Кого хоронят в свадебном платье и почему

Почему молодых незамужних девушек хоронят в свадебных платьях

Смерть – это всегда страшное и очень неприятное событие. Особенно, когда в гробу лежит молодая девушка в свадебном платье. Как тогда чувствуют себя родные и близкие, которые мечтали о свадьбе и рождении детей, а присутствовали на похоронах. Может быть облачение умерших девушек в свадебный наряд – ничто иное как воплощение несбывшейся мечты?

Зачем хоронят в свадебном платье 

За долгие века православные обряды, включая похорон, потерпели некоторые изменения. Так например, похорон незамужних молодых девушек похож на обряд, который чем-то повторяет свадебную церемонию.

Согласно преданиям, если молодые парни и девушки умирали до того, как вступят в брак или найдут пару, то их души обречены на вечное скитание между миром мертвых и живых. Многие верили, что такие души несут опасность для живых. Именно поэтому славяне проводили специальные обряды, которые очень напоминали славянский обряд венчания.

Почему девушек хоронят в свадебных платьях? Объяснений такого поступка есть несколько:

  • Если молодые гибнут до вступления в брак, то их также стоит похоронить в свадебных костюмах. Это принято делать для того, чтобы они были постоянно вместе и неразлучно на том свете.
  • Белый цвет принято считать цветом невинности. Девушек, которые ни разу не познали настоящей любви, принято хоронить именно в белых нарядах. Их считают невестами Христа.
  • Иным объяснением есть то, что одевая девушку в белое платье, родственники выполняют ее мечту – стать невестой.

Кого хоронят в свадебном платье

Есть такое поверье, что если девушка умрет до того момента как выйдет замуж, то ее душа не будет знать спокойствия на том свете и будет скитаться. Поэтому родственники умершей девушки приобретают не только платье, но и прочие свадебные атрибуты (туфли и фату).

В городах до сих пор придерживаются выбора в какой одежде хоронят женщин и наряда для умершей девушки. А вот в сельской местности проводят практически полноценный обряд «свадьбы». Мало того, что это свадебное платье, фата и туфли, это еще и специальные «свадебные» караваи. Их пекут специально и делят между всеми присутствующими.

Жених для мертвой невесты

Также ранее выбирали «жениха» для умершей девушки. Его нарядно одевали и он следовал за гробом. Если подходящего не было, то им мог быть камень или фруктовое дерево, на которое надевали шляпу.

Девушкам на голову вместо фаты одевали венок, а второй – на голову парня. После того, как гроб опускали в землю, то и второй венок бросали в могилу.

На таких действиях играла веселая музыка и танцевались хороводы.

Такая традиция со временем также изменилась. Но до сих пор остается тот факт, что незамужних хоронят в свадебных платьях. Придерживаться этого или нет – это лично решение родственников умершей.

Тоже касается и возраста, до которого стоит одевать на девушку свадебное платье.

Обратите внимание

Одни считают, что это должно касаться только девственниц и молодых незамужних девушек, а если девушка уже постарше, но тоже незамужняя, то можно одеть просто белый наряд.

Решать такой вопрос стоит только родственникам умершей или следовать последней воле.

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/pochemu-molodyx-nezamuzhnix-devushek-xoronyat-v-svadebnyx-platyax/

Почему молодых девушек провожают в последний путь в белом платье?

Если умирает молодая девушка, то ее принято хоронить в свадебном платье. Узнайте, откуда пошла такая традиция и почему наши предки облачали незамужних в белые наряды.

Красивое белое платье вызывает, скорее, светлые ассоциации: ведь мы чаще всего представляем невесту, облаченную в новый наряд. Однако подвенечное платье одевают не только будущие жены, оно также предназначается девушкам, которым уже не суждено вступить в брак. Почему же свадебное белое платье традиционно является нарядом для юной покойной?

Корни таких обрядов уходят далеко в прошлое.

Раньше люди верили, что если парень или девушка уйдут из жизни, не успев соединиться узами брака, их душам суждено вечно скитаться неуспокоенными, между загробным миром и миром живых.

Такие души, как и души самоубийц или некрещеных, могли нанести серьезный вред живущим. И для того, чтобы этого не произошло, славяне проводили стилизацию похорон под свадьбу.

«Мертвая свадьба»

Чтобы похороны действительно походили на свадьбу, выбирался парень, который брал на себя роль жениха: его облачали в торжественный наряд и в процессии он занимал место около гроба молодой девушки. Если такого парня не было, то для организации таких похорон люди использовали обычный камень или фруктовое дерево, на которое одевали шляпу.

Сама девушка была облачена в белое платье и светлые сапожки. Для проводов девушки специально плели венки. Один венок предназначался покойной (сейчас используется фата или вуаль), а второй – юноше-жениху. Как только гроб опускался в могилу, венок «жениха» кидали на него либо весили на крест.

Часто на похоронах молодой девушки звучала не траурная, а веселая музыка, люди водили хороводы и пекли каравай, угощая им всех присутствующих.

Другие объяснения

Конечно, поверье о неуспокоенных душах было далеко не единственной причиной, по которой незамужнюю провожали в последний путь в свадебном платье.

  • Считалось, что если молодые должны были пожениться, но не успели, так как погибли, похороны в свадебных нарядах должны были соединить их души на небесах.
  • Белый цвет всегда являлся символом чистоты и непорочности. И так как до свадьбы считалось, что девушка не познала настоящей любви, она становилась невестой Христа.
  • Каждая девушка мечтала выйти замуж. И, облачая молодую в подвенечный наряд, родители как бы воплощали несбывшуюся мечту их дочери.

Эта самые распространенные объяснения данной традиции. Конечно, сегодня люди на похоронах незамужней девушки не выбирают жениха и не водят хороводы, но зато по-прежнему облачают молодую в свадебное платье.

Источник: http://funeral.by/traditions/500

Похороны в свадебном платье

За долгие века православные обряды, включая похорон, потерпели некоторые изменения. Так например, похорон незамужних молодых девушек похож на обряд, который чем-то повторяет свадебную церемонию.

Согласно преданиям, если молодые парни и девушки умирали до того, как вступят в брак или найдут пару, то их души обречены на вечное скитание между миром мертвых и живых. Многие верили, что такие души несут опасность для живых. Именно поэтому славяне проводили специальные обряды, которые очень напоминали славянский обряд венчания.

Почему девушек хоронят в свадебных платьях? Объяснений такого поступка есть несколько:

  • Если молодые гибнут до вступления в брак, то их также стоит похоронить в свадебных костюмах. Это принято делать для того, чтобы они были постоянно вместе и неразлучно на том свете.
  • Белый цвет принято считать цветом невинности. Девушек, которые ни разу не познали настоящей любви, принято хоронить именно в белых нарядах. Их считают невестами Христа.
  • Иным объяснением есть то, что одевая девушку в белое платье, родственники выполняют ее мечту – стать невестой.

Кого хоронят в свадебном платье

Есть такое поверье, что если девушка умрет до того момента как выйдет замуж, то ее душа не будет знать спокойствия на том свете и будет скитаться. Поэтому родственники умершей девушки приобретают не только платье, но и прочие свадебные атрибуты (туфли и фату).

