Патриарх алексий, житие, где похоронен

Митрополит Алексий Московский Святитель и чудотворец краткая биография

На фото: Святитель Алексий, митрополит Московский. Фрагмент росписи храма Рождества Христова в Измайлове.

В Елоховском Богоявленском соборе Москвы пребывают мощи святителя Алексия, митрополита Московского, великого святого чудотворца России.
Святитель Алексий митрополит Московский, весьма почитают этого русского святого, сыгравшего важнейшую роль в древней истории России

Митрополит Алексий Московский родился в Москве на рубеже XIII—XIV веков в видной боярской семье и в крещении получил имя Симеон.

Крестным отцом его стал молодой княжич Иоанн, будущий великий князь Московский Иван Калита.

Впоследствии крестному отцу и его крестнику суждено вывести родной город на первые роли на Руси, сформировав именно здесь объединительный центр раздробленной страны, стонавшей под чужеземным игом.

Во сне будущий Митрополит Алексий Московский услышал голос, молвивший, что тратит отрок время на труды пустые, ловя птиц, в то время как его предназначение — «ловить людей». С тех пор и стал Елевферий часто бывать в церкви.

Обратите внимание

Святитель Алексий уже в 19 лет принял монашеский постриг от старшего брата преподобного Сергия Радонежского игумена Стефана. Произошло это в Богоявленском монастыре, тогда являвшемся загородным, а ныне находящемся в самом центре столицы, на территории Китай-города.

Монах Алексий отличался прекрасными способностями, и, достигнув сорокалетнего возраста, он стал считаться официальным преемником престарелого митрополита Киевского Феогноста. Надо заметить, что титул «Киевский» к тому времени носил уже чисто номинальный характер, а митрополиты с 1325 года жили в Москве.

Святитель Алексий отправляется в Константинополь

В 1354 году епископ Алексий отправился в Константинополь, где в те времена русские первосвятители проходили процедуру их утверждения. Вселенский Патриарх одобрил его выдвижение в митрополиты в виде исключения — тогда еще большинство русских предстоятелей Церкви выбирались из греков. Патриарх Константинопольский Филарет возвел Алексия в сан митрополита Киевского и всея Руси.

На обратном пути из своего второго путешествия в Константинополь (предпринятого для разрешения спора с отделившейся от Киевской митрополии Литовской митрополией) святитель Алексий попал в сильную бурю и дал обет в случае спасения основать в Москве обитель. Так в столице появился прославленный впоследствии Спасо-Андроников монастырь.

Вернувшись на Русь, митрополит Алексий действовал энергично — ставил новых епископов, боролся с внутрицерковными нестроениями, собственными деяниями показывал пастве пример христианской жизни. Именно при нем резиденция русских митрополитов была перенесена из Киева на северо-восток страны.

Алексий Московский едет в Орду лечить от глазной болезни ханшу Тайдулу

К 1357 году слухи о выдающихся достоинствах русского митрополита достигли Орды, и его пригласила, надеясь на излечение, страдавшая от глазной болезни ханша Тайдула.

По молитвам святителя правительница получила исцеление и освободила Церковь от ордынских поборов.

В благодарность за это святителю пожаловали землю в Московском Кремле, где располагался постоялый двор для ордынских послов. Здесь Алексий основал Чудов монастырь.

В Москве к тому времени митрополит Алексий пользовался огромным влиянием и фактически был соправителем государства. Именно по его почину в 60-е годы XIV века началось строительство белокаменного Кремля, бывшего до той поры деревянным.

Помимо Спасо-Андроникова, святитель благословил основание знаменитых Чудова и Симонова монастырей в Москве, а также Введенского Владычного монастыря в Серпухове, способствовал введению практики общежительных обителей, которые в эту эпоху в разных точках страны основывали ученики преподобного Сергия Радонежского.

После смерти князя московского Ивана II

После смерти великого князя московского Ивана II Красного Алексий Московский взял под свою опеку его малолетнего сына Дмитрия (будущего Донского). Став фактическим правителем Руси, он постоянно решал споры удельных князей, пытаясь сплотить их между собой.

Примерно в то же время сменилась власть в Орде. Джанибека убил собственный сын, потребовавший, чтобы русские князья увеличили количество собираемой дани. И тогда митрополит Алексий Московский снова отправился в Орду, к Тайдуле. По его просьбе она взялась — и вполне успешно — уговорить сына сменить гнев на милость.

В Москве архиерея встречали с почестями, а малолетний князь Дмитрий воскликнул:

Алексий Московский активно участвует в объединении русских земель

Активно участвовал митрополит во внешнеполитической деятельности Московского княжества, заключавшейся в попытках объединения русских земель для борьбы с ордынским игом.

Так, он был одним из инициаторов союза Москвы с Великим Новгородом. При нем впервые стали скрепляться митрополичьей печатью договоры и соглашения между князьями.

Ставил свою печать он и на других важнейших документах — в частности, определявших внутреннюю жизнь княжества.

В качестве митрополичьей резиденции святитель выбрал подмосковное Черкизово с деревянным Ильинским храмом — ближайшим к нему селом было Измайлово. Впрочем, существовало ли последнее в то время, доподлинно не известно.

Смерть и канонизация Митрополита Алексия Московского

Святитель окончил свой земной путь в 1378 году и был погребен близ алтаря главного храма Чудова монастыря при большом стечении народа, в присутствии великого князя Московского Дмитрия Ивановича (будущего Донского) и его сыновей. Спустя около полувека митрополита Алексия канонизировали и обрели его мощи, которые пребывали в Чудовом монастыре вплоть до начала XX века.

После закрытия и полного уничтожения обители святым мощам грозила гибель, однако, к счастью, они пережили эпоху самых серьезных гонений на Церковь и в 1947 году были помещены в Богоявленский собор в Елохове, бывший до восстановления храма Христа Спасителя кафедральным собором Москвы.

Большевики по личному распоряжению В. И. Ленина вскрывали раку с мощами Святителя Алексия

Есть сведения о том, что большевики по личному распоряжению В. И. Ленина вскрывали раку с мощами Святителя Алексия. Через два года после революции верующие из Братства святителя Алексия обратились к председателю Совнаркома с просьбой отдать им мощи митрополита из Чудова монастыря:

— говорилось в обращении, написанном членом Братства, сотрудницей отдела здравоохранения Московского губернского совета депутатов Марией Ивановной Свет. На обращении имеется резолюция:

А еще через три года серебряную раку с мощами святителя вообще разобрали на части. Гроб со святыми останками митрополита Алексия Московского после разрушения Чудова монастыря перенесли в Архангельский собор Московского Кремля, а уже после Великой Отечественной войны — в Богоявленский собор в Елохове.

