Храм александра невского при мгимо – православные иконы и молитвы

Достопримечательности и святыни Храма Александра Невского при МГИМО

Кажется, не хватит пальцев пересчитать религиозные сооружения в одних только Москве и Петербурге, посвященные полководцу и правителю Руси из клана Рюриковичей – Александру Невскому.

Да что там мегаполисы, по всей России имя принципиального монарха носят более 40 действующих храмов и часовен.

Некоторые из них, как, например, храм Александра Невского в Архангельске, созданы целиком из сруба, а вот долгостройный храм Александра Невского в Москве с самого начала было определено возводить из камня.

Где находится храм Александра Невского в Москве

  • Адрес храма Александра Невского: Москва, ул. Лобачевского, 23.
  • Телефон храма Александра Невского (справки по поводу графика служб и проведения церемоний): +7 (916) 276-49-44.

И личный транспорт, и метро, и автобусы довезут до храма Невскому.

  • Вариант 1. Метро. К храму ведут пути от трех станций «Проспект Вернадского» (дальше пересесть в автобус А793, А788, А42, 120), «Юго-Западная» (пересесть в автобус А688 или А785) и «Кунцевская» (дальше автобусом 688 или 688к).
  • Вариант 2. Автобусы. До остановки «Храм Александра Невского» едут автобусы № 793, 785, 688, 120 и 42.
  • Вариант 3. Личное авто. Выехать на пр. Вернадского и направо повернуть на Лобачевского или по пр. Мичуринскому ехать до Лобачевского (поворот налево).

Режим работы

Открыты двери храма св. Александра Невского каждый день, начиная с 8:00 и заканчивая 20:00.

Расписание богослужений в храме Александра Невского при МГИМО

Хотя богослужения и обряды совершаются в храме постоянно и ежедневно, все же сложно запомнить их схему (настолько они разнообразны).

ак что вот вам мой совет: хотите посетить какое-то действо в храме Александра Невского при МГИМО, заходите на официальный сайт храма и уточняйте расписание службна неделю-месяц.

Т Можно, конечно, описать график в общих чертах:

  • понедельник – воскресенье: 8:00 исповедь/утреня/часы, 9:00 литургия, панихида;
  • понедельник – пятница: 17:00 (17:30) исповедь, 18:00 вечерняя служба;
  • суббота: 16:00 исповедь, 17:00 всенощная служба;
  • воскресенье: 16:00 песнопения Иисусу Сладчайшему.

История храма Александра Невского

  1. Вырос 36-метровый храм при Московском госинституте международных отношений благодаря чаяниям и местных жителей (до середины XX в. и следа не осталось от прежней маленькой церкви св. Николая начала того века), и студентов, и священнических чинов. Совпали, так сказать, и средства (фонд по созданию 200 православных храмов), и желания верующих.

    Так что идея строительства вынашивалась с 1999 г.

  2. Проект храма благословили в 2005 г., а имя для него подобрали довольно логичное ввиду близости к упомянутому вузу: известным дипломатом был в свое время Александр Невский, князь-защитник и святой покровитель Земли Русской.

  3. Окончательное освящение и оформление храмового комплекса Невскому (кроме храма, есть еще причта, купель для крещения и хозпостройки) оттянулось еще на 11 лет.
  4. Но несмотря на длительные работы, на этом месте в 2012 г. был открыт временный храм в честь святого Николая (отсылка к церкви-предшественнице) и отслужили молебен Невскому.

  5. В общем, строительство храма князю шло параллельно с богослужениями и социальной деятельностью служителей храма на благо сирот, студентов и инвалидов. Занимался проектом комплекса опытный архитектор храмов А. Анисимов.

    Благодаря его руководству храм возведен в старинных зодческих традициях севера Руси, украшен керамической главой, а интерьер полон майолики и мозаики.

  6. В 2016 г. храм благоверного князя при дипломатическом вузе полностью отдан в распоряжение РПЦ.

Фото храма Александра Невского

Вписали белоснежный храм Невскому в спальный московский район, рядышком с МГИМО.
Колокола, сообщающие о начале богослужений, находятся не только на звоннице храма.
Первая служба в знак полного освящения храма была проведена Владыкой Кириллом 6 марта 2016 г.
Храм Александра Невского и его крест.
Храм Александра Невского и его икона.

Храм Александра Невского на видео

Оригинальным вышел храм новгородскому князю-воителю: вроде бы и облик стариной отдает, но современные материалы и уйма золота в интерьере оставляют какое-то смешанное послевкусие от визита в новенький храмовый вузовский комплекс. Хотя, может, современным студентам вполне импонирует.

Поделитесь в комментариях, каким был ваш поход в свеженький княжеский памятник.

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/moskvy/xram-aleksandra-nevskogo.html

Патриарх Кирилл совершил освящение Александро-Невского храма при МГИМО / Православие.Ru

Москва, 7 марта 2016 г.