В городах до сих пор придерживаются выбора в какой одежде хоронят женщин и наряда для умершей девушки. А вот в сельской местности проводят практически полноценный обряд «свадьбы». Мало того, что это свадебное платье, фата и туфли, это еще и специальные «свадебные» караваи. Их пекут специально и делят между всеми присутствующими.

Почему незамужних девушек хоронят в свадебном платье, 3 причины

Администратор сайта | 27.02.2018

Я уже собрался отойти ко сну, как получил тревожное письмо. Виктор уперто спрашивает: почему незамужних девушек хоронят в свадебном платье? Даю ответ!

Вот знаете, иногда меня просто добивает стылая чушь. Приметы, суеверия, сказания.

Но обещанное слово я обязан сдержать.

Поэтому приходится беспокоить без того усталых людей, чтобы состоялась настоящая публикация.

Виктор, я отвечу и на этот нелепый вопрос.

* Если девушка скончалась накануне несостоявшейся свадьбы, то некоторые родственники действительно хоронят ее в свадебном платье, тем самым (Вы уж простите), делая себе намного больнее.

Они убеждены в том, что в другой, загробной жизни, безвременно ушедшая обязательно выйдет замуж.

* Еще одно толкование жуткой приметы.

Важно

Девушку хоронят в свадебном платье, уверенно считая, что она не умерла, а переместилась в другое измерение, продолжая готовиться к торжественному бракосочетанию.

Но только уже с другим женихом. Ибо от этого ее Господь Бог уберег, ровно также, как и от череды страданий, которые она бы не вынесла.

* На открытом форуме я прочел и немного исказил еще одно мнение.

Откуда, простите, у незамужней девушки свадебное платье? На момент остановки сердца она могла ни с кем не встречаться, а жить согласно принципу: всему свое время.

Суеверные родители наряжают усопшую в свадебное платье матери, бабушки, если оно подходит ей по размерам.

(Вот сейчас будет точно громкий резонанс).

Как утверждают некоторые из них, это делается для блага усопшей. К свадебному платью полагается надеть освященный нательный крестик, несмотря на то, что девушка ушла из жизни по собственной воле. Ведь и такое случается.

Как известно, это считается самым тяжким и непростительным грехом в религиозном православии.

Облачая незамужнюю девушку в свадебное платье, родители надеются на помилование Всевышнего и райскую жизнь своей любимой дочери. Якобы, в таком наряде в ад она не попадет.

Аналогичным образом поступают и с замужними дамами, очередной раз предаваясь глупым приметам.

Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.

Источник: https://rostovhramvrs.ru/pohorony-v-svadebnom-plate/

Почему хоронят в свадебном платье

Содержание

  • 1 «Мертвая свадьба»
  • 2 Иные объяснения

Порядок проведения православных похорон на протяжении многих веков оброс большим количеством традиций, которые настоятельно рекомендуется соблюдать. По некоторым из них возникают вопросы. Например, почему хоронят в свадебном платье молодую девушку? Откуда пошла традиция наряжать незамужних в белые наряды?

Красивое белое платье вызывает светлые ассоциации, ведь именно в таком наряде представляется невеста. Однако испокон веков возникла традиция наряжать в подвенечные платья не только девушек, которым предстоит стать женами, но и тех, кто уже никогда не сможет вступить в брак.

Люди верили в способность нанесения серьезного вреда такими душами родственникам, оставшимся жить. Они приравнивались к душам некрещеных и самоубийц. И чтобы избежать этого, похороны молодой девушки проходили похоже на свадьбу.

«Мертвая свадьба»

  1. Чтобы максимально приблизить похожесть похорон на свадьбу, выбирали парня, которому предстояло играть роль жениха. Ему надлежало быть одетым в торжественный наряд и в похоронной процессии занимать место рядом с гробом молодой девушки.

  2. Если не удавалось найти парня, согласного играть подобную роль, то пользовались обыкновенным камнем или обрубком фруктового дерева, на которые одевалась мужская шляпа.
  3. Девушку обряжали в белое платье и дополняли наряд светлыми сапожками. Ее сверстницами или подружками специально плелись венки.

    Один из них одевался на голову усопшей (в современной интерпретации используется вуаль или фата), а второй одевали на жениха. После того, как гроб опускался в могилу, его либо бросали поверх гроба, либо вешали на крест.

  4. Иногда такие похороны сопровождались веселой музыкой. Людям предписывалось водить хороводы.

    Родственниками выпекался каравай, кусочками которого угощали всех, кто пришел на похороны.

Иные объяснения

Помимо поверья о неуспокоенной душе, в качестве причины для напряжения незамужней девушки в свадебное платье при ее отправке в последний путь, существовало еще несколько причин:

  • Если так сложились жизненные обстоятельства, что молодым людям не удалось осуществить планы по поводу женитьбы по причине их неожиданной смерти, то тела усопших наряжались в свадебные наряды, дабы их души смогли соединиться, встретившись на небесах.
  • Белый цвет всегда ассоциировался с чистотой и непорочностью. И когда в мир иной переходила девушка, не успевшая познать настоящей любви, а потому не вступившая в брак, ее считали невестой Христа.
  • О замужестве мечтает практически каждая девушка, и когда осуществление этой мечты стало невозможным по причине внезапной смерти, то родители умершей хоть таким образом пытались воплотить мечту умершей.

Источник: https://ProPohoroni.ru/pohoroni/v-svadebnom-plate.html

Похороны незамужней девушки в свадебном платье: значение традиции

В древнеславянском эпосе существует объяснение традиции почему незамужних девушек хоронят в свадебном платье. Люди верили, что каждый должен при жизни найти себе пару. Если усопшая не успела вступить в брак до кончин, ее душа обречена скитаться между миром духов и живых.

Откуда взялась традиция хоронить незамужних девушек в свадебном платье

Этнографы нашли еще три объяснения, почему девушек хоронят в подвенечном платье:

  1. Смерть нередко разлучала молодого человека и его избранницу. Стилизация погребальной церемонии под свадьбу — возможность подарить душе покой в ином мире. Подобное убеждение бытует среди южных и центральных регионов России, в странах Кавказа.
  2. Фата белого цвета олицетворяет светлые помыслы. Люди считали, что девушка, которая отходила в мир иной до брака, становилось Невестой Христа.
  3. В народе бытовал стереотип, что все девушки горят желанием сочетаться узами брака. Родственники незамужней покойницы считали, что их долг — исполнить мечту. Умершую наряжали в платье невесты прежде чем похоронить.

Ни одно из перечисленных объяснений не получило научно-исторического подтверждения.

Церковь не поддерживает и не отвергает описанный обряд. Большая часть традиции забыта, но обычай наряжать покойниц в свадебный наряд сохранился в некоторых регионах.

Какое платье можно использовать для погребения

В христианской традиции незамужних девушек хоронят в свадебном белом платье, соблюдая порядок церемонии погребения. Использовать новый или старый подвенечный наряд — указаний в религиозной литературе нет. В сельской местности предпочитают новый наряд. Люди верят, что незамужняя умершая девушка вернется за той, чье платье на ней было надето.

В случае если старого или нового свадебного наряда под рукой нет, выбирают другие торжественные платья светлых тонов.

Церковь не рекомендует сшивать швы. В случае необходимости, их можно сметать. Наметку проводят только вручную.

Перед тем как вдеть нитку в иголку, нить держат вперед по направлению от себя. Несоблюдение традиции приведет к печальным последствиям. Люди верят, что незамужняя дама восстанет из гроба, если ее не одеть в свадебное белое платье.

