Рождество пророка предтечи и крестителя господня иоанна

Рождество честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – Лампада

7 июля (24 июня по с.ст.) Церковь празднует Рождество честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Иоанн Креститель, или Иоанн Предтеча, — сын священника Захарии и Елизаветы. Родился в Хевроне.

Святой пророк Захария

Святой пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и явление Его Предтечи.

Святой пророк Захария, священник из потомства Ифамара, сына Ааронова, имел жену Елисавету, которая также была из рода Ааронова и доводилась сестрой Анне, матери Пресвятой Богородицы.

Святое Евангелие свидетельствует о Захарии и Елисавете, что они были украшены всеми добродетелями, непорочно проходя свое жизненное поприще.

Святой Захария, отец Предтечи, священствовал в Иерусалиме в царствование Ирода.

Обратите внимание

Как повествует Евангелие (Лк.1:57-80), праведные родители святого Иоанна Крестителя — священник Захария и Елисавета, жившие в древнем городе Хевроне, достигли старости, но не имели детей, так как Елисавета была неплодна.

Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел Архангела Гавриила, стоящего по правую сторону жертвенника кадильного.

Он предсказал, что у Захарии родится сын, который будет провозвестником ожидаемого Ветхозаветной Церковью Спасителя — Мессии.

Захария смутился, на него напал страх. Он усомнился, что в старости возможно иметь сына, и просил знамения. Оно было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела.

Елисавета и Мария

Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость.

Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию.

Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал святой Иоанн, еще находившийся в утробе своей матери, взыграл радостно во чреве (Лк.1:44).

Рождение Иоанна Предтечи

Когда Елисавета родила сына, то родные и соседи ее порадовались, что Господь оказал ей милость Свою; на восьмой же день пришли к ней, чтобы совершить обряд обрезания новорожденного, и хотели назвать его по имени отца.

Обрезание крайней плоти, начавшееся с Авраама, производилось по закону Моисея (Лев.

12:3) в восьмой день от рождения; через совершение обрезания новорожденный вступал в общество избранного народа, а потому день обрезания считался радостным семейным праздником.

Важно

Елисавета, конечно, знала, какое имя должно быть дано ее сыну, и потому на предложение родных и соседей назвать новорожденного Захарией сказала: Нет, назвать его Иоанном (Лк.1:60).

Доменико Гирландайо.

Рождество Иоанна Предтечи. (Флоренция, Капелла Торнабуони,1486-90 гг)

Такого имени не носил никто из родственников Захарии.

Назвать новорожденного Иоанном значило отступить от веками освященного обычая, и потому за разрешением возникшего недоразумения все обратились к самому Захарии и знаками спрашивали его, как назвать младенца.

Если его спрашивали знаками, то надо полагать, что он, по наказанию Божию за неверие, был не только нем, но и глух; он не слышал, когда у него словами спрашивали, и потому с ним объяснялись только знаками.

Захария потребовал дощечку и написал ответ на предложенный вопрос: Иоанн имя ему (Лк.1:63). И все удивились. И тотчас разрешились уста его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех вокруг них: и рассказывали обо всём этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: «Что будет младенец сей?» И рука Господня была с ним.

Доменико Гирландайо.

Захария дает имя своему сыну (Флоренция, Капелла Торнабуони,1486-90 гг)

И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих… И ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего, ибо предстанешь пред лицем Господа приготовить путь Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному (т.е. добросердечному) милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира».

При обрезании младенца ему дали имя Иоанн, что означает — Иегова милосерд — ибо он должен был приготовить проповедью народ к приближающемуся царству благодати (Лк.1:63).

Но вот наступило время, когда родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме, и волхвы, пришедшие с востока по видению чудесной звезды, возвестили Ироду о новорожденном Царе. Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия.

Доменико Гирландайо.

Избиение младенцев. (Флоренция, Капелла Торнабуони,1486-90 гг)

Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский. Ироду известно было всё случившееся во время рождения Иоанна; так как все события, коими сопровождалось рождение Иоанново, вызывали страх и изумление среди окрестных жителей. Все иудеи говорили о сих чудесных событиях; молва дошла и до Ирода.

Ирод, вспомнив теперь об Иоанне, подумал: «Не сей ли будет царем иудейским?» Задумав умертвить его, царь отдельно послал в дом Захарии убийц, но посланные не нашли святого Иоанна.

Ибо, когда началось безбожное избиение детей в Вифлееме, стоны и вопль были услышаны в Хевроне, где жили священники, так как он находился на недалеком расстоянии от Вифлеема; скоро узнали в Хевроне конечно и о причине такого вопля. Тогда святая Елисавета, взяв сына своего, бежала с ним в горы. Только по милости Божией святой Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях.

Пещера, где скрывалась св. Елисавета с младенцем Иоанном Предтечей

Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони.

В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем.

Совет

Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.

С юных лет Иоанн жил в пустыне и там проводил время в посте и молитве, питаясь диким медом, акридами (род саранчи) и водой, носил одежду из верблюжьей шкуры.

Тициан. Иоанн Креститель

Когда Иоанну исполнилось 30 лет, Господь повелел ему идти в долину реки Иордана и возвестить всем людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через покаяние и крещение.

Иоанн пришел в страну иорданскую и стал проповедовать: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное», то есть приблизилось, настало время, когда должен явиться ожидаемый Спаситель, который будет призывать всех в Свое царство.