Мощи святителя Алексия пребывают там и сейчас — случайно или нет, но стоит храм как раз на дороге из Кремля, где находился Чудов монастырь, в Черкизово и Измайлово.

При жизни митрополит Алексий Московский был очень выдающейся личностью Москвы.

Источник: http://posmotrim.by/article/mitropolit-aleksij-moskovskij-biografiya.html

Патриарх Алексий завершил свой земной путь

ВСЕ ФОТО

Сегодня в Москве были совершены похороны Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Чин погребения состоялся в Богоявленском (Елоховском) кафедральном соборе. Информацию о траурной церемонии передавали агентства ИТАР-ТАСС, “Интерфакс”, РИА “Новости”. Ведущие телеканалы России вели трансляцию богослужения в прямом эфире.

В соответствии с собственным завещанием Патриарх Алексий II погребен в Благовещенском приделе Богоявленского Елоховского собора, недалеко от раки с мощами своего небесного покровителя, святителя Алексия, митрополита Московского. Могила Патриарха временно накрыта деревянной надгробной плитой с надписью “Да поминет его Господь Бог во царствии Своем”. Впоследствии деревянная плита будет заменена мраморной.

В день похорон Патриарха в соответствии с распоряжением мэра Москвы Юрия Лужкова в столице отключили праздничную новогоднюю иллюминацию. В обеспечении правопорядка в центре были задействованы около 6 тыс. человек.

Отпевание и похороны Патриарха транслировались в прямом эфире
С Алексием II простились более 80 тысяч человек
В центре Москвы перекрыли движение транспорта

Cклеп для похорон Патриарха готовили три дня

Патриарха будут поминать 40 дней на 12 языках мира

Небеса плакали вместе с народом

СМИ: РПЦ выберет вместе с новым Патриархом и путь развития

Важно

Заупокойное богослужение и отпевание предстоятеля Русской православной церкви совершили в храме Христа Спасителя. Здесь присутствовали представители государственной власти, сенаторы, депутаты Госдумы.

Среди них – заместитель председателя Госдумы Любовь Слиска, председатель ВЦИК Владимир Чуров, президент РАН Юрий Осипов, президент Российского фонда культуры режиссер Никита Михалков, экс-министр культуры Александр Соколов.

На отпевание в главный собор страны прибыли президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин.

О начале заупокойного богослужения возвестил особый благовест

О начале богослужения возвестил редкий благовест в два колокола – особый погребальный звон, специально разработанный звонарями храма Христа Спасителя к скорбному событию. В сегодняшней службе принимали участие четыре прославленных духовных хора страны – хоры Троице-Сергиевой лавры, храма Христа Спасителя, Сретенского и подмосковного Свято-Голутвина монастыря.

Песнопения на богослужении исполнялись в особенной печальной манере. В некоторых местах богослужения хор начинал петь “Со святыми упокой, Христе”. Перед чтением Евангелия был также пропет особый заупокойный прокимен (строка из псалма) – “Души их во благих водворятся”.

Доступ верующих в храм Христа Спасителя, где находился гроб с телом Алексия II, был перекрыт в 8:00, перед началом Божественной литургии.

Источник: https://www.newsru.com/religy/09dec2008/pohoronypatriarha.html

Святитель Алексий Митрополит, Московский и всея России чудотворец

празднование святому 12/25 февраля, 20 мая/2 июня, 5/18 октября

Великий светильник земли Русской святитель Алексий, митрополит Московский, родился на рубеже XIII и XIV веков, около 1300 года в тяжкую для русского народа эпоху татарского ига, когда вся Русская земля уже 150 лет стонала в порабощений, постоянно подвергаясь хищническим набегам завоевателей, избивавших русских людей, уводивших их в тяжкий плен, оставлявших после своих набегов одни развалины и пожарища.

Положение усугублялось непрестанными междоусобицами удельных князей. Русская земля была раздроблена на отдельные враждующие княжества, без объединения которых нельзя было бороться против общего врага.

В это тяжелое время единственная сила, скреплявшая русский народ в одно целое, была Святая Православная Церковь.

Совет

Из недр ее возникли великие светильники, которые своим высоким духом и примером жизни подавали соотечественникам надежду на возможность освобождения и воодушевляли их на борьбу с жестокими поработителями.

Такими светильниками были и святитель Петр, первый Московский митрополит, и его преемник — святитель Алексий, и «Игумен земли Русской»—преподобный Сергий Радонежский.

Святитель Алексий происходил из знатного рода Черниговских бояр Колычевых. Родители его Феодор (по прозванию Бяконт) и Мария, спасаясь от татарских набегов, переселились в Москву, где и родился будущий святитель.

При святом Крещении ему дано было имя Елевферий, восприемником его был князь (сын святого благоверного князя Московского Даниила Александровича) Иоанн, будущий великий князь Московский (1328—1340), прозванный за щедрую раздачу милостыни Калита (т. е. «мешок с деньгами»).

Предание повествует, что еще в отрочестве Господь открыл будущему Святителю его высокое предназначение. Стремясь к уединению, отрок Елевферий любил ловить сетями птиц в окрестностях города.

Однажды, подстерегая их, он задремал и в тонком сне услышал голос: «Алексие, что трудишься напрасно? Ты будешь ловцом человеков». Голос был столь явственным, что отрок тотчас пробудился.

Но вокруг никого не было.

С того времени отрок Елевферий все более стремился к духовной жизни, к углубленному изучению Священного Писания. Через несколько лет он испросил у родителей благословение поступить в монастырь.

В 1320 году Елевферий принял монашеский постриг в Московском Богоявленском монастыре с предвозвещенным ему в сновидении именем Алексий.

Обратите внимание

Более 20 лет святой Алексий подвизался в той обители, смиренно проходя иноческие послушания под руководством опытного в духовной жизни старца Геронтия.

В Богоявленском монастыре святой Алексий был связан глубокой духовной дружбой с иноком Стефаном, старшим братом Преподобного Сергия Радонежского.

Как сын знатного боярина, святой Алексий получил лучшее по тому времени образование. В монастыре он занялся изучением греческого языка, а затем сличил и исправил славянский перевод Новозаветных книг по греческим подлинникам.

Благочестивая жизнь и высокий ум инока Алексия привлекли к нему внимание митрополита Феогноста, святителя Московского (+1359; память 14 марта). Он поручил святому Алексию заведывание судебными делами Церкви, и тот в течение 12 лет исполнял эту должность со званием митрополичьего наместника.

В конце 1350 года святитель Феогност рукоположил святого Алексия во епископа Владимирского, предполагая впоследствии назначить его своим преемником.