Она придет за кем-то из членов семьи.

Другая атрибутика для похорон незамужних девушек

Проводят похороны в свадебном платье с использованием других элементов. На ноги надевают сапожки или туфли. Они всегда светлого оттенка. Если нет свадебной обуви, то используют тот вариант, который максимально приближен к праздничному. Запрещено использовать искусственную или натуральную кожу.

В православной традиции хоронят незамужних девушек в платье и с обручальным кольцом. Его надевают на безымянный палец правой руки.

Волосы не оставляют распущенными, независимо от возраста незамужней покойницы. Голову усопшей покрывают венком или фатой. Ряд церемониальной атрибутики, которую используют только в сельской местности:

  • в день похорон накрывали стол в доме покойницы и застилали его белой скатертью;
  • готовили много блюд — аутентичную свадьбу невозможно представить без щедрого стола;
  • приглашали на импровизированную свадьбу родственников, друзей и соседей — чем больше гостей придет, тем выше вероятность для души молодой незамужней дамы в платье найти счастье в мире духов;
  • большой свадебный каравай — главный элемент стола;
  • мать молодой девушки готовила пироги с 3-4 начинками;
  • из алкогольных напитков на стол ставили продукты натурального происхождения — медовуху и ягодные вина;
  • нельзя использовать водку, шампанское и прочее;
  • на импровизированную свадьбу приглашали молодого человека, с которым незамужняя усопшая была близка;
  • если такого не было, то обычай предписывал в роли ненастоящего жениха выступить любому молодому жителю деревни. Он занимал одно из центральных мест за столом и у гроба.

Нуждаетесь в совете специалиста?Получите консультацию эксперта онлайн.
Задайте свой вопрос прямо сейчас!

Родители покойницы плели своими руками три венка. Они олицетворяли триединство в православии. Символ прощения. Первый надевали незамужней даме, второй — предназначался жениху. Последний венок кидали на гроб, когда тот опускали в могилу.

Как хоронят незамужних в других странах

Церемониальные похороны девушек в свадебном платье проходят по разным сценариям в других странах. В кавказских деревнях в роли импровизированного жениха использовали полено или крупный камень. Люди верили, что нельзя формировать связь между умершей девушкой и живым парнем. Усопшая вернется после похорон и заберет молодого человека.

В северных странах до сих пор сохранились деревни, в которых церемонию похорон незамужней умершей девушки превращают в полноценную свадьбу. В ней принимала участие сваха. В руках она держала свечу и меч. Орудие необходимо для защиты души покойницы от злых сил. Считалось, что незамужняя усопшая девушка в платье не в силах им противостоять.

Второй обязательный элемент церемонии — подружки невесты. Их головы покрывали завязанные черные ленты. Фиксировали их только родственницы покойной.

Совет

На безымянный палец девушки, которую хоронили, надевали восковое обручальное кольцо. Использовать настоящее не разрешалось. Люди в северных странах верят, что смерть — не конец.

Юная незамужняя дама покидает мир живых, чтобы стать женой в мире духов.

Этнографы пришли к выводу, что традиция хоронить девушек в свадебном платье распространилась в регионах, где популярно христианство.

Государства, которые входили в состав СССР, Скандинавия, Италия, некоторые страны Балканского полуострова — практически везде встречается упомянутая традиция. Молва приписывала подвенечному платью особые свойства.

Оно ускоряло прохождение души незамужней покойницы по чистилищу. Если энергетическая сущность предстанет перед Богом в наряде, то она получит прощение.

Историки не в силах найти первоисточник традиции хоронить в свадебном белом платье незамужних дам. Скептики утверждают, что традиция зародилась во времена популярности язычества.

Свадьбу воспринимали в качестве обязательного этапа. Случись так, что девушку хоронили до вступления в брак — погребальная церемония превращалась в свадебную.

Ее аутентичность призвана показать богам, что покойница прошла все жизненные циклы.

По мере распространения христианства большинство языческих предрассудков, связанных с похоронами, ушло в прошлое. Служители церкви повторяют, что подобные действия не имеют ничего общего с религиозными канонами. В городах подобное практически не встречается. В сельской местности традиция хоронить девушек в свадебном платье продолжает жить.

Статья проверена редакцией сайта

Источник: https://sorokoviny.ru/pohorony/devushek-v-svadebnom-plate

Почему незамужних хоронят в свадебном платье?

Смерть всегда была окутана множеством загадок и связанных с этим ритуалов. Мы не в силах узнать, почему умер тот или иной человек, и особенно горькой кажется смерть молодых людей, у которых, казалось бы, всё ещё впереди.

Похороны молодых девушек, в частности, сопровождаются отличительными ритуалами: их принято хоронить в белых сарафанах или свадебных платьях. Откуда пошёл этот обычай, что он означает и нужно ли хоронить незамужних девушек именно в свадебных платьях?

История «свадебных» обычаев на похоронах

Ещё наши предки придерживались обычая хоронить незамужних женщин в брачном наряде. Согласно языческим верованиям, душа умершей, не успевшей выйти замуж за своего избранника, останется бесприютной, если не похоронить покойницу в свадебном платье.

Впрочем, существуют и другие объяснения этому явлению:

  • Белый цвет на Руси традиционно считался символом нравственной чистоты. Незамужняя девушка тоже считалась «чистой», а её душа, по верованиям славян, должна была отойти в горнее место. Именно поэтому её облачали в белые нарядные одежды – по мнению антропологов и археологов, не обязательно свадебные.
  • Девушки, ушедшие из жизни до момента собственной свадьбы, считались особенно несчастными, поэтому их родственники облачали перед погребением в подвенечный наряд, словно воплощая несбывшееся событие.

Как проходили похороны девушки в Древней Руси

Даже после принятия на Руси христианства люди продолжали устраивать своеобразные похороны и поминки незамужних женщин, стилизуя их под свадьбу: они наряжали покойницу в торжественные подвенечные наряды и украшения, накрывали стол белым платом, ставили много яств для угощений гостей. Частым угощением был крупный каравай, блюда из птицы или рыбы, ритуальные пироги и пирожки с начинкой, пшеничное коливо. Слабоалкогольные напитки натурального брожения – ягодные вина и медовуха – скрашивали обстановку похорон.

На мрачное празднество приглашался молодой человек, с которым покойницу связывали близкие отношения или, если такового не было, один из молодых жителей деревни. Именно он брал на себя роль жениха, занимал место во главе стола и у гроба молодой девушки в ходе похоронной процессии.

Родители покойной плели венки из растений и цветов – один предназначался девушке, другой – «жениху»; последний кидали на гроб, когда опускали его в приготовленную земляную яму. Известны данные, что вместо приглашённого жениха зачастую использовали крупное полено или камень, на который надевали человеческую одежду. В отдалённых деревнях России и по сей день сохраняются такие традиции.

Обратите внимание

А что «невеста»? Её облачали в белые торжественные одежды, обували на ноги нарядные сапожки, заплетали волосы в косы и надевали на голову венок, кичку или расшитую тканевую тиару.

Такая одежда должна была рождать светлые ассоциации и сделать похороны не такими мрачными и грустными.

На них редко приглашали плакальщиц – наоборот, гости исполняли народные и обрядовые песни, чтобы заглушить боль утраты.

