Храм знамения на рижской, расписание богослужений, адрес

Храм иконы Божией Матери Знамение на Рижской – история, адрес, расписание богослужений

Pravoslavie.Guru > Церкви > Храм иконы Божией Матери Знамение на Рижской — Историческая хроника

Храм иконы Божией Матери «Знамение» — уникальный комплекс сооружений, отличающийся внешней красотой, сочетая в окраске белоснежный и кирпичный цвета. В храме собраны иконы из разных храмов столицы, которые были закрыты с установлением власти советов. Церковь иконы Божией Матери «Знамение» за многие годы существования не закрывалась ни разу.

История

Построен на месте пришедшей в негодность церкви, выполненной из бревен. Пожар мгновенно уничтожил строение. Силами прихожан и благотворителей на пепелище возвели из дерева другой храм, освященный в честь иконы «Знамение» и образа Богоматери. Каменное строение появилось в конце восемнадцатого века.

Через столетие площадь храма божией матери увеличили за счет пристроек и сооружения второго яруса колокольни. Резная ограда завершила строительство. На рубеже двадцатого и двадцать первого веков возведен Крестильный храм, ставший украшением храмового комплекса, и церковный дом. Единый стиль барокко объединяет постройки.

Святыни храма

Главной святыней храма иконы Божией Матери «Знамение» является икона Богоматери, находящаяся на почетном месте собора. Ее обрамляют лики святых. Уникальная икона списана с подлинника, датирующегося шестнадцатым веком. Знамение фото.

Главный престол храма освящен в честь иконы «Знамение» и образа Богоматери. На противоположной стене от величественного иконостаса изображен фрагмент произошедшей в давние времена битвы под стенами Новгорода.

Тогда русские князья, объединившись, подошли к стенам города, чтобы с боем взять его. Жители денно и нощно молились Господу Богу о пощаде, надеясь на чудо.

Обратите внимание

И, отбивая молитвы в храме, митрополит услышал голос божий, который велел прихожанам взять икону Богоматери и вознести ее на крепостную стену.

Народ вознес икону на стену и поставил ее лицом к врагам. Но это не остановило нападавших, их стрелы летели еще ожесточеннее. Одна из стрел угодила в лицо на иконе, из глаз Богоматери брызнули слезы, она обратила свой лик на город. Произошло чудо — враги в панике ретировались и даже начали убивать друг друга.

Войско новгородцев разбило вражескую дружину. С тех пор икона стала особо почитаемой на Руси. И в наши дни в декабре существует день почитания иконы, в который Богоматерь помогла новгородцам одержать победу над врагом.

Прихожане русских храмов молятся, обращаясь к лику Богоматери, о мире и покое, о прекращении войн, просят не допустить пожаров, исцелить от слепоты и других недугов, защитить от преступников.

К главным святыням Знаменского храма относится икона святого мученика Трифона. С детства он отличался способностью совершать чудесные деяния. Исцелив дочь государя, попал под его покровительство. После кончины правителя был предан и принял мученическую смерть. Чудотворная икона и части мощей великомученика переправлены в храм из закрывшихся столичных церквей.

Трифон считается защитником и покровителем Москвы и особо почитается москвичами. К нему верующие обращаются с просьбами об исцелении недугов, о защите от нечисти, об избавлении от бед.

Приставной престол храма, сделанный из древесины трехвекового дуба, освящен в честь мученика Трифона. В честь великомученика ежедневно проводятся песнопения и молебны, прославляющие чудотворца.

Большое богослужение проводится в день почитания мученика Трифона.

Внушительных размеров Крест, сделанный из дерева, установлен в одном из приделов храма. Первоначально он располагался у ворот для въезда в столицу, где православные верующие встретили мощи московского митрополита Филиппа, переносимые из пришедшей в негодность церкви. У святого Креста останавливались путники, следующие в Троице — Сергиеву Лавру.

Важно

У входа в церковь с северной стороны, на постаменте, изображающем Голгофу, стоит чудотворный Животворящий Крест – Распятие, искусно выполненное из древесины. Стену за ним украшает живописный вид Иерусалима. Эта святыня перенесена из закрывшегося Пименовского монастыря.

Православные прихожане храмов столицы особо почитают Иверскую икону Божией Матери. Она располагается с левой стороны от клироса, в киоте, украшенном изысканной резьбой. В честь иконы в особые дни совершаются богослужения и служат молебны.

Иконостас

Настоящим шедевром является иконостас, в котором представлены иконы, написанные столичными мастерами иконописи. Выполнен он из дерева, украшен витиеватой резьбой и позолотой.

Центральная его часть состоит из пяти ярусов, боковые стороны – из двух. Иконы помещены в медальоны круглой формы, обрамленные кокошниками в форме пламени, а верхняя часть украшена резными ангелочками.

Интерьер

Множество китов, расположенных на полу и подвешенных на стенах, выполнены в том же стиле, что и иконостас. Обрамляющая их резьба уникальна и неповторима. В храме большое количество ликов Пресвятой Богородицы, много икон святых.

В интерьерах Северного и Южного приделов, освященных в честь святых Николая и Иоанна Предтечи, использованы сюжеты из их жизни. В иконостасе Северного придела размещены изображения святых Кирилла и Мефодия, основателей письменности на Руси. Образ Иоанна Предтечи в Южном приделе помещен в резной позолоченный киот.

Воскресная школа

При церкви успешно работает воскресная школа, которую может посещать каждый желающий. Существуют группы как для взрослых, так и для детей. Изучаются: закон Божий, иконоведение, православное богослужение, а также существуют творческие занятия: лепка из глины, кройка и шитье. Обучение бесплатное.

Адрес

Расположена церковь по адресу:

  • город Москва, переулок 2-ой Крестовский, дом №17,
  • почтовый индекс 129110.
  • Проезд на Метро – станция Рижская.