Так как святой Алексий пользовался большим уважением у великого князя и бояр за свои мудрые советы не только в церковных, но и в гражданских делах, то великий князь вместе со святителем Феогностом стал ходатайствовать об этом у Константинопольского Патриарха.

Читайте также:  Отчет о поездке в школа-интернат г. васильков 21.01.2018 - православные иконы и молитвы

Весной 1353 года от моровой язвы умерли митрополит Феогност и великий князь Симеон Гордый. Но ходатайство их было удовлетворено. Святой Алексий стал преемником святителя Феогноста на Московской митрополичьей кафедре.

В 1354 году он совершил путешествие в Константинополь и получил там от Патриарха Филофея благословение и утверждение на кафедру митрополита Киевского (фактически Московского) и всея Руси.

Важно

На обратном пути из Константинополя корабль, на котором возвращался святитель Алексий, попал в сильную бурю, но, по молитвам святителя, плавание прошло благополучно. Святитель дал обет построить храм во имя того святого, память которого придется в день благополучного возвращения.

Во исполнение этого обета святителем Алексием в 1361 году был сооружен храм во имя Нерукотворенного Образа Спасителя, память которого празднуется 16 августа. При храме был основан Новоспасский монастырь, игуменом которого был поставлен ученик Преподобного Сергия— преподобный Андроник.

Возвратившись в Москву, которая со времени святителя Петра была резиденцией Всероссийских митрополитов, святитель Алексий принял на себя управление Русской Церковью и неустанно трудился на этом поприще 24 года: поставлял епископов, заботился об упорядочении иноческой жизни, устройстве общежительных монастырей, примером для которых была обитель Святой Живоначальной Троицы, основанная Преподобным Сергием.

Слава о мудром святителе и молитвеннике далеко распространилась за пределы России.

В 1357 году хан Джанибек прислал великому князю Московскому Иоанну Иоанновичу (1353 —1359) требование, чтобы тот отпустил в Орду святителя Алексия для исцеления его ослепшей жены, ханши Тайдулы, угрожая, в случае отказа, разорением всей Русской земли.

«Если ханша получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мной мир. Если же не пошлешь его мне — я разорю огнем и мечом твою землю»,— передал хан великому князю.

Смиренный святитель не считал себя достойным совершить чудо исцеления, но, имея твердую веру в Господа, для Которого все возможно,— он не отказался ехать в Орду ради блага и спокойствия своей Родины и паствы, за которых готов был принять и мученическую смерть. «Прошение и дело превышает меру сил моих,— сказал святитель Алексий,— но я верю Тому, Который дал прозреть слепому,— не презрит Он молитвы веры».

Перед отъездом в Орду святитель Алексий вместе с духовенством совершил молебное пение в Успенском соборе, у раки святителя Петра и Господь дал ему знамение, укрепившее его дух: свеча у гроба святителя Петра возгорелась сама собой. Святитель взял часть этой свечи и отправился в Орду.

Еще до прибытия святителя Алексия Тайдула видела его во сне в архиерейской одежде. Когда святой приблизился к Орде, Джанибек вышел ему навстречу и ввел его в свои покои. Святитель, начав молебное пение, велел возжечь малую свечу, привезенную от раки святого митрополита Петра. После долгой молитвы он окропил освященной водой Тайдулу, и та тотчас прозрела.

Хан и все бывшие при славном исцелении изумились и восславили Бога. Хан Джанибек с великим почетом и дарами отпустил митрополита в обратный путь. Ханша Тайдула пожаловала святителю в Кремле участок земли, на котором святитель Алексий воздвиг в 1365 году Чудов монастырь, в память чуда архистратига Божия Михаила в Хонех.

В этом монастыре святитель завещал себя похоронить.

После смерти Джанибека святителю Алексию вновь пришлось ехать в Орду для ходатайства о Русской земле перед свирепым ханом Бердибеком, убившим своих 12 братьев и грозившим полным опустошением Русской земле.

Великий печальник Русской земли святитель Алексий не побоялся идти в Орду на угрожавшую ему смерть. Нося в сердце слова Господа Иисуса Христа: «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10,11), он отправился к грозному хану и с Божией помощью сумел своей Богодухновенной беседой укротить его ярость и получить от хана заверение о мире для христиан.

Совет

После смерти великого князя Иоанна Иоанновича (+1359) святитель Алексий был духовным наставником десятилетнего благоверного князя Димитрия — наследника великокняжеского престола.

Благодаря мудрым действиям святителя Алексия ордынский хан передал малолетнему Димитрию ярлык (грамоту) на великое княжение. Святитель Алексий был первым руководителем, первым вдохновителем, первым помощником великого князя в его борьбе за централизацию Русского государства.

Подвижнические усилия таких делателей земли Русской, какими были святитель Алексий, Преподобный Сергий Радонежский и благоверный великий князь Димитрий Донской, сплотили вокруг Москвы большинство русских княжеств.

Объединение их легло в основу великой победы русского народа на Куликовом поле в 1380 году.

В своей многообразной святительской деятельности митрополит Алексий неустанно заботился о благоустроении Российской паствы и духовном ее просвещении.

С этой целью он восстановил в Москве прежние обители и создал новые, в том числе женские обители Алексеевскую и Зачатьевскую (где подвизались две его сестры — игумения Иулиания и монахиня Евпраксия).

Им также были основаны обители — Благовещенская в Нижнем Новгороде и в честь святых равноапостольных Константина и Елены во Владимире.

Святитель Алексий прожил около 80 лет.

Приближаясь к концу своего жизненного подвига, он желал видеть преемником на Всероссийском Митрополичьем престоле своего давнего духовного друга Преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Обратите внимание

Однако Преподобный, по своему великому смирению, уклонился от этой чести. Святитель Алексий не стал настаивать, провидя великое значение для Русской Церкви Преподобного Сергия как «Игумена всей Русской земли».

Святитель Алексий почил 12 февраля 1378 года и был погребен, согласно завещанию, в Чудовом монастыре.

Выдающийся Первосвятитель Русской Церкви оставил потомкам великое сокровище — собственноручно написанное Евангелие, переведенное им с греческого языка. Это Евангелие благоговейно хранилось в Чудовом монастыре несколько столетий.

Более чем через 50 лет честные мощи святителя Алексия были обретены нетленными, когда крыша деревянного храма, в котором был погребен святитель Алексий, во время Божественной литургии обрушилась. Никто из молившихся и служивших не пострадал. Когда стали возводить фундамент нового, каменного храма, то обнаружили его нетленные мощи, которые положили в Благовещенском приделе нового храма.

Прославление святителя Алексия совершилось 20 мая 1431 года.

