Что означает митрополит и как им становятся?

МИТРОПОЛИТ

Открытая православная энциклопедия “ДРЕВО”.

Митрополит (греч.: столичный) – первоначально – епископ митрополии . Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Так как церковно-административные деления совпадали с государственными, кафедры митрополитов располагались в столицах стран, которые охватывали их митрополии. Впоследствии митрополитами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями.

В настоящее время в Русской православной церкви титул “митрополит” является почетным званием, следующим после титула ” архиепископ “. Отличительной частью облачения русского митрополита является белый клобук .

В восточных патриархатах титул митрополита удерживается за всеми теми епископами, епископии которых были митрополиями во времена Византийской империи , и имеет то же каноническое значение, какое дано им в века вселенских соборов , но ввиду современного состояния их епархий — по необходимости — лишь в теории и номинально. В других православных автокефальных церквах права и обязанности митрополитов осуществляются в большей мере, хотя и сообразно с политическим положением страны.

История

Обратите внимание

Одни думают, что название “митрополит” явилось не ранее I Вселенского Собора ( 325 г.); другие, если не название, то функции деятельности митрополита, особые от общих епископских , усматривают еще в лице самих апостолов ; третьи полагают, что митрополичья юрисдикция установлена во II в. и была вызвана назревшей необходимостью централизации в областном церковном управлении.

На I Вселенском Соборе и на соборе Антиохийском 341 г. юрисдикция митрополита была окончательно установлена, увеличена в объеме и точно регламентирована. Кроме права созывать областные соборы, им были усвоены:

право надзора за церковными делами всей области, так что ни один епископ без митрополита не мог постановлять чего-либо важного;

право давать общительные грамоты лицам из клира, отлучающимся из своих епархий (litters formatas);

принимать апелляции на епископов от пресвитеров и клириков;

утверждать и посвящать, при участии других двух или трех епископов, вновь избранных на епископство.

При открытии епископской вакансии в области, митрополит извещал о том всех епископов, приглашая их к избранию нового епископа, и все епископы должны были собраться для того в митрополию или прислать письменное согласие на избрание кого-либо.

При избрании самого митрополита должны были присутствовать все епископы лично. Трулльский собор ( 692 г.

) постановил, чтобы митрополичьи округи в точности совпадали с диоцезами государственного деления империи, но это правило соблюдалось только на Востоке: на Западе держались указаний апостольского происхождения церквей, почему митрополия римского епископа обнимала десять областей, прилегавших непосредственно к Риму. В этом смысле на Востоке папу долго еще называли (например, Михаил Пселл в XI в.) митрополитом, хотя, согласно определению Халкидонского собора , он, наравне с епископами Иерусалима, Антиохии, Александрии и Константинополя, носил название патриарха .

Митрополиты на Западе

Права митрополичьей юрисдикции сначала и на Западе были те же, что и на Востоке. Собор Толедский 589 г. усилил права митрополита, позволив ему, с согласия областного собора, подвергать подведомых ему епископов наказаниям.

Важно

С образованием новых германских государств значение митрополичьего управления изменилось в той мере, в какой прежние митрополии в это время утратили свое значение, и место областных церковных соборов заступили имперские сеймы. К тому же деление на диоцезы здесь отсутствовало.

Правда, папа Захария пытался восстановить митрополичью систему церковного управления, но попытка его не имела успеха.

Карл Великий , по настоянию папы Адриана , своими капитуляциями установил митрополичью юрисдикцию во всех своих владениях; но фактически прежняя власть митрополита не могла осуществляться вполне уже потому, что на сеймах подведомственный ему епископ являлся на равных с ним правах представительства и, по обстоятельствам или по выдающимся способностям представительства, епископ имел иногда в делах собрания большее значение, чем митрополит.

С течением времени западные митрополиты вместо того, чтобы самим вместе с собором избирать епископов, как было в начале, должны были ограничиться правом “исследовать законность” избрания и правом посвящения.

Мало-помалу епископы сделались совершенно независимыми от митрополитов, политические права тех и других были совершенно одинаковы — оба были одинаково подчинены королю; но король мог защищать епископа против митрополита, митрополит же не мог защищать епископа против короля; епископ мог апеллировать на митрополита к папе , а митрополит должен был тем не менее приглашать епископов своей митрополии к участию в своих решениях.

Лишь в Англии митрополичье управление держалось прочно; епископы кентерберийский и йоркский пользовались правами митрополитов во всей их первоначальной полноте.

В последующее время юрисдикция митрополитов на Западе чем далее, тем более сокращалась, в той мере, в какой развивалась централизующая система папизма. Сардикийский собор предоставил римскому епископу право принимать апелляции епископов на митрополита и постановлять по ним окончательное решение.

Папа Николай I (858—867) постановил, что без его согласия ни один епископ не может быть низложен. Иннокентий III усвоил себе право непосредственного суда во всех делах о епископах, а Александр III постановил, что на всякий суд, духовный и светский, даже в незначительных делах (in causis minimis) возможна апелляция к папе. На соборе Равеннском (877 г.

) постановлено, что каждый митрополит, который не испросит у папы паллиума , должен считаться низложенным. Григорий VII требовал от митрополитов присяги в том, что они будут защищать папство , во всякое время являться к папе по первому призыву и т.д. Климент IV (1264—1268) усвоил себе право полного распоряжения всеми приходами и бенефициями. В XI в.

Совет

от митрополитов отнято, наконец, даже право созывать провинциальные соборы, через учреждение должностей сначала апостолического викария , а затем папского легата , которые посылались из Рима для созыва соборов. Наконец, папы усвоили себе и все поместное церковное законодательство и кодификацию церковных законов.

Папские декреталии получили значение канонов — то самое, какое имели определения соборов, и заменяли последние. От прежней митрополичьей юрисдикции к XIII в. на Западе уже ничего не осталось.

Последующие столетия представляют лишь несколько безуспешных попыток борьбы епископализма с куриализмом, стремления отстоять права епископа вообще против всепоглощающего абсолютизма римской курии, так как не митрополитство только, но и самое епископство провозглашено было излиянием папства.

Ныне в католической церкви название “митрополит” — лишь почетный титул.

Использованные материалы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/001/071/2/2952.htm

ДРЕВО – открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Источник: https://slovar.cc/rel/drevo/2303082.html

Митрополит Кипрской Церкви: Мы не можем признать раскольника Епифания

Епископ Кипрской Православной Церкви, митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор (Киккотис)

Митрополит Никифор убежден, что Кипрская Церковь не может признавать не имеющего канонической хиротонии раскольника Епифания в качестве митрополита Киевского.