Расписание богослужений

  • Церковь божией матери открыта для посещений ежедневно с 7.00 утра и до окончания вечернего богослужения.
  • Богослужения проходят каждый день утром и вечером.
  • Вечернее богослужение в летнее время начинается в 18.00 часов, в зимнее – в 17 часов.
  • Божественные литургии совершаются по следующему расписанию:
  • в будни – одна, в 8.00 часов;
  • в праздничные дни и по воскресеньям – две, в 7.00 и в 10.00 часов;
  • в праздники Рождества Христова и Пасхи – три, в 1.30, в 7.00 и в 9.30 часов.

Официального сайта храм иконы божией матери «Знамение» не имеет. Сведения о храме можно получить на других сайтах.

Заключение

Знаменская церковь на Рижской пятое столетие не прекращает своего существования. Угроза сноса здания существовала и совсем недавно, при строительстве Рижской эстакады. Но и в этот раз небесные силы и милость Божией матери помогли ей устоять.

Сохранились в первозданном виде даже колокола на колокольне, состоящей из трех ярусов. Она пережила войны, революцию. Советская власть терпимо отнеслась к ее существованию. Необыкновенно теплая атмосфера, создающая просветление и пробуждающая добрые чувства, привлекают прихожан. Памятная доска напоминает об архитекторе, привнесшем расширение и удобство в строение.

Храм поражает изяществом архитектуры. Стены украшены иконами Святых, выложенными из смальты. С южной стороны находятся ворота, вылитые из чугуна, с прекрасным витиеватым узором.

В интерьере нельзя не упомянуть лик Святой княгини Ольги, которая всегда при жизни помогала страждущим и обездоленным. Ее изображение разместил сын в детской больнице, откуда оно попало в храм.

Угроза сноса здания существовала и совсем недавно, при строительстве Рижской эстакады. Но и в этот раз небесные силы и милость Божья помогли ей устоять.

Знаменская церковь

Источник: https://pravoslavie.guru/tserkvi/hram-ikony-bozhiej-materi-znamenie-na-rizhskoj-istoricheskaya-hronika.html

Храм мученика Трифона. XV век в Москве!

Белокаменный храм мученика Трифона, а за ним — корпус больницы, типичный образец советского модернизма. Что может быть общего у церкви XV века и московской больницы XX века? Пять веков пропасти, но общее все-таки есть.

Храм мученика Трифона: когда был построен

Храм мученика Трифона, который располагается недалеко от станций метро Рижская и Проспект мира — это одно из самых старых каменных зданий Москвы. Старше только главный собор Спасо-Андроникова Монастыря, который тоже был пострен в XV веке, но в самом его начале. Вот он, справа:

Храм мученика Трифона воздвигли немного позже: в конце XV века.

Белый камень. Ничего лишнего. Только строгие — почти идеальные пропорции. Никаких цветных стен или изысканных декоров. Типичная старо-русская архитектура.

Застывшее время.

Храм расположен рядом с Московским областным клиническим центром восстановительной медицины и реабилитации. Корпус был построен спустя 500 лет — во второй половине XX века.

Так что же между ними общего?

Советский модернизм — это один из самых недооцененных стилей. Вторая половина XX века. Партия объявила курс на избавление от любых излишеств в архитектуре. Главной задачей становятся масштабы и темпы строительства: жилого и казенного (институты, больницы).

Эпоха роскошной сталинской архитектуры закончилась. Архитекторы лишились любой возможности украшать здания. В их руках остались только пропорции зданий и «ритмика» фасадов. И их они использовали в совершенстве, создавая шедевры простой формы. Никаких излишеств.

Ничего лишнего!

!!!

Наверное, это их и объединяет: церковь мученика Трифона и больницу. Строгий белокаменный храм — ни латинизма, ни украшений, только необходимая форма с минимальными изысками. И больница — во внешности которой всё без исключения также подчинено функции, поскольку архитекторы почти не имели возможности самовыразиться.

(только, кажется, изначально у этого корпуса были немного другая отделка фасада, а та, что сейчас — похожа на новую).

Храм мученика Трифона: история

Точная дата создания церкви мученика Трифона неизвестна. Долгое время считалось, что это произошло начало XVI века. Но в начале XX века исследователи сошлись на мнении, что этот храм, скорее всего, воздвигли в в1470-х-1490- годах.

В XIX веке к храму были сделаны пристройки-приделы, но в середине XX века их удалили — ради придания храму по возможности изначального вида. Фото 70-х годов:

Полное название храма такое: храм мученика Трифона в Напрудном. Потому что, когда-то это было село Напрудное. Как и большинство районов Москвы были когда-то селами.

В советское время храм был закрыт — с 1930 по 1993 год.

Внутри мы не фотографировали, но поверьте — это одна из самых маленьких церквей Москвы. Кажется, окажись в ней десять человек, и уже будет тесно

Источник: http://uznavay.pro/hram-muchenika-trifona/

Московский знаменский храм у рижского вокзала – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Церковь иконы Божией Матери “Знамение” в Переяславской слободе
Читайте также:  Молитва владимирской божьей матери - православные иконы и молитвы

Московский храм в честь иконы Божией Матери “Знамение” в Переяславской слободе (Сретенское благочиние Московской епархии)

Знаменский храм ведет свою историю с конца XVI века, когда “блаженныя памяти при Государе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руссии поставлена им Переславская Ямская слобода на поклонной горе, а ямщиков было пятьдесят человек”.

Построенный в слободе деревянный храм был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству царя Иоанна Грозного). Вскоре в храме появился придел в честь святителя Николая, которого ямщики особенно почитали как покровителя путешествующих.

А уже в 1638 году в Переписной книге города Москвы было записано: “В Переславской в Гонной слободе во имя храм Знамение Пречистыя Богородицы”. Причину переименования история не сохранила.

