Что такое целомудрие в православии?

Как восстановить целомудрие?

В апостольских писаниях и в писаниях святых Отцов под целомудрием подразумевается чаще всего чистота от всякой плотской греховной скверны, а также здравие ума и души (свят. Иоанн Златоуст). В их писаниях целомудрие обозначается греческим словом (sophrosune).

Первоначально значение этого слова было: благоразумие (2 Мак. 4:37; Деян. 26:25; 1 Пет. 4:7), здравомыслие, здравомудрие, премудрость в жизни и слове 
Целомудрие – это «полная мудрость, сколько умственная, столько же и нравственная» (Федоров Н.Ф.).

Отец Павел Флоренский писал — «По своему этимологическому составу греческое слово «целомудрие» указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека» 

Обратите внимание

По определению святого Григория Нисского, «целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил».

Целомудрие – это то, что оберегает дух человека от погружения его в плоть; это самосохранение человеческого у духа, без чего человек становится плотяным, животным, теряет все человеческое (св. Ефрем Сирин).

Противоположным целомудрию является состояние развращенности, развороченности души. Целина личности разворочена, наружу вывернуты низменные потребности и похоти плоти, а душа завалена, подавлена плотским, страстным, греховным. Развращенный человек – как бы вывернутый наизнанку, бесстыдно выставляющий наружу постыднейшее.

Вместо стыдливости здесь бесстыдство и цинизм Бесстыдство – указатель испорченности и растленности души. (Слово растление происходит от славянского тло, означающего дно, пол, основание. Говорят: «Его обокрали дотла», то есть дочиста, до основания; «хлеб сгнил дотла», то есть весь, сколько было.

Очевидно, что глаголы «тлеть» и «тлить» относятся к процессу гниения, разрушения, происходящему до основания строения, до земли. В таком случае по отношению к человеку растление обозначает или совершенное нетление, т.е.

уничтожение души до конца, дотла, или же, что правильнее, как и развращенность, – порчу основания существа человека, его души, развращение до дна, последнюю степень испорченности, развинченности, распад личности, расшатанность, разброд, развал духовной жизни, ее раздробленность, состояние мучительной неустойчивости; одним словом, это – «начинающееся еще до геенны разложение личности, ее рассечение грехом» (Мф. 24:51; Лк. 12:46) (свящ. П. Флоренский). В развращенном человеке остается только личина человека, ибо дух постепенно умирает, угасает.

Ветхий (греховный) человек истлевает в обольстительных похотях (Еф. 4:22), т.е. страстях, которыми обычно живет самоугодливый человек. «Эгоистическая жизнь в самоугодии и страстях разлагает, истощает и снедает естество человеческое» (свят. Феофан Затворник). Особенно это касается грехов плотских.

«Прочие грехи, – говорит святой Афанасий Великий, – одной душе причиняют вред, а любодей и тело растлевает и разрушает, истощая душевную и жизненную силу».

По словам преподобного Ефрема Сирина, «греховное растление служит к пагубе, потому что, проникая скрытно в глубину, производит в природе неисцельную гнилость, которая кажется малою, но делается необъятною, потому что распространяет, подобно закваске, действие свое с ног до головы». Душа человека растлевается не только плотскими грехами, но и сребролюбием, славолюбием (тщеславием), завистью и ненавистью, гневом, дерзостью и жестокосердием, ложью, лихоимством и богозабвением, и всяким другим злом, ненавистным Богу (преп. Ефрем Сирин).

Важно

Христиане, будучи освящены в животворной купели крещения, очищенные от всякой нечистоты древней заразы, суть храмы Божий (1Кор. 3:16-17), которые никем и ничем не должны быть растлеваемы и оскверняемы.

«Мы, – говорит священномученик Киприан, епископ Карфагенский, – искуплены дорогою ценою – кровию пострадавшего за нас Господа Иисуса Христа и призваны повиноваться воле своего Искупителя во всех действиях своего служения Ему, прославляя и нося Господа в чистой душе и неоскверненном теле» (сщмч. Киприан Карфагенский).

Обыкновенно добродетель целомудрия противопоставляется плотской и распутной жизни (преп. Симеон Новый Богослов), и тогда называется чистотою целомудрия или чистотою души и тела (преп. Иоанн Лествичник). Однако, под целомудрием подразумевается не одна только нравственная чистота души и тела. «Целомудрие есть воздержание и преодоление (всяких) похотей борьбою» (свят. Иоанн Златоуст).

Целомудр тот, кто соблюдает себя в чистоте от всякого греха и в мыслях, и в чувствах, и во всех желаниях, намерениях, и в самых действиях (иеросхим. Мордарий). У апостола Павла это названо чистотою (1Тим.

5:2) – когда «при телесном целомудрии сохраняют и душевное и не причиняют себе никакого нравственного вреда посредством зрения или слуха» (свят. Феофан Затворник). По словам митрополита Филарета Московского, «жить целомудренно.

, означает жить под управлением целого, неповрежденного, здравого мудрования, не позволять себе никакого удовольствия, которое не одобряется здравым рассуждением, соблюдать ум от осквернений нечистыми мыслями, сердце не зараженным нечистыми желаниями, тело не растленное нечистыми делами», а также осязания и проч. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что истинно целомудр тот, кто не только все тело хранит от блуда, но когда каждый телесный член (например, глаза, язык) соблюдает целомудрие и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с порочными мыслями. Поэтому, чтобы быть целомудренным, надо заботиться о преуспеянии во всякой добродетели, чтобы Дух Святой, почив на добрых плодах, присоединил нас к Царству Небесному (преп.Ефрем Сирин).

Таким образом, целомудрие в широком смысле слова состоит в том, чтобы «соблюдать целыми все добродетели, наблюдая за собой во всех действиях, словах, делах, помыслах» (преп. Амвросий Оптинский).

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что собственно целомудрие обнимает все добродетели: «Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей» и есть не что иное, как непорочность (свят. Феофан Затворник).

Подобно говорит и святой Иоанн Златоуст: «Целомудрие состоит не только в том, чтобы воздерживаться от прелюбодеяния, но и в том, чтобы быть свободным и от прочих страстей.

