у святителя обычай обходить по ночам Вознесенский храм и молиться на него с четырех сторон.

Физические немощи не могли остановить его неиссякаемой любви к Богу, которой он спешил поделиться со всеми. Следование за Христом было для него не просто призывом, но смыслом жизни. Этим принципом руководствовался он в каждом деле.

Очень любил святитель Иннокентий служить Божественную литургию. До последних дней своей жизни старался он не упускать возможности здесь, на земле, соединиться со Христом.

В 1728 году весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося еще в 1727 году.

По благословению святителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой Литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен.

“Моления, – говорил святитель, – должны окончиться в Ильин день”. 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено, – засуха прекратилась.

Трудами святителя Иннокентия было начато строительство в Вознесенской обители каменного храма взамен деревянного, расширены границы епархии, включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округи.

Святитель, не отличавшийся крепким здоровьем, под влиянием сурового климата и невзгод рано отошел ко Господу. Он преставился утром 27 ноября 1731 года.

Читайте также:  Молитва, что бы бросить курить - православные иконы и молитвы

О кончине владыки было доложено вице-губернатору Жолобову. Этот непомерно корыстный и алчный человек отобрал не только все имущество владыки, но и часть монастырского достояния.

Важно

Таким образом, он лишил братию не только возможности похоронить святителя Иннокентия, но даже и литургию невозможно было совершать за неимением вина.

И только после настойчивой просьбы Жолобов выделил на погребение святителя триста рублей, запретив при этом впредь обращаться к нему.

Вскоре после кончины святителя Господь явил суд над обидчиками владыки.

Архимандрит Антоний (Платковский), до последней степени обесчещенный в Пекине иноверцем Лангом, который публично и жестоко избил его, в узах был провезен мимо Вознесенской обители в Петербург. Там ожидало несчастного лишение сана и заточение.

Вице-губернатору Жолобову по приговору уголовного суда в Петербурге была отрублена голова. Оба эти события поразили промыслительностью всех, даже самых закоснелых в неверии.

В 1764 году тело святителя обрели нетленным во время ремонтных работ в монастырской Тихвинской церкви. Множество чудес совершилось не только в Иркутске, но и в отдаленных местах Сибири при молитвенном обращении к святителю. Это побудило Святейший Синод к открытию мощей и прославлению святителя в 1800 году. С 1804 года установлено празднование его памяти по всей России.

И ныне, уповая на заступничество явленного нам угодника Божия святителя Иннокентия, мы обращаемся к нему с молитвами.

По материалам сайтов:

Социальные кнопки для Joomla

Источник: http://www.voskresenie-tomsk.ru/life/otkryvaya-pravoslavie/894-svyatitel-innokentij-kulchitskij-episkop-irkutskij

Святитель Иннокентий Кульчицкий первый епископ Иркутский Святитель

Святитель Иннокентий (Кульчицкий), первый епископ Иркутский

Святитель Иннокентий, епископ Иркутский (Иркутск, нач. 19 века. Оклад 1808 года) Иннокентий, первый епископ Иркутский, родился в конце XVII в.

(1680) в Малороссии, в Черниговской губернии в семье священника Кольчицкого (Кульчицкого), потомка древнего польского рода. Фамилию вместе с дворянством предки будущего святителя получили от польского короля Болеслава Храброго.

При крещении мальчика нарекли Иоанном и воспитывали его в духе благочестия. Польский король Болеслав Храбрый

Киевская духовная академия Антониевы пещеры Получив начальное образование дома, с 1690 по 1706 гг. , он продолжил обучение в Киевской духовной академии, где прошел весь курс наук. Ко времени окончания академии Иван был пострижен в монахи с именем Иннокентий в Антониевой пещере под Киевом.

Совет

В 1710 г. был отправлен в Москву, а затем переведен в Петербург, в Александро. Невскую лавру, и назначен обер-иеромонахом во флот при городе Або в Финляндии. Александро-Невская лавра Славяно-греко-латинская академия После преподавал словесность в Московской славяногреческой академии, где он занимал должность учителя до 1719 г.

Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь Петр I заметил иеромонаха, и посвященный в сан епископа, Иннокентий отправился с духовной миссией в Китай. Проехать сразу в Китай возможности не было, т. к. в это время происходили переговоры по поводу разногласий между Россией и Китаем.

Переговоры длились около 5 лет, все это время св. Иннокентий проживал без средств к существованию в Троицо. Селенгинском монастыре в Бурятии , живя на подаяние. За время ожиданий скончался Петр I, и Екатерина I своим указом назначила Иннокентия Кульчицкого епископом Иркутским и Нерчинским.

