Сретенский монастырь: история, где находиться, иконы

Сретенский монастырь: история обители и святыни

Даже далекие от Церкви люди слышали потрясающие выступления знаменитого хора Сретенского монастыря. Но православные верующие знают – обитель знаменита не только своим прекрасным хором. Мы расскажем о святынях и храмах монастыря, дадим рекомендации паломникам и вспомним историю.

История монастыря

В самом центре столицы располагается, наверное, самый небольшой и один из самых древних из всех московских монастырей – Сретенский монастырь. В его истории отразилась почти вся история государства – с его войнами, переворотами, богоборческими годами и обретением веры. Обитель знаменита своей духовной семинарией, прекрасным церковным хором и школой для мирян.

История монастыря началась с чуда. В 1395 году на территорию Руси вторгся со своим войском Тамерлан, он уже захватил Рязань и Елец, а потом пошел на Москву, чтобы уничтожить Русь. Его воины не знали пощады.

Речь шла об уничтожении всей русской православной цивилизации. Николай Карамзин писал, что москвичи “трепетали в ожидании скорбной участи”.

Обратите внимание

Великий князь Василий I выступил навстречу Тамерлану, а Москва осталась на попечении Великой княгини Евдокии.

Сретенский монастырь Москвы был основан в 1397 году на месте встречи Владимирской иконы Богородицы после бескровной победы над Тамерланом. Почему эта победа называется “бескровной”? В древние времена на месте монастыря простирались пашни и другие сельские угодья боярина Семена Кучки, это место так и называли “Кучково поле”.

Здесь созывались собрания горожан, правили суд, зачитывали указы великого князя… И именно на этом месте люди собрались, чтобы в 1395 году Святитель Киприан встретил чудотворный образ иконы Божией матери. На молитвы перед этим образом возлагали большие надежды. В тот же день, 26 августа, Богородица пришла к хану во сне и повелела оставить Русь.

Считается, что именно поэтому Тамерлан в страхе бежал…

Сретение означает “встреча”, встреча с иконой, с помощью Богородицы.

Помощь Богородицы и явленное чудо стали символами Сретенского монастыря. В годы богоборчества Сретенский монастырь, как и другие, подвергался гонениям и был превращен в обычное светское здание. В 1926 году Сретенский монастырь закрыли. После этого Сретенский собор некоторое время оставался приходским, а из остатков братии был организован совет общины.

Но в 1991 году монастырь ожидал новый расцвет – охранившееся здание собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери было передано обратно в пользование Русской Православной Церкви. Тогда там создали «Сретение» во главе с отцом Георгием Кочетковым.

В 1993 году братство «Сретение» было переведено в соседний храм Успения в Печатниках (на Сретенских воротах); в Сретенском же монастыре было открыто подворье Псково-Печерского монастыря.

В 1996 году началась новая история монастыря: решением Синода подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Тихон (Шевкунов).

До недавнего времени считалось, что Сретенский монастырь был построен на том же месте, где находится и сейчас, но в 80-х годах прошлого века историк Сухман высказал гипотезу, что изначально монастырь находился в районе Сретенских ворот Китай-города и был перенесен оттуда во время строительства Китай-городской стены. Эта гипотеза вызвала поначалу много возражений, но подтвердилась летописными свидетельствами. Ведь нынешняя Сретенка находится не совсем там, где располагалось когда-то знаменитое “Кучково поле”.

Важно

Хор Сретенского монастыря (художественный руководитель, регент — заслуженный артист России Никон Жила) имеет статус главного хора Русской Православной Церкви, поет на праздничных богослужениях, ведет концертную деятельность в России и за рубежом.

Фотобанк Лори

Святыни обители

  • Точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину;
  • чтимый список Владимирской иконы Божией Матери;
  • мощи сщмч. Илариона (Троицкого), перенесенные из С.-Петербурга в мае 1999 г.
  • В соборе также хранятся частицы мощей прп. Марии Египетской, свт. Николая Чудотворца, свтт. Иоанна Златоуста, Василия Великого, прп. Серафима Саровского и иных великих угодников Божиих.

Фотобанк Лори

Храмы, часовни, подворья, скиты

Храм в честь Сретения иконы Божией Матери «Владимирская»

1397 г.

Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери построили на месте старинного храма, появившегося там еще в 1397 году в центре монастырского двора.

Храм освятили 24 августа 1679 г. Придел Рождества Иоанна Предтечи устроен в 1706 г. с юга.

Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. После того, как было построено основное здание, к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи, а западное крыльцо становится папертью.

Благодаря особому устройству сводов, различные реставрационные работы не сильно повлияли на общий вид храма. Именно в этот храм регулярно совершаются крестные ходы:

  • 26 августа в память избавления от нашествия Тамерлана в 1395 г.
  • 23 июня в память освобождения от татарского ига в 1480 г.

Внутри сохранились редкие образцы поздней стенописи – фрески 1707 г. Эти росписи были сделаны по заказу стольника С. Ф. Грибоедова. Их выполнили мастера костромской школы. Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г.

в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор “реставрирован в 1958-1962 гг.”.

К сожалению, реставрацию нельзя было назвать полной – купол собора оставили без креста.

Совет

Внутри в 1990 г. располагался “Всесоюзный худ. научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры”. Для посетителей вход в собор был закрыт. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим, ныне – вновь монастырский собор.

Теперешний каменный собор поставлен на месте прежнего, освящен великим архиерейским чином 09.04.1995г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Источник: https://www.pravmir.ru/sretenskij-monastyr/

Сретенский монастырь, или загадка Страны чудес в центре Москвы

Прогулка по Рождественскому монастырю оставила во мне неприятный осадок, об этом я уже написал в предыдущей заметке «Рождественский монастырь – история повторяется».

Однако следующий пункт моего путешествия по старым улочкам Москвы полностью реабилитировал испортившееся настроение, а неприятный осадок, словно рукой сняло!По соседству с Рождественской обителью, на ул. Большая Лубянка, находится Сретенский монастырь, который основал в 1397 году сын Дмитрия Донского Великий князь Василий.