Кипрская Православная Церковь не может признать главу ПЦУ Епифания Думенко и находиться с ним в евхаристическом общении, передало слова епископа Кипрской Православной Церкви, митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора (Киккотиса) Информационное агентство «Ромфея».

«Я убежден, что мы не можем, как Священный Синод Кипрской Церкви, признавать не имеющего канонической хиротонии раскольника Епифания в качестве канонического митрополита Киевского и всей Украины.

Более того, с точки зрения канонов, не разрешается иметь евхаристическое общение со схизматиками и нерукоположенными», – подчеркнул владыка Никифор.

Он отметил, что не имеет ничего против канонической автокефалии УПЦ, если «это все произойдет не в спешке и как-нибудь, но спокойно и со вниманием согласно православной традиции, священным канонам и вообще церковному номоканоническому праву Святейшей Православной Церкви».

«Однако, все это произошло не демократично, не синодально, но самочинно и волюнтаристски», – прокомментировал митрополит Киккской митрополии предоставление Томоса Украине и создание ПЦУ.

Действия Константинопольского патриарха Варфоломея, который самочинно вернул статус канонических не раскаявшимся в грехе раскола представителям УПЦ КП и УАПЦ, владыка Никифор считает антиканоническими.

«Поскольку согласно священным канонам любое наказание или отлучение, или низложение снимается только тем, кто его наложил при условии, конечно же, предварительного деятельного покаяния низложенных», – объяснил он свою точку зрения.По мнению иерарха Кипрской Церкви, серьезная ошибка Константинопольского патриарха заключается в том, что он «пренебрежительно игнорирует господина Онуфрия, митрополита единственной общепризнанной Православной Церкви Украины».«После предоставления синодального Томоса об Автокефалии мы имеем трагический феномен, когда в Украине существует одна каноническая Православная Церковь во главе с Митрополитом Онуфрием, и одна раскольническая во главе с отлученными Филаретом и Епифанием», – заключил митрополит Никифор.Он надеется, что Кипрская Церковь может сыграть примирительную роль для нахождения канонического решения по религиозному вопросу в Украине. А для этого его Церковь не должна выступать «за один или за другой патриархат», уверен иерарх Кипрской Церкви.Чтобы найти каноническое решение возникшей в Украине проблемы, митрополит Никифор призвал созвать хотя бы Собрание Предстоятелей Поместных Церквей.Он опасается, что в случае, когда славянские Православные Церкви встанут на сторону Московского Патриархата, а грекоязычные – на сторону Константинополя, «раскол будет увековечен для большей радости врагов Вселенского Православия.По словам владыки Никифора, явная опасность состоит и в том, что уже на протяжении трех лет существует военное противостояние православного украинского народа, которое развивается в религиозное противостояние, и возникает еще большая опасность, что неисцеленный украинский церковный раскол «перейдет на Тело всего Вселенского Православия со всем тем, что трагически он за собой влечет».

Кипрская Церковь не собирается признавать ПЦУ в ее существующем статусе. Причиной этого является недействительность священнических и епископских хиротоний в ПЦУ и отсутствие церковного единства в Украине.

19 февраля 2019 года опубликовали текст коммюнике Синода Кипрской Церкви по украинскому вопросу. «Объявление о предоставлении автокефалии Украинской Церкви Вселенским Патриархатом произошло с целью примирения и достижения единства местной Церкви. Эту цель мы не подвергаем сомнению. Однако, на сегодняшний день эта цель не является достигнутой», – отметили члены Синода.

Источник: https://nk.org.ua/ukraina/mitropolit-kiprskoy-tserkvi-myi-ne-mojem-priznat-raskolnika-epifaniya-181545

Константинополь отлучили от РПЦ

«Принятие в общение раскольников», «посягательство на чужие канонические уделы», «попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств» выводят Константинопольский патриархат за пределы канонического поля и делают невозможным продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами, говорится в итоговом заявлении Священного синода РПЦ.

В нем также приводится подробная аргументация того, почему решения Константинополя, принятые 11 октября, нарушают православные каноны, и оспариваются претензии Вселенского патриархата на то, чтобы считать своей канонической территорией Украину.

«Провозглашаемое Константинополем» учение в заявлении называется «ложным», а действия патриархата «беззаконными». Вместе с тем в нем ни разу не упоминается слово «ересь» и его производные. «Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами Святой Церкви», — говорится в документе.

До решения синода РПЦ разрыв канонического общения назывался представителями церквей и экспертами крайней мерой, на которую может пойти Москва в ответ на действия Вселенского патриархата. Хотя звучали и более радикальные предложения.

Так, член синодальной Библейско-богословской комиссии Московского патриархата протоиерей Андрей Новиков в связи с решениями Константинополя по Украине предлагал созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный собор для низложения патриарха Варфоломея и членов его синода.

Обратите внимание

Евхаристическое общение — каноническое единство церквей, возможность для их последователей беспрепятственно участвовать в таинствах в другой церкви. Разрыв евхаристического общения — запрет на принятие таинств другой церкви.

После разрыва евхаристического общения прекратятся совместные богослужения РПЦ и Вселенского патриархата, прихожане РПЦ не смогут причащаться и совершать таинства в храмах Константинопольского патриархата, пояснил Иларион.

Заявление РПЦ о расколе с Константинополем привело к появлению «двух враждующих православных миров», говорит сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. «Московский патриархат реализовал свою угрозу. Это уже полный разрыв общения между двумя патриархатами», — отметил он.

Разрыв евхаристического общения возможен по разным причинам и не обязательно связан с обвинением другой церкви в ереси, пояснил РБК вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Например, в данном случае решение было принято в связи с несоблюдением Константинополем канонов.

Крайней мерой стало бы предание патриарха Варфоломея анафеме, говорит он. «Это пока единственное отличие нынешнего «раскола» от Великой схизмы, которая разделила католиков и православных», — говорит Макаркин. Тогда, напоминает эксперт, Византийский патриарх и папа римский взаимно анафемизировали друг друга (анафемы были сняты только в 1965 году).

Макаркин считает, что предание анафеме Варфоломея — это пока нереалистичный сценарий.

Читайте также:  Именины анастасий по церковному календарю

Лункин считает, что текущий разрыв отношений не похож на тот, что временно произошел в 1996 году из-за Эстонии. «Сейчас и политические обстоятельства, и церковное воздействие совершенно другие.