Следовательно, и любостяжательный – не целомудрен; как тот (прелюбодей) пристрастен к телесному наслаждению, так этот (любостяжательный) к богатству; даже последний невоздержаннее первого». «Целомудрие все страсти укрощает, удерживает бессловесные (животные, чувственные) стремления души и тела и управляет их к Богу» (преп.Петр Дамаскин). «Целомудрие требует самоотверженной жизни со всесторонним попранием эгоизма и всякого самоугодия, все к себе стягивающего» (свят. Феофан Затворник).

Совет

В связи с приведенными определениями целомудрия (в узком и широком смысле) у святых Отцов находим указания на некоторые внутренние и внешние признаки целомудрия.

Священномученик Киприан Карфагенский пишет: «Заповедь о целомудрии относится, во-первых, к телу и вообще к нашей внешности и, во-вторых, к душе и ее внутренним помыслам.

Что касается до целомудрия внутреннего, то оно состоит в том, чтобы все доброе мы делали для Бога и пред Богом, а не для людей (по человекоугодию), чтобы подавляли в себе самом зародыши зловредных мыслей и пожеланий; считали всех лучшими себя, никому не завидовали, не предполагали ничего сами от себя, но все относили к воле и расположениям Промысла Божия; памятовали всегда о присутствии Божием, привязаны были к одному Богу, сохраняли свою веру чистой и недоступной никаким ересям и внутреннюю чистоту приписывали не себе, но Спасителю нашему Иисусу Христу, которой Он и есть источник. Внутреннее целомудрие состоит в том, чтобы мы, пока живем, не считали себя завершившими и окончившими подвиг добродетели, но подвизались бы до тех пор, пока смерть не окончит наших дней; чтобы вменяли в тщету труды и печали настоящей жизни, не привязывались и не любили на земле ничего, кроме ближних, и ожидали награды за свои добрые дела не на земле, но от одного Бога на небе» (сщмч. Киприан Карфагенский).

По словам преподобного Иоанна Кассиана, признак истинной чистоты внутреннего целомудрия состоит в том, чтобы в бодрственном состоянии не допускать греховного услаждения плотскими чувствами, даже и во сне, в сонных мечтаниях пребывать без страстного движения чувств.

Кто стяжал совершенное целомудрие, говорит преподобный Исаак; Сирин, тот не только борьбою уцеломудривает свой помысл, но уже постоянной чистотой, «истинностью своего сердца уцеломудривает зрение ума своего, не позволяя ему простираться к непотребным помыслам», при этом «стыд, как завеса, висит в сокровенном вместилище помыслов и непорочность (души) его, как целомудренная дева, соблюдается Христу верою» (преп. Исаак Сирин).

Внешнее целомудрие, по словам святого Киприана Карфагенского, состоит в том, чтобы избегать всего, что может положить и малейшее пятно на чистоту души, не предаваться неумеренному смеху и не возбуждать его в других, не говорить ничего, что оскверняет приличие и истину, избегать общества людей зазорной жизни, не блуждать взорами и не рассеивать их по сторонам, не выступать горделиво, не принимать кичливого или сладострастного вида, не издеваться над страстями или недостатками других, не говорить, чего не знаем, а равно и не говорить бессмысленно и неуместно всего, что знаем (сщмч. Киприан Карфагенский).

К внешним признакам целомудрия относятся скромность поведения и стыдливость. «Стыдливость есть постоянная спутница целомудрия и нравственной чистоты, которые во взаимном своем соединении охраняют нашу нравственность (особенно в юном возрасте)… Стыд есть превосходный наставник и руководитель в хранении телесной чистоты» (свят. Амвросий Медиоланский).

Целомудренная скромность христианина проявляется не только в словах и поступках, но и в самых телодвижениях, в походке, в умении скромно вести себя в обществе.

В наружности человека, во всех его телодвижениях отражается душа, как в зеркале, и все это служит для нас как бы отголоском или вывескою души, так что из внешних действий нашей телесной природы, по тесной связи души с телом, мы заключаем и о внутренних свойствах нашей духовной природы.

Обратите внимание

Наглая походка, с разными кривляниями, нескромными позами и телодвижениями, служит выражением легкомыслия и нескромности (свят.Амвросий Медиоланский). «Ноги, идущие бодро (бесчинно), ненадежные свидетели целомудрия и обличают болезнь, ибо и в самой походке бывает нечто наглое», — говорит святой Григорий Богослов.

Скромнoe положение тела, и вообще внешнее поведение – живое отображение благочестивого духа, благонравия и скромности христианина. Кротость ваша да будет известна всем человекам, – говорит Апостол (Флп. 4:5; срав.: 2 Кор. 10:1).

«Целомудрие, – говорит священномученик Киприан, епископ Карфагенский, – состоит не в одной только непорочности тела, но и в скромности и благопристойности одеяния», в скромном убранстве волос и др.

Целомудрие является и в слове – в чистоте нашего языка.

Взор и слух целомудренного христианина отвращается от всякой нескромности (соблазнительных зрелищ, картин, книг, рассказов, нескромных плясок и веселья и т.п.).

«Много срамного изрыгает язык (людей) похотливых (и развратных), много сокровенного и соблазнительного извергает он в уши слушающих» (свят. Григорий Богослов), повреждая души целомудренных.

Целомудренный христианин смотрит на все чистым оком (Тит. 1:15).

«Как неповрежденный глаз все видит чисто, действительно так определяя, как что есть… так и чистая душа все видит неукоризненно и чисто, а душа возмущенная (оскверненная грехами), имея око, покрытое тьмою греха, и хорошего не может видеть хорошим» (преп.

Ефрем Сирин), и (человека) чистого, целомудренного подозревает в лицемерии и скрытых пороках. Преподобный Исаак Сирин говорит, что «когда (христианин) видит всех людей хорошими, и никто не представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем».

Красота человеческого тела не вызывает в целомудренном страстных чувств, но побуждает к прославлению Создателя.