Петр I Екатерина I

Иннокентий Кульчицкий обосновался в Вознесенском монастыре (Жилкинское предместье Иркутска) и сразу приступил к просвещению жителей своей епархии. Соборный храм Вознесенского монастыря. 1895 год.

«Мунгальская школа» Он открыл монгольскую школу, выучил бурятский язык и переводил тексты христианских молитв на бурятский с целью обратить иноверцев в христианство.

При нем были построены 2 каменные церкви и 6 деревянных, открыты школы для детей всех сословий, расширены границы епархии, включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округа.

Тихвинская церковь Главный придел Тихвинской церкви первое место установки раки с останками Св. Иннокентия. Фото. Сер. ХIХ в. Умер Иннокентий Кульчицкий 27 ноября 1731 г. , 4 года спустя после приезда в Иркутск на 50 -м году жизни. Погребение Святителя было совершено 5 декабря.

Гроб из соснового дерева, обитый черным бархатом, водворили в каменный склеп под алтарем Тихвинской деревянной церкви. Но именно после смерти и пришла к нему настоящая известность. Вскоре после кончины.

Святителя жители Иркутска стали свидетелями многочисленных чудес и исцелений, происходивших от его мощей.

Обратите внимание

Тихвинская церковь Одно из чудес описано в летописи Иркутска свидетелями пожара: «В неделю Всех Святых (11 июня) 1783 года, пополудни часу в четвертом, монастырь Вознесенский сгорел, а именно кельи все, три церкви – две каменные снаружи и внутри без остатку; при том два колокола разбились, а другие испортились. Велик страх был! К тому была превеликая погода. А святые образа и что было в церквах: книги, ризы и прочее, ограда вся и два кедра архиерейские сгорели без остатку. Осталась одна деревянная церковь Тихвинской Богородицы, где архиерей погребен» .

Через 33 года после смерти Святителя в Тихвинской церкви затеяли ремонт, во время которого было обнаружено, что труп Иннокентия не сгнил, а лишь немного усох.

Одеяние и даже бархат на гробе не тронуло тление, хотя само место погребения было сырым и затхлым. Монастырские служители объявили, что «тело угодника Божьего нетленно и целебоносно» .

К мощам началось паломничество со всей России в Иркутск.

Кульчицкого произвели в ранг святых, и Александр I прислал в дар Вознесенскому монастырю парчовое покрывало с золотой бахромой для возложения на мощи святителя. Указ об открытии мощей прибыл в Иркутск 19 января 1805 г. , 9 февраля мощи были перенесены из Тихвинской церкви в Вознесенский храм. Рака с мощами Св. Иннокентия в соборном храме Вознесения Христова. Фото. 1910 -е.

Рождество Богородицы Вознесение Господне В 1921 году в телеграмме за подписью Калинина было распоряжение изъять из монастыря все вещи, имеющие художественное и историческое значение.

Среди них были две иконы — Вознесения и Рождества Богородицы, каждую украшали по 1750 бриллиантов. В окладах икон содержалось 45 фунтов червонного золота.

Еще была серебряная рака святителя Иннокентия, пять пудов весом, и серебряная лампада, подаренная цесаревичем Николаем, весом 6 пудов — 96 кг.

Этапы вскрытия святыни. Фото. 24 января 1921. Красноармейцы обнаружили в раке нечто. 24 января 1921 года по постановлению Иркутского губернского съезда советов рабоче-кретьянских и красноармейских депутатов мощи святителя Иннокентия были вскрыты. Нетленные мощи хранились в Ярославле под названием “Сибирская мумия”.

Важно

Мощи Святителя Иннокентия Главный иконостас Знаменского соборного храма Рака с мощами Иннокентия Кульчицкого 30 августа 1990 года мощи из Ярославля были перевезены в Иркутск. Раку установили в Знаменском соборе. Каждое воскресенье на вечернем акафисте окно раки открывается, и прихожане получают возможность приложиться к мощам в облачении.

Рака с мощами Иннокентия Кульчицкого в Вознесенском храме Рака с мощами Иннокентия Кульчицкого в Знаменском монастыре

Часовня во имя Иннокентия Кульчицкого Полуразрушенная Успенская церковь (1783) восстанавливается. В конце 90 -х на территории разрушенного Вознесенского монастыря начал возрождаться храм Успения Божией Матери. Настоятель храма отец Дионисий говорит, что это чудо могло произойти только благодаря святителю Иннокентию. Близ храма также построена часовня во имя Иннокентия Кульчицкого.

Святитель Иннокентий Кульчицкий продолжает творить чудеса …

7 «Б» : 1. В каком году и где родился первый епископ Иркутский, как его звали? 2. Что прислал Александр I в дар Вознесенскому монастырю? 3. На каком году жизни Иннокентий Кульчицкий скончался и где был похоронен? 4. Кем нарекли при крещении Иннокентия Кульчицкого и где он воспитывался? 5.

