Преподобный иоанн кассиан римлянин, житие и творения

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Дни памяти

В високосные годы память преподобного празднуется 14 марта по новому или 28 февраля по старому стилю, в невисокосные – 13 марта или 27 февраля.

Жил в Римской империи в IV-V вв.

Точные даты жизни и место рождения прп. Иоанна Кассиана неизвестны. В житии говорится, что он родился около 350 г в городе Марселе в Галлии и умер около 435 года. Галльская область являлась частью Западной Римской империи.

В самом начале V века при жизни преподобного варвары напали на Галлию, а в 410 году готами был разграблен Рим, что вызвало тяжелое потрясение у «цивилизованной» части Запада, побудив западную христианскую мысль к дискуссиям,  в частности о Божием Промысле и предопределении.

Обратите внимание

В целом IV и V века – это эпоха выдающихся богословов, «золотой век христианской письменности», период расцвета монашества в Египте и Сирии, а также время борьбы с ересями: арианством, духоборством и несторианством.

Почитается и Православной, и Католической Церквями

Преподобного Иоанна Кассиана Римлянина называют связующим звеном между Восточной и Западной Церквями. Он родился, умер и большую часть жизни провел «под крылом» Римской кафедры, но идеалом видел восточную традицию монашества. На Западе с ней были мало знакомы, упрекали в «излишней мистичности и оторванности от земной жизни».

Преподобный делал все, чтобы избавить общество Западной Римской империи от подобных взглядов.

Кроме того, Иоанн Кассиан создал правила иноческой жизни для общежительных монастырей, которые, наравне с монашескими правилами Василия Великого и преподобного Иоанна Лествичника, дали всей Церкви образец монашеской жизни и христианской нравственности на все последующее время.

Некоторые его взгляды так и не были поняты на Западе, но недооценить вклад в учение о борьбе со страстями там не могли. Именно поэтому прп. Иоанн Кассиан почитается не только православными, но и католиками.

Известные святые Западной Церкви, почитаемые на Востоке:

папа Климент Римский (I в), блж.Августин (IV-V вв), блж. Иероним Стридонский (V в), свт. Григорий Великий (V-VI в),

папа Мартин Исповедник (VI в).

Несколько лет странствовал по Египту

Знания и представления о восточной традиции преподобный получил, проведя часть жизни в Палестине и Египте.
В житии говорится, что в Палестину он отправился в юные годы и там же принял монашество.

В Палестине, в Вифлеемской киновии (так назывались монастыри с общежительным уставом) он познакомился с неким аввой Германом, который стал его неразлучным другом.

Важно
Совет

Вместе они дважды отправлялись в странствия по Египту на несколько лет каждый раз, посещали различные монастыри, знакомились с подвижнической жизнью и получали наставления от святых старцев.

[/su_box]

Был лично знаком со святителем Иоанном Златоустом

Святые Иоанн Златоуст и Иоанн Кассиан были одного возраста. Кассиан пережил Златоуста примерно на 20 лет. Святые ценили друг друга и порой участвовали в судьбах друг друга.

Знакомство состоялось около 400 года в Константинополе, куда Иоанн Кассиан прибыл послушать проповеди знаменитого учителя.

Согласно преданию, Иоанн Златоуст сразу же узрел в прибывшем из Палестины монахе великого подвижника и вскоре собственноручно посвятил его в диаконы.

Через несколько лет, когда на Иоанна Златоуста из-за его конфликта с императорским двором начались гонения, Иоанн Кассиан выступил на стороне святителя и даже отправился в Рим искать для него защиту, но – безрезультатно.

До нас дошли три книги преподобного

Одна из них – «О воплощении Христа против Нестория» – носила полемический характер, была данью своему времени и сейчас почти не рассматривается. Две других – «О постановлениях киновитян» и «Собеседования египетских отцов» – входят в сокровищницу святоотеческой литературы. Обе он создал уже в конце жизни, когда вернулся в родной Марсель.

Труд «О постановлениях киновитян» был написан, по сути, на заказ. Епископ Аптский Кастор основал в своей епархии несколько монастырей и в их устроении хотел равняться на египетскую традицию. С просьбой написать «руководство» для монахов он обратился к преподобному.

В книге Иоанн Кассиан изложил все, что знал относительно внешней и внутренней части монашеской жизни.

Совет

Книга «Собеседования египетских отцов» посвящена духовной жизни. Она написана в виде бесед о страстях с египетскими старцами, но многие полагают, что преподобный изложил собственное учение. 

Разделял восемь видов страстей

В формате статьи, конечно же, невозможно пересказать даже часть того, о чем учил святой. Отметим лишь, что врагом всякого человека он считал восемь страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Описывая их действия и причины, он давал советы по борьбе с ними.

Например, говорил, что человеку, страдающему страстью гнева, можно побороть ее, направив всю силу гнева на саму страсть, а не на предметы и людей вокруг. Таким образом, гнев, направленный в нужное русло, может даже оказаться спасительным. В борьбе со страстью блуда, отмечал прп.

Иоанн Кассиан, одной молитвы и поста может быть недостаточно – необходим физический труд. Истоком сребролюбия он видел недостаток любви к Богу, вялость и расслабление духа.

Как и любая страсть, предупреждал преподобный, она развивается постепенно и тут особенно опасна, поскольку нет ничего более незаметного, чем привязаться всего лишь к одному динарию.

Лекарством от страсти уныния, по мнению преподобного, является труд и только труд. Именно поэтому, указывал святой, египетские отцы не позволяли инокам быть ни минуты праздными. Ну а про гордость Иоанн Кассиан говорил, что она «встречается везде и во всем».

Его труды высоко оценивал преподобный Иоанн Лествичник

Прп. Иоанн Лествичник даже упомянул имя святого Иоанна Кассиана на страницах своей книги, где написал: «От послушания рождается смирение, как мы и выше сказали; от смирения же рассуждение, как и великий Кассиан говорит прекрасно и весьма высоко о сем в своем слове о рассуждении».

Иоанн Кассиан дискутировал с блаженным Августином

При жизни преподобного на Западе сложились два противоположных взгляда на действие Благодати Божией. Один взгляд отстаивал блаженный Августин, который отдавал действию Благодати определяющую роль в спасении человека, полагая, что без Нее – своими силами – человек, как падшее существо, ничего в своей жизни изменить не может.

Обратите внимание

Другую точку зрения олицетворял британский монах Пелагий, который прожил несколько лет в Риме и приобрел большую популярностью в христианском мире. Он, наоборот, считал, что спасение человека зависит только от него самого, а Благодать нужна лишь как указание пути. Прп.

