Донская икона божией матери, о чем молятся, чем помогает

Донская икона божией матери, о чем молятся, чем помогает

1 сентября православные чтят Донскую икону Божией Матери. Эта почитаемая икона защитила русское войско во время Куликовской битвы, и ей молятся, чтобы избавиться от насущных проблем, укрепиться в вере и противостоять соблазнам. Молитвы святому лику возносят для защиты военнослужащих, особенно тех, кто находится в горячих точках.

Все люди православной веры и не только верят в чудо и ходят в церковь, где преклоняются святым образам. При этом произнося молитву каждый произносит молитву с просьбой о той или иной помощью в жизни.

Для людей, которые не имеют веры — это может показаться странным, а люди, которые сердцем веруют знают, что, если искренне попросить о помощи она сбудется и прибудет чудо исцеления. Одной из почитаемых икон православной веры является икона Донская Богоматерь.

Обратите внимание

Ей преклоняются достаточно много верян. Ее значение и о чем молятся этой иконе рассмотрим ниже.

Значение Донской иконы Божией Матери

Согласно преданию, Донская икона Пресвятой Богородицы помогла русскому войску обрести победу на Куликовом поле. Как это происходило. В 1380 году донские казаки привезли икону и отдали ее князю Дмитрию Донскому. Так уж совпало, что день Куликовской битвы совпал на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась в момент битвы среди войска.

К битве с Мамаевыми полчищами русские войска готовились очень тщательно. Великий князь сумел объединить много разных отрядов, среди которых и были донские казаки. На битву они пришли с иконой Донской Богоматери.

Благодаря вдохновением воинов иконой, они победили битву с мамаевскими войсками.

После проведения сражения образ Богородицы преподнесли великому князю Дмитрию. Он торжественно ее внес в Москву и поместил ее в Успенском соборе Кремля. Прошло немного времени, как один из служащих на обратной стороне иконы была обнаружена надпись: «Благовещение Богоматери». После чего было принято решение перенести икону в Благовещенский Собор.

Спустя лет 200 на Россию напали шведы и татары. Войска противников были уже рядом с Москвой. Царь России был очень расстроен и растерян. У него катастрофически не хватало воинов, чтобы защищаться и тогда он с искренней надеждой обратился к непобедимой воеводе — иконе Донской Богоматери.

Он пришел в церковь, где находился образ, взял его и приказал митрополиту вместе со всем собором обойти с крестным ходом с образом Богоматери и другими святыми образами, вокруг стен Москвы. После ходьбы поставить икон среди воинов, которые готовятся к битве.

Иконография образа

Как известно образ Донской Богоматери — это один из видов ликов типа «Умиление». На нем представлено изображение Богоматери с младенцем Христом, сидящем на правой руке. Особенностью изображения является согнутые в коленях обнаженные ноги младенца. Очень близкие варианты к Донской иконе является образ «Умиление». Его возможный прототип может встретится в мозаичном варианте.

Донская икона Божией Матери, о чем молятся

В православном мире верянами ценится достаточно большое количество различных образов святых. Часто люди приходят к ним с молитвами о помощи. Также им молятся с благодарностью. Как уже говорилось выше этот лик Богоматери является одним из самых почитаемых. К нему приезжают православные верующие и молятся с просьбой о:

– Помощи на поле боя,

– Защите врагов ,

– О мире,

– Исцелении от тяжких болезней,

– Излечении различной степени ран.

– Также просят у иконы напутствия на путящую жизнь и многое другое. Придя в церковь к иконе не обязательно молится специальными молитвами. Главное произносить молитву искренне от души.

Храм Донской иконы Божией Матери в Перловке

Важно

Поэтому он обратился с прошением чтобы на его деньги построили на территории «Перловки» не приходскую одноэтажную церковь в честь Донской Божьей Матери. Такая просьба у него возникла потому, что он хотел, чтобы дачники имели свою церковь, куда бы могли ходить на праздники. В 1896 году строительство церкви было завершено. Спустя год храм освятили.

Храм закрыли в 1980 году. Но когда в нем точно закончились богослужения никто точно не знает. Свое второе существования храм начал с осени 1994 года. Его настоятелем был иерей Анатолий Проскурня. Храм существует и по сегодняшний день. В него можно приехать, преклонится перед иконой и обратится с искренней молитвой к святому образу.

Молитва перед Донской иконой Божией Матери

Просмотров 516, сегодня просмотрели 1Поделитесь новостью с друзьями

Источник:

Икона Божией Матери Донская

Песнь 1

Ирмос: Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся, светло торжествуя, и воспою, радуяся, Тоя чудеса.

Отверзи слух мой, Богоизбранная Дево, воеже разумети словеса откровения и познати путь спасения, да веру иму твердую Избавителю Богу и воспою предивное Его о нас промышление.

Отверзи, душе моя, очи веры, и узриши многая благодеяния Божия Матере, во дни тяжких обстояний отечеству нашему издревле являемая, и воспой, радующися, милостивое Тоя заступление.

Немощных здравие, разслабленных исцеление, обидимых защищение, от насилия и злобы спасение, скорбных в нуждах Помощнице, не престай молитися о чтущих Тя.

Грозное Божественное прещение врази разумеша пришествием чудотворнаго образа Твоего, Небесная Царице, страхом бо одержимии, в бегство внезапное обратишася, силою свыше гонимии.

Глас хвалы и благодарения приносим Ти, Владычице, и покланяемся пречистому образу Твоему, имже многажды на агаряны победу даровала еси и рог наш вознесла еси, Защитнице скорая рода христианскаго.

Песнь 3

Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, живый и независтный Источниче, лик себе совокупльшия, духовно утверди, в Божественней Твоей славе, венцев славы сподоби.

Житейскими попечении и сластьми искушаемии, Тебе, источнику тишины и богомыслия, песни приносим: утоли жажду духовную, ум наш к Небу возведи, превышшая Горних Сил.

Ума моего просвещение, воли слабыя укрепление, сердца унылаго радование Ты еси, Преблагословенная, молю Тя усердно: вся силы души моея обнови.

Слава Тебе, Всенепорочная, любящим Тя девам неотъемлемое сокровище, целомудрия источниче, Небесныя сладости откровение, уныния и печали истребление, смиренных и боголюбцев венчание и постников удобрение.

Изглади грехопадения юности, приими покаяние старости моея, Царице Небесная, се бо от чрева матере моея даже доныне враг не отступает, не попусти мя творити похоти его, но узы греховныя разреши и помилуй мя.

Врагу лютому подступающу, многое множество старцев и жен простирают Ти немощнеи руце с воплем крепким: прииди, Мати Милосердия, прииди, от лютыя смерти избавляющая, ускори спасти град и люди Твоя.