Потомком какого древнего рода был первый епископ Иркутский? 6. Какое первое образование получил Иннокентий Кульчицкий? 7. Что было сделано Иннокентием Кульчицким при жизни? 8. Какое событие произошло после смерти епископа 9 февраля 1805 года? 9. Кем при жизни назначали Иннокентия Кульчицкого? 10.

В каком году были вскрыты мощи святителя Иннокентия Кульчицкого, и что увидели люди, вскрывшие мощи?

7 «В» : 1. На какой язык Иннокентий Кульчицкий переводил христианские молитвы и зачем? 2. Как стал Иннокентий Кульчицкий епископом? 3. На каком году жизни Иннокентий Кульчицкий скончался и где был похоронен? 4. Что сделал Иннокентий Кульчицкий, чтобы обратить иноверцев в христианство? 5.

Читайте также:  Перепечинское кладбище часы работы и как доехать

Что прислал Александр I в дар Вознесенскому монастырю? 6. В каком соборе и когда были установлены мощи Иннокентия Кульчицкого? 7. Где Иннокентий Кульчицкий получил первое образование и где его продолжил? 8. Какую школу открыл Иннокентий Кульчицкий? 9. Кем при жизни назначали Иннокентия Кульчицкого? 10.

Какие две иконы украшали по 1750 бриллиантов на каждой?

Источник: http://present5.com/svyatitel-innokentij-kulchickij-pervyj-episkop-irkutskij-svyatitel/

Святитель Иннокентий (Кульчицкий), епископ Иркутский

Будущий великий святой и чудотворец Иннокентий (в миру Иоанн) родился на территории современной Украины в конце XVII века. Его отец был священником и происходил из польского рода Кульчицких.

Мальчик получил домашнее образование, а затем поступил в Киевскую духовную академию. Он был очень способным учеником: все предметы учебного курса усваивал легко благодаря врожденной одаренности и прилежанию. Академию Иоанн окончил уже после посвящения в монашество. При постриге он получил имя Иннокентий.

Академическая стезя привела его в Москву: монах Иннокентий был приглашен в качестве учителя в Славяно-греко-латинскую академию. После его направляют в Петербург, где как раз зарождается Александро-Невская обитель (в будущем лавра).

Глубоко образованный и истинно благочестивый инок сразу же был отмечен императором Петром I. В это время государь размышлял о том, чтобы создать Русскую православную миссию в Китае. Он искал достойного человека, который мог бы эту миссию возглавить. Выбор пал на иеромонаха Иннокентия.

Его кандидатуру поддержал и митрополит Сибирский Филофей.

Совет

После совершения хиротонии владыка Иннокентий, епископ Бельский, отправился в неизвестную для него страну в сопровождении немногочисленной свиты. Добравшись до Иркутска после длительного и тяжелого путешествия, посланники двинулись за озеро Байкал и, наконец, прибыли в приграничный город Селенгинск. Здесь им предстояло дождаться от китайских властей разрешения на въезд.

Из христианских конфессий, представленных в Китае, самое прочное положение в то время занимали иезуиты, для которых присутствие русского епископа, конечно, не было желанным.

Поводом для отказа послужила дипломатическая оплошность, а точнее, тонкость перевода.

В письме, которое отправили китайцам русские посланники, владыка Иннокентий именовался «великим», а такое обращение в Китае могло относиться исключительно к императору.

В ожидании каких-то изменений епископ Иннокентий более трех лет провел на границе, никуда не выезжая. Его существование было крайне сложным: материальной поддержки владыка не получал, все его письма с просьбой о вспоможении оставались без ответа.

Миссия жила подаянием, рыболовством и даже наемной работой. Служили в ветхом соборе Селенгинска. Наконец, владыку со спутниками приютили в Троицком монастыре (на даче).

Сам епископ Иннокентий и дьякон, чтобы как-то отплатить монастырю за пропитание, стали писать иконы.

Конечно, внутреннее состояние владыки было тяжелым. Однако вынужденное длительное ожидание дало возможность проповеди среди языческих племен. Будучи епископом, владыка мог сам рукополагать новых священнослужителей.

Обратите внимание

Только в 1725 году произошли изменения в положении миссии: епископу Иннокентию было наказано поселиться в Вознесенской обители (в Иркутске). Здесь он получил помещения для себя и своей свиты, а также участки земли для ведения подсобного хозяйства. Вести о том, что в монастыре появился архиерей, разнеслись по округе, и в обитель стали приходить люди.

В том же году после смерти Петра I на престол взошла его супруга Екатерина I. Она также продолжила заниматься дипломатическими отношениями с Китаем и направила туда нового посла — графа Рагузинского. По пути в Китай он должен был заехать в Иркутск и взять с собой епископа Иннокентия.