Сегодня такие традиции отошли в прошлое, и незамужних девушек не принято хоронить в свадебных платьях – достаточно длинного белого сарафана или просто нарядного платья светлых тонов.

Источник: http://www.rps-ritual.ru/articles/pochemu-nezamuzhnikh-khoronyat-v-svadebnom-plate/

«А вдруг в нем кого-то похоронят?»: зачем годами хранить свадебное платье

«Афиша Daily» поговорила с участницами фотопроекта о мнимых и истинных ценностях «Белое платье» и узнала, что заставляет их десятилетиями хранить свои свадебные наряды

Врач скорой помощи. Хранит платье 11 лет

С покупкой этого платья у нас была целая история. Мы за ним ездили на Украину. Знаете, такая фишка была: поехать туда, чтобы дешевле купить. Муж был за рулем, а я нечаянно облила его кофе, поэтому ему пришлось снять брюки.

И тут нас, конечно, остановил гаишник. Муж ему говорит: «Извините, что я в трусах, не по форме». Кое-как добрались до пункта назначения, и тут оказалось, что белое платье мне не нравится! Восемьсот километров ехали. В итоге решили взять оттенок «шампань».

Ну а дальше уже все шло как по маслу.

Свадебное платье — очень личная вещь. Представьте, что вы продали свое платье, а девушка, которая вышла в нем замуж после вас, развелась. Теперь это часть вашей истории. А если, например, в вашем платье кого-то похоронят? Лично я верю в такие вещи. Однажды знакомые рассказывали мне про женщину, у которой жизнь пошла под откос, после того как в ее платье похоронили девочку.

Свое свадебное платье я храню в шкафу, рядом с самой дорогой одеждой. Вообще, платье я достаю довольно редко. Вот недавно надевала его, чтобы показать дочери. Она мне говорит: «А ты мне дашь его когда-нибудь надеть?» Я отвечаю: «Пожалуйста!» Я буду только рада, если дочери оно приглянется в сознательном возрасте.

Свадебное платье — очень личная вещь. Представьте, что вы продали свое платье, а девушка, которая вышла в нем замуж после вас, развелась

Хотелось бы какого-то повода надеть его еще раз. Вот, например, недавно двоюродная сестра позвала нас с мужем отмечать десятилетие их свадьбы — и она на празднике была в своем платье. Жаль, что мы до этого не додумались на юбилей в прошлом году. Но зато будет стимул влезть в платье в следующую круглую дату.

Елена Буря, 34 года

Специалист по физическому воспитанию в детском саду. Хранит платье 11 лет

Инициатором того, чтобы сохранить свадебное платье, был мой супруг. Я как-то задумалась о том, чтобы его продать, а муж сказал: «Зачем? Пусть висит. Больших денег ты не выручишь, а это память».

Я очень редко достаю свое платье. Тем не менее мне бы хотелось, чтобы оно было мне впору как можно дольше. Для многих женщин их свадебный образ — эталонный. Хочется соответствовать ему.

Моя мама тоже хранит свое свадебное платье уже очень много лет. Вот только ей оно счастья не принесло. Мой папа умер, когда ему было 49 лет. С тех пор она не выходила замуж. Я бы, может, и хотела создать такую семейную традицию — выйти замуж в мамином платье. Но есть страх, что несчастливая история может на тебя как-то повлиять. Хотя всерьез я, конечно, ни во что такое не верю.

Важно

Во время нашего с мужем бракосочетания не обошлось без происшествий. У моего платья был небольшой шлейф, кто-то из гостей наступил на него и оторвал. Так до сих пор и не выяснили, кто это был. Я думаю, что это на удачу!

Есть много всяких примет про свадебные платья: оно должно храниться дома, его не нужно никому отдавать, его нужно примерять в годовщины.

Я не слишком во все это верю, как и в то, что платье может быть талисманом счастливой семейной жизни. Счастливые браки бывают и у тех, кто взял платье напрокат.

Ровно как и несчастливые — у тех, кто соблюдает все приметы. То есть платье ничего не может гарантировать.

Подробности по теме

Истории любви: как живут пары, которые не расстаются 20, 30, 40 и 50 лет

Истории любви: как живут пары, которые не расстаются 20, 30, 40 и 50 лет

Продавец. Хранит платье 30 лет

Я до сих пор храню платье от первого брака, хотя уже много лет счастлива со вторым мужем. В первый раз я выходила замуж совсем молоденькой. Мама воспитывала меня одна, денег не было. Поэтому я сама себе придумала модель платья, купила самый дешевый материал и попросила подругу, которая работала в ателье, мне его сшить.

Ни у кого тогда не было платьев с декольте, а я придумала именно такой фасон. Мы расшили его бантами и бусинами, сделали пояс. Я специально поехала в Москву за длинными белыми перчатками и туфлями. А еще у меня были очень красивые украшения из чешского стекла: колье, браслет и серьги. Как вы понимаете, я была эксклюзивной невестой для своего времени.

Мой муж совершенно нормально относится к тому, что я храню платье от первого брака. Он очень хороший человек и совсем не ревнует меня к этим воспоминаниям. Он прекрасно понимает, что все это было до него, а теперь у нас совсем другая жизнь.

Со вторым мужем мы просто расписались. Свадебного платья у меня не было. Надела что-то повседневное поприличнее — и все. Я живу в Беларуси, а муж россиянин.

Совет

Нам нужно было быстро решить проблемы с оформлением жилья, и поэтому мы торопились с росписью. Конечно, теперь я немного жалею. Ведь свадьба — это так красиво и торжественно. Тем более я была тогда не такая уж старая.

Хотя на тот момент я считала, что 30 лет — это очень много.

У меня были очень красивые украшения из чешского стекла: колье, браслет и серьги. Как вы понимаете, я была эксклюзивной невестой для своего времени

Я давала кому-то из подруг свои свадебные туфли. Думала, если платье кому-то понадобится, тоже дам. Но дело в том, что оно очень маленького размера — надо быть довольно худой, чтобы надеть это платье. Так оно и зависло у меня.

У меня совершенно не было фантазий на тему того, чтобы моя дочь вышла замуж в моем платье. Я ей даже не предлагала этого. Вот я даже сейчас, когда моей мамы уже нет, могу надеть что-то из ее вещей. Например, некоторые льняные вещи, которые сейчас актуальны. Но моя дочь — чуть-чуть другой человек. Исключено, что она когда-нибудь надела бы мое платье.

Многие женщины считают платье талисманом семейной жизни, но я в это совершенно не верю. Возьмите хотя бы меня: платье бережно хранилось, а хорошей семейной жизни с первым мужем не получилось. Так что примета не работает.

Валентина Молоткова, 38 лет

Мерчандайзер, хранит платье 20 лет

У меня трое детей, замужем двадцать лет, два высших образования: ветврач и бухгалтер-экономист. В моем платье вышли замуж уже пять женщин — и у всех крепкий брак.

Свое платье я взяла с рук. До меня у него была только одна хозяйка. Когда я выходила замуж, она уже родила ребенка в браке. А потом мне стало жалко расставаться с этим платьем.

Обратите внимание

Но я давала его еще трем своим знакомым, у которых не было возможности взять платье напрокат, и все браки получились удачными. Думаю, вещь может нести в себе как отрицательную, так и положительную энергию. Интересно же, что ни один брак, заключенный в этом платье, не распался.