Так, из житий святых известно, что подвижники, прославившиеся целомудрием и святостью, когда встречали прекрасную лицом женщину или юношу, не прельщались телесной красотой, но своими помыслами возносились к верховной святейшей красоте, виновнице всякой красоты земной и небесной, т.е. к Богу, прославляя Его за то, что Он из земли делает такую красоту, удивляясь красоте образа Божия, сияющего даже в поврежденном грехом естестве человеческом Они мысленно созерцали неизреченную доброту лица Божия, красоту святых Божиих, святых Ангелов и Божией Матери, и тем более возгревали в себе чистую любовь к единому Господу Богу, «создавшему всякую красоту Себе ради» (св. прав. Иоанн Кронштадский).

Читайте также:  Проскомидия о здравии что это

«Поведал мне некто, – пишет преподобный Иоанн Лествичник, – об удивительной и высочайшей степени чистоты. Некто, увидев обыкновенную женскую красоту, весьма прославил о ней Творца, и от одного этого видения возгорелся любовью к Богу и пролил источник слез.

Поистине удивительное зрелище! Что иному могло быть рвом погибели, то ему сверхъестественно послужило к получению венца славы» (преп. Иоанн Лествичник). Чистое целомудрие является источником внутренней духовной радости и мира. Это неизменные спутники чистой непомраченной совести; вовне оно проявляется в некоторой скромной веселости (свят.

Гриорий Богослов пишет: к признакам целомудрия принадлежит и некоторая веселость). Целомудренный человек отличается воздержанием, терпением и мужеством в скорбях и напастях (свят. Григорий Богослов).

Целомудрие – особенный дар Божий Человек не может своими только силами и старанием приобрести чистоту: только по милости и благодати Божией подается подвизаюшемуся освобождение «от брани плоти и господства обладающих страстей» (преп.Иоанн Кассиан Римлянин).

Истинное целомудрие возможно только в христианстве.

Важно

В древности некоторые лучшие из язычников – языческие философы могли приобрести только некоторую частицу целомудрия – воздержание от блудных дел, но «внутреннюю, совершенную и постоянную чистоту духа и тела они не только делом не могли приобрести, но и думать о ней не могли; добродетель истинного целомудрия невозможно иметь иначе, как по благодати Божией, и ее имеют только те христиане, которые служат Богу с сокрушенным духом» (преп. Иоанн Кассиан Римлянин).

Азбука Веры

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/kak-vosstanovit-celomudrie/

Целомудрие женщины и мужчины: что это

28 03 2016      Оля       Пока нет комментариев

Целомудрие женщины и мужчины — что это? Это прекрасное понятие в наше время практически потеряло свое значение, о нем просто забыли, извратив и перекроив сознание. К сожалению, нравственность потеряла свою привлекательность.

Измена больше не считается поступком, порочащим репутацию человека. Свободная любовь гордо несет свой флаг, идя впереди многих разрушенных постоянными предательствами людей. Романтические свидания и трепет первой любви постепенно вытеснили ночи в поисках коротких удовольствий.

Любовь превратилась в дешевую игру, выиграть в которой можно только подлостью. Вместе с верой в Бога было забыто и целомудрие.

Целомудрие в христианстве

В христианстве целомудрие имеет большое значение. В заповедях, данных Моисею, есть упоминание о недопустимости изменять супругу, и желать чужого спутника жизни. Иисус Христос был рожден от Девы Марии.

В храме младенца Иисуса встретила пророчица Анна, которая не выходила замуж после того, как овдовела. Иисус хоть и уделял большое значению браку, Сам не был женат. Апостол Павел говорил о скопцах ради Царствия Небесного.

Примеров, подтверждающих важность целомудрия, в Библии очень и очень много.

Удивительно, что даже многие верующие поддались давлению социума в данной сфере и считают совершенно нормальным сочетание веры в Иисуса и свободной любви. Целомудрие не только невинность девичью обозначает, дословно это: целостность мудрования, цельность души — прямая противоположность разврату, развращенности души.

То есть, когда все силы души — ум, воля, чувства, соединены во едино, духом Божиим, и все направлено на благоугождение Богу, а невинность, чистота — она связана, конечно, с целомудрием. Если человек целомудренный, он обязательно будет чистый и воздержанный.

Все наши святые, и конечно же, Петр и Феврония, являющиеся для нас образцом истинной любви, были целомудренными, чистыми, святыми, воздержанными. И это для нас пример, мы должны сами к этому стремится.

Зачем создавать семью?

Сейчас, когда в мире разврат считается чуть ли не нормой жизни, многие боятся венчаться, как бы оставляя за собой возможность повернуть все вспять.

Оно и так — после венчания брак нужно сохранять любыми путями (хотя многие сейчас, повенчавшись по моде, запросто разбегаются и живут в блуде с другими, не считая это чем-то трагичным!) Причиной развода может стать только грех любодеяния.

Вот многие так и рассуждают — зачем венчаться — тогда нельзя будет развестись?

То есть, вступая в брак, они имеют лукавую мысль, и венчаются у нас сейчас всего –то 2-3% от всех, вступающих в брак, что является грехом, потому что люди пренебрегают благословением Господним, которое на брачующихся подается в Таинстве венчания.

Совет

А еще многие просто даже и регистрировать брак не считают нужным — пожили да и разбежались, если что не устраивает.

Не хотят приспосабливаться, притираться друг к дружке, терпеть, быть снисходительным — не нравится что –то, не по-моему — все, «в сад»! И с детками та же история — забеременела — на аборт, выкидывай, убивай ребенка, зачем с ним возиться, проблемы себе создавать, нужно ведь для себя любимой (любимого) жить. чего там детей сопливых растить!

А потом проходит время, другое осознание жизни, и человек понимает, что натворил в жизни, как теперь все исправить, где семьи, где дети, где основа жизни, зачем жил вообще??!! И как теперь узнать, где находятся души деток, убитых во время аборта, и как самой жить с такими грехами, и куда душа отправится после смерти — в вечное мучение? или можно что-то исправить….

Целомудрие — это:

  • Ответственность и способность контролировать себя.
  • Отказ кормить людей, построивших состояния на индустрии секса и боли.
  • Продление молодости и здоровое тело.
  • Брак, построенный на доверии и отсутствие постоянных слез и подозрений.
  • Крепкая дружба, в том числе и между разнополыми людьми.
  • Сохранение трезвости ума и сил для радости жизни.
  • Сохранение лучших качеств своего пола.