6 марта 2016 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святого благоверного князя Александра Невского — Патриаршего подворья при Московском государственном институте международных отношений (университете) МИД России, сообщает Патриархия.ru. Затем Святейший Владыка возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме.

    

Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Рязанский и Михайловский Марк, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Подольский Тихон, управляющий Северо-восточным викариатством Московской городской епархии; епископ Северобайкальский и Сосново-Озерский Николай; епископ Богородский Антоний, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа столицы, настоятель храма Архистратига Михаила в Тропареве;игумен Филипп (Рябых), представитель Московского Патриархата при Совете Европы, настоятель прихода Всех святых в Страсбурге; протоиерей Димитрий Рощин, начальник управления по работе с общественными объединениями и организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, настоятель храма святителя Николая Мирликийского на Трех Горах; протоиерей Серафим Недосекин, настоятель Свято-Георгиевского храма-памятника на Поклонной Горе; протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО; духовенство города Москвы.

    

На богослужении присутствовали: Л.Э. Слуцкий, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками; В.И.

Обратите внимание

Ресин, депутат Государственной Думы ФС РФ, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства; Г.Б. Карасин, статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел РФ; А.В. Торкунов, ректор МГИМО МИД России; А.В. Богомаз, губернатор Брянской области; А.О.

Александров, префект Западного административного округа города Москвы; С.Г. Малышев, вице-президент ГМК «Норильский никель».

    

В храме молились епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, настоятельница Никольского женского монастыря г.

Переславля-Залесского игумения Евстолия (Афонина), насельники монастыря Дохиар на Святой Горе Афон иеромонах Меркурий (Кудрявцев) и монах Макарий (Буга), представители государственных структур и МИД России, профессорско-преподавательский состав и учащиеся МГИМО, благотворители, строители и благоукрасители храма святого благоверного князя Александра Невского.

Богослужебные песнопения исполнил хор храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО (регент — Т.И. Аксенова), и детский хор «Небесные ласточки» общеобразовательной школы № 324 под управлением З.В. Богачевой.

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз».

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Виталия Родина, клирика Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы, во пресвитера.

Проповедь перед Причастием произнес протоиерей Димитрий Рощин.

По завершении Литургии со словами приветствия и благодарности к Предстоятелю Русской Церкви обратился протоиерей Игорь Фомин: «Хотим поблагодарить Ваше Святейшество за сегодняшний необычайно прекрасный день.

Важно

В преддверии Великого поста это событие вдохновляет нас на те труды, которые и должен положить каждый христианин, как мы сегодня слышали в Евангелии — быть милостивым ко всем и близким к Богу.

Ваше внимание нас вдохновляет на это».

Настоятель новоосвященного храма преподнес Его Святейшеству панагию.

Святейшего Владыку приветствовал также ректор МГИМО МИД России А.В. Торкунов. «То, что Вы, Ваше Святейшество, приехали в этот храм, который Вы в свое время благословили и за строительством которого так внимательно следили, для нас это и великая честь, и огромное счастье, — сказал, в частности, ректор вуза.

— Здесь люди совершенно разных поколений — и совсем маленькие ребята, студенты и студентки, их родители, преподаватели. И, конечно же, здесь жители соседних домов, для которых этот храм стал уже их домом, куда они приходят помолиться, поговорить с Богом. Это же великое счастье, когда рядом с тобой такой красивый, великолепный, а теперь еще и освященный самим Патриархом храм.

Низкий Вам поклон за все, что Вы делаете, и особая благодарность, конечно, за этот храм».

Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам памятного события с Первосвятительским словом.

В дар новоосвященному храму Предстоятель передал икону преподобного Сергия Радонежского.

Затем Святейший Владыка вручил высокие церковные награды ряду лиц, потрудившихся на благо Церкви. Наград были удостоены:

  • во внимание к усердным созидательным трудам и в связи с 80-летием со дня рождения советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, депутат Государственной Думы ФС РФ В.И. Ресин — ордена прп. Серафима Саровского I степени;
  • во внимание к трудам по содействию миссии Русской Православной Церкви на Кубе С.А. Пластинин — ордена прп. Серафима Саровского I степени;
  • во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 65-летием со дня рождения ректор МГИМО МИД России А.В. Торкунов — ордена прп. Серафима Саровского II степени;
  • во внимание к помощи Брянской митрополии и в связи с 55-летием со дня рождения губернатор Брянской области А.В. Богомаз — ордена св. блгв. кн. Даниила Московского II степени;
  • во внимание к трудам по строительству храма св. блгв. кн. Александра Невского при МГИМО МИД России настоятель означенного храма протоиерей Игорь Фомин — ордена прп. Серафима Саровского III степени;
  • во внимание к помощи в строительстве храма св. блгв. кн. Александра Невского при МГИМО МИД России председатель Совета директоров финансово-промышленной корпорации «Сатори» (г. Москва) А.В. Гусаров — ордена прп. Серафима Саровского III степени;
  • во внимание к трудам по строительству храма св. блгв. кн. Александра Невского при МГИМО МИД России клирик означенного храма иерей Александр Кузнецов — медали ордена прп. Сергия Радонежского.