Седален

Блажим Тя, вси роди, Богородице Дево, в Тя бо Невместимый Христос Бог наш вместитися благоволи. Блажени есмы и мы, предстательство Тя имуще, день бо и нощь молишися о нас, и роди христианстии Твоими молитвами утверждаются. Тем, воспевающе, вопием Ти: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Песнь 4

Ирмос: Седяй в славе на Престоле Божества во облаце легце, прииде Иисус Пребожественный, Нетленною Дланию, и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей.

О, великая сила слез! О, незлобие Владыки! За мене, падшаго, Сам страждет! Ты же, Богомати, у Креста Сына Своего стоявшая, неизследную глубину Божия снизхождения нам покажи и неосужденно причаститися святых и страшных Таин сподоби.

Мати чада злонравнаго побеждается сердоболием и не может его презрети, темже паче Ты, Благоутробная, преукрашенное жилище Божия снизхождения, мене, последнейшаго, не оставляеши и друг друга тяготы носити нас научаеши.

Облистай мя светом Божественнаго лика Твоего, Отрадо моя Пречистая, да ночная вознесу Ти моления, услыши воздыхания немолчная и памятию смертною от прелести греха спаси.

Совет

Неизреченною силою благодати возбрани скверным помыслом, обуревающим мя, Дево Чистая, запрети им, и далече отгони, и Божественных песнопений делателя мя сотвори, да неленостно послужу Богу моему.

Воинств благопоспешение, борцев мужество, храбрых споборнице, Воеводо Возбранная, молим Тя крепость оружию нашему даровати, да низложены будут востающии на ны, Тобою бо победы воздвижутся.

Песнь 5

Ирмос: Ужасошася всяческая о Божественней славе Твоей, Ты бо, Неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога и родила еси Безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя, мир подавающая.

Прамати Ева, в раю согрешивши, мук рождения содела мя причастну, но Ты, Благодатная, неболезненно Христа рождшая, чадородия ради душу мою спаси.

Яко цвет сельный, явися чадо мое в мир скорбей и дыханием смерти уже опалися, но по слову Господню воспою: блаженно детство, ибо Царство Небесное наследит, Ты же, Владычице, прекращение воздыханий, Сама, якоже веси, скорбь мою облегчи.

Очи Твои светлеи с любовию на нищих призирают, и рука всегда сиротам и вдовицам простерта, славим неусыпное о них ходатайство и, образ Твой честный лобызающе, просим: не отврати лица Твоего от нас, в нужде ожесточенных.

Гнев, ревнование и злоба в души моей гордей и тщеславней гнездятся, сам падаю и падших осуждати дерзаю, к Тебе прибегох, обуреваемых Спасительнице, страстей моих смрадное море изсуши.

Ужасает мя день Суда Божия, Господу бо ведома вся помышления, не надеюся на добрая дела моя, несть бо тех у мене, но прошу молитв Твоих, грешных Споручнице.

Песнь 6

Ирмос: Божественное сие и всечестное совершающе празднество, богомудрии, Богоматере, приидите, руками восплещим, от Нея рождшагося Бога славим.

Окаянную мою душу, влекомую лукавыми страстьми, свободи из плена, падших востание, радуется бо Владыка Твоему о грешных предстательству, прошения Твоя, яко Сын, исполняяй.

Воздыхания тяжкая слышиши, Преблагословенная, скорбь сердца моего ведущи, миро утешения и вино веселия возлей на раны душевныя, мрак уныния прогоняющи.

Помышляю труды подвижников: пост непрестанный, слезы сокрушения, молитвы всенощныя, послушание нелицемерное, терпение поношений, ужасаюся, Мати Судии Праведнаго, моему нерадению о спасении, от сна безчувствия мя пробуди.

В смертный час слышу глас Господа, пророком вещающ: предостави Ми чад твоих, Аз поддержу и препитаю сирых твоих. И Ты, Мати Божия, буди чадом моим прибежище в день скорби.

На поли брани смерть царствует, Ты же, Владычице, верным воином молитвою матере жизнь сохраняеши, убиенных же души в Царство света незаходимаго вселяеши и тако от вечныя смерти избавляеши.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Икос

Ангел Предстатель с Небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся! И, со безплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся, и стояше, зовый к Ней таковая: радуйся, Еюже радость возсияет; радуйся, Еюже клятва исчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление.

Радуйся, высото, неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино, неудобозримая и ангельскима очима. Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся. Радуйся, звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Песнь 7

Ирмос: Не послужиша твари Богомудрии паче Создавшаго, но, огненное прещение мужески поправше, радовахуся, поюще: препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.

Аще вся веси, Бога же не веси, ничтоже веси, ищущим мудрости вития возвещает. О Мати Божия! Неизследимая глубина Божиих откровений Тобою явися, просвети мой ум, воеже Господа Искупителя познати, Бога отец наших.

Чего ради оскверняются путие грешника? Отвещает пророк Давид: того ради, яко несть Бога пред ним. Открой очи мои омраченнеи, Чистая, да познаю вездесущие Творца всяческих, Бога отец наших.

Вижду покаяние Давидово: во вретище облекается, душу постом смиряет, питие плачем покаяния растворяет, полунощи встает на молитву, моя же молитва Богом отвергается, понеже не являю трудов, ни подвигов, имже мя, Благодатная, научи.

Обратите внимание

Сердце услаждается, егда благодать Твоя является, мир, умиление и слезы раждаются, о Дево, радосте моя неизреченная, не презри мя, ожесточеннаго, но Сама посети, да мук томления избавит мя Бог отец наших.

Источник: http://pravoslaviee.ru/molebny/donskaya-ikona-bozhiej-materi-o-chem-molyatsya-chem-pomogaet.html

Почаевская икона Божией Матери — самая почитаемая чудотворная святыня!

Пресвятая Богородица, спаси и сохрани. Пожалуйста, даруй нам всем здоровья и гармонии в жизни и любви. Не оставь нас в наших молитвах.

Чудотворные иконы являются одним из главных достояний христианского мира. Множеству верующих через молитвы перед святынями была дарована помощь, и новости о чудесах, явленных иконами, появляются и по сей день.

Почаевская икона — одна из самых почитаемых верующими чудотворных святынь. Она известна не только в России, но и далеко за ее пределами. С чудесным божественным вмешательством, произошедшим по молитве перед иконой, связан важный исторический эпизод — освобождение Успенской Почаевской Лавры от захватчиков.

История иконы

Явление чудотворной силы иконы неразрывно связано с историей Почаевского монастыря. На возвышенности, где монастырь находится и по сей день, в далеком четырнадцатом веке поселились два монаха.

Они прожили там некоторое время, соблюдая молитвенное правило и строгий пост, и однажды один из иноков решил взойти чуть выше того места, где они остановились. Подойдя к вершине горы, он узрел Божию Матерь, окруженную пламенным сиянием. Не веря своим глазам, он позвал своего соратника — и тот также замер в изумлении.