В противовес — что такое блуд:

  • Это наслаждение на первых порах, а потом страшная зависимость от него.
  • Это раздраженность и подавленность, когда нет возможности получить желаемое.
  • Это потеря контроля над собственным телом.
  • Это бесконечная гонка за призом и потеря драгоценного времени.
  • Это бессонные ночи, слезы и звонки всем знакомым.
  • Это удар за ударом и потеря доверия к кому-либо.
  • Это подозрительность, которая может превратиться в паранойю.
  • Это бездна, из которой очень трудно выбраться.

Поделитесь информацией с друзьями в соцсетях

    

Источник: https://novomoskovsk-ua.info/tselomudrie-chto-eto-takoe/

Что такое целомудрие: какое значение это слово имеет для девушки, является ли оно добродетелью в браке

Первое, что приходит на ум при слове целомудрие, это мысли о девичьей непорочности. Но не всё так просто. Понятие это очень многогранно. Конечно, оно связано с сексуальностью, но не только женской. И не только с ней. Целомудрие имеет отношение и к житейским нормам морали, и к религиозным ценностям.

Значение слова «целомудрие»

В словарях

Что означает это слово? В словаре синонимов целомудрию соответствуют, например,

  • безупречность;
  • безгреховность;
  • невинность;
  • чистота;
  • скромность;
  • девственность.

А также оно характеризуется как соблюдение строгих нравственных правил.

В Википедии

Понятие целомудрия имеет две стороны. В википедии это слово означает:

  • одну из добродетелей в Христианстве.
  • черту человека, относящуюся к моральным качествам.

В Христианстве слово целомудрие обозначает чистоту человека, которая присуща как его физической (телесной) природе, так и его духовным, душевным качествам. Она ведёт к отсутствию порочных наклонностей.

Целомудренный человек характеризуется чистотой мыслей и поступков, которые диктуются его внутренним миром, независимо от внешних негативных воздействий. Одной из сторон целомудрия является воздержание от интимных отношений вне супружества, но его нельзя сводить только к такому узкому пониманию.

Очень близко понятие целомудрия к благородству. Вместе их можно рассматривать как категорию чести.

Как понятие морального сознания целомудрие предполагает наличие внутри человека определённой силы, которая помогает ему сопротивляться познанию и ощущению сторон жизни, могущих нанести вред его личности.

К таким сторонам жизни в быту чаще всего относят половое воздержание:

  • полное;
  • целомудрие до брака;
  • в период брака, но за его пределами.

Целомудрие как нравственный идеал

Но не только близких отношений между полами в браке и вне брака касается это понятие. Его связывают ещё и с религиозностью человека, его верностью идеалам, семейным ценностям, любовью к близким, Отечеству, с мудростью.

Таким образом, целомудрие можно трактовать как целый набор качеств, объединяемых мудростью и цельностью, внутренней красотой. Для мужчины и женщины – это несколько разные стороны человеческой натуры.

Так, представитель мужского пола, должен быть в первую очередь ответственным за жизнь семьи, государства, быть лидером. Женщина должна хранить очаг, «собирать» вокруг себя домочадцев, охватывать их теплом и любовью. Хотя внешняя красота и является привлекательной, внутренняя более важна.

Что говорили Отцы церкви

Отцами церкви уделено целомудрию немало внимания как добродетели, объединяющей в себе христианские ценности.

Апостол Пётр

Ему приписываются замечательные слова о том, что украшением женщины являются не красиво заплетённые волосы, золочёный убор и роскошный наряд, а сокровища её сердца и кротость молчаливого духа. Это делает её драгоценной в очах Бога. То есть женщина и девушка красивы, когда у них большое доброе сердце, они мягки, покладисты и терпимы.

Апостол Павел

Он рекомендовал не думать о себе больше положенного, а думать целомудренно и скромно, сообразуясь с требованиями, предъявляемыми верой, данной Богом каждому человеку.

Ефрем Сирин (богослов IV век)

В своей молитве он призывал Господа отвести от него праздность, уныние, пустословие, любовь к плотским удовольствиям. И, напротив, просил у Бога: приобщения к смиренности духа, терпению и целомудренности; возможности видеть собственные прегрешения.

Святой Амвросий Медиоланский (учитель церкви IV век)

Он выделяет три вида целомудрия: супружеское, целомудрие вдовства и девственности. Все три он ценит одинаково высоко. К признакам целомудрия он относит стыдливость как её неизменного спутника, который, соединяясь с чистотой, охраняет нравственность, особенно в юности. Он считает стыд хорошим наставником в соблюдении телесной чистоты.

Святой Амвросий подчёркивает, что целомудренного человека можно определить не только по поступкам, но ещё и по внешним признакам: походке, телодвижениям, умению вести себя. «Наглая» походка, «кривляния», неприличные позы говорят о легкомыслии и отсутствии скромности.

Игнатий Брянчанинов (проповедник XIX век)

По его мнению, целомудрие означает избежание «блудных дел», сквернословия, сладострастия и двусмысленности в разговорах, чтении и мечтах. А также к целомудрию он причисляет: молчание, помощь больным и калекам. Он призывает помнить о смерти и адских муках, а также совершенствовать целомудрие как чистоту, позволяющую увидеть мысленным взором Господа.

Как видно из приведённых высказываний, целомудрие – неотъемлемая часть религиозности. Одной из её характерных черт является послушание – Богу, закону, родителям, мужу. И ещё ей присущи скромность и нестяжание, то есть отсутствие безудержного стремления к материальным ценностям, пустому времяпровождению, телесным наслаждениям.

Ведическая мудрость

Не обходят вниманием добродетель целомудрия и ведические учения.