Во внимание к помощи в строительстве храма св. блгв. кн. Александра Невского при МГИМО МИД России Патриарших благословенных грамот были удостоены заместитель генерального директора, руководитель блока экономики и финансов ГМК «Норильский никель» С.Г. Малышев и декан факультета Международной журналистики МГИМО МИД России, староста означенного храма Я.Л. Скворцов.

В завершение Святейший Патриарх Кирилл обратился к настоятелю храма:

«Хотел бы сердечно поблагодарить настоятеля отца Игоря за труды, которые он предпринял.

Сегодня, общаясь с ним, я вспомнил всю историю возникновения этого храма, как в 2005 году Анатолий Васильевич Торкунов пришел кСвятейшему Патриарху Алексию с идеей строительства храма при МГИМО.

Вскоре после этого был назначен отец Игорь. Непростое было время, когда тяжело было даже согласовать участок, а не только найти средства или получить разрешение.

Совет

Но я благодарю Вас, отец Игорь, за то, что Вы не тратили время и создавали приход, во временном храме начались службы.

И сегодня, в день освящения, мы видим здесь не просто случайно зашедших людей, которым интересна сама церемония, а живую христианскую общину — и людей старшего возраста, и среднего, и молодежь, и детей, которые объединены единой верой и составляют один большой приход храма святого благоверного князя Александра Невского. Пусть Господь помогает Вам, клиру и всему приходу восходить от силы к силе».

Всем принимавшим участие в торжестве по традиции были переданы иконки Христа Спасителя с Патриаршим благословением.

***

Первое упоминание о церкви в селе Никольское на р. Самородинке относится к середине XIV века. В 1907 году была построена каменная церковь в честь святителя Николая Чудотворца, вмещающая до 300 человек. В 1930-е годы церковь была закрыта, а в 1940-е разрушена.

В 1979 году, после начала строительства на другом берегу р. Самородинки комплекса зданий «Олимпийской деревни», вся прилегающая местность была превращена в парковую зону. Остов разрушенного храма был окончательно снесен вместе с прилегающим кладбищем — их сравняли с землей и устроили парк.

Идея возведения храма при МГИМО возникла в 1999 году. Инициаторами выступили преподаватели и студенты вуза. В 2005 году строительство благословил приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, тогда же было решено посвятить храм святому благоверному князю Александру Невскому.

В январе 2007 года указом Святейшего Патриарха Алексия II настоятелем храма был назначен священник Игорь Фомин, в то время клирик Казанского собора на Красной площади. Процесс сбора документов затягивался, и только в 2011 году, когда площадка была включена в Программу строительства православных храмов в Москве, появление церкви при МГИМО стало возможным.

Летом 2012 года был сооружен временный храм в честь свт. Николая Чудотворца — один из самых больших временных храмов в Москве площадью 176 кв. метров.

Обратите внимание

1 сентября 2012 года при большом стечении народа во временном храме при МГИМО состоялось первое богослужение. Молебен благоверному князю совершил настоятель прихода протоиерей Игорь Фомин.

30 сентября 2012 года во временном храме была совершена первая Божественная литургия. С тех пор богослужения в храме совершаются регулярно.

Строительство храма святого благоверного князя Александра Невского — Патриаршего подворья при МГИМО МИД России, началось весной 2013 года. Однокупольный храм в стиле псковского зодчества высотой 36 метров на 500 прихожан (адрес ул.

Лобачевского, стр. 27) возведен по проекту заслуженного архитектора России, учредителя и главного архитектора ООО «Товарищества реставраторов», академика Академии архитектурного наследия, председателя Гильдии храмоздателей А.А. Анисимова.

Одновременно со строительством храма в приходе активно развивалось социальное служение, основными направлениями которого стали: встречи студентов и преподавателей МГИМО с клириками храма с целью обсуждения актуальных для молодежи вопросов; сотрудничество с общеобразовательными школами района, Городской клинической больницей № 31, Детской инфекционной клинической больницей № 6; помощь детям из Дмитровского детского дома-интерната для детей с физическими недостатками и поддержка выпускников этого интерната, проживающих в пансионате для ветеранов труда № 29; поддержка многодетных семей и людей, попавших в сложные жизненные обстоятельства.

В 2014 году в клир храма вошли диаконы Георгий Думби и Александр Кузнецов, которые в начале 2015 года были рукоположены во пресвитеры.

11 сентября 2015 года епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил освящение накупольных крестов, которые затем были установлены на строящийся храм. 27 сентября протоиерей Игорь освятил колокола для церковной звонницы.