Московский храм в честь иконы Божией Матери “Знамение” в Переяславской слободе, 1882 год. Фото из альбома Найденова

В 1757 году “тщанием прихожан и посторонних доброхотных дателей” началось строительство каменного храма, который был освящен в 1765 году и существует по сей день. Выстроенное в стиле барокко здание имеет симметричную осевую композицию.

В 1888 году храм перестраивали, увеличивая его внутреннее помещение. При этом боковые приделы были выдвинуты в ряд с главным, застроена с боков колокольня.

Последовательное и точное воспроизведение в архитектуре поздних приделов и пристроек первоначальных барочных форм позволяет воспринимать здание как стилистически единое.

Красный цвет стен и белый цвет деталей придают храму строгий и в то же время нарядный вид.

Совет

Резной позолоченный иконостас, выполненный в конце XIX века, отражает развитие русского стиля в церковном убранстве. Пятиярусный в центре и двухъярусный в боковых приделах, он выдержан в традициях XVI-XVII веков. Роспись храма выполнена в 1899 году художником Я. Е. Епаничковым. В начале XX века при храме действовали богадельня и церковно-приходская школа.

В советское время церковь не закрывалась, на её колокольне даже сохранились колокола. Храм принимал к себе святыни из закрываемых и разрушаемых окрестных церквей.

Святыни

  • распятие из разрушенного Страстного монастыря, в южном приделе
  • икона «Знамение» (список XVI в. с новгородского подлинника)
  • икона святого Иоанна Предтечи (XVII в.)
  • икона святителя Николая (XVIII в.)
  • икона мучеников Адриана и Наталии из снесенной церкви XVII века во имя этих святых, находившейся на 1-ой Мещанской улице
  • икона святого Феодосия Черниговского с частицей его облачения
  • икона преподобного Серафима Саровского с частицей его гроба
  • икона святого праведного Филарета Милостивого

Приписные храмы

  • Александра Хотовицкого, крестильный
  • Воздвижения Креста Господня, часовня

Настоятели

Использованные материалы

[1]  Ростислав Ярема, прот., “Север Москвы вокруг Ярославской дороги”, М., 2013. – 340 с. С. 106.

[2]  Владимир Ригин, прот., “Образ буди верным”, Портал Воскресение, http://www.voskres.ru/podvizhniki/rigin.htm

[3]  Страница сайта “Русское Православие“, http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?4_2140

[4]  Ростислав Ярема, прот., “Север Москвы вокруг Ярославской дороги”, М., 2013. – 340 с. С. 112. Отчество на старом сайте Сретенского благочиния, http://old.moseparh.ru/klir/sretenskoe/index.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13673799.html

О храме

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Приход храма Знамения Божией Матери в Переяславской слободе известен с конца XVI века. Современное здание трёхпрестольного храма построено в 1765 году. Архитектор неизвестен. Главный престол освящён во имя иконы Божией Матери Знамение (Новгородской), боковые приделы — в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи и святителя Николая Мирликийского. В 1980 году освящен приставной престол в честь святого мученика Трифона. Освящение совершено малым иерейским чином. В приходе имеется Крестильный храм в честь священномученика Александра Хотовицкого. Храм построен в 1998 году. Архитектор В.С. Васильев.10 декабря 1999 года Святейший Патриарх Алексий II совершил великое освящение храма.

СВЯТЫНИ ХРАМА

Икона Божией Матери Знамение, список с древней новгородской иконы. Икона Иоанна Предтечи. Чудотворная икона мученика Трифона с частицами его мощей. Резное Распятие из Страстного монастыря. Чтимый Крест, прежде стоявший в часовне у Крестовской заставы. Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его гроба. Мощевик с мощами многих святых.

БОГОСЛУЖЕНИЕ

Богослужение в храме совершается ежедневно – утром в 8.00, вечером в 17.00. В воскресные дни, а так же в дни двунадесятых и великих праздников совершается две Божественных литургии в 7.00 и в 10.00. В праздники Пасхи и Рождества Христова совершается три Божественных литургии в 1.00, в 7.00 и в 9.30.

Ежедневно после утреннего богослужения совершается молебен с акафистом мученику Трифону и панихида. В воскресенье после вечернего богослужения совершается водосвятный молебен с акафистом Знамению Божией Матери. В среду после вечернего богослужения совершается акафист мученику Трифону, который поется прихожанами нараспев.

В пятницу после вечернего богослужения совершается акафист Кресту Господню.

ДУХОВЕНСТВО

Протоиерей Феодор Семенович РОЖИК, настоятель. Родился 25 мая 1956 года.Образование: Московская Духовная Академия, кандидат богословия.27 сентября 1982 года рукоположен в сан диакона, 14 октября 1986 года рукоположен в сан пресвитера.Назначен настоятелем храма в 1990 года.
Протоиерей Николай Михайлович ПУШКИН. Родился 9 апреля 1963 года.Образование: МГПИИЯ им. Мориса Тореза. Московская Духовная Академия.27 ноября 1990 года рукоположен в сан диакона.10 августа 1991 года рукоположен в сан пресвитера.
Протоиерей Павел Вадимович КОНЮХОВ. Родился 13 сентября 1956 года.Образование: МВТУ им. Баумана. Московская Духовная Семинария.14 февраля 1992 года рукоположен в сан диакона.3 июля 1996 года рукоположен в сан пресвитера.
Протоиерей Максим Викторович БАТУРИН. Родился 9 августа 1974 года.Образование: Московская Духовная Академия. Кандидат богословия.6 февраля 2000 года рукоположен в сан диакона.15 октября 2000 года рукоположен в сан пресвитера
Священник Дмитрий Дмитриевич ПРИВЕЗЕНЦЕВ. Родился 16 декабря 1974 года.Образование: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт.22 декабря 2005 года рукоположен в сан диакона.23 июля 2010 года рукоположен в сан пресвитера.
Протодиакон Дионисий Владимирович ГУСЕВ. Родился 31 октября 1970 года.Образование: МГПИ им. Ленина. Московская Духовная Семинария.21 июля 1991 года рукоположен в сан диакона.