Новость о чудесном явлении быстро разнеслась по многим окружающим городам. На месте, где стояла Дева Мария, появился отпечаток ее ноги, наполненный целебной водой.

Читайте также:  Как правильно исповедоваться в церкви, батюшке что говорить

Миниатюрный источник не иссыхает, несмотря на большое количество паломников, набирающих воду. По многочисленным утверждениям, источник до сих пор наполняется водой. Близ источника и была выстроена Почаевская обитель.

Сама икона изначально была привезена из Константинополя и преподнесена в дар одной дворянке, которая жила в имении неподалеку от Почаевского монастыря, — Анне Гойской. Произошло это в середине шестнадцатого века.

Вскоре домочадцы обнаружили, что иногда от иконы исходит божественный свет, а еще через некоторое время благодаря иконе получил исцеление брат хозяйки.

Женщина решила подарить святой образ обители, и он стал прекрасной ее жемчужиной.

Важно

Немало бедствий пришлось претерпеть Почаевской лавре за несколько веков существования. Но по молитвам к Пречистой Деве перед иконой «Почаевской» обитель преодолевала невзгоды и ненастья.

Один из наиболее ярких эпизодов и примеров чудотворной силы иконы — освобождение от турецких захватчиков, произошедшее в 17 веке.

Согласно легенде, после того, как игумен и братия прочли молитву Богородице, над монастырем явилась сама Дева Мария с Небесным воинством.

Ужаснувшиеся противники начали метать в небеса стрелы, но оружие возвращалось обратно и смертельно ранило их самих. Осада была снята.

Описание иконы

На иконе по пояс изображена Пресвятая Дева, держащая на правой руке Божественного Младенца, а в левой сжимающая плат, частично укрывающий Спасителя.

Плат Богородицы символизирует божественную защиту, на которую может надеяться каждый верующий даже в самый тяжелый момент своей жизни. Спаситель поднимает правую руку в благословляющем жесте.

По краям иконы в миниатюрах изображены святые. Оригинал иконы заключен в изящный позолоченный оклад.

В чем помогает Почаевская икона

Почаевскую икону просят о защите, о восстановлении справедливости и прекращении войны. Пред святым образом Богородице молятся о исцелении от болезней, о здравии родных, о восстановлении взаимопонимания и прекращении раздоров в семье, о защите дома от воров и пожаров.

Молитва перед Почаевской иконой

Совет

Дни почитания иконы

Празднование иконы совершается ежегодно 5 августа и 21 сентября по новому стилю. Эти дни отмечены особым богослужением, а в Почаевский монастырь стекается множество паломников со всего мира, желающих поклониться чудотворной святыне.

Чудотворная Почаевская икона Богородицы станет прекрасной защитой вашего дома и семейного счастья. Молитесь искренне, и ваши просьбы обязательно будут услышаны.

Источник

Источник: http://jellyroom.su/pochaevskaya-ikona-bozhiej-materi-samaya-pochitaemaya-chudotvornaya-svyatynya/

Икона Божией Матери Донская

Песнь 1

Ирмос: Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся, светло торжествуя, и воспою, радуяся, Тоя чудеса.

Отверзи слух мой, Богоизбранная Дево, воеже разумети словеса откровения и познати путь спасения, да веру иму твердую Избавителю Богу и воспою предивное Его о нас промышление.

Отверзи, душе моя, очи веры, и узриши многая благодеяния Божия Матере, во дни тяжких обстояний отечеству нашему издревле являемая, и воспой, радующися, милостивое Тоя заступление.

Немощных здравие, разслабленных исцеление, обидимых защищение, от насилия и злобы спасение, скорбных в нуждах Помощнице, не престай молитися о чтущих Тя.

Познай, душе моя, силу Честнаго и Животворящаго Креста Господня, сим бо присно побеждаем полки враг видимых и невидимых, молитвами Богородицы и всех святых, в земли Российстей просиявших.

Грозное Божественное прещение врази разумеша пришествием чудотворнаго образа Твоего, Небесная Царице, страхом бо одержимии, в бегство внезапное обратишася, силою свыше гонимии.

Глас хвалы и благодарения приносим Ти, Владычице, и покланяемся пречистому образу Твоему, имже многажды на агаряны победу даровала еси и рог наш вознесла еси, Защитнице скорая рода христианскаго.

Песнь 3

Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, живый и независтный Источниче, лик себе совокупльшия, духовно утверди, в Божественней Твоей славе, венцев славы сподоби.

Житейскими попечении и сластьми искушаемии, Тебе, источнику тишины и богомыслия, песни приносим: утоли жажду духовную, ум наш к Небу возведи, превышшая Горних Сил.

Ума моего просвещение, воли слабыя укрепление, сердца унылаго радование Ты еси, Преблагословенная, молю Тя усердно: вся силы души моея обнови.

Слава Тебе, Всенепорочная, любящим Тя девам неотъемлемое сокровище, целомудрия источниче, Небесныя сладости откровение, уныния и печали истребление, смиренных и боголюбцев венчание и постников удобрение.

Изглади грехопадения юности, приими покаяние старости моея, Царице Небесная, се бо от чрева матере моея даже доныне враг не отступает, не попусти мя творити похоти его, но узы греховныя разреши и помилуй мя.

Обратите внимание

Како умолю Тя, Богоневесто, усты, злословия исполненными, или кую песнь вознесу, совестию обличаемь? Возмогу ли познати истину, лжи сослужитель, сосуд гнева Божия сый? Но, Жизнедательнице, страстьми умерщвленную душу мою оживи.

Врагу лютому подступающу, многое множество старцев и жен простирают Ти немощнеи руце с воплем крепким: прииди, Мати Милосердия, прииди, от лютыя смерти избавляющая, ускори спасти град и люди Твоя.

Седален

Блажим Тя, вси роди, Богородице Дево, в Тя бо Невместимый Христос Бог наш вместитися благоволи. Блажени есмы и мы, предстательство Тя имуще, день бо и нощь молишися о нас, и роди христианстии Твоими молитвами утверждаются. Тем, воспевающе, вопием Ти: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Песнь 4

Ирмос: Седяй в славе на Престоле Божества во облаце легце, прииде Иисус Пребожественный, Нетленною Дланию, и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей.

О, великая сила слез! О, незлобие Владыки! За мене, падшаго, Сам страждет! Ты же, Богомати, у Креста Сына Своего стоявшая, неизследную глубину Божия снизхождения нам покажи и неосужденно причаститися святых и страшных Таин сподоби.

Мати чада злонравнаго побеждается сердоболием и не может его презрети, темже паче Ты, Благоутробная, преукрашенное жилище Божия снизхождения, мене, последнейшаго, не оставляеши и друг друга тяготы носити нас научаеши.

Облистай мя светом Божественнаго лика Твоего, Отрадо моя Пречистая, да ночная вознесу Ти моления, услыши воздыхания немолчная и памятию смертною от прелести греха спаси.