19 декабря 2015 года, в праздник святителя Николая, архиепископа Мирликийского, епископ Егорьевский Тихон, управляющий Западным викариатством, совершил малое освящение храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО и отслужил в нем первую Литургию.

Важно

В честь великого освящения храма представители монастыря Дохиар на Афоне, где находится чудотворный образ Богородицы «Скоропослушница», передали в дар новоосвященной церкви список этой иконы, написанный на Святой Горе. День празднования этой иконе является также днем основания МГИМО.

Источник: https://pravoslavie.ru/91274.html

Плоды экуменизма и обновленчества. в москве п.кирилл освятил храм без иконостаса

“Идем дальше – заходим в большой храм. Я хотел перекреститься, но старец мне сказал: “Здесь мерзость и запустение”. Вот вижу очень мрачный и темный храм, мрачный и темный престол. Посреди церкви иконостаса нет.

Вместо икон какие-то странные портреты со звериными лицами и острыми колпаками, а на престоле не крест, а большая звезда и Евангелие со звездой, и свечи горят смоляные, – трещат, как дрова, и чаша стоит, а из чаши сильное зловоние идет, и оттуда всякие гады, жабы, скорпионы, пауки ползают, страшно смотреть на все это.

Просфоры тоже со звездою; перед престолом стоит священник в ярко красной ризе и по ризе ползают зеленые жабы и пауки; лицо у него страшное и черное, как уголь, глаза красные, а изо рта дым идет и пальцы черные, как будто в золе”…

6 марта п.Кирилл освятил храм св. Александра Невского при МГИМО (настоятель – прот. Игорь Фомин). Внутреннее убранство храма выглядит нелепо – по типу еретиков-латинян: очень низкий иконостас, высотой менее 1 м. Да само слово «иконостас» к этой перегородке неприменимо: на ней нет икон! Как говорят сами неообновленцы, все это делается в миссионерских и учебно-просветительских целях.
Не понятно правда, что это даст для цели миссионерства? То, что люди смогут подсматривать, что делается в алтаре? Не вытворяют ли там священнослужители чего-то неподобающего во время совершения литургии?

Очевидно, что служение с открытым алтарем не даст никакого миссионерского эффекта. Большинство мирян и так уверены, что священник чем-то занят у Престола.

Неужели для того, чтобы узнать, чем именно священник там занят, надо просто упразднить иконостас, как это практиковали обновленцы в 1920-х гг.

, и как, по-видимому, пытается возродить практику обновленцев нынешнее церковное священноначалие?

С точки зрения обновленцев, в том числе и современных, традиционный высокий иконостас не нужен, ибо он недемократично отделяет одно священство, которое у престола в алтаре, от другого «священства», которое не у престола. Везде должно сохраняться равноправие, с которым наличие в Церкви иерархии, иконостаса, «секретных» молитв и прочего – несовместимо и недопустимо, ибо недемократично!

Если же ради туманных «миссионерских целей» изменять всё, для того чтобы всё было видно и понятно, то нужно служить, как католики мессу – без иконостаса и лицом к народу (так, кстати, в 20-х гг.

ХХ века служил обновленческий епископ Антонин Грановский в Заиконоспасском монастыре).

Совет

Но тогда мы лишимся того великого богословского и символического смысла всех литургических действий, который вложен в наше богослужение.

Если религиозное сознание православных верующих привыкло окружать особым благоговением то место, где совершается величайшее из таинств – святая Евхаристия, то реформаторы-обновленцы 1920-х гг.

требовали открыть алтарь и даже перенести престол из алтаря на середину храма, чтобы действия священника были видны молящимся.

Именно так и совершал богослужения, в частности, епископ Антонин (Грановский) в Заиконоспасском монастыре, выдвинув престол из алтаря на солею.

На «соборе» Союза «Церковное возрождение» Антонин говорил:

«Народ также требует, чтобы он мог созерцать, видеть то, что делает священник в алтаре во время богослужения. Народу хочется не только слышать голос, но и видеть действия священника. Союз “Церковное возрождение” дает ему требуемое» (Труды первого Всероссийского съезда или Собора Союза «Церковное возрождение». М., 1925, с. 25).

Антонин (Грановский) рассказывал, как он предлагал в 1924 году верующим похлопотать у власти открытие одного храма, но с условием: принять русский язык и открыть алтарь. Верующие обратились за советом к Патриарху Тихону. Святейший Тихон ответил: пусть лучше церковь провалится, а на этих условиях не берите.