Читайте также:  Именины тимофея по православному календарю

Индийские мудрецы выделяют 8 качеств, характеризующих целомудренную женщину:

  1. Щедрость. Жадность и привязанность к вещам пагубно влияют на человека. Постепенно он начинает ценить лишь материальные блага и телесные удовольствия. Когда женщина проявляет жадность к плотским утехам, она не застрахована от супружеских измен, а, значит, способна потерять целомудрие. Нужно отдавать свою любовь и заботу мужу, быть щедрой к нему, ценить его хорошее отношение.
  2. Умение вести дом. Умелое ведение хозяйства привязывает жену к семейному очагу, делает её заботливой, ответственной и необходимой мужу. Её помыслы направляются на служение любимому человеку, а не на пустое времяпрепровождение «на стороне».
  3. Следование правилам, на которые указывает житейская мудрость и религиозные каноны. Целомудренная женщина религиозна, образованна, начитана, рассудительна. Она терпима в отношениях с окружающими, готова не только выслушивать советы и замечания, но и следовать им разумно, а не слепо – сообразуясь со здравым смыслом и полученным воспитанием и образованием.
  4. Умение вести беседу, быть вежливой, внимательной. Говорить собеседнику умные и приятные вещи. Сглаживать неловкости и прощать мелкие недостатки в общении. Не поддаваться на словесные провокации, не отвечать грубостью на хамство. Держать себя с достоинством, но без высокомерия.
  5. Честность и открытость. Если женщина целомудренна, у неё нет повода обманывать мужа, вводить его в заблуждение, лукавить. Без взаимного доверия существование полноценной семьи невозможно.
  6. Умеренность, способность довольствоваться малым, отсутствие тяги к роскоши и транжирству. Нельзя требовать от мужей то, что они не в состоянии обеспечить, если это не продиктовано жизненной необходимостью. Нужно ценить повседневные радости: любовь, теплоту, внимание – ведь их не купишь ни за какие деньги.
  7. Внимательность. Важно чувствовать настроение мужа, интересоваться его делами, стараться ему помочь, успокоить, если он расстроен. А также нужно внимательно следить за его самочувствием, создавать комфортную психологическую атмосферу.
  8. Чистота. В своих мыслях и чувствах женщина должна стремиться к чистоте поступков и отношений, быть доброжелательной, не грешить, совершенствовать свою душу.

Как видно из рассмотренных рассуждений древних философов, они вполне актуальны для нашего времени. Если современная женщина обладает указанными качествами, её вполне можно назвать целомудренной.

О времена, о нравы

К сожалению, в нынешние времена не всегда можно наблюдать стремление к такому женскому идеалу. Не все девушки и молодые люди думают о создании крепкой семьи на долгие годы, о взаимной любви и большом уважении друг к другу. Они не всегда готовы брать ответственность за обеспечение семьи, воспитание детей.

Часто наблюдается стремление «пожить для себя», получить как можно больше удовольствий и окружить себя излишествами, стремясь к надуманному престижу. Как следствие, в семье наблюдаются конфликты, пары распадаются, детей воспитывают одинокие матери или государство. Отцы уклоняются от помощи детям, прячась от алиментов.

Понятно, что у ребёнка, выросшего в подобном окружении, нравственные идеалы размыты или вовсе отсутствуют. Их «воспитывают» улица и социальные сети. Таким образом, понятие целомудрия отходит на последний план или даже становится предметом насмешек, рассматривается как пережиток.

К сожалению, многие сегодняшние юноши и девушки относятся к целомудренности девушки как качеству, не заслуживающему особого уважения. Интимные отношения до брака для них – явление обыденное, как и рождение детей до женитьбы. Нередки случаи, когда девочки становятся мамами, ещё не окончив школу.

Причиной такого поведения является в том числе недостаточное родительское внимание и опека. Великий полководец Александр Суворов известен ещё и тем, что с большой любовью относился к своей дочери и ценил её честь больше, чем собственную жизнь и честь. Сегодняшним родителям, бесспорно, нужно брать с него пример.

Нельзя снижать планку

Снижение планки нравственных идеалов пагубно влияет на окружающую жизнь. Людям приходится расплачиваться за безнравственные поступки здоровьем и благополучием своим и близких.

Напротив, «выигрывает» девушка, являющаяся целомудренной, хотя и не пользующаяся мимолётным успехом у парней. Она заботится не о преходящем внешнем эффекте, а о нравственном совершенствовании, о воспитании в себе доброты, уважения к старшим, честности и порядочности.

В итоге она будет интересна окружающим намного больше, чем пустая кокетка.

Такая девушка будет благотворно влиять и на представителей мужского пола.

Они, видя в ней будущую мать и подругу на всю жизнь, будут становиться сильнее, мужественнее, заботливее, чтобы быть достойными её, суметь завоевать её уважение и любовь.

Видя её способность поделиться своим душевным богатством, почувствуют потребность не только брать, но и отдавать, и поймут, что именно в этом, а не сугубо в стяжании удовольствий состоит предназначение мужчины и человека.

Целомудренная личность должна обладать большой внутренней силой и стойкостью. Эти качества необходимы, чтобы сопротивляться негативным влияниям. Такой человек не идёт на компромиссы с совестью, не поддаётся мимолётным увлечениям, его нельзя заставить совершать дурные поступки, идти на предательство, лгать, причинять страдания другим.

Целомудрие позволяет человеку:

  • не совершать поступки, не обдумывая их последствия;
  • управлять желаниями;
  • избегать греховных мыслей;
  • выбирать правильные пути и ставить достойные цели;
  • уважать себя и других;
  • не впасть в гордыню.

Целомудренная женщина любит и ценит своего мужа.

Она

  • хранит ему верность;
  • вдохновляет на добрые дела;
  • является хорошей помощницей в его начинаниях;
  • уважает его семью.

Как воспитать целомудрие

Воспитание целомудрия распадается на три составляющие.

  • Первая – это воспитание в семье. Родители должны быть строги к своему чаду, но в разумных пределах. Нужно интересоваться жизнью ребёнка, принимать в ней участие, объяснять ему житейские истины. При этом нельзя забывать, что личный положительный пример является важнейшей составляющей воспитания. Особенно показательны нежные отношения между отцом и матерью, формирующие модель будущего поведения их чада в его семейной жизни.
  • Вторая – воспитание религиозное. Человек воцерковлённый, истинно верующий, следующий религиозным нравственным канонам наиболее приближен к целомудрию, объединяющему в себе многие добродетели.
  • Третья – самосовершенствование, постоянная работа над собой. Как говорил поэт, «душа обязана трудиться». Без стремления изжить в себе дурные наклонности, преодолевать искушения, следовать наставлениям старших, а также воспитать в себе высокие моральные качества, совершать добрые дела – стать целомудренным невозможно.