Тогда сравнительно быстро пришли к компромиссу, при этом сейчас в Эстонии сохранились структуры как Московского, так и Константинопольского патриархата. Тогда РПЦ, получается, пошла на уступки, все-таки не стала ставить условием уход Константинопольского патриархата из этой страны, но тогда не было проблемы раскольников.

Важно

В настоящее время накал политических страстей намного выше, это видно и по заявлениям Порошенко, и по обсуждению в российских СМИ», — пояснил Лункин.

Не первое прекращение общения

Выступая перед журналистами, митрополит Иларион напомнил, что евхаристическое общение РПЦ со Вселенским патриархатом уже прерывалось из-за событий в Эстонии. В 1996 году патриарх Варфоломей принял Эстонскую апостольскую православную церковь под свою каноническую юрисдикцию.

После чего Священный синод РПЦ под председательством патриарха Алексия постановил приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом.

До 2001 года патриархаты провели несколько раундов переговоров, им удалось урегулировать отношения и общение было восстановлено.

Как это скажется на посещении Афона?

Уже после заседания синода пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков заявил, что верующие РПЦ не смогут молиться на расположенной в Греции горе Афон, так как «Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Гора Афон пользуется популярностью у российских политиков. Президент России Владимир Путин был на Афоне как минимум дважды — в 2005 и 2016 годах, несколько раз там бывал премьер Дмитрий Медведев. Кроме того, по данным СМИ, Афон посещали экс-глава Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин (Слюняев) и другие чиновники петербургской администрации.

Российские меценаты принимали активное участие в реставрации Свято-Пантелеимонова монастыря. Однако религиовед Лункин допускает, что прихожане РПЦ смогут посещать монастыри и старцев Афона: ​ «Афон — отдельная монашеская республика. По решению самих монастырей православные верующие смогут посещать Афон и афонских старцев».

Епархии и приходы, которые подчиняются Константинопольскому патриархату, есть и в других странах, например в Турции (на нее приходится шесть епархий и десять монастырей), Западной Европе, Южной Америки.

Совет

В каноническую территорию также включены некоторые храмы в Австралии, Сингапуре и даже в Таиланде.

Верующие РПЦ не смогут причащаться или приходить на богослужения во все храмы Константинопольского патриархата, подчеркнул Волков.

Источник: https://www.rbc.ru/politics/15/10/2018/5bc46fda9a7947895c901129

Что такое Митрополит

Значение слова Митрополит по Ефремовой:

Митрополит — 1. Высший почетный титул некоторых епископов в православной и католической церкви, управляющих крупными епархиями.
2. Духовное лицо, имеющее такой титул.

Значение слова Митрополит по Ожегову:

Митрополит — Высшее почетное звание (духовный сан) архиерея

Митрополит Архиерей, имеющий это звание

Митрополит в Энциклопедическом словаре:

Митрополит — (греч. metropolites) — в ряде христианских церквей один извысших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчинен патриарху.

Значение слова Митрополит по словарю Ушакова:

МИТРОПОЛИТ, митрополита, м. (греч. metropolites) (церк.). Высшее звание православных епископов.

Значение слова Митрополит по словарю Брокгауза и Ефрона:

Митрополит — епископ митрополии, т. е. главного города области (Επάρχι&#945.) или провинции (diocesis) в греко-римской империи. Одни думают, что название М. явилось не ранее 1-го вселенского собора (325 г.). другие, если не название, то функции деятельности М., особые от общих епископских, усматривают еще в лице самих апостолов.

третьи полагают, что митрополичья юрисдикция установлена во II в. и была вызвана назревшей необходимостью централизации в областном церковном управлении. На 1-м вселенском соборе и на соборе Антиохийском 341 г. юрисдикция М. была окончательно установлена, увеличена в объеме и точно регламентирована.

Кроме права созывать областные соборы, им были усвоены: право надзора за церковными делами всей области, так что ни один епископ без М. не мог постановлять чего-либо важного. право давать общительные грамоты лицам из клира, отлучающимся из своих епархий (litters formatas). принимать апелляции на епископов от пресвитеров и клириков.

утверждать и посвящать, при участии других двух или трех епископов, вновь избранных на епископство. При открытии епископской вакансии в области, М. извещал о том всех епископов, приглашая их к избранию нового епископа, и все епископы должны были собраться для того в митрополию или прислать письменное согласие на избрание кого-либо. При избрании самого М.

должны были присутствовать все епископы лично (см. Епископ) Трулльский собор (692 г.

) постановил, чтобы митрополичьи округи в точности совпадали с диоцезами государственного деления империи, но это правило соблюдалось только на Востоке: на Западе держались указаний апостольского происхождения церквей, почему митрополия римского епископа обнимала десять областей, прилегавших непосредственно к Риму.

В этом смысле на Востоке папу долго еще называли (например, Михаил Пселл в XI в.) митрополитом, хотя, согласно определению Халкидонского собора, он, наравне с епископами Иерусалима, Антиохии, Александрии и Константинополя, носил название патриарха. Права митрополичьей юрисдикции сначала и на Западе были те же, что и на Востоке. Собор Толедский 589 г.

усилил права митрополита, позволив ему, с согласия областного собора, подвергать подведомых ему епископов наказаниям. С образованием новых германских государств значение митрополичьего управления изменилось в той мере, в какой прежние митрополии в это время утратили свое значение, и место областных церковных соборов заступили имперские сеймы.

К тому же деление на диоцезы здесь отсутствовало. Правда, папа Захария пытался восстановить митрополичью систему церковного управления, но попытка его не имела успеха. Карл Великий, по настоянию папы Адриана, своими капитуляциями установил митрополичью юрисдикцию во всех своих владениях. но фактически прежняя власть М.

Обратите внимание

не могла осуществляться вполне уже потому, что на сеймах подведомственный ему епископ являлся на равных с ним правах представительства и, по обстоятельствам или по выдающимся способностям представительства, епископ имел иногда в делах собрания большее значение, чем М. С течением времени западные М.

вместо того, чтобы самим вместе с собором избирать епископов, как было в начале, должны были ограничиться правом “исследовать законность” избрания и правом посвящения. Мало-помалу епископы сделались совершенно независимыми от М., политические права тех и других были совершенно одинаковы — оба были одинаково подчинены королю. но король мог защищать епископа против М., М.