Антонин говорил по поводу высказывания Патриарха Тихона:

«Посмотрите на сектантов всех толков. Никто не устраивает в своих молельнях скворечников. Все католичество, вся реформация держит алтари отгороженными, но открытыми. Вот эти два наших приобретения: русский язык и открытый алтарь представляют два наших разительных отличия от старого церковного уклада. Они так претят Тихону, то есть поповству, что он рад, чтобы такие церкви провалились». Другая обновленческая организация «Свободно-трудовая церковь» – СТЦ, основанная в 1922 г. и ставившая задачу революционного преобразования внутренней и внешней сторон церковной жизни при том, что «Церковь должна принять великий смысл мировой революции, имеющей целью… создание единого бесклассового общества, что отвечает евангельскому идеалу» («Известия ВЦИК». 2.12.1922), требовала упрощения системы богослужения, ликвидации дорогого церковного убранства, а также уничтожения в храмах иконостасов. Неообновленцы конца 1990-х гг. разделяли мнение своих духовных предшественников начала ХХ века.

Священник А. Борисов:

«Когда-то, в 20-е годы, смелый реформатор епископ Антонин Грановский пытался ввести служение литургии с престолом, поставленным посередине храма, с чтением вслух всем народом евхаристических молитв. Тогда это вызвало насмешки церковных снобов. Но может быть, это не так уж и смешно? Быть может, пройдет какое-то время, и наши потомки будут недоумевать, как могло случиться, что… миллионы христиан на много веков были отгорожены иконостасом… Очевидно настало время подумать о том, не будет ли служение литургии, подобное возобновленному епископом Антонином, способствовать более полному и сознательному участию всех находящихся в храме в Евхаристии» (Побелевшие нивы, с. 175–176).

Священник Г. Кочетков:

«…Я решил для себя принципиальный вопрос – как служить. Я решил: надо служить по совести. Надо мной нет никого (!), я свободен… Все, что я делал, воспринималось как само собой разумеющееся: и русский язык, и отсутствие иконостаса…» («Новая Европа». 1992, № 1, с. 79). «Клир не должен быть отделен от остального народа Божьего, как и алтарь от остальной церкви. Вероятно этому будет способствовать установление в новых храмах низких иконостасов и служение при отверстых царских вратах… Неуместны в этом контексте и “тайные” от народа Божьего молитвы… Их надо читать вслух» («Православная община». 1995, № 28, с. 46). «Когда алтарь оказался в храме отдельным помещением, когда высокий иконостас совершенно закрыл его, там стали твориться вещи, подчас непотребные» («Православная община». 1995, № 30, с. 73).

Архимандрит Зинон (Теодор) в альманахе «Хрiстiанос» (1996, V, с.146) заявлял:

«Может быть, это странно будет услышать из уст иконописца, но я бы иконостас и вовсе упразднил» (видимо без него проще служить латинские мессы с католиками, как это практиковалось в монастыре этого известного иконописца).

Церковь призывает каждого верующего, взирая на традиционный иконостас, созерцать всё домостроительство нашего спасения, начиная от времен пророческих и вплоть до раскрытия новозаветных истин после воплощения Господа нашего Иисуса Христа, и тем самым возвышать наш ум и сердце от земного к небесному.

Слежение же за спиной священнослужителя и за его перемещениями в алтаре не способно оторвать ум и сердце от земных реалий к восприятию небесных откровений; и сама молитва из области внутреннего сосредоточения переходит в область обычного наблюдения, т. е. как таковая упраздняется.

То же самое происходит при взирании на модернистский «иконостас» без икон.

Чтобы не потакать распространению порочной обновленческой литургической практике под видом «миссионерства», православные верующие должны благоразумно ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ ПОСЕЩЕНИЯ ТАКИХ ХРАМОВ. в т.ч. с низкими иконостасами, по сути своей иконоборческих (церковь св. Александра Невского при МГИМО, церковь в честь Феодоровской иконы (Феодоровский собор) в Санкт-Петербурге и др.).

 

Источник: https://3rm.info/main/62729-plody-ekumenizma-i-obnovlenchestva-v-moskve-pkirill-osvyatil-hram-bez-ikonostasa.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в новоосвященном храме св. Александра Невского при МГИМО

6 марта 2016 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святого благоверного князя Александра Невского — Патриаршего подворья при Московском государственном институте международных отношений (университете) МИД России. Затем Святейший Владыка возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Для меня большая радость освятить храм в честь благоверного князя Александра Невского при МГИМО — университете, который готовит нашу национальную элиту, способную к работе на самых ответственных должностях как за рубежом, так и внутри страны.

Обратите внимание

Вспоминаю далекий уже 2005 год, когда вместе с Анатолием Васильевичем Торкуновым мы стали впервые обсуждать саму возможность строительства храма. Но не сразу все получилось, а лишь после того, как была утверждена программа строительства новых храмов в городе Москве.

Был выделен участок рядом с МГИМО, и дело стало спориться, потому что появились люди, которые осознали важность строительства храма на этом месте и внесли свои средства.

Об этих людях мы сегодня еще поговорим, и я выражу им свою благодарность, как и отцу настоятелю, духовенству, Вам, Анатолий Васильевич, профессорам, преподавателям МГИМО, студентам и всем тем, кто близко к сердцу принял это строительство.