В течение всей истории России святитель Алексий почитался как великий заступник и молитвенник Земли Русской. Благодарные потомки заботились об украшении его раки. В Чудовом монастыре был построен храм в честь святителя Алексия. В этот храм святые мощи были торжественно перенесены в 1485 году.

В настоящее время мощи святителя Алексия почивают в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве, где еженедельно по воскресеньям читается акафист Святителю.

В конце XVI века при царе Феодоре Иоанновиче было установлено празднование в честь Московских святителей Петра, Алексия и Ионы (5/18 октября). Позднее, по ходатайству святителя Иннокентия, митрополита Московского, перед Святейшим Синодом в число поминаемых в этот день Московских святителей вошел святитель Филипп, а с 1913 года священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси.

Источник: https://akafist.ru/saints/svjatitel-allexij/

Святитель Алекси́й Московский, Киевский и всея Руси, чудотворец, митрополит

Кондак 1

Избранный архиерею и слуго Великаго Архиерея Иисуса, преблаженне Алексие! Яко сподобльшеся многих твоих благодеяний, не имеюще же что воздати, похвальная восписуем ти и от души взываем, проповедающе чудеса твоя: испроси нам от Царя Небеснаго безбедно преити прочее жития сего и достигнути Горняго Иерусалима, да тамо узревше тя в блаженней радости, воззовем к тебе:

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Икос 1

Ангеле, от земли прозябый! Великаго Совета Ангел, провидев доброту души твоея, прежде век избра тебе, еже благовестити плененным отпущение и слепым прозрение. Отнюдуже мы, грешнии, светом дел твоих получивше прозрение и грехов отпущение, взываем:

Радуйся, корене благаго отрасль блажайшая; радуйся, честных родителей добрейший сыне.

Радуйся, благоуханнаго сада прозябение; радуйся, духовным возрождением Богу Отцу усыновленный.

Радуйся, миропомазанием Святаго Духа запечатленный; радуйся, имя, яко миро излиянное, свыше восприявый.

Радуйся, от пелен Богу посвященный; радуйся, мужественно иго Христово на себе возложивый.

Радуйся, земная и мимотекущая, яко уметы, вменивый; радуйся, егоже Человек домовит — Иисус утро наят делателя в виноград Свой.

Радуйся, образ Божий и подобие свято соблюдший; радуйся, красото, душевныя и телесныя всех очи увеселяющая.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 2

Видя откровением Духа Святаго, яко не устоят нечестивии на суде праведнем, но суть яко прах, егоже возметает ветр, от младых ногтей, преблаженне Алексие, на совет их не шел еси, ниже на пути грешных человеков стал еси, но, Закону Божию усердно поучался, и прочим внушал еси пети: Аллилуиа.

Икос 2

Разум свыше прием, мал детищ сущь, еже не труждатися всуе в ловлении птиц, потщался еси вся яже на земли красная оставити. Темже мы приглашаем тебе:

Радуйся, на ловитву человеков призванный; радуйся, к Горним, яко на крилах возлетавый.

Радуйся, море житейское любомудрием испытавый; радуйся, волнение его безопасно прошедый.

Важно

Радуйся, земле благая, семя слова Божия восприявшая; радуйся, земле, плод сторичный произрастившая.

Радуйся, пшенице, хлеб Небесный устроившая; радуйся, в житнице Небесной соблюденная.

Радуйся, обретый многоценный бисер и его всем, елика имел еси, купивый; радуйся, зельным пощением, яко благовкусною пищею, от юности питавыйся.

Радуйся, всенощным стоянием и непрестанными молитвами себе в подвизе укрепивый; радуйся, в море слез твоих множества демонов потопивый.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 3

Силою свыше, егда облече тя Дух Всесвятый, пастыря Церкви российстей поставляя, тогда всем людем твоим вдыхал еси хвалу: Аллилуиа.

Икос 3

Подобаше, отче Алексие, с Небесе песни тебе воспеваемей быти, а не от земли: кто бо от человек возможет по достоинству твоея святыни величия поведати? Но мы, любовию твоею побеждаеми, вопием ти сице:

Радуйся, дольняя и красная мира презревый; радуйся, вышних красот желанием воспаленный .

Радуйся, Единаго Христа от сердца возлюбивый; радуйся, Тому Единому всею душею прилепивыйся.

Радуйся, правило веры благочестивыя; радуйся, благий делателю винограда Христова.

Радуйся, дарованный талант приумноживый; радуйся, в радость Господа твоего вшедый.

Радуйся, сладостьми духовными нас насыщающий; радуйся, благоприятное Богу кадило.

Радуйся, благоухание молитвы к Престолу Вышняго возносящий; радуйся, любовный к Богу о нас предстателю.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 4

Бурю безместных помыслов, от диавола непрестанно воздвизаемую, до конца укротил еси и, радуяся о такове победе, торжественне Богу воспевал еси: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша и видя премногую твою добродетель, пастыря тя Церкве Христовы избирает сословие православное, мы же, о сем веселящеся, глаголем ти:

Радуйся, достойно возседый на седалище апостольстем; радуйся, кормило корабля Христова.

Радуйся, мудрый наставниче; радуйся, звезде непрелестная, в руце Христовой содержимая.

Совет

Радуйся, в подвизе учительства неутомимый; радуйся, безвестных и тайных Премудрости Божия проповедниче.

Радуйся, нелицеприемный Истины поборниче; радуйся, безбожных и нечестивых устен обличителю и заградителю.

Радуйся, благовременне и безвременне в учении апостолу поревновавый; радуйся, властию, данною ти свыше, мудре и душеполезне человеки вязавый и решивый.

Радуйся, кающихся утешителю; радуйся, паствы твоея добрый хранителю.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 5

Боготочною Кровию искупившаго род человеческий от законныя клятвы верою зря Владыку и усердне к Нему любовию распалаемь, непрестанно возглашал еси: Аллилуиа.

Икос 5

Видев великий князь твое велие духа мужество и любовь к Отечеству твоему, умоли тя поити к безбожному царю Вердевиру: ты же абие шед благими и кроткими словесы зельный гнев его на род христианский утолил еси. Сия благодеяния твоя, отче наш Алексие, мы, сынове российстии, исповедующе, благодарне вопием ти:

Радуйся, мужественный Духа воине; радуйся, столпе крепости нашея от лица вражия.

Радуйся, оружие, без рати супостаты побеждающее; радуйся, щите, от напастей ограждающий.

Радуйся, яко кокош, птенцы своя охраняющий; радуйся, жезле, падающих подкрепляющий.

Радуйся, пастырю, волков от стада отгоняющий; радуйся, душу свою за овцы положити не отрекийся.

Радуйся, любве Христовы истый хранителю; радуйся, не яже своя, но яже ближняго взыскавый.