Плачет старость моя, лишися бо сынов и дщерей, несть опоры в жизни одиноцей, но буди мне столп и крепость, свобождение печалей, Благая Утешительнице, и до конца дний моих сохрани мя от зла.

Совет

Неизреченною силою благодати возбрани скверным помыслом, обуревающим мя, Дево Чистая, запрети им, и далече отгони, и Божественных песнопений делателя мя сотвори, да неленостно послужу Богу моему.

Воинств благопоспешение, борцев мужество, храбрых споборнице, Воеводо Возбранная, молим Тя крепость оружию нашему даровати, да низложены будут востающии на ны, Тобою бо победы воздвижутся.

Песнь 5

Ирмос: Ужасошася всяческая о Божественней славе Твоей, Ты бо, Неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога и родила еси Безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя, мир подавающая.

Прамати Ева, в раю согрешивши, мук рождения содела мя причастну, но Ты, Благодатная, неболезненно Христа рождшая, чадородия ради душу мою спаси.

Яко цвет сельный, явися чадо мое в мир скорбей и дыханием смерти уже опалися, но по слову Господню воспою: блаженно детство, ибо Царство Небесное наследит, Ты же, Владычице, прекращение воздыханий, Сама, якоже веси, скорбь мою облегчи.

Очи Твои светлеи с любовию на нищих призирают, и рука всегда сиротам и вдовицам простерта, славим неусыпное о них ходатайство и, образ Твой честный лобызающе, просим: не отврати лица Твоего от нас, в нужде ожесточенных.

Тайны грех моих обличение ужасает мя, Пречистая, но ничтоже возможно утаити от Всевидящаго Ока, се прибегаю к Твоему милосердию, даждь ми силу к покаянию и Твоими молитвами покрый мою наготу.

Гнев, ревнование и злоба в души моей гордей и тщеславней гнездятся, сам падаю и падших осуждати дерзаю, к Тебе прибегох, обуреваемых Спасительнице, страстей моих смрадное море изсуши.

Ужасает мя день Суда Божия, Господу бо ведома вся помышления, не надеюся на добрая дела моя, несть бо тех у мене, но прошу молитв Твоих, грешных Споручнице.

Песнь 6

Ирмос: Божественное сие и всечестное совершающе празднество, богомудрии, Богоматере, приидите, руками восплещим, от Нея рождшагося Бога славим.

Окаянную мою душу, влекомую лукавыми страстьми, свободи из плена, падших востание, радуется бо Владыка Твоему о грешных предстательству, прошения Твоя, яко Сын, исполняяй.

Воздыхания тяжкая слышиши, Преблагословенная, скорбь сердца моего ведущи, миро утешения и вино веселия возлей на раны душевныя, мрак уныния прогоняющи.

Помышляю труды подвижников: пост непрестанный, слезы сокрушения, молитвы всенощныя, послушание нелицемерное, терпение поношений, ужасаюся, Мати Судии Праведнаго, моему нерадению о спасении, от сна безчувствия мя пробуди.

Важно

Сущии во аде не могут Господа молити, Ты же, Всемощная Предстательнице, яко Мати, дерзновение к Сыну имаши, молим Тя о сродницех наших и всех преставльшихся, испроси им грехов разрешение.

В смертный час слышу глас Господа, пророком вещающ: предостави Ми чад твоих, Аз поддержу и препитаю сирых твоих. И Ты, Мати Божия, буди чадом моим прибежище в день скорби.

На поли брани смерть царствует, Ты же, Владычице, верным воином молитвою матере жизнь сохраняеши, убиенных же души в Царство света незаходимаго вселяеши и тако от вечныя смерти избавляеши.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Икос

Ангел Предстатель с Небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся! И, со безплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся, и стояше, зовый к Ней таковая: радуйся, Еюже радость возсияет; радуйся, Еюже клятва исчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление.

Радуйся, высото, неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино, неудобозримая и ангельскима очима. Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся. Радуйся, звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Песнь 7

Ирмос: Не послужиша твари Богомудрии паче Создавшаго, но, огненное прещение мужески поправше, радовахуся, поюще: препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.

Аще вся веси, Бога же не веси, ничтоже веси, ищущим мудрости вития возвещает. О Мати Божия! Неизследимая глубина Божиих откровений Тобою явися, просвети мой ум, воеже Господа Искупителя познати, Бога отец наших.

Чего ради оскверняются путие грешника? Отвещает пророк Давид: того ради, яко несть Бога пред ним. Открой очи мои омраченнеи, Чистая, да познаю вездесущие Творца всяческих, Бога отец наших.

Вижду покаяние Давидово: во вретище облекается, душу постом смиряет, питие плачем покаяния растворяет, полунощи встает на молитву, моя же молитва Богом отвергается, понеже не являю трудов, ни подвигов, имже мя, Благодатная, научи.

Небесных Сил Царице, разсей облаки печали, смятения и бурю помыслов укроти, даруй ми дух сокрушения и смирения, да из глубины сердца моего принесу чистую молитву Богу отец наших.

Обратите внимание

Сердце услаждается, егда благодать Твоя является, мир, умиление и слезы раждаются, о Дево, радосте моя неизреченная, не презри мя, ожесточеннаго, но Сама посети, да мук томления избавит мя Бог отец наших.

Никтоже избавит мя от смерти, ни родителие, ни чада, не спасет дар, ниже приношение, знаемии проводят токмо до гроба, греси же мои останутся, услыши, Милосердая, вопль мой, да спасет мя огня вечнаго Бог отец наших.

Песнь 8

Ирмос: Отроки благочестивыя в пещи Рождество Богородичо спасло есть; тогда убо образуемое, ныне же действуемое, вселенную всю воздвизает пети Тебе: Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.

Возраст юности и жажда наслаждения пленяют мою душу, Благодатная, но к вечному блаженству и славе святых обрати моя помышления, да славословлю Господа моего и превознесу Его во вся веки.

Волны неверия и скорбей лютых покрывают мою душу, но слышу глас Господа, глаголюща: маловерный, почто усумнился еси? К Тебе прибегох, Мати Божия, спаси мя и чада моя, в Тебе бо утверждение веры имамы, да превозносим Господа Творца во веки.

Чревоугодию, нечистоте служу прилежно, за обиды местию воздаю, обличаемь, гневаюся напрасно, злословлю не оказавших ми помощи, сам же немощных презираю, о Споручнице грешных, яви долготерпение и от греха свободи мя во веки.

Невозможно есть малою слезою великия скверны омыти и огнь геенский угасити, о Всемилостивая Мати, вижду ожесточение мое и молюся Ти: даждь ми слезы покаяния, да убелю одеяние души моея.

С мольбою неотступною, надеждою крепкою припадаю Ти, Державная Владычице: зриши врага лютаго приближение, услыши в слезах притекших, востани скоро и, яко Благая, защити, да славлю Тя, Мати Бога моего, во веки.