же не мог защищать епископа против короля. епископ мог апеллировать на М. к папе, а М. должен был тем не менее приглашать епископов своей митрополии к участию в своих решениях. Лишь в Англии митрополичье управление держалось прочно. епископы кентерберийский и йоркский пользовались правами М. во всей их первоначальной полноте. В последующее время юрисдикция M.

на Западе чем далее, тем более сокращалась, в той мере, в какой развивалась централизующая система папизма. Сардикийский собор предоставил римскому епископу право принимать апелляции епископов на М. и постановлять по ним окончательное решение. Папа Николай I (858—867) постановил, что без его согласия ни один епископ не может быть низложен.

Иннокентии III усвоил себе право непосредственного суда во всех делах о епископах, а Александр III постановил, что на всякий суд, духовный и светский, даже в незначительных делах (in causis minimis) возможна апелляция к папе. На соборе Равеннском (877 г.) постановлено, что каждый М., который не испросит у папы паллиума, должен считаться низложенным. Григорий VII требовал от М.

присяги в том, что они будут защищать папство, во всякое время являться к папе по первому призыву и т. д. Климент IV (1264—1268) усвоил себе право полного распоряжения всеми приходами и бенефициями. В XI в. от М.

отнято, наконец, даже право созывать провинциальные соборы, через учреждение должностей сначала апостолического викария, а затем папского легата, которые посылались из Рима для созыва соборов. Наконец, папы усвоили себе и все поместное церковное законодательство и кодификацию церковных законов.

Папские декреталии получили значение канонов — то самое, какое имели определения соборов, и заменяли последние. От прежней митрополичьей юрисдикции к XIII в. на Западе уже ничего не осталось. Последующие столетия представляют лишь несколько безуспешных попыток борьбы епископализма с куриализмом, стремления отстоять права епископа вообще против всепоглощающего абсолютизма римской курии, так как не митрополитство только, но и самое епископство провозглашено было излиянием папства. Ныне в католической церкви название М. — лишь почетный титул. В восточных патриархатах титул М. удерживается за всеми теми епископами, епископии которых были митрополиями во времена Византийской империи, и имеет то же каноническое значение, какое дано им в века вселенских соборов, но ввиду современного состояния их епархий — по необходимости — лишь в теории и номинально. В других православных автокефальных церквах права и обязанности М. осуществляются в большей мере, хотя и сообразно с политическим положением страны. Так, в Австрии права митрополичьего управления православных церквей часто нарушаются государственной властью. Н. Б—в.

Определение слова «Митрополит» по БСЭ:

Митрополит (от греч. m&#x113.tropolнt&#x113.s)
высший духовный сан в некоторых христианских церквах.

Расскажите вашим друзьям что такое – Митрополит. Поделитесь этим на своей странице.

Источник: http://xn—-7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/mitropolit.html

Митрополит вместо патриарха. Как из-за утечки статус УППЦ вновь оказался под вопросом и почему перейти в нее готовы лишь треть священников

Президент Украины Петр Порошенко объявил на своей официальной странице в сети Фейсбук дату объединительного Собора Украинской поместной православной церкви — он состоится в Киеве в храме Святой Софии 15 декабря. Об этом президента Украины специальным письмом уведомил Вселенский патриарх Варфоломей.

На Соборе должен быть избран предстоятель новой церкви и принят ее устав, после чего глава поместной православной церкви получит от Вселенского патриарха тот самый Томос об автокефалии.

29 ноября 2018 года Вселенский патриархат по итогам прошедшего Синода издал коммюнике, где констатировалась готовность текста Томоса и на его основе подготовлены предложения к уставу новой церкви «ибо Томос должен быть частью устава (именно им констатируется независимость церкви) и именно на это направлены предложения». Такой взгляд на ситуацию с украинской стороны.

Важно

Об этом пишет Ростислав Павленко директор Национального института стратегических исследований при президенте Украины, который совсем недавно работал в Администрации президента Украина и отвечал как раз за взаимодействие с церковью. Его мнение вполне можно считать официальной позицией украинской власти.

При этом надо отметить, что по всей Украине уже вторую неделю продолжаются обыски в церквях, домах священников и монастырях — сотрудники СБУ ищут участников «организованной сети по распространению материалов, сеющих религиозную вражду». Обыски прошли в доме настоятеля Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры владыки Павла (Лебедя).

Утечка

И вот в столь напряженной обстановке да еще накануне объявления президентом Украины даты Собора произошла громкая утечка проекта будущего устава украинской православной церкви. Греческий православный сайт romfea.

gr и украинская газета «Вести» опубликовали выдержки из проекта устава с комментариями и фотографией первой страницы документа.

Из полученного текста газета «Вести» делает главный вывод, что «говорить о независимости (автокефалии) новой структуры не приходится — скорее, речь о полном подчинении Константинополю (а это уже иной статус, «митрополии»).

«Мы получили информацию из кругов УПЦ Киевского патриархата и видели этот устав сами!» — коротко, но емко прокомментировала ситуацию «Спектру» руководитель проекта «Вести» Ольга Семченко.

Свои выводы издание подтверждает девятью пунктами. Например, слова о том, что Украинская церковь «неразрывно связана» с Константинопольским патриархатом, а через него — со всеми остальными церквями, трактуется как повторение статуса нынешней УПЦ Московского патриархата, которая тоже «связана» с православным миром через РПЦ.

Читайте также:  Акафист тихвинской божьей матери, читать акафист

Говорится о том, что глава новой поместной церкви будет иметь статус митрополита, а не патриарха, что украинская церковь будет получать миро (т.е. особое вещество, используемое в таинствах) только у Константинополя, не сможет самостоятельно канонизировать своих святых, а будет подавать их Константинополю для утверждения и т. д.

Настоятель Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры владыка Павел (Лебедь). Фото TASS/Scanpix/LETA

Миро, кстати, у Вселенского патриархата получают еще и Греческая, Албанская, Польская и Чешская православные церкви. Это тоже было прописано в их Томосах. А УПЦ Московского патриархата получало и получает миро в Москве.

Совет

Известные на данные момент факты о будущей украинской поместной церкви таковы: в Конституционной хартии, которая войдет в ее устав, говорится, что ее возглавит предстоятель в статусе митрополита, в диптихе православных церквей украинская будет поминаться как самая «молодая» последней — пятнадцатой, для управления новой церковью будет введена греческая модель — с ежегодными Синодами и по сути высшей апелляционной структурой при каких то глобальных спорах для новой украинской церкви будет Вселенский патриархат.