Мы освятили храм в последнее воскресенье перед заключительной неделей, предваряющей Великий пост. Через неделю будет Прощеное воскресенье, и с понедельника мы вступим в поприще Великого поста. И сегодня, как бы приуготовляя нас к этому поприщу, Церковь предлагает нам услышать Евангельские слова о Страшном Суде.

Вы слышали сегодня отрывок из Евангелия, в котором повествуется о том, что, собственно говоря, будет составлять предмет Божественного Суда.

Совершенно очевидно, что Суд Божий есть не что иное, как проявление абсолютной правды и абсолютной справедливости. Мы очень часто скрываем правду даже от самих себя. Мы делаем вид, что ее не замечаем или ее не поняли.

Но мы опознаем свой грех голосом совести, мы душой чувствуем, что поступаем не так, что нарушается некая высшая правда и высшая справедливость.

Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая на тему Суда, сказал поразительные слова, проникнув в самую суть того, что есть Суд. Он сказал: как невозможно убежать от самого себя, так невозможно скрыться от Страшного Суда, потому что Страшный Суд есть Божий Суд, а Бог вложил этот суд в нашу душу.

Важно

Давайте подумаем внимательно. Не кто-то со стороны судит — не судьи, не власти, не правители или начальники. Бог в душу каждого вложил этот суд, и это, конечно, суд нашей совести. Он порожден нравственным чувством, вложенным в нас Самим Богом.

А теперь давайте поразмышляем о том, что происходит в нашу эпоху. Эпоху лукавую, когда под видом неких философских изысков отрицается само понятие правды и истины. Нет абсолютной правды и даже абсолютной истины — у каждого своя правда, а общество должно обеспечить человеку такие права, чтобы он мог жить в соответствии со своей собственной правдой.

На знаменах многих политических партий написана эта идея абсолютной свободы личности, ее права жить по собственной правде.

А что же суд? А что справедливость? И не входит ли модная, для многих привлекательная, но на деле абсолютно нежизнеспособная идея приоритета личных человеческих прав над всем остальным в противоречие с идеей суда, с идеей справедливости?

Ведь суд — я имею в виду гражданский, светский суд — отталкивается от законов и на основании законов выносит свой вердикт.

А что законы? На основании чего они пишутся? Только ли на основании политического прагматизма и экономической целесообразности? Если бы так, то у нас не было бы законов, потому что политический прагматизм и экономическая целесообразность меняются невероятно быстро, а институту суда тысячи лет.

Сколько существует род человеческий, столько существует и суд. Значит, сколько существует род человеческий, столько существует и понятие справедливости, то есть деяний, соответствующих абсолютной правде.

В истории были попытки создавать законы, которые этой абсолютной правде не соответствуют, и люди называли эти законы несправедливыми.

Совет

Более того, нередко брали в руки оружие, чтобы победить систему, порождающую несправедливые законы, потому что если закон не соответствует той самой Божией правде, о которой говорил Иоанн Златоуст, которую Бог вложил в наши души, то это уже не закон, и каждый сердцем понимает его несправедливость. Никто сегодня не отрицает идею справедливости.

Люди стремятся к построению справедливого общества, не задумываясь, что само понятие справедливости полностью ниспровергает идею партикулярной, частной человеческой правды.

Вся эта философия, которую мы называем философией постмодерна и на которой сегодня основывается, в том числе, политическая практика, разбивается идеей справедливости, потому что справедливость всегда и для всех одна, и эта единая справедливость отображается в нашем сознании через голос совести, который, в свою очередь, выражает, как сказал Иоанн Златоуст, Богом вложенную в наши сердца правду.

А если мы сделаем некие выводы из сказанного, то что же получается? Если нет Бога, значит, нет и абсолютной правды. Если нет Бога, значит, нет и справедливости, потому что всякая справедливость без Бога будет привязана к сиюминутным мыслям, философским взглядам, политическим позициям.

И мы знаем, к чему привела такая трактовка справедливости, когда говорили: хорошо только то, что хорошо для одной из стран. Когда говорили: хорошо только то, что хорошо для какого-то класса, привязывая справедливость к интересам одних или других.

Не то же самое мы нередко видим и сегодня в сфере международных отношений, когда нам говорят, что абсолютной правдой является та правда, которая соответствует национальным интересам одной или нескольких стран? Все повторяется: как в XX веке это переживали через явление революций, диктатуры апартеида в Южной Африке, так и сегодня, может быть, не так радикально, человечество переживает тот же соблазн принять за правду то, что говорит сильнейший. И сегодняшний день учит нас тому, что если есть справедливость, — а ведь каждый проголосует за то, что она есть, — значит, есть Бог. Потому что без абсолютной правды не может быть суда, — ни суда совести, ни государственного; — потому что без Божией правды нет справедливости.