Соседствующие монастыри чудом сохранились до наших дней. Обе обители начали действовать практически в одно время, за 700 лет их судьбе неоднократно грозила смертельная опасность. Последнее серьезное потрясение Сретенский монастырь пережил в начале ХХ века.

После Октябрьской революции монашескую обитель упразднили, в 1928-1930 годах большую часть ее построек полностью снесли. При этом большевики уничтожили два храма из трех, в монастыре чудом сохранились лишь собор Сретения иконы Владимирской Божьей матери, построенный в 1679 году, и кельи монастыря, относящиеся к XVII-XVIII векам.


Северная стена собора                                                       Восточная часть собора – апсиды

 

После посещения Рождественского монастыря, я не предполагал, что маленькая территория Сретенского монастыря будет настолько ухоженной, аккуратной и светлой, способной создать максимальные условия для уединения человека и его комфортного душевного состояния. В обители я испытал неземной комфорт на душе и умиротворение!  Аналогичные ощущения я испытывал в Иерусалиме, когда посещал святые места иудейской, христианской и мусульманской культур.Колокольня собора Сретения иконы Владимирской Божьей матери
 

В Сретенском монастыре складывалось впечатление, что находишься не в центре Москвы, в самом сердце шумного и динамичного города, а совершенно в ином мире – тихом, уютном, уединенном, неземном.

Хотя, за стенами обители в оживленном состоянии пребывает улица Большая Лубянка, гудят машины, двигаются люди, но их почему-то неслышно и невидно. Невысокие монастырские стены, узкая калитка в воротах, обвитых плющом, наглухо отгородили обитель от внешнего мира.

Ворота и монастырские стены, обвитые плющом

  Стоит переступить калитку, как вспоминается Льюис Кэрролл и его Алиса в Стране чудес. Вот и я невольно представил Алису, которая пыталась открыть маленькую дверцу и проникнуть в чудесный сад с причудливыми растениями. В Сретенском монастыре ухоженный сад оказался не менее чудесным, чем в выдуманной Кэрроллом стране. Таких розовых кустов с огромными бутонами разного цвета и оттенков, я еще не встречал.Причем в монастырском саду помимо роз цветет множество других прекрасных растений, возвышаются деревья с густыми кронами, отбрасывающими тень, разбит замечательный неглубокий пруд, в него с журчанием стекает вода, скользящая по террасам. В пруду плавают яркие и довольно крупные рыбки, их можно потрогать руками, вода прозрачная и прохладна.

И все это великолепие скрывается на оживленной улице, по которой я много раз проходил и проезжал на машине, но ни разу не замечал калитки, ведущей в Страну чудес. А ведь история этой «страны» уходит в далекое прошлое, когда на Москву двинулась армия самого Тамерлана.

Вот историческая справка, взятая с сайта http://monastyri.narod.ru

«По преданию, монастырь возник на месте, где москвичи встречали икону Владимирской Божьей матери, перенесенной из Владимира в Москву в 1395 году. Именно в это время войска Тамерлана, шедшего на Русь, неожиданно повернули вспять, что и было связано с привнесением иконы в Москву. В честь этого события и был основан монастырь Сретения (т.е. встречи) иконы Божьей матери».

В ходе изучения исторических и религиозных памятников на территории Сретенского монастыря, я заинтересовался тем, где сейчас находится подлинник иконы Владимирской Божьей матери. С этим вопросом я обратился к старшей монахине, которую встретил внутри собора.

Обратите внимание

Она сказала, что святейшая икона давно перевезена в Третьяковскую галерею, где пребывает в специальных условиях, сохраняющих реликвию от губительного внешнего воздействия.

В монастыре таких условий, к сожалению, создать не смогли, но точная копия иконы установлена на внешней стене, над западным входом в храм, где ее могут видеть все прихожане.

Монахиня также поведала мне о страшных временах, которые пережила обитель в годы советской власти. Оказалось, что в 20-30-х годах в уцелевших помещениях собора и монашеских кельях размещалось общежитие для чекистов, а потом казармы НКВД.

Все фрески на стенах храма были замазаны штукатуркой, которая, кстати, уберегла некоторые древние росписи от вандализма и уничтожения. Многие фрески в соборе в настоящее время восстановлены, а на внутренней западной стене храма реставраторы написали трагическую историю монастыря, пережитую в советский период.

Причем современный текст выполнен в древнеславянском стиле и хорошо вписывается в интерьер собора.

Внимательно исследуя внутреннее пространство собора, в северной его части, я обнаружил странную лестницу, ведущую глубоко вниз, куда-то под фундамент храма. Первоначально мне показалось, что это вход в какое-то служебное помещение, скорее всего, предназначенное для хозяйственных нужд.

Однако это предположение быстро исчезло, так как я заметил, что по лестнице спускаются и поднимаются не служители монастыря, а обычные прихожане. Никаких табличек с информацией или указателей о том, куда ведет эта лестница, я не обнаружил, поэтому решил самостоятельно исследовать таинственный подвал.

Обнаруженная в подвале находка меня потрясла!

Спустившись вниз, я оказался в маленьком «предбаннике» – это квадратное помещение с низким потолком, а в нишах стен установлены иконки. Из «предбанника» можно было попасть в какое-то другое темное помещение, куда вел узкий и низкий проход, напомнивший мне вход в египетскую пирамиду.

Важно

Я зашел в это таинственное помещение и остолбенел. Напротив входа, в мраморной стене под арочным сводом, установлена рамка с Туринской плащаницей, в которую, как предполагается, был завернут Иисус Христос после того, как его сняли с распятия.

Читайте также:  Рождество пророка предтечи и крестителя господня иоанна

Эта одна из самых священных реликвий христианской веры, вызывает споры много сотен лет, как в научных, так и в религиозных кругах. Результаты многочисленных исследований плащаницы до сих пор не пролили свет на истину, выпущено множество книг на эту тему, а споры все не утихают.