СХЕМА ПРОЕЗДА

Проезд до ст. метро “Рижская”.

В приходе храма действует детская Воскресная школа, Воскресная школа для взрослых, школа иконописи, народный хор, библиотека, группа милосердия (помощь инвалидам и детям-сиротам).

Источник: http://www.xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai/map/sretenskoe/znamene.htm

Храм Знамения на Рижской: точный адрес и расписание богослужений в церкви Божьей Матери

Никогда не закрывавшийся на протяжении всей многовековой истории своего существования храм «Знамения» на Рижской в Переяславской слободе города Москвы поражает своих прихожан необыкновенной атмосферой «намоленности».

История и современность

На месте, где ныне располагается собор, еще при Иване Грозном была построена Иоаннопредтеченская деревянная церквушка, которая, к сожалению, сгорела. Пожар датируется 1712-м годом. 1757 год ознаменовал собой начало строительства нового каменного храма в стиле барокко. Он был освящен тогда в честь иконы Божьей Матери Знамение.

К концу XIX века церковь была несколько расширена: боковые приделы были вынесены вперед, к храмовой колокольне сделали две пристройки, а также соорудили переход, эффектно соединяющий второй ярус звонницы с хорами.

С начала прошлого века при храме работала богадельня. После кровавых революционных событий 1917 года в церкви Знамения Божией Матери продолжались вести богослужения. Более того, сюда передали некоторые иконы из к тому времени уже закрывшихся окрестных храмов.

Церковное здание было отремонтировано в 1979 году. Спустя год был построен церковный дом, а также освящен дубовый приставной престол. В конце 1997 года освятили каменный крестильный храм. 10 декабря 1999 года Святейший Патриарх Алексий ІІ совершил великое освящение храма «Знамения» на Рижской.

Устройство

Церковь иконы Знамения состоит из трех приделов, имеет четыре святых престола. Главный престол этого собора освятили в честь Знаменской иконы Пресвятой Богородицы, иначе именуемой Новгородской.

Прямо перед главным иконостасом поместили панораму битвы под Новгородом, которая положила начало прославлению образа «Знамение».

Обратите внимание

Каждое воскресенье после вечерни перед этим чудотворным образом служится молебен с акафистом, а на престольный праздник 10 декабря литургия совершается архиерейским чином.

Северный придел освящен во имя святителя Николая, особо почитаемого на Руси. Живописные картины стен со сводами данного придела повествуют о его жизни.

Местночтимые святыни

Храм Знамения Божией Матери оснащен резным деревянным позолоченным иконостасом, который имеет пять ярусов в центральном приделе и по два яруса по бокам. Храмовый иконостас представляет собрание святых изображений «московского» письма.

Круглые медальоны украшают иконы Пророческого яруса, а также Праздничного яруса. Верх венчают резные изображения ангелов. Праотеческий ряд содержит образы небольших размеров в трехлопастных кокошниках.

Чудотворный образ Девы Марии

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» изображает Деву Марию с молитвенно приподнятыми руками в знак милости к верующим, а также являемым на лоне Младенцем Иисусом.

Этот образ является списком с древней иконы XVI века. Он располагается по центру собора. «Знамение» — одна из самых почитаемых православными христианами Богородичных икон.

О чем молятся пред данным образом верующие:

  • защита от пожаров, прочих стихийных бедствий;
  • примирение враждующих;
  • ограждение от воров;
  • при глазных болезнях;
  • избавление от завистников.

Образ св. мученика Трифона

В московском храме иконы Божией Матери «Знамение» особым почтением среди прихожан пользуется также чудотворный образ мученика Трифона (фото 3), принесенный на Рижскую из закрытого Трифоновского храма (дата его закрытия – 1931 год). Этот чудотворный образ содержит серебряные ковчежцы с мощами святого мученика Трифона.

Во имя этого чудотворца в 1980 году даже освятили приставной престол. Ныне некоторые прихожане храм на Рижской с иконой мученика Трифона попросту именуют Трифоновским.

Просят Трифона о многом:

  • благополучном трудоустройстве;
  • обретении нового жилья;
  • благополучном замужестве, а также устройстве семейной жизни;
  • защите от колдовства, всякого прочего зла;
  • помочь в житейских неурядицах.

Ежедневно после окончания обедни перед иконой Трифона служится молебен с водосвятием. По средам после вечерней службы поют акафист святому. Каждый год 14 февраля здесь проходят торжественные службы, совершаемые архиерейским чином.

Образов пречистой Девы Марии в храме очень много:

  • Озерянская,
  • Боголюбская,
  • Покров,
  • Казанская,
  • Владимирская,
  • «Нерушимая стена»,
  • Корсунская,
  • «Благодатное небо».

Здесь можно помолиться у распятия и святых образов: троицы, Иисуса Христа, мучеников, пророков, апостолов.