Иоанн Кассиан принял, скорее, сторону блаженного Августина, но значительно смягчил ее. «Благодать Божия, – говорил он, – не может противопоставляться свободе человека. Благодать необходима как постоянная помощь, но человек должен сам участвовать в своей борьбе.

И природа человека не безнадежно мертва после грехопадения, а по-прежнему предрасположена к добру – грех лишь затемнил ее».

«Смягчая» взгляды блаженного Августина, он в итоге, как ни странно, приобрел в некоторых кругах «славу» «полупелагианца».

Основал два монастыря

Направлять западное монашество он старался не только своими книгами, но и конкретными делами. Вернувшись на Запад, основал в Галлии два монастыря – женский и мужской. Устав обоих был составлен согласно традициям восточных монастырей.

Подготовил Иван Коваленко

****

Тропарь преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 8

Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию. / Того ради подаждь нам твоими молитвами / плоти нашея духу послушание: / еси бо наставник, Кассиане преподобне, // всем поющим о Христе твою память.

Кондак преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 4

Преподобен быв, Богу возложился еси, / и просвещая добрыми виды, Кассиане, / яко солнце облистал еси / сиянием Божественных твоих учений, / сердца всех чтущих тя всегда просвещая. / Но прилежно моли Христа, // о иже любовию тепле восхваляющих тя.

Источник: http://prihozhanin.msdm.ru/home/pochitat/o-tserkvi/619-prepodobnyj-ioann-kassian-rimlyanin.html

Иоанн Кассиан Римлянин – Сочинения

Номер страницы предшествует тексту на ней.

\8//

Преподобного Иоанна Кассиана послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей

В Писании говорится, что мудрейший Соломон, удостоившийся получить от Бога такую мудрость, что, по свидетельству самого Господа, не было подобного ему между предшественниками и не могло быть даже между потомками,намереваясь построить храм Господень, просил помощи у тирского царя, и с помощью присланного им сына одной вдовы — Хирама — устроил благолепие в храме и драгоценные сосуды (3 Цар 4, 7). Так и ты, блаженнейший архипастырь, намереваясь создать истинный, духовный и вечный храм Богу, в состав которого войдут не камни бесчувственные, но собор святых мужей, и, желая посвятить Богу драгоценнейшие сосуды, которые будут составлять не золото и серебро, но святые души, сияющие незлобием, правотою и целомудрием, приглашаешь меня, ничтожного, для содействия тебе в этом святом деле. Желая, чтобы общежительные монастыри в твоей области были устроены по правилам восточных, а особенно египетских монастырей, несмотря на то, что сам ты столь совершенен в добродетели и разуме и вообще столь богат духовными дарами, что желающие совершенства могут получить достаточное назидание не только от твоего учения, но и от одной жизни, — от меня, убогого словом и знанием, ты требуешь изложения тех монастырских правил, которые я видел в Египте и Палестине и о которых

\9// слышал от отцов, чтобы братья нового твоего монастыря могли узнать образ жизни, какой ведут там святые.

Мне сильно хочется исполнить твое желание, впрочем, я повинуюсь тебе не без страха, во–первых, потому, что образ жизни моей совсем не таков, чтобы я мог объять умом этот возвышенный и святой предмет; во–вторых, потому, что теперь не могу точно припомнить тех правил, которые знал или соблюдал, живя в молодые годы среди отцов восточных, так как подобные предметы удерживаются в памяти путем исполнения их; а в–третьих, потому, что я не умею хорошо объяснить их, хотя и могу вспомнить о некоторых. Кроме того, об этих правилах уже говорили мужи, отличившиеся умом, красноречием и самой жизнью своей. Василий Великий, Иероним и другие, из которых первый на вопросы братьев о разных правилах общежительных ответил на основании Св. Писания, а другой не только свое сочинение издал, но еще и изданные на греческом языке перевел на латинский. После красноречивых произведений этих мужей мое сочинение обличило бы во мне самонадеянность, если бы меня не воодушевляла надежда на твою святость и уверенность в том, что и тебе угодно мое лепетанье, и братству новоустраиваемого монастыря может быть полезно. Итак, блаженнейший архипастырь, только одушевляясь твоими молитвами, я принимаюсь за дело, тобою мне поручаемое, и стану излагать для нового монастыря те правила, о которых не рассуждали наши предки, писавшие обыкновенно только о слышанном, а не о том, что они сами делали. Здесь я не буду говорить о тех чудесах отцов, о которых я слышал или был свидетелем которых, потому что чудеса, возбуждая удивление, мало содействуют святой жизни. Сколько возможно правдивее расскажу я о правилах монастырских, о происхождении восьми главных пороков и о том, как можно, поучению отцов, искоренить эти пороки, потому что я имею целью повествование не о чудесах Божиих, а о том, как исправить наши нравы и проводить жизнь совершенную. Постараюсь исполнить твое предсказание, и если в здешних странах найду что–нибудь не соответствующее древ-\10//ним правилам, то исправлю это по правилам, какие существуют в древних египетских и палестинских монастырях, потому что не может быть никакое новое братство на Западе в стране Галлии лучше тех монастырей, которые основаны святыми и духовными отцами от начала апостольской проповеди. Если замечу, что какие–нибудь правила египетских монастырей будут здесь неисполнимы по суровости воздуха или по трудности и разности нравов, то заменю их, насколько возможно, правилами монастырей палестинских или месопотамских, потому что если правила будут соразмерны силам, то их и с неравными способностями можно будет исполнять без труда.

\11//

ОБ ОДЕЯНИИ МОНАШЕСКОМ глава 1

Намереваясь говорить о правилах монастырских, думаю, что приличнее всего начать с одежды монашеской, потому что, только глядя, на внешнее их украшение, мы можем основательно рассуждать об их внутреннем благочестии.

глава 2 О препоясании монаха

Монах, как всегда готовый к борьбе воин Христов, должен быть постоянно препоясан. Из св. истории известно, что препоясание имели Илия и Елисей, положившие начало монашескому званию в Ветхом Завете, а в Новом — Иоанн, Петр и Павел.

Так, об Илии известно, что пояс был отличительным его признаком, потому что по поясу узнал его Охозия, нечестивый царь израильский.

Когда посланные Охозией вопросить Ваала, бога Аккаронского — выздоровеет ли царь, возвратившись по повелению Илии, рассказали, что муж косматый и поясом кожаным препоясанный по чреслам своим сказал им, что царь не встанет с одра болезни, и запретил идти к идолу, то Охозия прямо сказал, что это — Илия Феосвитянин (4 Цар 1).

Читайте также:  Отличие протестантов от православных

Об Иоанне Крестителе, составляющем конец Ветхого Завета и начало Нового, евангелисты говорят, что он имел ризу из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих. И Петру, при освобождении его из темницы, в которую заключил его Ирод, хотевший предать смерти, ангел сказал препоясаться и

\12// обуться, — чего бы не сделал ангел, если бы Петр не распоясался по причине ночного успокоения (Деян 12).