Джеймс Тиссо. Иоанн Креститель и фарисеи

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

***

Источник: http://lampada.in.ua/2018/07/rozhdestvo-chestnogo-slavnogo-proroka-predtechi-i-krestitelya-gospodnya-ioanna/

Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – ОдигитриЯ

Рождество Иоанна Предтечи – непереходящий праздник. 7 июля по новому стилю (24 июня по старому стилю) православные христиане вспоминают, как в семье праведных Захарии и Елизаветы родился Иоанн Предтеча – пророк, который спустя тридцать лет предскажет пришествие Мессии – Иисуса Христа – и будет крестить Спасителя в водах реки Иордан.

10 фактов об Иоанне Крестителе

— Иоанн Предтеча – самый чтимый христианский святой после Богородицы. Сам Спаситель так говорил о пророке Иоанне Крестителе:Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя (Мф 11:11).

— Рождество Иоанна Крестителя – уникальный праздник для православия. Есть лишь три праздника, когда христиане вспоминают не день смерти, а день рождения лица, которое прославляют: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи. Этот факт – еще одно свидетельство того, что пророк Иоанн Предтеча особо почитается в Церкви.

— Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей – потому что он пришел прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем – потому что он крестил Спасителя в Иордане.

— Мы находим упоминания о пророке Иоанне Предтече у всех четырех евангелистов. А еще о нем в своих исторических трудах пишет Иосиф Флавий.

— Память Иоанна Крестителя Церковь празднует целых шесть раз в году: 6 октября – зачатие, 7 июля – рождество, 11 сентября – усекновение главы, 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта – первое и второе обретение его главы, 7 июня – третье обретение его главы, 25 октября – праздник перенесения его десницы (правой руки) с Мальты в Гатчину.

— Иоанн Предтеча – родственник Господа Иисуса Христа по материнской линии.

— В Евангелии от Марка мы читаем о пророке Иоанне Предтече, что он до тридцати лет аскетично жил в пустыне иносил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикиймед. Акриды – это съедобная саранча, которая водится в Палестине и Аравии.

Саранча, согласно закону Моисееву, считалась чистым насекомым и принадлежала к разряду пресмыкающихся крылатых, ходящих на четырех ногах (Лев 11:21 ).

Хотя существует и другая версия значения слова «акриды»: растительная пища, стручки, которые можно было перетирать и печь из них лепешки.

— Иоанн был последним пророком среди множества праведников, предсказывавших пришествие Мессии, который освободит народ Израиля.

— Лейтмотивом проповеди Иоанна Предтечи было покаяние. После долгих лет аскетической жизни в пустыне пророк пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

— Иоанн Креститель был жестоко казнен – ему отрубили голову. Произошло это так. Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого (который после Рождества Христова приказал убить всех вифлеемских младенцев) заключил пророка в темницу за то, что тот обличал его преступном браке с Иродиадой.

На пиру в честь дня рождения дочь Иродиады Саломея танцевала для Ирода, и в награду за танец мать подговорила ее попросить у царя смерти пророка. Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде.

В память об этом установлен церковный праздник – Усекновение главы Иоанна Предтечи.

10 фактов о пророке Захарии и праведной Елизавете – родителях Иоанна Крестителя

— Праведная Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.

— Пророк Захария, отец Иоанна Предтечи, служил священником в Иерусалимском храме.

— До самых преклонных лет Захария и Елизавета были бездетны, а неплодие считалось в древней Иудее карой за грехи. Это было причиной многих печалей четы и перетолков в народе (они претерпевали поношение между людьми(Лк 1:25)). Супруги недоумевали: они поступали по всем заповедям Господним беспорочно (Лк 1, 5 – 25) и тем не менее не могли зачать ребенка.

— Бог покарал Захарию немотой за неверие. Священник кадил в храме, когда ему явился Архангел с вестью, что в его семье скоро родится сын. Захария не поверил Божьему вестнику: они с Елизаветой были уже пожилыми людьми и к тому же бесплодны.

За недоверие Архангел покарал его немотой. Дар речи Захария обрел, лишь когда свершалось обрезание родившегося младенца. Пророк сразу стал прославлять Господа и говорить о том, что его сын предскажет приход Мессии всему иудейскому народу.

— Праведная Елизавета была дружна со своей юной родственницей – Девой Марией. Как пишет евангелист Лука, когда Елизавета зачала сына, ее пришла навестить Богородица, и, «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк1:41).

— Когда у праведной Елисаветы родился сын, Дух Святой внушил ей назвать его Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Это сильно возмутило родню, но все решило веское слово вновь обретшего дар речи Захарии.

— Захария был убит прямо в Иерусалимском храме. После Рождества Иисуса Христа царь Ирод Великий приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме. Узнав об этом, мать Иоанна Предтечи Елизавета убежала со своим сыном в пустыню.

Читайте также:  Икона божией матери помощница в родах

А Захария остался в Иерусалиме: он должен был исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов – хотел выяснить, где прячется Елизавета с младенцем.

Пророк не выдал тайны, и его убили прямо в святом для всех иудеев месте.

— Согласно некоторым источникам, праведная Елизавета отошла ко Господу через сорок дней после бегства в пустыню. По другим сведениям, она скиталась в пустыне семь лет и лишь потом умерла.

— Есть версия, что дом, где жил Захария и где родился Иоанн Предтеча, находился в пригороде Иерусалима – Эйн-Кареме. Сейчас на этом месте стоит католический францисканский монастырь.

— По благочестивой народной традиции святым праведным Захарии и Елизавете молятся об исцелении от бесплодия.

Рождество Иоанна Крестителя – Иван Купала

Иван Купала – языческий славянский праздник – в народном сознании был тесно переплетен с Рождеством Иоанна Предтечи. Русская Православная Церковь всегда с осуждением относилась к языческим элементам, который люди привносили в этот праздник, но многие традиции и обряды оказались очень живучими.