Ортодоксальные христиане уверены, что подлинная Туринская плащаница хранится в Ватикане, раз в год ее выносят на всеобщее обозрение, чтобы верующие смогли своими глазами увидеть священную реликвию и поклониться ей.

В той же комнате, на противоположной стене, я обнаружил рентгеновскую копию Туринской плащаницы, где очень четко вырисовывается силуэт человека, его бородатое лицо и ниспадающие на плечи длинные волосы, скрещенные руки, соединенные вместе ноги.

Причем, рентгеновская копия, также как Туринская плащаница, выполнена в полный рост, полотно установлено вертикально в тяжелой раме так, что прихожане могут точно определить рост Иисуса Христа.

Чтобы усилить впечатление людей от просмотра Туринской плащаницы и ее рентгеновской копии, помещение погрузили в полный мрак, который нарушают два луча направленного света. Один луч падает на саму плащаницу, а другой – на рентгеновское полотно. Ощущения очень сильные!

Находясь в одной комнате с ликом Иисуса Христа, невольно испытываешь чувство страха, тревоги и восхищения.

Я заметил, как некоторые люди, заходившие в темную комнату с плащаницей, вначале столбенели, потом быстро перекрестившись, кланялись и выбегали обратно в «предбанник».

Совет

А я, воспользовавшись удобным случаем, решил сделать пару кадров плащаницы и рентгеновского полотна, ведь никаких табличек или объявлений «Фотосъемка запрещена» у входа в помещение я не обнаружил.

Выходя из собора, я вновь встретил старшую монахиню и спросил: каким образом в Сретенском монастыре появилась Туринская плащаница? Она ответила, что эту копию из Ватикана привез бывший настоятель монашеской обители, лет 10-ть назад.

По словам монахини, в мире существуют всего 5 официальных копий, сделанных в Ватикане, и одна из них хранится в Сретенском монастыре.

Странно, что никаких сведений о нахождении копии христианской реликвии в центре Москвы в интернете и других информационных источниках я не обнаружил.

Честно говоря, покидая поздним вечером Сретенский монастырь, мне захотелось вернуться в эту чудесную обитель, чтобы вновь ощутить атмосферу уединения, умиротворения и комфортного душевного состояния. Ведь эти волшебные ощущения жителям Москвы могут только сниться…

Источник: https://anar-gasimov.livejournal.com/9093.html

Сретенский монастырь – память о гонениях на церковь

Адрес: Россия, Москва
Дата основания: XIV век
Основные достопримечательности: Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Собор Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери в колокольне
Координаты: 55°45'56.0″N 37°37'49.0″E
Объект культурного наследия России

Содержание:

В самом центре столицы, неподалеку от пересечения Бульварного кольца и Большой Лубянской улицы стоит старинная Сретенская обитель. В ее соборном храме можно увидеть удивительные по красоте настенные росписи начала XVIII века, которые по праву считают одним из шедевров древнерусского искусства.

Общий вид на монастырь

История обители в XIV-XVII веках

Согласно летописям, монастырь основали в 1397 году во время правления старшего сына Дмитрия Донского – великого князя Василия I. Деревянные храмы и кельи построили неподалеку от Китай-города в честь избавления москвичей от нашествия войск безжалостного Тамерлана.

На протяжении столетий обитель играла важную роль в духовной жизни горожан. Монастырь лежал на дороге в Сергиев Посад, поэтому в нем останавливались все, кто шел на богомолье в Лавру.

Ежегодно 26 августа совершали крестный ход, и икону Владимирской Богоматери из кремлевского Успенского собора несли в монастырь. Многолюдное шествие было очень значимым, и в нем принимали участие великие князья, а позже – российские цари. Кроме того, дважды в год через монастырь проходили крестные ходы, посвященные избавлению города от нашествий крымских татар.

Как и в других монастырях Москвы, каменное строительство в обители началось, когда у власти был великий князь Иоанн III Васильевич. В годы его правления две древние церкви – иконы Божией Матери «Владимирская» и Марии Египетской построили из кирпича.

В 1552 году дружина Иоанна IV Грозного с триумфом возвращалась в столицу из Казанского похода. Русский царь сделал остановку в стенах монастыря, участвовал в благодарственном молебне и наградил обитель щедрыми дарами.

Общий вид на собор Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Крови

Монастырь отличился и в непростое для страны Смутное время. Когда Москва была захвачена польско-литовскими войсками, в обители размещались русские ополченцы. В начале весны 1611 года Дмитрия Пожарского тяжело ранили в бою. Обессилевшего князя привезли в монастырь, и иноки оказали ему необходимую помощь.

Монастырь на новом месте

В XVII веке из-за возведения каменной стены Китай-города обитель перевели в ту часть Москвы, где она располагается сегодня. Все началось со строительства каменной часовни, но монастырь быстро разросся. Он получал щедрые пожертвования из царской казны, поэтому за короткое время здесь выросли храмы и братские корпуса.

Потом ситуация изменилась. В 1737 году в центре города случился сильный пожар, и огонь уничтожил несколько монастырских зданий. В 1764 году российская императрица Екатерина II провела церковную реформу. Обитель объявили заштатной, прекратили финансирование из казны, и разрешили жить в стенах монастыря не более чем семи монахам.

В XIX столетии московские митрополиты предприняли немало усилий по возрождению монастырской жизнь.

Обратите внимание

Когда началась война с французами, в монастыре ежедневно проходили церковные службы, а в день Бородинского сражения из обители провели многолюдный крестный ход.

Потом в монастырь привезли раненых русских солдат. Больных выхаживали, а те, кто умирал от ран, находили последний приют на кладбище монастыря.

К началу прошлого века обитель была широко известна, благодаря великолепным колокольным звонам. На монастырской территории существовали гостиница для паломников и церковно-приходская школа, а на здешнем кладбище хоронили представителей известных дворянских родов.