Важно

Апостолу Павлу, во время пути в Иерусалим, пророк Агав через пояс предсказал, что иудеи заключат его в оковы, связав поясом руки и ноги.

Он говорил: так говорит Дух Святый: мужа, чей это пояс, так свяжут в Иерусалиме (Деян 21, 11). Из этого видно, что апостол Павел постоянно носил на себе пояс.

глава 3 Об одежде монаха

Одежду монах должен иметь такую, которая бы только покрывала наготу и защищала от холода, и избегать одежды, которой можно тщеславиться и гордиться, какова есть одежда цветная, щегольская и сшитая с особенным искусством. Но и не должна одежда быть неопрятной от небрежности.

Она должна быть отлична от одежды мирян, однообразна с той одеждою, какую носят все рабы Божий. У рабов Божиих то почитается излишним или источником гордости, тщеславия, а потому вредным, что употребляют не все, а только один или немногие.

Потому чего не было у древних святых или нет у отцов нашего времени, не нарушающих древние обычаи, то и не следует принимать, как излишнее и бесполезное.

На этом основании отцы не приняли вретища [1], как слишком бросающегося в глаза, — чем оно не только не доставляет никакой пользы духу, но еще может возродить надменность и сделать монаха неспособным к его делам.

Что касается того, что некоторые известные мужи носили его, то из этого не следует выводить общего монастырского закона и не следует нарушать древних представлений святых отцов. Ибо нельзя предпочитать частный поступок общему согласию. Мы должны беспрекословно повиноваться не тем правилам и уставам, которые определены немногими, а тем, которые существуют с древних //

Источник: https://libking.ru/books/religion-/religion-rel/357336-ioann-kassian-rimlyanin-sochineniya.html

Читать

Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту (Пс. 89, 10) созревала и мысль отметить этой работой свое 70-летие.

Если читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни — мой труд будет не напрасен.

Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин!

Совет

Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397), преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.), авва Дорофей († 620), Григорий Синаит (XIV в.), Иоанн Кассиан († 435) и все святые, на земле Востока и Запада просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей!

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!

29 августа 1999 г. Константин Скурат

“Я знаю благородство твоего ума, знаю крепость твоей богобоязненной души, знаю обилие рассудительности, силу любомудрия… Блаженна ты и трижды блаженна…”.

Святитель Иоанн Златоуст. Письма к Олимпиаде. Из писем № II и № XVII

Эпистолярное наследие святителя Иоанна Златоуста очень богато. Большая часть писем появилась в годы лишения его Константинопольской кафедры и изгнания из столицы (403–407 гг.).

Святитель Иоанн писал к разным лицам: к священнослужителям, диакониссам, инокам и мирянам, два раза обращался с письмами к Римскому епископу Иннокентию [с. 550–558] [1], а также к епископам, пресвитерам и диаконам, заключенным за благочестие в темницу [c. 563–565; 717, 718].

Но особенно содержательны, полезны и потому ценны семнадцать писем Константинопольского cвятителя к святой диакониcсе Олимпиаде [c. 549–565].

В них даются глубоко духовные наставления этой дивной диакониссе Константинопольской Церкви, восхваляются ее примерные добродетели, ее целожизненный подвиг во славу Божию и на благо людей. Вместе с тем в них ярко выступает светлая личность самого святителя.

Хотя в них описываются постигшие его бедствия, однако не обнаруживается не только ненависти к врагам и обидчикам, но и признака жалобы. Болезни, страдания, голод и холод, о чем свидетельствует святитель Иоанн Златоуст, нисколько не ослабляют его веры в Промысл Божий и не делают его недостойным священного сана.

“Достохвальная Олимпиада”, как именует ее в своем “Лавсаике” Палладий, епископ Еленопольский и защитник святителя Иоанна Златоуста от нападавших на него врагов [2], происходила из знатного рода Константинополя — столицы Византийской империи. Отец ее был сенатором, мать — дочерью префекта претории. В юные годы она была обручена с префектом столицы.

Святитель Григорий Богослов († 389), приглашенный на брак, попросил извинения, что не может присутствовать на семейном торжестве, и обратился к молодой супруге с “отеческим советом”, который сам назвал “добрым подарком” [3]. Святитель Григорий советовал: “Почитай Бога, а потом супруга — глаз твоей жизни, руководителя твоих намерений.

Его одного люби, ему одному весели сердце, и тем больше, чем нежнейшую к тебе питает любовь; под узами единодушия сохраняй неразрывную привязанность.

Обратите внимание

Дозволяй себе не такую вольность, на какую вызывает тебя любовь мужа, но какая прилична… Когда муж раздражен, уступи ему, а когда утомлен, помоги нежными словами и добрыми советами… Сколько бы ни была ты раздражена, никогда не укоряй супруга в понесенном ущербе, потому что сам он лучшее для тебя приобретение… Радости и все скорби мужа и для себя почитай общими.

Пусть и заботы будут у вас общие, потому что чрез это возрастает дом… Будь высокомудренна, но не высокоумна…” [4] Замужем была святая Олимпиада всего двадцать месяцев. Овдовев, она решительно отказалась вступить во второй брак, невзирая ни на уговоры, ни на угрозы императора Феодосия Великого, желавшего выдать ее замуж за своего родственника, молодого аристократа.

Ее отказ разгневал императора, почему он и приказал префекту столицы секвестровать все ее имения — ограничить пользование ими до тридцатилетнего возраста. Святая Олимпиада приняла это незаконное действие спокойно и, более того, писала императору: “Государь! Ты оказал мне милость, которая достойна не только государя, но и епископа; опекою над имениями освобождена я от многих забот.

Для большего счастья моего благоволи повелеть, чтобы роздано было все церквам и нищим. Издавна боюсь я наклонностей суетности, которые при раздаче имений так легко возникают. Временные блага, пожалуй, могли бы отдалить сердце мое от истинных благ, духовных и вечных” [5]. Феодосий понял свою ошибку и велел вернуть святой Олимпиаде ее имения.

С этого дня она щедрой рукой творила дела милосердия монастырям, храмам, заключенным в темницах, ссыльным, плененным, всем нуждающимся. Епископ Палладий (упоминавшийся выше) пишет о сем как “духовный и искренний друг ее”, как очевидец: “Она раздала все свое, чрезвычайно большое, богатство, и помогала просто всем без различия. Ни город, ни деревня, ни пустыни, ни остров, ни отдаленные страны не были лишены щедрот этой славной девы… рассылала милостыни по всей вселенной” [6].