В народе праздник называли по-разному: Иванов день, Иоанн Креститель, Иван Купала, Иван Травник, Иван Колдовщик, Иван Цветной, Купала, Травник.

Еще до принятия христианства на Руси Иван Купала был праздником воды и водяных божеств – купал.

У славян было поверье, что накануне Ивана Купалы совершаются чудеса. Например, что в ночь на праздник – раз в году – в лесу распускается цветок папоротника (который на самом деле не цветет). Считалось, что тот, кто найдет этот мифический цветок, будет счастлив всю жизнь.

Обратите внимание

Еще в ночь на Ивана Купалу жгли огромные костры и прыгали через них – по одному, парами и целой гурьбой, взявшись за руки. Пели песни, совершали «хождения с березкой», гадали. Считалось, что накануне Ивана Купалы «роса целебна, трава лечебна, вода очистительна». Как говорили в народе, Иоанн Креститель «освящал воду для купания, прогонял из нее злых духов».

На Руси травы и цветы, собранные в Иванов день, высушивали и использовали для лечения. А еще, по обычаю, девушки плели венки из трав, а вечером пускали их по воде, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонул, это значило, что суженый разлюбил и замуж за него не выйти. Безусловно, это был языческий обычай, который, как и любое суеверие, не одобрялся Церковью.

Иван Купала – гадание

На вопрос, можно ли гадать на Рождество Иоанна Крестителя («на Ивана Купалу», как говорят в народе), отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

«Если вы хотите свести счеты с жизнь, то гадание – верный способ сделать это. Потому что гадание – грех, а грех – шаг к духовной смерти.

Церковь запрещает гадать в любое время, будь то праздник, пост или любой другой период церковного года. Нам не дано знать будущее, нам достаточно знать прошлое и жить настоящим. Извлекать уроки из ошибок, встречать жизненные обстоятельства с открытым сердцем, верить в Господа и делать в любой ситуации выбор, достойный христианина.»

Иван Купала – народные приметы

Множество примет и поговорок сложил русский народ о дне Ивана Купалы. Христианам надо понимать, что все подобные приметы говорят нам не о христианском смысле праздника Рождества Иоанна Предтечи, а о погоде, о временах года, о сборе урожая и даже о пережитках язычества, которые, даже после Крещения Руси, на протяжении многих веков жили в сознании простых людей.

На Иван-день колосок, так на Ильин день колобок в хороший год.

Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана (говорит пчела).

За два-три дня до Ивана Купалы появляется мед или после в такой же период.

Сильная роса на Ивана – к урожаю огурцов, ночь звездная – будет много грибов, гроза – орехи будут пустые и их будет мало.

С Ивановой ночи появляются светляки.

Перед дождем цветы сильнее пахнут.

До Иванова дня дождь в засек (прибавится хлеба), после Иванова дня дождь из засека.

Во время сенокоса дожди – сену плохо, зерну хорошо.

Травы черны – лошади кормны (сено погибло, а овес хорош).

В Иван-день жито выколоситься должно, а не заколосится, так это плохая примета.

Источник: hramrh.ru

Источник: http://www.odigitria.by/2017/07/07/7-iyulya-rozhdestvo-proroka-predtechi-i-krestitelya-gospodnya-ioanna-interesnye-fakty-i-tradicii/

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – дата и история праздника

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – один из великих христианских праздников, который отмечается всем православным миром 7 июля по новому стилю.

В этот день верующие вспоминают, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился будущий пророк, который предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа, а потом крестит его в водах реки Иордан.

О детских годах Иоанна известно только по рассказу евангелиста Луки. Иоанн был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елисаветы (из рода царя Давида) — пожилой бесплодной пары.

Как повествует евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в Храме, возвестил о рождении у него сына, сказав «многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» (Лк.1:13-17). Захария выразил недоверие ангелу, и за это тот покарал его немотой.

После того, как Дева Мария узнала, что ее родственница Елисавета в положении, она пришла навестить ее и «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк.1:41). Таким образом своей матери Иоанн предсказал мессию, еще будучи в утробе.

Согласно Евангелию, рождение произошло на полгода раньше Иисуса, его родственника. Отец Иоанна все еще оставался немым, и когда Елисавета пожелала дать сыну указанное ангелом нетрадиционное для своей семьи имя Иоанн («Яхве (Бог) смилостивился»), родственники потребовали от отца подтвердить его письменно.

Он потребовал дощечку и написал: «Иоанн имя ему». И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. (Лк.1:63-66)

В Евангелие упоминается о последующих годах детства Иоанна только вкратце, повествуется лишь то, что он «был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк.1:80), то есть до достаточно зрелого возраста. Упоминается также, что отец Иоанна, Захария, был убит «между храмом и жертвенником» слугами Ирода (Мф.23:35).

Католическая церковь отмечает Рождество Иоанна Крестителя по старому стилю — 24 июня.

Важно

Иоанн пришел на Землю эту,
И принес благую людям весть.
Что согласно божьему завету
На спасенье шанс у многих есть.

Что придет к нам вскорости Спаситель,
И подарит праведникам рай.
А пока что Иоанн Креститель,
Как предтеча послан в этот край.

Иоанн Предтеча, уповаем
На твою молитву пред Ним.
И с надеждой, верою взираем
На златой над головою нимб.

В Рождество Крестителя желаем
Твердыми быть в вере до конца.
И с молитвой кроткой припадаем
К ангелу Небесного Отца.