Таким образом, целомудрие – очень широкое понятие. Оно относится и к религиозным, и к светским моральным нормам.

Целомудрие очень важно, как для юношей и девушек, только вступающих в жизнь, так и для зрелых людей.

Оно призывает не только отказываться от телесных излишеств – сексуальных, пищевых, но и не совершать дурных поступков, стремиться к самосовершенствованию, нравственной чистоте.

Источник: https://pravoslavie.guru/slovar-terminov/tselomudrie-v-pravoslavii-i-v-miru-opredelenie-v-vikipedii.html

Что такое целомудрие и что оно значит в православии – Молитвы

В нашем языке популярна пословица «береги честь с молоду». Ее можно трактовать по-разному. Но всегда она останется актуальна для девушек. Один раз испортив свою репутацию легкомысленным поведением, последствия можно пожинать всю оставшуюся жизнь. Девственность и целомудрие — есть ли разница между этими понятиями, и если да — то какая?

Термин «целомудрие»

Это понятие подразумевает в первую очередь нравственную чистоту. Наши современницы редко задумываются о своем образе жизни.

Девушки, начиная с самого раннего возраста, хотят стать взрослее и для этой цели не брезгуют никакими способами.

Встречи со взрослыми мужчинами, распитие алкогольных напитков, курение, желание обладать самыми современными гаджетами и страсть к путешествиям — можно ли девушку с такими жизненными ценностями назвать целомудренной?

Обратите внимание

Современное общество до такой степени раскрепостилось и утратило рамки нравственности и морали, что термин «целомудрие» стал носить несколько юмористический, развязный оттенок.

Никто не задумывается о его истинном значении. Многие люди подменяют понятие, считая термин «целомудрие» синонимом слова «девственность». Якобы, целомудренная девушка обязательно должна быть девственной.

На самом деле это миф.

Какие качества свойственны для целомудренной девушки?

В наше время такая характеристика не понравится многим. Но люди, задумывающиеся о своем будущем, по достоинству оценят целомудренную девушку.

Для ее портрета характерны следующие черты:

  • Кроткость. Она не станет нахваливать себя перед преподавателями или подругами. Лучше доказать свои знания предмета и способности к обучению непосредственно на деле.
  • Серьезность к собственным обещаниям и словам. Она не бросает фразы на ветер — понимает, что «слово — не воробей, вылетит — не поймаешь».
  • Отсутствие вредных привычек. Целомудренная женщина понимает, что сигарета в зубах и бокал даже самого дорогого коктейля в руке женщины смотрится карикатурно и пошло. Такая дама вызывает презрение и может заинтересовать своей персоной мужчину только для краткосрочных отношений.
  • Целомудрие — это нравственная чистота. Таким людям нет нужды гнаться за деньгами и признанием. Они живут не призрачными кратковременными целями, а фундаментальными — семьей, интересами рода, наукой, альтруизмом.
  • Для целомудренной девушки характерны благотворительные поступки. Она помогает животным, старикам и детям не ради красивого жеста или слова «спасибо». Она это делает по велению души.

Отношение религии к целомудрию

Многие наши современники при фразе «целомудрие — это чистота помыслов» или подобных сразу вспоминают о сектах или разного рода религиях. Это ошибка, не всегда это понятие имеет подобный подтекст.

Любые религии (будь то православие или ислам) не приветствуют развязный и распутный образ жизни. Но разве желание вести достойную жизнь обязательно только под страхом нарушить догмы своей веры? Сотни тысяч женщин ведут целомудренный образ жизни, берегут свою честь не под гнетом мифических заповедей, а благодаря своему мироощущению.

Целомудренная девушка — это хорошо или плохо? Ответ на этот вопрос однозначен. Семья и школа должны привить девочке чувство собственного достоинства, уважение к старшим, альтруизм и верное понимание понятия «целомудрие».

Какая девушка считается девственной

Понятие девственности немного отличается от вышеописанного. Это медицинский термин. Девственная плева — это препятствие, которое возникает перед самым первым в жизни каждой девушки половым актом. После ее нарушения можно говорить о том, что девственность утеряна.

Это может произойти всего один раз в жизни. После этого момента девушка становится женщиной. В светском обществе принято считать, что статус «женщина» существо женского пола обретает только после того, как станет матерью. Точки зрения на этот вопрос могут быть различными.

Девственность — это недостаток или преимущество?

Решающий момент в этом вопросе — возраст особи женского пола. Разумеется, если возраст больше двадцати пяти лет, девственная плева становится проблемой и источником комплексов.

Все должно происходить в свое время. Если есть постоянный партнер, взаимная любовь между парнем и девушкой — то в акте любви нет ничего страшно.

Напротив, он станет источником радости и счастья для обоих партнеров.

Заниматься воспитанием девочки должны оба родителя. Привить должную самооценку, ценить себя и блюсти свою честь невозможно в условиях постоянных семейных скандалов. Очень редко целомудренная девушка может выйти из проблемной семьи, где пьяные скандалы и рукоприкладство являются нормой.

Если в семье растет девочка.

То оба родителя должны приложить все усилия, чтобы научить ее целомудренному поведению и привить здоровую самооценку.

В наше время, в связи со сложной экономической ситуацией в стране и утерей ценности семейного статуса, дети растут как «сорняк».

Они предоставлены сами себе, гуляют на улицах без присмотра взрослых и черпают из интернета сведения о самых темных сторонах взрослой жизни. Разве может девочка вырасти в такой обстановке целомудренной?

Основной ценностью стали деньги и финансовое благополучие. Юные девочки смотрят на поведение ровесниц, начинают курить и пить, встречаться с мальчиками не ради чувств, а ради ложного престижа.

Ради нового «айфона» они готовы буквально на все. И таким их мир делаем мы — взрослые люди.