Архиепископ Константинопольский Нектарий (предшественник святителя Иоанна Златоуста) возвел святую Олимпиаду в диакониссы… Обязанности диаконисс заключались в заботе о страждущих, несчастных женщинах, обучении их закону Божию, услужении при совершении над ними Святых Таинств… И святая Олимпиада во всем явила пример.

С того времени как святитель Иоанн Златоуст был возведен на Константинопольскую кафедру, святая Олимпиада стала его ближайшим духовным другом, и потому, как только буря бед обрушилась на святителя, враги его восстали и на нее. Ее клеветнически обвиняли в разных преступлениях.

Хотя ложность их была и очевидна (например, ее обвиняли в поджоге храма святой Софии, — и это ту, которая построила на свои средства не один храм), ее влачили по судам, причиняли немало страданий, довели до болезни, изгнали, как и святителя Иоанна Златоуста, из Константинополя. В изгнании она и скончалась в 410 г.

 — вскоре после кончины святителя Иоанна Златоуста († 407), своего великого духовного руководителя… “Какое слово, — сетует и восторгается Константинопольский святитель, — будет у нас достаточно, каковы должны быть рассказы, если кто-нибудь стал бы перечислять твои страдания, начиная с детского возраста до настоящего времени, страдания от домашних, от чужих, от друзей, от врагов, от находящихся в родстве, от тех, кто ни в каких родственных отношениях не стояли, от обладающих могуществом, от людей простых, от начальников, от частных людей, от принадлежащих к клиру? Ведь каждое из этих страданий, если бы кто стал излагать его только само по себе, в состоянии превратить рассказ о нем в целую историю” [с. 578]. “В самом деле, тебя не переставала постоянно осаждать болезнь тела различных видов и свойств, болезнь более тяжелая, чем бесчисленные виды смерти; бесчисленные ругательства, оскорбления и ябеды не переставали устремляться против тебя” [с. 603] [7].

Важно

Святая жизнь Олимпиады была предметом утешения, радости для многих и подражания для ищущих благ вечных.

“Жизнь без тщеславия, открытая наружность, нрав искренний, лице без всяких прикрас, изможденное тело, скромный ум, чуждый гордости рассудок, безмятежное сердце, неусыпное бодрствование, безмерная любовь, необъятная благотворительность, бедная одежда, чрезмерное воздержание, мысль, устремленная к Богу, вечные надежды, неизобразимые дела милосердия — вот ее украшение” [8].

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=313234&p=30

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

10 фактов, которые нужно знать, об этом святом.

Дни памяти
В високосные годы память преподобного празднуется 14 марта по новому или 28 февраля по старому стилю, в невисокосные – 13 марта или 27 февраля.

Жил в Римской империи в IV-V вв. Точные даты жизни и место рождения прп. Иоанна Кассиана неизвестны. В житии говорится, что он родился около 350 г в городе Марселе в Галлии и умер около 435 года. Галльская область являлась частью Западной Римской империи.

В самом начале V века при жизни преподобного варвары напали на Галлию, а в 410 году готами был разграблен Рим, что вызвало тяжелое потрясение у «цивилизованной» части Запада, побудив западную христианскую мысль к дискуссиям, в частности о Божием Промысле и предопределении.

В целом IV и V века — это эпоха выдающихся богословов, «золотой век христианской письменности», период расцвета монашества в Египте и Сирии, а также время борьбы с ересями: арианством, духоборством и несторианством.

Почитается и Православной, и Католической Церквями Преподобного Иоанна Кассиана Римлянина называют связующим звеном между Восточной и Западной Церквями. Он родился, умер и большую часть жизни провел «под крылом» Римской кафедры, но идеалом видел восточную традицию монашества.

На Западе с ней были мало знакомы, упрекали в «излишней мистичности и оторванности от земной жизни». Преподобный делал все, чтобы избавить общество Западной Римской империи от подобных взглядов.

Кроме того, Иоанн Кассиан создал правила иноческой жизни для общежительных монастырей, которые, наравне с монашескими правилами Василия Великого и преподобного Иоанна Лествичника, дали всей Церкви образец монашеской жизни и христианской нравственности на все последующее время.

Некоторые его взгляды так и не были поняты на Западе, но недооценить вклад в учение о борьбе со страстями там не могли. Именно поэтому прп. Иоанн Кассиан почитается не только православными, но и католиками.

Известные святые Западной Церкви, почитаемые на Востоке: папа Климент Римский (I в), блж.Августин (IV-V вв), блж. Иероним Стридонский (V в), свт. Григорий Великий (V-VI в),

папа Мартин Исповедник (VI в).

Несколько лет странствовал по Египту Знания и представления о восточной традиции преподобный получил, проведя часть жизни в Палестине и Египте.

В житии говорится, что в Палестину он отправился в юные годы и там же принял монашество.

В Палестине, в Вифлеемской киновии (так назывались монастыри с общежительным уставом) он познакомился с неким аввой Германом, который стал его неразлучным другом.

Важно
Совет

Вместе они дважды отправлялись в странствия по Египту на несколько лет каждый раз, посещали различные монастыри, знакомились с подвижнической жизнью и получали наставления от святых старцев.

[/su_box]

Был лично знаком со святителем Иоанном Златоустом Святые Иоанн Златоуст и Иоанн Кассиан были одного возраста. Кассиан пережил Златоуста примерно на 20 лет. Святые ценили друг друга и порой участвовали в судьбах друг друга.

Знакомство состоялось около 400 года в Константинополе, куда Иоанн Кассиан прибыл послушать проповеди знаменитого учителя.

Согласно преданию, Иоанн Златоуст сразу же узрел в прибывшем из Палестины монахе великого подвижника и вскоре собственноручно посвятил его в диаконы.

Через несколько лет, когда на Иоанна Златоуста из-за его конфликта с императорским двором начались гонения, Иоанн Кассиан выступил на стороне святителя и даже отправился в Рим искать для него защиту, но – безрезультатно.

Читайте также:  Посмертные мытарства души

До нас дошли три книги преподобного Одна из них — «О воплощении Христа против Нестория» — носила полемический характер, была данью своему времени и сейчас почти не рассматривается. Две других – «О постановлениях киновитян» и «Собеседования египетских отцов» – входят в сокровищницу святоотеческой литературы.

Обе он создал уже в конце жизни, когда вернулся в родной Марсель. Труд «О постановлениях киновитян» был написан, по сути, на заказ. Епископ Аптский Кастор основал в своей епархии несколько монастырей и в их устроении хотел равняться на египетскую традицию. С просьбой написать «руководство» для монахов он обратился к преподобному.

В книге Иоанн Кассиан изложил все, что знал относительно внешней и внутренней части монашеской жизни.

Книга «Собеседования египетских отцов» посвящена духовной жизни. Она написана в виде бесед о страстях с египетскими старцами, но многие полагают, что преподобный изложил собственное учение.