Источник: https://sama-zhizn.ru/holiday/rozhdestvo-chestnogo-slavnogo-proroka-predtechi-i-krestitelya-gospodnya-ioanna/

Проповедь в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю всех вас с престольным праздником вашего храма. Сегодня мы отмечаем память удивительного пророка, которого Сам Христос назвал самым великим человеком из рожденных женами. Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн называется печатью пророков, потому что он был последним пророком Ветхого и первым мучеником Нового Завета.

Человек, который был подвижником духа, великим молитвенником, родился чудесным образом. Священник Захария и жена его Елисавета были бесплодными, но Господь утешил их рождением чада.

Вся жизнь этого великого пророка была наполнена чудесами. Он провел большую часть своей жизни в пустыне, где Ангел Господень направлял его.

И когда достиг мера возраста, Иоанн Креститель вышел на проповедь для того, чтобы призвать Израильский народ к покаянию.

Мы называем Иоанна Крестителя пророком, хотя нам неизвестно, какие предсказания он сделал. Но в Ветхом Завете пророческое служение предполагает не только предсказание будущего.

Пророк – это человек, который возвещает волю Божию и призывает людей к исправлению жизни. Часто, братья и сестры, в наше время люди едут по монастырям не для того, чтобы научиться молитве, а чтобы найти старца, который предскажет будущее.

В то время как пророческое служение – это прежде всего свидетельство о правде Божией.

Совет

Предтеча был бесстрашным человеком, он говорил волю Божию и простым людям, и людям, обличенным властью. Мы видим, что на Иордане пророк обращается к людям разных сословий и каждому дает свое наставление. Он не побоялся исповедовать правду Божию даже перед царем Иродом, обличая его незаконный союз с женой брата.

И хотя царь почитал и боялся пророка, но предал его на смерть ради обещания, данного на пиру по случаю дня рождения. В этом мы видим пример величайшего безумия – по царскому слову Иродиада и ее дочь могли бы получить богатство, почести, да все что угодно.

Но злоба человеческая, зависть, безумие привели к смерти пророка.

Царь совершает ошибку за ошибкой: поспешное слово приводит к убийству. Он забывает о том, что начальствующий в своей жизни должен руководствоваться не своими желаниями и предпочтениями.

Он обязан трезво оценивать свои поступки, поступать по совести, потому что любой власть имущий человек является примером для окружающих его людей. И ему предстоит дать отчет перед Богом в том, каким примером он был.

Царь Ирод вместо того, чтобы обличить безумие женщин, поддается их уговорам и казнит великого пророка.

А мы видим, что Иоанн Предтеча был человеком действительно великой души, великого подвига. Его служение заключалось в том, чтобы приготовить путь Христу, а самому уступить Ему дорогу. Иоанну Крестителю нужно было растопить лед в сердцах, чтобы люди встретили своего Спасителя и поверили Ему.

Мы видим, как ученики пророка проявляют ревность, зависть, когда Христос Сам выходит на проповедь и крестит людей. Но что говорит Иоанн Предтеча? «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3, 30) Он сравнивает себя с  другом жениха.

На Востоке была традиция: у юноши, вступающего в брак, на свадьбе обязательно должен был быть лучший друг, который свидетельствовал о добрых намерениях супругов. Когда жених и невеста удалялись в брачную комнату, друг оставался при дверях, чтобы охранять их спокойствие.

Обратите внимание

И вот Иоанн Предтеча приводит этот пример, напоминая о том, что каждому человеку нужно в определенный момент отойти в сторону. Также как родители, воспитав, вскормив своих детей, должны в нужный момент отойти в сторону.

Не захватить власть над своими детьми, не поработить их, не прожить как бы во второй раз в их жизни собственную жизнь, а в нужный момент дать им свободу. И вот Предтеча отходит в сторону, предоставляя уже Христу учить и наставлять людей.

Но мы видим, что Иоанн Предтеча является человеком, и как любому человеку, ему свойственны немощи. Когда он оказался в темнице и понял, что, скорее всего, из нее не выйдет, в его сердце появились и сомнения, и уныние.

И вот он посылает двух учеников спросить у Христа: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?»  (Мф.

11, 3) Господь говорит: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне». (Мф. 11, 4-6) Этими словами пророка Исайи Он свидетельствует о Своем Божестве.

Это краткое малодушие пророка свидетельствует о том, что любой человек иногда подвергается искушениям, сомнениям. Нет человека, который никогда бы не согрешал. Но нужно обязательно помнить, что за этим должно следовать покаяние. Мы должны взывать ко Господу: «Помоги мне исправиться! Дай мне силы все перенести! И да будет воля Твоя!»

Иоанн Предтеча действительно великий праведник. Но смотря на его жизнь, мы должны не просто восхищаться его подвигами, а искать для себя то, в чем мы могли бы быть похожими на него. А если разобраться, предтеча, пророк – это тот человек, который возвещает волю Божию, готовит людей к встрече со Христом.

Мы тоже можем быть своего рода предтечами для многих наших родственников, друзей и знакомых. Для всех тех, кто еще не обрел Бога, для тех, кто не переступил порог храма. Часто мы ждем от архиерея, священников, что они воспитают наш народ, приведут наших детей к Богу. Но забываем при этом, что и от мирян зависит очень многое.

Читайте также:  Я знаю, что 97% из вас не добавят эту запись к себе на страницу... - православные иконы и молитвы

Священник наставляет человека в храме, а вот к дверям храма его должны привести миряне.