С приходом советской власти старинный монастырь закрыли не сразу. В начале 1920-х годов из храмов вывезли всю ценную богослужебную утварь, серебряные оклады и старинные иконы. Настоятеля монастыря епископа Иллариона арестовали и этапировали в ссылку под Архангельск. Потом его вернули в Москву, но вскоре опять заключили под стражу, судили и отправили на Соловки.

Монастырь ликвидировали в 1926 году. В стране шла активная антирелигиозная кампания, и были уничтожены все монастырские храмы, за исключением Сретенского собора. Верующие очень сожалели об утраченной церкви Марии Египетской – одной из самых древних в Москве.

Чтобы добротное здание бывшего собора не пустовало, его приспособили под общежитие для сотрудников НКВД. Потом в храме располагался гараж, а после него – мастерские реставраторов. В 1950-е годы на бывшем монастырском некрополе, где находились могилы участников войны 1812 года, выросло здание средней школы.

С 1958 по 1962 год фасады Сретенского храма отреставрировали. Тогда церковь еще не была восстановлена в правах, поэтому на обновленном храме не установили православные кресты. До 1990 года внутри храма находились реставрационные мастерские, и посторонних в здание не пускали.

В начале 1990-х годов старинный собор вернули верующим. Поначалу его сделали приходским, и здесь собирались члены возрождающейся церковной общины. Спустя два года храм получил статус подворья знаменитой Псково-Печерской обители.

Собор Владимирской иконы Божией Матери Сретения

Летом 1996 года на базе собора восстановили мужской монастырь. Постепенно на территории появились колокольня и ограда. А с 1999 года в обители открыли училище, которое вскоре переросло в духовную семинарию.

Сретенский храм

Красивая старинная церковь стоит в центре монастырского двора. Она появилась в 1679 году по указу русского царя Федора Алексеевича и была построена на месте более древнего храма, существовавшего с конца XIV века.

После освящения церковь было решено расширить, и с трех сторон к ней пристроили арочные крыльца.

В начале XVIII века западное крыльцо переделали в паперть, а возле южного фасада появился придел, посвященный Рождеству Иоанна Предтечи.

Важно

Несмотря на ремонты и реконструкции, внешний облик старинной постройки изменился незначительно. Сретенский собор представляет один из лучших образцов московско-ярославского храмового зодчества. Он состоит из разделенного на три нефа двухсветного четверика и трех абсид. Несколько лет назад к храму пристроили галерею с небольшой изящной звонницей.

Наружные стены собора оформлены тремя арками, и в просветах между ними можно увидеть большие иконы. Четверик увенчан пятью луковичными куполами. Массивный барабан, поддерживающий центральную главу, световой, а остальные украшены декоративными окнами.

Вид собора Владимирской иконы Божией Матери Сретения с тыла

Внутри находится тябловый пятиярусный иконостас, изготовленный в 1995 году. Нижняя часть или крипта оформлена белым мрамором и мозаикой. В ней хранится точная копия знаменитой Туринской плащаницы, выполненной в натуральную величину. Верующие приходят сюда, чтобы помолиться перед старинными иконами и частицами мощей христианских святых.

Уникальные фрески Сретенского храма были выполнены в 1707 году, в период перехода к барокко. Заказчиком настенных росписей стал стольник Семен Федорович Грибоедов, а расписали храм талантливые изографы, приглашенные из Костромы и Ярославля.

Обитель в наши дни

Сегодня в действующем монастыре постоянно живет около 40 насельников. Здесь находится крупнейшее в России православное издательство, а монастырский хор выступает на праздничных концертах в разных уголках страны и за рубежом. Церковные службы в обители проходят ежедневно в 6.30 и 18.30.

Монастырь имеет два скита, сельскохозяйственный кооператив и ведет опеку над детским домом города Михайлова. Постепенно в его владение перешли здание школы, гостиница и несколько помещений, расположенных по Рождественскому бульвару.

Совсем недавно в обители был освящен новый храм, посвященный Новомученикам Российским. Его часто называют «храмом на крови» или «храмом примирения» и считают данью памяти всем, кто был репрессирован и погиб в годы активных церковных гонений. К сожалению, для того, чтобы масштабная постройка заняла свое место, пришлось снести несколько исторических зданий монастыря.

Колокольня собора Владимирской иконы Божией Матери Сретения

Как добраться до монастыря

Монастырская территория находится в 1,5 км к северо-востоку от Московского Кремля. За 15 минут до нее нетрудно дойти пешком от станций метро «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сухаревская», «Цветной бульвар», «Трубная», «Лубянка» или «Кузнецкий мост». До монастыря также можно доехать на автобусах № Н6, М2 и М9. Выходить нужно на остановке «Сретенские Ворота».

Рейтинг достопримечательности

Монастыри Москвы

Рейтинг достопримечательности

Сретенский монастырь на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/947-sretenskij-monastyr-v-moskve

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальный мужской монастырь

В самом центре Москвы в древнем монастыре XIV века располагается Сретенская духовная семинария – высшее учебное заведение Русской Православной Церкви. С 1999 года в семинарии воспитываются и обучаются молодые люди, готовящиеся к несению пастырского служения.   Особенностью семинарии является непосредственное участие всех воспитанников в жизни Сретенской обители.

Для будущего пастыря важно постигать богатство и глубину подлинной церковной жизни, а также получать знания, опыт научной работы и практической деятельности. Именно поэтому уклад семинарской жизни построен так, чтобы у воспитанников была возможность и учиться, и участвовать в монастырских богослужениях: петь на клиросе, исполнять послушания чтецов или пономарей.

Читайте также:  Что такое покаяние в православии - православные иконы и молитвы

Также студенты посещают братские полунощницы, принимают участие в чтении Неусыпаемой Псалтири. Всё это призвано научить их тому, что станет основой их будущего пастырского служения: молитвенному предстоянию перед Господом за свою паству. Молитвенное служение неотделимо от других церковных послушаний: духовного просвещения и милосердного попечения о нуждающихся.