Читайте также:  Храм воскресения словущего на успенском вражке, адрес и расписание

Какими они могут вырасти в подобной обстановке? А потом по телевизору народ удивляется очередной программе «Пусть говорят» о пятнадцатилетней школьнице, родившей двойню.

Девственность и целомудрие: разница

«Девственность» — это физическое понятие. А «целомудрие» — духовное. В этом заключается основная разница.

Духовный мир каждого человека может быть красивым, а может быть уродливым. Жадность, зависть, стяжательство, предательство — эти качества устраивают в душе каждого человека персональный ад уже при жизни. Не ведя разговор в религиозном русле, даже с точки зрения обывательской кухонной психологии, каждый из нас признает, что эти качества разрушительны.

Что значит «целомудренная девушка» с точки зрения светского общества? Честная, добрая, без злых помыслов, всегда готовая протянуть руку помощи ближнему.

Только недалекий человек, услышав это слово, начинает хихикать и представлять себе неприличные сцены из всех известных фильмов.

Источник: http://fb.ru/article/381836/chto-znachit-tselomudrennaya-devushka-tselomudrie-i-devstvennost—raznitsa

Что такое целомудрие в православии и почему оно важно до брака

В настоящее время, к сожалению, в обществе остаются неоцененными такие качества, как нравственная чистота, скромность. Молодежь желает быть раскрепощенной, независимой, зачастую такие желания носят вульгарный и пошлый оттенок.

Многие даже не знают, что такое целомудрие, под этим понятием подразумевается девственность, целомудрие до брака, то есть невступление девушки или парня в интимные отношения с противоположным полом. На самом деле это не совсем так. Что означает это понятие?

Что это такое?

Добродетель целомудрия – это моральное качество, которым должен обладать каждый человек. Синонимами этого слова могут быть чистота, невинность, скромность, благоразумность, благородство.

Википедия говорит, что целомудрие – это обозначение телесной, духовной и душевной чистоты.

В православии это отречение от греховных поступков и мыслей, сохранение чистоты помыслов независимо от внешнего негативного воздействия.

Интересно! Кому и как нужно молиться, чтобы найти хорошую и выгодную работу

Важно

В некотором смысле целомудренность означает честь, наличие в человеке силы, помогающей бороться с факторами, которые могут нанести вред его личности. Это единство, целостность, неповрежденность, крепость, духовная устроенность внутреннего мира человека.

Для девушки или парня это полное половое воздержание, однако в брачном союзе тоже может существовать добродетель целомудрия. Это воздержание от греховных помыслов, отношений вне брака. Значение слова целомудрие включает в себя такие понятия, как:

  • религиозность;
  • верность идеалам;
  • защита семейных ценностей;
  • любовь к родным, Родине;
  • мудрость;
  • внутренняя красота.

Таким образом, целомудрие в православии является целым набором положительных качеств, которым должен обладать любой христианин. Оно оберегает дух от плотских утех, чрезмерной заботы о телесных нуждах.

Без этого качества человек руководствуется животными инстинктами, низменными потребностями, он становится страстным, бесстыдным, развращенным.

Душа такого человека подавлена, она постепенно угасает, теряет силу; верх берет похоть, желание выставить напоказ все сокровенное.

Важно! Определение, что такое целомудрие, не ограничивается лишь пониманием нравственной чистоты души и тела. Это всеобъемлющая борьба, преодоление всяких грехов и похотей, воздержание от распутного образа жизни, соблюдение в чистоте своих мыслей, намерений.

Святые Отцы говорили, что целомудренность – это такое душевное состояние, при котором человек оберегает от блуда каждый член своего тела: уши, глаза, язык. Таким образом, он внимательно наблюдает за своими действиями, словами, помыслами, и старается сохранять целостными все добродетели, освобождать душу от страстей.

Чего требует целомудрие?

Что такое целомудрие, мы разобрались, но какие признаки указывают на то, что человек целомудрен? На самом деле любое пристрастие к телесному наслаждению, богатству преграждает путь к этой добродетели.

Она требует самоотверженной жизни, попрания эгоизма, всякого самооправдания. Согласно Киприану Карфагенскому, существуют внешние признаки целомудрия, относящиеся к телу и внешности, и внутренние.

Познавательно! Кто такой святой Лука Крымский и в чем он помогает

Они заключаются в следующем:

  1. Творение добрых дел перед Богом, а не перед людьми.
  2. Подавление всех зловредных помыслов, желаний в зародышевом состоянии.
  3. Отсутствие зависти, гордыни. Человек не должен считать себя лучше всех.
  4. Доверие Богу, а не собственным силам. Приписывание только Божьему Промыслу, внутреннюю чистоту и возможность избавления от грехов.
  5. Сохранение чистой веры, привязанность к Богу.
  6. Совершение добродетели до тех пор, пока живем на этой земле.
  7. Любовь к Богу и ближним. Отсутствие привязанности к материальным объектам.
  8. Ожидание награды за добрые дела не на земле, а в Царстве Небесном.

Но что означает внешнее целомудрие? По словам Киприана Карфагенского, это действия, которые помогают избежать всего, что может запятнать чистую душу. Это, например:

  • общество неприличных людей;
  • неумеренный смех, который может возбуждать других;
  • горделивые или блуждающие взгляды;
  • сквернословие, пустые разговоры, беседы о том, что неизвестно, домыслы;
  • принятие сладострастного вида;
  • укоры, издевательства над недостатками или страстями ближнего.

Исаак Сирин утверждает, что стыд является той завесой, которая не позволяет простираться греховным мыслям. Что такое внешние признаки целомудрия в девушке – это, несомненно, стыдливость, а также скромность. Эти критерии нравственной чистоты особенно проявляются в юном возрасте.

Важно! Кто такие Каин и Авель: библейская история

Святитель Иоанн Златоуст о целомудрии жены

Стыд является первостепенным наставником в хранении телесной непорочности. Ну, а скромность проявляется в словах, походке, поступках, телодвижениях, умении себя подобающе вести в обществе. Внешность – это отголосок или отражение нашей внутренней сущности, ведь душа тесно связана с телом.