Новости о том, что Томос «не такой», а будущая поместная украинская церковь не будет иметь автокефалии, а просто перейдет из подчинения Москве в подчинение Фанару (греческий район Стамбула, где расположена Константинопольская патриархия, — прим. «Спектра») мгновенно заполонили главные российские СМИ.

«ЭТО ФЕЙК!»

«Нет конечно, никакого устава будущей церкви еще не существует, его будут обсуждать и принимать только на Соборе 15 декабря, — с порога поясняет „Спектру“ ученый-религиовед Игорь Козловский.

— В основу устава будет положена хартия, которая базируется на Томосе. Томос написан и вычитан.

Конституционная хартия будет составной частью этого устава и соответственно устав еще в работе, поэтому все это такие вот фейки-вбросы».

«Вот разговоры о том, что главой поместной церкви будет не патриарх, а митрополит имеют под собой основания, это зависит от Вселенского патриарха, он будет решать, — продолжает Игорь Козловский.

— Но то, что Украина получит автокефалию, не вызывает сомнений, тут будет такой же статус как у Болгарской или Сербской церквей, которые тоже получали Томос от Константинопольского патриархата и который при статусе первого среди равных все равно имеет статус своеобразного арбитра, при всех конфликтных вопросах эти церкви все равно апеллируют к Вселенскому патриархату».

Поскольку особенности функционирования мирового православия в последнее время стали крайне интересны не только российскому читателю, мы попытались разобраться, как в особенностях получения автокефалии Украинской поместной православной церковью, так и в особенностях и, главное, масштабах грядущего перехода церковных приходов из УПЦ Московского патриархата в поместную церковь вместе с признанным экспертом.

«Нельзя сказать, что опубликованная утечка полная фальсификация, — какие-то пункты достоверные, какие-то нет, — сказал „Спектру“ ведущий научный работник отделения религиоведения Института философии имени Григория Сковороды НАН Украины доктор философских наук Александр Саган.

— Это обычный прием манипуляции, когда до определенной доли правды домешивается доля лжи. На сегодняшний день говорить уверенно об уставе будущей церкви сложно, его нужно еще принять. Но пункты, изложенные в „Вестях“ я просмотрел, они искажают ситуацию во многих моментах.

Мешая чуть правду и ложь, читателя убеждают, что Томос не нужен — суть ведь в этом?»

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра. Фото Sputnik/Scanpix/LETA

— Но Украинскую поместную православную церковь действительно будет возглавлять митрополит? И что это значит?

— Дело в том, что на сегодня УПЦ Киевского патриархата имеет патриарший статус, УАПЦ (Украинская Автокефальная Православная Церковь) остановились на том, что на сегодня они не избрали патриарха, но говорить о понижении статуса все же не приходится.

У нас просто не было международного статуса в межправославных отношениях. Украинские церкви были не признаны. И говорить о том, что нас обижают, не приходится. Нас вводят в клуб признанных православных церквей, в разы повышают статус по сравнению с тем, что был.

У нас не будет митрополии, у нас будет самостоятельная православная церковь, которую будет возглавлять митрополит. Это немножко другое, чем «митрополия Константинопольского патриархата», митрополиям не дают Томос об автокефалии, это главное, что надо знать.

Настоятели Польской и Чешской православных церквей тоже имеют титул митрополита, Болгарская православная церковь имеет статус патриархата, Сербской тоже управляет патриарх.

Говорить о том, что статус, который получит Украинская поместная православная церковь, будет сравним или ниже статуса УПЦ МП, тоже нельзя, и это было бы неправдой. Украинская православная церковь Московского патриархата — условное название.

Обратите внимание

В православном мире ее знают, как «объединение епархий Московской патриархии на территории Украины». Россия назвала их Церковью, но они при этом не имеют никакого статуса в мировом православии, не упоминаются в диптихе.

Они имеют определенные права, но они завтра могут быть отобраны — это внутренняя свобода в рамках РПЦ, такая же самая, как в митрополитском округе в Казахстане, экзархате в Белоруссии, Молдавии.

Все это неотъемлемые части Московской патриархии, и принимаются они в православном мире очень хорошо именно как составные части Московской патриархии. Но сравнивать их статус с автокефальной церковью просто смешно. Они ведь даже не имеют автономного статуса!

Лишь треть

-Вы понимаете, как будет развиваться ситуация после Томоса, вы понимаете сколько епархий Московского патриархата перейдет в поместную церковь?

— У нас нет ни одной епархии Московского патриархата, которая может перейти в новую церковь в полном составе. По чему я сужу? У нас есть два явных проукраинских правящих епископа — я имею в виду Симеона Винницкого и Софрония Черкасского. Это те, у кого есть полноценные епархии, я не беру сейчас викарных епископов.

Так вот Епископ Софроний провел тайный опрос своих священников на предмет поддержки украинской поместной церкви. И у него поместную церковь поддержала только треть священнослужителей, остальные будут или колебаться, или останутся в Московской патриархии.

У Симеона Винницкого тоже ситуация непростая, пока он встречался в Киеве с президентом Украины, у него в епархии без его благословения собралось около сотни священнослужителей и настоятелей монастырей, которые поклялись в верности Москве.

Потом через несколько дней возникло движение в поддержку владыки Симеона и уже письмо в его поддержку подписало всего пятьдесят священников. Это все происходило в епархии, где около восьми сотен религиозных громад.

Закрытая социология, которую делали в стране, говорит, что идею Поместной православной церкви поддерживают открыто около 30% священнослужителей и еще 30% относятся к ней в целом одобрительно.

И мы должны при этом понимать, что это процесс не одного дня и даже года. В стране нет прописанного механизма перехода церковных общин из одной церкви в другую.

То есть в статье 8-й закона «Про свободу совісті та релігійні організації» говорится, что община имеет право сменить юрисдикцию, но каким образом это совершится — не прописано.

В этих условиях у нас есть случаи, когда 90% общины хотят сменить юрисдикцию, а 10% против и оставляют за собой храм!

Фото REUTERS/Scanpix/LETA

Важно

Я вам больше скажу, есть прецедент, когда в городе Стрый Ровенской области только два человека из общины не хотели уходить из Московского патриархата в Киевский и эта пара людей через суды отсудила себе и Московскому патриархату огромный собор в центре города. А остальные пятьсот верующих приняли решение строить свой храм Киевского патриархата и строили его десять лет, в нем уже идут сейчас службы. Видите, до какого абсурда доходило?!

В нынешней ситуации Московскому патриархату стоит иметь десяток своих верных людей в каждой общине, чтобы в судах затянуть процесс перехода на годы. Я лично знаю больше десяти общин, которые приняли решение перейти в Киевский патриархат три и больше лет назад и до сих пор судятся. Это очень непростой процесс.