Радуйся, скорбящих скорое услышание; радуйся, печальми обуреваемым тихое пристанище.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 6

Проповедницы твоея святыни нам суть нетленныя твоя честныя мощи, чрез многа лета пред очами нашими лежащия, иже, аще и запечатанным сущим устом твоим молчанием, обаче вопиют непрестанно: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия слава многих чудес твоих не токмо в преславнем граде сем, но и в неверных агарянех, отнюдуже нечестивый царь их Джанибек желаше, да помолишися о ослепшей царице его: ты убо, всю надежду возложив на Врача душ и телес, силою молитв твоих зрение той испросил еси. Мы же, удивльшеся таковому преславному чудеси, взываем ти:

Читайте также:  Житие князя михаил черниговского

Радуйся, угодное чудес Божиих орудие; радуйся, в скудельном сосуде сокровище силы Божия явивый.

Радуйся, предсказания евангельскаго исполнителю; радуйся, деснице чудотворения Иисусова.

Радуйся, язык Христов, словом исцеляяй; радуйся, апостольския силы сохранителю.

Радуйся, слепых просветителю; радуйся, немощных целебниче.

Радуйся, тайных провидче; радуйся, бесов от человек прогонителю.

Обратите внимание

Радуйся, силою чудес и невернаго царя Церковь почтити и возвеличити преклонивый; радуйся, не телесное токмо, но и душевное зрение подаваяй.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 7

Хотящу тебе благоугодити Творцу твоему, не седмый токмо день освящал еси, но всю седмицу жития твоего во святости провождал еси, воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новую тя показа тварь Зиждитель, всеблаженне Алексие, земна ангела и небесна человека. Темже чудящеся воспеваем ти:

Радуйся, отче наш, обитаяй духом в Небеси, а телом на земли опочиваяй; радуйся, дивная величия Божия всем поведаяй земнородным.

Радуйся, плоть духу покоривый; радуйся, пленивый разум свой в послушание веры.

Радуйся, рыкающаго адскаго льва уста заградивый; радуйся, огнь похоти плотския погасивый.

Радуйся, сребролюбия идол сокрушивый; радуйся, над всеми кознями вражиими восторжествовавый.

Радуйся, отвергийся себе и волю свою воле Божией покоривый; радуйся, питавыйся сокровенным хлебом Небесным.

Радуйся, алкавый и жаждавый единыя правды; радуйся, Царствие Божие внутрь себе вселивый.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 8

Странное чудо житие твое, святителю, является притекающим ко всечестным мощем твоим, при нихже и малое моление приносящим, велия всегда благодать от Бога подается, юже приемлюще, друг со другом радостно Богу возглашаем: Аллилуиа.

Икос 8

Весь ум свой имея в вышних вперен, и нижних, паству твою, не оставил еси, молитвы о ней возсылая ко Всевышнему Владыце, преподобне Алексие. Не забуди и ныне нас, приглашающих тебе усердне:

Радуйся, горо, добродетельми выше Небес вознесенная; радуйся, реко, скверны наша омывающая.

Радуйся, источниче, жажду греховную утоляяй; радуйся, каменю драгий, всю Российскую землю украшаяй.

Важно

Радуйся, злато, во вся концы блещание от себе испущающее; радуйся, сребро, седмерицею от скверн греховных очищенное.

Радуйся, кимвале, всех на славословие Божие созываяй; радуйся, светильниче, седящих во тьме озаряяй.

Радуйся, древо, от жара греховнаго осеняющее; радуйся, благотучная ветве лозы Христовы.

Радуйся, таинственнаго Тела здравый члене; радуйся, чадо славы Воскресения.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 9

Всякое безместных страстей востание благодатию Господнею до конца потребил еси в мертвенней плоти твоей, святителю Алексие! Темже и был еси яко древо, насажденное при исходищих вод, плод дая во время свое и поя Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя превозшел еси духовною силою слова твоего, поведая людем дивная величия Божия и питая гладныя души хлебом с Небесе. Мы же, таковая сердцем объемлюще, благодарне тебе зовем:

Радуйся, кедре, в Церкви Христове, яко в Ливане, умноженный; радуйся, яко финикс, в дому Божием процветый.

Радуйся, кипарисе, верных сердца благовонием исполняяй; радуйся, винограде, сладкое благочестия вино нам источаяй.

Радуйся, крине, горняя поля украшаяй; радуйся, смоковнице благоплодная.

Радуйся, пшенице, чистым хлебом гладныя питающая; радуйся, маслино, елей милости изливающая.

Радуйся, цвете, от корене Христова процветый; радуйся, сладкое вино, в точиле Иисусовом изгнетенное.

Радуйся, безсмертным питием днесь напаеваемый; радуйся, и нам трапезу Небесную уготовляяй.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 10

Спасти хотя вверенныя ти люди, закон и Евангелие по вся дни проповедал еси: да, познавше многая своя прегрешения, прибегают с молением непрестанно ко Христу, Спасителю мира, от Негоже приемлющих прощение, научал еси их пети: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси, всеблаженне Алексие, Горняго Иерусалима, от десяти заповедей, яко от десяти велиих камений, Духом Святым устроенная! Имел бо еси закон Господень посреде чрева твоего, темже и глаголем ти:

Радуйся, Единаго Бога и Егоже послал есть Иисуса Христа познавый; радуйся, яко не поклонился еси кумиру временнаго благополучия.

Радуйся, яко николиже приял еси имене Господа Бога твоего всуе; радуйся, от юности всяк час жития твоего Богови посвятивый.

Совет

Радуйся, яко всех, иже отцы и матери наричутся, почтил еси; радуйся, до конца гнев на ближняго в сердце твоем истребивый.

Радуйся, похоти плотския постом и трудами от себе прогнавый; радуйся, руце свои от лихоимания и хищения всегда удержавый.

Радуйся, уста твоя от осуждения и клеветы обуздавый; радуйся, сердце твое от зависти и ненависти очистивый.

Радуйся, удаливыйся от надмения фарисейскаго; радуйся, истый образе мытарева смирения.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 11

Пение ангельское совершашеся, егда святая твоя душа от земных преставляшеся к Небесным, ихже един лик по Едином взываше: Аллилуиа.

Икос 11

Многосветлыми лучами блистает житие твое, отче Алексие! Отнюдуже многим ликом праведных духов сопричастна тя видяще, вопием ти:

Радуйся, пророче, волю Господню нам открывый; радуйся, апостоле, Евангелие Царствия Божия кающимся благовестивый.

Радуйся, пастырю, о славе Божией ревновавый; радуйся, мучениче, изволением душу свою за паству положивый.

Радуйся, постниче, вземший крест свой на рамо и тесным путем вслед за Христом шедый; радуйся, священниче, Безкровную Жертву о людех приносивый.