Разделял восемь видов страстей В формате статьи, конечно же, невозможно пересказать даже часть того, о чем учил святой. Отметим лишь, что врагом всякого человека он считал восемь страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость.

Описывая их действия и причины, он давал советы по борьбе с ними. Например, говорил, что человеку, страдающему страстью гнева, можно побороть ее, направив всю силу гнева на саму страсть, а не на предметы и людей вокруг. Таким образом, гнев, направленный в нужное русло, может даже оказаться спасительным.

Обратите внимание

В борьбе со страстью блуда, отмечал прп. Иоанн Кассиан, одной молитвы и поста может быть недостаточно – необходим физический труд. Истоком сребролюбия он видел недостаток любви к Богу, вялость и расслабление духа.

Как и любая страсть, предупреждал преподобный, она развивается постепенно и тут особенно опасна, поскольку нет ничего более незаметного, чем привязаться всего лишь к одному динарию.

Лекарством от страсти уныния, по мнению преподобного, является труд и только труд. Именно поэтому, указывал святой, египетские отцы не позволяли инокам быть ни минуты праздными. Ну а про гордость Иоанн Кассиан говорил, что она «встречается везде и во всем».

Его труды высоко оценивал преподобный Иоанн Лествичник
Прп. Иоанн Лествичник даже упомянул имя святого Иоанна Кассиана на страницах своей книги, где написал: «От послушания рождается смирение, как мы и выше сказали; от смирения же рассуждение, как и великий Кассиан говорит прекрасно и весьма высоко о сем в своем слове о рассуждении».

Иоанн Кассиан дискутировал с блаженным Августином При жизни преподобного на Западе сложились два противоположных взгляда на действие Благодати Божией.

Один взгляд отстаивал блаженный Августин, который отдавал действию Благодати определяющую роль в спасении человека, полагая, что без Нее – своими силами – человек, как падшее существо, ничего в своей жизни изменить не может.

Обратите внимание

Другую точку зрения олицетворял британский монах Пелагий, который прожил несколько лет в Риме и приобрел большую популярностью в христианском мире. Он, наоборот, считал, что спасение человека зависит только от него самого, а Благодать нужна лишь как указание пути. Прп.

Иоанн Кассиан принял, скорее, сторону блаженного Августина, но значительно смягчил ее. «Благодать Божия, – говорил он, – не может противопоставляться свободе человека. Благодать необходима как постоянная помощь, но человек должен сам участвовать в своей борьбе. И природа человека не безнадежно мертва после грехопадения, а по-прежнему предрасположена к добру – грех лишь затемнил ее».

«Смягчая» взгляды блаженного Августина, он в итоге, как ни странно, приобрел в некоторых кругах «славу» «полупелагианца».

Основал два монастыря
Направлять западное монашество он старался не только своими книгами, но и конкретными делами. Вернувшись на Запад, основал в Галлии два монастыря – женский и мужской. Устав обоих был составлен согласно традициям восточных монастырей.

****
Тропарь преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 8
Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию. / Того ради подаждь нам твоими молитвами / плоти нашея духу послушание: / еси бо наставник, Кассиане преподобне, // всем поющим о Христе твою память.

Кондак преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 4
Преподобен быв, Богу возложился еси, / и просвещая добрыми виды, Кассиане, / яко солнце облистал еси / сиянием Божественных твоих учений, / сердца всех чтущих тя всегда просвещая. / Но прилежно моли Христа, // о иже любовию тепле восхваляющих тя.

Оригинал опубликован в интернет-журнале «Прихожанин»: http://prihozhanin.msdm.ru/home/pochitat/o-tserkvi/prepodobnyj-ioann-kassian-rimlyanin.html

Источник: https://stro4ki.wordpress.com/2014/03/06/ioannkassian/

13 марта – День преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (435)

Согласно народным поверьям в году есть много не самых удачных дней. Одним из наиболее «тяжелых и на людей и на скотину» считается Касьянов день. Его отмечают 14 марта (28 февраля по с.ст.) в високосные и 13 марта (27 февраля по с.ст.) в невисокосные годы.

Почему день носит название «Касьянов»? Дело в том, что указанная дата утверждена церковью как посвященная памяти христианского святого – преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. По какой причине наши предки наделяли избранника Божия в своем воображении отрицательными чертами, понять не трудно – они ведь были язычниками.

Православные же христиане почитают данного святого за множество добродетелей, проявленных им при жизни, и за милость, оказываемую верующим даже после своей смерти.

Детство и юность праведника Иоанна Кассиана.

Важно

Преподобный Кассиан был родом из «столицы мира» — Рима. Он появился на свет около 350-го г. в Галльской области, городе Марселе в семье благочестивых, знатных людей. Это была как раз та эпоха, что ознаменовалась в истории расцветом христианской письменности, духоборства и монашества на Востоке.

В указанные времена – IV-V столетия н.э. – Бог дал грешной Земле множество славных подвижников и талантливых богословов. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин являлся одним из них. Благодаря стараниям любящих родителей он получил отличное образование.

Отрок достаточно рано стал интересоваться священными книгами и проявлять неподдельный интерес к наукам. Начал Кассиан с так называемых «светских» дисциплин: астрономии и философии, а затем углубился в изучение св. Писания.

Спустя короткий срок юноша так преуспел в последнем, что снискал звание одного из выдающихся толкователей главной книги христиан своего времени.

Будущий святой обладал многочисленными добродетелями. Этому способствовало, в первую очередь, стремление его во всем быть похожим на собственных благочестивых родителей. Как и они, Кассиан рьяно сохранял чистоту помыслов и души, жил в смирении, кротости и девстве.

Чем более отрок развивал в себе озвученные качества, тем больше в нем крепло желание посвятить всего себя без остатка служению Господу Богу. В итоге Кассиан не смог далее противиться велению сердца и, будучи еще юношей, покинул отчий дом, родной край и отправился в Палестину, в Вифлеем.

Там он ушел в Вифлеемский монастырь, где принял монашество и стал делать первые шаги в подвижничестве.

Кассиан и Герман

В святой обители юный праведник познакомился с одним иноком по имени Герман. Между молодыми людьми завязалось близкое знакомство, быстро перешедшее в горячую, искреннюю дружбу. Кассиан и Герман жили в одной келии и практически не расставались. Братия монастыря относилась к дружбе двух монахов благосклонно, любя обоих за их кротость и добродетельное существование.

Совет

Так прошло два года подвижнического пути Кассиана и его друга Германа, сопровождавшегося беспрестанными молитвами и строгим постом. В молодых людях проснулось желание не останавливаться на достигнутом, и они, покинув монастырь, удалились в пустыню, где стали вести безмолвную жизнь.