Мне кажется, это не похоже на простое совпадение. Для нашего времени, когда такое количество разводов, это нонсенс.

Моя старшая сестра не хранила платье, мама — тоже. Это мой бзик. А может, было лень куда-то его пристраивать. Наверное, если бы кто-то из невест попросил оставить его, я бы отдала, но мне его всегда возвращали.

Вещь может нести как отрицательную, так и положительную энергию. Интересно же, что ни один брак, заключенный в этом платье, не распался

Я бы хотела, чтобы будущая невестка вышла замуж в моем платье, но навязывать не буду. Может, человеку оно не понравится. Также есть брезгливые люди, которые не надевают чужие вещи. Кому-то нужно абсолютно новое, а кого-то просто заинтересует другая модель.

Есть женщины, которые вообще отказываются от свадебного платья, выходят замуж в какой-то повседневной одежде. Я отношусь к этому совершенно нормально. Может, она не надевает платье после смерти первого мужа. А может, наказывает себя за какой-то там проступок. Это личное решение человека.

Ольга Дерябина, 33 года

Менеджер по продажам. Хранит платье 12 лет

Я взяла свое платье напрокат и не вернула. Уже наутро после свадьбы стала закрадываться мысль, что я не смогу с ним расстаться. Когда я его почистила и повесила — такое мое, такое красивое, — точно решила, что не отдам. Обсудили это с мужем, он был не против. Это была наша первая трата семейного бюджета.

Первые пять лет брака я обязательно надевала платье в день свадьбы и крутилась в нем, пока никто не видит. А сейчас мне просто нравится им любоваться. Спустя годы я и продать его хотела, и напрокат сдать, но все руки не доходили. А вот перешивать его в другую вещь я бы точно не позволила. 12 лет — это уже история, мне будет очень жаль, если с ним что-нибудь случится.

Когда люди выходят замуж в первый раз, они, как правило, рассчитывают, что он же будет и единственным разом. Они волнуются, обращают внимание на всякие мелочи. Кажется, я тоже была одержима суевериями. Все мое платье было истыкано булавками, чтобы не сглазили! И именно суеверие сыграло большую роль в том, что я решила хранить платье.

Важно

Первые пять лет брака я обязательно надевала платье в день свадьбы и крутилась в нем, пока никто не видит

Мое платье всегда висит шкафу, но только не у меня дома, а у родителей. Мамино свадебное платье я видела только на фотографиях. Она его тоже хранила какое-то время, но потом его съела моль — пришлось выбросить.

Ирина Волкова, 47 лет

Снабженец на молокозаводе. Хранит платье 25 лет

Все эти годы платье вместе с нами переезжает из квартиры в квартиру, из страны в страну. Оно везде со мной — как талисман моего счастья. Я боюсь его потерять, поэтому очень берегу. Ведь это то самое платье, в котором я была, когда поменялась вся моя жизнь.

Недавно я показала платье своей семилетней дочери — она была в таком восторге. Сказала, что будет в нем замуж выходить. Ну лет через пятнадцать посмотрим. Если не передумает — я буду очень рада. Надеюсь, платье к тому времени не рассыпется. Я была бы очень рада, даже если бы дочь во время церемонии просто в какой-то момент надела мое платье. Меня бы это очень тронуло.

Я храню платье в шифоньере на верхней полке. Оно у меня лежит в специальном мешочке для одежды, чтобы не было никакого неприятного запаха. Периодически я его проветриваю, а летом даже вывешиваю на улицу, чтобы просохло.

Если в нем, не дай бог, кого-то похоронят, то это уже отрицательная энергия

Не скажу, что сейчас платье мне впору, но влезть в него могу. Когда я выходила замуж, мне было двадцать три года, а сейчас мне сорок восемь — оставаться в тех же габаритах очень приятно. Когда я его надеваю, я как бы провожу тест на сохранность формы. Кстати, у меня хранится еще и костюм мужа. Супруг, как и я, довольно сентиментально относится к этим артефактам нашей семейной истории.

Я никому не отдам свое платье и не продам его. Оно является частицей моей души, и если в нем будет совершен какой-то негативный поступок или если в нем, не дай бог, кого-то похоронят, то это уже отрицательная энергия. Я категорически против этого. Пока я жива, платье никуда не уйдет из семьи. Когда меня не станет, это уже будет дело детей, что с ним делать.

Мне кажется, что в последние годы люди стали более сентиментальными. Наши мамы и бабушки запросто кромсали платья на детские наряды для утренников, занавески и даже одежду для кукол. Я этого совсем не понимаю. Ну ладно еще, если нужно сшить ребенку новогодний костюм. Но больше никаких движений с платьем не должно быть.

Я уверена, что любая нормальная девочка хочет надеть белое, волшебное платье, хочет быть принцессой, стоять у алтаря, идти с возлюбленным за руку, получать поздравления… И я считаю, что странно по собственной воле лишать себя этого.

Подробности по теме

Не выкупом единым: безумные свадьбы соотечественников

Не выкупом единым: безумные свадьбы соотечественников

Модельер-конструктор женского платья. Хранит платье 20 лет

Совет

Платье шила мне подружка под моим руководством, потому что, согласно примете, самой себе шить свадебное платье нельзя. Об этом мне рассказала моя бабушка, как и о многих других свадебных традициях. Она поделилась со мной всем, что знает сама.

Например, нужно сшить мужу рубашку своими руками, чтобы привязать его ближе к себе. Платье должно быть только твое, и его никому нельзя отдавать. Когда вы идете под роспись, нельзя размыкать рук. Улыбаться можно, но почему-то не открытой улыбкой.

Бабушка не объясняла, с чем это связано, но так надо.

Платье обязательно должно быть таким, каким его видит невеста, чтобы она потом уверенно чувствовала себя в новой семейной жизни. Мне было принципиально, чтобы платье не было магазинным, — с него начиналась моя новая жизнь, оно должно было быть совершенно чистым и непорочным, только моим и больше ничьим.

Мы с мужем знали друг друга с 14 лет, он был моей первой любовью. И мне всегда хотелось выйти за него замуж. Когда ты веришь, что все должно быть единожды, тебе ни за что не хочется расставаться с дорогими вещами, связывающими ваши судьбы.

Нужно сшить мужу рубашку своими руками, чтобы привязать его ближе к себе. Платье должно быть только твое, и его никому нельзя отдавать

Запомнился один момент. Мы с мужем выходили из ЗАГСа, а у многих невест были пышные платья принцесс с большими кринолинами, а мое было довольно сдержанным.

Мимо меня проходили женщина с девочкой, они обернулись, и женщина сказала: «Посмотри, какое красивое платье!» Этого могло бы не случиться, и я все равно бы считала, что была в нем хороша, но эта реплика стала для меня еще одним подтверждением, что мое платье единственное и неповторимое.

Если бы моя невестка захотела выйти замуж в моем платье, я бы ей посоветовала все-таки найти свое платье. Свадебный наряд, первые пинеточки ребенка, другие значимые вещи всегда будут дороги, и я бы никому их не отдала. Не потому что мне жалко, а потому что они неразрывны со мной.

Вещи, наделенные определенной энергией, могут принести удачу. Я часто шью своими заказчицам платья для решающих свиданий с заграничными женихами. Я делаю это с положительной энергетикой, и потом меня благодарят, потому что платье помогает произвести на мужчину нужное впечатление, и все проходит удачно. Было много случаев, когда девушки выходили замуж и уезжали за границу.