Источник: https://spektr.press/mitropolit-vmesto-patriarha-kak-iz-za-utechki-status-uppc-vnov-okazalsya-pod-voprosom-i-pochemu-perejti-v-nee-gotovy-lish-tret-svyaschennikov/

Архиерей: кто это такой в православной церкви и как к нему обращаться

В апостольское время епископом назывался наставник в церкви, который надзирал за христианами. В отличие от странствующих апостолов, проповедовавших повсеместно, они оставались на территории конкретного города, провинции. Архиерей – это епископское звание, образовавшееся благодаря появлению других церковных чинов: митрополита, патриарха, папы.

В переводе с греческого архиерей означает «старший священник». До сих пор сохраняется как почетное звание и употребляется наряду с другими высшими ступенями православной церковной иерархии – архипастырь, иерарх.

Что это за звание?

Архиерей – это епископ в православной церкви, который наделен благодатью совершать все церковные Таинства. Википедия об этом тоже упоминает.

В прошлых веках архиереев разделяли по объему полномочий на митрополитов и архиепископов, именно из их числа Поместный Собор избирал патриарха.

Православный архиерей принадлежит к черному духовенству. В отличие от представителей белого духовенства эти церковные служители не вступают в брачный союз, то есть являются безбрачными.

Существует традиция – возводить в архиереи лиц из монашествующих высших духовных санов. Согласно христианскому учению благодатная сила, исходящая от Иисуса Христа, передается через апостолов архипастырям при рукоположении.

Другими словами, архиерей – это церковный служитель, который выполняет все священнодействия. Он может рукоположить диаконов или благословить божественную службу с антиминсом – платком с вшитыми частицами мощей Святого.

Помимо этого он управляет монастырями и храмами, принадлежащими его епархии. В целом архиереями можно назвать все высшие чины православной духовной власти: епископов, архиепископов, митрополитов, патриархов.

Саны священнослужителей

Каждый православный христианин, встречая представителей духовенства, понимает, что существуют определенные отличия в их чине. Критериями служат головные уборы, одежда, наличие украшений, драгоценных камней и другие. Чтобы лучше разобраться, кто же такой архиерей, рассмотрим, что собой представляют чины Православной церкви.

Белое духовенство

Как уже было сказано, это православные церковные служители, которые имеют семью – жену и детей. Это обычные люди, которые хотят быть ближе к Богу, они занимают свою должность по благословению священнослужителя.

Начиная с самого низкого сана, это:

  1. Алтарник. Он занимается зажжением лампад, свечей, кадила, следит за безопасностью и порядком внутри церковного помещения, подготавливает одежду и другие предметы для богослужения. Отвечает за исполнение церковного обряда, а именно подношение просфор, вина и т. д. При необходимости он звонит в колокола, читает молитвы, но ему категорически запрещается перемещаться между Царскими вратами и алтарем, а также касаться престола. Носит он самое обычное одеяние, поверх которого надевает стихарь.
  2. Псаломщик. Кто такой псаломщик или чтец, как его еще называют? Это тоже мирской человек, который читает молитвы и, по мере необходимости, истолковывает их обычным прихожанам. Носит он специальную бархатную шапочку и подрясник. За особые заслуги может быть посвящен, по благословению священнослужителя, в иподиакона.
  3. Иподиакон. Надевает орарь и стихарь, помогает батюшке в совершении богослужений, омывает ему руки, подает необходимые символы церковного обряда.
  4. Диакон. Помогает при совершении богослужения, но самостоятельно его совершить не может. Главной задачей диакона является чтение Священного Писания.
  5. Протодиакон. Носит орарь с надписью: «Свят, Свят, Свят!», отличается красивым голосом, поет на богослужении, обычно знает множество песнопений и молитв. Как обращаться к протодиакону? Так же, как и к диакону, к нему можно обратиться по имени, перед которым произносится «Отец». Можно просто сказать: «Отец прото-, архидиакон».
  6. Иерей. Является наименьшим священным саном. Обладает многими полномочиями: самостоятельно совершает богослужения и все церковные таинства, наставляет людей, проводит причащение. Головной убор иерея – это камилавка. Обращаются к нему «Ваше Преподобие» или по имени, предшествует ему слово «Отец».
  7. Протоиерей. Главный иерей, получивший звание за большие заслуги. Может быть настоятелем храма, носит епитрахиль, ризу.
  8. Протопресвитер. Это наивысший сан православного белого духовенства, за ним следуют звания, при которых запрещено создавать семью.

Черное духовенство

По мере возрастания состоит из:

  1. Иеродиакона. Выносит необходимые сосуды для ритуалов, помогает в служении, совершении таинств.
  2. Иеромонаха. Это священник, который может проводить церковные таинства, то есть он прошел хиротонию. Белое духовенство, перешедшее в монахи, обычно возводятся в этот сан.
  3. Игумена, игуменьи. Настоятель храма или монастыря, который наделяется правом ношения специального посоха – жезла. Как обращаться к нему? Мы не ошибемся, если при разговоре произнесем: «Ваше Высокопреподобие», «Досточтимая Матушка (имя)».
  4. Архимандрита. Носит черное монашеское одеяние с красными скрижалями, отличающими его от остальных. Обращаются к нему так же, как к игумену.
  5. Епископа. Это один из самых высших православных церковных санов. Общепринятым обращением считается «Владыка» или «Ваше Преосвященство».
  6. Митрополита. Подчиняется исключительно патриарху, отличается ношением голубой мантии, белого клобука, отделанного драгоценными камнями. Как правильно обращаться к архиерею – Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко.
  7. Патриарха. Главный священнослужитель, который несет ответственность за весь православный народ. Обращение к архиерею может звучать как: «Святейший Владыка», «Ваше Святейшество». Сан является пожизненным, очень редко Владыку могут отлучить от церкви, временно назначив местоблюстителя. Избирают его на Архиерейском соборе.