Плач мой в радость обрати и сетование в веселие, Мати Милосердия, и гордыя замыслы враг моих сокруши, да благословит Тя всяк язык и всяка плоть отныне и до века.

Песнь 9

Ирмос: Всяк земнородный да взыграется, Духом просвещаемь, да торжествует же безплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиет: радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.

Призри на нищету душевную и всякую горечь услади, непостыдная надеждо наша, скорбящих ободрение, плачущих скорое утешение, неистощима бо сокровища Твоя и, радующися, даеши я всем, помощи требующим.

Вкусите и видите, яко благ Господь, за любовию бо следует Господа познание. О, Трапезо таинственных дарований! Сподоби мя неосужденно Животворящих Таин причащатися, во очищение грехов моих.

Пред иконою Твоею, зри, Владычице, житейское море волнуется, спаси погибающих в волнах неверия и злобою истощенных, волною Твоего милосердия изнеси на брег спасения, да зовут Ти: радуйся, от вечныя смерти избавление.

Совет

Самомнением ослеплен, навыкох укоряти брата моего. Како сообщу свет ближнему, тьмою лжи покрыт сый? Даруй ми, о, Мати света, зрети моя прегрешения и брата моего согрешения терпети и с любовию исправляти.

Читайте также:  Что такое целомудрие в православии?

Ангел смерти нападе на мя, презирает моления, плачу не внемлет, разлучает мя безжалостно со чады, влечет мя насильно. О, Богомати, с Сыном Твоим крестныя муки разделившая, матернюю скорбь о ближних утоли.

Землю Российскую в достояние Себе избравшая и утвердившая нас во благочестии, под покровом Твоим соблюди, Всепетая, образом Твоим честным от всех напастей сохрани, да зовем Ти: радуйся, Всемилостивая, в напастех скорая Заступнице.

Светилен

Торжествуем днесь, правовернии, во храме Твоем, Владычице, и Ты, Пречистая, приими любовию приносимыя Тебе песни благодарственныя.

Источник: https://azbyka.ru/days/ikona-donskaja

Донская икона Божией Матери Феофана Грека, история и значение образа

Molitva.Guru > Иконы > Донская икона Божией Матери Феофана Грека, история и значение образа

Русь Святая — это идея, которая объединяет издавна русский народ не по государственному или территориальному признаку, а по духу, вере и следованию христианской традиции, дающей силу в тяжких испытаниях.

Бережно хранятся в народе православные традиции и святыни. Особо почитаема на Руси Богородица. Создание Феофаном Греком Донской иконы Божией Матери укрепило веру в её заступничество и покровительство.

История иконы

Исследователи относят создание иконы ко второй половине XIV века. Донская икона писалась для Успенского собора в Коломне, где работал великий византийский иконописец Феофан Грек.

Он и его ученики создали иконостас и осуществили роспись храма. Предположительно автором образа является сам Феофан Грек. Донская икона — это произведение искусства и великая святыня русского народа.

Значение её в объединении русских земель и помощи воинам по достоинству оценено в истории и сохраняется поныне.

Описание святыни

Образ являет собой Богоматерь со склонённой головой, держащую на руках Младенца Иисуса. Описание иконы Феофана Грека таково:

  • Христос прижимается щекой к щеке матери и правую руку сложил в двуперстное благословение.
  • В другой руке Христос держит свиток.
  • Иисус одет в охряную тунику. Цвет символизирует принятие Христом человеческой природы. Ноги Младенца открыты до колен.
  • Богородица левой рукой указывает на Спасителя. Богоматерь в покрывале, называемом мафорий. Это традиционная одежда иудейских жён. Мафорий багряного цвета, что символизирует статус Матери Божией.
  • Туника под мафорием и чепец голубого цвета, что характеризует чистоту Богоматери.

На оборотной стороне имеется надпись «Успение святыни Богородицы». Картина изображает Иисуса Христа и двенадцать апостолов, стоящих перед ложем Девы Марии. Горящая свеча, помещённая в центре, свидетельствует о наступлении вечности.

Икона Богоматери, согласно свидетельствам, была подарена донскими казаками князю Дмитрию перед битвой на Куликовом поле.

Русские войска при выступлении несли с собой икону, которая была закреплена на древке и послужила боевым знаменем. После победы в Куликовской битве она и получила название Донская.

В дальнейшем, икона была помещена в Успенский Собор в Москве. Но после обнаружения надписи «Благовещение Богоматери» её перенесли в Благовещенский Собор.

Историю иконы Донской Божьей Матери можно проследить по сражениям, в которых она участвовала. Икона пребывала в Благовещенском Соборе только в мирные времена. В период сражений она всегда была на поле битвы, защищала воинов и помогала одерживать победы.

Иван Грозный брал икону с собой в казанский поход и молился перед образом.

Участвовал образ Богородицы и в победе над войсками хана Казы Гирея. У царя Фёдора Иоанновича не хватало сил для отражения атаки полчищ хана, стоявших под Москвой. Тогда царь повелел провести крестный ход. Заступница Донская Божия Матерь принимала в нём участие, а во время битвы находилась в полковой церкви.

Икона спасла Москву, и на месте полевого укрепления (Гуляй-города) был построен Донской монастырь.

Вступление на царствование Бориса Годунова в конце XVI века получило благословение Богоматерью от патриарха.

Крымский поход князя Голицына в 1687 году тоже сопровождался образом Богоматери.

Обратите внимание

Во времена Наполеоновского нашествия оклад был разграблен и лишился драгоценностей, украшавших его, но сам лик уцелел и продолжает свою миссию.

С 1930 года по настоящее время Донская икона находится в собрании Третьяковской галереи.

Празднование в честь Донской Богоматери проводится первого сентября в Донском монастыре, куда для этого с огромными предосторожностями, в специальной капсуле, доставляют оригинал образа. Ежегодное празднование установлено в честь победы на Куликовом поле, неоценимый вклад в которую внесла Донская Богоматерь.

Помощь Матери Божией

Лик Богоматери признан одним из самых чтимых на Руси. Тысячи верующих совершают поклонение образу и молитвенно взывают о помощи и защите.

Икона Божией Матери Донская, в чём помогает:

  • защищает воинов и покровительствует участникам военных конфликтов;
  • помогает в заключении мира;
  • исцеляет раны;
  • излечивает от болезней и других недугов;

Храм в Перловке

В честь прославленного образа на Руси создавались новые храмы. Многочисленные списки давали возможность верующим поклоняться чтимому образу и молиться о защите.

Перловская церковь иконы Донской Божией Матери была построена возле Мытищ в конце XIX века дворянином Перловым. Она предназначалась для посещения дачниками в летний период. Это была небольшая деревянная церковь, которая украшала собой округу и давала верующим возможность исполнять молитвенные обряды.