Радуйся, Херувиме, на немже опочи Господь Славы; радуйся, шестокрилатый Серафиме, вопияй непрестанно Трисвятую песнь Господу Саваофу.

Радуйся, девственниче ангелоподобный; радуйся, многи обители на славословие Божие устроивый.

Радуйся, друга Божия Преподобнаго Сергия присный друже; радуйся, яко егоже желал еси зде зрети преемником своим, того зриши днесь тамо вкупе с тобою Престолу Божию предстояща.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 12

Благодать, яже бысть Иисус Христос, твоими пречистыми усты граду сему всегда бысть проповедана. Отнюдуже вси, Христу поклоняющеся, пояху: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще велия твоя, Алексие досточудне, исправления и подвиги, недоумеем воистину, како наречем тя; от всех бо благих дел, яко град красен, себе Творцу устроил еси. Темже взываем ти:

Радуйся, Адамово падение благодатию Христовою в себе исправивый; радуйся, по изгнании из земнаго рая Небесный рай улучивый.

Радуйся, Авелю, Кровию Христовою окропленный; радуйся, новый Енох, угодивый Господеви.

Обратите внимание

Радуйся, Илие, огненною добродетелей колесницею вознесенный; радуйся, Елисее, сугубую благодать восприявый.

Радуйся, Ное, от потопа беззаконий благодатию Христовою, яко ковчегом древ негниющих, спасшийся; радуйся, Аврааме, не сына, но себе самаго в жертву Богу принесший.

Радуйся, Исаие, на Престоле высоце и превознесенне лицем к лицу Господа зрящий; радуйся, Израилю, молитвою укрепивыйся с Богом и благословение вечное от Него приемый.

Радуйся, Самуиле, царем благословение подаваяй; радуйся, наследниче Божий и сонаследниче Христов.

Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.

Кондак 13

О, пастырю наш предобрый и светильниче многосветлый, всечестне Алексие! Приими сие малое тебе хваление наше и испроси нам у Христа Бога утверждение в вере, еже ходити во всех заповедех и оправданиих Господних безпорочно, Отечеству же нашему мир и благоденствие, да сподобимся вечно в радости блаженней воспевати Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангеле, от земли…» и 1-й кондак «Избранный архиерею…».

Молитва

О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Алексие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся Света Единосущныя Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь Трисвятую, велико и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы твоея спасти люди, единородный ти язык, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующих к подвигом добраго течения укрепи: град сей (или: весь сию: аще во обители: святую обитель сию) и вся грады и страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли: мир весь умири, от глада и пагубы избави ны и от нападения иноплеменных сохрани нас: старыя утеши, юныя накажи, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, немощствующия исцели и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих, усердно припадающих и молящих ти ся, от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, да зовем ти: о, Богоизбранный пастырю, звездо всесветлая мысленныя тверди, тайнаго Сиона необоримый столпе, миродохновенный цвете райский, всезлатая уста Слова, Московская похвало, всея России украшение! Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да в день страшнаго Пришествия Его шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит, со всеми святыми во веки. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-moskovskij

Святитель Алексий митрополит Киевский, Московский и всея Руси чудотворец

СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ, МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ, МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ ЧУДОТВОРЕЦ.(Ровно 640 лет назад ко господу преставился святитель Алексий)

Митрополит Алексий родился в конце XIII в. (между 1293—1298 гг.

), в Москве, в самый важный период её начальной истории. При крещении ему было дано имя Симеона—Елевферия ; его восприемником при купели был сын Даниила Александровича, впоследствии велик. кн. моск.

, Иоанн Данилович, прозванный Калитою.

Скромным, сосредоточенным мальчиком рос будущий великий святитель, обнаруживая постоянную и решительную наклонность к духовной — монашеской жизни . Научился он грамоте и еще в юности своей , обладал начитанностью в церковных и отеческих писаниях. Двадцати лет уходит он в монастырь — московский Богоявленский, не задолго пред тем основанный — в 1304 г.

приемлет пострижение и при пострижении — имя Алексия, которое будто бы, по рассказам его житий, было ему предуказано еще задолго раньше в особом чудесном явлении. Проходя все степени монашеского послушания и подвижнической жизни, совместно с такими опытными и строгими подвижниками, как инок Геронтий , а также игумен Стефан, брат преп. Сергия Радонежского и его ученик, — св.

Алексий продолжал усердно заниматься и книжным самообразованием — чтением священных и святоотеческих писаний.