Мы должны стараться жить жизнью, исполненной чистоты, мира, любви, и тогда многие задумаются: почему мы так живем, что нами движет? Святитель Иоанн Златоуст говорил в свое время, что если бы мы были хорошими христианами, то в мире уже давно не осталось бы ни язычников, ни иудеев. Люди назидаются не красивыми словами, а добрыми примерами. Очень важно, чтобы мы в повседневной жизни были добрыми христианами, приводили людей в Церковь, рассказывали, проповедали.

Важно

Дорогие братья и сестры, вспоминая сегодня рождество великого пророка Иоанна Предтечи, будем стараться подражать его ревности, его молитве, будем стараться для людей, которые еще не обрели Бога быть добрыми наставниками, приводить их в храм, где пастыри наши встретят их и наставят их на всякую истину. Сердечно поздравляю вас с праздником. Аминь.

+ Епископ Покровский и Николаевский Пахомий, храм в честь Рождества Иоанна Предтечи с. Подлесное, 7 июля 2015 г.

Оставить комментарий

Поделиться в:

Источник: http://pravpokrov.ru/Articles/index/14107

Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

« Так взывал к народу, возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры, святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, память которого Святая Церковь праз­днует сегодня.

Несколько раз в годовом круге Церковь Святая совер­шает память этого великого Угодника Божия. Чествова­нию его посвящается и вторник каждой недели.

Сегодня мы собрались в этот святой храм,  чтобы  вместе с Церковью прославить Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. «Прежде неплоды днесь Христова Пред­течу  раждает, и Той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча» (Кондак Рождества святого Иоанна Крести­теля).

Явление на свет праведника всегда есть великая милость Божия к людям, ибо праведниками стоит и держится весь мир, А святой Креститель Господень Иоанн является одним из величайших праведников, более которого, по свидетельству Самого Господа нашего Иисуса Христа, никто «не воста в рожденных женами» (Мф. 11, 11).

И вот сегодня, в день памяти святого Предтечи Господ­ня мы усугубим внимание на житии этого великого Угод­ника Божия и увидим, какая поистине величайшая ми­лость Божия ниспосылается людям в лице праведников.

Из Святого Евангелия мы узнаем, что уже самое Рожде­ние Предтечи Господня было не обыкновенным и сопро­вождалось чудесами.

Святой Пророк рождается по пред­сказанию Архангела Гавриила от престарелых родителей: Захарии и Елисаветы. Рождается Предтеча, и священник Захария освобождается от немоты, которой был наказан за неверие.

Рождается Предтеча, и радуется Елисавета, с которой снимается поношение за неплодство.

Совет

Но недолго святой младенец Иоанн утешался лаской престарелых родителей, Отец его — праведный Захария — был убит в храме, а мать — праведная Елисавета, — скрывшись в горах, чтобы спасти младенца от Иродовых убийц, также скоро скончалась.

Как проходили детские годы святого Иоанна Крестите­ля — нам неизвестно, так как в Священном Писании на это нет указаний. «Не спрашивай меня, — говорит святи­тель Иоанн Златоуст, — как Иоанн во время зимы и во время зноя солнечного жил в пустыне, особенно в незре­лом возрасте».

И отвечает: Иоанн в пустыне обитал, как на небе.

Укрепляемое Божественной помощью, дитя возраста­ло и укреплялось духом, готовясь к величайшему служе­нию — уготовить народ к принятию Мессии — Спасителя мира.

Тридцать лет он обитал в пустыне, нося одежду из верблюжьего волоса и питаясь лишь акридами и диким медом. Но вот наступило время, и святой Иоанн оставляет пустыню и является на берегах Иордана.

«Покайтеся, — раздался голос проповедника поста и покаяния, — приближибося Царствие Небесное». Призы­вом к покаянию и  креплению во Иордане святой Иоанн Креститель приготовлял сынов  израилевых к принятию Спасителя мира.

Стоя на пределах двух Заветов, он, кажется, ничего бо­лее не видел, кроме двух предметов — это грехов челове­ческих, в которых утопал грешный мир, и Агнца Божия, вземлющего грехи мира. «Покайтеся, приближибося Цар­ствие Небесное», — взывает он к народу.

И властный призыв к покаянию не остался тщетным. Со всех сторон Иудеи стал стекаться к нему народ, жаждущий очищения от грехов и креститься во Иордане.

Спасительное дело проповеди покаяния, возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры, остается действительным и после пришествия в мир Христа Спасителя. Ведь и Господь начал Свою спасительную проповедь теми же словами: «Покайтеся, приближибося Царствие Небес­ное».

Покаяние и вера в Христа Спасителя — это два необхо­димых условия достижения Царства Небесного. Слезы покаяния — это благодатный дождь, который омывает всякую нечистоту душевную, и делающий способной душу к восприятию Божественной благодати.

Поэтому призыв Предтечи к покаянию, призыв к ис­правлению, очищению от грехов действенен и для нас.

Обратите внимание

Святой Иоанн Предтеча и ныне взывает к нам, как не­когда взывал к израильскому народу: «Покайтеся, при­ближибося Царствие Небесное». «Покайтеся.., и сотворите же достойный плод покая­ния» (Мф. 3, 10).

Будем же, возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры, как можно чаще переноситься мыслью в пустыню Иоаннову, постараемся всегда носить в своих сердцах подвиги и светлый образ святого Предтечи Господня и будем молить его, чтобы он и в нас, как некогда в народе иудейском, уготовал путь Спасителю. Очистим свои души от грехов, ибо таково благоволение Божие, В чем да поможет нам Господь молитвами Пречис­той Владычицы нашей Богородицы, святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и всех святых, стоящих у Пре­стола Божия и непрестанно молящихся о душах наших.

Аминь.»