Для того чтобы воспитанники семинарии смогли почувствовать, как велика ответственность пастыря и как значимо и важно для людей его служение, они имеют возможность участвовать в интереснейших просветительских и культурных проектах, которые осуществляются трудами насельников Сретенского монастыря, в значимых общецерковных событиях.

Встречи с интересными духовными и светскими людьми, которые проводятся в семинарии, также способствуют всесторонней подготовке будущего священника. 

 Жизнь семинарии

Современное высшее духовное образование имеет два уровня подготовки: бакалавриат и магистратуру. Не является исключением и Сретенская семинария. На сегодняшний день в духовной школе обучается около 200 воспитанников.

Большинство из них – студенты бакалаврита, которые за 4 года призваны освоить учебную программу, состоящую из множества самых разных дисциплин богословской, церковно-исторической, общегуманитарной направленности, столь необходимых пастырю в его служении.

Те учащиеся семинарии, которые почувствовали в себе способности и стремление к научной деятельности, переходят на следующую ступень духовного образования, – в магистратуру. Подготовка по магистерским программам проходит в семинарии с 2012 года, основными ее направлениями в свое время стали исследования по пастырскому богословию и церковной истории.

Совет

В 2015 году учебные планы магистратуры были значительно изменены,  а подготовка магистров стала осуществляться по трем профилям: «Пастырское богословие», «Христианское учение о государстве и обществе» и «Церковнославянский язык: история и современность». Срок обучения по магистерской программе – 2 года.

За годы существования Сретенской духовной школы в ее стенах сформировался семинарский хор, который поет на богослужениях в обители, а также участвует в международных концертах и фестивалях. Руководит хором А.В. Амерханов, выпускник Академии хорового искусства им. В.С. Попова.

Преподаватели

В Сретенской семинарии преподается более 40 дисциплин, среди которых Священное Писание Нового и Ветхого Завета, богословие (догматическое, сравнительное, основное, нравственное и пастырское), литургика, патрология, аскетика, история России, история Русской Церкви, общецерковная история и история Поместных Православных Церквей. Также в рамках учебного процесса преподаются гуманитарные науки: древнерусская, русская и зарубежная литературы, история философии, риторика, психология, стилистика русского языка. Особое внимание уделяется изучению языков. Обязательными являются церковнославянский, латинский, древнегреческий, а также один из современных языков по выбору студентов: английский, немецкий, греческий, арабский, китайский и другие. Ректор СДС – епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Московского Сретенского монастыря.  Преподавательская корпорация Сретенской семинарии состоит из ученых различных профилей. Лекционные курсы ведут преподаватели Московской духовной академии (профессор протоиерей Владислав Цыпин, профессор А.К. Светозарский, профессор А.И. Сидоров), Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Н.Н. Трухина, П.В. Кузенков), Литературного института им. А.М. Горького (профессор А.Н. Ужанков), Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (профессор Л.И. Маршева). Преподавателями семинарии являются ученые и специалисты других московских вузов (кандидат богословия священник Михаил Желтов, доктор исторических наук, профессор О.Ю. Васильева), а также представители столичного духовенства и насельники Московского Сретенского монастыря.

Миссионерская деятельность

Семинаристы принимают участие в разнообразных просветительских и миссионерских проектах Московского Сретенского монастыря. Ежегодно на протяжении последних лет студенты семинарии участвуют в качестве организаторов и экскурсоводов Церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь».

Эта выставка – одно из самых массовых и ожидаемых культурных событий России. Основной темой выставки последних лет стала русская история. Первой  выставкой, посвященной исторической тематике, стала экспозиция «Моя история. Романовы» (2013).

Попытка постичь закономерности исторического процесса, обратиться от настоящего через прошлое к давно минувшему была предпринята на выставке, посвященной началу и формированию русской государственности – «Моя история. Рюриковичи» (2014).

Осмыслению недавнего исторического прошлого, новое внимательное и вдумчивое прочтение написанных в ушедшем веке станиц истории посвящена выставка «Моя история. 1914-1945 гг. От великих потрясений к Великой Победе».

Участие в выставках дает студентам семинарии уникальный опыт живого общения, а также ведения дискуссии при столь частом столкновении различных позиций и мнений, обусловленных разным восприятием исторического процесса. Особое внимание уделяется в семинарии подготовке студентов к просветительскому служению.

Так, семинаристы регулярно посещают находящуюся под патронатом Сретенского монастыря школу-интернат в городе Михайлове Рязанской области, директором и духовником которой является выпускник Сретенской семинарии священник Владимир Щетинин; проводят миссионерские занятия в «Первом Московском Образовательном Комплексе» г. Москвы.

Обратите внимание

Многие семинаристы трудятся в качестве вожатых в Сретенском детском православном лагере «Княжеская Русь».

Вот уже много лет студенты Сретенской семинарии во время каникул выезжают в Архангельскую и Вологодскую епархии для реставрации храмов Русского Севера, что дает им возможность непосредственно познакомиться и полюбить жизнь российской провинции. В процессе обучения студенты приобретают навыки работы в крупнейшем в нашей стране православном издательстве Сретенского монастыря, на сайте «Православие.Ru», имеют возможность участвовать в работе Патриаршего совета по культуре. За время обучения в семинарии все студенты хотя бы раз бывают в паломничестве на Святой Земле, а многие участники студенческого хора – и в Бари у мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.

 Особые даты и праздники

Особый праздник для обители и семинарии – день памяти священномученика Илариона (Троицкого) – небесного покровителя Сретенского монастыря, который отмечается 28 декабря н. ст.

Этот день является окончанием первого семестра. За всенощным бдением накануне праздника студенты 1-го курса получают благословение на ношение подрясников.

Престольный праздник обители – Сретение Владимирской иконы Божией Матери (8 сентября н. ст.).