Когда граф познакомился с владыкой, было принято решение о том, что епископ отправится в приграничный Селенгинск и там будет дожидаться графа. В этот момент в Иркутск возвращается архимандрит Антоний Платковский (который ранее был игуменом Иркутского монастыря и уже состоял членом дипломатической миссии в Китае).

Используя хитрость и интриги, архимандрит Антоний добивается того, что граф Рагузинский выбирает его в качестве начальника русской миссии. Владыка же Иннокентий вынужден вернуться в Иркутск. Практически сразу из Петербурга приходит указ о создании новой Иркутской кафедры во главе с епископом Иркутским Иннокентием.

Эта миссия для владыки означала не столько почет, сколько новые трудности и испытания. Жалованья ему не платили, жить было негде и нечем. Монастырь находился за чертой города и сообщался с ним очень плохой дорогой.

Здоровье владыки было не в лучшем состоянии, и постоянные путешествия давались очень тяжело. Тогда он обратился к жителям Иркутска с просьбой выделить ему жилье в городе, однако никто не отозвался.

Спустя время над владыкой все-таки сжалились и отвели ему небольшой дом, на месте которого теперь стоит каменная часовня.

Владыка окормлял жителей Иркутска около четырех лет. Несмотря на слабое здоровье, он вел аскетичный образ жизни: носил власяницу, вкушал скудную пищу, занимался рукоделием (сам шил для братии обувь, плел рыболовные сети) и много времени посвящал молитве, находя в этом великое утешение и смысл жизни.

Важно

Не оставлял он и главного своего делания — проповеди. Очень многие язычники (в основном буряты) были крещены им в Православие.

При владыке Иннокентии было практически завершено возведение каменного кафедрального собора в Иркутске, открыта русская школа.

Кроме того, он определил границы епархии и добился назначения жалованья для будущих епископов. Сам же так и не получил никакой денежной помощи за все время своего служения.

Со временем стали открываться духовные плоды подвижнической жизни владыки Иннокентия — дар прозорливости и чудотворения. Это привлекло к нему многих людей, ищущих духовной поддержки. Однако старческие немощи и тяжелые условия жизни взяли свое: владыка заболел и слег. Вследствие продолжительной и мучительной болезни он скончался. Это произошло в 1731 году.

Узнав о смерти епископа Иннокентия, вице-губернатор Иркутска, жадный и коррумпированный чиновник, приказал изъять не только личные вещи епископа, но и большую часть имущества монастыря.

У братии даже не осталось вина, чтобы совершить литургию после отпевания владыки. Лишь после многочисленных просьб управитель города выделил триста рублей на похороны.

Тело святого было положено в простой гроб и закрыто в склепе небольшой церкви в честь Тихвинской иконы Богородицы.

После смерти святителя его гонителей постигло возмездие. Архимандрит Антоний был обесчещен в Пекине иноверцем. Его вернули в Петербург, лишили сана и посадили в тюрьму. Вице-губернатор Иркутска вскоре был казнен за уголовное преступление.

Совет

Спустя 33 года после погребения владыки открылось нетление его мощей, а впоследствии по молитвам верующих было явлено еще множество чудес.

В 1783 году в Вознесенском монастыре случился большой пожар. Сгорело все, что могло сгореть. Однако старый деревянный храм, в котором покоилось святое тело, остался невредим. В 1804 году мощи святителя были освидетельствованы и открыты для всеобщего почитания.

В 20-х годах XX века начался период гонений новой безбожной власти на христиан. Были арестованы настоятель Вознесенского монастыря и другие иерархи Сибири. В 1921 году мощи святого подверглись святотатственной медэкспертизе, после которой были вывезены из осиротевшего монастыря и надолго пропали.

В 1990 году в одной из церквей города Ярославля (в подсобном помещении) были обнаружены неизвестные мощи. Медицинская экспертиза показала, что тело, которого не коснулось тление, принадлежит святителю Иннокентию. Святые останки были возвращены в Иркутск и сегодня покоятся в Знаменском монастыре.

Дни памяти: 9 декабря (26 ноября по старому стилю), 22 февраля (9 февраля по старому стилю), 23 июня (10 июня по старому стилю), 23 октября (10 октября по старому стилю)

Юля Гойко

Приобрести икону святителя Иннокентия Иркутского (или другие святыни) >>

Заказать икону святителя Иннокентия Иркутского в иконописной мастерской нашего монастыря >>

Заказать молебен святителю Иннокентию Иркутскому (или другие требы) >>

Паломничество к святителю Иннокентию Иркутскому >>

Источник: http://svjatye-obitel.ru/svyatoj-svyatitel-innokentij-kulchitskij-episkop-irkutskij/

Ссылка на основную публикацию