Митрополит Симон (Новиков), Рязанский и Касимовский

Источник: http://ioannpredtecha.ru/2015/07/08/rozhdestvo-proroka-predtechi-i-krestitelya-gospodnya-ioanna/

Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Ежегодно, 7 июля, Церковь празднует Рождество честно́го славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 
В Православии  это событие относится к числу великих праздников и отмечается  ровно за шесть месяцев до Рождества Христова.

В названиях праздников Православной Церкви мы встречаем слово «рождество» (рождение) лишь трижды:  Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи.

Сам этот факт подчёркивает  исключительное положение Иоанна Крестителя  среди святых, почитаемых Православной Церковью.

Иоанн Предтеча — сын праведных Захарии и Елисаветы. Захария был священником.

О будущем рождении сына он узнал во время служения в храме, когда ему было видение архангела Гавриила, возвестившего о скором появлении на свет великого Пророка и Предтечи Господне. Священник не поверил и попросил знамения.

В доказательство и в наказание за своё неверие Захария онемел до момента рождения сына и смог снова говорить только после того, как написал на дощечке имя наречения рожденного младенца.

Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду из верблюжьего волоса, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами. Он оставался пустынножителем до тех пор, пока Святой Дух не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Иоанн Креститель проповедал о необходимости покаяния и был предшественником, предтечей Иисуса Христа. Его слова были настолько сильны, что потрясали многочисленных слушателей до глубины души. Именно с него берет начало миссионерское служение, апостольское благовестие о пришедшем на землю Спасителе.

Важно

Он крестил народ Израиля в реке Иордане и готовил людей к приходу Мессии, его учению. Подобно тому, как вода омывает тело, так покаяние очищает душу. Иоанн требовал от людей переоценки всей жизни, искреннего раскаяния. Перед омовением люди исповедовали свои грехи.

Сам Иисус Христос крестился в Иордане у пророка Иоанна, чтобы показать важность покаяния перед принятием учения Мессии.

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки, как простых людей, так и сильных мира сего. За что скоро и пострадал. Креститель был казнён по приказу царя Ирода путём отсечения головы по желанию царицы Иродиады и её дочери Саломеи.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя».

Праздник Рождества Иоанна Предтечи не только позволяет христианам вспомнить об истории библейских событий, но и призывает к очищению от грехов, напоминает, что таинство исповеди является обязательным условием на пути души к Богу.

Накануне, 6 июля,  было совершено Всенощное бдение, во время которого молилось 11 человек.

Сегодня, 7 июля, в нашем храме прошло праздничное богослужение. Была совершена Божественная Литургия, во время которой молилось 15 человек, причастилось Святых Христовых Тайн 7 человек.

Фото Марины Гузачевой

Источник: http://40ms.ru/2017/07/07/rozhdestvo-proroka-predtechi-i-krestitelya-gospodnya-ioanna/

Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима.

Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына.

И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

В восьмой день по рождении Предтечи пришли священники и родственники Захарии в дом его для участия в обряде обрезания младенца; при этом они хотели назвать его именем отца — Захариею. Но мать младенца не соглашалась на то. По пророческому предвидению Елисавета настаивала, чтобы ее сына нарекли Иоанном (тем именем, которым повелел наречь его ангел).

Совет

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи).

Именно он – Иоанн, есть начало начал монашества. Его слова были настолько сильны, что потрясали многочисленных слушателей до глубины души. Именно с него берет начало миссионерское служение, апостольское благовестие.

Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Из немногочисленных сведений о религиозной деятельности и учении Иоанна Крестителя можно заключить, что по религиозному мировоззрению он был близок к ессеям, в частности, к Кумранской общине. Как и ее члены, Иоанн Креститель подчеркивал разделение людей на праведников и грешников, но считал, что грешники могут спасти себя раскаянием.

Однократное погружение в воды Иордана, которому подвергал Иоанн Креститель своих последователей, имело целью смыть грех с тела после очищения души исповедью и благими делами.

Этот обряд восходит к ритуальному очистительному омовению (твила; отсюда прозвище Иоанна Крестителя на иврите — Иоханан ха-Матбил), которое евреи совершали регулярно, а в общине Кумрана толковали как символ «раскаяния во искупление греха».

Иоанн Креститель возвещал приближение конца света и приход Мессии, и по этой причине некоторые видели в нем пророка Илию, приход которого должен был предшествовать приходу Мессии.

Подготовив себя к служению Христу, в пятнадцатый год царствования императора Тиверия выступил на служение в качестве Предтечи Мессии — Предшественника Иисуса Христа.

Явился он на реке Иордан, куда перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя крещение и покаяние во оставление грехов.

Обратите внимание

Сущность его проповеди заключилась в том, что прежде чем получить внешнее омовение души, люди должны были нравственно очистится, получить омовение души внутреннее, приготовить путь Господу в сердцах своих Согласно евангелиям, Иоанн Креститель подверг Иисуса ритуальному омовению (греческое баптисмос — `погружение`, называемое в русском православии крещением, отсюда — Креститель).

Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос.

Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный… » По­лу­чив от­кро­ве­ние о Иису­се Хри­сте, про­рок Иоанн го­во­рил на­ро­ду о Нем: «Вот Аг­нец Бо­жий, ко­то­рый бе­рет на Се­бя гре­хи ми­ра». Услы­шав это, двое из уче­ни­ков Иоан­на при­со­еди­ни­лись к Иису­су Хри­сту.

То бы­ли апо­сто­лы Иоанн (Бо­го­слов) и Ан­дрей (Пер­во­зван­ный, брат Си­мо­на Пет­ра).

Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С III века Праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами – его называли «светлым торжеством» и «денницей Солнца правды». В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.