Торжественно отмечается воспитанниками духовной школы  и другой день празднования Владимирской иконы Божией Матери – 3 июня н. ст. – для выпускников семинарии это не просто окончание учебного года, а день торжественного вручения дипломов. 

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/sretenskiy-stavropigialnyy-muzhskoy-monastyr/

Достопримечательности и святыни Сретенского монастыря в Москве

Трудно не согласиться с мыслью, что современная жизнь часто проносится мимо нас в спешке и суете. В погоне за сиюминутными впечатлениями мы забываем о вечности, а вечность о нас – никогда.

Так может быть, пора на минутку остановиться, подумать о непреходящих ценностях, просто помолчать, побродить по дорожкам тихой обители? На территории России много храмов и скитов, где время идет по каким-то своим, особым законам, история переплетается с современностью – спешите в любой из них! Так, жителей и гостей столицы всегда ждет Сретенский монастырь, фото которого вы найдете в любом путеводителе по центру Москвы.

Сретенский монастырь: контакты

  • Если вы собрались посетить Сретенский монастырь, запомните его адрес в Москве: улица Большая Лубянка, 19, корпус 1.
  • Уточнить необходимую информацию перед поездкой в Сретенский монастырь можно по телефону: +7 495 623-34-44.

Сретенский монастырь: как добраться

Добираться до Сретенского монастыря очень удобно, ведь он находится в самом центре города, так что сориентироваться будет несложно ни москвичам, ни гостям белокаменной.

  • Конечно, комфортней всего путешествовать на собственном автомобиле. Если вы держите путь от Красной площади, двигайтесь по улице Большая Лубянка в сторону Сретенского переулка и увидите монастырь практически сразу после перекрестка. Если вы движетесь из северных районов Москвы, следуйте по Ярославскому шоссе или проспекту Мира по направлению к Красной площади, сверните налево на Садовом кольце и следуйте по маршруту: проспект Академика Сахарова – станция метро «Тургеневская» – внутренне кольцо Сретенского бульвара – улица Мясницкая – Бобров переулок – Милютинский переулок. Будьте уверены, белые стены монастыря, которые покажутся вам на Сретенском переулке, вы не пропустите.
  • А как добраться в Сретенский монастырь на метро? Возможно, даже удобней, чем на авто, ведь под землей нет ни пробок, ни светофоров, а неподалеку от самого монастыря расположились сразу несколько станций Московского метрополитена: «Чистые пруды», «Тургеневская», «Сухаревская», «Лубянка».
  • Если вы предпочитаете наземный транспорт, смело выбирайте автобусы №№ м2, м3, м5 – м10, т25, 38, 144, 158, 904 и доезжайте до остановок «Улица Большая Лубянка», «Лубянка», «Тургеневская» или «Кузнецкий мост».

Режим работы монастыря

Попасть в Сретенский монастырь можно ежедневно. Монастырь часто посещают как паломники, так и туристы, для которых гостеприимно распахнуты двери обители. Особенно людно здесь на богослужениях в престольные и двунадесятые праздники:

  • Сретения Господня (15 февраля),
  • Владимирской иконы Божией Матери (8 сентября),
  • Марии Египетской (14 апреля),
  • Николая Чудотворца (22 мая, 19 декабря),
  • святого Иллариона Троицкого (3 ноября) и другие.

Сретенский монастырь: расписание богослужений

Богослужения в Сретенском монастыре в Москве проводятся по определенному графику.

  • Как правило, в будние дни с 6:30 служится Полунощница.
  • Божественная литургия начинается в 8:00.
  • Вечернее богослужение – с 18:00.
  • Пятничным вечером обычно вычитывается акафист Божией Матери.
  • По воскресеньям и праздничным дням Божественная литургия служится с 7:00 и с 10:00.
  • В Сретенском монастыре совершаются требы, как и в любом другом православном храме.

Расписание служб в Сретенском монастыре в Москве регулярно публикуется на официальном сайте, где отображается самая актуальная и достоверная информация. Перед посещением монастыря рекомендуем ознакомиться с текущим расписанием.

Сретенский монастырь: где остановиться

Для того чтобы ближе познакомиться с жизнью монастыря, стоит провести в Москве несколько дней. К сожалению, для паломников на территории монастыря не предусмотрено специальной паломнической гостиницы, поэтому придется подыскать что-нибудь поблизости, благо центр белокаменной изобилует отелями и хостелами.

  • В 400 метрах от монастыря расположились гостиница «Сретенская» (улица Сретенка, д. 15), оформленная в стиле русского фольклора, с обязательной резьбой и лепниной. Номер в этом четырехзвездочном отеле обойдется от 4000 рублей за ночь. Забронировать номера можно по телефону: +7 (495) 722-38-36.
  • Нетрудно найти себе ночлег и подешевле. В районе Сретенского монастыря находится много демократических хостелов с самой разнообразной ценовой политикой. От хостела «УголОК на Чистых прудах» (бульвар Сретенский, д. 6/1, стр. 1, апарт. 40) до монастыря всего 200 метров, а стоимость ночлега для одного человека – от 500 рублей.
  • Около 600 рублей обойдется ночь в хостеле «HQ» (бульвар Рождественский, д. 10/7), который находится от монастыря не дальше, чем предыдущий.
  • От хостела «Art Gindza Hostel» до Сретенского монастыря придется пройти около полукилометра, но здесь ценовая политика начинается от 300 рублей.

История создания монастыря

История Сретенского монастыря берет свое начало в XIV веке.

Название монастырь получил в честь праздника Сретения Владимирской иконы Божией Матери, образ которой, как говорят, был встречен москвичами на том самом месте и ознаменовал победу над полчищами Тамерлана.

Конечно, с тех далеких времен постройки не сохранились: самое старое строение из уцелевших датируется концом XVII века.