Поведение в присутствии архиерея

Церковный этикет – это то, что должен знать каждый православный христи

Попадая на торжество, фуршет или званый обед, нужно помнить о том, как себя вести и соблюдать следующие правила:

  1. Придя на прием, нужно подойти для личного благословения духовными лицами. Человек, не вхожий в церковь, может приветствовать священнослужителя обычным пожатием руки.
  2. Трапеза начинается с общей молитвы. Лица другого вероисповедания должны во время молитвы сохранять тишину.
  3. Разрешается произносить тосты в честь кого-либо из присутствующих, завершать свое послание нужно словами: «Многая лета!».
  4. Опоздание без причин на мероприятие считается оскорблением, поэтому лучше распланировать все свое время заранее. Первыми на прием приходят люди, принадлежащие низшей иерархической степени, они же уходят последними.
  5. Задерживаться и употреблять чрезмерное количество спиртного на трапезе неприлично. Вставать из-за стола раньше положенного тоже не рекомендуется.
  6. На протяжении всего мероприятия следует уделять внимание рядом сидящему человеку, особенно если это женщина, однако знакомиться за столом не принято.
  7. Не рекомендуется разговаривать с набитым ртом, накладывать в тарелку большое количество еды.
  8. Не допускается на трапезе вольное поведение, громкие разговоры, смех и неприличные беседы.
  9. Не одобряется появление женщины в короткой юбке, декольтированной блузке или в штанах, при этом платок повязывать не обязательно.
  10. Посещая мероприятие с участием священных лиц, лучше соблюдать умеренность во всем.
Читайте также:  Отчет о поездке в школа-интернат г. васильков 21.01.2018 - православные иконы и молитвы

Источник: https://religiya.guru/polezno-znat/pravoslavnyj-arhierej-kto-eto-takoj-i-chem-zanimaetsya-v-tserkvi.html

В ожидании томоса: краткий словарь церковных терминов, которые помогут вам быть в теме

Украинское информационное пространство в последние месяцы серьезно насыщено церковными терминами. Какие-то из них вы “где-то слышали”, какие-то вполне могли услышать впервые

112.ua

Украина готовится к получению Томоса и дальнейшему созданию Единой украинской автокефальной поместной церкви. Вселенский патриархат признал незаконной “передачу” Киевской митрополии Московскому патриархату в 1686 году.

Кроме того, появилась информация, что  с патриарха УПЦ КП Филарета уже сняли анафему.

Совет

При этом митрополит РПЦ Иларион угрожает, что если Украина все же получит Томос, то РПЦ может разорвать все отношения с Константинополем.

Такая краткая вводная еще каких-то полгода назад вполне могла серьезно озадачить обывателя наличием большого количества непонятных слов.

Сейчас же тема Томоса и церкви прочно укрепилась в топе главных новостей страны, однако некоторые термины лишний раз пояснить никак не помешает.

Потому далее будет небольшой ликбез, предназначенный для лучшего понимания темы, которая, похоже, еще задержится в главных новостях Украины.

Начнем с главного.

Что такое Томос?

Это указ предстоятеля поместной православной церкви по важному вопросу церковного устройства.

В частности, путем издания Томоса некоторая часть “материнской” церкви может получить автономию в управлении или автокефалию.

Что такое “материнская” церковь?

Вселенский патриарх Варфоломей І Фото из открытых источников

“Материнская” церковь, или церковь-мать – это автокефальная церковь (в основном патриархаты), которая может выдавать разрешения на создание поместных церквей, ранее входивших в ее юрисдикцию.

На звание “материнской” церкви для Украины есть два претендента – Московский и Константинопольский патриархаты.

В настоящий момент официальная позиция властей Украины, высказанная президентом Петром Порошенко, следующая:

“Князь Владимир Великий принял христианскую веру от Константинопольской церкви, и поэтому именно от нее Украина ждет признания автокефалии для поместной церкви”.

Что такое автокефалия?

Это статус поместной церкви. Он предполагает административную независимость от других поместных церквей.

Автокефальная церковь возглавляется патриархом, архиепископом или митрополитом.

Если немного подробнее: автокефальная православная церковь – это поместная православная церковь с закрепленной за ней канонической территорией. Автокефальная церковь не является ни иерархически, ни административно частью другой православной церкви.

Не путать с автономией. Предстоятель автономной церкви после избрания должен быть утвержден патриархом одной из автокефальных церквей.

Кто такие патриархи, архиепископы и митрополиты?

Все три названия – это церковные саны.

Патриарх — титул епископа-предстоятеля автокефальной православной церкви в ряде поместных церквей.

В любой автокефальной церкви патриарх избирается Поместным собором или Архиерейским собором.

Архиепископ — старший (начальствующий) епископ. В ряде поместных православных церквей греческой традиции (кроме Иерусалимской) — архиепископ является предстоятелем данной церкви.

Митрополит — первый по древности епископский титул в христианской церкви. Первоначально титул митрополита носили епископы христианских церквей, резиденции — кафедры — которых находились в главных городах (метрополиях) – административных центрах провинций Римской империи.

Что такое Поместный собор? Что такое Архиерейский собор? Какая между ними разница?

Поместный собор — собор епископов и других клириков, мирян, поместной церкви или определенной ее области для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины.

Архиерейский собор – поместный собор, в котором участвуют исключительно архиереи.

Кто такие архиереи?

В иерархии санов современной церкви — духовные лица, имеющие третью по значимости степень священства (епископскую).

Кто такие экзархи?

Не так давно стало известно, что Вселенский патриархат назначил экзархами в Украине представителей духовенства из Канады и США.

Так вот. В современном православии экзархом обычно называют старшего епископа отдельного церковного округа (экзархата), расположенного за пределами страны основной юрисдикции данной поместной церкви (патриархата).

Что такое анафема?

Анафема – отлучение христианина от общения с верными Церкви людьми и от таинств, применяемое в качестве высшего церковного наказания за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое.

Как известно, решение “об отлучении Филарета от церкви” и анафеме принял Архиерейский собор РПЦ.

Что такое епархия?

Церковно-административная единица, управляется архиереем. Епархии разделены на благочиния, состоящие из нескольких приходов. Границы епархий, обычно совпадают с административным делением страны.

Источник: https://112.ua/glavnye-novosti/v-ozhidanii-tomosa-kratkiy-slovar-cerkovnyh-terminov-kotorye-pomogut-vam-byt-v-teme-461789.html

Иерархия в церкви среди священников

Иерархия в церкви. Со времен апостольских и до сегодняшнего дня в Церкви существует три степени иерархии: низшая – диакон (помощник священника); средняя – священник; высшая – епископ.

Все православное духовенство разделяется на «белое» — состоящее из лиц женатых, и «черное» — монахов (от греческого «монос» — один) Овдовевший священнослужитель чаще всего принимает монашеский чин, так как не имеет права жениться второй раз.

Диаконы и священники могут быть как женатыми (но только первым браком), так и монашествующими, а епископы — только монашествующими.