Что же тогда Страшный Суд, о котором сегодня говорит нам Евангелие? А это проявление абсолютной справедливости, абсолютной правды, потому что даже мы, признавая бытие Божие и зная, что такое справедливость, часто нарушаем Божии законы, прикрываясь множеством объяснений: потому-то не мог, потому-то не захотел.

Чаще всего это объяснения прагматические, которые как бы убеждают нас самих: «ну, что поделать, надо было так поступить». У святых отцов, особенно у преподобного Ефрема Сирина, есть удивительно яркие, может быть, с точки зрения современного человека даже несколько наивные рассуждения о Страшном Суде.

Обратите внимание

Святой Ефрем хотел словно напугать читателя, говоря, что ничто не пройдет незамеченным, даже выражение глаз, даже полумысль, — все Господь положит пред человеком во время суда. Но это не просто воздействие на эмоции читателей. Святой Ефрем проникал в суть того явления, которое предстоит каждому в конце истории, — страшному и справедливому Божественному Суду.

И мы должны помнить, что этот суд не будет страшным для тех, кто живет по Божией правде, вложенной в сердце человека, по голосу совести, по вере в Единого Бога, Источника всякой правды и истины.

Мы сегодня освятили храм при Московском государственном институте международных отношений, который теперь именуется университетом. Здесь готовятся наши дипломаты, юристы-международники, специалисты по экономическим отношениям.

Как важно, чтобы, защищая интересы Родины, будущие выпускники МГИМО были способны, не пренебрегая тактическими задачами, но возвышаясь над ними, всегда имели в виду эту Божественную перспективу Страшного Суда! Именно в этой перспективе и выстраивается подлинная система нравственных и духовных координат, работая в которой, человек становится сильным, способным на подвиг, на самоотверженные поступки, в том числе по защите интересов своего Отечества. Интересы Отечества — это интересы народа, а в сегодняшней ситуации защита России есть защита православной веры, защита христианской веры, потому что Россия сегодня выступает, может быть, главной силой, защищающей христиан по всему миру.

Я рад, что у нас есть сегодня возможность объединить силы. Вы знаете, конечно, о моей встрече с Папой Римским, которая была в первую очередь направлена именно на то, чтобы объединить силы, защищая Божию правду, защищая жизнь наших братьев и сестер — христиан по всему миру, защищая само право исповедовать Господа Иисуса Христа, Бога во плоти пришедшего.

Пусть Господь хранит Отечество наше.

Призываю Божию помощь и благословение Божие на наш Институт международных отношений, на Вас, Анатолий Васильевич, заслуженного и всеми нами уважаемого ректора, во время управления которого университетом был заложен и освящен этот храм.

Он переживет всех нас, но будет свидетельствовать о том добром деле, которое было совершено Вами, Вашими соратниками, духовенством, верующим народом и которое действительно увенчалось сегодняшним прекрасным днем.

Пусть Господь хранит Церковь нашу, хранительницу веры и духовной силы народа! Пусть Господь хранит весь наш народ, помогая ему сохранить веру, а вместе с верой — и сознание высшей справедливости и Божественной правды, без осуществления которой в человеческой жизни нет и не может быть ни радости, ни счастья, ни свободы. С праздником всех вас поздравляю!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Просмотры (87)

Источник: http://zachatevmon.ru/?p=17440

Сайт прихода во имя свв. Космы и Дамиана при ОКБ 1

Мы находимся внутри периода, который называется Великим постом. Внутри же поста есть свои особенности, обычаи, традиции. И в частности, есть одно такое правило: во время поста прибегают к таинству соборования.

О том, что это такое, когда нужно это делать и всем ли нужно, или собороваться надо только перед смертью – есть такая распространенная точка зрения, мы сегодня и говорим.

На вопросы отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.

— Отец Игорь, думаю, что начать нужно с самого простого вопроса. Когда проводится соборование? В каких случаях человеку оно необходимо?

— Соборуется человек, когда болеет, когда ощущает себя больным. Но, конечно, речь идет не о насморке. Каждый христианин соборуется раз в год, например, Великим постом. Потому что соборование – это как раз то молитвословие, в котором мы просим Господа простить нам наши забытые грехи.

— А как готовиться к соборованию?

— Классически это выглядит следующим образом. Сначала человек исповедуется – (называет) те грехи, которые он помнит и еще не исповедовал. Потом соборуется. А потом (на ближайшей Литургии) причащается Святых Христовых Таинств.

— То есть, если я правильно понимаю, когда мы говорим о соборовании, мы имеем в виду, что большинству из нас соборование по «медицинским» духовным показаниям положено?

— Ну, здесь скорее все же не медицинские, а духовные показания. Те, которые сподвигают нас к желанию быть здоровым не только телесно, но и духовно.

— В каких случаях соборование проходит в храме? в каких случаях соборуются дома?