История всегда была сурова к монастырю, который оставался для своих прихожан поддержкой и опорой на протяжении всех горестных событий: во времена набегов монголо-татар, в часы Смуты, в Отечественную войну 1812 года.

Важно

Но с 1917 года начались тяжелые времена для самого монастыря: монахов выселяли, постройки подвергались разрушениям. Новая жизнь влилась в монастырь в 1994 году, когда он получил статус ставропигиального.

С 2000 года под патронатом монастыря успешно функционирует духовная семинария.

Достопримечательности монастыря

  • К сожалению, бурный XX век мало что оставил от исторических зданий монастыря. Сохранился пятиглавый собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, особенно ценный тем, что в его стенах действительно чудом уцелели уникальные фрески начала XVII века авторства костромских и ярославских мастеров. И сам собор, и фрески выполнены в строго-лаконичной манере московско-ярославского стиля.
  • Новый храм Сретенского монастыря, названный в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, освятили в мае 2017 года. Высота храма – около 60 метров, благодаря чему его хорошо видно с разных точек города. Строение выдержано в стиле древних суздальских соборов и украшено каменной резьбой. Внутренний интерьер храма украшают 47 икон и фресковая роспись.
  • Но все-таки главной достопримечательностью Сретенского монастыря является не архитектура. На весь мир знаменит мужской хор монастыря, который сегодня является главным хором Русской православной церкви. Под руководством регента Никона Жилы хор принимает участие в праздничных богослужениях, а также активно гастролирует по России и за рубежом, исполняя духовную и народную музыку, а также песни военных лет.
Читайте также:  Отличие протестантов от православных

Сретенский монастырь: святыни

  • Среди святынь Сретенского монастыря прихожанами особо почитаются мощи Илариона Троицкого, преподобной Марии Египетской, святителей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста и преподобного Серафима Саровского.
  • Крипта монастырского собора может похвастаться копией Туринской плащаницы в полную величину. Туринская плащаница в Сретенском монастыре освящена как Нерукотворный образ Спасителя.
  • Необычайно почитается прихожанами список с Владимирской иконы Божией Матери, с которым связывают большое количество чудес и в первую очередь – спасение Москвы от нашествия Тамерлана.

Фото Сретенского монастыря

Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Москва и Сретенский монастырь
Внутреннее убранство собора
Хор Сретенского монастыря

Сретенский монастырь — видео

В этом видео вы узнаете намного больше о Сретенском монастыре. Приятного просмотра!

[blockquote_gray»]В Москве есть очень много монастырей , сегодня хочу еще вам рассказать о Новодевичьим монастыре и Симоновом монастыре, о котором вы узнаете в следующей статье, переходя по ссылке: //www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/monastir/moskva/simonov.

html[/blockquote_gray] Мне кажется, что Сретенский монастырь – место, уникальное своей универсальностью. Паломник найдет здесь немало чтимых святынь, любитель истории – удивительные и правдивые истории о жизни древней Москвы, турист – интереснейшую, хоть и с трудом сохраненную архитектуру и фресковую роспись.

И каждый из них сможет прикоснуться здесь к вечности, ощущение которой витает в самом воздухе святой обители.

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/monastir/moskva/sretenskij.html

Московский сретенский монастырь – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Общий вид Московского Сретенского монастыря по Большой Лубянке. В центре кадра надвратная колокольня, правее – Никольская церковь. Слева от ворот виден вход во Владимирскую часовню.

На заднем плане – главы Сретенского собора.

1881 год

Московский монастырь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

Основан в конце XIV века [1] на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана.

По преданию, в районе ул. Дзержинского лежали владения полулегендарного боярина Кучки и «Кучково поле»; в XII—XIV вв. здесь проходил путь из Киева и Смоленска во Владимир на Клязьме, Ростов Великий и другие города. По этой дороге в 1382 г. Дмитрий Донской поехал собирать войска против Тохтамыша, и эта угроза заставила хана, разорив город, отступить из Москвы.

Во время нашествия Тамерлана, в 1395 г. дошедшего уже до г. Ельца, по этой дороге из г. Владимира в Кремль пронесли Владимирскую икону Богоматери, которую москвичи встретили на месте теперешних Сретенских ворот. У места встречи иконы была поставлена церковь, потом Сретенский монастырь. По монастырю и улица получила название Сретенки (в XVII в.

называлась «Встретенской»).

Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Феодоровича – первого царя династии Романовых. Практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников начиналось с молитв в Сретенской обители.

В 1677 году главный храм монастыря был построен заново и освящен в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, c юго-востока пристроен придел Рождества Иоанна Предтечи.

В XVIII веке в обители производили значительный ремонт и перестройки. Хорошо сохранились фрески 1707 года – последний шедевр древнерусского искусства в Москве.

Совет

В дни празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери из Успенского собора Кремля в монастырь совершались ежегодные крестные ходы.

В XIX веке первосвятительская кафедра временно находилась в Сретенском монастыре.

Вплоть до революции на территории монастыря находилось кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года. К 1917 году в монастыре было 3 храма с 6 престолами.

После октябрьского переворота 1917 года Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Православие. Настоятелем обители в те годы был священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), выдающийся богослов и проповедник.

В 1922 году Сретенский монастырь был захвачен обновленцами, здесь по четвергам и пятницам служил, хотя и “по-старому”, обновленческий епископ Антонин (Грановский).

Но уже в 1923 году усилиями священномученика Илариона Сретенская обитель стала первой, вновь вернувшейся под омофор патриарха Всероссийского святителя Тихона, а ее собор был переосвящен великим чином.

В конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 годах большая часть храмов и сооружений монастыря были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД.

На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись рассстрелы. Эта земля была буквально пропитана кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи гонений на Церковь.

В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 году был установлен поклонный крест, освященный патриархом Алексием II.

Обратите внимание

В советское время на месте кладбищенского погоста было построено здание средней школы. К 1990 году из былых храмов обители сохранился один закрытый храм с 2 престолами.