Нужно знать! Святые угодники, встречая на своем пути прекрасную девушку или юношу, не испытывали страстных чувств, а побуждали себя к прославлению Господа, возносили свои мысли к источнику святейшей земной и небесной красоты, удивлялись, что Он нас земных делает такими красивыми.

Отцы церкви о целомудрии

О целомудрии можно много прочитать в Википедии, однако не нужно пренебрегать книгами, оставленными нам Святыми отцами.

Добродетель эта, по их всеобщему мнению, объединяет в себе все христианские ценности. Апостол Павел говорил, что это не внешняя красота делает женщину прекрасной, не плетение волос и нарядные уборы, а молитва, кротость духа, молчаливость, смирение.

Девушка или женщина красива, если она покладиста, мягка, терпима и обладает большим сердцем.

Познавательно! Когда нужно читать благодарственную молитву Господу Богу

Совет

Другой проповедник девятнадцатого века Игнатий Брянчанинов утверждает, что эта добродетель заключается в отказе от «блудных дел», сладострастия, двусмысленности в делах, разговорах, мечтах.

Интересно! Что означают 10 заповедей Божьих и 7 смертных грехов

Подведем итоги

Целомудрие является даром Божьим, это неиссякаемый источник мира и радости. Человек не может только своими силами и стараниями приобрести ее, она подается по милости Божьей, поэтому будем неустанно просить об этом Всевышнего.

Источник: https://religiya.guru/polezno-znat/chto-eto-takoe-tselomudrie-v-pravoslavii.html

Источник: http://xn--24-6kch3argq2b.xn--p1ai/chto-takoe-celomudrie-i-chto-ono-znachit-v-pravoslavii.html

Целомудрие

целомудрие, целомудрие это
Целомудрие (по-видимому, калька с греч. σωφροσύνη + σώφρων) — моральная добродетель, означающая контроль сексуальных желаний. Исторически требования целомудрия основаны на религиозных этических представлениях и нравственных заповедях.

Содержание

  • 1 Словарные определения
  • 2 Понятие в церковной традиции
  • 3 Формы целомудрия
  • 4 Грехи против целомудрия
  • 5 Ссылки
  • 6 Примечания
  • 7 См. также

Словарные определения

Понятие целомудрия, хотя и всегда связано в религиозной традиции с контролем сексуальности, исторически употребляется в разных значениях: нередко оно подразумевает девственность, иногда — нравственную строгость и самоконтроль в более широком значении:

«Целомудрие — добродетель, строгость в нравственном отношении» (Толковый словарь русского языка Ушакова). “Целомудрие: 1. То же, что девственность; 2. перен. Строгая нравственность, чистота (Толковый словарь Ожегова).

Наиболее близко к современной трактовке определяет целомудрие словарь Даля:

«Целомудренный — сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно».

Понятие в церковной традиции

В христианской религиозной традиции целомудрие понимается в значении воздержания от незаконных сексуальных действий и помыслов, а также вообще как скромность в отношениях в широком смысле: во взглядах, речи, одежде.

Святитель Игнатий Брянчанинов объясняет понятие целомудрия следующим образом:

«Целомудрие — уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия — ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия — чистота, зрящая Бога».

Формы целомудрия

«Почётный памятник целомудрию и верности супруги покойного Господина Бао Юнчуня из корпуса Окаймлённого Жёлтого знамени ханьской армии» (1885 год).
Доставлен в Хабаровский краеведческий музей Н. И. Гродековым в 1899 году.

Святой Амвросий Медиоланский говорит о трёх формах целомудрия:

«Существуют три формы добродетели целомудрия: целомудрие супругов, целомудрие вдовства и целомудрие девственности. Мы не восхваляем одни из них, исключая другие. В этом — богатство церковной дисциплины».

Катехизис католической церкви утверждает призвание к целомудрию всех верующих, но одних — в посвящении монашеской жизни, других — в семейной или безбрачной жизни в миру:

«Целомудрие людей должно различаться в соответствии с разными состояниями их жизни: у одних — в посвященной девственности и безбрачии, образцовых путях наиболее легкой отдачи Богу всего сердца безраздельно; у других — в рамках, установленных для всех нравственным законом, в зависимости от того, состоят ли они в браке или одиноки».

Грехи против целомудрия

Грехи против целомудрия рассматриваются в контексте истолкования одной из десяти заповедей Моисея «не прелюбодействуй». Любые сексуальные действия помимо брака считаются отступлением от добродетели целомудрия, которая в церковной традиции соотносится с этой заповедью. В частности, в компендиуме Катехизиса Католической церкви говорится:

«Предание Церкви следует совокупности нравственного учения Ветхого и Нового Завета и считает, что шестая заповедь объемлет все грехи против целомудрия». «Грехи, глубоко противоречащие целомудрию, каждый в соответствии с природой своего объекта таковы: супружеская измена, мастурбация, блуд, порнография, проституция, изнасилование, гомосексуальные действия».

Целомудрие в браке традиционно понимается как супружеская верность, а также воздержание от сексуальных практик, причисляемых в христианстве к «неестественным» или «извращенным», целомудрие не состоящих в браке — в сексуальном воздержании. Соответственно, различаются грехи против целомудрия, не имеющие отношения к браку, и грехи против целомудрия, нарушающие достоинство брака. Например, в Катехизисе Католической церкви говорится:

«Среди грехов, глубоко противоречащих целомудрию, следует назвать мастурбацию, блуд, порнографию и гомосексуальную практику. Прелюбодеяние и развод, полигамия и свободный союз являются серьезными проступками против достоинства брака».

Представление о том, что любой грех, связанный с сексуальностью, является частным случаем нарушения заповеди «не прелюбодействуй», связывается со словами Иисуса из Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мтф. 5:27).

Ссылки

Целомудрие в энциклопедии «Кругосвет»

Примечания

  1. целомудрие ” Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс (online версия) ” Русский язык ” Classes.ru
  2. Что такое целомудрие? // Душепопечительная беседа с молодежью, Меноннистская христианская библиотека
  3. «В помощь кающимся», из творений святителя Игнатия Бранчанинова, Сретенский монастырь, 1999
  4. Св. Амвросий Медиоланский, О вдовах 23

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-3503.html

Ссылка на основную публикацию