Кроме того, здесь имеется немало изображений российских святых:

  • свт Димитрия Ростовского;
  • преп. Сергия Радонежского;
  • преп. Серафима Саровского с частичкой его гроба;
  • свмч Ермогена;
  • равноапостольной княгини Ольги;
  • мчц Аполлинарии Тупицыной.
Читайте также:  Миро от мощей святителя николая чудотворца: как использовать, применение, где купить

Богослужения

Согласно информации с официального сайта храма на Рижской, работа построена следующим образом:

  1. Собор открывается для посещения с 7 утра до окончания вечерней службы.
  2. По праздничным и воскресным дням здесь служат раннюю литургию с 7.00 и позднюю — с 10.00 соответственно.
  3. На Пасху и Рождество совершается сразу три литургии: первая – в 13.00, вторая – в 7 утра, третья – в 9.30.
  4. По будням в церкви служат литургию в 8 утра.
  5. Ежедневно после литургии, кроме Святок, великих двунадесятых праздников, первой и последней великопостных седмиц, служат молебен с освящением воды и чтением акафиста мч Трифону.
  6. Совершаются ежедневные вечерние богослужения. От светлой пасхи до Успения службу начинают с 18.00, а затем – с 17.00.
  7. Каждую среду после окончания вечерни в соборе читают акафист св. Трифону, а каждую пятницу – акафист Кресту Господню.
  8. По воскресеньям духовенство совершает молебен с акафистом иконе Знамение.
  9. По вечерам акафисты не читаются в дни 40-дневного поста, а также в период от пасхальных торжеств до Пятидесятницы.

Кроме того, на официальном сайте храма на Рижской ежемесячно обновляется расписание богослужений по дням.

В расписании имеются:

  • число месяца, с указанием дня недели;
  • праздники, а также имена всех святых, почитаемых Православной Церковью в этот день;
  • виды служб с указанием времени их проведения;
  • саны и имена духовных лиц, принимающих участие в богослужениях.

Таким образом, любой верующий, посетивший официальный сайт обители может ознакомиться с расписанием служб на каждый день.

Контакты

Храм «Знамение» на Рижской расположен по адресу: Город Москва, 2-й Крестовский переулок, дом 17. Почтовый индекс: 129110.

По всем интересующим вопросам можно позвонить в церковь иконы «Знамение» по нижеследующим телефонам: +7 (495) 684-66-75, +7 (495) 681-44-25

Источник: https://religiya.guru/hramy-i-monastyri/hram-svyatogo-znameniya-na-rizhskoj-ulitse.html

Больничные храмы: Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского (МОНИКИ) | Милосердие.ru

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»

Адрес: 129110, Москва, ул. Щепкина, д.61/2, стр. 25

Проезд: м. Проспект Мира (Калужско-Рижская линия; выход к спорткомплексу «Олимпийский»).

Телефон храма: (495) 688-87-42

Священнослужители:
Настоятель – протоиерей Александр Константинов Иерей Димитрий Рулев

Диакон Игорь Белоногов

Расписание богослужений:
Суббота – Всенощное бдение (16.00)
Воскресенье – Исповедь (7.30), Божественная литургия (8.00), Водосвятный молебен
Четверг – Акафист с водосвятным молебном (15.00)

Требы: Поминовение о здравии и об упокоении на разные сроки Венчание Крещение

Отпевание (очное и заочное)

Храм открыт с 9.00 до 18.00 часов (в воскресенье с 9.00 до 17.00 часов). Вход свободный.

Святыни: Образ Божией Матери «Всех скорбящих радость» Икона святителя Луки, архиепископа Крымского и Симферопольского (с частицей мощей) Икона преподобного Серафима Саровского (с частицей мощей)

Икона Святителя Тихона, митрополита Московского (с частицей мощей)

История: Храм был заложен в 1896 года. В 1924 году храм закрыли. Пятиглавие и шатер колокольни были снесены, иконы и роспись уничтожены, многие ценности исчезли. В советское время церковь многократно переходила из рук в руки различных владельцев, последним из которых был завод по ремонту медицинской техники. В июле 1996 храм был передан верующим.

Церковь находилась в аварийном состоянии: отсутствовал пол, перекрытия были повреждены. Но уже в марте 1997 года была отслужена первая литургия после многолетнего перерыва. В настоящее время идёт процесс реставрации. «Уже много лет наша острая проблема – восстановление внешнего вида храма.

Реставрация идёт только за счёт собственных средств», – поясняет клирик храма иерей Димитрий Рулев.

Кроме совершения таинств (исповеди, причастия и соборования) священнослужителями храма проводятся катехизаторские беседы с раздачей религиозной литературы, крестиков. Нуждающимся оказывается материальная поддержка на лекарственные препараты. Клирики храма окормляют и НИИ педиатрии при Научном Центре здоровья детей РАМН, проводя там пастырские беседы и совершая церковные Таинства.

«Нам было очень важно установить такой порядок богослужения, который будет соответствовать общему режиму больницы. Например, раннее начало Литургии для того, чтобы больные успевали возвращаться в палаты к завтраку и к обходу», – отмечает о. Димитрий.

Приход храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» небольшой, но здесь работают чуткие, внимательные и неравнодушные люди. На богослужениях всегда присутствуют и больные, а также их родные и близкие. Характерной особенностью этого больничного храма является то, что здесь совершаются все требы в полном объёме, которые по необходимости могут удовлетворить потребности прихожан.

Храм святого мученика и чудотворца Трифона
(Имеет статус приписного к храму иконы Божией матери «Знамение» в Переяславской слободе).

Адрес: ул. Трифоновская, 38

Проезд: м. Рижская

Священнослужители: службы в церкви проводят клирики храма иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе: Протоиерей Феодор Рожик (настоятель обоих храмов) Иерей Андрей Пашнин Иерей Максим Батурин Иерей Павел Конюхов Иерей Николай Пушкин Протодиакон Дионисий Гусев Диакон Илия Кокин

Диакон Димитрий Привезенцев

Расписание богослужений:
Суббота – Исповедь и часы (7.30), Божественная литургия (8.00)
Воскресенье – Исповедь и часы (7.30), Божественная литургия (8.00)

Храм открыт ежедневно с 9.00 до 19.00 часов. Вход свободный.

Святыни: Иконы мученика Трифона

Киот с мощевиками святых

История: Церковь была построена в 1492 году. В 1931 году церковь закрыли и передали помещение в распоряжение Клинического института под строительство больницы. Богослужения возобновились только в сентябре 1992 года.