Вид с юго-востока на Владимирский собор Сретенского монастыря и часть новой стены с воротами. 30 июля 2001 года. Фото Комлева А. Р. c сайта temples.ru

В 1991 году сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и открыт как приходской храм Сретенским православным братством.

В 1993 году здесь было открыто подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, в 1995 году преобразованное в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.

9-10 мая 1999 года в монастыре состоялось прославление епископа Верейского Илариона в лике священномучеников.

Была возведена колокольня, восстановлены старинные монастырские помещения, построены два новых пятиэтажных корпуса и перестроен один четырехэтажный, где разместились братия обители и Сретенская духовная семинария.

Ныне в Сретенском монастыре живут и подвизаются более сорока насельников. При монастыре органи­зованы катехизические курсы, которые посещаются глав­ным образом недавно вступившими в церковную жизнь людьми.

В настоящее время на курсах обучается около че­тырехсот человек.

Сретенское книжное издательство — одно из крупнейших в со­временной России. Издательство выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни.

У Сретенского монастыря также имеется два скита: мужской и женский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области. Второй скит, во имя пророка Божия Илии, находится в Московской области. Братия монастыря совершает регулярные поездки в Чечню для оказания духовной и материальной помощи российским воинам и местным жителям.

Важно

При монастыре действуют Сретенское высшее православное монастырское училище, Российский центр по изучению Туринской Плащаницы, воскресная школа, издательство и интернет-журнал “Православие.Ru”. Под патронажем Сретенского монастыря восстанавливается колхоз “Воскресение”.

В 2003 году кооператив “Воскресение” получил государственную Столыпинскую премию как “самый эффективный землепользователь в России”.

Храмы монастыря

Сретенский собор

Находится в середине монастырского двора. Построен на месте древнего храма, стоявшего с 1397 г. Освящен 24 августа 1679 г.

Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. Вскоре после возведения основного объема к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи и примерно тогда же западное крыльцо превращают в паперть.

В храме этом интересно устройство сводов; последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный вид его. Внутри сохранились фрески 1707 г., выполненные по заказу стольника С. Ф. Грибоедова мастерами костромской школы.

Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958—1962 гг.». Реставрация была, однако, неполной: верх оставлен бескрестным.

Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». Хода посетителям не было. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим.

Церковь преподобной Марии Египетской

Находилась к востоку от собора. Один из древнейших храмов Москвы. В справочнике Александровского, располагавшего церкви по времени построения, он имеет №3 и идет сразу вслед за собором Спаса на Бору в Кремле и церковью Всех Святых на Кулишках.

Построена в 1358 г. Придел Сретения Господня пристроен в 1706 г. фабрикантом А. Милютиным. В 1784 г. церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 г. богослужения в церкви не бывает за ее ветхостью. В 1883 г. стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас – времени Александра I.

Церковь разрушена в 1930 г. На ее месте пустырь. В 1930-х гг. при разборке храма установлено, что он построен не позже XVI в.

Храм святитель Николая Чудотворца

Храм находился в северной части восточной стены, вместе с колокольней выходил на улицу Б. Лубянка — с севера от нее. Был построен по разными сведениям в конце XV – XVII вв. Придел Всех Святых конца XVIII века устроен на средства первого московского городского головы Д. Д. Мещанинова». В XVIII в. был устроен также придел Дмитрия Ростовского, упраздненный в XIX в.

Закрыт в 1924 г.; разрушен в 1928 г.

В 1930-х гг. при разборке Никольской церкви установлено, что она была построена не позже XVI в. Особенно сохранными оказались ее формы – одноглавый четверик на подклете, перекрытый крестчатым сводом с уложенной по нему чернолощенной черепицей».

Сейчас на ее месте пустырь.

Святыни

Мощи сщмч. Илариона (Троицкого), икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), чтимый список Владимирской иконы Божией Матери.

Настоятели, наместники

Использованные материалы

[1]  Исследователи называют разные года основания: 1379, 1395, 1397.

[2]  У Строева – его фамилия Иванов, но правильная – Уваров, См. Мартынов А.А. Московские колокола // Русский архив. 1896, №2, с. 555-556, http://www.pravoslavie.ru/31362.html

[3]  Иоанн (Лудищев), иером., “Сретенский монастырь в 1759–1771 годы”, портал Православие.Ru, 22 января 2010, http://www.pravoslavie.ru/33669.html

[4]  Алла И. Осипова, “Архимандрит Виктор (Саврасов) – строитель и настоятель Московского Сретенского монастыря (1853–1859, 1872–1880)”, портал Православие.Ru, 30 января 2014, http://www.pravoslavie.ru/67954.html

[5]  Иоанн (Лудищев), иером.,”Архимандрит Серафим (Богоявленский) – настоятель Сретенского монастыря (1884–1890)”. Часть 1, портал Православие.Ru, 2 сентября 2009, http://www.pravoslavie.ru/31770.html

[6]  Иоанн (Лудищев), иером.,”Архимандрит Серафим (Богоявленский) – настоятель Сретенского монастыря (1884–1890)”. Часть 2, портал Православие.Ru, 3 сентября 2009, http://www.pravoslavie.ru/31793.html

[7]  Осипова А.И., “Московский Сретенский монастырь в период настоятельства архимандрита Димитрия (Ключарева): 1891–1904”, портал Православие.Ru, 25 октября 2011, http://www.pravoslavie.ru/49450.html#_ftn8

[8]  Иоанн (Лудищев), иером., “Архимандрит Сергий (Плаксин) – последний Наместник Сретенского монастыря в годы революционной смуты”, портал Православие.Ru, 11 ноября 2014, http://www.pravoslavie.ru/sm/75028.htm

[9]  “Назначен и.о. наместника Сретенского ставропигиального монастыря”, официальный сайт Русской Православной Церкви, 19 мая 2018, http://www.patriarchia.ru/db/text/5206672.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/17241.html

Ссылка на основную публикацию