Обратите внимание

«Белое платье» — это фотопроект Оксаны Вениаминовой, в котором исследуются истинные и мнимые ценности вещей, а также мистицизм вокруг свадебной символики.

От мемчиков с соседнего двора до разбора «Дау» и онлайн-экскурсий по выставкам Третьяковки — все, сразу и максимально оперативно в паблике «Афиши Daily» во «ВКонтакте».

Источник: https://daily.afisha.ru/relationship/8550-a-vdrug-v-nem-kogo-to-pohoronyat-zachem-godami-hranit-svadebnoe-plate/

Когда и почему некоторых хоронят в свадебном платье? — В Последний Путь

  Сердце Оксаны остановилось в 7.30 утра Три недели николаевские и донецкие медики боролись за жизнь 18-летней Оксаны Макар, которую изнасиловали и подожгли трое извергов. Сегодня в 7: 30 утра Оксана умерла. — У нее открылось сильное легочное кровотечение, которое удалось остановить.

Потом произошла остановка сердца. 3 раза мы подключали дефибрилятор, делали массаж сердца. Но не спасли. В организме пациентки произошли такие изменения, что невозможно было уже ничего сделать, — рассказал «КП» руководитель ожогового центра Института неотложной и восстановительной хирургии им. В.К.

Гусака профессор Эмиль Фисталь.

Травмы Оксаны Макар были изначально и теоретически, и практически не совместимы с жизнью сообщил УНИАН Эмиль Фисталь.

 Оксану похоронят в свадебном платье

— Вообще я скажу то, что травма, которая у нее была, она теоретически и практически была не совместима с жизнью. И то, что она прожила эти три недели – это, конечно, благодаря тому, что было интенсивное лечение, самое современное, и у нас для этого было достаточно всего, чтобы ее лечить.

— Вы представляете, ее сначала задушили, и у нее была асфиксия, уже думали, что она умерла. А это удушение ведет к интоксии мозга. После этого ее подожгли, и она лежа 10 часов на морозе, тлела и дышала продуктами горения. И все это вместе, естественно, привело к такой тяжелейшей травме, не совместимой с жизнью… К сожалению, так все случилось, — объяснил Фисталь.

Похороны 18-летней Оксаны Макар состоятся в Николаеве. Скорее всего, церемония пройдет послезавтра.

Сейчас мать умершей девушки Татьяна Суровицкая вместе с профкомом ожогового центра занимается организацией похорон. В Донецке она купит свадебное платье для дочери, чтобы, по традиции, похоронить незамужнюю дочь.

 На похороны жертвы садистов собираются прийти несколько тысяч человек. В каком часу пройдет церемония прощания, пока неизвестно 

Причиной смерти Оксаны Макар стали сепсис и пневмония. Такое мнение высказал руководитель Донецкого ожогового центра Эмиль Фисталь. Понимая, в каком тяжелом состоянии находится девушка, донецкие медики пытались использовать один шанс из тысячи, чтобы сохранить ей жизнь.

Важно

Выжившую девушку со страшными ожогами 16 марта самолетом перевезли на лечение в Донецк. 29 марта в 7.30 нее произошла остановка сердца на фоне обильного легочного кровотечения.

К тому же у нее было тотальное поражение легких на фоне тяжелейшего сепсиса, полученных ожогов 4 степени, резкого переохлаждения (девушка 10 часов лежала на улице), повреждения трахеи и гортани за счет того, что ее душили. Медики сделали все возможное, чтобы спасти жизнь девушки. К сожалению, травмы были слишком серьезными.

Оксану Макар будут хоронить в субботу, 31 марта в поселке Луч Николаевской области.

Источник:

«Дочку я похоронила в свадебном платье» — «Readovka.ru»

Оксана Сойко 16.05.2017, 19:27

В Починке начался суд над виновником резонансного ДТП, в котором погибла 23-летняя девушка

Трагедия, произошедшая под Починком 30 ноября 2016-го, шокировала всю область: лоб в лоб столкнулись 2 машины, девушка-водитель отечественной «шестёрки» погибла на месте, другого водителя, 20-летнего парня, увезли на «скорой» в больницу — у него были сильно повреждены ноги. Машины искорёжило так, что страшные снимки с места аварии облетели весь интернет. «Реадовка.ру» тогда писала об этой трагедии.

Сейчас начался суд по этому громкому делу. И вот, когда обвиняемый уже стал подсудимым, в редакцию «Реадовки.ру» обратилась родственница матери погибшей девушки. «Мне кажется, что родители парня делают всё возможное и невозможное для того, чтобы „вытащить“ своего сына. Очень хочется справедливости», — рассказала Валентина.

— Приезжайте, я всё расскажу, — сказала мне женщина по телефону.

И я поехала в деревню Марьино Починковского района.

Наталья собиралась за Дмитрия замуж

«У Наташи было столько планов в жизни…»

Минуло уже почти полгода с того рокового дня, а Елена чувствует себя так, будто несчастье произошло вчера. Столько времени не может смириться с мыслью, что её дочери больше нет. Даже осознать это до конца не может. Елена живёт словно во сне и думает только о том, чтобы виновный понёс суровое наказание.

— Проходите в дом, — пригласили Елена с мужем.

Елена похожа на тень. Давно я не видела людей, до такой степени убитых горем. Такое впечатление, что жизненные силы уходят из матери, похоронившей свою дочь. Слёзы сами собой льются из её глаз, нет ей покоя ни днём, ни ночью — лицо Наташеньки стоит перед глазами.

Видео, которое чуть ниже, категорически нельзя смотреть особо чувствительным людям. На нём Елена тихим голосом просто рассказывает обо всём, что произошло, но этот рассказ цепляет за самое сердце, выворачивает его наизнанку и заставляет плакать…

(перед просмотром рекомендуем сделать звук погромче)

Утро стояло ясное…

Наташа со своей любимой «шестёркой»

Рано утром Наталья Гроссу уже была на ногах — нужно было до работы заехать к родителям. На ту пору Наташа жила в деревне Новоселье, в доме своего жениха Дмитрия. Уже в 7.40 они вышли из дома.

Совет

Дима сел за руль автомобиля «ВАЗ-21063» коричневого цвета и поехал в сторону Марьино, где его забрала служебная «ГАЗель». За руль пересела Наталья и направилась к родителям, после посещения которых нужно было к 9.

00 успеть на работу — в фотостудию в Починке.

Машина была абсолютно исправна, полтора месяца назад проходила техосмотр. Дорога — ровная, без выбоин и наледи. Утро стояло ясное, солнечное, морозное. Немного снега на обочинах. Наталья ехала на скорости, которую, по словам её близких и знакомых, никогда не превышала — 80 км/ч. Девушка была осторожной и ни разу не привлекалась к «административке» за нарушение ПДД, за рулём была уже 2 года.

Кирилл отслужил в апреле 2016-го, когда ему ещё было 19. Позже, на допросе у следователя, он рассказывал, что, вернувшись домой, начал собирать документы для устройства на контрактную службу в ближайшую воинскую часть. А чтобы время не пропадало даром в ожидании службы, он устроился сторожем-охранником в ООО «Смоленское поле».

К слову, Кирилл неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушения ПДД.