Церковь Трифона мученика в Напрудной Слободе находится за 15 корпусом МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского. На богослужения в храм приходят больные стационара. Церковнослужители храма «Знамения иконы Божией Матери» в Переяславской Слободе участвуют в окормлении больных, совершая церковные Таинства.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/bolnichnye-hramy-moskovskij-oblastnoj-nauchno-issledovatelskij-klinicheskij-institut-im-mf-vladimirskogo-moniki/

Москва. Церковь иконы Божией Матери “Знамение” в Переяславской слободе

Строительство  каменного храма в стиле барокко  началось в 1757 году, освящение состоялось в 1766 году. В 1888 году храм перестраивали, увеличивая его внутреннее помещение.

При этом боковые приделы были выдвинуты в ряд с главным, застроена с боков колокольня, и здание приобрело тот вид, который имеет сегодня. Резной позолоченный иконостас, выполненный в конце XIX века, отражает развитие русского стиля в церковном убранстве.

Пятиярусный в центре и двухъярусный в боковых приделах, он выдержан в традициях XVI–XVII веков.

Важно

Роспись храма выполнена в 1899 году художником Я.Е. Епаничковым. В начале ХХ века при храме действовали богадельня и церковно-приходская школа. В советское время церковь не закрывалась, на её колокольне даже сохранились колокола.  Храм принимал к себе святыни из закрываемых и разрушаемых окрестных церквей.

В южном приделе сегодня находится распятие из разрушенного Страстного монастыря. Среди чтимых святынь храма – икона «Знамение» (список XVI в. с новгородского подлинника). Почитаются также образа святого Иоанна Предтечи (XVII в.); святителя Николая (XVIII в.

); мучеников Адриана и Наталии из снесенной церкви XVII века во имя этих святых, находившейся на 1-ой Мещанской улице; святого Феодосия Черниговского с частицей его облачения; преподобного Серафима Саровского с частицей его гроба; святого праведного Филарета Милостивого.

Больше всего в храме Богородичных икон.

znamene.ru

Знаменский храм ведет свою историю с конца XVI века, когда «блаженныя памяти при Государе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руссии поставлена им Переславская Ямская слобода на поклонной горе, а ямщиков было пятьдесят человек».

Построенный в слободе деревянный храм был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству царя Иоанна Грозного). Вскоре в храме появился придел в честь святителя Николая, которого ямщики особенно почитали как покровителя путешествующих.

А уже в 1638 году в Переписной книге города Москвы было записано: «В Переславской в Гонной слободе во имя храм Знамение Пречистыя Богородицы». Причину переименования история не сохранила.

В 1757 году «тщанием прихожан и посторонних доброхотных дателей» началось строительство каменного храма, который был освящен в 1765 году и существует по сей день.Выстроенное в стиле барокко здание имеет симметричную осевую композицию, окончательно сформировавшуюся в 1888 году.

Последовательное и точное воспроизведение в архитектуре поздних приделов и пристроек первоначальных барочных форм позволяет воспринимать здание как стилистически единое. Красный цвет стен и белый цвет деталей придают храму строгий и в то же время нарядный вид.

http://www.znamene.ru/

«Знамение» иконы Божией Матери в Переяславской слободе часовня (уничтожена).

Часовня на углу 1-й Мещанской улицы и Среднего Переяславского переулка была возведена, вероятно, в середине XVIII века для сбора средств на строительство каменного Знаменского храма в Переяславской слободе, и позже она не раз перестраивалась. Ее разобрали в 1928 или 1929 г. На месте часовни выстроили семиэтажный жилой дом № 70 по проспекту Мира.

Михаил Вострышев “Москва православная. Все храмы и часовни”.

Совет

http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/107075-moskva-pravoslavnaya-vse-hramy-i-chasovni-mihail-vostryshev/read/page-46.html

Старинная Переяславская слобода возникла в ХVI веке, как следует из документов, недалеко от села Напрудного, на Поклонной горе, рядом с большой Троицкой дорогой, ведущей в Переславль и далее на север. Известно, что в слободе насчитывалось около полусотни ямщицких дворов.

По другую сторону дороги жителям выделили пашню. Также известно, что в конце ХVI века приход храма в Переяславской слободе уже существовал. А сам храм был сначала деревянным. Потом, почти через сто лет, стал каменным, постепенно обрастал приделами и приобретал новое посвящение..

.

Деревянный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству Ивана Грозного). Вскоре у него появился придел особенно почитаемого ямщиками Николая Чудотворца.

Церковь сгорела в 1712 году, но очень быстро была отстроена заново, благо нашлись состоятельные жертвователи, да и сами прихожане не остались в стороне от столь важного и богоугодного дела. Вот только освятили новый храм по-новому. Почему – неизвестно.

Как бы то ни было, в Переписной книге 1638 года уже значилось: “В Переславской в Гонной слободе во имя Знамения Пречистыя Богородицы”.

В 1757 году “тщанием прихожан и посторонних доброхотных дателей” в Переяславской слободе начинают возводить каменный храм, тот самый, что мы видим сегодня; однако его окончательная композиция сформировалась только через век с небольшим. Строительство длилось 10 лет.

Читайте также:  Что значит канон и чем отличается от акафиста

В 1766 году церковь освятили снова во имя новгородской иконы Божией Матери Знамение. Боковые приделы получили посвящения Усекновению главы Иоанна Предтечи и святителю Николаю Мирликийскому. Прошло сто лет, приход разросся, храм перестал вмещать всех молящихся. И вот, в 1888 году, церковь перестроили по проекту епархиального архитектора С.В.

Обратите внимание

Крыгина, увеличив её внутреннее пространство. У колокольни появились пристройки. Также возвели переход между вторым ярусом и хорами, а сам храм обнесли оградой. С тех пор и по сей день внешний вид Знаменской церкви не менялся. А вот отделкой интерьеров занялись годом позже. Стены храма украсили росписи, выполненные художником Я. Е. Епаничковым.