Но и этим подвижники не ограничились, затеяв через некоторое время паломническое путешествие по святым обителям.

Иноки посетили все монастыри в нижнем и верхнем Египте, впитывая в себя, словно губка, духовные беседы с живущими в них другими старцами и подвижниками, запоминая образ жизни Божиих избранников.

Так неразлучные друзья провели целых семь лет. После Кассиан и Герман вернулись в Вифлеем, но очень быстро вновь отправились в Египет. Еще три года монахи внимали мудрости старцев Фиваиды и Скитской пустыни.

Подъем Иоанна Кассиана по духовной лестнице.

400-й год стал очень важным для Кассиана и Германа: они посетили византийскую столицу — Константинополь. Желание друзей побывать в Царьграде было продиктовано стремлением увидеть и услышать святителя Иоанна Златоуста.

Оно исполнилось, мало того – знаменитый учитель Святой Церкви пожаловал Герману сан пресвитера, а Кассиану – диакона (он был несколько младше своего товарища). К сожалению, не все шло после данного события гладко.

Трое святых жили в эпоху гонений на христиан, посему несчастливая участь не обошла наставника и благодетеля Кассиана и Германа. Чтобы предотвратить арест Иоанна Златоуста, представителями высшего духовенства была организована делегация с подвижниками в составе.

Цель делегации, направленной в Рим, заключалась в ходатайстве о защите ни в чем неповинного страдальца-учителя. Увы, предпринятые действия не дали положительных результатов, напротив, — еще более усугубили ситуацию: святитель оказался в ссылке, а друзья его – во вражеской опале.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин еще раз в эти страшные годы посетил святые обители Египта. А после он вернулся на родину, в город, где появился на свет. Там подвижник благочестия стал по благословению папы римского пресвитером, там же в 435 году мирно окончил свой земной путь.

Но раньше преподобный Кассиан успел возвести близ города Марселя две первых обители: мужскую и женскую. Устав обоих монастырей был приведен в соответствие с правилами египетских и палестинских киновий. Таким образом, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин по праву считается одним из первых основателей монашества в Галльской области Римской империи.

Благодаря этой своей деятельности, послужившей образцом для западных монастырей в дальнейшем, святой удостоился звания аббата.

Преподобный Кассиан как богослов.

Обратите внимание

Подвижник благочестия из Марселя написал в период с 417-го по 419-й год 12 книг «О постановлении киновий палестинских и египетских». Его перу также принадлежат 10 бесед со старцами пустынь. Творения эти созданы были по просьбе епископа Аптского Кастора.

Труд «О постановлении киновий» («О постановлениях киновитян») содержит в себе сведения об устройстве внутренней и внешней жизни восточных обителей.

Первая книга рассказывает о внешнем виде монаха, вторая – о чине ночных псалмов и молитв, третья описывает чин дневных молитв и псалмов, в четвертой говорится о чине отвержения от мира, книги с пятой по двенадцатую сообщают о восьми главных грехах.

Преподобный Кассиан выделял восемь страстей, особенно губительных для души человеческой: чревоугодие, блуд, гнев, гордость, печаль, сребролюбие, уныние и тщеславие. Книги, которые он посвятил перечисленным выше порокам, содержат важные сведения: действие, причины и рекомендации по борьбе с каждым из пагубных грехов.

Что касается духовных бесед с подвижниками пустынь («Собеседования египетских отцов»), то в них вы найдете ценную информацию о цели жизни, о желаниях духа и тела, о молитве, о способах и ступенях отречения от мирского существования.

В 431 году преподобный написал свой последний духовный труд. Он называется «О воплощении Христа против Нестория».

Сочинение это имело полемический характер и в настоящее время рассматривается лишь как вещественная дань своему времени.

Указанная книга является сборником суждений восточных и западных отцов Церкви, подвижников против ереси. Все три труда преподобного Иоанна Кассиана Римлянина сохранились до наших дней.

Молитва преподобному Кассиану Римлянину

Богоблаженне и приснопамятне отче наш Кассиане! От юности возлюбив паче всего Христа, земная и временная презрел еси, и, ангелоподобным житием твоим душу и тело от страстей очистив, безстрастия сокровище стяжал еси, и, Божественными дарами обогатився, законы Богомудрые в наказание и исправление иноком написал еси, и усердный делатель в вертограде Христове явился еси, сам творя и иных словом и делом научая, сугубое восприял еси воздаяние от Бога. Емуже ныне с чиноначалии Ангельскими предстоя, призри на нас, обуреваемых житейских попечений волнами, и помози нам, да не увлечет нас буря страстей наших в бездну греховную. Услыши нас, грешных, святую память твою ублажающих, и молися Христу Богу о нас, немощных, мглою уныния омрачаемых и малодушием недугующих, да Божественною благодатию своею просветит омрачение ума нашего и укрепит нас на пути спасения, имже право ходяще, внйдем в Живот вечный. Виждь, отче святый, немощь нашу душевную, сердечное озлобление и недуги телесныя, одержащие нас по грехом нашим; виждь, яко благими делы обнищахом зело, виждь и милостива сотвори к нам Человеколюбца Бога молитвами твоими, да не воздаст нам по злым делом нашим, но да явит над нами непобедимое Свое человеколюбие и милосердие и дарует нам прощение прегрешений наших. Ты, подвижник быв и учитель иноческому житию, моли Подвигоположника Христа, да и нас, немощных, укрепит благодатию Своею в подвигах воздержания, пощения, молитвы, целомудрия и самоотвержения. Тебе дадеся благодать плодами присноживотнаго учения твоего насыщати и услаждати сердца рачителей благочестия, помози и нам предстательством твоим терпеливно и радостно восприяти и нести благое иго Христово и добре подвизатися в исправлении и обновлении жития нашего. О всеблаженне отче наш Кассиане, чудотворней иконе твоей покланяющеся и святое имя твое в помощь призывающе, молим тя, яко ходатая и заступника нашего: моли Господа Бога, Спасителя мира, да сохранит первопрестольный град сей и святую обитель сию от всякия беды и напасти, от врагов видимых и невидимых, да дарует нам благостояние с преспеянием в Православной вере и благочестии, земле плодоносив и изобилие, и нас всех, недостойных, избави молитвами твоими от належащия нам скорби и нужды. Испроси у великодаровитаго Господа исполнение всякаго благаго прошения и всего, яже к животу времен ному и вечному полезнаго, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Икона «спас нерукотворный» в чем помогает