В то же время, нужно думать, он не прерывал общения и с высшим кругом Москвы, становившейся уже столицей государства и переживавшей самое бурное время: крестник князя и княжеский духовник , сын знатного боярина, любимец митрополита, человек, „славу которого крылатая молва, по словам его жития , разносила уже повсюду“, живший здесь же, в самой Москве, — не мог быть чужд всему, что наиболее важного происходило в то время — и при княжеском дворе, и при дворе митрополита, и в хоромах бояр, которые, к тому же, часто бывали в Богоявленском монастыре. Так прожил он 20 или, может быть, даже и — 27 лет, подготовляясь к своему будущему высокому призванию.Озабочиваясь назначением ближайшего помощника престарелому митрополиту Феогносту, а также его будущего заместителя (при том, если возможно — из русских, а не из греков, как всего скорее могло быть), велик. кн. Симеон Иванович (Гордый), тотчас же по кончине его отца, Ивана Даниловича, и митрополит — назначили св. Алексия митрополичьим наместником, с поручением ведать судные дела епархии и митрополии. Это произошло в конце 1340 г., и с этого момента св. Алексий формальным образом уже предназначенный быть митрополитом. фактически тогда же, вероятно, принял непосредственное участие во всех делах русской митрополии, как внутренних (с которыми, по прямому своему назначению, он ближе всего должен был ознакомиться), так и по внешним сношениям с Константинопольской патриархией, — для последнего он тем более был нужным человеком, что в совершенстве знал греческий язык, как можно видеть из сохранившегося драгоценнейшего его перевода Нового Завета с греческого языка. на славянский язык.Такое положение св. Алексий занимал более 12 лет. В 1350 г. митрполит Феогност впал в тяжкую болезнь и дни его, очевидно, были сочтены. Великий кн. Симеон Иванович., с согласия митрополита, „отправил посольство в Константинополь к императору и патриарху с прошением, чтобы в случае смерти его — Феогноста не был ставим в митрополиты русские грек, но был поставлен кандидат, который будет прислан из Москвы“ . Посольство еще не возвратилось, как митр. Феогност скончался (в 1353 г., 11 марта), посвятив за три месяца до своей кончины св. Алексия в епископа Владимирского.Святителю Алексию пришлось похоронить одного за другим митрополита и великого князя от свирепствующий чумы и немедленно выступить в сложной и запутанной церковно-государственной деятельности — выступить среди ужасов чумы — „черной смерти“.В такой момент и среди стольких врагов и опасностей, угрожавших самостоятельности московской митрополии и великого княжества Московского., св. Алексий., подготовленный всей своей предыдущей жизнью, принял на себя управление делами церковными, а вместе, в силу тогдашних обстоятельств — и государственными, и явил себя истинно великим и святым человеком, по признанию всех новейших историков.К сожалению о многолетней (в продолжении 24 лет) церковно-правительственной деятельности св. Алексия, мы совершенно ничего не знаем , — мы имеем об нём некоторые сведения только как о государственном деятеле .По возвращении послов из Константинополя в 1353 г. (в июле), принесших согласие императора и патриарха на поставление его в митрополита киевского и всея России, святитель Алексий отправился в Константинополь для посвящения, но получил посвящение и возвратился оттуда только осенью 1355 г., преодолев уже и в этот раз целый ряд препятствий и затруднений — как со стороны патриархии, неохотно соглашавшейся на поставление митрополитом русского, так и со стороны других претендентов на киевскую митрополию, по интригам галицко-волынских князей и Литвы .Известно, что святитель Алексий исцелил от слепоты в Золотой Орде мусульманку Ханьши Тайдулы.Святитель построил Чудов монастырь в Москве , а так же Спасский Андроников и Алексеевский, четвертый же — Симонов устроен при нём на сторонние средства, — вне Москвы он устроил также три монастыря— причем один — серпуховский Владычный был построен вновь, два других — Константиновский близ Владимира и Благовещенский в Нижнем Новгороде возобновлены из развалин.Св. Алексия, обстоятельства времени поставили во главе государственного управления, так как он был митрополитом и в то же время первым государственным человеком, главою боярской думы своих князей. Ему выпало занимать митрополичью кафедру в то время, как князьями Московскими были люди, требовавшие опеки… Мы не можем дать полной характеристики всей государственной деятельности св. Алексия, потому что для этого не достает у нас сведений; но мы положительным образом знаем, что он был ревностнейшим охранителем владений и власти московских князей против внешних врагов: современные свидетельства, принадлежащие друзьям и врагам св. Алексия, говорят нам, что он, получив от умирающего Ивана Ивановича опеку над его малолетним сыном Димитрием, „прилагал все старания, чтобы сохранить дитя и удержать за ним страну и власть“, что он „весь предавался“ возложенному на него делу попечения о „государе — дитяти“.Своим преемником по московской кафедре св. Алексий желал видеть преп. Сергия Радонежского и убеждал его подъять на себя бремя высокого святительского служения; но преп. Сергий решительно отказался от этого .

Отошёл ко Господу святитель Алексий в 1378 году , мощи его были обретены в 1431 г., а в конце 1448 или в нач. 1449 г., при митрополите св. Ионе, установлено торжественное празднование его памяти — 1225 февраля, день преставления., и 20 мая, день обретения его мощей.

Читайте также:  В чем помогает анисия солунская, икона, житие, дни памяти

КАК СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ ПРОСЛАВИЛ ЛИТОВСКИХ МУЧЕНИКОВ И ПОЧЕМУ СВЯТИТЕЛЬ КИЕВСКИЙ НЕ ПОСЕЩАЛ КИЕВ.
В самом начале первосвятительства Митрополита Алексия, произошло разделение Русской Православной Церкви.Литовский князь Ольгерд Гедеминович принял у себя запрещённого в Русской Церкви митрополита Феодорита. Литовский князь был заинтересован отделить Западный Край Православной Церкви от Московской Митрополии. Князь Ольгерд не желал видеть святителя Алексия митрополитом над Литвой , но должен был считаться, что его любимец митрополит Феодорит запрещён в служении и не сможет возглавить Церковь, а потому князь посылает в Константинополь другого кандидата Романа. Роману было 55 лет, он был родственником Тверского князя Всеволода, который был родственноиком жены князя Ольгерда.В итоге вслед за святителем Алексием на Русь вернулся в сане митрополита ещё один глава Русской Церкви, это митрополит Роман.В территорию Митрополита Алексия входила Москва и все восточные города, а в территорию митрополита Романа входили: Владимир, Волынь, Галич, Луцк, Перемышль, Туров, Полоцк, Холмск, Вильно…Отдельная история была с городом Киевом. Киев входил в состав княжества Литовского и им управлял князь Ольгерд, но вот в Церковном разделении он был отдан под окормление митрополита Московского Алексия.Митрополиты Алексий и Роман одновремённа считали себя Митрополитами Всея Руси и очень были нетерпеливы друг к другу.Будучи в Киеве, митрополит Алексий с благословения Константинопольского Патриарха конанизирует и устанавливает 14 апреля День памяти Литовских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, которые пострадали от язычников в Вильно при правлении князя Ольгерда. Их прославление обидело литовского князя Ольгерда, это была политическая пощёчина князю Литовскому от митрополита Всея Руси.Князь Ольгерд отказывается признать Алексия Митрополитом Киевским и провозглашает митрополитом Киевским Романа. Святитель Алексий не доволен тем, что светская власть пожелала лишить его старейшей русской кафедры и отправился с жалобой на митрополита Романа в Константинополь. К Патриарху Вселенскому был вызван и митрополит Роман. После судов и разбирательств, Патриарх Константинополя постановил оставить Киев под амафором митрополита Алексия.Митрополит Роман не смиряется, направляется в Киев и провозглашает , что отнюдь Киев подчиняется ему. Князь Ольгерд полностью поддерживает митрополита Романа и подстрикает митрополита Романа отобрать у святителя Алексия и подчинить себе епархии Брянска и Чернигова. Митрополит Роман в свою очередь побуждает князя Ольгерда пойти походом на Московское княжество и присоединить Московские земли к Литве.Тем временем, в 1358 году, святитель Алексий решил посетить свою законную кафедру и направился в Киев. На подъезде к Киеву войска князя Ольгерда схватили святителя Алексия и заключили его как пленника под стражу. У святителя отняли все церковные предметы. А митрополит Роман объявил приезд митрополита Алексия в Киев как вторжение в свою юрисдикцию.

Князь Ольгерд не заключил митрополита Алексия в тюрьму, отпустил, но святитель Алексий ни когда больше не показывался в Киеве на своей законной кафедре и не посещал западные пределы Русской Церкви над которыми правил князь Ольгерд.

Святитель Алексий после этого случая окончательно обосновался в Москве считая себя митрополитом Московским и Всея Руси.

Хотя фактически, по благословению Патриарха Константинопольского, он являлся единственным и и законным митрополитом Киевским.