— Соборование не всегда проходит в храме. Это таинство не требует каких-то определенных внешних обстоятельств, как, допустим, таинство венчания, которое всегда совершается в храме, и только за редким исключением может быть совершено по благословению правящего архиерея на дому. Соборование – таинство, которое совершается и на дому, и нет никакой разницы.

— Скажите, а детей нужно соборовать? Младенцев до 7 лет?

— Таинство соборования совершается по той причине, что мы испрашиваем у Бога прощения забытых нами грехов. Поэтому младенцы – дети до 7 лет – не соборуются, так как им Господь и так прощает их согрешения, если они есть. Если же ребенок уже достиг 8-летнего возраста, то здесь уже по благословению духовника семьи он может быть соборован. Но обычно соборуют после 16-18 лет.

— Бытовой вопрос, если позволите. После соборования остается масло, которое использовалось в этом таинстве. А что с этим маслом потом делать? И зачем оно вообще нужно?

— Этим маслом можно помазываться (например, помазывать больные места), можно добавлять его в пищу, когда готовим суп или какое-то другое блюдо. Можно себя благословлять этим маслом, начертывая крест на лбу. Самое главное – что оно должно быть употреблено с благоговением и молитвой.

— А хранить его можно в совершенно обычных условиях? Никаких специальных требований нет?

— Требования те же самые, как и к хранению любой святыни. Это должно быть с благоговением, в достойном месте. И чтобы об этой святыне не забыли, как это иногда бывает…

— Отец Игорь, можно напоследок вопрос о названии? Само слово соборование – что означает? Оно похоже на слово собор. Речь идет о здании церкви? О собрании людей? Почему таинство так назвали?

— Соборование называется так потому, что для его совершения собираются несколько священников. В требнике написано, что семь священников должно собраться и совершить это таинство над болящим. Семь священников – это не всегда выполнимо, бывает, что и один священник все совершает. Но название, тем не менее, именно отсюда – от собрания.

МИТРОФАНОВА Алла
http://foma.ru/kak-gotovitsya-k-soborovaniyu.html

Источник: http://parishioners.ucoz.ru/news/na_voprosy_otvechaet_protoierej_igor_fomin_nastojatel_khrama_svjatogo_blagovernogo_knjazja_aleksandra_nevskogo_pri_mgimo/2017-03-15-2006

Ко дню памяти благоверного князя Александра Невского в храм при МГИМО принесена икона с частицей мощей святого

11 сентября 2013 года, в канун дня памяти святого благоверного князя Александра Невского, икона с частицей его мощей принесена в храм Патриаршего подворья при МГИМО. Святыня будет пребывать в храме семь дней.

На сегодняшний день богослужения совершаются во временном храме, где все желающие смогут помолиться перед иконой. «Большой каменный храм возводится в рамках программы строительства 200 храмов в Москве, — отмечает настоятель храма протоиерей Игорь Фомин.

— Дня всех нас — строителей, прихожан, студентов, учащих и учащихся МГИМО — это событие очень важно, потому что оно показывает, что наше дело благословляется свыше.

Такие знамения даются нам во укрепление в очень нелегком пути строительства храма святого благоверного князя Александра Невского».

Важно

Идея возведения храма при МГИМО появилась в 1999 году. В 2005 году строительство храма благословил приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

«Православная община здесь существует около 10 лет, а еще до начала реализации программы строительства 200 храмов здесь было учреждено Патриаршее подворье, — подчеркнул председатель Синодального информационного отдела, профессор МГИМО В.Р. Легойда.

— По инициативе членов нашей общины, среди которых, в том числе, студенты и преподаватели МГИМО, было решено посвятить храм святому благоверному князю Александру Невскому, покровителю дипломатии».

«Принесение иконы и частицы мощей святого Александра Невского очень значимо, потому что в эти дни мы с радостью и трепетом взираем на торжества, которые проходят в Санкт-Петербурге по случаю 300-летия Александро-Невской лавры, — отметил отец Игорь Фомин. — И это принесение — свидетельство того, что данное событие не только местного значения, оно имеет значение не только для Санкт-Петербурга, но и для всей России».

В день престольного праздника богослужения в храме при МГИМО будут совершаться следующим порядком:

  • 11 сентября, 17.00 — всенощное бдение
  • 12 сентября, 9.00 — Божественная литургия и крестный ход
  • 12 сентября, 17.00 — молебен с акафистом св. Александру Невскому

Ежедневно храм открыт с 10 до 18 часов, в это время в течение семи дней можно будет помолиться перед иконой святого Александра Невского. Храм расположен по адресу: г. Москва, ул. Лобачевского, вл. 27. Тел.: +7916-276-49-44, +7903-720-64-98 (Кузнецов Александр Юрьевич)

Синодальный информационный отдел/Патриархия.ru

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/2013-09-12-10-25-26-ko_dnyu_pamyati_blagovernogo_knyazya_aleksandra_nevskogo_v_hram_pri_mgimo_prines

Ссылка на основную публикацию