В памяти народной она навсегда останется связанной со смертью известного церковного композитора, служившего в этой церкви. Григорий Извеков был расстрелян в годы гонения на православных священников.

Перловская Донская церковь переживает своё возрождение. Новое строительство ведётся с 2014 года. Активно идёт сбор пожертвований на строительство. Это символизирует неугасающую любовь народа к своей спасительнице и защитнице иконе Донской Богоматери, в честь чего и была названа эта церковь.

Источник: https://molitva.guru/ikony/donskaya-ikona-bozhiej-materi-feofana-greka-istoriya-i-znachenie-obraza.html

Чудотворная Донская икона Божией Матери

Днем почитания принято считать первое сентября.

Читают молитвы об освобождении от недругов и сбережения целостности Российской Державы, о поддержке русского воинства в нелегкий для России период.

Данная икона Пресвятой Богоматери была принесена донскими казаками на Куликово поле из небольшого селения под названием Сиротина, где образу было отведено место в Благовещенском храме.

По окончанию сражения она была преподнесена великому князю Димитрию, который возвращался с победой домой. Изначально князь приказал установить образ в Успенском соборе в Москве, а после возведения Благовещенского храма в Кремле икона была перевезена туда.

Для того чтобы сохранить память о великой победе у берегов Дона, образ именовали Донским.

Существует также другая версия, согласно которой образ был установлен великим князем Димитрием в стенах Успенского храма, однако не в Москве, а на территории села Коломенское.

В 1558 году, готовясь к походу на Казань, царь Иоанн Грозный сделал остановку в этом селе и, пребывая там на протяжении долгого времени с усердием молился образу, дабы тот даровал победу оружию русского войска.

А после того, как Казань была захвачена, царь отдал приказ, согласно которому Донской образ Богоматери должен быть перевезён в Благовещенский храм в Москве.

В 1591 году, когда существенная часть русских отрядов пыталась отбить атаку со стороны Швеции, крымские татары, распоряжения которым отдавались царевичем Нураддином и его братом Мурат-Гиреем, совершили вторжение на территорию России и, после приближения к Москве, решили остановиться на Воробьёвых горах. Потеряв уже всякую надежду на силы людей, православные жители Москвы возложили свои надежды на Бога и Его Пречистую Матерь. Царь Феодор Иоаннович распорядился произвести крестный ход кругом Москвы с Донским образом Пресвятой Богоматери.

Икона была размещена в походном храме меж войска, которое готовило свои силы к битве. В течение ночи царь молился о том, чтобы Заступница помогла ему свергнуть недругов, и Она дала ему слово помочь. На протяжении всего нелёгкого боя, который продлился более суток, русскому войску удалось одолеть татар.

Дабы отблагодарить Великую Матерь за её содействие, которая явилась через Донской образ, в этом же году было учреждено строительство Донского монастыря, в котором была установлена копия чудодейственного образа.

Сей чудодейственный список и до наших дней расположен в стенах Донского монастыря. Оригинал образа из Кремлевского Благовещенского собора можно видеть в Государственной Третьяковской галерее.

Отличительной чертой данной иконы являются ножки младенца Бога, поставленные на левую руку Божией Матери.

Основную часть времени Донской образ пребывает в стенах Третьяковской галереи.

Важно

По сформировавшемуся обычаю ежегодно первого сентября (или же 19 августа по старому стилю), в день чествования Донского образа Богоматери ее привозят из Государственной Третьяковской галереи на территорию Донского монастыря.

В этот день пред сей древнейшей святыней Патриарх в присутствии огромной массы православных верующих москвичей и жителей других городов России и зарубежных стран свершает Божественную литургию.

Чудотворный список Донской иконы Пресвятой Богородицы находится в ДОНСКОМ СТАВРОПИГИАЛЬНОМ МУЖСКОМ МОНАСТЫРЕ, г. Москва.

МОЛИТВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПРЕД ИКОНОЙ ЕЕ “ДОНСКАЯ”

Источник: https://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/chudotvornye-ikony/247-chudotvornaya-donskaya-ikona-bozhiej-materi

Донская икона Божией Матери: в чем помогает и о чем ей молятся

Какая она удивительная — Донская икона Божией Матери! Феофан Грек или Игнатий Грек — неизвестный сербский или знаменитый новгородский иконописец — кто автор, кто написал икону Донской Богоматери? В каком году написан Образ?

Возраст этой святыни около семи столетий, а учёные-историки так и не пришли к единому мнению по этим двум важнейшим для любого творения вопросам.

Традиционно, автором иконы считается Феофан Грек. Краткая биография этого талантливого художника рассказывает про годы его жизни, о его творчестве, там перечисляются его самые знаменитые работы. Среди его произведений такие шедевры как «Преображение Господне», «Спас Вседержитель», «Троица».

Его неповторимая живопись, фрески, которыми расписаны некоторые храмы Новгорода, Серпухова, Москвы, Коломны и других русских городов до сих пор вызывают восхищение. Жаль, что сохранилось совсем немногое.

В чём же секрет оригинальности мастера?

Иконописец родился в Византии в 1337 году. Точная дата смерти неизвестна: по разным источникам — около 1405 года. Именно по месту своего происхождения он и получил прозвище (или фамилию) — Грек.

До приезда на Русь художник работал в Константинополе и его пригородах. А в 1370 году Феофан поселился в Новгороде. Он оказал огромное влияние на развитие новгородского искусства.

Позже он перебрался в Москву, где продолжал проявлять себя в росписи частных домов и храмов, в написании икон, художественном оформлении христианской литературы.

Характерными особенностями творческой манеры талантливого иконописца Феофана Грека являются выразительность и невероятное сочетание красок. При этом гармонично сочетаются воспевание земной красоты и величие духовной жизни, которая прискорбно мало обращает внимания на внешнее проявление.

Совет

Особое восхищение вызывала у современников такая отличительная черта Мастера как «скоропись». При написании очередной картины Феофан не старался особо передать черты образца. Каждая его работа имеет собственные неповторимые черты. Каждый лик наделён своим характером и каждый мазок являл миру гениальное произведение, такие как «Богоматерь Донская» Феофан Грека и его же «Успение Богородицы».

Биография Феофана до сих пор имеет свои белые пятна, вызывая множество вопросов. Точно неизвестна ни дата его рождения, ни смерти. Рождённый в Византии, как он попал на русскую землю?

История связывает его имя с именем митрополита Киприана, но всё это, в основном, лишь догадки о талантливом иконописце, художнике, прославившем своё имя в написании миниатюр и фресок на религиозные темы при росписи храмов.

Двусторонняя икона. Рассмотрим поподробнее

На Донской иконе изображена Богородица, прижимающаяся щекой к своему сыну, Христу младенческого возраста. Такое положение матери и сына, Богородицы и Иисуса обозначает здесь наивысшую духовную близость, понимание, доверие между человеком и Господом.