ИЗ ЖИЗНИ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА АЛЕКСИЯ МОСКОВСКОГО
Необходимо остановиться на вопросе исцеления православным митрополитом (Святителем) Алексием ханши-мусульманки Тайдулы.Для понимания данного события можно сказать так: Как солнце сияет для праведных и неправедных, так и действия благодати Святого Духа и милости Божией простирается над различными людьми. Это наблюдается на протяжении всей священной истории и особенно от общения со святыми людьми.Благодать Божия действует по отношению и к православному, и к инославному и даже к иноверному., а порой даже помимо их воли, укрепляя одного в истинной веры, а другого только призывая к ней.Благодарная Тайдула после исцеления, убедила хана Джанибека выдать митрополиту ярлык и принести дары. Подарили святительские одежды и особой красоты саккос.Так же святителю был пожалован Татарский двор в Кремле, а на этом месте святитель построил Чудов монастырь.

А хан подарил святителю свой перстень.

КАКИМ БЫЛ СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ МОСКОВСКИЙ ?
Святитель Алексий митрополит Московский оставил в истории Русской Церкви след тем, что по его благословению перед праздниками Св.Бориса и Глеба, Св. Димитрия Солунского и Св. муч.Георгия были установлены 7 дневные посты, однако после кончины святителя они были отменены.

Важно

Появилась при святителе Алексие впервые восковая печать для указов , на ней был изображён Св.Николай. Ранее митрополиты пользовались свинцовой печатью.

Св.Алексий постепенно устанавливал и укреплял административную структуру Церкви аналогичную княжеской административной структуре. При ней был оформлен и земельный фонд митрополииБоярское происхождение святителя Алексия придавало вес Русской Церкви и привлекало на службу Церкви и митрополичьей канцелярии знатных и именитых светских служивых людей.

Администрация митрополита была похожа на двор великого князя. Служил митрополиту и его младший брат Феофан, от которого пошёл род Фоминых, долго служивших Всероссийским митрополитам.При митрополите Алексие было начато собирание архива Церкви, почти полностью погибшего при татарском нашествии.

Канцелярия Митрополита Алексия ещё много десятилетий, даже после его кончины называлась всеми , образцовой.

НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ О СВЯТИТЕЛЕ АЛЕКСИИ МОСКОВСКОМ
В 1431 году были открыты нетленные мощи Св.Алексия. После 60 лет погребения, на святителе не истлело даже облачение и оно высмотрело как новое.Житие святителя написал иеромонах Пахомий Серб по благословению митрополита Ионы. Это житие было любимым чтением русского народа древней Руси.В 1462 году от мощей святителя Алексия исцелился инок Чудова монастыря по имени Наум. Позже произошло множество других исцилений мирян от мощей.Отец Ивана Грозного, князь Василий Третий просил святого Алексия даровать ему сына-наследника, перед молебном Великий князь подарил от себя новую раку для мощей. Переложение мощей в новую раку произошло в 1535 году, 11 февраля в 3.00 часа ночи в присутствии Великого князя.Большим почитателем святителя Алексия был святой преподобный Никодим Кожеезерский. За 7 дней перед кончиной в 1640 году в видении ему явился святитель Алексий.Иеромонах Симеон Полоцкий в 17 веке написал молитву ко святителю Алексию.В 1802 году был составлен акафист святителю Алексию, его автор, иеромонах Ювеналий (Медведский)При захвате Москвы французами, солдаты Наполеона надругались над мощами Св.Алексия, выбрав и “выбросив” мощи из раки. После изгнания французов, они сразу были найдены среди выброшенного “хлама” в Благовещенской церкви в Москве.Святитель Алексий, является Третьим Московским Первоиерархом Российской Церкви и первым, кто не пожелал быть погребённым в Успенском соборе Кремля, а считая себя аскетом, заповедовал покоится в им созданном Чудовом монастыре, где и были его мощи до сноса этого монастыря.После разорение мощи были перенесены в Успенский собор Кремля.А в 1947 году, 17 октября, Патриарх Алексий Первый переносит мощи в Елоховский Богоявленский собор Москвы, где они почивают и сегодняДень тезоименитства у святителя Алексия был 17 марта, память Алексия человека Божьего.

Святитель Алексий предал своему имени как бы тот импульс, после которого это имя стало распространено на Руси и по сей день. До святителя Алексия, имя Алексей было как бы чуждо для русского человека.

ИЗ НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО
==А к церковному пению будьте, дети, спешны, утекаясь друг перед другом, как Иоанн Богослов перед Петром, к гробу Христову.Князья, бояре и купцы, всякий православный христианин!Оставляя все дела свои, на Церковную молитву стекайтесь без ленности, и не говорите так: “Отпоём себе дома”. Не может та молитва домашняя ни чего без молитвы церковной. Церковь названа земным небом, в ней закалается Агнец, Сын, Слово Божье за очищения грехов грехов всего мира верных и людей трепещущих словес Божиих, в ней же проповедуется Евангелие Благовещания Царствия божия, и святых апостол Деяния, и Соборные Послания, и светлого нашего учителя Павла апостола 14 посланий, и Святых Вселенских Отец 7 Соборов почитаются, и Престол Божий Славы Херувимы невидимо осеняется, и священническими руками Тело и Кровь Божественная приемлется и верным людям подается на спасение, и на очищения душам и телесам.И такое страшное и грозное и преславное Чудо Божие, какое есть Церковное управление – хочешь дома своим пением обрести себе пользу?Пострашите сердца ваша, возьмите себе в разум прежние слова и прикладывайте свою домашнюю молитву к церковной молитве. Когда приходите в церковь, имейте со всеми мир и любовь, как сказал Спаситель: “Когда приносишь дар свой к Алтарю, иди прежде и помирись с братом своим”. А входя в церковь, потрепещи душой и телом, ведь не в простой храм входишь. И если так будете делать, то и молитва церковная придёт к вам.. С боязнью и благоговением и со Страхом Божьим в церковь входите, а с радостью исходите, получивши прощения грехов.

Когда стоите в церкви, помышляйте о своих грехах. В такое время оставляйте за собой все дела вне церкви, как святые пишут .”===

  • Святой Феодор Стратилат происходил из Малой Азии, служил воеводой («стратилат» по-гречески) в городе Гераклее близ Черного моря в…

  • Кровавыми история называет двух монархов, Последнего Российского Императора Николая Второго и Английскую Королеву 16 века Марию Тюдор. Однако…

  • КТО ТАКОЙ ФАРИСЕЙ ? Фарисей – это иудей из политическо-религиозной партии, который не признаёт ни каких других законов кроме тех, которые…

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/402868.html

Ссылка на основную публикацию