Как миряне могут служить в храме? Кто такой  алтарник, чтец по иерархия в церкви

Кто такой алтарник

Алтарник — именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре. Над алтарником не совершается таинство священства, он лишь получает от настоятеля храма благословление прислуживать в алтаре.

В обязанности алтарника входит наблюдение за своевременным и правильным возжжением свечей, лампад и иных светильников в алтаре и перед иконостасом; подготовка облачения священников и диаконов; принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана; разжигание угля и подготовка кадила; подавание плата для отирания уст во время Причащения; помощь священнику при совершении таинств и треб; уборка в алтаре; при необходимости — чтение молитв во время богослужения и исполнение обязанностей звонаря. Алтарнику запрещено касаться престола и его принадлежностей, а также переходить с одной стороны алтаря на другую между престолом и Царскими вратами. Алтарник носит стихарь поверх мирской одежды.

Кто такой чтец

Чтец (псало́мщик; ранее, до конца XIX — дьячок, лат. lector) — в христианстве — низший чин церковнослужителей, не возведенный в степень священства, читающий во время общественного богослужения тексты Священного Писания и поют во время богослужения молитвы.

Кроме того, по древней традиции, чтецы не только читали в христианских храмах, но и растолковывали значение трудно понятных текстов, переводили их на языки своей местности, произносили проповеди, обучали новообращённых и детей, пели различные гимны (песнопения), занимались канцелярскими делами церкви и прихода, благотворительностью, имели и другие церковные послушания. Чтец имеет право носить подрясник, поясок и скуфью.

Пономари также исполняют обязанности звонарей, подают кадило, помогают в изготовлении просфор, убирают в храме, отпирают и запирают его.

Батюшка – обобщенное традиционное для православной Руси именование священника. Обычно называют того, кто проводит службы в храме.

Кто такой дьякон? Разница между иподьяконом, дьяконом, протодьяконом и  архидиаконом

Диакон – первая степень священнослужения. Диаконы являются помощниками священников при совершении богослужения. Не имеет право совершать богослужения самостоятельно.

Протодиакон — титул белого духовенства, главный диакон в епархии при кафедральном соборе. В настоящее время титул протодиакона обычно даётся диаконам после 20 лет служения в священном сане.

Диакон, состоящий в монашеском чине, называется иеродиаконом, а принявший схиму — схииеродиаконом. Старший диакон в белом духовенстве называется протодиаконом — первым диаконом, а в черном — архидиаконом (старшим диаконом).
Иподиакон — это помощник диакона.

В современной Церкви иподиакон не имеет священной степени, хотя облачается в стихарь. Иподиакон является промежуточным звеном между церковнослужителями и священнослужителями.

Кто такой священник (просвитер, иерей) в иерархия в церкви?

Священникэто служитель в храме Церкви, имеющий право совершать богослужения и шесть из семи христианских таинств: крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, брак и елеосвящение.
Пресвитер(греч. – старший) это древнейшее название священника, духовного лица, посвященного во вторую степень священства.

Впоследствии пресвитеры стали называться священниками или иереями (с греческого «иеревс» — «священник»). Священник, состоящий в монашеском чине, называется иеромонах, а принявший схиму — схииеромонахом.

Кто такие монахи?

Монах – священники, дополнительно давшие ещё 3 обета: нестяжательство, послушания и безбрачия. В случае, когда монах принимает сан, он может стать иеродиаконом (монах-диакон), иеромонахом (монах-иерей), далее – игуменом и архимандритом.

Кто такой протоирей? Протоиерейэто старший иерей (священник), обычно настоятель храма

Кто такой настоятель храма, монастыря? Настоятель,  это должность. Старшее духовное лицо в монастыре, храме


Кто такой архиерей?  
Архиерей — общее звание для священнослужителя, стоящего на этой ступени церковной иерархии: патриарха, митрополита, архиепископа и епископа. По древней традиции в сан епископа посвящают только священников, принявших монашеский чин.

Кто такой епископ  и архиепископ? Епископ (от греческого слова «эпископос» — «смотритель, надзиратель»).

Апостолы передали им власть не только учить и священнодействовать, но и посвящать пресвитеров и диаконов, а также наблюдать за их поведением. Епископ управляет приходами целой области, называемой епархией.

По степени священства все епископы между собою равны, но старейшие и наиболее заслуженные из епископов называются архиепископами, как правило, управляющими епархией большего размера.

Митрополит – архиерей (главный священник) очень крупной церковной области. Например: митрополит Тверской и Кашинский Виктор. Митрополит — это епископ большого столичного города и прилегающей области, так как столица по-гречески называется митрополией.

Кто такой патриарх?  Патриарх (греч. – родоначальник) это высший священноначальник (архиерей) страны. Высший чин церковной иерархии. Например патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Как правильно обращаться в батюшкам? 

«Отец (имя)»— обращение к священнику и диакону, когда вы знаете его имя. Если не знаете имя, можно обратиться словом «батюшка».

Если вы видите, что перед вами важный церковный чин, то к нему следует обращаться со слова «владыка».

Священника и диакона при обращении называют «отец (имя)», в виде исключения отцами называют пожилых и многоопытных монахов. Обращение Батюшка применяется только к священнику.

Обращаться к священнослужителям «святой отец», как это принято в католических странах, не стоит. Ведь святость человека познается по его смерти.

Обратите внимание

Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом «матушка».

К архиереям — епископам, митрополитам, патриарху — нужно обращаться «владыка», как к облеченным церковной властью.

Иногда возникает потребность обратиться к священнослужителю письменно. Иереев следует именовать «Ваше преподобие», протоиереев — «Ваше Высокопреподобие», епископов — «Ваше Преосвященство», архиепископов и митрополитов — «Ваше Высокопреосвященство», Патриарха — «Ваше Святейшество».

Краткая таблица православных чинов. Иерархия в церкви

Белое духовенство (женатые)

Черное духовенство (монашествующие)

Степени

Патриарх, Предстоятель Церкви

Архиереи (высшие священники)

Митрополит, Архиепископ
Епископ
Протопресвитер Архимандрит, игумен, игумения

Священники

Протоиерей Иеромонах
Иерей
Протодиакон Архидиакон

Дьяконы
(помощники священника)

Диакон Иеродиакон
Иподиакон
Чтец, псаломщик, пономарь, алтарник Послушник, инок, монах

Источник: http://vcerkvi.ru/ierarxiya.html

Ссылка на основную публикацию