В то утро парень торопился на работу. Машина ехала по дороге «Лучеса — Шмаково». Точнее, как утверждают свидетели ДТП, летела на скорости далеко за 100 км/ч. Перед машиной Кирилла «ползла» огромная фура «ДАФ» с пустым полуприцепом, и молодой человек решил её обогнать, не убедившись, что на встречной полосе никого нет. А там в эту минуту ехала Наталья…

«А что происходило дальше, я не помню»

Первыми свидетелями трагедии стали водитель фуры по имени Владимир и водитель «Шкоды Октавиа» Дмитрий. Мужчины вышли из своих машин и поторопились оказывать помощь пострадавшим, которых просто не могло не быть в этой аварии.

Парень в «Фольксвагене» был без сознания, а девушка в белой куртке из «шестёрки» — мертва. По всем страшным признакам сразу было видно, что человеку уже ничем не поможешь. И раненый, и покойница были пристёгнуты ремнями безопасности.

Дмитрий знал как Наталью, так и Кирилла. Вместе с водителем фуры они позвонили в службу спасения, и уже через считанные минуты на 10-м км дороги было большое количество медиков «скорой» и сотрудников полиции. Но что самое страшное — на месте аварии собрались практически все родственники Натальи и увидели всё своими глазами.

Обратите внимание

На месте ДТП следов торможения не имелось, это сразу было запротоколировано. Неужели Кирилл, увидев прямо перед собой машину, даже не попытался затормозить? Не успел?

Источник: http://souzbaltkomplekt.ru/drugoe/kogda-i-pochemu-nekotoryh-horonyat-v-svadebnom-plate.html

Невеста «Неизвестная» или почему на РУСИ оплакивали невест

Ezomir.

Мы привыкли представлять себе русскую народную свадьбу как многодневное безудержное веселье: гости лихо пьют, хорошо закусывают, до упаду пляшут, до хрипоты поют, а потом с упоением дерутся.

Но в действительности эти гулянья — лишь вторая часть народного свадебного ритуала, когда-то называвшаяся «Красным Столом». Первая его часть забыта — «Черный Стол» — почти полностью
.

В древности, согласно правилам «Черного Стола», невеста должна была ехать на обряд освещения семейного союза не в праздничном платье, как это часто показывают в фильмах, а в траурном одеянии, словно на похороны.

Да это и были её ритуальные похороны, а в глазах сопровождающих обрученная была никем иным, как живым мертвецом. Рудименты этих представлений можно было встретить в русских деревнях ещё в начале XX века. Да и сейчас их тени иногда проступают среди беспечного свадебного веселья.

Договориться с покойными.

Представления о невесте как о лиминальном (от латинского Limen, Liminis — порог, врата) существе, находящимся между миром живых и миром мертвых, своими корнями уходят в эпоху доклассовых обществ и встречаются у многих народов.

Речь идет о рудиментах так называемых обрядов перехода (инициациях), с помощью которых человек менял свой экзистенциальный статус: рождение — совершеннолетие — брак и смерть (число стадий у разных народов варьировалось.

Все эти обряды объединяло одно: они были нужны для удачного контакта с миром мертвых. Так, родившийся младенец в архаическую эпоху воспринимался как существо, пришедшее из мира духов, и нужен был обряд, который разорвал бы его связь с мертвым царством.

Важно

В противном случае, мертвецы могли причинить через него значительный вред живым. Во время похорон, напротив, было важно, чтобы мертвец навсегда ушел к предкам и не мучил родных своими страшными визитами.

Но рождение и смерть — это ситуации на границах жизненного цикла, требующие однозначного разделения двух миров. С превращением подростков во взрослых членов племени (совершеннолетием у мальчиков и браком у девочек) — ситуация была более сложная.

Дело в том, что представление о духах в ранних обществах всегда амбивалентно: мертвые могут быть одновременно и добры, и злы к живым. Поэтому покойников не только боялись, но и почитали как источник разного рода знаний: предсказаний, советов и опыта.

В частности, считалось, что знания, необходимые для того, чтобы человек стал взрослым, могут дать только умершие предки. И дабы эти знания добыть, необходимо уйти в царство мертвых, то есть временно умереть.

Путешествие в загробный мир не было аллегорией: у современных первобытных народов до сих пор считается, что человек во время инициации покидает этот свет по-настоящему.

Ситуация была довольно непростой: сначала надо было успешно умереть, чтобы предки приняли тебя за своего, а потом благополучно вернуться в этот мир, не потеряв человеческую природу и не став оборотнем.

Именно это должны были гарантировать обереги и особые ритуалы.

В реальности инициируемый уходил в установленные места, где, как считалось, был возможен контакт с иной реальностью. Там он проводил некоторое время, от нескольких дней до трех месяцев, пока жрецы и шаманы совершали над ним соответствующие обряды и передавали знания, доступные только взрослым членам племени.

Ощущение реальности контакта с другим миром, надо полагать, было полным: участники ритуала принимали галлюциногены, входили в транс и забывались в священных танцах. Все это время инициируемый считался живым мертвецом и реальным источником опасности для своих живых соплеменников.

Именно в таком положении находилась и невеста после обручения и до дефлорации в брачную ночь (с принятием христианства — обычно до венчания.

Конечно, у славян, как и у других европейских народов, изначальный смысл происходящего был забыт много сотен лет назад. Уже никто не шел к мертвецам, но смутное ощущение того, что с невестой происходит что-то неладное, можно было уловить в крестьянской обрядности, которую помнили ещё наши прадедушки и прабабушки.

Живые мертвецы.

Совет

По традиции после домашней помолвки невесты сразу надевали траур: в одних областях белые рубахи и сарафаны (белый цвет — цвет снега и смерти у славян), в других — черные (влияние христианского представления о скорби. В архангельской губернии вообще голову невесты покрывал куколь, в котором обычно хоронили.

После этого для девушки наступала пора исполнять обряд оплакивания своей судьбы. Мы уже привыкли за многие века считать, что так невеста прощалась с родительским домом. Но на самом деле из текста прощальных песен ясно, что речь идет о смерти: «за три Леса, три Горы и три Реки», то есть в обитель нежити.

По крайней мере, так расшифровывает эту формулу Владимир пропп (1895-1970) в своей знаменитой книге «Исторические Корни Волшебной Сказки». Невеста оплакивала себя как покойника: на Новгородчине, например, до сих пор поется о саване, который она хочет получить в подарок. Нередко девушка в плачах обращалась к кукушке с просьбой передать весточку родителям.

Это тоже не случайно: кукушка считалась птицей, беспрепятственно летавшей между двумя мирами.

Во многих странах невестам было запрещено говорить, смеяться, выходить на улицу, иногда даже садиться за общий стол. Они мертвы, им нельзя заниматься ничем, кроме приданого, и то лишь потому, что по поверьям, женским душам в потустороннем мире разрешено прясть и шить. Само слово «Невеста» значит «неизвестная» (от «не ведать»), то есть обезличенная, как все покойники.

Некоторые обычаи хранят память о страхе, который когда-то испытывали родители перед своими «Умершими» дочерьми. Именно он лежал в основе традиции запирать невест в чулане. В XIX веке этот обычай ещё практиковался, конечно чисто символически, в селах рязанской и псковской губерний.

Для невест также шили специальные рубахи с рукавами ниже кистей, чтобы они не дотрагивались до людей и вещей — прикосновение мертвеца могло быть губительным.