Отличительной чертой этого изображения является то, что ножки младенца до колен открыты и стоят на руке Матери Марии. Икона является двусторонней: на её оборотной стороне представлен сюжет Успения Богородицы.

По древнему преданию, в этот скорбный день все апостолы, даже те, кто находился в других странах, чудесным образом явились в Иерусалим, чтобы проститься и совершить достойное погребение Пречистой Девы Марии.

Икона — миролюбивая воительница

История иконы тесно связана с именем Дмитрия Донского, победившего золотоордынского хана в сражении на Куликовом поле. В кратком изложении описание легендарной битвы и появления Образа Пресвятой Девы выглядит так: прямо накануне сражения на помощь княжескому войску пришли донские казаки. Они-то и принесли чудотворную икону в дар Дмитрию Донскому.

Много молитв о заступничестве и просьб о помощи услышала Богородица Донская, чей Образ смотрел с иконы, в ту ночь перед жестокой битвой. И во время сражения она тоже находилась в центре войска, вселяя в воинов храбрость и не позволяя усомниться в своей победе.

Множество людей погибло тогда на поле боя, но битва была выиграна, и Мамай с позором бежал. Противостояние войск произошло рядом с великим Доном, и икона получила название Донской. Под этим названием она известна нам и поныне.

Сама Куликовская битва стала поворотным событием в жизни всего русского народа. Великий князь Московский сумел объединить русские княжества и хоть и с большими потерями, но, разбить врага и развеять миф о непобедимости татарских войск.

Икону как драгоценную реликвию он забрал с собой домой. Через некоторое время, по его приказу, её перенесли в Коломенский Успенский собор. Этот храм Дмитрий Иванович основал в 1379 году, после первой победы русичей над золотоордынскими врагами в сражении на реке Воже. Примечательно, что со стороны наших, русских войск тогда были понесены минимальные потери.

Читайте также:  Манна небесная - значение и происхождение

Донская икона Божией Матери стала заступницей и покровительницей земли русской. Многие царские особы просили у неё помощи в последующие годы. Так, Иван Грозный перед походом в Казань против вражеских войск долго молился перед Ликом Богородицы, а потом взял Образ с собой как напутствие и благословение.

После победоносного возвращения домой Иван Грозный заказал иконописцам два списка с иконы-помощницы и покровительницы, а затем передал их Успенскому собору. Оригинал, не желая отпускать далеко от себя, он поставил в Благовещенский собор Московского Кремля.

Обратите внимание

В 1591 году произошло ещё одно событие, при котором Богородица оказала помощь через свою икону, не позволив иноземцам войти в Москву. Войска татарского хана, планируя захватить столицу, уже находились недалеко от города. В это время чудотворный Образ Божьей Матери, сопровождаемый крестным ходом, обнесли вокруг каменных стен столицы.

После этого, молясь и прося Богородицу о защите, икону поставили в полковую церковь, носящую имя святого Сергия Радонежского. Наутро русские воины одержали блистательную победу над врагом.

Символом огромной признательности за эту победу стал мужской Донской монастырь. По приказу царя его возвели на том месте, где находилась полковая походная церковь. В обитель, как её главная святыня, был помещён ещё один список с Донского образа.

В 1598 году произошло ещё одно событие, связывающее Донскую икону Пресвятой Богородицы с историей православной Руси. С её помощью был благословлён на царство Борис Годунов — правитель русского государства.

Дары чудотворному Образу

В 16 веке специально для этой иконы был выполнен уникальный оклад с жемчугом, золотом, сапфирами, изумрудами и другими самоцветами. По числу размещавшихся там мощевиков, оклад не имел себе равных. Все они были посвящены памяти царской семьи.

Обратная сторона святыни, где описано Успение Богородицы, была закрыта роскошным серебряным окладом с золотыми восхитительными венцами. Икона была помещена в деревянный киот, который был обложен золотом, серебром и украшен Образами Деисуса, пророков и других почитаемых святых.

В конце 17 века икона находилась в личных покоях сестры Петра 1. Оклад с неё сняли, мощевики отдали в Благовещенский собор. А драгоценности использовали для создания нового изысканного оклада, по своей роскоши не уступавшему старому. Он состоял из 600 изумрудов, крупного жемчуга, изящного рубина и других изумительных ценных камней-самоцветов.

Вскоре Донской Образ Богоматери возвратился в Благовещенский собор. Во время войны с войсками Наполеона французские солдаты вынули из оклада большинство украшений. А после революции пропала и сама риза.

Современная история Донской Богоматери

В настоящее время первоначальный образ Донской Богородицы находится в знаменитой Третьяковской галерее Москвы.

Каждый год, 1 сентября, крестным ходом её переносят в Донскую обитель, храм Донской иконы Божьей Матери, для поклонения и молитв перед ней верующих.

Нескончаемым потоком идут к ней люди. Они молятся Заступнице о мире и благополучии, как в стране, так и в своей семье. Читая молитвы одной из самых почитаемых православных святынь: Донской иконе Божией Матери, люди просят о примирении враждующих, о защите от бед, болезней и несчастий. Икона помогает в излечении от разных заболеваний, в скорейшем заживлении ран.

Предлагаю послушать замечательный акафист Донской иконе Божией Матери.

Вопросы, которые ждут ответа

Много вопросов вызывает Донская икона. Большинство исследователей утверждают, что написана она была, всё-таки, после Куликовской битвы. Одни говорят, что, вполне возможно, её заказал Киприан, когда от Москвы отходили войска Тамерлана, и жители столицы смогли вздохнуть спокойно.

Но чаще всего звучит версия о том, что Образ написан по заказу княгини Евдокии в память о своём любимом муже Дмитрии Донском и обо всех храбрых воинах, победивших грозного врага в Куликовском сражении.

Немало вопросов и несоответствий, но одно несомненно: Донская Божья Матерь — любящая и любимая мать, Заступница, Помощница и Покровительница России. И сейчас нам опять очень нужна её помощь!

Важно

Празднование Донской иконы Божией Матери в православной церкви совершается 19 августа по старому стилю или 1 сентября по новому стилю. Помолиться перед Чудотворным образом в любой день возможно сегодня в Донском монастыре, куда я вас и приглашаю.

Моя поездка в это удивительное место состоялась 10 января 2018 года. А на карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.

Поделитесь в комментариях внизу, что знаете вы о Донской иконе Божьей Матери и какие чудеса происходили в жизни по молитвам Богородицы.

Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/donskaya-ikona-bozhiej-materi-feofan-grek/

Надежда Дмитриева. Икона Божией Матери Донская / Православие.Ru

И с туманом над Непрядвой спящей, Прямо на меня Ты сошла, в одежде свет струящей,

Не спугнув коня…

И когда, наутро, тучей черной Двинулась орда, Был в щите Твой Лик Нерукотворный

Светел навсегда.