Среди них – фреска “Битва за Новгород”, рассказывающая историю, связанную с иконой Божией Матери “Знамение”. Благодаря тому, что храм никогда не закрывался, в нём сохранилось всё его убранство. Это и иконы, и росписи, и резной позолоченный иконостас работы конца ХIХ века – пятиярусный в центре и двухъярусный в боковых приделах, и даже колокола.

После 1917 года в Переяславскую слободу стали свозить святыни из окрестных храмов: распятие из уничтоженного Страстного монастыря, храмовую икону мучеников Адриана и Наталии из снесённой церкви на 1-й Мещанской улице, а также чудотворный образ мученика Трифона и многие другие.

В 1979 году прошёл внешний ремонт храма. Через год освятили приставной Трифоновский престол. Его изготовил из 250-летнего дуба прихожанин Знаменской церкви краснодеревщик В.И. Кудинов. К середине 1980-х гг.

построили новый церковный дом, а через десять лет с небольшим – каменный крестильный храм, который освятили в честь священномученика Александра Хотовицкого. Крестильню возводили на пожертвования верующих. Проект разработал архитектор В.С. Васильев, росписи выполнил художник А.А.

Шишкин. Великое освящение храма совершил в 1999 году патриарх Алексий II.

По количеству святынь Знаменскую церковь можно назвать своего рода музеем иконописи. Здесь большое количество Богородичных икон, а также образов других святых.

Среди них икона мученика Трифона, икона новомучеников Знаменского храма – Иоанна Смирнова и Аполинария Тупицына, образ княгини Ольги из Ольгинской детской больницы, построенной графом Орловым-Давыдовым в память о своей матери Ольге Ивановне, Озерянская икона Божией Матери, образ Иосафа Белгородского и другие святыни.

Архитектурное исполнение церкви характерно для церковного зодчества Мрсквы 18 века. Храм обладает несомненной индивидуальностью. Мастера “елизаветинского стиля” хорошо ориентировались в приёмах “русского национального барокко” – так называемого московского.

Важно

Сочная пластика форм, криволинейные кровли, мажорная, контрастная раскраска фасадов – цвет имеет значение! Но, конечно, от московского барокко отталкивались, но не подражали.

Это уже новый век с новой эстетикой: кубоватая, чуть-чуть тяжеловесная форма, упрощённый, дробный декор, отход от идеи “храма-башни” в пользу “храма-корабля” с продольно-осевой композицией, обязательная симметрия…

Знаменская церковь как раз из таких, можно сказать, програмное произведение “средней формы”! Строители отказались от схемы “восьмерик на четверике”. Эта композиция долгое время считалась в Москве мейнстримом, однако параллельно развивалась новая схема, получившая воплощение в Знаменском храме. Здесь заметно стилистическое единство.

Несмотря на то, что храм неоднократно достраивался и облик его окончательно сформировался только к концу 19 века, авторы переделок старались действовать в канве, заданной барочным проектом.

Довольно редкое, к сожалению, явление, чаще приходится видеть как раз обратное: старинные, ценные с архитектурной точки зрения храмовые здания обстраивались типовыми или вовсе сомнительными пристройками в каком-нибудь “псевдорусском” стиле. По счастью, со Знаменской церковью поступили тактично и профессионально.

Глядя на храм, нетрудно заметить, что высокие, криволинейные, как бы “вспарушенные” кровли – характерный, легко узнаваемый элемент стиля барокко. Казалось бы, при всей простоте форм… Но даже к перекрытию обычного четверика можно подойти творчески.

Кровля алтаря – многогранник: сложней в плане, но выглядит гораздо проще объёмной, выпуклой кровли основного объёма. Барабаны-фонарики храма и колокольни перекликаются по форме. Во-первых, они четырёхгранные, как и сами сооружения, ими увенчанные.

Во-вторых, они выдержаны в одном стиле, их декор фактически повторяется, с той лишь разницей, что у барабана колокольни он чуть поскупей. Оформление оконных проёмов – простое до бесхитростности, но с красиво выделенным замковым камнем.

Совет

Обратим внимание, что у храма и у колокольни завершение выполнено по-разному: в первом случае на квадратном в плане фонарике поднимается многогранная конструкция главы, выдержанной в эстетике барокко; во втором – традиционная “луковица” покоится на специально установленном четырёхгранном основании.

И да, цвет имеет значение! Яркие, контрастные, мажорные цвета – непременный атрибут барокко, и в особенности елизаветинского. Сочетание красного и белого – дань традициям барокко московского. Декор на стенах церкви значительно упрощён по сравнению с феерией 17 века. При том, что барокко тяготеет к пышному оформлению – этого никто не отменял; однако в эстетике скромного приходского храма пышность неуместна; нарядный вид достигается дробностью простого в принципе декора, частым чередованием пилястр, наличников.

С первых шагов посетитель, зашедший внутрь Знаменского храма диву даётся, с каким высоким художественным вкусом оформлены его интерьеры! Они выдержаны в мягких, тёплых пастельных тонах: охра-бежевый-цвет слоновой кости.

Тут есть белый, но нет вызывающего белого, напоминающего о евроремонте и финских лакокрасочных покрытиях; есть золотой, но нет повсеместной, всеохватной позолоты – позолоты до безвкусицы. Сразу чуствуешь любовь к храму тех, кто его оформлял, и тех, кто его в таком состоянии поддерживал.

Основной объём компактен и хорошо освещён за счёт шести больших окон в верхнем ярусе; на контрасте с ним в приделах, под сводами и в особенности в трапезной с низкими потолками, где царит полумрак. Получается так, что основной объём – своего рода всплеск света в приглушённом, спокойном храмовом пространстве, располагающем к вдумчивой, умиротворённой молитве.