Читайте также:  Молитва божьей матери "споручница грешных" - православные иконы и молитвы

Источник: http://ubabushki.net/?p=4315

Схиархим. Кирилл (Павлов). Рождество Иоанна Предтечи

Слова на рождество честного славного Пророка,
Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Схиархимандрит Кирилл (Павлов)

Пророче и Предтече пришествия Христова,
достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя!

[Тропарь Рождества Предтечи, гл. 4. — Ред.]

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, сегодня мы чтим память и радостно торжествуем славное рождество великого Пророка Божия и Предтечи пришествия Христова славного Иоанна Крестителя.

Сам Господь научает нас так почитать и прославлять святого Иоанна Предтечу, говоря, что из рожденных женами не восставал больший его (см.: Мф.11:11).

Сегодня день его рождения; послушаем, как повествует об этом Святое Евангелие.  

1960 лет тому назад в Святой Земле, в двух часах пути от святого града Иерусалима, в горном городе Хевроне, жили благочестивые супруги — Захария, священник Иерусалимского храма, и жена его Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно(Лк. 1:6). Но не было у них детей, ибо Елисавета была бесплодна, лета же оба они имели уже преклонные.

 

Однажды Захария в порядке своей чреды служил пред Богом, и по жребию ему досталось войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне храма. Тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и напал на него страх.

Ангел же ему сказал: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются. И многих от сынов Израилевых обратит он ко Господу Богу их».

И сказал Захария Ангелу: «Почему я узнаю это? ибо я уже стар и жена моя уже в преклонных летах». Ангел сказал ему: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие.

И вот ты будешь молчать до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые в свое время исполнятся».

 

Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в Храме. Он же, вышедши, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в Храме, и Захария объяснялся с ними знаками и оставался нем.

А когда окончились дни службы его, он возвратился домой.

После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: «Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми».

 

И вот Елисавете настало время родить сына. И услышали соседи и родственники, что возвеличил Господь милость Свою над ней, и радовались с нею.

В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его по имени отца его, Захариею, но на это мать сказала: «Нет, нужно его назвать Иоанном». И сказали ей: «Никого нет в родстве твоем, кто бы назывался этим именем».

И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Захария потребовал дощечку и написал: «Иоанн (что значит «благодать Господня») имя ему». И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.

Важно

И был страх на всех, живущих в окрестности, и рассказывали об этом по всей нагорной стране иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.

И Захария, отец его, исполнился Духа Святаго и стал пророчествовать, говоря: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил ему избавление. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа, приготовить пути Ему». Младенец же возрастал и укреплялся духом и был в пустыне до дня явления своего Израилю (см.: Лк.1:8-25,57-80).

 

Вот чу’дная история рождения и возрастания святого человека Божия. Святой Иоанн был пророком Божиим, Предтечей и Крестителем Спасителя нашего Иисуса Христа. И эти достоинства так велики, что он по праву почитается одним из величайших святых в Церкви Божией, ибо из рожденных женами нет никого, кто бы был более его. Рассмотрим же поподробнее, почему он больше всех.

 

Прежде всего святой Иоанн был не только святым мужем и Пророком, но и, как уже сказано, Предтечей и Крестителем Господним. Эта особенность весьма много отличает его от других ветхозаветных Пророков и возвышает над ними.

Другие Пророки видели пришествие Христово только издалека и в тени, а потому и говорили о нем неясно, в символах и гаданиях, и умерли все, не удостоившись узреть предсказанного ими Мессию.

Святой же Иоанн Креститель видел Его и беседовал с Ним лицом к лицу, а потому не предсказывал только, но и утвердительно свидетельствовал о явлении Его и даже сподобился чести совершить над Ним Крещение, а через это как бы посвятить Его на великое служение человеческому роду.

Таким образом, он был больше пророка: он был земной Ангел Божий, которого Отец Небесный послал пред возлюбленным Своим Сыном приготовить путь Ему (см.: Ис.40:3-5; Мал. 3:1; Лк.3:4-6). Он был друг Сына Божия, которому было поручено возвестить людям о пришествии обетованного Мессии и приготовить их к принятию Его. Такой великой чести не имел ни один Пророк, и это поставляет его выше всех рожденных женами.

 

Но Иоанн Креститель был велик не по одному только необычайному служению своему, но и по своему личному характеру и самой жизни.

Святые Евангелисты говорят о нем, что он вел такую строгую и святую жизнь, так пламенно любил правду и с таким самоотвержением возвещал ее людям, а вместе с тем был так скромен и смирен сердцем, что и в этом отношении его надо признать одним из величайших угодников Божиих.

По свидетельству Евангелистов, святой Иоанн с самого детства пребывал в пустыне, носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс, ел акриды и дикий мед, но и этой пищи употреблял очень мало, так что о нем говорили, что он не ест и не пьет (ср.: Мф.11:18).

С такой изумительной строгостью жизни он соединял еще большую чистоту нравов, так что весь народ иудейский признавал его за великого праведника, а некоторые даже думали, не Христос ли он. Другого подобного мужа не представляет история: все Пророки, хотя и вели жизнь святую и воздержную, но не столь строгую, как Иоанн Креститель.

 

Сам пророк Илия, в духе и силе которого он явился, был строгий подвижник, однако уступал святому Иоанну Предтече в подвижничестве и духовных совершенствах.

Илия обитал в горах и при уединеннных потоках, но история не говорит, чтобы он с детства и до смерти был пустынником, как Иоанн Креститель.