Ина молитва преподобному Кассиану Римлянину

О Богоблаженне и приснопамятне отче наш Кассиане! Божественных Ангелов сожителю, понесый тяготу дневную, в нищете поживый, Божественными дарами обогативыйся! Ты ныне с преподобных соборы водворяяся, с праведных лики веселяся, помяни нас, добродетельное твое житие похваляющих, и не остави нас безпомощных! Призри на наше житие, волнуемое житейскими волнами, да не потопит нас греховная буря, ниже да пожрет нас пагубнаго отчаяния глубина. Услыши молитву нас, грешных, молящихтися, и не презри моления нас, немощных, уловляемых диавольскими сетьми, всюду злыми угнетаемых, всякаго блага лишаемых, унынием омрачаемых и малодушием одержимых. Виждь, святе, яко смирися в персть душа наша, и врагом ненавидящим нас, быхом в порадование, лукавыми делы умерщвляеми весь день: заблудихом бо воистинну, яко овцы, неимущия пастыря. Ты твоими благо приятными молитвами милостива сотвори нам Единаго Человеколюбца Бога, да не воздаст нам по злым делом нашим и по нечистоте сердец наших, но да предварят ны благия Его щедроты, в мире, единодушии и благочестии утверждая живот наш. Мы, о Богоблаженне, на тя по Бозе уповаем, тобою хвалимся, твое святое имя на помощь призываем и, к твоему чудотворному образу, недостойнии, припадающе, тя молим: моли, отче наш Кассиане, Христа Бога, да избавльшеся от злых наших, с тобою вечных благ сподобимся благодатию и щедротами Господа нашего Иисуса Христа, суща Благословенна, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым Духом во веки веков, Аминь.

Тропарь преподобного Кассиана Римлянина

глас 8

Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию./ Того ради подаждь нам твоими молитвами/ плоти нашея духу послушание:/ еси бо наставник, Кассиане преподобне,/ всем поющим о Христе твою память.

Кондак преподобного Кассиана Римлянина

глас 4

Преподобен быв, Богу возложился еси,/ и просвещая добрыми виды, Кассиане,/ яко солнце облистал еси/ сиянием Божественных твоих учений,/ сердца всех чтущих тя всегда просвещая./ Но прилежно моли Христа,/ о иже любовию тепле восхваляющих тя.

Источник: http://polet-dushi.ru/ru/duxovnye-praktiki/raznye-religii-i-filosofiya/pravoslavie/13-marta-den-prepodobnogo-ioanna-kassiana-rimlyanina-435/

Иоанн Кассиан Римлянин – «Энциклопедия»

ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (Iohannes Cassianus Romanus) [около 360, Малая Скифия (ныне Добруджа, Румыния) – около 435, Массилия (ныне Марсель)], богослов, духовный писатель, христианский святой. Из состоятельной христианской семьи. Около 380 года предпринял паломничество в Святую землю, где принял монашество в одном из вифлеемских монастырей.

С 382 Иоанн Кассиан Римлянин – в Египте, где подвизался в пустынях Скит, Келлии и Нитрии. Около 390 возвратился в Вифлеем, но вскоре опять отправился в Египет.

Гонения на египетских монахов-оригенистов, начатые епископом Феофилом Александрийским в 399, вынудили Иоанна Кассиана Римлянина покинуть Египет и отправиться в Константинополь, где он стал учеником и близким другом Иоанна Златоуста, который рукоположил его в диаконы.

Важно

В 404, после удаления Иоанна Златоуста с Константинопольской кафедры, Иоанн Кассиан Римлянин отправился в Рим к папе Иннокентию I (401-417) с посланием от константинопольского клира, прося защиты несправедливо осуждённому. В Риме был рукоположен в пресвитеры, познакомился с будущим папой Львом I Великим (440-461).

Около 415-416 Иоанн Кассиан Римлянин – в Южной Галлии, в Массилии, где им основаны мужской монастырь Святого Виктора и женский монастырь Христа Спасителя. В них, используя свой опыт, приобретённый за долгие годы подвижничества на православном Востоке, Иоанн Кассиан Римлянин попытался соединить общежительный монашеский уклад с духом отшельничества. Более не покидал Южной Галлии.

Реклама

В галльский период жизни Иоанном Кассианом Римлянином были созданы 2 аскетических и 1 догматико-полемических сочинения. «О правилах общежительных монастырей» («De institutis coenobiorum») – аскетическое сочинение, написанное около 417-419, состоит из 12 книг.

В 1-4-й книгах говорится об устройстве «внешнего жития» монахов: о правилах поступления в монастырь, внешнем виде и одежде монахов, суточном круге богослужения, обетах, послушаниях, покаянии; все темы иллюстрируются примерами из жизни египетских, палестинских и сирийских монахов.

В 5-12-й книгах Иоанн Кассиан Римлянин рассуждает о борьбе с восемью главными страстями (principalia vitia, или passiones) – чревоуго-дием, блудной страстью, сребролюбием, гневом, печалью, унынием, тщеславием и гордостью.

«Собеседования» («Collationes») – аскетическое сочинение, претерпевшее три редакции (425-427); является непосредственным продолжением предыдущего и состоит из 24 собеседований, посвящённых внутренней жизни монахов.

Это записи духовных бесед Иоанна Кассиана Римлянина со знаменитыми египетскими подвижниками – аввой Моисеем, Пафнутием, Серапионом, Херемоном и др.

1-е собеседование посвящено целям монашеской жизни; 9-е и 10-е – молитве; 13-е – вопросу о том, какую роль в спасении играет Божественная благодать и свободная воля человека; 14-е – деятельной и созерцательной жизни; 23-е – последствиям грехопадения.

Сокращённый вариант двух указанных сочинений Иоанна Кассиана Римлянина впоследствии был составлен Евхерием Лионским. Оба сочинения оказали значительное влияние на становление западной монашеской традиции, в частности на таких её представителей, как Бенедикт Нурсийский.

«О воплощении Господа, против Нестория» («De incarnatione Domini contra Nestorium») – догматико-полемический трактат, написанный Иоанном Кассианом Римлянином в 429-430 годах по просьбе римского архидиакона Льва, будущего папы. В 1-й книге, на примере обращения галльского монаха-пелагианина Лепория, проводятся параллели между пелагианством и несторианством; 2-5-я книги содержат свидетельства Священного Писания в защиту Божественности Христа и термина «Богородица»; в 6-й книге как образец православия приводится вероисповедание антиохийской Церкви; в 6-7-й книгах Иоанн Кассиан Римлянин суммирует свои основные аргументы и подводит итог изложению. Несмотря на некоторые терминологические неточности и повторы, трактат является одним из самых ранних западных сочинений против ереси несторианства.

Иоанн Кассиан Римлянин оказал значительное влияние на становление христианского монашества и монашеского богословия как на христианском Западе, так и на христианском Востоке. День памяти в Русской православной церкви – 29(28) февраля (13 марта). В Римско-католической церкви почитается как местночтимый галльский святой (день памяти – 23 июля).