Хоры расположены на втором этаже трапезной, в восточной части, и раскрываются внутрь основного объёма. Иконостас – в русских традициях, высокий (почти во всю высоту восточной стены), четырёхъярусный; его золочение и затейливый, но опять-таки без вычурности, орнамент прекрасно гармонируют с мягкими пастельными тонами стенописи.

Даже не сразу замечаешь, что исполнение росписей соответствует скорее европейской, а не традиционной русской школе. Особенно впечатляют изображения в потолочных плафонах. В трапезной – сцены из земной жизни Христа и евангелисты, их традиционное место – в парусах при переходе от четверика к восьмерику, но в этом храме в отсутствие восьмерика их перенесли на потолок.

В основном объёме – Воскресение Христово над иконостасом. В церкви три придела и четыре престола: главный освящён в честь иконы Богоматери “Знамение”, придельные – во имя Николая Чудотворца и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Четвёртый престол, во имя святого мученика Трифона – приставной.

Журнал “Православные Храмы. Путешествие по Святым местам”. Выпуск №195, 2016 г.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=03724

Расписание богослужений

Храм открыт ежедневно с 8:00 до 17:00, кроме понедельника.

Приглашаем посетить и подписаться на нашу страничку в Facebook!

Вы можете СКАЧАТЬ РАСПИСАНИЕ (PDF) на февраль, март и апрель

23 февраля — СУББОТА

09:00 — Панихида

17:00 — Всенощное бдение. Исповедь

24 февраля — ВОСКРЕСЕНЬЕ

07:40 — Литургия

16:00 — Акафист блж. Матроне

1 марта — ПЯТНИЦА

17:00 — Вечернее богослужение с парастасом. Исповедь

2 марта — ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ (МЯСОПУСТНАЯ) СУББОТА

07:40 — Литургия. Панихида

17:00 — Всенощное бдение. Исповедь

3 марта — ВОСКРЕСЕНЬЕ

07:40 — Литургия

16:00 — Акафист мч. Трифону

9 марта — СУББОТА

09:00 — Панихида

17:00 — Всенощное бдение. Исповедь

10 марта — ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

07:40 — Литургия

17:00 — Вечерня с чином прощения

 1-я седмица Великого поста

11 марта — ПОНЕДЕЛЬНИК

18:00 — Великое повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского

12 марта — ВТОРНИК

18:00 — Великое повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского

13 марта — СРЕДА

07:30 — Литургия преждеосвященных даров

18:00 — Великое повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского

14 марта — ЧЕТВЕРГ

18:00 — Великое повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского

15 марта — ПЯТНИЦА

07:30 — Литургия преждеосвященных даров

16 марта — СУББОТА

09:00 — Панихида

17:00 — Всенощное бдение. Исповедь

17 марта — ВОСКРЕСЕНЬЕ

07:40 — Литургия

19 марта — ВТОРНИК

08:00 — Таинство Елеосвящения (соборование)

22 марта — 40 МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ — пятница

07:30 — Литургия преждеосвященных даров

17:00 — Вечернее богослужение с парастасом. Исповедь

23 марта — СУББОТА

07:40 — Литургия. Панихида

17:00 — Всенощное бдение. Исповедь

24 марта — ВОСКРЕСЕНЬЕ

07:40 — Литургия

16:00 — Пассия — Акафист божественным страстям Христовым

28 марта — ЧЕТВЕРГ

18:00 — Таинство Елеосвящения (соборование)

29 марта — ПЯТНИЦА

17:00 — Вечернее богослужение с парастасом. Исповедь

30 марта — СУББОТА

07:40 — Литургия. Панихида

17:00 — Всенощное бдение. Исповедь

31 марта — ВОСКРЕСЕНЬЕ

07:40 — Литургия

16:00 — Пассия — Акафист божественным страстям Христовым

2 апреля — ВТОРНИК

08:00 — Таинство Елеосвящения (соборование)

5 апреля — ПЯТНИЦА

17:00 — Вечернее богослужение. Исповедь

6 апреля — СУББОТА

07:40 — Литургия. Панихида

17:00 — Всенощное бдение. Исповедь

7 апреля — БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

07:40 — Литургия

16:00 — Пассия — Акафист божественным страстям Христовым

10 апреля — СРЕДА

17:00 — Утреня с чтением Великого Покаянного канона и жития прп. Марии Египетской

11 апреля — ЧЕТВЕРГ

18:00 — Таинство Елеосвящения (соборование)

12 апреля — ПЯТНИЦА

17:00 — Вечернее богослужение. Исповедь

13 апреля — ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ — суббота

07:40 — Литургия

17:00 — Всенощное бдение. Исповедь

14 апреля — ВОСКРЕСЕНЬЕ

07:40 — Литургия

16:00 — Пассия — Акафист божественным страстям Христовым

19 апреля — ПЯТНИЦА

17:00 — Вечернее богослужение. Исповедь

20 апреля — ЛАЗАРЕВА СУББОТА

07:40 — Литургия

17:00 — Всенощное бдение. Исповедь

21 апреля — ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

07:40 — Литургия. Окропление вербы будет совершаться после литургии

Страстная седмица Великого поста

24 апреля — ВЕЛИКАЯ СРЕДА

17:00 — Утреня с чтением Великого Покаянного канона и жития прп. Марии Египетской

25 апреля — ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

07:30 — Литургия

18:00 — Утреня с чтением 12 Страстных Евангелий

26 апреля — ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

16:00 — Вечернее богослужение с выносом и погребением плащаницы. Исповедь

27 апреля — ВЕЛИКАЯ СУББОТА

07:30 — Литургия

23:00 — Полунощница

Источник: http://trifon.kiev.ua/raspisanie/

Ссылка на основную публикацию