А. А. Блок

Шел 1380 год. Русь стонала под игом Золотой Орды. И наконец 8 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, на Куликовом поле сошлись в смертельной битве две силы: орда кочевников, не знавшая жалости, привыкшая воевать и побеждать, и ведомые великим князем Димитрием Ивановичем русские рати, вдохновляемые верой Христовой.

Величественную картину битвы дал Н.Н. Карамзин:

«Стоя на высоком холме и видя стройные, необразимые ряды войска, бесчисленные знамена, развевавшиеся легким ветром, блеск оружия и доспехов, озаряемых ярким весенним, солнцем, слыша всеобщие громогласные восклицания: «Боже! Даруй победу государю нашему!» и вообразив, что многие тысячи сих бодрых витязей падут через несколько часов, как усердные жертвы любви к Отечеству, — Димитрий в умилении преклонил колена перед образом Богоматери. Воодушевление было всеобщее Русские войска с верою в победу двинулись на неприятеля и разбили татарские войска».

И склонился святой князь Димитрий пред образом Богоматери, который поднесли ему донские ратники из городка Сипотина. Образ был укреплен на древке и как хоругвь победоносно реял над русским воинством во время сражения.

После битвы ратники преподнесли князю Димитрию эту икону в дар. Князь поместил ее сначала в Успенском соборе, а затем — во вновь построенном Благовещенском соборе Московского Кремля. С тех пор чудотворная и носит имя Донской.

Не умолчим об ином предании, согласно которому икона пребывала поначалу в Успенском соборе города Коломны.

Наиболее ранее известие о коломенской Донской Божией Матери содержится в летописном сообщении времен царя Ивана Васильеича Грозного, молившегося перед нею в 1574 году, перед началом Казанского похода: «И приходит государь в церковь Успения Пречистыя и припадает к образу Пречистыя, иже на Дону была с преславным великим князем Димитрием Ивановичем». Когда Казань пала, царь Иван Васильевич приказал перенести чудотворный, дарующий победу образ в Москву.

На лицевой стороне иконы — Богоматерь, предстающая в иконографическом типе «Умиления». Изначальный золотой фон полностью утрачен, но лики и одежды Богородицы с Младенцем сохранились хорошо. Вишневого цвета плащ-мафорий Богоматери, рыжевато-коричневая рубашка Христа разукрашены сетью изломанных золотых линий.

Золотом были написаны и края мафория Богоматери, звезды на нем — символ Ее тройного девства (до, во время и после рождения Спасителя). Синий чепец Пречистой, клав на хитоне Христа и свиток, перевязанный золотым шнурком, — все это делает цветовую гамму иконы торжественно-сумрачной и исполненной таинственной значимостью.

Совет

На оборотной стороне изображено «Успение Богоматери». Пережив века, образ дошел до наших дней почти без изменений. Сохранилась и киноварная надпись: «Успение святыни Богородицы».

От великого множества греческих и русских икон «Успения» этот образ отличает цельность внутреннего построения: опущены многие дополнительные сюжеты, которые часто используют другие иконописцы (несение апостолов Ангелами, плачущие жены, Ангел, отрубающий руку нечестивому Аффонию, дерзнувшему поколебать гроб Богоматери.

В темно-синем ореоле царит фигура Христа с пламенеющим над Ним Херувимом, она вдвое больше фигур апостолов и святителей. В руках Спасителя — крошечная запеленутая фигурка, олицетворение бессмертной души Богородицы.

Справа и слева от ложа с телом Богоматери — по шести апостолов и одному святителю (первый из них, вероятно, Иаков, брат Божий, епископ иерусалимский; второй — Иерофей, епископ Афинский). Это очевидцы кончины земной жизни Богоматери во граде Иерусалиме.

Одинокая свеча перед смертным ложем Божией Матери, ее трепетное пламя — символы угасания жизни. Обрамляющие центральную группу здания напоминают о кончине Богоматери в «доме». Всякий бывший в Иерусалиме видел это священное для христиан место.

Благочестивая традиция приписывает авторство Донской Богоматери выдающемуся иконописцу Феофану Греку.

Не один год длится полемика искусствоведов по этому вопросу, но не она важна для нас. Космическая мощь кисти Феофана пережила века и осталась с тем народом, к которому пришел он, принеся с собой великое искусство Константинополя.

Кто видел фрески Феофана в Новгородской церкви Спаса на Ильиной улице, уже никогда не забудет их. Заказчиками Феофана были лучшие люди Великого Новгорода, московские князья и митрополиты. Деисус его письма украшает Благовещенский собор Московского Кремля.

Обратите внимание

Там же, в местном ряду, слева от царских врат, была поставлена и чудотворная Донская. Ныне она находится в Третьяковской галерее.

Многие чудеса проистекали от этого образа. В 1591 году вторглись в русские пределы крымские татары, подошли, к самой Москве и раскинули шатры свои на Воробьевых горах. В то время почти все русское войско стояло в Великом Новгороде, защищая его от шведов. Столица оказалась беззащитной.

Царь Федор Иоаннович, уповая на помощь свыше, повелел совершить вокруг городских стен крестный ход с Донской иконой, а затем поставить ее посреди малочисленного московского воинства.

Ночью после усердной молитвы царь получил откровение от явившейся ему Богоматери, а утром устрашенные неведомой высшей силой татары покинули поле битвы и стали спасаться бегством, бросив множество раненых и весь свой стан.

В воспоминание столь дивной победы, дарованной чудотворным образом, царь в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла тогда Донская икона. Монастырь, так и названный Донским, хранил в своих стенах список с Чудотворной. Ежегодно 19 августа сюда шел из Кремля крестный ход.

7 мая 1686 года князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход на Крым, взял с собой чудотворную Донскую икону. По возвращении ее встречали государи Иоанн, Петр и царевна Софья.

Все возвращается на круги своя. В Донском монастыре, месте погребения святителя Тихона, где неугасимо горят лампады перед списком с чудотворной иконы, вновь звучит пение иноков.

К православной России вернулся и другой чтимый список Донской Богоматери, исполненный уже в 1920-х годах замечательным изографом — новомучеником Владимиром Комаровским: этот образ пребывает в нижнем храме собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря.

Важно

Придет время — и, веруем, скоро — когда вновь зазвонят колокола в ознаменование возобновленного крестного хода. И опять засияет дивным светом над склоненными головами православных людей чудотворная икона Божией Матери Донской, и восславят они Ее в своих молитвах.

Тропарь, глас 4

Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и Чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне нас от всяких бед и напастей милостиво избави и спаси души наша, яко Милосердая.

Молитва

О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя.

Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворный образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются.

Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй.

Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающии ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезни и печалех сущия, злыя сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни. Прими, благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя.

Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго инаго злострадания.

Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити пречестное имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Источник: https://pravoslavie.ru/1920.html

Ссылка на основную публикацию