Соч.: Migne PL. Т. 49-50; Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1886-1888. Vol. 13, 17; Писания. 2-е изд. М., 1892; Clavis Patrum Latinorum. Brugis, 1961. №512-514; Писания. М.; Минск, 2000.

Лит.: Hoch А. Lehre des Joannes Cassianus von Natur und Gnade. Freiburg, 1895; Laugier J. S. Jean Cassien et sa doctrine sur la grace. Lyon, 1908; Marsili S. Giovanni Cassiano ed Evagrio Pontico. Rome, 1936; Chéné J.

Совет

Que signifiaient «Initium fidei» et «Affectus credulitatis» pour les Semi-рélagiens? // Recherches de Science Religieuse. 1948. Vol. 35. Р. 566-588; idem. Le semipelagianisme du midi de la Gaule… // Ibid. Р. 321-341; Olphe Galliard М. Cassien // Dictionnaire de spiritualité, ascetique et mystique. Р., 1953. Vol.

2; Plagnieux J. Le grief de complicité entre erreurs nestorienne et pelagienne d’Augustin à Cassien par Prosper // Revue des Etudes Augustiniennes. 1956. Vol. 2. №3/4; Guy J. С. Jean Cassien, vie et doctrine spirituelle. Р., 1961; Chadwick О. John Cassian. 2nd ed. Camb., 1968; Christophe Р.

Cassien et Cesaire, prédicateurs de la morale monastique. Р., 1969; Grillmeier А. Christ in Christian tradition. 2nd ed. L., 1975. Vol. 1. Р. 393-398; MacQueen D. J. John Cassian on Grace // Recherches de théologie ancienne et médiévale. 1977. Vol. 44. №1; Quasten J. Patrology. Westminster, 1986. Vol. 4; Cristiani L.

Jean Cassien. Р., 1991. Vol. 1-2; Weaver R. Н. Divine grace and human agency: а study of the semi-pelagian controversy. Macon, 1998; Stewart С. Cassian the monk. N.Y.; Oxf., 1998; Фокин А. Р. Преподобный Иоанн Кассиан // Арелатские проповедники V-VI вв. Сборник исследований и переводов. М., 2005; Уивер Р. Х.

Божественная благодать и человеческое действие: исследование полупелагианских споров. М., 2006; Casiday А. М. Tradition and theology in St. John Cassian. Oxf., 2007.

А. Р. Фокин.

Источник: http://knowledge.su/i/ioann-kassian-rimlyanin

Макарьевский монастырь

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЛАСИЙ, ЕПИСКОП СЕВАСТИЙСКИЙ

24 февраля

Священномученик Власий, епископ Севастийский, известен своей праведной, благочестивой жизнью. Он был единодушно избран жителями и рукоположен во епископа города Севастии. Было это в царствование римских императоров Диоклитиана (284 – 305) и Ликиния (307 – 324) – жестоких гонителей христиан. Святому Власию приходилось укреплять своих пасомых, посещать заключенных, поддерживать мучеников.

Многие скрывались от преследователей в пустынных и уединенных местах. Власию также пришлось удалиться на гору Аргеос, где он подвизался в пещере. К нему приходили дикие звери и кротко ждали, пока святой окончит молитву и благословит их; больных животных святитель исцелял, возлагая на них руки.

«ЛЮБОВЬЮ ПОКРЫВАЙТЕ ВСЕ!»

Памяти архимандрита Кирилла (Павлова)

20 февраля- два года, как преставился ко Господу старец всея Руси — архимандрит Кирилл (Павлов). Духовник трех Патриархов, множества епископов, священников, монахов, мирян, взращенных батюшкой в духе любви и единения. О том, как важно хранить этот преподанный нам через старца Господом дар, вспоминают близкие ему люди.

«Какая им еще епитимия?!»

Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон (Емельянов):

— Помню, когда я еще был в Лавре, смотрим как-то с одним братом, что другой брат ходит к отцу Кириллу каждый вечер на исповедь, откровение помыслов.

— Давай и мы будем ходить? — говорю.

 

Как на карте Арктики появился Патриарший остров

22.02.19

Обратите внимание

Епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков в интервью, опубликованном в первом номере «Журнала Московской Патриархии» за 2019 год, рассказал о жизни самой северной епархии Русской Православной Церкви.

Пустозерск — не только протопоп Аввакум

— Ваше Преосвященство, на Нарьян-Марскую кафедру Священным Синодом вы избраны семь лет назад, а во иеромонахи рукоположены осенью 2008 года. Быстро ли удалось привыкнуть к новому статусу?

— Епископы — это монахи. Наше служение определяет сугубо монашеское понятие — послушание. В определенном смысле, когда принимаешь послушание, отвечаешь на вопрос «быть или не быть». Ответ прост: если можешь — значит, должен. Вообще, в истории Церкви Христовой случаи избрания на кафедру просто монахов (и даже мирян) отнюдь не единичны.

   

Как устроить жизнь монастыря, чтобы новые насельники сразу попадали в атмосферу любви, единодушия? Какую роль играют в этом особые традиции монастыря

18.02.19

Доклад игумении Домники (Коробейниковой), настоятельницы Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга (Екатеринбургская епархия) на ХХVII Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы, 28–29 января 2019 года)

Любого игумена волнует вопрос: как объяснить братьям, только что пришедшим из мира, что такое монашеская жизнь? Конечно, трудно объяснить это словами. Гораздо действеннее метод апостола Филиппа: Пойди и посмотри. Новоначальный научается монашеству, прежде всего, от того, что видит вокруг, от общего духа монастыря.

И послушник, дерзну употребить такое слово, влюбляется в монашескую жизнь, если видит, что в монастыре царит дух любви и единения. Конечно, дух любви и единства – это не просто, когда братия услужливы и приветливы, но нечто более глубокое. Вспомним, как во время проповеди Христа к Его ученику подошли эллины и сказали: хощем Иисуса видети.

И именно этого всем сердцем желает человек, приходящий в обитель: он хочет видеть живой пример жизни во Христе.

 

Лк., 79 зач., 15, 11-32

Встретившись с жизненными трудностями человек, знающий Отца Небесного, просит помощи у Него и получает ее, а безбожник во время скорби приходит в отчаяние. Вера в то, что со смертью тела человек безвозвратно исчезает, выбивает почву из под ног несчастного. И когда окружающие его люди беспомощно разводят руками, не имея сил, а иногда просто желания помочь в трудной ситуации, атеист в помрачении накладывает на себя руки. По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 миллион 100 тысяч человек [1].   

Источник: http://www.makary-monastery.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1951:2013-03-10-14-29-47&catid=84&Itemid=101

Ссылка на основную публикацию