Наконец, и традиционное покрывало, трансформировавшееся позднее в фату, изначально было средством скрыть невестин взгляд, который некогда воспринимался всё равно что ведьмин.

В Рязани невест до сих пор «Русалками называют».

Сейчас это метафора, а раньше — нет: в русской демонологии русалками были заложные покойники, то есть те, кто умер раньше отмеренного ему срока: убитые не на войне, утонувшие или наложившие на себя руки.

Они превращались в живых мертвецов, скитающихся между двумя мирами и приносящих зло живым, пока не выживут свой век и не уберутся к покойникам навсегда. Такими же были и невесты.

В этом контексте становится понятен изначальный смысл обычая устраивать для невесты накануне свадьбы баню. Это не что иное, как омовение перед похоронами. В карельских деревнях новобрачную после этого даже клали, как покойника, в красном углу под образами.

Обратите внимание

За нашу долгую историю этот обычай был многократно переосмыслен. В большинстве случаев его воспринимали как ритуальное бракосочетание с духом воды — чтобы было больше детей.

С XV века баню стали использовать ещё и для проведения последней девичьей вечеринки (мальчишников, кстати, тогда не было.

Баня всегда считалась самым «Нечистым» местом в деревне или во дворе, кому надо пообщаться с бесами — пожалуйте сюда. Связь очевидна с миром мертвых здесь вполне.

Замуж за медведя.

Жених к свадьбе был уже инициирован и принят во взрослые члены племени, иначе он не имел права заводить семью. Отголоском этого обычая звучат особые фольклорные имена новобрачного, сохранившиеся в некоторых областях центральной России.

Так, в смоленской губернии в XIX веке жениха все ещё называли «Волком», а во владимирской — «медведем». Уподобление зверю было забытым свидетельством того, что жених прошел обряд вступления в мужской союз, во время которого юношам необходимо было «Превратиться» в своего тотемного предка.

А волк и медведь считались мифологическими предками у большинства восточнославянских племен.

Итак, жених принадлежал к миру живых. Соответственно, в его задачу входило отправиться в мир мертвых, найти там свою невесту и вернуть её к жизни, сделав женщиной. Само прощание жениха с родителями и родственниками перед отъездом за невестой воспроизводит речь человека, лежащего на смертном одре.

Приехав к невесте, юноша обнаруживал, что её подруги не пускают его в дом.

В нижегородской губернии «Охранницы» прямо завляли, что в доме лежит мертвец. Единственный способ попасть туда — заплатить выкуп за ворота, двери, лестницу и т. п.

Важно

в архаичных представлениях это типичная ситуация для живого, попавшего в потусторонний мир. Изначально надо было правильно назвать имена всех входов и выходов, дабы они открылись. Нечто подобное ещё в египетской книге мертвых описывалось.

Позже ритуал называния трансформировался в требование денежного выкупа.

Подруги, не желающие отпускать невесту, выступают здесь в роли её загробных спутниц. Одинаково одетые, они требовали у жениха, чтобы тот угадал среди них свою суженую, иными словами, снял с нее мертвенную безликость. Угадывать надо было до трех раз. В случае если все попытки были неудачны, это считалось дурной приметой — брак не будет крепким.

Но жених являлся к невесте тоже не в одиночку, с ним были дружка (главный распорядитель из женатых родственников жениха) и тысяцкий (крестный жениха.
Это те, кого пропп называет «Волшебными Помощниками», вроде конька — горбунка.

Без них живой в мире мертвых очень уязвим, поскольку рискует встретиться с куда более коварными обитателями потустороннего мира, чем подруги невесты. Отсюда огромное количество свадебных оберегов — более четырехсот. Тысяцкий являлся держателем свадебной казны и выкупал все, что положено по обряду.

А дружка орудовал кнутом, хлеща им крест-накрест, отпугивая бесов. Он же мог помогать жениху искать невесту. Через плечо у него было повязано особое полотенце — вышитый красным рушник.

Это был символ пути в иной мир: на рушниках опускали гроб в могилу, а иногда даже клали на покойного.
После благословения родителей невесты свадебный поезд. Невеста ехала со своей свахой и в некоторых случаях ложилась ей на колени, изображая умершую. В её руках был веник — оберег от нечистой силы, чтобы та не удерживала её от возвращения в мир живых.

В костромской и ростовской губерниях свадебный поезд по дороге заезжал на кладбище, дабы духи предков не были в обиде, что у них забирают некогда им принадлежавшее.

Но вот все предосторожности соблюдены, невеста выкуплена, совершен обряд освещение семейного союза и ее привезли в дом к жениху.

Совет

Здесь все участники свадьбы кропились колодезной водой, а телеги проезжали сквозь разложенный костер: полагалось очиститься после общения с миром мертвых.

Тот же самый обряд, кстати, соблюдался на родинах, и на похоронах. В доме мужа невеста надевала белую рубаху с пестрой вышивкой и праздничную поневу (юбку) красного цвета.

Девичья коса расплеталась, а на голову надевалась кичка — головной убор замужних женщин.

После молодых провожали в спальню. Наутро перед гостями появлялся заново рожденный человек, причем в древности это понималось буквально: та, что стала женой, меняла не только фамилию (родовое имя), но и личное имя.

Эта метаморфоза «Официально» закреплялась на следующий день через обряд поиска родственниками жениха невесты в доме её родителей: был человек — и нет. С той же целью проводились и поиски покойного.

Так ставилась ритуальная точка.

Совсем не страшно.

За ХХ столетие содержание и порядок традиционного свадебного обряда окончательно забылся.

Из некоего сакрального акта пробуждения женского начала свадьба превратилась в большую вечеринку по случаю получения двумя молодыми людьми штампа в паспорте. Белоснежное платье невесты не имеет ничего общего с трауром.

Жених из опасливо крадущегося по миру мертвых чужака стал безусловным хозяином положения. Он сам выкупает невесту и сам отгадывает загадки её подруг, вошедшие в моду в 1950-е годы.

Обратите внимание

Свидетели, пришедшие на смену дружке, нужны только для того, чтобы поставить свою подпись в загсе. За них все делает тамада или ресторанный распорядитель. Об их прежней роли напоминает лишь лента через плечо, в которую трансформировалось погребальное полотенце. Ритуальный веник давно в невестин букет превратился. Фата не обязательна: взор новобрачной теперь никого не пугает.

От прежнего обычая остался лишь запрет молодоженам смотреть друг другу в глаза во время обмена кольцами, а то будут изменять. Плакать невесте теперь тоже незачем. Можно разве что с утра перед приездом жениха всплакнуть. Вместо кладбища новобрачные теперь к вечному огню или памятникам заезжают.

Сохранились подношение каравая, осыпание зерном и монетами — это понятно: семейного согласия и достатка хочется во все времена. По этой же причине остались и многочисленные обереги. Смутным напоминанием о воскрешении новобрачной служит обряд её кражи в конце свадебного банкета, но здесь произошло явное смешение с кавказской традицией.

И ищут её теперь не родственники, а молодой муж — так логичнее с точки зрения здравого смысла, ведь об истинном значении традиции уже никто не помнит. (c) Павел котов.

Источник: https://science.ru-land.com/stati/nevesta-neizvestnaya-ili-pochemu-na-rusi-oplakivali-nevest

Ссылка на основную публикацию