Совет

Святой Илия вел постническую жизнь, довольствовался тем, что ему приносили вороны и уделяла бедная сарептская вдовица, имевшая только горсть муки и немного масла в кувшине, но он не питался одними акридами и диким медом, как Иоанн, а вкушал хлеб, масло и даже мясо.

Святой Илия был муж высокой святости и великий ревнитель закона Божия, но его ревность иногда, кажется, выходила за пределы милосердия к согрешающим, поэтому Сам Бог умерял ее. Напротив, Иоанн Креститель, при не меньшей ревности по Богу, всегда действовал с любовью, которая есть совокупность совершенства(Кол.3:14).

 

Будучи сам величайшим праведником, святой Иоанн ревностно проповедовал правду и смело обличал пороки людей с полным самоотвержением.

По всей окрестной Иорданской стране он проповедовал крещение покаяния во оставление грехов и, когда приходили к нему креститься грешники, смело обличал их. Фарисеям и саддукеям, людям лицемерным и коварным, он строго говорил: Порождения ехиднова…(Лк.3:7).

Воинам говорил: Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем(Лк.3:14). Мытарям: Не требуйте более определенного вам(Лк. 3, 13).

 

Он обличал не одних только фарисеев, воинов и мытарей, но весь народ иудейский и даже царей. Так Ирода, который вступил в беззаконное сожительство с Иродиадой, святой Иоанн смело обличил, говоря: Не должно тебе иметь жену брата твоего(Мк.6:18). И в этом случае он поступил с б!ольшим мужеством и самоотвержением, нежели кто-либо другой из Пророков.

Правда, пророк Самуил обличал Саула, Нафан — Давида, но эти обличения не вызывали такой злобы, и последствия их не были столь опасны. Пророк Илия обличал Ахава и Иезавель, но он же, убоявшись злобной Иезавели, убежал в пустыню. Святой же Иоанн не убоялся гнева страшных врагов, не скрылся в пустыню, но мужественно перенес темничное заключение и мученическую кончину.

 

С непоколебимым мужеством в исповедании правды святой Иоанн Креститель соединял великое смирение, которое составляет отличительную черту его духовного величия.

Смирение для всех вообще есть очень труднодостижимая добродетель, потому что у всякого человека много врожденного самолюбия; в особенности же оно неудобовместимо для тех, кто имеет в себе много достоинств и поставляется в такие обстоятельства, которые располагают к превозношению.

Поэтому, если кто из таких людей победит в себе дух гордыни и будет тем более смиряться, чем более представляется ему побуждений к превозношению, то чрез это самое покажет, что он нравственно велик. Именно таков был святой Иоанн Креститель.

 

Высокие его добродетели, необыкновенная жизнь, строгий и правдивый характер и побуждение всех к покаянию обратили на него всеобщее внимание и доставили ему такое уважение, что все считали его великим Пророком, а многие готовы были признать за Мессию и посылали к нему почетное посольство, чтобы узнать, кто он такой и откуда он.

Стоило бы ему только сказать одно слово или дать намек на то, что он действительно есть тот, за кого они его почитают, как он был бы торжественно провозглашен Мессией.

Обратите внимание

Какое искушение для него! Но смиренный Иоанн не желал восхищать чести, ему не принадлежащей, поэтому он объявил и не отрекся, то есть ответил прямо и решительно, что он не только не Христос, но даже недостоин развязать ремень обуви у Мессии.

Такое же смирение он показал, когда Господь Иисус Христос пришел креститься от него. Иной бы с радостью воспользовался случаем и беспрекословно крестил бы Господа, чтобы чрез это возвысить свое достоинство в глазах окружающего народа, но смиренный Иоанн поступил не так.

Он удерживал Господа от крещения, говоря: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне(Мф.3:14)? И, вероятно, святой Иоанн так никогда бы и не дерзнул возложить десницы своей на главу Иисуса Христа, если бы Господь ему не сказал: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду(Мф.3:15).

Только долг правды и повиновения заставил его совершить то, на что он никогда бы по своему смирению не решился.

 

Подобный пример умилительного смирения показал Предтеча и в другом случае: когда ученики его возвестили ему, что Иисус Христос крестит, подобно ему, и все идут к Нему, оставляя его, Иоанна.

Оскорбился ли он при этом уменьшением славы своей в народе? Нет, он только объяснил ученикам, что Христос — Мессия, а он лишь послан пред Ним. Христос есть жених, а он — друг жениха и поэтому радуется успеху в деле Его проповеди и спасения (см.: Ин.

3:29), и сказал при этом: Ему должно расти, а мне умаляться(Ин.3:30). Такое смирение в ком еще найдешь из ветхозаветных праведников?

 

Какое же назидание из жизни Предтечи извлечем для себя мы, дорогие братия и сестры? Очень многообразное. Прежде всего, если святой Иоанн есть великий Пророк и друг Божий, то мы должны чтить его с особенным благоговением, воздавая ему должную похвалу.

Во-вторых, мы должны по силам подражать его добродетелям и добрым душевным качествам.

Наконец, должны прибегать к нему с молитвой в наших нуждах с твердым упованием, что он подаст нам потребную помощь, ибо Предтеча Христов, будучи близок к Богу на земле, стал еще ближе к Нему на Небе и, без сомнения, сильно ходатайствует пред Ним за нас по святой любви, которая свойственна всем праведникам. Поэтому вознесем к нему свои молитвы о здравии и спасении нашем, помолимся ему и о том, чтобы научил он нас покаянию. Празднуя память его, поревнуем примеру святой его жизни, да обрящем благодать и милость у Бога молитвами сего великого праведника.

Источник: https://hram-chg.ru/ioann-krestitel/

Ссылка на основную публикацию